иконы на стенах храма как называется

Храм и его устройство

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Как устроен иконостас?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называетсяГреческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Источник

Иконостас. Инфографика

+ кликабельные материалы и материалы для распечатки

Приблизительное время чтения: 2 мин.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.

Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Из чего состоит иконостас:

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере

Ряды иконостаса:

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Праздничный
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.

Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Завершение
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Местночтимая икона

Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.

Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.

Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.

Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.

Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.

Источник

Объяснения основных типов икон. Иконостас

Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей внутреннего убранства в православном храме. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, поставленных на горизонтальные деревянные перекладины или вплотную одна к другой, как, например, в иконостасах XV в., или отделенных одна от другой полуколонками, что представляет собой множество икон, вставленных в отдельные, часто резные, кивоты, позолоченные или покрытые краской.

Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала, как известно, в христианских храмах древнейших времен. Сведения о древних преградах мы находим как у отцов Церкви, например у свтт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста, так и у древних историков, например у Евсевия. Форма и высота этих первоначальных преград были различны. Иногда это были сплошные низкие стенки или балюстрады по грудь человеку, на которые можно было облокотиться, иногда более высокие решетки или ряд колонн с архитравом. Делались они часто из особо драгоценных материалов и украшались скульптурой или живописными изображениями. С внутренней стороны, т. е. со стороны алтаря, преграды завешивались занавесом, который задергивался или открывался в зависимости от момента богослужения. Таким образом, алтарная преграда делала алтарь и видимым, и в то же время недоступным.

Алтарная преграда начала усложняться очень рано. Уже в Византии здесь помещались иконы месячные, святцы, или менологи, и иконы праздников. Сначала под архитравом, а потом на нем, непосредственно над Царскими Вратами, помещалась икона Спасителя, а затем и трехчастная икона Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи (состоящая из одной длинной доски или трех отдельных икон), так называемый Деисис. Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась, как полагают, тем ядром, из которого на русской почве развился православный иконостас. Развитие его происходило путем прибавления к названным иконам других икон и нарастания отдельных ярусов. К XIII–XIV вв. на Руси уже существовали многоярусные иконостасы, которые оттуда довольно поздно, в XVII или XVIII в., перешли в другие православные страны.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Исходя из такого толкования каждая часть новозаветного храма получает свое значение сообразно с общим положением и назначением ее в ходе богослужения. По толкованию прп. Максима Исповедника и свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство, причем первая просвещает и питает вторую, и последняя, таким образом, становится чувственным выражением первой.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Графическая схема русского пятиярусного иконостаса: 1 – Святые, или Царские, Врата; а и al: Благовещение; б, в, г, д: Четыре евангелиста; 2 – Тайная вечеря; 3 – Столбики Цар­ских Врат с изображениями святителей, творцов литургии; 4 – икона Христа; 5 – икона Богоматери; 6 и 7 – северная и южная двери иконостаса с иконами архангелов или диако­нов; 8 и 9 – иконы местнопочитаемых святых; 10 – деисусный ряд; 11 – праздничный ряд; 12 – пророческий ряд; 13 – праотеческий ряд.

Эта символика, как мы увидим ниже, находит наиболее ясное и полное раскрытие в развившемся впоследствии из алтарной преграды иконостасе. Будучи, с одной стороны, преградой, отделяющей мир божественный от мира человеческого, он в то же время объединяет их в одно целое в образе, отражающем такое состояние вселенной, в котором преодолено всякое разделение, где осуществлено примирение между Богом и тварью и в самой твари. Наглядно и наиболее полно, на грани божественного и человеческого, он раскрывает пути этого примирения.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Иконостас-складень. Россия. Середина XVI в. Частная коллекция

Следующий ярус иконостаса – праздничный. Он представляет собой ряд изображений тех событий Нового Завета, которые особо торжественно празднуются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, этапы «нарастания» Откровения. Это начало «имеющего у нас место служения», т. е. исполнение того, что предображено и предвозвещено в верхних рядах Праздники эти выражают собой совокупность учения Церкви; это «перлы божественных догматов», как называет их св. патриарх Герман. Обычно в храмовых иконостасах этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12 главных, так называемых двунадесятых, праздников: шести Господских (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. При наличии свободного места (как, например, в воспроизведенном здесь иконостасе) к ним присоединяются иконы некоторых других праздников, менее важных, а также икона Распятия. На нашем иконостасе расположение икон праздничного ряда не соответствует церковному кругу. Оно следующее (слева направо): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Жены Мироносицы у Гроба, Распятие, Сошествие во ад, Воскрешение Лазаря, Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Воздвижение Креста, Успение, Троица. Содержание и значение икон этих праздников разобрано отдельно (см. с. 219–322).

Расположенные в стройном и строгом порядке, изображенные здесь святые объединены одним общим движением в их молитвенном устремлении к Вседержителю, сидящему на троне. Этим ритмическим движением они как бы увлекают смотрящего в свое торжественное шествие. Несколько удлиненные пропорции их фигур, выражающих глубокую сосредоточенность, придают им особую элегантность и невесомость. Певучие линии рисунка образуют их четкие силуэты, легко и свободно, как от дуновения ветра, склоняющиеся к центру.

Нижний ярус храмового иконостаса, местный, представлен здесь своей центральной частью, Царскими Вратами, по обеим сторонам от которых помещаются две большие иконы, обычно Спасителя и по правую от Него сторону (влево от зрителя) икона Божией Матери с Богомладенцем. Иногда икона Спасителя заменяется так называемой храмовой иконой, т. е. иконой праздника или святого, которому посвящен данный храм. Дальше, на северных и южных вратах, изображаются два Архангела, Михаил и Гавриил, или святые диаконы как служители при совершении таинства. Если остается свободное место, оно заполняется другими иконами. За этим ярусом сохранилось древнее его название – Поклонный. Назывался он так потому, что иконы текущего месяца, святцы, или очередного праздника, находившиеся здесь на алтарной преграде, снимались со своего места и клались на аналой для поклонения. Название это сохранилось, очевидно, по той причине, что местные иконы, находясь на небольшой высоте, представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставятся свечи и т. д. К ним преимущественно можно отнести слова свт. Симеона Солунского, что они «и на небе и с людьми пребывают». Этот ярус не только не имеет строгого ритмического распорядка других ярусов, но часто вообще асимметричен. Составляющие его иконы обычно крайне разнообразны и зависят от местных потребностей и характера данного храма.

См.: Багрецов Л. Смысл символики, усвояемой свв. отцами и учителями Церкви христианскому храму и его составным частям. СПб., 1910.

См.: Евсевий Памфил. Церковная история, X, 4 // PG 20, col. 847–879 (рус. пер.: То же. М., 1993. С. 343–358. –Ред.).

Источник

Иконы в храме

Иконы на иконостасе

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называетсяОснова убранства храма – иконостас. Многие мастерские не только изготавливают алтарные преграды, но и сразу же украшают их иконами. Если у прихода нет возможности вместе с иконостасом приобрести и иконы, имеет смысл все же продумать заранее, какие именно образы вы разместите на нем.

Согласно церковной традиции, в нижнем – местном ряду иконостаса по сторонам от Царских врат помещают иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Рядом с иконой Спасителя – образ святого или праздника, которому посвящен храм.

Над Царскими вратами – икона Тайной вечери. На Царских вратах – изображения четырех евангелистов и/ или Благовещение. Во втором снизу ряду в классическом русском иконостасе мы видим деисис – композицию из трех или нескольких икон. В центре – образ Спаса на престоле, по сторонам от Него – предстоящие Господу в молитве Богоматерь и Иоанн Предтеча (ростовые фигуры). Далее могут быть изображены пророки, апостолы, другие чтимые святые.

Практически в каждом многоярусном иконостасе присутствует праздничный ряд – иконы двунадесятых праздников и, нередко, Страстей Христовых. Как правило, в этом ряду иконы имеют небольшой размер.

В высоких иконостасах присутствуют пророческий ряд, в котором изображены ветхозаветные пророки, и апостольский.

Помимо предполагаемых каноном образов в иконостасе могут быть иконы особо чтимых во всей Церкви или в данном храме угодников Божиих.

Вверху иконостаса располагается крест. В русских храмах он обычно не велик, в Греции же традиция иная – там распятие над алтарной преградой является композиционным акцентом и нередко превышает по высоте любой из рядов иконостаса.

Какие иконы должны быть в храме

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называетсяКанонов, строго регламентирующих перечень икон, находящихся в основной части храма (не в иконостасе), не существует.

Безусловно, кроме икон Спасителя, должен быть образ Богоматери. На практике Богородичных икон в храме обычно бывает несколько. Наиболее почитаемы Казанская, Владимирская, Иверская, Всецарица, Феодоровская, «Знамение», «Умиление». Люди с радостью молятся у икон, само название которых как бы призывает обратиться к Пречистой за помощью: “Целительница”, “Помощница в родах”, “Нечаянная Радость”, “Всех скорбящих Радость”, “Утоли мои печали” и др.

Едва ли найдется русский православный храм без иконы святителя Николая Чудотворца. Прихожане с радостью молятся у икон великомучеников Пантелеимона и Георгия, архангелов (особенно почитаем архистратиг Михаил), святителя Спиридона Тримифунтского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской, благоверных князей Петра и Февронии, Александра Невского. Из недавно прославленных угодников Божиих горячим почитанием пользуются блаженная Матрона Московская, священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), Царственные страстотерпцы.

Если есть место, хорошо поместить в храме образы святых, имена которых носят многие из наших современников: людям будет приятно поставить свечу с молитвой своим небесным покровителям. Равноапостольные Кирилл и Мефодий, Нина, Мария Магдалина, князь Владимир и княгиня Ольга, цари Константин и Елена, мученицы Татиана, Марина, Анастасия, Иулия, Галина, страстотерпцы Борис и Глеб, Игорь Черниговский, праведные Иоаким и Анна, Артемий Веркольский – в честь этих угодников Божиих наречены в таинстве Крещения многие из прихожан. Конечно, сколь бы просторным ни был храм, иконы всех почитаемых верующими святых на его стенах не уместятся. Поэтому имеет смысл приобрести в храм икону Всех святых – перед ней можно помолиться любому из угодников Божиих.

Весьма желательно, чтобы в храме было распятие, с предстоящими (Богоматерь и апостол Иоанн Богослов) или без них. Перед ним обычно устанавливают канон (другой вариант «канун«) – подсвечник, на который ставят свечи с молитвой об упокоении усопших. Впрочем, в некоторых храмах у распятия стоит обычный подсвечник – люди просто молятся здесь Спасителю, не только об умерших, но и о живых. Канон же, как правило, бывает сам по себе снабжен небольшим распятием, поэтому ставить его у храмового креста или нет – решает настоятель.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Если канон в храме стоит около Распятия – имеет смысл поместить в доступном прихожанам месте еще один образ Спасителя (не важно: оплечный или ростовой, «Спас Нерукотворный», «Воскресение Христово», «Преображение», «Спас в белом хитоне» и т.п.), чтобы верующие могли молиться, прикладываться, ставить свечи с молитвой Господу. Иначе может возникнуть некий перекос, когда прихожане привыкают прибегать в своих нуждах к святым и Богоматери, а о молитве Спасителю забывают. Конечно, желательно, чтобы в храме была и икона Пресвятой Троицы.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называетсяПриобретая иконы в храм, не забудем и об аналойных образах. Это иконы небольшого размера, которые возлагают на центральный аналой храма, подбирая их в зависимости от того, какой день церковного года мы проживаем сегодня. Имеет смысл купить комплект аналойных икон. В него входят минеи – изображения соборов святых по месяцам. Также необходимы икона Воскресения Христова, которую выносят для поклонения в каждый воскресный день, иконы двунадесятых праздников и наиболее чтимых святых, самые почитаемые образы Богоматери (Владимирская, Казанская и др.). Поскольку к аналойным иконам прикладывается большое число прихожан, следует сразу же приобрести киот со стеклом, который защитит образы – иначе их очень скоро придется заменять.

На что обратить внимание

Если церковный интерьер создается «с нуля», стоит позаботиться, чтобы все иконы на стенах храма или в стоячих киотах были выполнены в единой стилистике, сочетались между собой и с образами на иконостасе. Чтобы рядом и симметрично друг другу располагались иконы одинакового размера и формы. Тогда, даже при довольно скромном убранстве, церковный интерьер будет гармоничным.

Стоит обратить внимание не только на форму и размер икон, но и на их художественную стилистику. Конечно, в одной церкви могут быть помещены иконы, выполненные в русской и греческой традициях, в каноническом и академическом стилях. Но при наличии большого выбора, вероятно, стоит соблюсти некое единообразие.

Верующие любят прикладываться к иконам. Свечи, возжигаемые перед ними, имеют свойство коптить. Чтобы защитить иконы, следует поместить их в застекленные киоты – это проще и в конечном итоге дешевле, чем через несколько лет, а то и месяцев оказаться перед необходимостью реставрировать или даже заменять образы.

Техника изготовления икон

Классическим вариантом являются писаные иконы. Существует две основных техники написания икон: темперными и масляными красками. Темперой, как правило, пишут иконы в каноническом и иногда в академическом стиле, а маслом – в академическом и живописном. Писаные иконы стоят довольно дорого, как и любая ручная работа.

Хорошим решением для небогатого храма являются иконы, изготовленные в технике литографии и заключенные в деревянный киот. Они могут быть украшены методом фольгирования, с помощью которого выполняются золотые или серебряные детали, чеканные узоры.

История, техника и стили иконописи. Краткий экскурс

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

По старинной традиции иконы пишут на деревянной доске, покрытой специальным грунтом. В древности мастера работали энкаустическими, то есть разведенными специально подготовленным воском красками. Так был написан, в частности, образ Христа Пантократора, находящийся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Считается, что эта икона наиболее соответствует тому, как на самом деле выглядел Христос. Некоторая ассиметричность лика указывает на то, что иконописец использовал в качестве образца Плащаницу с посмертным изображением Господа и видел те раны, которые были нанесены Спасителю перед казнью.

Иконопись и светская живопись

В XVIII столетии с Петровскими преобразованиями церковное искусство в России было в значительной мере подчинено светским тенденциями. Храмы стали украшаться написанными маслом полотнами, напоминающими европейскую религиозную живопись и зачастую не отвечающими духу Православия. Впрочем, по местам, особенно на Севере, сохранялось и каноническое иконописание.

иконы на стенах храма как называется. Смотреть фото иконы на стенах храма как называется. Смотреть картинку иконы на стенах храма как называется. Картинка про иконы на стенах храма как называется. Фото иконы на стенах храма как называется

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *