имитационные методы обучения неимитационные методы обучения
Неигровые имитационные методы обучения
Инновационные методы обучения (ИМО)
В учебном процессе педагог должен разумно сочетать традиционные и инновационные методы обучения, в зависимости от поставленных задач.
Новые методы обучения получили название активных, или инновационных.
Их отличие от традиционных методов:
— повышенная эмоциональная включенность учащихся,
— творческий характер занятий,
Основные задачи применения ИМО:
1. формировать навыки продуктивного общения в процессе обучения,
2. развивать умения аргументировать свою точку зрения,
3. развивать способности анализировать ситуации /находить причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;
4. развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
ИМО подразделяют на имитационные и неимитационные.
· Имитационные – связаны с моделированием в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Это позволяет учащимся видеть перспективы своего жизненного пути, планировать и осуществлять свою деятельность.
· К неимитационным методам обучения относятся проблемные семинары, дискуссии, круглые столы, эвристические методы.
ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧУНИЯ
Рассмотрим основные виды имитационных методов обучения. К ним относятся: игровые(ролевые, деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг).
Игровые имитационные методы обучения
Игра как метод обучения представляет собой имитацию проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
а) Организационно-деятельностные – это организация коллективной деятельности по анализу и решению проблемных ситуаций, где участники должны прийти к общему мнению, но при этом должна быть выслушана личная позиция каждого представителя группы.
Приведем пример такой игры: Игра «Дайте жалобную книгу!»
Учитель обращается к классу с такими словами: «У меня в конверте собраны жалобы природы на действия людей. Каждая команда должна рассмотреть ту или иную жалобу и предложить решение данной экологической проблемы».
1. Жалуются леса на то, что их вырубают.
2. Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю и т.д.
б) Ролевые игры – когда есть проблема и выдвинута задача, которую надо решить. Между участниками распределяются роли, и они действуют в соответствии с данной ролью. Сценарий хода игры заранее не известен. Главное – решить поставленную задачу.
в) Деловые игры – моделирование какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической и др.) Отличие деловых игр от ролевых в том, что здесь не решаются к-л проблемы, в деловой игре скорее отрабатываются какие-то навыки, способы действий, стиль поведения.
г) Дидактические игры – включение изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, на уроке окружающего мира учащиеся познакомились со свойствами бумаги. Можно провести такую игру:
Учитель обращается к детям: «Я загадала какой-то объект. Сейчас шаг за шагом, я буду называть его признаки и свойства. Ваша задача отгадать, о чем идет речь.
— Этот волокнистый материал с минеральными добавками изобрели китайцы.
— Этот материал не растворяется в воде, но легко намокает, при этом теряет прочность и уменьшается в размере, легко горит.
— Его применяют в качестве отделочного, упаковочного, чистящего, фильтрующего материала, для производства денег, для письма и печати.
— Время распада в почве составляет 2—3 года.
— Для его изготовления используется много древесины, т.е. вырубаются деревья.
— Уважаемые студенты, надеюсь, вы отгадали, о чем идет речь?
Игровое проектирование
В основе лежит учебный проект – не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, получаемого путем их самостоятельно-групповой творческой деятельности.
Виды учебных проектов:
а) исследовательские – имеют структуру, совпадающую с научным исследованием (выделяются актуальность, проблема, объект, предмет, задачи, методы, источники информации, методология исследования, гипотеза решения, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы);
б) творческие – не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результат (продукт) оформляется в виде сценария фильма, программы праздника, статьи, репортажа и т.п.;
в) ролевые – структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли (это могут быть литературные герои, вымышленные персонажи, имитирующие деловые отношения);
г) прикладные (практико-ориентированные) – отличаются четко обозначенными результатами деятельности (программа действий, рекомендации, словарь, объяснение какого-либо явления и др.), такой проект требует тщательно продуманной структуры, распределения функций между участниками, четких выводов;
д) ознакомительно-ориентировочные (информационные) – сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение фактов, ознакомление с данными широкой аудитории.
Неигровые имитационные методы обучения
Анализ конкретных ситуаций – изучение, анализ и принятие решения по ситуации. Это глубокое детальное исследование реальной или искусственной обстановки. Метод развивает аналитические способности учащихся.
· Ситуация- проблема (поиск причин возникновения и решения);
· Ситуация- оценка (оценка принятых решений);
· Ситуация- иллюстрация (нахождение примеров к изучаемым темам);
· Ситуация- упражнение (учащиеся упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии).
НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод «мозговой атаки» («мозговой штурм») – это метод стимуляции творческой активности учащихся. Его суть – коллективный поиск оригинальных идей.
Учитель задает проблемный вопрос, и участники начинают предлагать разные идеи, приветствуются даже самые, казалось бы, нелепые предложения. Кто-то один в группе или сам учитель фиксирует высказанные предложения.
Число участников обычно составляет от 4 до 15 человек. Если количество детей в классе больше – можно разбить их на подгруппы и назначить куратора в каждой подгруппе. При этом необходимо, чтобы учащиеся группы имели разный уровень познавательной активности. Время проведения составляет от 15 мин до 1 часа.
Отбор идей ведут эксперты (в этой роли может выступить учитель, родитель), которые оценивают их в два этапа. Вначале отбираются наиболее оригинальные и рациональные идеи, а затем определяется самая оптимальная из них.
Метод микрооткрытий (авт. Е.С. Синицын) – имеет в своей основе эвристическую беседу. Перед классом выдвигается микропроблема, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить. Далее следуют вопросы по принципц волны: легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние – очень трудными. Каждый последующий вопрос должен учитывать все предшествующие.
При использовании этого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самими учащимися. Учителю отводится роль режиссера всех этих открытий.
Вспомните, на одном из практических занятий мы пытались составить перечень вопросов для эвристической беседы (о бабочке Махаон).
К неимитационным методам обучения относятся также:
— метод многомерных матриц
— метод свободных ассоциаций
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.а. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 544 с. [с.229]
Методы обучения. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения. Имитационные и неимитационные технологии.
§ практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
§ наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
§ словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
§ работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
§ видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
2. Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
§ методы проблемного изложения;
§ частично поисковые методы;
3. Бинарные классификации. Методы преподавания:
Им соответствуют методы учения:
4. По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
§ методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
§ методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.
Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:
1. Цели и задачи обучения.
2. Содержание и методы определенной науки и темы.
3. Принципы обучения и позиция педагога.
4. Учебные возможности учеников.
7. Возможности учителей.
Вывод: таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения.
По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:
1. Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
2. Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
3. Подведение итогов игры. Самооценка действий.
4. Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.
Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений.
Литература:
Активные методы обучения. Презентация «Неимитационные методы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ Понятие «неимитационные методы обучения» Проблемное обучение Базовые элементы проблемного обучения Неимитационные методы Семинар-дискуссия Сократическая беседа «Круглый стол» Мозговой штурм Качества и умения педагога
НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ отсутствует модель изучаемого процесса или деятельности; активизация обучения – через установление связей между преподавателем и обучаемыми.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности
Базовые элементы проблемного обучения система познавательных задач, отражающих основное содержание темы; общение диалогического типа, предметом которого является вводимый преподавателем материал.
НЕИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ групповая дискуссия семинар-дискуссия сократическая беседа «круглый стол» мозговой штурм
СЕМИНАР-ДИСКУССИЯ процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем
СОКРАТИЧЕСКАЯ (эвристическая) БЕСЕДА позволяет студентам развивать и оценивать особенности своей логики, размышлять о предмете разговора и разбираться в нём, предлагать свои идеи и решения, основанные на собственной аргументации
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» форма познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, укрепить позицию, научить культуре ведения дискуссии
МОЗГОВОЙ ШТУРМ (мозговая атака, брейнсторминг) Способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
КАЧЕСТВА и УМЕНИЯ ПЕДАГОГА высокий профессионализм, знание материала; речевая культура; коммуникативные умения; быстрота реакции; владение собой; объективность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании
Номер материала: ДВ-156037
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Активные методы обучения. Имитационные и неимитационные технологии
*** История развития школы знает разные формы организации обучения:
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
— учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
— постоянное чередование уроков;
— руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью –
— открытие истины, поиск истины и ее осмысление;
Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом.
2. Классификация уроков:
Главные типы уроков:
— урок изучения новых знаний;
— урок формирования новых умений;
— урок обобщения и систематизации;
— урок контроля и коррекции;
— урок практического применения знаний и умений;
В ВПО: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия.
— практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
— наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
— словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
— работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
методы проблемного изложения;
частично поисковые методы;
4. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
— анализ конкретных ситуаций (кейсы);
— метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях реалии жизненных столкновений.
По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.
Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:
Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
Подведение итогов игры. Самооценка действий.
Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.
Неимитационные и имитационные методы обучения
К игровым имитационным формам также относятся:
· Стажировка с выполнением должностной роли – форма и метод активного обучения конкретного типа, при котором «моделью выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).
· Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.
· Разыгрывание ролей (инсценировка) – игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства.
· Игровое проектирование – практическое занятие, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.
· Дидактическая игра – это модель, то есть замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы…»
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав