иконы подделки под старину
Иконы-подделки: будьте осторожны!
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»
Любое копирование материалов запрещено!
Старинные деревянные иконы давно привлекают к себе не только людей верующих, желающих иметь у себя в доме настоящие намоленные Образа, но и коллекционеров, для которых первостепенное значение имеет ценность старинной иконы, как образца старинного живописного искусства, поэтому подделками икон недобросовестные люди начали заниматься очень давно, прекрасно понимая, что такой вид деятельности может приносить неплохой доход!
В своем стремлении к обладанию старинным предметом всегда полагайтесь на свое собственное знание, чутье и совет опытных специалистов.
Давайте определимся, какую икону можно назвать подделкой?
В нашем понимании, подделкой можно назвать икону, которую специально переписали в современное время (реже в старину), состарили и провели комплекс других мероприятий с одной целью – выдать ее за старинный предмет и реализовать по дорогой цене.
Но с давних времен существовала практика переписывания икон поверх старого Образа.
Делалось это из соображений ветхости изображения, экономии (доски стоили довольно дорого), а также, конечно, из желания хозяина сохранить пусть и новый, но намоленный Образ, написанный на старой доске.
Нельзя отнести к подделкам и частично реставрированные старинные иконы, когда мастер и хозяин ставил перед собой цель восполнить утраты на Образе, без цели вводить кого-либо в заблуждение. Такие манипуляции проводились и в давние времена, и сегодня.
Важно отношение Продавца иконы к Покупателю!
Честность в продаже старинных предметов ценится сегодня очень высоко, слишком сильно и часто проявляется желание некоторых людей выдать желаемое за действительное, подзаработав на неграмотности Покупателя.
Мы не бросаем тень на кого-либо, но для себя решили только одно: предельно честно сообщать информацию о каждом продаваемом предмете и никогда не сообщать Покупателю заведомо ложной информации в погоне за прибылью.
Мы прекрасно понимаем и то, что старинные деревянные иконы это особый духовный предмет, который сам по себе не терпит обмана, поэтому Вы всегда можете рассчитывать на предельную честность Образов, представленных на нашей виртуальной витрине.
Поддельные иконы – как отличить?
Единого способа не существует, так как и сама подделка может быть различного качества. Однако есть несколько простых способов, чтобы увидеть, что данная икона не является честной. Например, если лик Святого изображен не естественно, это может быть следствием недавнего неквалифицированного вмешательства. Слишком хорошо сохранившаяся икона, свежая позолота, гладкая живопись без видимых повреждений также может смутить, поскольку мало Образов сохраняется в первозданном состоянии, все они в процессе использования падают, имеют царапины, трещины и так далее.
Обратите внимание, как положены краски, имеются ли неровности, выщерблены, закрашенные краской, как воспринимается икона целиком.
Но единого рецепта определения честности старинной деревянной иконы не существует, поэтому если у вас есть сомнения, не покупайте данный предмет, и все.
Покупать ли реставрированные иконы?
Такой вопрос тоже актуален, ведь в икону вносились изменения, она была частично восстановлена. Хорошо это, или плохо?
На наш взгляд, правильная реставрация не вредит иконе, наоборот, может защитить ее от дальнейшего разрушения и уж конечно, хорошим образом сказывается на ее внешнем виде. Но степень реставрации может быть различной. На одной старинной деревянной иконе мастер подправит пару сколов по краям, неизбежным спутникам этих предметов, а другую, по сути, приходится переписывать на восемьдесят процентов, столь сильны были повреждения.
тут уж решать Вам, как будущим владельцам этой иконы, насколько такие варианты Вас устраивают.
Но реставрации старинные иконы подвергались и в прошлом, это была нормальная практика, когда заезжему иконописцу отдавали икону на правку и поновление.
И все же это просто!
Нужно сказать, что даже неопытный Покупатель сможет определить большинство «задурков», так называют иконы-подделки, стоит потратить некоторое время на разглядывание большого количества икон, чтобы увидеть разницу.
Не нужно отказываться и от движения Вашей души, ведь, как мы уже сказали, иконы это не просто предметы, это вещи, хранящие энергию поколений, молившихся перед ними и если помыслы Ваши чисты, Вы увидите, какую именно икону Вам стоит купить, а от какой отказаться.
Купить старинную деревянную икону можно в различных местах, но мы советуем Вам обратить внимание на наше предложение.
Вы можете положиться на наш опыт и знания и не переживать о том, что можете купить что-то не то. Мы готовы предоставить также любую дополнительную информацию по каждому предмету, наша задача заключается в том, чтобы не просто реализовать старинную икону, но сделать это для Вашей радости, для того, чтобы Вы еще не раз обратились к нам за покупками!
Старинные Русские Иконы: Как Определить Подделку?
Одна из самых больших проблем, с которой вы можете столкнуться при покупке старинных русских икон, – это вероятность приобретения подделки. Действительно, на сегодняшний день в продаже существует множество старых панелей со свеженаписанными на них иконами. Дело в том, что для арт-фальсификаторов не проблема купить старую деревянную доску с поврежденной росписью, снять верхний слой изображения, нанести новую икону и искусственно ее состарить, подпортив свежий красочный слой. Вуаля! Поддельная старинная икона готова к продаже! Так как же избежать мошенничества? Вот несколько советов, которые помогут вам определить подделку!
1. Литографированные изображения
При покупке русских икон, покрытых красивой металлической ризой, не следует автоматически полагать, что изображение, скрытое под ней, написано вручную. Присмотритесь поближе или, что еще лучше, снимите ризу, чтобы удостовериться, что вы покупаете рукописную икону. Случается так, что изображение, спрятанное под ризой, может быть литографировано на бумаге и просто приклеено к старой панели. Справедливости ради следует отметить, что подлинные старинные иконы с литографированными изображениями существуют, но они гораздо менее ценные, чем рукописные образы.
2. Несовместимость с ризой
Еще одна вещь, которую стоит учитывать при покупке русских икон, покрытых ризой, – это совместимость изображения с отверстиями в ризе. Таким образом, как только вы снимете ризу, проверьте все ли лица и руки находятся на своих местах и хорошо ли их видно через отверстия. Более того, при снятии ризы вы также можете обнаружить, что единственные окрашенные области – те, которые видны через отверстия. Так что потратьте немного времени на изучение икон, которые вы хотите купить, чтобы не совершить плачевную ошибку.
3. Чрезмерная реставрация
Обратите внимание, что старинные иконы, отреставрированные более чем на 50%, следует рассматривать как современные религиозные изображения. Это означает, что чрезмерная реставрация, особенно если речь идет об изменении изображения рук и лиц, значительно снижает ценность любого предмета. Поэтому при покупке одной из старинных русских икон убедитесь, что реставрационные работы проводились профессиональным реставратором. Используйте лампу черного света, чтобы узнать правду. В противном случае вы зря потратите свои деньги.
4. Новый красочный слой
Помните, что большинство новых лаков и красок имеет достаточно сильный запах, так что не стесняйтесь понюхать поверхности иконы. Этот простой, но эффективный тест поможет вам определить подделку. Кроме того, присмотритесь к красочному слою. Если вы обнаружите области вздутой краски, будьте уверены, что эта «старинная» икона не такая уж и старинная.
5. Кракелюр
Любая старая краска или лак обычно имеет тонкую сеть трещин, называемую кракелюр. Таким образом, старинные русские иконы со случайным и нерегулярным кракелюром, проходящим сквозь все слои, являются хорошим знаком. Если вы видите такой узор на иконе, которую хотите купить, скорее всего, она является подлинной, так как старый кракелюр довольно трудно подделать. Однако избегайте нового кракелюра, который не такой глубокий и обычно появляется в виде регулярного узора.
Эти простые советы помогут вам обнаружить поддельную старинную икону. Если же вы все еще сомневаетесь или хотите быть на 100% уверены в своей покупке, обратитесь за помощью к надежному дилеру. На сайте Русской Иконы мы предлагаем только подлинные старинные русские иконы музейного качества!
Мы покупаем иконы и антиквариат
Сайт Русской Иконы всегда стремится приобрести подлинные старинные русские иконы и религиозные артефакты, созданные в XIX веке и ранее. Мы заинтересованы во всех видах реликвий и иконах качественной ручной работы. Наша команда профессиональных экспертов имеет широкий спектр знаний в различных областях, связанных с восточно-православными иконами, и в состоянии справиться с покупкой даже самой ценной коллекции. Кроме того, мы предлагаем точные, честные оценки как для целых коллекций религиозных икон, так и для отдельных экземпляров. Другими словами, независимо от того, хотите ли вы продать одну старинную икону или полную коллекцию, вы находитесь в правильном месте! Просто дайте нам знать, и мы с готовностью рассмотрим покупку вашей православной иконы или религиозного артефакта. Мы будем рады сотрудничать с вами, предоставляя при этом непревзойденное индивидуальное обслуживание. Мы верим в то, что не существует слишком больших коллекций старинных икон!
Подделка
Наткнулся на вот такую статью. Считаю ее полезной и интересной.
Выкладываю для ознакомления.
Старообрядческие подделки в иконописи: проблема идентификации
И. Л. Бусева-Давыдова
Проблема выявления старообрядческих подделок чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Впервые с ней в массовом порядке столкнулись при реставрации «строгановских» икон в Русском музее в начале 1980-х гг. Исследователи обнаружили, в частности, что «первоначальная живопись некоторых икон, традиционно связанных со строгановской школой, утрачена в такой степени, что. произведение можно датировать только временем поновления»1; выявились и стопроцентные подделки, где живопись XIX в. была исполнена по прорисям со «строгановских» икон XVII в. Стало очевидным, что в дореволюционных коллекциях имеется немало подделок, производство которых во Мстере было поставлено на широкую ногу. Именно по этой причине до сих пор не вышел второй том каталога икон Третьяковской галереи, хотя с момента выхода первого тома прошло уже 10 лет. В фонды галереи, помимо икон, собранных П. М. Третьяковым, поступили в свое время памятники из частных собраний конца XIX — начала XX в.: И. С. Остроухова, А. В. Морозова, Л. К. Зубалова, А. И. Анисимова, П. И. Щукина, Е. Е. Егорова, Н. М. Постникова, С. П. Рябушинского и др. По мнению некоторых сотрудников ГТГ, не менее 60 икон XV-XVI вв., включенных в старый каталог В. И. Антоновой и Н. Е. Мневой, в действительности являются старообрядческими подделками. Однако это мнение разделяют не все: результаты визуальных наблюдений и технико-технологической экспертизы могут трактоваться по-разному. В результате на ежегодной конференции по экспертизе и атрибуции, проходившей в Третьяковской галерее в ноябре 2005 г., были сделаны два «контрдоклада»: в одном (докладчик Т. М. Мосунова) доказывалась поддельность средника иконы «Свв. Борис и Глеб, в раме с житием в 16 клеймах» из фондов ГТГ 2, в другом (В. В. Баранов, И. А. Кочетков) — подлинность.
Некоторые способы создания подделок описаны в литературе, в том числе XIX в. И «старинщики», как называли мстерских иконописцев, специализировавшихся на имитациях древних памятников, и покупатели, естественно, видели, что старые иконы отличаются от новых. Во-первых, старая доска всегда покороблена и имеет патину времени — потемневший оборот. Во-вторых, поверхность живописи покрыта сеткой трещин— кракелюром; на иконе видны утраты грунта-левкаса и красочного слоя, часто ожоги от лампадки или свечи, загрязнения, следы от гвоздей окладов. В-третьих, иконография соответствует древним образцам. Именно на воспроизводство этих примет была направлена деятельность старинщиков. Старые доски скупались десятками тысяч, обороты пропитывались смесью олифы с сажей и приобретали древний вид. Кракелюр делался разными способами. Можно было наложить левкас, т. е. клеемеловой грунт, на тряпочку-паволоку, написать изображение, а потом смять паволоку так, чтобы грунт разломался на отдельные кусочки. Затем паволоку приклеивали на доску, и кракелюр оказывался налицо. Другой способ, применяющийся фальсификаторами и сейчас, — наворачивание паволоки с грунтом на цилиндр (бутылку); он обеспечивает более естественный вид кракелюра. Третий вариант— нагревание свеженаписанной иконы в печи или, наоборот, выставление ее на холод (термический кракелюр), также используемый в современных новоделах. Утраты и ожоги с легкостью делались искусственно, загрязнения наносились краской. Старообрядцы понимали, что трещины на иконе в течение веков заполнялись грязью; поэтому свежий кракелюр затирали черной краской или старой олифой.
В настоящее время дискутируется вопрос о степени совершенства подделок XIX в. Так, вряд ли «старинщики» осознавали механизм образования естественного кракелюра. Дело в том, что когда одна сторона доски (лицевая) залевкашена, влагообмен с окружающей средой происходит через тыльную сторону и торцы. Влага, которая неизбежно содержится даже в хорошо высушенных досках, устремляясь наружу через оборот иконы, приводит к деформации доски, которая выгибается «лицом вперед». В дальнейшем влагообмен происходит в основном через торцы, которые то впитывают влагу из воздуха, то отдают ее обратно. Интересно, что этот процесс носит сезонный характер и отвечает периодам роста живых деревьев. В результате постоянных колебательных движений древесины, то набухающей, то подсыхающей, в левкасе образуются трещины. Вначале микроскопически тонкие, они постоянно углубляются и в течение сотен лет формируют развитую систему естественного сетчато-ветвистого кракелюра 3. В кулуарах говорят, что сейчас фальсификаторы научились подделывать и такой кракелюр, но в XIX в. это было невозможно. Однако об особенностях древнего естественного кракелюра не знали не только авторы подделок, но и их покупатели, поэтому «бутылочный», термический и даже просто процарапанный кракелюр для них выглядел вполне убедительным.
Как бы то ни было, качественные старообрядческие подделки, по общему мнению, выявляются непросто даже при наличии современных знаний и методов исследования. Однако в массе попадаются подделки настолько наивные, что возникает сильное сомнение в их возможности кого-то обмануть. Например, одна икона «Рождество Христово» (этот сюжет старообрядцы особенно любили) была написана «под Новгород XVI века», с характерным для того времени темноватым колоритом и красивыми голубыми пробелами на вишневых одеждах. При этом Богоматерь изображена не лежащей, как в древней иконописи, а сидящей у яслей с Младенцем. Такой извод получил распространение только к концу XVII столетия, т. е. в «постниконовское» время4. Икона покрыта натуральным кракелюром, но если посмотреть на живопись даже невооруженным глазом, хорошо заметно, что весь старый красочный слой смыт. То, что кажется желтыми горками, — это желтый лак, через который просвечивает старый кракелюр. На ликах, фигурах, деревьях и прочем кракелюр нарисован черной и коричневой краской. Загрязнения имитированы мелкими брызгами краски— как обычно в таких случаях, черной, вишневой и синей.
Другое «Рождество» пришло в руки автора этой статьи как памятник XIX в.: ни продавец, ни покупатель не сомневались в его датировке, и речь шла только о локализации произведения внутри XIX столетия 5. Это была замечательная вещь, очень тонко написанная, сложнейшего иконографического извода. Достаточно сказать, что над Богоматерью витали силы ангельские с Господом Саваофом, у Ее изголовья стоял пророк Исайя, у изножия—персонификация Земли в восьмиконечном нимбе; среди сопутствующих сцен имелись совершенно необычные вроде «Приветства Христу от пророков из ада». Все это прекрасно отвечает любви старообрядцев к углубленному и аллегоризированному показу священных событий. Каково же было общее удивление, когда при ближайшем рассмотрении на иконе обнаружились явственные признаки старообрядческой подделки! Для имитации загрязнений был применен самый распространенный прием— набрызг темной краски; на ликах положены пятна, демонстрирующие «потертость» живописи, нанесен рисованный кракелюр. В одном углу обнаружилась даже псевдотонировка, якобы закрывающая утрату красочного слоя. Очевидно, в свое время икона была продана в качестве произведения «строгановских» мастеров.
Старообрядцы нередко «чинили» подлинные древние иконы с сильно пострадавшей деревянной основой, вырезая из них часть изображения или даже весь средник и перенося на новую доску (так называемые врезки). В наше время врезки распознать нетрудно, поскольку между новым и старым левкасом появляется трещина. Но среди старообрядческих подделок встречаются имитации врезков на старых досках, когда по новому левкасу прорезается граница якобы врезка. Так, на одной иконе из частного собрания в центр доски был как бы врезан прямоугольник, на котором написана фигура святого воина. Фигура размещалась с некоторым отклонением от вертикальной оси, что, по замыслу автора, очевидно, должно было подчеркнуть само наличие врезка, обратить на него внимание. Тем не менее подделка относится к наивным. Старинщик имитировал загрунтованные следы от гвоздей «старого» оклада, которые располагались. по контурам врезка. Излишне объяснять, что старый оклад ни при каких условиях не мог быть набит по контурам врезка, так как сам врезок, как бы к нему ни относиться, получил свои контуры только в XIX в. (Кстати, произвольное расположение якобы старых гвоздевых отверстий — обычная черта старообрядческих подделок.) Кракелюр на живописи указанной иконы практически отсутствовал; более того, сапожки святого заходили на «новый» левкас, причем красочный слой и золочение на псевдоврезке и «новой» части были абсолютно идентичны.
Постоянно сталкиваясь с подделками подобного рода, можно подумать, что они рассчитывались на глупцов, и к тому же еще слабовидящих. Принято считать, что покупатели таких икон были людьми несведущими и приобретали фальшивку за древний подлинник. Однако слово «подделка», по наблюдениям О. Ю. Тарасова 6, в среде ценителей древней живописи не имело сегодняшнего негативного оттенка. Как отметил этот исследователь, Н. М. Постников специально заказывал подделки «под строгановское», «новгородское», «греческое» письмо у лучших старинщиков Мстеры. Такие иконы, откровенно называемые на ярлыках «Подделок под новгородское письмо Нестера Климова, Москва, 1862 г.», были не подделками в смысле неподлинности, фальши, и даже не стилизациями. «Подделаться» значило максимально приблизиться к древнему образцу, проникнуться его духом настолько, что результат оказывался аутентичным подлиннику; икона московского иконописца XIX в. полностью идентифицировалась с произведениями его предшественников, живших на несколько столетий раньше. Вообще понятие аутентичности для старообрядцев XIX в. было существенно иным, чем для современных коллекционеров. Возможно, «Рождество Христово», написанное почти полностью заново, но на старом левкасе и с сохранением незначительных фрагментов старой живописи, для покупателя было вполне древним памятником. Что же касается «стопроцентных» подделок, то не исключено, что подобные иконы и не предполагали сколько-нибудь критического рассмотрения: рядовому покупателю-старообрядцу достаточно было поверхностных примет естественного старения вкупе с заверением продавца в «древности» образа. «Древность» таких икон устанавливалась скорее на вербальном, чем на материально-технологическом уровне.
Можно думать также, что незначительное «состаривание» произведений во второй половине XIX в. приобрело эстетический смысл. Некоторые приемы, ранее употреблявшиеся для имитации древних памятников, стали использоваться как чисто художественные. Так, например, на «стильных» мстерских произведениях начала XX в. волосы и бороду иногда писали по коричневому санкирю, но под седые пряди фрагментарно делали темно-зеленую подложку. В подделках такая подложка использовалась для показа якобы утрат верхнего слоя. В иконах, написанных по заказу императора Николая II для придворного собора Феодоровской Богоматери, вопрос о подделке, естественно, не стоял: прием мстерских фальсификаторов в них был переосмыслен в эстетическом плане. Вряд ли можно считать подделкой и икону «Господь Вседержитель» из московского частного собрания (очевидно, мстерскую): она написана на новой доске, в иконографическом изводе, который в XIX в. был распространен очень широко 7. Тем не менее на ней имеются участки искусственного кракелюра, на позолоте фона кое-где механическим способом нанесены «потертости», имитированы чинки золочения. Интересно также, что в качестве подкладки под сусальную позолоту в данном случае использован не обычный для XIX в. красно-коричневый полимент, а краска темно-коричневого цвета, которая должна была выглядеть как старая олифа. Тот же прием использовался реставраторами-старообрядцами при поновлении золота на древних иконах.
В заключение мы хотели бы сказать, что старообрядческие подделки — это не только и, может быть, не столько экспертно-атрибуционная, сколько историко-культурная проблема. Надо отметить, что в источниках XIX в. не сохранилось никаких свидетельств «разоблачения» подделок рядовыми покупателями или существования дурной славы «старинщиков». Идентификация с подлинниками происходила не путем критического осмысления и анализа, а на основе веры в целокупную истинность образа. Этот способ освоения сакральных артефактов глубоко укоренен в самом духе религии, и, возможно, безоговорочное приятие верующими позапрошлого столетия самых наивных подделок надо расценивать как проявление подлинной веры на фоне позитивизма и рационализма Нового времени.
Список литературы
1 Попова Г. Н„ Дедненков А. Г. Некоторые проблемы изучения традиционного круга произведений строгановской школы из собрания Государственного Русского музея// Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки. Л., 1987. С. 80.
2 Воспр. см.: Icones russes: Galerie Tretiakov Musee national d’art russe, Moscou. Lausanne, 1997. P. 118.
3 Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М., 1961. С. 46-52.
4 Он был использован Дионисием во фресках Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502), но не перешел в иконопись.
5 Опубликовано: Святые образы: Русские иконы XV — начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И. В. Тарноградский. Авт. текстов И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 321,417 (кат. № 196).
6 Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995. С. 408 14.
7 Воспр. см.: Святые образы. С. 313,416 (кат. № 192).
Iconpainter’s Journal
Фальшаки и подделки
Коллекционирование – это не только любовь к искусству, но и бизнес: антиквариат является одним из лучших способов вложения капитала. В наши дни, как, наверное, и 2000 лет назад, лучшие предметы искусства продаются и покупаются исключительно «по знакомству», ибо велика возможность напороться на подделку.
По свидетельству ряда специалистов, в числе которых и музейные эксперты, «подозрительные» вещи составляют свыше 90 процентов от всего представленного на российском рынке «антиков». В Турции, Египте или Италии производство «фальшаков» поставлено почти на промышленный поток, что в России практически нерентабельно в отсутствие массового интереса к антиквариату. В то же время, российская история подделок не менее блистательна, чем западноевропейская.
Питер Брейгель, «Сельский праздник». Картина продана за 4.4 млн фунтов на аукционе «Сотбис». Композиция, вплоть до мельчайших деталей, цитирует другие картины Брейгеля. Технологическая экспертиза не была предоставлена ряду дилеров для ознакомления, что крайне подозрительно. Скорее всего, подделка («фуфло», как выражаются эксперты).
ВАН МЕЕГЕРЕН, КОРОЛЬ ФАЛЬШАКОВ
Самым известным мастером подделок считается Хан ван Меегерен (1889-1947). Он регулярно продавал фальшаки собственного производства нацистским бонзам. После войны, Меегерену грозила виселица за распродажу шедевров Вермеера. Ему пришлось сознаться, что «шедевры» писал он сам. Меегкрену не поверили, но, в присутствии нескольких судебных и музейных экспертов, он написал вариант представленной на фото работы.
До конца срока Меегерену дожить не дали, умер он меньше чем через год после суда. После его скоропостижной смерти, в антикварных кругах ходили разговоры об отравлении. Причиной тому могло служить нежелание многих коллекционеров, чтобы мастер озвучил полный список своих подделок. Искусствовед Кирилл Алексеев (Гос. Третьяковская галерея) недоумевает: «Я всегда удивлялся причинам, которые побудили экспертов признать эти работы за Вермеером. Качество-то, прямо скажем, не ахти какое».
Настоящими королями подделок следует признать не какого-то Меегерена, а наших русских иконописцев-старообрядцев.
В императорской России ценителями старинных икон были богатые собиратели-старообряцы. Велик спрос — велики и цены. Следовательно, велик соблазн у фальсификаторов. Вот и процветало искусство подделывания икон. Правда, стоит отметить, что в старину над иконами так не тряслись, как сейчас в музеях. Обветшавший образ просто записывали сверху новой краской, иногда даже смывая предыдущий слой. Это было в порядке вещей. В итоге, часто можно было встретить икону с живописью XIX в. на доске времен Ивана Грозного. Грань между копией и оригиналом стиралась…
Изготовление таких «старинных» икон в иконописных промысловых центрах (Мстера, Холуй) было поставлено на широкую ногу. У лучших старинщиков Мстеры даже специально заказывали подделки «под строгановское», «новгородское», «греческое» письмо. Такие иконы, откровенно называемые на ярлыках «Подделок под новгородское письмо Нестера Климова, Москва, 1862 г.», были не подделками в смысле неподлинности, фальши, и даже не стилизациями. «Подделаться» значило максимально приблизиться к древнему образцу, проникнуться, пропитаться его духом настолько, что результат оказывался аутентичным подлиннику; икона московского иконописца XIX в. полностью растворяла себя с произведениями его предшественников, живших на несколько столетий раньше.
Икона современного иконописца на старинной выгнутой доске. Несмотря на уверения автора в «новодельности», российская таможня считает такие предметы «культурным достоянием», ведь доска изготовлена до 1945 г.
После Революции, коллекции многих старообрядцев были отобраны государством и оказались в Третьяковской галерее. Некоторые «сомнительные» образцы были пропечатаны в каталоге музея 1963 г. как оригинальные, древнерусские.
До 1918 г. в среде знатоков, как одно из самых достоверных произведений великого иконописца Андрея Рублева, была известна икона «Спас» из собрания К.Т. Солдатенкова. Знаменитый художник и реставратор Игорь Грабарь утверждал, что это «единственная икона, не противоречащая нашему сегодняшнему представлению о Рублеве». Между тем, «легенда» у этого образа была весьма сомнительна: будто бы знаменитый старообрядческий коллекционер, Козьма Терентьевич Солдатенков (1818–1901) приобрел его у некоего «огородника», который выкрал икону, подменив ее на копию, при ремонте собора Саввино-Сторожевского монастыря.
Кузьма Терентьич был меценат, магнат и пижон: вот он на летней даче, в элегантном сюртуке и в шляпе с широкими полями.
Солдатенков, человек верующий, не выставлял свои иконы напоказ и не размещал их среди картин. Они находились в домашней старообрядческой моленной солдатенковского особняка на Мясницкой. В сумраке моленной, «рублевской» иконе было отведено самое почетное место, откуда после 1917 г. она была вывезена наследниками в Прагу. Там ее отреставрировали, попробовали продать, но неудачно, и в 1951 г. икона поступила из иностранного отдела АН СССР в Третьяковку, где была осмотрена известным реставратором Иваном Андреевичем Барановым (из холуйских иконописцев). В 1957 г. ее обследовала в рентгенолог Мильда Виктурина. В каретном сарае Третьяковки располагалась лаборатория реставрации и консервации, и там развернулись долгие дебаты об авторстве иконы, пока Баранов наконец не признался: «да мой это «Спас», мой! Я таких полным-полно написал. ».
По сообщению археолога Олега Ульянова, дерево старилось так: «Баранов опускал досочку в холодный мясной бульон и сутки морил. А когда вынимал, отличить ее от старинной было практически невозможно. Потом он снимал с древних икон, не поддающихся реставрации, ткань – уже ветошь, – наклеивал ее на свою выморенную в бульоне доску и писал по ней темперой лики святых. Кстати, фальшаки для прикрытия вывозились из СССР в составе международных выставок, где они были перемешаны среди оригиналов и копий. Именно тогда, на антикварный рынок Америки и попало из России большинство фальшаков».
Кто же создавал в СССР списки икон для иностранцев?
В XIX веке подделывать старые иконы не считалось зазорным, ибо не существовало строгих критериев подлинности. Но после успехов реставрационной науки, картина изменилась. Виртуозные стилизации под древнее искусство стали пренебрежительно называть «фальшаками».
Реставрационную науку в СССР создавал Игорь Эммануилович Грабарь, непотопляемый академик, тёртый калач арт-тусовки. Именно он стал главным спецом по картинам и иконам после 1917. Несмотря на бесспорные заслуги перед русским искусством, некоторые коллекционеры Игоря Эммануиловича не любили, считали жуликом и называли «Угорь Обмануилович Гробарь». Рассказывали, что у семьи Голицыных он взял на экспертизу портрет мальчика кисти Гейнсборо, а обратно вернул мастерски сделанную копию…
Грабарь поставил во главе всей практически реставрации Григория Осиповича Чирикова. Кто такой был Чириков? До революции, иконная мастерская Чириковых была знаменита; Чириковы являлись официальными поставщиками и реставраторами икон для Русского музея императора Александра III. Таким образом, главный дореволюционный иконописец-подстаринщик стал главным советским реставратором икон!
Реставраторы Григорий Чириков и Михаил Тюлин расчищают поверхность иконы Богоматери «Великая Панагия». Ярославль, 1924 г.
Именно Чирикову и его кругу (Баранов, Тюлин и др.) принадлежит честь раскрытия знаменитых икон «Троица» и «Владимирская Богоматерь». Это были мастера потрясающей квалификации, знавшие свой предмет досконально.
Когда в 1930-е годы ряд подделок и копий древнерусских икон были проданы в США, они осели в коллекции миллионера Джорджа Ханна. Вскоре, после Второй мировой войны, когда американцы узнали о существовании России и русской культуры, собрание Ханна стало пользоваться интересом, потом популярностью. В подготовленном к выставке роскошном каталоге значилось, что его коллекция икон не имеет себе равных во всем Западном полушарии. Успех выставки превзошел все ожидания, это было настоящее признание, репродукции икон попали во многие западные альбомы по древнерусскому искусству, а в западных католических храмах все чаще стали появляться русские иконы…
Рассказывает известный лондонский арт-дилер Ричард Темпл: «Еще ребенком в возрасте 10-11 лет я заинтересовался иконами. Помню, как в дом моей матери пришла посылка из Америки от бабушки, в которой они были. Отчетливо помню атмосферу, окружавшую прибытие посылки, и слова матери о том, что это настоящие русские иконы. Вспоминаю, что все тогда воспринимали эту посылку, как событие. Позднее, в возрасте 16-17 лет я заглянул в Лондоне в лавку старьевщика и обнаружил там покрытую слоем копоти и пыли икону. Я выложил за нее все бывшие у меня деньги, кажется, 11 фунтов. Шесть лет спустя, когда мне было 22, в то время все мои друзья были художниками, я основал галерею, и эта икона всегда была в ее экспозиции».
Но вернемся к коллекции икон Джорджа Ханна. Когда миллионер умер, его наследники решили продать иконы. К 1980 году, когда коллекция была уже выставлена на торги, она имела репутацию крупнейшего собрания русских икон за пределами России, а её уникальность признана мировыми авторитетами. Именно в это время и вышел на сцену русский эмигрант, специалист по древнерусской иконописи Владимир Тетерятников.
Несмотря на это, аукцион по продаже коллекции икон Ханна прошёл блестяще: за них было выручено 3 млн долларов, был издан роскошный каталог. Газеты даже назвали эти торги «событием века».
Закончить эту статью мне бы хотелось пронзительным фрагментом из воспоминаний реставратора В. Филатова, который свидетельствует о несводимой разнице восприятия между иконописцами-старинщиками и музейными хранителями.
« В 1943 наша группа военных художников обосновалась в Паневежисе, севернее Вильнюса, ближе к границе Латвии. Паневежис тех лет был тихим захолустьем, особенно чувствовалось это по воскресеньям, когда по каменным мостовым начинали стучать деревянные подошвы дисциплинированных католиков, спешащих мимо нашего дома на воскресную мессу в костел.
Я решил посмотреть, каков костел изнутри и чем отличается от нашей церкви. Заходить сначала боялся: появление советского солдата в литовском костеле было политически некорректным. В костеле мое внимание привлекли три иконы в общей золоченой раме на правой стороне. Это были сложные композиции на сюжеты, отчетливо отсылавшие к эпохе раннего итальянского Возрождения. Я невольно замер вглядываясь в них.
Передо мной стоял деревенский дед с пышной бородой. Разговорились. Художник предложил мне зайти денька через два: ему как раз должны были принести икону для «поновления» и он обещал показать мне, раз уж я так интересуюсь иконами, как они «поновляются».
Когда я пришел в следующий раз, икона была уже «промыта». Взглянув на нее, я замер от ужаса и насилу произнес: «Вы ведь смыли всю живопись. только белый грунт оставили!» Выяснилось, что ничего подобного: Шмурыгин показал мне, что видно прорисовку по левкасу, а также углубленные линии и цвета роскрыши, и, уверив, что ногородскую манеру наизусть знает, обещал восстановить живопись точно такой же, какой она была. Меня, конечно, совершенно обескуражила его самонадеянность: небрежное отношение к авторскому произведению XV века и полное уничтожение первоначального красочного слоя выглядели в моих глазах преступлением.
Я долго думал о том, что же исчезло в результате этого поновления, и понял как-то вдруг, внезапно: иcчезло время. Я стал свидетелем иcчезновения времени».
(по материалам исследований И. Бусевой-Давыдовой, В. Тетерятникова и сайта Музея имени Андрея Рублева.)