к активной модели обучения педагогов относится

Пассивная и активная модели обучения

Аннотация

Статья рассказывает об интерактивной педагогике и о пассивной и активной модели обучения.

Пассивная и активная модели обучения

1. Пассивная модель обучения Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. – источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизводительное опрос учащихся). Учащиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-то творческих задач.

2. Активная модель обучения Такой тип обучения предполагает применение методов, которые сдерживают познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, развивающие творческое мышление.

Термин «интерактивная педагогика» относительно новый, его ввел 1975 немецкий исследователь Ганс Фринц. Лингвистическое толкование слова, представленное в иноязычных словарях, свидетельствует, что понятие «интерактивность» пришло к нам из английского языка «inter» – взаимно-, act – действовать, значит можно объяснить как взаимодействие учащихся, пребывания его в режиме беседы, диалога, совместного действия. Интерактивным является метод, при котором обучающийся является участником, что-то совершает, говорит, управляет, моделирует, пишет, рисует и т.д., т.е. не выступает слушателем, наблюдателем, а активно участвует в происходящем, собственноручно создавая это.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс возможен только путем постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Учитель и ученик являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Учитель выступает как организатор процесса обучения, консультант. Результатов обучения можно достичь взаимными усилиями участников процесса обучения. Ученики принимают на себя взаимную ответственность за результаты обучения.

В обучении старших учеников учителя предпочитают лекционные занятия, лишь иногда прерываются спонтанными обсуждениями определенной проблемы игрой, разыгрыванием ролевой ситуации.

Современный ученик – это продукт информационного общества. Оно отличается разнообразием, подвижностью и изменчивостью. Каждый из школьников – яркая личность, которая характеризует лицо индивидуальным уровнем интеллектуального развития и стилем умения (восприятия, запоминания, исследования…). Интенсивное обучение необходимо для обеспечения индивидуальных потребностей ребенка в учебе.

Источник

К активной модели обучения педагогов относится

По характеру связи между педагогом и обучающимися на учебном занятии можно выделить три основных модели обучения (Г.О. Аствацатуров):

Модель пассивного обучения

Модель пассивного обучения построена на субъект-объектной связи между педагогом и обучающимся. В субъект-субъектных отношениях обратная связь (от ученика к учителю) выражена слабо, она осуществляется лишь эпизодически. При пассивном обучении субъектом является учитель, преподаватель, а объектом – сразу все ученики класса или вся академическая группа. Схематично это изображено на рисунке.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относитсяПедагог работает со всеми преимущественно в едином темпе. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся в данной модели не предусмотрен. Педагог может использовать индивидуальные задания, однако даже в этом случае он не стремится учесть индивидуальные особенности каждого ученика, руководствуясь другими соображениями (чтобы увеличить интенсивность упражнений и самостоятельность их выполнения, увеличить количество опрошенных учеников, повысить накопляемость оценок и т.д.).

Конечно, у этой модели есть и свои достоинства. Так, она значительно упрощает методику преподавания, экономит учителю время на подготовку к уроку и проверку ученических работ, и в то же время с её помощью можно добиться хорошего запоминания материала, правильного воспроизведения действий.

Однако в современных условиях модель пассивного обучения неэффективна. Она досталась нам в наследство от тех времён, когда главной ценностью образования являлись знания, а не активная развивающаяся личность, как сегодня, а залогом успешного обучения были послушание и пассивное следование за учителем.

Модель активного обучения

Модель активного обучения также основана на субъект-объектной связи. Отличие от предыдущей модели состоит в том, что объект обучения – не класс в целом, а каждый ученик (см. рисунок).

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относитсяСтремясь активизировать деятельность всех обучающихся, педагог использует индивидуальный подход к каждому из них, например, подбирая задания в соответствии с учебными возможностями ребёнка, с характером его учебных затруднений, с наиболее предпочтительными для него видами учебной работы. При активном обучении сильный ученик на уроке не скучает, поскольку учитель даёт ему задания повышенной сложности, развивая его способности. Слабый же не отстаёт, а сокращает отставание, подтягиваясь до среднего уровня.

Кроме того, в модели активного обучения у педагога появляется возможность выявить у обучающихся такие качества, которые могут способствовать повышению их учебных возможностей. Например, среди «середнячков» могут выявиться дети с нераскрытым потенциалом, которые со временем пополнят число сильных учеников или окажутся способными к творчеству, к уникальному в своём роде результату.

Индивидуализация учебного процесса, активизация учебной деятельности относятся к достоинствам активного обучения.

Однако и эта модель не свободна от недостатков.

Модель интерактивного обучения

Модель интерактивного обучения коренным образом отличается от двух предыдущих тем, что основана на субъект-субъектной связи между обучающим и обучающимися. Оба они являются полноправными субъектами, вектор активности направлен как от учителя к ученику, так и от ученика к учителю (см. рисунок).

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относитсяЭто означает, что обучающийся участвует в планировании и организации своей учебной деятельности, в её оценивании. Он может выбирать способы освоения учебного материала, средства и источники обучения. Его активность в учебном процессе максимальна.

Педагог выступает в большей степени не как источник информации, ведущий ученика, а как организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности. Однако за красивыми словами о самостоятельности и познавательной активности в модели интерактивного обучения по-прежнему стоит большой труд педагога. Так, педагог создаёт для учащихся разные маршруты с разным уровнем сложности и разным темпом освоения учебного материала, для каждого маршрута формирует комплекты учебных заданий с использованием различных средств, включая информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-источники. Иначе говоря, при интерактивной модели ученик свободен в выборе способов и средств, однако педагог заранее позаботился, чтобы сделанный выбор привёл к поставленной цели обучения.

В модели интерактивного обучения используются технологии организации учебного процесса, предусматривающие самостоятельный поиск и осмысление информации, проявление обучающимися инициативы и творчества, создания нового продукта деятельности, обсуждение плана действий и достигнутого результата с учителем и с одноклассниками.

Главные достоинства модели интерактивного обучения: наибольшие возможности для развития личности обучающихся, формирование у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития с применением современных средств и способов деятельности.

Источник

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОНОАКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Элементы

сравнения

Моноактивная

модель образования

Интерактивная

модель образования

Педагогические цели

Усвоение предметно-дисциплинарных знаний

Создание условий для развития личности

Ролевые

позиции

педагога

· «Транслятор» (носитель информации)

· Распределение ролей (сотрудничество)

Функции

педагога

· Трансляция (передача, сообщение) готовой информации и учебных действий

· Забота о содержательной части

· Управление познавательной активностью

· Организация диалогового общения, продуктивной деятельности

· Углубление и расширение знаний

Ролевые

позиции учащегося

· Объект формирующих воздействий педагога

· «Приемник» и «дешифратор» учебной информации

· Объект формирующих воздействий педагога

· Субъект познавательной деятельности, общения, творчества

Функции учащегося

· Пассивное восприятие и освоение преподносимой извне информации

· Организуемый извне поиск, обнаружение и использование информации

· Активный самостоятельный поиск

Психологическая

основа

учения

· Произвольность (исполнительность, дисциплинированность)

· Внешняя мотивация (принцип «долженствования» в основе)

· Внутренние ресурсы личности

· Внутренняя мотивация (личностно-смысловое отношение к учению)

Принципы обучения

· Связи теории с практикой

· Контекстности (жизненной и профессиональной)

· Сочетания индивидуального и коллективного

Методы

и формы обучения

· Преобладает фронтальная форма обучения

· Наличие четких алгоритмов деятельности

· Преобладание репродуктивных заданий

· Сообщение, разъяснение, преподнесение, рассказ

· Передача фактологической информации

· Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы

· Постановка проблем и задач

· Обсуждение, дискуссия, беседа

· Увлечение личным примером и эмоциональным отношением

· Опора на личный опыт учащихся

· Преобладание продуктивных заданий над репродуктивными

Учебные действия

· Дословное или смысловое восприятие

· Механическое запоминание и воспроизведение информации

· Повторение, тренировка, упражнение по готовым образцам и правилам

· Работа с разными источниками информации

· Выбор вопросов и задач

· Поиск информации и общих принципов

· Осмысливание (осознание) информации

· Рефлексия своих состояний

· Обмен информацией, идеями, способами деятельности

· Решение поставленных задач

· Выбор и применение общих принципов и понятий

· Участие в обсуждении, дискуссии

Контроль и оценка

· Итоговый контроль деятельности

· Внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил

· Преобладает оценка со стороны педагога

· Мотивация – за счет ожидания «приговора» (оценки педагога)

· Постоянный мониторинг (на основе обратной связи)

· Преобладают самоконтроль и самооценка

Результаты обучения

· Накопление базовых знаний

· Навыки конспектирования, анализа и выделения главного

· Умение слушать и запоминать

· Навыки критического мышления

· Решение сложных (нестандартных) проблем

· Сравнение альтернативных мнений

· Принятие продуманных решений

· Умение вести диалог, общаться

· Умение работать в команде

· Внутренний контроль в отношении всего поведения

Возможности (преимущества)

· Развитие саморегуляции и дисциплинированности

· Усвоение иерархической модели общественных отношений

· Высокая социальная адаптабельность

· Усиление смыслов учения посредством сотрудничества

· Обогащение мотивов учения и познания

· Расширение мотивационной сферы личности

· Появление мотивов творческой деятельности

· Становление мотивов саморазвития и самореализации

Ограничения (недостатки)

· Отчуждение от учебных ценностей и задач

· Сужение спектра познавательных мотивов

· Обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных

· Недостаточное материальное обеспечение

· Традиции и стереотипы применения методов обучения

· Недостаток у педагогов опыта использования интерактивных методов обучения

Источник

Дидактор

педагогическая практика

Три основных модели и три подхода в обучении

В научно-педагогической литературе появляются всё новые и новые «модели обучения». Их количество растёт в прямой пропорции по мере выхода новых монографий и защиты очередных диссертаций.

Это часто сбивает учителя с толку и не даёт возможности определиться, как работать эффективно и по-современному.

Несмотря на всё обилие можно чётко выделить три основных модели обучения. Реальные отзывы о препарате сиалис софт

ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Это так называемая субъект-объектная связь.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Субъект обучения — учитель. Объект обучения в данной модели — весь класс.

Учителя, выбравшего такую модель обучения, как правило, мы называем УРОКОДАТЕЛЕМ.

Для него весь класс — сплошная серая масса. В лучшем случае он может выделить тех учеников, которые доставляют ему неудобства своим неповиновением. Или наоборот, безропотно выполняющих все распоряжения.

У такого учителя может быть хорошая дисциплина.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Одного его взгляда достаточно, чтобы ученик боялся даже громко дышать на уроке.

У него может быть хорошая успеваемость. Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт. А потому, что ученик боится ДВОЙКИ

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

и всех её последствий.

Между таким учителем и учениками — стена недоверия.

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

К счастью, учителей, придерживающихся модели пассивного обучения, в школе немного. Они, как правило, ищут места поспокойнее.

Большинство учителей придерживаются модели АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Это тоже субъект-объектная связь. Но объектом обучения является каждый ученик.

Конечно же, переживающему за учебный процесс учителю, не всё равно, кто перед ним сидит. Он ищет путь к каждому слабому ученику.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Учитывает его особенности восприятия учебного материала. Он делает всё, чтобы и сильный ученик не скучал на уроке. Предлагает ему дополнительные задания, дополнительный материал.

Однако индивидуальный подход в обучении в условиях обычной школы — из области фантастики. Учитель физически не готов постоянно работать в таком режиме.

Да и продуктивность такого обучение в последнее время резко уменьшилась.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективным является третья модель ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Это субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик — тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Он выступает больше не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности детей.

И тут главное найти наиболее эффективные модели интерактивного обучения: работа в микрогруппах, проектная деятельность и т.п.

ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ.

Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.

1. Для пассивного обучения — это знаниевый подход. Причём чаще всего — силовыми методами.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Я имею в виду не физическое (не дай бог!), а моральное воздействие.

2. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

То есть выстраивает некий алгоритм обучения.

3. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении.

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

И главная забота учителя — создать максимально комфортные условия такой учебной деятельности.

Итоги

Разумеется, в педагогической практике учитель редко проповедует лишь один подход в обучении. Для организации интерактивного обучения, к примеру, необходим определённый базовый уровень знаний, который достигается наиболее простыми методами запоминания, а то и зазубривания.

Часто для систематизации знаний необходим чёткий алгоритм обучения. Тогда учитель использует задачный подход.

Однако по предпочтениям можно судить о квалификации учителя и, если хотите, его профессиональной пригодности.

Главное, не ставить учителя в жёсткие рамки. Он вправе выбрать себе свой ПУТЬ в зависимости от личных пристрастий и личностных качеств.

Источник

Активные и интерактивные методы обучения

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть фото к активной модели обучения педагогов относится. Смотреть картинку к активной модели обучения педагогов относится. Картинка про к активной модели обучения педагогов относится. Фото к активной модели обучения педагогов относится

Васильев Андрей Александрович
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»
г. Лиски, Воронежская область

Аннотация: Активные и интерактивные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Ключевые слова: интерактивные методы, принцип гуманизации, организатор-фасилитатор.

На современном этапе развития образования пассивный режим обучения становится неактуальным. Более широко начинают использоваться активные методы. Они являются такой формой взаимодействия педагога с обучающимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Студенты при этом вовсе не пассивные слушатели. Они становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность студентов и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. К тому же если при пассивном методе главенствует авторитарный стиль, то при активном способе он переходит в демократический.

Однако и у данной модели имеются некоторые недостатки. При ее использовании обучающиеся являются субъектами обучения только для себя. Студенты общаются с педагогом, но не ведут диалога друг с другом. Таким образом, активный метод обучения имеет одностороннюю направленность. Он актуален при использовании технологий самообучения, саморазвития, самовоспитания и ведения самостоятельной деятельности. При этом активный режим не учит студентов обмену знаниями. Не позволяет он и набраться опыта взаимодействия в группе.

Само слово «интерактив» пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает «взаимный» (inter) и «действовать» (act). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Таким образом, инновационная форма обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.

Инновационная форма подачи знаний призвана создать максимально комфортные условия обучающимся. Интерактивные технологии обучения в ОО предполагают такую организацию урока, когда происходит моделирование различных жизненных ситуаций и используются ролевые игры. При этом общее решение поставленного вопроса принимается на основе анализа предложенных ситуаций и обстоятельств. Информационные потоки проникают в сознание обучающихся и активизируют мозговую деятельность. Разумеется, интерактивная технология обучения требует полностью изменить существующую структуру урока. Кроме того, подобный режим невозможен без опыта и профессионализма самого преподавателя.

В структуре современного урока должна по максимуму быть применена технология интерактивных методов обучения, представляющая собой конкретные приемы. При их использовании получение знаний будет более интересным и насыщенным. Так что же такое интерактивные технологии обучения? Это такие приемы, когда студент постоянно реагирует на объективные и субъективные отношения системы обучения, периодически входя в ее состав в качестве активного элемента.

Для образовательного процесса законодательство РФ закрепило принцип гуманизации. В этой связи потребуется пересмотр содержания всего процесса обучения.

Главной целью образовательного процесса является целостное развитие личности обучающегося при осуществлении самостоятельной мыслительной и познавательной деятельности. А этому в полной мере содействуют современные интерактивные технологии. При их применении обучающийся самостоятельно идет по пути к знаниям и усваивает их в большем объеме.

Технология интерактивных методов обучения призвана:
— активизировать индивидуальные умственные процессы обучающихся;
— пробуждать внутренний диалог студента;
— обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена;
— осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия;
— вывести студента на позицию, где он станет субъектом обучения;
— обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между обучающимися.

Педагогические технологии интерактивного обучения ставят перед преподавателем задачу по облегчению и поддержке процесса получения знаний. При этом важно:
— выявить многообразие точек зрения;
— обращаться к личному опыту участников диалога;
— поддерживать активность школьников;
— соединять практику с теорией;
— способствовать взаимообогащению опыта участников;
— облегчить восприятие и усвоение поставленной задачи;
— поощрять творчество студентов.

Технологии организации интерактивного обучения являются самыми передовыми на сегодняшний день. Их сущность сводится к передаче информации не в пассивном, а в активном режиме при использовании приема создания проблемных ситуаций. Задачей урока является не передача готовых знаний студентам или их направление к самостоятельному преодолению трудностей. Интерактивная технология обучения отличается от прочих существующих методик разумным сочетанием собственной инициативы подростка с педагогическим управлением уроком. Все это способствует достижению главной цели обучения – созданию всесторонней и гармонично развитой личности.

Использование интерактивных технологий обучения позволяет:
— повысить эффективность обмена информацией управленческого, воспитательного и учебного характера;
— ученикам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике. Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию обучающихся. К тому же обмен информацией между студентом и преподавателем повышает уверенность подростка в правильности сделанных им выводов.

Использование интерактивных технологий обучения происходит при непосредственном взаимодействии студентов с учебным окружением. Оно выступает в качестве реальности, в которой студенты приобретают опыт, являющийся центральным активатором учебного познания. При обычном пассивном или активном обучении педагогу отведена роль своеобразного фильтра. Он вынужден пропускать через себя всю учебную информацию. В отличие от этих традиционных методов интерактивное обучение предусматривает роль преподавателя как помощника студента, активизирующего потоки информации. Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие обучающегося и преподавателя. Педагог уступает свою активность студентам, создавая условия для проявления их инициативы. Обучающиеся являются полноправными участниками таких уроков. При этом их опыт так же важен, как и опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает своих учеников к поиску.

Технология развития интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора. Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения и т. д.

Также при интерактивном обучении педагогу отводится роль организатора-фасилитатора. Она состоит в налаживании взаимодействия обучающихся с физическим и социальным окружением. Для этого преподаватель разбивает студентов на подгруппы, координирует выполнение данных им заданий, побуждает к самостоятельному поиску ответов и т. д. Роль педагога при интерактивном обучении предполагает и выполнение функций консультанта. Преподаватель не только обращается к уже накопленному опыту обучающихся, но и помогает им в поиске решений поставленных задач. Виды интерактивных технологий.

Для эффективной подачи знаний на уроках по инновационному методу преподаватель использует:
— работу в малых группах, разбивая студентов на пары, тройки и т. д.;
— методику карусели;
— эвристические беседы;
— лекции, изложение которых является проблемным;
— методику мозговых штурмов;
— деловые игры;
— конференции;
— семинары в форме дебатов или дискуссий;
— средства мультимедиа;
— технологии полноценного сотрудничества;
— метод проектов и т. д.

В процессе проведения интерактивного урока метод «Мозговой штурм» позволяет оперативно решить поставленную перед группой проблему с учетом максимального использования творческой активности обучающихся. Педагог предлагает участникам обсуждения выдвигать большое количество вариантов решения, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.

Как видим, существуют самые разнообразные методы интерактивного обучения. И применение каждого из них дает возможность не только развить у обучающегося коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и студентами.

Приведу пример проведения практического занятия:

Подготовка заключается в разбиении студентов учебной группы на подгруппы по 6 человек в каждой. При этом каждый из студентов заранее индивидуально и самостоятельно решает выданные ему задачи по какой-либо из тем, изученных на практическом занятии ранее. Количество и качество задач подразумевается равным для всех студентов группы. Таким образом, уже на предварительном этапе обучение происходит в интерактивной форме.

Практическое занятие – это защита студентами подгруппы сделанного самостоятельно задания. Поскольку оцениваться будет работа подгруппы в целом, а не каждого студента в отдельности, дается время для обсуждения полученных индивидуально решений задач внутри подгруппы. Каждый член подгруппы должен быть готов к защите полученного решения, поэтому задача всех остальных членов группы – при совместном обсуждении предлагаемого решения – добиться исключительно правильного подхода в выборе метода решения и обнаружить и исправить любые ошибки, если они были. Таким образом, внутри подгруппы обсуждаются все задачи, выносимые на защиту для этой подгруппы.

Студент приобретает следующие очень полезные навыки:
1. умение изложить метод решения задачи,
2. отстоять правильность выбранного подхода,
3. ответить на поставленные другими членами группы
4. вопросы (во время объяснения решения своих задач);
5. вникнуть в процесс решения вновь изложенной задачи,
6. обнаружить неточности в решении (при обсуждении решений задач других членов группы).

Важной особенностью такого подхода является вовлечение всех без исключения студентов в процесс обучения, во время которого происходит не только закрепление полученных навыков, но и возникает ситуация, позволяющая каждому из студентов наладить процесс коммуникации, обеспечивающий наиболее качественную подготовку всей подгруппы к защите индивидуальных заданий.

Когда обсуждение закончено, и подгруппа готова к процессу защиты, студент этой подгруппы делает соответствующую отметку на доске, где отмечены все подгруппы и номера задач, защита которых предусмотрена на занятии. Таким образом, преподаватель имеет информацию о готовности группы к ответу.

Сам процесс защиты задачи происходит также в активной форме, поскольку студент приводит решение какой-либо из своих задач, аргументировано показывает эффективность выбранного метода и отвечает на вопросы преподавателя, касающиеся предмета обсуждения (здесь возникает обратная связь студента с преподавателем).

Количество студентов, которые могут быть выбраны для ответа из каждой подгруппы определяется количеством задач, заданных для защиты, временем, отведенным на проведение такой защиты, количества подгрупп в группе. Например, при наличии 4 подгрупп и 2 академических часов на проведения занятия вполне можно проверить 3-4 задачи, т.е. могут быть выслушаны преподавателем примерно 12-16 студентов.

Результатом является выставленное (всей группе) количество баллов рейтинговой системы. Например, может быть предложен следующий подход:
3 балла – задача решена верно, метод выбран наиболее рационально, студент грамотно отвечает на все поставленные преподавателем вопросы;
2 балла – задача решена верно, но при этом использован не самый рациональный метод (или
студент неуверенно отвечает на поставленные вопросы, ошибается, но сам себя исправляет);
1 балл – студент может правильно решить задачу только с помощью наводящих вопросов
преподавателя, но в процессе работы осваивает нужный учебный материал;
0 баллов –студент не может привести решение задачи и не может ответить на наводящие вопросы преподавателя и обнаруживает полную неподготовленность по изучаемой тематике.

Список литературы:
1..Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Мн. «Высшая школа», 2004
2.Гавриловец К.В. Гуманизация учебно-воспитательного процесса//Проблемы воспитания. 1995.Вып.1.
3.Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Петрусев С.В. Обучаем иначе: Стратегия активного обучения в школе. Мн.:Красико-Принт,2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *