икона богородицы с младенцем с распростертыми руками
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Празднование 24 октября/6 ноября
Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.
Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.
О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.
Одно из стихотворений, переписанных
царственными страстотерпцами в Тобольске
Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.
Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.
Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».
Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.
Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.
23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».
На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.
Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.
Стихира, глас 2,
поемая на молебне вместо тропаря
Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа
Иконография Пресвятой Девы поражает многообразием. И это несмотря на существование достаточно жестких канонов, без соблюдения которых изображение Богоматери будет считаться просто картиной, пусть и на богословскую тематику!
Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. При одном взгляде на нее чувствуешь всю глубину материнской и сыновней любви, ведь несмотря на Божественную сущность, и Иисус когда-то был младенцем и нуждался в ласке матери.
История обретения иконы, ее виды и описание
Подавляющее большинство икон «Умиление» относится к каноническому иконографическому типу Елеуса («милостивая»). В греческой традиции этот тип чаще называют Гликофилуса («сладко любящая» или «сладко лобзающая»).
Некоторые исследователи считают Елеусу подвидом другого иконографического типа Богородицы, Одигитрии. Однако икона «Умиление» выглядит несколько иначе и будит в верующих другие чувства.
Первооткрывателем типа Одигитрия считается сам Евангелист Лука. Он лично был знаком с Марией и писал ее лик фактически с натуры. Так что первые изображения этого типа появились аж две тысячи лет назад, на заре нашей эры!
Ученые полагают, что Елеуса отделилась от Одигитрии примерно в IX-X столетии. Во всяком случае, первый дошедший до нас образ типа Елеуса – скальная фреска в храме Токали Килис (ныне в Турции).
Образы типа Елеуса – скальные фрески в храме
В XI столетии Богородицу все чаще писали в типе Елеусы. Примерно в это же время первые иконы «Умиление» появились на Руси и постепенно стали самыми любимыми среди иконописцев. Фактически появление Елеусы совпало с зарождением русского православия.
Как выглядит образ
На иконе изображена Богородица с младенцем, сидящим у нее на коленях. Мария облачена в традиционный мафорий со звездами, символизирующими ее непорочность. Наполненный любовью взгляд Богоматери обычно сосредоточен на Божественном сыне, но в некоторых изводах она смотрит на молящегося.
Младенец Иисус здесь – просто ребенок. Он не благословляет и не держит Евангелие, а доверчиво прижимается к матери. К этому же типу относятся иконы «Взыграние младенца», на которых Иисус гладит рукой щеку матери.
Особенностью икон этого типа является полное отсутствие расстояния между Богородицей и Спасителем. Они прижимаются друг к другу, что символизирует безграничную любовь и доверие между ними. Однако взгляд матери уже выражает некоторую скорбь: она предчувствует испытания, уготованные ее Божественному сыну.
Классикой этого иконографического типа является поясное изображение Приснодевы. Однако встречаются оплечные и даже ростовые иконы Елеусы. А некоторые иконы хоть и называются «Умиление», Елеусами не являются.
Давайте познакомимся с наиболее прославленными иконами «Умиление», дошедшими до наших времен.
Владимирская
По преданию, первую икону этого типа написал евангелист Лука. Некоторые верующие утверждают, что хранящаяся в России икона Владимирской Божией Матери и есть тот самый образ от Луки.
Однако результаты исследований убеждают в том, что Владимирская икона была написана примерно в XII столетии, поэтому кисти Луки принадлежать не может никак. Тем не менее Владимирская Богоматерь – самый древний из дошедших до нас образов этого типа, пребывающий в России.
Владимирскую икону привезли на Русь в 1131 году прямиком из Константинополя, в подарок князю Юрию Долгорукому. Затем его сын, Андрей Боголюбский, перевез икону во Владимир, где она и получила свое название. В XIV столетии образ попал в Москву, откуда впоследствии выезжал лишь на короткое время.
Владимирская икона считается защитницей России, причем закономерно: с ней связано множество чудес, в том числе, изгнание захватчиков с русских земель. Например, она поучаствовала в спасении Москвы от войск Тамерлана, ордынца Ахмата, крымчака Махмет-Гирея и так далее.
Икона Владимирской Божией Матери стала прототипом множества списков, часть из которых (Волоколамская, Селигерская, Оранская и другие) почитаются как чудотворные. Отличительной чертой этих образов является действительно божье умиление – миниатюрная ступня Христа («пяточка»), повернутая к зрителю.
Чудесный образ уцелел в десятилетия безбожия и сейчас находится в храме-музее Святителя Николая при Третьяковке. Чудотворная икона продолжает защищать Русь и исцелять страждущих по сей день.
Главной отличительной чертой первообраза является наличие изображения на обороте. Там отображен «престол уготованный» и орудия страстей. Это более позднее изображение, предположительно кисти Андрея Рублева.
Псково-Печерская
Псково-Печерскую икону Божией Матери считают списком с Владимирского образа. Быть может это и так, но здесь прослеживается уже принципиально другая, более поздняя школа. В принципе, полностью сохранен сюжет первообраза, вплоть до поз и выражений лиц, но сам стиль живописи куда более реалистичен.
Согласно историческим хроникам, Псково-Печерская икона была написана в 1521 году иноком Арсением Хитрошем. Практически сразу она была перенесена в Псково-Печерскую обитель, где с 1524 года ведется хроника ее чудес.
Основной «специализацией» этого образа является возвращение зрения – в специальной книге описано несколько случаев чудесного исцеления от слепоты. Однако зарегистрированы случаи излечения и от других недугов, например, паралича.
Этому образу молились во время вражеских нашествий. Верующие полагают, что именно Псково-Печерская Божья Матерь поспособствовала отражению атак войск Стефана Батория и Наполеона Бонапарта.
Псково-Печерская Божья Матерь в Псково-Печерской Лавре
Псково-Печерская Лавра издавна была оплотом православия. Она не прекращала работу не только в годы советской власти, но даже во время Великой Отечественной войны, когда была практически разрушена бомбардировками. Считается, что Богородица накрыла это святое место своим защитным покровом.
Сейчас образ работы монаха Арсения пребывает в главном приделе Успенского храма Псково-Печерской Лавры. А Михайловский храм получил список, впоследствии ставший почитаемым.
«Взыскание погибших»
Образ «Взыскание погибших» прославился многочисленными чудесами. Особенно красноречивы случаи, когда Богородица спасала людей, стоящих на пороге смерти, а иногда – и переступивших его.
История иконы начинается с происшествия, имевшего место в XVII столетии близ местечка Бор Калужской губернии. Крестьянин Федот Обухов на Крещение возвращался домой, но был застигнут сильнейшей вьюгой. Федот уже замерзал, но в полузабытьи молился Пресвятой Деве и обещал в честь собственного спасения создать для приходского храма икону Богородицы.
В это время другому крестьянину послышался голос с улицы, говорящий «Возьмите». Он решил выяснить в чем дело, вышел во двор и увидел сани, а в них – умирающего Федота. Крестьянин отогрелся, со временем выздоровел и не замедлил сдержать обещание. Так появилась Боровская икона Божией Матери, которая быстро прославилась как чудотворная.
С чудесного образа немедля сделали несколько списков. Впоследствии оказалось, что они унаследовали чудесные свойства первообраза. Например, образ из села Малижино бдительно оберегал прихожан от холеры.
Поражает и чудесная история еще одного списка, первоначально находившегося в частных руках. Им владел прихожанин из Москвы. Этот человек потерял жену, впал в нищету, на руках у него остались дочери на выданье.
Усердная молитва иконе помогла христианину выбраться из нищеты и устроить судьбы дочерей. Он счел это Божьим чудом и отнес чудотворный образ в храм Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке.
Чудотворный образ «Взыскание погибших» пострадал от вандализма оккупантов во время войны с Наполеоном – он был буквально расколот на несколько частей. Однако его с любовью восстановили и оставили в Воскресенском храме на Успенском Вражке, где он пребывает и поныне.
Серафимо-Дивеевская
Перед нами любимая икона Серафима Саровского. Преподобный Серафим выделял этот образ среди подобных и неустанно молился ему. Даже если он выходил куда-то из кельи, то носил эту икону с собой.
Серафима Саровского почитали как чудотворца еще при жизни, причем в сотворении многих чудес ему помогала любимая икона. К нему издалека приходили страждущие, Серафим помазывал их маслом из лампады, горевшей перед образом – и болящие исцелялись!
Серафим умер в весьма преклонном возрасте, перед любимым образом, который сам называл «Всех радостей радость» (позже икону назвали «Серафимово умиление»). Образ он завещал Дивеевской женской обители, коей всю жизнь покровительствовал.
Серебряная подвеска «Икона Матери Божьей «Умиление»» (перейти в каталог SUNLIGHT)
После революции Серафимо-Дивеевский монастырь был закрыт, инокини разогнаны, а чудесный образ вывезен. Он много путешествовал по храмам, пока, в конце концов, не оказался в личной резиденции патриарха РПЦ. Сейчас ежегодно, на день Похвалы Богородицы, икону выносят в Богоявленский храм, дабы каждый страждущий мог попросить об исцелении, утолении печалей и укреплении веры.
Серафимо-Дивеевская икона – это не классическая Елеуса. Она, скорее, близкая родственница Остробрамской Божьей Матери из Вильнюса, которую чтят и католики, и православные. «Умиление» в данном случае — не отсылка к иконографическому типу, а личное имя иконы.
На иконе нет образа младенца Иисуса по простой причине: он еще не родился. Приснодева изображена в тот момент, когда она узнала Благую Весть о предстоящем рождении Спасителя.
Несмотря на то что в храме восстановленной Серафимо-Дивеевской обители находится поздний список «Серафимова Умиления», его почитают не менее священного первообраза.
Локотская
Локотская мироточивая икона «Умиление» – красноречивое свидетельство того, что чудесные образы появляются и в наши дни. Причем они вовсе не обязательно создаются иконописцами с соблюдением всех канонов.
Локотская икона – это репродукция образа «Серафимово умиление», вырезанная из просроченного календаря. Стоматолог Наталья Мурашкина купила этот календарь из жалости и благочестия, только для того, чтобы не допустить поругания святыни.
Наталья принесла календарь домой, вырезала икону и повесила на стену. Каково же было ее удивление, когда икона замироточила, а на ее обороте проявился нерукотворный образ Богородицы!
Ныне Локотская икона является одной из главных святынь православного мира. В некоторые дни она не только мироточит сама, но и вызывает мироточение у других образов. Для нее сделали специальный оклад, чтобы чудесный образ был виден с обеих сторон.
Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Значение иконы «Умиление»
Икона Богоматери «Умиление» – это символ идеальной материнской любви и защиты. Она означает безгранично глубокие чувства, которые испытывают друг к другу члены Святого семейства.
Мария почитается как символ чистоты и эталона человека. Она же выступает как защитница русской земли и всех православных. Богородица бесконечно любит сына, поэтому в ее взгляде читается скорбь от знания его будущей судьбы и страданий. Однако в фигурах Христа и Марии читается любовь не только друг к другу, но и ко всем нам.
Мы грешим и этим умножаем страдания Христа. Божья Матерь знает это, но не перестает молить сына о снисхождении к грешникам. И мы бесконечно почитаем ее за милосердие и заступничество.
В России очень развито почитание икон Божией Матери. В их честь освящены сотни храмов. В каждой церкви есть хотя бы один образ Божией Матери «Умиление». Десятки икон этого типа почитаются как чудотворные.
В чем помогает образ
Образ Пресвятой Богородицы, Всеблагой и Всемилостивой, внимает всем молящим. Она неустанно помогает женщинам и мужчинам, младенцам и старикам, богатым и неимущим. Бывали случаи, что иконе молились даже иноверцы и обретали просимое.
Наиболее сильны молитвы не за себя, а за других людей. Считается, что Елеуса более всего благоволит женщинам, молящимся о рождении, здоровье и благополучии детей, ведь она – эталон материнской любви.
Праздник иконы «Умиление»
День празднования индивидуален для каждой иконы. Более того, каждый образ может иметь по несколько общих дат почитания, а ведь есть еще и местные праздники для конкретных списков.
Полный перечень памятных дат привести практически невозможно, поэтому остановимся лишь на праздниках самых почитаемых образов:
Как правильно молиться иконе
Для каждой почитаемой иконы Божией Матери сложены акафисты, тропари и кондаки. И чем более известен и почитаем образ, тем их больше.
Известны десятки канонических молитв, обращающихся к различным иконам «Умиление». Но нужно помнить, что мы обращаемся не к образу, который является проводником между земным и духовным миром, а собственно к Пресвятой Деве. Поэтому можно прочесть любую молитву Богородице, вне зависимости от ее иконы, и быть услышанным.
Текст молитвы
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́! Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Здесь приведен текст одной из просительных молитв Богородице, но ведь есть еще благодарственные и покаянные, а также молитвы конкретным образам. Все канонические тексты написаны известными богословами, в том числе, и причисленными к лику святых.
Однако, если канонические тексты кажутся вам сложными и непонятными, молитесь своими словами. Всеблагая Матерь Божья слышит все обращенные к ней молитвы, особенно если наши помыслы искренни и чисты!
Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
И кона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.
Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…
Иконография
На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.
Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).
Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.
История иконы
Храм Преображения на Ордынке
Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.
Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.
В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.
Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке
Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость», еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.
Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.
Московский список «Всех скорбящих Радость»
Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)
Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.
Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.
Петербургский список «Всех скорбящих Радость»
Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.
К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.
Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)
Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.
Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.
Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет.
Богородица с горошинками
По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.
Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.
Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»
В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).
Другие списки иконы
В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.
Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/
Икона «Всех Скорбящих Радость»
Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.