икона иверской божьей матери на валдае

Иверская икона Божьей Матери: о чем ей молятся и почему?

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдае

25 февраля у православных верующиходин из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. И хотя этот день не является ни двунадесятым, ни даже великим праздником, но Иверская икона на Руси всегда была одной из самых любимых, поэтому и праздник этот у нас всегда был значимым. 25 февраля произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан греческим монахом-иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае в точном соответствии с Афонским.

Иверской иконе Божьей Матери молятся:

Откуда взялся Иверский образ

По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого предание приписывает от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

Существует красивая легенда о том, как была обретена та икона, которая сейчас расположена над вратами монастыря. По легенде, в IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от византийского города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и она, чтобы спасти икону от уничтожения, с молитвой доверила ее морским волнам. Как именно она это сделала – просто опустила икону в воду, или отправила ее в плавание на лодке – легенда умалчивает. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.

В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов, и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.

«Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но более всего три: Смоленская, Владимирская и Иверская», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский.

По словам профессора, икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI-началом XII века. «Хотя судить об этом трудно, – говорит он. – Икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя».

С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – тоже список.

Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности, об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.

Как появилась традиция праздновать дни икон

Почитание образов существовало всегда, еще до христианства. По форме это народная традиция, идущая от дохристианских привычек. «Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, глубинно связано с явлением в мир Христа, – говорит Александр Копировский. – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – во Христе сам Бог Отец через своего Сына в Духе Святом присутствует в мире. И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение».

По словам профессора СФИ, именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы над иконоборчеством.

Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде.

Как говорит Александр Копировский, икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого, что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.

В чем опасность почитания икон

Праздников богородичных икон много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных.

«Такое распространение чтимых икон – это знак недостатка духовного просвещения, прежде всего, в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления», – говорит профессор СФИ.

В святоотеческой традиции все это называется катехизацией, или оглашением. А поскольку сейчас нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.

Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. «Но это имеет и свои минусы,— говорит профессор Копировский. – Потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную».

Как говорит Копировский, когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.

Источник

Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдае

Лики Божьей Матери особо почитаемы в православном христианстве, а некоторые из них, помимо духовной, имеют и высочайшую художественную и историческую ценность.

Одной из таких жемчужин духовного и исторического наследия является Иверская икона Божьей Матери, иначе именуемая Вратарницей (Привратницей, Портаитиссой). Этот образ имеет огромное значение для каждого православного христианина. Да и чудес Иверская Богоматерь совершила предостаточно!

История обретения образа

Согласно каноническим источникам, эта икона была написана евангелистом Лукой еще на заре христианства. Однако, скорее всего, речь идет о первичном образе типа Одигитрия («Путеводительница»), с которого впоследствии были сделаны списки.

В любом случае, более-менее достоверная история Иверской иконы начинается с IX столетия.

В VIII – начале IX столетия христианский мир раздирали серьезные внутренние противоречия. В этот период в Византии велась борьба с иконопочитанием: христианские иконы фактически были приравнены к языческим идолам. Множество бесценных образов, скульптур и алтарей было уничтожено иконоборцами.

В славном городе Никее (ныне – турецкий Изник) жила благочестивая вдова, которая трепетно поклонялась иконе Божьей Матери. Однажды к ней в дом явились воины-иконоборцы (по другим источникам – просто разбойники) и потребовали отдать образ или заплатить приличную сумму денег.

Вдова взмолилась: таких денег у нее попросту не было. Тогда разгневанный воин ударил копьем прямо в лик Богородицы, из которого немедля хлынула кровь. Это впечатлило святотатцев, они ушли из дома, но обещали вернуться завтра.

Вдова вынуждена была расстаться с обожаемым образом. В тот же день она пошла к реке, помолилась образу и опустила его в воду. Икона приняла вертикальное положение и медленно поплыла по течению.

Это событие определило духовный путь сына благочестивой вдовы. Он выбрал служение Богу, постригся в монахи и попал в Иверский монастырь, где и рассказал о явленном ему чуде.

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдаеИверский монастырь, Афон.

Иверский монастырь расположен на святой земле Афона. Он был построен на месте бывшего храма Посейдона династией грузинских монархов Багратионов примерно в X веке. Понятно, что изначально он был грузинским, но в XIX столетии стал греческим.

Примерно через пару веков после описанных событий иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но образ чудесным образом удалялся от подплывающей лодки.

Ночью одному из монахов, отшельнику Гавриилу Святогорцу, явилось видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ. И что вы думаете? Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки.

Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата.

Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии (Грузии) и Афона.

С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница.

Где находится оригинал

Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад. «Портаитисса» никогда не покидала надвратного храма Иверского монастыря, так что поклониться ей лично вряд ли удастся: вход на святую землю строго ограничен даже для паломников.

Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России.

Списки Иверской иконы Божией Матери

Первый список с чудотворного образа появился в России в XVII столетии. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву.

Иконописец трудился над образом целый год. Все это время он выдерживал строгий пост, вкушая пищу только в выходные дни. В результате живописцу удалось создать точную копию священного прообраза с сохранением его чудодейственных свойств.

Образ встречали в Москве с величайшими почестями, молились ему денно и нощно. Впоследствии Иверская икона стала духовным достоянием и защитницей царской семьи, откуда была передана в Новодевичий монастырь, где провела почти три столетия.

В годы советской власти обитель закрыли, а на территории комплекса был организован филиал Государственного исторического музея. Иверская Богородица долгое время была приписана к фонду музея, пока не была передана РПЦ на безвозмездной основе. Теперь она доступна для поклонения и почитания.

Список с этой иконы, сделанный несколькими годами позднее, все в том же XVII веке, украсил Воскресенские ворота Кремля. Всякий путник, въезжающий в город, спешил поклониться чудотворной иконе, причем среди богомольцев были и члены монарших фамилий. Иногда икону выносили для Крестного хода или носили по домам и больницам, где она творила чудеса исцеления и заступничества.

К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия Воскресенские ворота были демонтированы, а икона попала в храм в Сокольниках. Впрочем, в 90-х годах Воскресенские ворота и Иверскую часовню отстроили вновь, а из Афона прибыл новый список легендарной иконы. Таким образом Заступница вновь вступила на стражу, защищая Москву и ее жителей от всех напастей.

Еще один список еще при патриархе Никоне был перевезен в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, что на Валдае. Икона в драгоценной ризе в смутные годы безбожия была вывезена в неизвестном направлении, а монастырь осквернен и полуразрушен. Сейчас здание восстановлено, и его главным духовным достоянием является новый список со священной иконы.

Валдайский монастырь – одно из любимых детищ патриарха Никона. Именно по его инициативе на русской земле появилась обитель, являющаяся практически полной копией афонского Иверского монастыря.

Известна и Моздокская Иверская икона, способная, подобно оригиналу, самостоятельно выбирать место пребывания. Во время переселения осетин она внезапно стала настолько тяжелой, что несколько мужчин не смогли ее поднять. Пришлось отдать ее в ближайший храм в Моздоке. Ныне эта икона является защитницей Северного Кавказа и Донских земель.

Монреальская Иверская икона Божией Матери была списана с оригинала в 1981 году. Практически сразу же она замироточила и начала являть чудеса. К сожалению, в 1997 году хранитель иконы, возивший ее по миру, погиб, а чудесный образ исчез при невыясненных обстоятельствах.

Почитаемые списки Иверской иконы есть во многих городах мира. Один есть даже в православном приходе на Гавайях. Причем он даже мироточит!

Значение Иверской иконы Божьей Матери

Богородица почитается как защитница всего человечества, но на Руси ее чтят особенно глубоко и трепетно. В лихие времена она спасала русские земли от множества несчастий: вражеских нашествий, пожаров, эпидемий, голода, стихийных бедствий.

Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. Помимо этого, она стоит на страже южных границ России, охраняя их от потенциальных захватчиков.

Образ Богородицы напоминает нам, что для каждого открыта дорога в Царствие Небесное. Даже очень грешный человек может рассчитывать на прощение, особенно если он искренне раскается и искупит вину праведными поступками.

Иконография

Иверская Богородица относится к каноническому типу Одигитрия, то есть, Путеводительница. Однако в ней имеются и характерные черты иконографии Елеуса («Умиление»), что выражается в максимально близком расположении фигур Богоматери и ее Божественного сына, а также их склоненных друг к другу головах.

Мать держит сына на согнутой левой руке, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Сын восседает на деснице матери, словно на троне, правой рукой благословляя Богородицу, а в левой держа свиток с Евангелием.

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдае

Среди характерных черт, присущих именно этому изводу, можно отметить крупные и выразительные черты ликов, а также «рану» на лице Богородицы, сочащуюся кровью. Это след от того самого копья святотатца.

Еще в XVI столетии грузинские мастера изготовили для Иверской Богоматери роскошный серебряный оклад с позолотой и драгоценными камнями. Он покрывает практически всю площадь иконы, оставляя доступными взору лишь лики Богоматери и Спасителя.

В чем помогает Вратарница

Богородице молятся о самом сокровенном, высказывая все наболевшее на душе.

Чаще всего икону просят об:

Великий Александр Вертинский писал в воспоминаниях о почестях, оказываемых Иверской иконе у Воскресенских ворот. Ни один купец не начинал дела, пока не поклонится Защитнице Москвы. А сам великий артист не забывал отнести к иконе живые цветы, даже будучи нуждающимся студентом.

Чудеса, связанные с Иверской иконой Богородицы

Иверская Божья Матерь почитается как чудотворная икона. Самый длинный список чудес, естественно, у оригинала, находящегося в Афоне, в одноименном монастыре.

Однажды морские врата Иверской обители осаждал персидский флот. Иноки горячо молились Богородице о спасении, и чудо произошло: поднялся шторм и корабли захватчиков пошли ко дну. А чудесным образом спасшийся персидский флотоводец Амир раскаялся в содеянном и сделал щедрое пожертвование на восстановление обители.

Интерес представляет и случай, произошедший с Нектарием Влахом, известным певчим. Он был приглашен на религиозный праздник в Иверскую обитель. Во время трапезы Нектарию внезапно стало плохо: кто-то из монахов попотчевал его ядом (явно из зависти к чудесному голосу). Однако после молитвы Вратарнице и пары капель масла из лампады, стоявшей перед ликом Приснодевы, певчий вернулся к жизни. В этот день псалмы в его исполнении звучали особенно чисто и проникновенно!

Творят чудеса и списки Иверской Богородицы, пребывающие в России. Все случаи чудотворства заносятся в специальные книги. Там есть множество записей об исцелениях, зачатиях после многих лет бесплодного брака, чудесных спасениях и даже обретении высокооплачиваемой работы.

Когда отмечают праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы

У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая.

Переходящий праздник, приуроченный к обретению иконы Иверским монастырем, отмечают во вторник Пасхальной недели. Считается, что в этот день плывущий по реке образ дался в руки Гавриилу Святогорскому.

25 февраля празднуется дата перенесения списка в храм Валдайской обители. А 26 октября отмечается день, когда в 1648 году Иверская Богородица с почестями прибыла в Москву по просьбе патриарха Никона.

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдаеСлужба в Новодевичьем монастыре в день Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Не так давно чудотворная икона получила еще одну дату празднования: 6 мая. В этот день, в 2012 году, самый старый и чтимый в России список был безвозмездно передан из Государственного Исторического музея возвращенному в лоно РПЦ Новодевичьему монастырю.

Как правильно молиться образу и где его расположить

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Кондак, тропарь, величание

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 1. От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 1. Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 8. А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 4. Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Заступница внемлет всем обращенным к ней молитвам, даже тем, которые произносятся словами, далекими от церковного канона. Главное, чтобы они были искренними и подтверждались благими поступками молящегося!

Источник

Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдае

Перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдае Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть фото икона иверской божьей матери на валдае. Смотреть картинку икона иверской божьей матери на валдае. Картинка про икона иверской божьей матери на валдае. Фото икона иверской божьей матери на валдае Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

По написании иконы совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву в 1655 году.
В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе.

Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверского монастыря с горы Афон и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель.

Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *