имитационные методы активного обучения делятся на

Статья «Классификация активных методов обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Классификация активных методов обучения.

Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока ( Ю.Н. Емельянов) :

дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Можно основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям ( С.В. Петрушин) : по характеру учебно-познавательной деятельности, по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач, по численности участвующих.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на:

имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы. Выделяются три основных типа методов активного обучения ( Воронова А.А. ).

— Метод анализа конкретных ситуаций.Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой: это может быть иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала; упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

— Социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъектно-субъектный характер общения участников.

Игровое моделирование или имитационные игры подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений.

Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

— Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования,

— Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

4. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

Источник

Имитационные методы обучения дошкольников

Имитационные методы обучения дошкольников

Методы активного обучения— совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности как обучающих, так и обучаемых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной деятельности различны и зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М. М. Бирштейн, расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н. Н. Козленко к активным методам обучения относит деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей. В. Я. Платов выделяет две группы активных методов обучения: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода анализа конкретных ситуаций обучаемым предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким методам относится решение педагогических ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведения, творчества и т. д.

В ролевых играх игровой комплекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и параметры игрового комплекса. Для ролевой игры принципиально важно наличие именно модели управляющей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» педагогом организации занятия с детьми, роли которых выполняют воспитатели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспитателей в чрезвычайных обстоятельствах, при пожаре и др.

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управления, и управляющую систему.

Классификацию активных методов обучения дают в своей работе «Деловые игры» Я. М. Бельчиков и М. М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и не игровые. При этом к не игровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на:

• дидактические или учебные игры;

• игровые приемы и процедуры;

• выделяют ручные (без использования ВТ);

• компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценки, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.

Под не имитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, освоение передового опыта, контроль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

• По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

• По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

• По месту проведения различают аудиторные и вне аудиторные, выездные, экскурсионные.

• По принципу использования вычислительной техники выделяют ручные (без использования ВТ).

Деловая игра, подчеркивает С. Н. Павлов, активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитационную и игровую модели, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо четко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, выработка необходимых навыков; изучение опыта; формирование творческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершенствование навыков принятия коллективных решений и т. д.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет»

Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия» и другими.

Ход игры:

Даётся проблема: распределить бюджет семьи так, чтобы хватило денег на все насущные потребности каждого из её членов.

Первый этап игры включает в себя определение общей суммы семейного бюджета. Дети высказывают свои точки зрения сначала в группах, затем обсуждают предполагаемую сумму бюджета все вместе. Участники деловой игры определяют, откуда берутся в семейном бюджете деньги, как каждый из них может поспособствовать экономии семейного бюджета. Каждый из участников предлагает свои идеи с точки зрения своего персонажа. Воспитатель помогает группам, направляя их в правильное русло решения проблемы, задавая наводящие вопросы.

Для определения покупок можно выдать детям карточки с разнообразными рисунками. Если дети затрудняются или ошибаются, воспитатель напоминает, из чего может состоять бюджет семьи, и помогает сосчитать средний бюджет, исходя из нормативов прожиточного минимума, социальных пособий, средних зарплат и пенсий, принятых в нашей стране.

На втором этапе игры дети распределяют бюджет по потребностям каждого «члена семьи».

Третий этап – подведение итогов и обсуждение решений по распределению семейного бюджета. В процессе озвучивания каждой группой решения игровой задачи воспитатель может записывать все высказывания на специальной доске или листе ватмана, чтобы затем озвучить итоги игры.

Ожидаемый результат игры:

• дети знакомятся с основными финансовыми понятиями, основами финансовой политики нашей страны;

• дети учатся правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей;

• участники игры находят взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны, и экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой;

• в деловой игре у дошкольников развивается эмпатия, так как они смотрят на решение проблемы семейного бюджета с точки зрения разных членов семьи.

Деловая игра для дошкольников «День дублёра в детском саду»

Цель игры – знакомство с организацией работы детского сада, со сложностью и ответственностью труда работников дошкольного образовательного учреждения, формирование понимания общей включённости не только коллектива работников образовательного учреждения, но и детей, и родителей в работу детского сада.

1 этап игры: знакомство с участками работы и функциональными обязанностями работников детского сада.

2 этап игры: распределение ролей участников игры: воспитателя, помощника воспитателя, физкультурного и музыкального работников, родителей. На каждую роль выбирается по 2-3 человека.

3 этап: участники игры с помощью взрослых – специалистов, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования.

4 этап: участники игры в течение одного-двух часов выполняют свои ролевые обязанности. Это может быть проведение какого-либо мероприятия, занятия, прогулки в младших группах детского сада. Взрослые контролируют выполнение детьми своих ролей.

5 этап: участники игры вместе с теми, кого они дублировали, обсуждают процесс игры, достижения и ошибки. Дети вносят свои предложения по организации тех процессов, которые они осуществляли во время выполнения своих ролей.

Деловая игра для дошкольников «Какая она, школа?»

Цель игры – увидеть, какой видят школу будущие первоклассники, как относятся к поступлению в школу в их семьях; сформировать у дошкольников адекватное отношение к предстоящему обучению в школе.

Дети делятся на группы из пяти-семи человек, в которых распределяются роли родителей, детей и школьных педагогов. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары, которые помогают определить роль участника.

1 этап: вступительный. Воспитатель даёт детям игровую задачу: определить, как относятся к их поступлению в школу они сами, члены их семей и школьные учителя.

2 этап: дети составляют рассказ на заданную тему. Для более фактурного изложения детям можно предложить нарисовать основные моменты своего рассказа и озвучить его, опираясь на нарисованные картинки.

3 этап: группы представляют свои рассказы. Обсуждение и коррекция представлений о будущей учёбе в школе.

В деловой игре вместе с дошкольниками и воспитателем должен принять участие и психолог дошкольного учреждения. Как итог игры можно провести экскурсию в школу.

Деловая игра для дошкольников «Быть хотим здоровыми»

Цель игры – формирование правильного отношения к своему здоровью.

Дети делятся на группы из пяти-семи человек. Каждой группе даётся задание определить факторы, от которых зависит наше здоровье, и разделить их на мешающие и помогающие человеку быть здоровым.

В игре можно использовать раздаточный материал – карточки с рисунками о здоровом образе жизни и о вредных привычках человека. В процессе игры дети могут нарисовать картинки о здоровом образе жизни. В группах выбираются так называемые спикеры – те, кто будет озвучивать групповой итог решения проблемы.

После того, как группы проведут обсуждение, выступают спикеры групп и проводится общее обсуждение решения проблемы.

Во время обсуждения воспитатель может прикреплять к магнитной доске картинки с изображением образа жизни или записывать на доске то, что говорят дети, для последующего подведения с дошкольниками итогов деловой игры.

имитационные методы активного обучения делятся на. Смотреть фото имитационные методы активного обучения делятся на. Смотреть картинку имитационные методы активного обучения делятся на. Картинка про имитационные методы активного обучения делятся на. Фото имитационные методы активного обучения делятся наИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте «АБВГДейка».

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

имитационные методы активного обучения делятся на. Смотреть фото имитационные методы активного обучения делятся на. Смотреть картинку имитационные методы активного обучения делятся на. Картинка про имитационные методы активного обучения делятся на. Фото имитационные методы активного обучения делятся наИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Источник

Методы активного обучения: понятие, классификация

В последнее время в образовательных организациях высшего образования широкое распространение получили методы активного обучения, интенсивного обучения, интерактивного обучения.

В педагогической литературе встречается следующее определение методов активного обученияэто способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Активное обучение – опора не только на восприятие, память и внимание, и, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление обучающегося. Теоретический анализ многообразного опыта его использования показывает, что отличительными особенностями активного обучения по сравнению с традиционным являются:

— принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;

— активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;

— взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;

— повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;

— приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;

— наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.

В основу классификации положено два признака:

— наличие модели (предмета или процесса деятельности) и

— наличие ролей (характер общения обучаемых).

По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности все методы и технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.

Неимитационные методы не предполагают построения модели, процесса или деятельности изучаемого явления. К неимитационным методам относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с «мозговым штурмом» или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.

В основе имитационных методов и технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые.

К игровым имитационным методам (технологиям) можно отнести:

· стажировка с выполнением должностной роли,

· имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа,

· разыгрывание ролей (инсценировки)

Стажировка с выполнением должностной роли предполагает исполнение под контролем преподавателя определенных профессиональных действий в реальных условиях.

Имитационный тренинг направлен на отработку навыков по работе с различными техническими средствами и устройствами.

Разыгрывание ролей (инсценировка) представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Этот метод направлен на развитие поведенческих умений как социального, так и профессионального характера.

Игровое проектирование представляет собой разновидность процедуры, суть которой состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов, базирующейся на сочетании индивидуальной и совместной работы обучаемых.

Наиболее сложной, синтетической формой активного обучения является деловая игра, представляющая собой имитационно-игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и/или их элементов и деятельности занятых в них людей. Она происходит в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности или конфликта принятия решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления.

Термин «интерактивное обучение» поднимается двояко. Во-первых, как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета, а также интерактивных средств. Во-вторых, как обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. В этом случае интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

· учебно-познавательную (предельно конкретную);

· коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-

· интеллектуальным фоном процесса познания);

· социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за

· пределами учебного времени и пространства).

[1] См. Педагогика высшей школы : учебное пособие для магистров. Ч. 1 / авт. – сост. О.З. Кузнецова. – Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2014. – С. 61.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *