бабка пупорезка кто такая
Повивальная бабка
Повитуха, повивальная бабка, приемница, пупорезка, пуповязница — женщина, принимающая роды. Одна из древнейших отраслей народной медицины, оставалась чрезвычайно распространённой до возникновения акушерства как точной науки.
Содержание
В России
На Руси было принято, чтобы повитуха была вдовой. Иногда это занятие было наследственным, подчас совмещалось с ролью знахарки. Повитуха являлась главным персонажем родильного обряда, также руководила всей внецерковной частью обряда крестин ребенка.
В требнике патриарха Иосифа (составлен в 1651 году) содержится чинопоследование для облегчения родов. Из восьми содержавшихся в нём молитв три молитвы читаются «бабе, отроча приемшей», то есть повитухе. [1]
В середине XVIII века были созданы специальные высшие и средние учебные заведения для повитух — Повивальные институты (существовали до 1917 года). Деятельность повивальных бабок регламентировалась специальным уставом («Устав повивальным Бабкам»). [1]
Покровительница
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Повивальная бабка» в других словарях:
повивальная бабка — повивальница, бабка, повивальщица, бабка пупорезница, акушерка, повитуха Словарь русских синонимов. повивальная бабка сущ., кол во синонимов: 8 • акушерка (9) • … Словарь синонимов
повивальная бабка — (истор.) название акушерки, применявшееся в России до начала 20 в … Большой медицинский словарь
Повивальная бабка — см. Акушерка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Повивальная бабка — П.Б., т.е. женщины, принимавшие роды, упоминаются в Быт 35:17; 38:28 и Исх 1:15 … Библейская энциклопедия Брокгауза
повивальная бабка — повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 21) женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Повивальная бабка — (midwife). Женщина, имеющая опыт принятия родов, иногда обладающая специальной подготовкой, оказывающая услуги родовспоможения в домашних условиях … Психология развития. Словарь по книге
повивальная\ бабка — повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 21) женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
повивальная бабка, повивальщица — См. повитуха. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов
Бабка- пупорезка в деревне всем родня! Как рожали на Руси
Рождения ребёнка – процесс, связанный с большой ответственностью и таинством. В разные временные периоды к нему и относились по-разному. В СССР требовали полной стерильности, сейчас к появлению малыша на свет привлекают отца, а вот как дело обстояло в старину? Кто помогал ребёнку появится на свет?
Повивальная бабка или пупорезка – именно так величали в сёлах и деревнях тех, кто оберегал роженицу до, в момент и после родов.
Начать следует с того, что на Руси вообще женщинам не велели всячески афишировать свою беременность. Поэтому будущие мамы носили неприметную одежду, никогда не хвастались своим крепким здоровьем, чтобы не привлечь дурной глаз и злых духов. А ещё лучше, если женщина имела при себе оберег.
Не смотря на то, что сам процесс родов в принципе может происходит и без постороннего вмешательства, женщину не оставляли в одиночестве. И чтобы пройти этот путь существовали повивальные бабки.
Эта профессия всегда была более, чем уважаема. Это был не только тот человек, который видел ребёнка первым, но и который помогал матери и малышу в первое время адаптации.
Сельский народ всегда прислушивался к советам повитухи, почитая её мудрость. Таких женщин, занимающихся подобным ремеслом, было не много, на одно селение одна, своя бабка. Не обязательно она должна была быть преклонного возраста, а называть её принято было так из-за уважения и опыта в своём деле.
Связь между роженицей и пупорезкой сохранялась и потом, когда болел ребёнок, когда приходила пора вступать в семейную жизнь, принято было приглашать ту бабку, которая принимала роды. Ведь свадьба – это тоже своего рода рождение, но только не человека, а семьи.
Современное общество уходит от традиций наших предков и сейчас не придаётся такое значение тому, кто первым примет младенца на этот свет. А ведь если верить народной мудрости, от этого зависела вся дальнейшая судьба маленького человека. И, возможно, поэтому в деревнях и до сих пор стараются не обращаться в больницы, а действовать самостоятельно. Хотя следует предупредить, что такое отношение может нести угрозу жизни матери и младенцу.
Но возвращаясь к теме, отметим, что роль повитухи в судьбе будущего младенца была обозначена ещё на свадьбе. В этот период бабка водила невесту в баньку, мыла, обливала отварами трав, читала молитвы и тогда детишки у такой матери рождались желанными и здоровенькими.
Повитуха не могла отказаться от участия в родах. Это было её своего рода обязанностью. И, когда наступал ответственный момент, за ней посылали кого-то из членов семьи. Иногда из-за отсутствия места приходилось роженице самой приходить к пуповязке. Но в большинстве случаев рожали дома. Для того, чтобы малыш успешно появился на свет, всё было заранее приготовлено.
Опять же, чтобы отвадить злых духов, прямого запроса не высказывали, а обращались к бабке с такими словами: «У нас Марья на печь залезла» или заболела. Это был своего рода условный знак – пора спешить.
Когда же малыш оказывался в руках повивальной бабки, она кутала его в рубаху отца. Причём не чистую, а обязательно ту, что уже пропахла потом. Это должно было сблизить дитя и родителя. Так считали в старину. А потом бабка справлялась с пуповиной.
Наши предки большое внимание уделяли приметам. Одна из них – захоронить место. Это сейчас его считают уже отработанным материалом и используют в фармакологии. А раньше обязательно вымывали и закапывали у дома.
Если во время родов не было никаких осложнений, то мать с повитухой и младенцем отправлялись в баньку, чтобы помыться, вправить живот и матку.
Теперь повивальной бабке надлежало некоторое время взять дитя и мать под свою опеку, помогать по дому, молиться. Первые сорок дней считались самыми тяжёлыми. Именно в этот период словно решался вопрос будет ли младенец жить или нет. И если весы по истечению срока качались в положительную сторону, то миссия повитухи считалась окончательно выполненной на данном этапе.
Важно, что срабатывал позитивный настрой и женщина могла благополучно разродиться только от одного присутствия повитухи.
Какое же вознаграждение полагалось за подобный труд?
Помимо материального дара, повитухе были признательны всей душой и для этого даже существовал специальный обряд целования рук. Он помогал выразить всю признательность к той, что оказала непомерную услугу и теперь стала практически членом семьи.
Примечательно то, что не любая женщина, которая даже желала бы примерить на себя роль повитухи, могла стать таковой. Эта честь выпадала только тем, кто был замужем и имел детей. Иначе как могла принимать младенцев та, что сама не находилась в родах. Важным были и нравственные качества, доброта, верность супругу. Этих условий строго придерживались, поскольку считалось, что дети, принятые повивальной бабкой с аморальным поведением будут часто болеть. А сварливый и злой характер так же мог передаться ребёнку.
Свои тайны о родах свято хранили, тщательно выбирая того, кому могли передать свой опыт. Обычно это была одна из дочерей. И тогда девочка ходила с матерью на роды и перенимала навыки, пропитываясь самим духом таинства.
И на каком бы уровне не была развита современная медицина, она не сможет заменить человеческое тепло и заботу.
Наука о бабичьем деле: кто такая повивальная бабка
Как учили повивальных бабок и чем они отличались от акушерок и пупорезок. Почему бабки имели высший допуск секретности и почему их подозревали в колдовстве
Джордж Морланд, жанровая картинка: акушерка передаёт новорожденного родителю (1788 г). Изображение с сайта keywordhut.com
Сегодня весь мир отмечает Международный день акушерки. Этот праздник сравнительно новый – он возник в 1987 году в Голландии, на Международной конфедерации акушерок. А в 1992 году был официально признан.
Само слово «акушерка» пришло к нам из французского языка. Его значение – «помогать при родах». В России же подобных вспомогательниц называли иначе – «повивальная бабка» или же просто «повитуха».
В этот мир – под бабкины напевы
Повивальная бабка выводила рулады:
В городе Вифлееме,
На реке на Ердане,
На камени на Латоре
Спала Пресвятая Богородица.
Спала и почивала,
Свово Спаса-дитю –
Предвечна Бога –
В ясной ночи из утробы дожидала,
Привиделся ей сон страшен и грозен,
Егда являлся Спас многомилостивый:
«Будто я Исуса носила,
Понося его, без болести крестила,
С Иваном Крестителем Крестила,
С бабушкой Саламанидой одевала,
В пелены белые пеленала,
В шелковые поясья повивала,
На горе на Серафиме
Вырастало тут дерево велеко,
Дерево кипарисно прекрасное,
На том дереве явился крест –
Чуден-пречуден и злачён-предлачён.
На этом дереве, на этом кресте
Христа Исуса распинали,
Его кровь в чашу сточали,
Эта кровь – вода святая:
Слепым на зрение,
Хромым на похождение,
Убогим на здравие,
Рождающем женам – вспоможение.
Это была первая песня, слышанная ребенком, новым человеком. Именно в этот момент, вот под эти слова он появлялся на свет. Так пели во Владимирской губернии, однако же в других российских уголках тоже существовали похожие песни.
Повивальная бабка была человеком особенным. Именно она сидела рядом с роженицей и ребенком до того, как он примет крещение – отгоняла нечистую силу. Она же обязательно присутствовала на свадьбе своего восприемника. Если, конечно, доживала – бабка, пусть и повивальная, тоже имела свой срок.
В воспитательных домах – там, где существовали приюты для «сирых и неимущих родительниц» – одна лишь повивальная бабка могла заходить в палату к такой роженице. Следовало соблюдать анонимность – ведь «сирая» изначально решила отказаться от своего отпрыска. Но повивальная бабка имела высший допуск секретности.
Неудивительно, что к тем, кто решил посвятить себя «бабьичему делу», предъявлялись строжайшие требования.
«Всякая повивальная Бабка должна быть… благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва… должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно».
Повивальная бабка могла быть либо незамужней девушкой, либо вдовой – никаких телесных наслаждений она не должна была испытывать. Разве что рюмочку сладкой наливки пропустить – многие повитухи, невзирая на запрет, на этот счет грешили. Но, естественно, не напивались вусмерть, все в пределах допустимого.
А в 1886 году вышло учебное пособие «Полное руководство к изучению Повивального Искусства». В нем было сказано: «Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства».
Повитуха, приемница и пупорезка
«Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» Н.М.Амбодик-Максимовича (титульный лист, 1784 год).Изображение с сайта medline.ru
Формально и теоретически существовала разница между повивальной бабкой и повитухой. Повитуха была рангом ниже, и образование ее было поверхностнее. Но народ довольно плохо в этом разбирался. Постоянно путал эти два понятия. Что повивальная бабка, что повитуха, она же приемница, она же пупорезка – все едино. Не удивительно – врача от фельдшера толком никто не различал, а здесь такие тонкости.
К подготовке повивальных бабок относились с предельной серьезностью. Для их подготовки повсеместно открывались высшие и средние учебные заведения – повивальные институты и повивальные школы соответственно.
Первые же заведения этого рода стали появляться в нашем государстве еще в середине XVIII века. Там преподавали иностранцы, большей частью, немцы. Точнее, немки – для мужчины эта отрасль медицины считалась заповедной, доктор сильного пола не имел права даже прикасаться к чужой беременной жене. Впрочем, встречались исключения. В частности, в начале XIX века в России пользовался популярностью врач Нестор Максимович Амбодик-Максимович, которого многие считают отцом-основателем отечественного акушерства.
Его перу принадлежит фундаментальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Кроме того, доктор Амбодик кардинально переоборудровал родильное отделение Санкт-Петербургской Калинкинской больницы.
Другой доктор, некто Ф.Залесский восхищался: «Замечательно здесь устройство родильной кровати. Эта железная кровать имеет, вместе с лежащею на ней постелью, вышину с лишком полтора аршина, так что акушер не имеет нужды нагибаться к родильнице. Верхний, обитый юфью, тюфяк составлен из нескольких кусков, могущих укладываться различно; в среднем куске сделана овальная выемка и в нее вставляется продолговатый довольно глубокий медный таз, края которого однакож стоят ниже уровня тюфяка… Новорожденному можно здесь немедленно сделать теплое купание… и тут же может ему удобно быть подана всякая помощь, в случае мнимой смерти…
По тем временам – роскошь удивительная, особенно, если учесть, что контингент Калинкинской больницы традиционно состоял из представителей так называемого городского дна.
Столетие назад в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове действовал Императорский клинический повивальный институт. В нем не только обучали, но и принимали роды. Правда, его чаще называли «институтом Отта» – в честь его директора Дмитрия Оскаровича Отта.
Этот незауряный человек был не только талантливым врачом, но и вполне приличным менеджером – именно при нем и именно его стараниями возникло новое здание института. Его выстроили за 4 года, при этом на строительстве работали 400 тысяч рабочих.
Автор проекта, архитектор Леонтий Бенуа писал: «С Д.О.Оттом мы работали очень дружно и согласно, он проводил свои идеи твердо и неуклонно, ставил свое детище на ноги, а я ему в этом помогал».
Условия были роскошными. Специальная система кондиционирования нагоняла в палаты свежий воздух, да не откуда-нибудь, а из сада, разбитого при институте. После чего воздух проходил через тканевые фильтры, увлажнялся над специальным бассейном с фонтанами, затем согревался и уже после этого поступал в помещения. У каждой кровати висел телефон. А специальный концертный зал был оборудован органом фирмы Валькер.
Отт руководствовался вполне определенной задачей – дать возможность «забыться страждущему, рассеять его мрачные мысли и облегчить душевное настроение».
Многие известные люди родились в этом учреждении. В частности, философ Лев Гумилев, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
В Москве же, на Мясницкой действовало Долгоруковское училище повивальных бабок. Оно появилось в 1882 году при больнице для чернорабочих. А в 1889 году на средства известной московской благотворительницы Агриппины Абрикосовой был открыт бесплатный родильный приют на 59 коек. Еще один открылся после ее смерти, в соответствии с духовным завещанием.
А еще в каждом городе существовала забавная по названию, но весьма ответственная и серьезная по сути должность – городовая повивальная бабка. Она находилась при полиции и принимала роды в экстренных случаях, каковых, ясное дело, было множество.
Кстати, в 1902 году в стране насчитывалось 9000 зарегистрированных повивальных бабок, из которых 6000 жили в городах, а 3000 – на селе.
«Фабрика ангелов» и прочие злодейства
Средневековая книжная миниатюра. Изображение с сайта menysnoweballes.wordpress.com
Роль повитухи была двойственной. Сакральность профессии предполагала, с одной стороны, уважение, доверие и нижайшее почтение общества, а с другой – бабку постоянно подозревали в колдовстве и прочих нехороших шалостях. А если вдруг бабки и впрямь попадались на чем-нибудь этаком, общество и газеты вовсю смаковали событие.
«В селе Белоомуте обнаружена «фабрика ангелов». Повивальная бабка Лабушева с крестьянкой Мастрюковой душили младенцев, топили их в реке, зарывали в землю. После допроса полиции Мастрюкова внезапно скончалась, а Лабушева покушалась на самоубийство, но неудачно».
«В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент Университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружено несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».
Эта газетная заметка относится к 1903 году. Мы видим, что в то время слово «акушерка» уже существовало наряду с «повивальной бабкой», но, правда, только лишь входило в обиход.
Случались и курьезы: «На ст. Петровск, Ташкентской жел. дор., произошел следующий случай. Железнодорожной и станционной администрации потребовалась бабка для забивки свай; она послала телеграмму о немедленной высылке. На следующий день с поездом во втором классе приехала акушерка; она вышла из вагона и спросила попавшегося ей навстречу одного из администраторов станции, где больная, вызвавшая ее по телеграфу. Тут на месте инцидент и выяснился. Оказалось, что усердному телеграфисту не понравилось одно слово «бабка» и он от себя лично приписал перед словом бабка – «повивальная»».
А Николай Лейкин в одном из своих фельетонов упоминал петербургскую вывеску, написанную на трех языках: «Повивальная бабка, Sage femme, Hebamme». Но это уже вопрос брендинга.
Случай в Одессе
Изображение с сайта kara-ls.blogspot.ru
В 1895 году в Одессе произошел совершенно фантастический случай. Через бабку-повитуху «породнились» два известных деятеля отечественной культуры. Драматург Дмитрий Липскеров писал: «Моя бабушка была акушеркой, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть – с образованием. Многим одесситам помогала она появиться на свет. В ту ночь к моей бабушке прибежала домработница (тогда они назывались «прислугами») из квартиры номер семь и прокричала:
– Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру номер семь. Моя хозяйка готова рассыпаться!
Бабушка схватила чемоданчик и рысью побежала в квартиру номер семь. Она привыкла к тому, что ее беспокоили ночью, так как почему-то все одесситки предпочитали рожать именно ночью, а не днем. Так было принято в Одессе. Ночью в квартире номер семь на свет появились двое детей-близнецов. Одному из близнецов предстояло впоследствии стать Леонидом Утесовым, прославленным артистом нашей эстрады».
Конечно же, нечто подобное могло произойти только в Одессе.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Кто такие повитухи на Руси, какие правила они строго соблюдали и как подтверждали свою квалификацию
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Безупречная репутация
Выбирали повитух тщательно. В городах 18 века просматривали объявления в газетах, а в деревнях старались остановить выбор на тех, кто имеет отличную репутацию. В период правления Екатерины Великой к повитухам предъявлялись такие требования: скромность, порядочное поведение, полный отказ от алкоголя и умение хранить тайны. Существовала Присяга повивальных бабок, которая предусматривала воздержание от спиртного и не разрешала обращаться с роженицами грубо, а также с использованием брани.
Правила для повитух предусматривали и безупречное поведение: следовало быть верной женой, вовремя совершать причастие и получать у священнослужителя благословение на работу. Быть повивальной бабкой дозволялось только тем женщинам, которые уже не могли родить ребенка.
Женщины предпочитали повитух, которые имели собственных детей. Такая «бабка» понимала, как тяжело роженице. Если на счету у повитухи было много случаев детской смертности, ее приглашали лишь в крайнем случае. Некоторые повивальные работницы брали на душу грех и делали аборты (чревоубийства). Это шло вразрез с повивальной этикой и считалось недопустимым.
Как русские повитухи стали дипломы об образовании получать
Иногда повитух представляют, как деревенскую старушку, малограмотную, которая использует в своей работе обряды и заговоры. Это не совсем так. Интересно, но с 1754 года повивальные бабки начали подтверждать свою специализацию дипломами. Когда вышел указ о создании учреждений, обучающих искусству приема родов, каждой женщине, желающей стать повитухой, следовало закончить специальный 6-летний курс. После этого выдавалось официальное разрешение. Кроме того, новоиспеченные специалистки принимали присягу. Женщины, окончившие такие школы, в обязательном порядке заносились в особый полицейский реестр, как, например, пожарные и фонарщики.
Беспокойная жизнь повитух
Чаще всего женщины становились повитухами «по наследству». К примеру, бабушка имела большой опыт в этом деле и поделилась своим опытом с внучкой. Бывало, что несколько родов были удачными, и срабатывало так называемое «сарафанное радио». Многие работали совершенно бескорыстно, но некоторые овладевали специальностью, рассчитывая на заработок.
В соответствии с присягой повитухе следовало бежать к роженице невзирая на ее материальное положение и сословие. Отказаться было нельзя, даже если оплата предлагалась совсем небольшая. Нередко повивальной бабке в качестве вознаграждения предлагали «натуру». Это мог быть домашний текстиль, хлеб, мыло. Постепенно вместо этого стали преподносить деньги. До начала 20 века существовала такая практика, что состоятельные семьи приглашали на роды врача, однако это делалось для подстраховки. На деле они просто находились в отдельном помещении, а повитуха занималась своим делом. Да, повивальная бабка легко справлялась со своими задачами. К тому же в те времена немногие роженицы хотели, чтобы в интимном процессе принимал участие мужчина-врач.
Очень важно было то, что повитухи не пользовались акушерскими щипцами, с которыми были связаны случаи нанесения младенцу вреда. Опыт позволял обойтись без этого даже в сложнейших случаях, например, когда случались первые роды, или у роженицы был слишком узкий таз, а младенец имел большой вес и размеры.
Повитухи знали все акушерские манипуляции, необходимые при сложном положении плода, умели прокалывать пузырь и аккуратно извлекать послед. Есть упоминания о невероятно искусных повивальных бабках Вологодской области, умеющих перерезать пуповину «ногтем», мастерски зажимать сосуды, да так, что не нужно было перевязывать пуповину.
Повитухи высокой квалификации умели «править новорожденного», то есть расправлять и вытягивать при помощи рук различные изъяны ребенка. Одним словом, лепить из малыша человечка с идеальными пропорциями.
Как древние повитухи могли дать фору современным гинекологам и акушерам
В обязанности повитухи входил не только прием родов. Она старалась минимизировать мучения роженицы, используя особые слова, лекарственные отвары, заговоры. Кроме того, «бабка» готовила женщину к родам и осуществляла дальнейший уход за матерью и младенцем.
Повитуха отвечала за подготовку места для процесса родов. У крестьян это могла быть баня, овин или хлев, у состоятельных людей — специальный стул, который устанавливался в спальне. Существовало множество предродовых обрядов. Каждое свое действие «бабка сопровождала особыми заговорами, молитвами.
Когда роженица благополучно разрешалась от бремени, повитуха не сразу покидала ее. Она находилась рядом не менее трех суток. Более того, «бабка» вместо мамочки выполняла домашнюю работу — готовила обед, доила коров, убирала избу. Ведь у только что родившей женщины на это просто не хватало сил.
Интересно, что повитухи ошибались крайне редко. Бывало, что врачи не всегда обнаруживали беременность. Повивальная бабка безошибочно ориентировалась на симптомы и состояние будущей мамы. Они ощупывали живот и выдавали диагноз — беременность, которую отличали от обычного истерического припадка при какой-то болезни или «корчей в животе». Вот так, не имея никаких приборов, типа современного аппарата для УЗД, повитухи ставили правильные диагнозы, опираясь на опыт и собираемые по крупицам знания.
Обручальные кольца всегда овеяны ореолом тайинственности. А ещё с ним происходят порой удивительные истории. Например, как эта, когда больше года девушка носила свое обручальное кольцо, не догадываясь об этом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: