иконы христа спасителя результаты поиска по запросу икона христа во весь рост в яндекс картинках
Икона Иисуса Христа
Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.
Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством. Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа. Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.
Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах
В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:
По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.
Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.
Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.
Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).
Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.
Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.
Другие иконы Христа Спасителя
В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.
На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.
Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.
На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.
В чем помогает икона Иисуса Христа Спасителя
Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.
Любая икона Иисуса Христа Спасителя обладает огромной силой, если молитва перед ней возносится от чистого сердца, с искренней верой.
В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.
Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена. Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш». Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.
На иконах двунадесятых, то есть основных православных праздников изображены различные эпизоды земной жизни Спасителя, от Рождества до Распятия, а также связанные с Богородицей и Святой Троицей, поэтому празднование каждой иконы совпадает с соответствующим двунадесятым праздником.
Молитва
Предлагаем ознакомиться с молитвой обращения к Иисусу Христу:
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Христос Пантократор. Первая половина VI в. 84 × 45.5 × 1.2 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Вседержитель, Царь на троне, в терновом венце, с закрытыми глазами, с ангелами, первые Его шаги, плач об убиенных младенцах — все это икона Иисуса Христа. Самые первые изображения Спасителя, самые главные, сильные, чудотворные, редкие, нерукотворные… Какие бывают иконы, их названия, описание и значение — все подробности в статье Натальи Сазоновой.
Икона Господа – самая дорогая сердцу каждого верующего, и, конечно, нет православного дома, где не было бы хотя бы одной. Отсюда – разнообразие изображений Господа, возникшее еще с древности.
Какой была внешность Христа
Достоверных письменных источников по этому поводу почти не сохранилось. Евангелисты совсем не описывают внешность Христа – по большей части потому, что иудаизм просто запрещал любые изображения, Бога или человека, отсюда неуместны были также словесные описания. Именно поэтому сведений о внешности Христа мало.
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Именно таким выглядит Господь на образах того, да и более позднего времени.
Как выглядел на самом деле, кем был по национальности, на каком языке говорил, чем питался и во что одевался, что стало с Телом после Воскресения…
Какой бывает икона Иисуса Христа
Обычно их выделяют два типа:
При этом образы первого типа вышли из употребления с VII в., тогда как изображения второго вида к настоящему времени получили наибольшее распространение.
Катакомбы святого Калликста, Рим. Изображение датируют I-II веками
Агнец, Пастырь, «рыба»…
Современный христианин вряд ли узнает здесь Бога Живого. На стенах катакомб I-IV вв. часто можно увидеть фрески:
Причины распространенности символических изображений различны: все еще довлевшие над многими стереотипы времен Ветхого Завета, запрещавшие изображать Бога, а еще гонения, которым подвергались христиане.
Отношение к ним Церковь сформулировала с конца VII в. Решением так называемого Трулльского собора 692 г. они были признаны нежелательными – не столько из-за возможности их неоднозначного понимания, сколько потому, что исповедание веры должно быть открытым:
Так и изображать Спасителя нужно таким, каким Он воплотился и жил на земле. Постановления Собора положили начало развития совсем другой иконографии Христа.
Однако, несмотря на них, до сих пор существуют символические изображения Господа.
Ангел Великого Совета
Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г.
Именование основано книге пророка Исайи, именующего Мессию «Великого совета Ангелом» (Ис.3:6). Песнопение, основанное на книге пророка, поется накануне Рождества Христова, поэтому Господь изображается до Его Рождения на земле.
Благое Молчание
Спас Благое Молчание — очень редко встречающийся иконографический тип образа Спасителя. Икона изображает Христа до прихода к людям
Здесь осмысливается Христос до Воплощения на земле. Он символически написан как Ангел, с крыльями, при этом – облаченным царскими одеждами.
Икона Иисуса Христа «Пастырь Добрый»
Пастырь Добрый Россия, XIXв., 36х31,2 см. Нидерланды, частное собрание. Первые известные изображения датируются III веком. В условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее Царство Божие. В более поздние периоды изображения встречаются редко
Это древнее изображение, восходящее к первым векам Церкви – Господь представлен как Пастух, несущий на плечах потерянную овцу. Подобные иконы получили наибольшее распространение у западных христиан.
Сын Человеческий
«Подобный Сыну Человеческому» с мечом в устах посреди семи светильников. Откровение Иоанна Богослова, иллюстрация из Бамбергского Апокалипсиса XI века.
Помимо того, что начал писаться Лик Христа, постепенно сложились также особые правила Его изображения:
Надписи
Особенности иконографии Спасителя
1. Нимб крещатый
2. Синий плащ (гиматий)
3, 4. Красная рубаха (хитон)
5. Книга с цитатой
6. Имя
Принадлежностью ранних образов были греческие буквы «альфа» и «омега» по сторонам от Лика. Первая и последняя буквы греческого алфавита символизировали начало и конец – в данном случае мира.Они отсылают к словам Христа, передаваемым св. Иоанном Богословом: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…» (Откр.1:8).
СXI в. появляются новые надписания: это греческие буквы OWN на крестчатом нимбе. Это слово «Сущий», одно из имен Бога; кроме того, тогда же появляется надпись под титлами (короткая изогнутая линия над словом): ІС ХС, означающая «Иисус Христос».
Перечисленные черты – неотъемлемая часть любой иконы Господа как Сына Человеческого. Однако, при единстве в главном, иконография Его все равно очень разнообразна.
Лики: чудотворные и знаменитые, необычные и редкие
Спас Эммануил. Симон Ушаков, 1697 г., Москва, Исторический музей
Существует несколько десятков изводов. Основные из них:
Икона Иисуса Христа: краткое описание и значение
Среди других образов Господа Нерукотворный выделяется тем, что представляет не только собственно Лик Христа, но также – событие, с которого вообще начинается складывание Его иконографии.
Первый образ: Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века. Третьяковская галерея
Церковное предание хранившееся с первых веков христианства, повествует, что оригинал представлял собой чудесно проявившийся на ткани отпечаток Лика Христа еще при Его земной жизни. Правитель города Эдесса (ныне – Урфа, территория Турции) по имени Авгарь тяжело болел. Услышав о Целителе из Назарета, он возымел веру, что даже изображение Спасителя может излечить его от болезни. Поэтому правитель послал живописца, который должен был начертать Лик Господа.
Художник нашел Иисуса, однако за множеством народа не смог приблизиться к Нему. Провидя, с чем пришел посланец Авгаря, Господь Сам подозвал его. А затем, попросив воды, умыл Свой Лик, отерся платом. На нем внезапно проступил образ Иисуса.
Впоследствии Авгарь действительно получил облегчение недуга, приложившись к плату (по-гречески – Мандилиону), полностью же выздоровел – после Крещения. С I в. в его городе появилась первая христианская община.
После захвата города язычниками Мандилион скрыли в нише над городскими воротами, заложив глиняной плитой. Когда же через много лет местонахождение святыни было открыто, на глиняной дощечке, закрывавшей Лик, отпечаталась его точная копия. Так возник Керамион – также Нерукотворный, но «на чрепии».
Бесспорно одно: к началу XII в. подлинники святынь были утрачены, так что позже стали появляться их копии.
Мандилион и Керамион
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)
Это две разновидности Нерукотворного Образа: Лик Христа пишется или на плате, или «на черепице». Изображения последнего типа отличаются коричневым или же золотистым фоном, подобным цвету глиняной дощечки.
Особенность обеих икон – то, что изображается исключительно Лик Господа, обрамленный традиционным «крестчатым» нимбом. Иногда по сторонам его могут быть написаны Ангелы.
Мокрая Брада
Спас Мокрая Брада. XV век
Власы, борода Христа изображаются прямыми, как бы влажными, как ознаменование того, что Спаситель умыл Свой Лик, перед тем, как отереться платом.
В терновом венце
Это западный извод Нерукотворного Образа, представляющий Христа Распинаемого: Его Лик на белом плате, однако очи закрыты, а на главе – терновый венец. Западные христиане считают, что во время казни женщина по имени Вероника отерла Лицо умирающего Спасителя, а на ткани отпечатался Лик.
Однако православные подвергают сомнению само предание, считая его более поздним, возникшим не ранее XIII в. Тем не менее реликвия – кусок ткани, на котором просматривается изображение Христа – хранится в Римской базилике св. Петра.
В католическом мире бытуют многочисленные списки.
С закрытыми глазами (моргающий)
Редкая икона, которую называют «Иисус моргающий»
Это образ из монастыря Св. Креста в Джвари (Грузия), похожий на «Плат св. Вероники». Здесь Господь в терновом венце. Паломники говорят, что одни люди могут видеть глаза Господа, тогда как для других Его очи закрыты.
Пантократор (Спас Вседержитель)
Иисус Христос-Спаситель и Животодавец. Икона 1394-го года, находится в церкви монастыря Сс. Перображение в деревне. Зрзе — Prilep
Слово переводится с греческого как «всевластный» или «Вседержитель». Это самый распространенный тип изображений Христа, на которых Он представлен, как Царь Царей, Судия:
Древнейшее из таких изображений датируют VI в., это мозаика из Синайского монастыря, изображающая благословляющего Господа с раскрытым Евангелием.
Христос может изображаться:
Смысл образа всегда состоит в представлении Христа как Царя мира, Милостивого, благословляющего. Не случайно Вседержитель чаще всего пишется под куполом храма, символизирующим небо.
Ветхий Денми
Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия
Это необычный, нечасто встречающийся образ Христа как седого старца. Так иногда пишется Бог Отец, однако по православным канонам изображать можно лишь Человечество Христа, тогда как Божество неизобразимо. Видимо, поэтому некоторые иконописцы, пишущие Бога как «Ветхого денми», старца, делают надписание «Иисус Христос».
Самое древнее изображение такого рода относится к VI в., оно находится в Римском храме св. Констанции. На Руси подобная фреска известна с XII в. в Новгородском храме Спаса на Нередице.
Произведение Андрея Рублева
Спас, из деисусного чина, Рублев Андрей, Школа или худ. центр: Москва, 1410-е годы
Икона, найденная реставраторами в 1918 г. в Звенигороде, приписывается кисти прп. Андрея Рублева на основании его узнаваемого стиля: одухотворенность лика, золотистый свет, как бы пронизывающий весь образ. Несмотря на то, что икона сохранилась не полностью – только лик – глаза Господа, весь Его Лик, дышавший мудростью, любовью, спокойствием, производят неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего даже репродукцию. Оригинал его сейчас хранит Третьяковская галерея.
На троне (на престоле)
Икона Господь Вседержитель на троне (Пантократор на престоле)
Этот вид изображений Пантократора представляет Христа восседающим на украшенном троне, которому предстоят святые, Богородица, Ангелы.
В Силах
Спас в силах. Из деисусного чина. Рублев Андрей c помощниками. Школа или худ. центр: Москва 1408 г. 314 × 220 см. Государственная Третьяковская галерея
Это одно из наиболее ярких, эмоционально сильных изображений Вседержителя.Его отличительные черты– доминирование алого (царский цвет) с синим (традиционный цвет земли).
Он окружен особым нимбом – мандорлой, который охватывает не только главу, но всю фигуру Господа. Это красные ромбы, один из которых вписан в синюю сферу, другой – окружает уже саму эту сферу. Мандорла пронизала золотыми лучами, а на иногда можно видеть едва прорисованные лики Ангелов – они как бы невидимо присутствуют у престола.
Такую икону часто можно видеть над Царскими вратами храмов, ведь это, по мнению многих, изображение главного Таинства – Евхаристии, ведь именно здесь в священнических молитвах упоминаются Небесные Силы, окружающие Царя Царей. По католической традиции «Спасу в силах» соответствует образ «MaestasDomini», обычно, правда, выполненный как скульптура.
Царь Царем
Царь Царем (Предста Царица) 19 век. Палех Дерево, левкас, темпера. 91х72,3 см. Иисус Христос, представленный как Царь Царем и Великий Архиерей, восседает на троне. Ему предстоят Богоматерь в царских одеяниях и венце, Иоанн Предтеча, также в венце, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Ему поклоняются павшие на колени преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона является произведением мастеров иконописных сел Владимирской губернии, возможно, Палеха. Представляет художественный и иконографический интерес
Название заимствовано из Откровения св. Иоанна Богослова (Откр.19:11-17). Христос представляется как Владыка царей земных, поэтому Его пишут облаченным одеянием правителя, часто – мантией. Неотъемлемый атрибут – диадемы на главе, держава, символ мира, увенчанная крестом, скипетр, означающий царскую власть. Иногда Господь пишется с предстоящими святыми.
В полный рост
Появление иконы на Руси относится к 60-м годам XII века — периоду формирования Владимирского княжества как сильной военно-политической державы. Текст «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа» гласит:
«Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости Божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати»
Это также извод Пантократора. На нем Господь благословляет верных, держа на левой руке Евангелие.
Всемилостивый
Название связано с введением на Руси праздника Всемилостивого Спаса 1 (14 н.ст.) августа, когда, по словам летописца «еже пантократы день милости Божиа празднуем». Речь идет о благословенной Господом победе над Волжскими булгарами 14 августа 1164 г., как память о которой появился праздник.
Смоленский
Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС. Икону XVI века несколько раз образ поновляли и даже переписывади заново «в связи с порухами»
Это ростовое изображение Христа, известное с конца XIV в. Кроме Него, здесь припавшие к Господу с молением прпп. Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Образ написан в 1514 г. как благодарность за взятие Смоленска русскими войсками.
Эммануил с ангелами
Спас Эммануил с ангелами. XII век
Дерево, крупнозернистая паволока, левкас; яичная темпера. 72 × 129 см
Третьяковская галерея, Москва
Так как именование «Эммануил» («с нами Бог») преимущественно применяется к Христу Воплотившемуся, Родившемуся на земле, изображение этого типа представляет Его отроком или младенцем. Это может быть как самостоятельная икона Отрока Иисуса, так и вместе с Богородицей, Небесными Силами.
Всевидящее Око
Всевидящее Око Божие (икона)
Здесь благословляющий Эммануил – центр всей композиции. Его изображение вписано в круг, окруженный еще тремя:
Сложность семантики, а также неоднозначное отношение к ее каноничности (изображение Бога Отца, что не приветствуется Церковью) привели к тому, что «Всевидящее Око» не принадлежит к распространенным иконам.
Агнец
Еще один образ Эммануила с Ангелами –«Агнец». Это не символическое изображение, как было с первых веков христианства: здесь Эммануил показан как Жертва, приносимая во время Евхаристии.
Земная жизнь Христа (Евангельские сцены)
Здесь получили отражение значимые события, описанные Евангелистами. Наиболее древние из них – посвященные тем, стали основой праздников, особенно 12 великих, отмеченных церковным календарем. С XVI в. появляются образы другого рода, иллюстрирующие отдельные эпизоды жизни Христа или сказанные Им притчи.
Рождество
Василий Шебуев. Рождество Христово (Поклонение пастухов). 1847 г. Холст, масло. 233 х 139,5 см. Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге
Икону можно увидеть за богослужением праздника, а также в Рождественских вертепах, напоминающих о пещере, где явился миру Спаситель. Центр композиции – пещера, где в яслях (кормушке для животных) лежит обернутый пеленами Младенец, рядом – Богородица. Вокруг вертепа – события, предшествовавшие Рождеству, последующие за ним. Здесь можно увидеть прав. Иосифа, сидящего в недоумении о происходящем, пастухов, идущих поклониться Господу, волхвов, несущих дары. А вверху образа – звезда, указавшая путь «царям с Востока».
Все образы и символы в статье:
Первые шаги
Редкая икона «Первые шаги Иисуса Христа»: православные верят, что молитва перед образом поможет в воспитании детей
В России этот образ не распространен. Он – отражение предания о пребывании Святого Семейства в Египте. Именно там Младенец впервые встал на ноги. На иконе Он идет к Матери, Которая заботливо протягивает Иисусу руки.
Крещение
Крещение Господне, Андрей Рублев, фрагмент
Центр композиции – вошедший в Иордан Христос и св. Иоанн, возложивший руку на Его главу. Воды священной реки не покрывают Господа, как бы стоят почтительно по сторонам Его. Это соответствует церковному песнопению праздника: «… и разделяется Иордан, Владыку зря крещаема»
Много фотографий с описанием
Искушение
«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка)
Образы по большей части распространены у католиков. Однако подобные есть также у православных – обычно это храмовые фрески. Господь стоит на горе, на отдалении от него – темный ангел, не смеющий приблизиться. Иногда длань Господа простерта к сатане запретительным жестом.
Виноградная лоза
Спас Лоза Истинная – редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»
Образ появился с XV в. Первый его вариант – Господь как Лоза Истинная, ветви которой – святые. На более поздних изображениях Христос держит Чашу, куда выжимает сок грозди винограда.
Исцеление
Исцеление расслабленного в Капернауме. Фреска 1684 года. Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Еще один по преимуществу храмовый образ – исцеление расслабленного. Обычно этот сюжет можно увидеть на фресках: узнается он как по характерным деталям – лежащий человек, благословляющий Господь, так по надписанию.
С Лазарем
Воскрешение Лазаря. Русская икона XV века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Обычно икона лежит на аналое в Лазареву Субботу. На нем:
Омовение ног
Омовение ног
Первая половина X в.
25.6 × 25.9 см
Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Сюжет встречается среди мозаик, фресок храмов Византии еще с XI в. Изображение воспроизводит рассказ св. Иоанна Богослова о том, как Христос омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей.
Моление о чаше
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше». Художник написал шесть полотен для храма Христа Спасителя, представляющих единый цикл: «Моление о чаше», «Се человек», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб»
Лобзание Иудой (поцелуй)
После революции Николо-Берлюковский монастырь, в котором в 1829 году обрели чудотворный образ «Лобзание Иудой» власти закрыли, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки
Обычно это также – храмовые фрески.
К настоящему времени святыня утрачена, она была увезена из обители во время гонений советских лет.
В темнице
Христос в темнице. Тотемское музейное объединение, XVII век
Обычно это образ, похожий на Пантократора, но при этом поверх Лика написана тюремная решетка. Существует также скульптурный вариант, больше тяготеющий к католическим натуралистических изображениям – кроме тернового венца, здесь также представлены раны Господа от бичей, видна кровь. Подобные деревянные резные изображения можно было увидеть в русских храмах XVIII-XIXвв., хотя еще Стоглавый собор запретил натуралистические изображения Христа.
Бичевание
Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест. Иконы-таблетки из собора Святой Софии Великого Новгорода. Школа или худ. центр: Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Это изображение обычно встречается в росписях церквей. Оно представляет Господа привязанным к столбу, избиваемым римскими воинами.
Спаситель на Кресте, распятие
Икона «Кийский крест с предстоящими» (слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична. Изограф Иван Салтанов, 1670-е годы)
Обычно такое изображение находится:
Самое знаменитое Распятие такого рода – так называемый Кийский крест, полная копия Креста Христова, сделанная по просьбе Патриарха Никона. Это не просто изображение Распятия, но также реликварий с частицами мощей нескольких сотен святых. До революции Крест находился в Кий-островском Крестном монастыре на р. Онеге, ныне святыне можно поклониться в храме прп. Сергия Радонежского Московского района Крапивники.
Снятие с Креста
Сюжетная композиция Снятие с Креста. Дерево, левкас, темпера, 16 в. Около 1515 г. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Реставрирована в 1969-1973 гг. в Вологодской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, реставратор Н.В.Перцев
Больше всего подобных изображений у западных христиан, однако, по крайней мере с XV в., они встречались в России, например, во Введенском соборе Комельской обители (г. Вологда). На нем представлен Христос умерший, Тело Которого бережно снимают с Крестного древа Богоматерь и прав. Иосиф. Рядом скорбящий св. Иоанн Богослов, женщины, смотревшие на казнь.
Положение во гроб
Икона
Положение во гроб
Школа: Русский Север XV в.
Государственная Третьяковская галерея
Икона имеет византийское происхождение и множество вариантов. Обычно пишется Тело Христа, окруженное Его близкими. Иногда одна из жен-мироносиц (Мария Магдалина) изображается со скорбно воздетыми руками.
Царь Славы
Христос во гробе (Царь Славы). Икона. Византия, последняя четверть XII века. Византийский музей в Кастории, Греция. Фрагмент
Это изображение умершего Христа – как человека, обычно погрудное. Его Тело обнажено, очи закрыты.
С Божией Матерью («Не рыдай Мене, Мати»)
Икона «Не рыдай Мене, Мати», со святыми на полях Школа: Невьянск (?) Конец XVIII — первая четверть XIX вв. Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург
Это одна из самых эмоциональных икон, на которой Богородица прижалась к Лику умершего Сына. Однако, Христос склонил к Ней главу, как бы утешая Скорбящую. Не случайно название образа начинается со слов песнопения «Не рыдай Мене Мати, во гробе зрящи…»: Сын обращается к Марии как живой, а не как умерший, возвещая будущее Воскресение.
Воскресение
Иконография: Воскресение Христово, 1910 год. Иконописец: Карпычев Сергей Васильевич. Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото Размеры иконы: высота 31 см, ширина 27,2 см Христос изображен в рост, в белых одеждах, с поднятым крестом в руке. Позади него ангел со скрещенными на груди руками. Инв. № ГМПИ 3108. ДИ-343-И. © Государственный музей Палехского искусства
Есть два варианта иконы:
С Марией Магдалиной
Явление Христа святым женам Конец XII в. Собор Рождества Богородицы, Монреале (Сицилия), Италия Мозаика частично реставрирована.
Таковые некоторые современные греческие иконы, представляющие Марию и Воскресшего Господа: она пала на колени, Христос благословляет Свою ученицу.
Благословение детей
«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:13-16)
Подобные иконы характерны для католических, особенно – протестантских изображений. Многие поздние образы в России написаны под этим влиянием по канонам светской живописи. Однако немало образов традиционного стиля на сюжет Евангелия, когда Господь обнимает, благословляет детей.
Плач об убиенных младенцах (аборты)
«Плач Иисуса Христа о детоубийцах» 2012 г., иконописец Сергей Осипов
Современные иконы, посвященные убийству детей – страшному греху нашего времени, появляются за последние годы.
В 2012 г. Самарский художник Сергей Осипов создал большую икону, которая как бы делится на две части:
А в храме св. Уара, епископа Липецкого, есть икона плачущего Господа, держащего на ладони убиенного во чреве ребенка.
«Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах» — икона символ исцеляющего покаяния. Многие повинные в абртах возле этой иконы обретают покаянное умиротворение. Хранится она в Липецком храме священномученика Уара первого епископа Липецкого, содержит капсулу с частичкой мощей от святых 14000 убиенных младенцев
Другие
Среди икон Господа также:
Какая икона Иисуса Христа подходит для домашнего иконостаса, а какая для храма
Как правило, православные стараются иметь для домашних молитв образы Вседержителя, такие, на которые больше отзывается душа. По традиции, восходящей еще к древней Эдессе, Спаса Нерукотворного обычно помещают над дверями, при входе. Многие также любят иконы Воскресения Христова.
Иконы, посвященные отдельным сюжетам жизни Господа, как правило, часть настенной росписи храмов.
Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)
В чем помогает Господь по молитве перед Его образом
Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.