к формам практики как критерия истины не относится

Тест по философии. Проблема истины

Тест по философии, по теме «Проблема истины». Тестирование подходит для студентов различных специальностей. Правильные ответы выделены символом «+».

К формам практики как критерия истины не относится…

У сторонников ____ истиной считается всё, что полезно.

Проблема истины – одна из важнейших проблем…

Противоположностью истины является…

Свойство истины, характеризующее её независимость от познающего субъекта, – …

При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____ взгляда на сознание.

Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию …

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют ____ истиной.

Проблема истины – одна из важнейших проблем…

Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания, называют ___ истиной.

По мнению В.С. Соловьева, в основе истинного знания лежит…

-: критическое отношение к действительности

+: мистическое или религиозное восприятие

Критерием истинности знания является логическая непротиворечивость мышления и согласованность с другими знаниями в ____ теории.

К формам практики как критерия истины не относится…

Классическое определение истины как суждения или отрицания, соответствующего действительности, впервые было дано…

У сторонников ____ истиной считается всё, что полезно.

Относительная и абсолютная истины — это…

+: лишь разные уровни, или формы, истины

-: формы субъективной истины

-: исключающие друг друга моменты процесса познания

В основе учения софистов об истине лежит представление о (об)…

-: непротиворечивости истинного знания

-: соответствии знания действительности

+: отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей

-: существовании вечной и абсолютной истины

Источник

Истина и ее критерии

к формам практики как критерия истины не относится. Смотреть фото к формам практики как критерия истины не относится. Смотреть картинку к формам практики как критерия истины не относится. Картинка про к формам практики как критерия истины не относится. Фото к формам практики как критерия истины не относится

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

Источник

К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести

(-)невозможность достигнуть истины (-)ошибки отдельных ученых

(+)многоаспектность объекта познания (+)процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез

(-)несовершенство методов познания

275. К формам практики как критерия истины не относится…

(+)идеология (-)общественное производство (-)социально-политическая деятельность (-)научно-эксперементальная деятельность

Окончательное знание определенных аспектов действительности — это

(-)логика (-)гипотеза (-)относительная истина (+)абсолютная истина

277. Относительная и абсолютная истины – это …

(-)лишь разные уровни, или формы, истины (-)тождественные понятия

(-)формы субъективной истины (+)исключающие друг друга моменты процесса познания

278. Прагматизм считает истиной…

(-)очевидные и достоверные факты (-)соответствие знаний об объекте самому объекту

(-)общезначимость коллективных представлений (+)знание, ведущее к успешному действию

Преувеличение значения абсолютной истины есть

(-)гностицизм (-)агностицизм (+)догматизм (-)скептицизм

280. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

(+)ложь. (-)объяснение. (-)заблуждение. (-)фантазия.

281. Противоположность истины является ….

(-)ложь (-)сомнение (-)вера (+)заблуждение

Согласно классической позиции истина есть

(-)теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

(-)то, что признается таковым большинством (+)соответствие знаний объективной реальности(-)правда

Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что

(-) абсолютной истины не существует, (+)истина есть процесс

(-) Истина всегда субъективна,

(+) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью, практикой

(-) в познании следует стремиться к вечной и абсолютной истине.

С диалектической точки зрения

(+)истина есть единство объективного и субъективного (-)существуют всеобщие абсолютные истины

(-)истина всегда относительная (+)истина есть единство относительного и абсолютного

(-)истина абсолютна, а заблуждения относительны

С точкой зрения диалектического материализма в определении истины не согласуются следующие суждения

(-)истина — это такое знание, руководствуясь которым мы создаем произведения искусства

(+)истина есть то, что просто и экономно описывает поток переживаний человека

(-)истина — это такое знание, руководствуясь котором мы достигаем цели.

286. У сторонников________ истиной считается все, что полезно

(+)прагматизма (-)марксизма (-)неотомизма (-)экзистенциализма

287. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение философ встает на позиции…

(-)объективного идеализма (+)материализма (-)субъективного идеализма (-)прагматизма

Особенности научного познания

Выявление в науке сущности изучаемого явление, подведение его под закон называется

(+)объяснение (-)пониманием (-)классификацией (-)обобщением

289. Информация, распространяемая антропологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому_________знанию.

(-)научному (-)квазинауному (+)паранаучному (-)донаучному

Искусство во всякого рода производстве называлось в античности

(-)мышлением (+)техникой (-)религией (-)опытом

291. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание…

(-)волюнтаризм (+)сциентизм (-)нигилизм (-)антисциентизм

292. К существу научной революции не относится.

(-)создание новых исследовательских программ (-)построение новых теоретических концепций

(+)исследование истории предмета

К функциям науки не относится

(+)эстетическая (-)объяснительная (-)познавательная (-)прогностическая

294. Научно – технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает…

(-)догматизм (-)либерализм (+)антисциетизм (-)сциентизм

Наука выступает в качестве

(-)формы культуры, способной объяснить все, что угодно

(+)духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности законов объективного мира

(-)совокупности взглядов на мир и место человека в мире

(+)совокупности знаний накопленных человеком

296. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает

(-)V вв. до н.э. (-)в XX вв. (-)в XI – XIII вв. (+)в XVI – XVII вв.

297. Научный метод сформулированный К. Поппером называется…

(+)принципом фальсификации (-)принципом историзма (-)принципом програмизма (-)принципом несоизмеримость

298. Объектом гуманитарного знания является …

(-)Материальное производство (-)Медицина и врачевание (+)Духовный мир человека (-)Явления природы

299. Отличительными признаками научного знания считают: систематизированность, доказательность, а также…

(+)проверяемость (-)вечность (+)истинность (-)личностный характер

Псевдонаучным знанием называется в философии

(-)протознание, которое в будущем станет наукой

(-)знание, спекулирующее на совокупности популярных теорий

(+)знание, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

(-)знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

(-)Гадамер г.н. Хайдеггер М.

(-)Лиотар Ж. и Деррида Ж.

(-)К. Ясперс и А. Тойнби

(+)Кун Т. И Лакатос И.

302. Технические науки нацелены на.

(-)исследование общесоциологических законов

(-)анализ нравственных аспектов взаимоотношений человека и техники

(+)конструирование и изобретение нового

(-)открытие новых законов

303. Формальным отличием научной деятельности от ненаучной является наличие следующих компонентов:

(-)серьёзность намерения учёного (-)научно-исследовательский институт

(-) точная фиксация фактов (+)предмет и метод исследования

Уровни, формы и методы научного познания

304. Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ в научном познании стал широко использоваться метод.

(-)конструирования (+)моделирования (-)проектирования (-)эксперимента

305. В науке различают два уровня исследования:

(-)гуманитарный и естественнонаучный (+)эмпирический и теоретический

(-)интуитивный и рациональный (-)чувственный и логический

306. К теоретическому познанию относится.

(+)формализация (-)измерение (-)наблюдение (-)эксперимент

307. К эмпирическому уровню познания относится.

(-)построение теории (-)построение картины мира (-)выдвижение гипотез (+)анализ фактов

308. Научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки, называется…

(-)идеологией (-)гипотезой (+)парадигмой (-)учением

309. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют…

(+)методом (-)парадигмой (-)теорией (-)знанием

310. Форма научного знания,содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве,есть.

(-)теория (-)принцип (+)гипотеза (-)закон

311. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть …

(-)гипотеза (-)обобщение (+)теория (-)факт

Элементом научной теории является..

(-)описание материальных объектов (+)фундаментальные понятия и принципы

(-)эксперимент (-)единичный факты

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЩЕСТВУ

313. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли…

(+)Платон и Аристотель (-)Парменид и Зенон (-)Фалес и Анаксимен (-)Левкипп и Демокрит

Натурализм рассматривает общество как естественное продолжение

(-)эксперимента (+)космических закономерностей (-)Божественного проведения

(+) природных закономерностей

315. Представителем демографического детерминизма является…

(-)Б.Рассел (-)П.Сорокин (+)Т.Мальтус (-)М.Фуко

316. Приоритетность природных условий среди других факторов общества сторонники___________детерминизма

(+)географического (-)технологического (-)демографического (-)экономического

317. Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники …

(-)провиденциализма (-)демографического детерминизма

(-)географического детерминизма (+)технологического детерминизма

СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

318. Важнейшей производительной силой любого общества является…

(-)идеология (-)коллектив (+)человек (-)право

Источник

«Мысли философов — как звёзды, они не дают

света, потому что слишком возвышенны».

Итак, существует давний спор между философами и учеными. Суть его заключается в вопросе: является ли философия научной теорией, или философия есть искусство, или же она своего рода религия, опирающаяся на веру? Если она – наука, тогда философия должна познавать конкретную, объективную истину.

Казалось бы теперь все ясно: материалистическая философия это наука. Но при всей своей правильности это положение не решает и не может решить конкретную проблему истинности научного знания. Отсутствует методика познания истины. Как понимать термин «практика»? Как его практически реализовать? Это проблема не только материалистов, но и философов, придерживающихся идеалистических позиций. Поэтому мы не можем пока считать современную философию материализма подлинной научной теорией. Она больше напоминает искусство изложения мыслей.

Положение Маркса в принципе верно, поскольку оно совпадает с целевым назначением и функциями любой науки. Последнее связано не только с функциями описания и объяснения явлений материального мира, но и с другими, не менее важными функциями (прогностическая, эвристическая, ценностная и др.), а также с промышленно-производственной деятельностью.

Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин так и не раскрыли конкретно суть положения Маркса. Непонимание сути высказывания Маркса поставило материалистов в достаточно глупое положение (особенно после революции). Каждый материалист по-своему понимал и развивал идею Маркса. Вот, что, например, пишет Л.Н. Суворов в книге Материалистическая диалектика [1]:

«В науках о природе практика выступает как критерий истины в более сложных формах. В теоретической физике ряд положений трудно проверить в текущей общественной практике людей. Так обстоит, например, со специальной теорией относительности Эйнштейна. Эта теория, основанная на сопоставлении движения материальных тел со скоростью движения фотона в вакууме, не может найти себе реального подтверждения в непосредственной практической деятельности людей в виду ее ограниченного характера. Однако наблюдение движения небесных тел, анализ микромира и т.д. показывает правильность положений теории относительности. В этом случае практика остается конечным критерием, но не прямо непосредственно, а через деятельность человека в познании микромира и космоса. Подобное имеет место и в химии, биологии и других науках о природе. Однако во всех этих случаях конечным критерием выступает именно общественная практика, т.е. материальная деятельность в целом».

К несчастью, Суворов так и не расшифровал для читателей: что он сам понимает под термином «материальная деятельность в целом»? Работа коммунальщиков входит в эту «деятельность», труд шахтеров входит или нет, и в какой форме он «входит»? Как эта «материальная деятельность в целом» подтверждает, в частности, СТО? Какое отношение к СТО имеет материальная деятельность трактористов, например?

Задурил г-н Суворов голову читателям. Он, видимо и сам плохо себе представляет содержание тезиса Маркса. Но ему важно «прикоснуться к великому и святому», т.е. «продемонстрировать» свою преданность материализму. Это уже напоминает религию с ее верой.

Итак, в силу своего общего характера положение Маркса не решает и не может решить эту проблему. В марксистско-ленинской философии цитированное выше правильное положение Маркса было абсолютизировано (стало догмой). Но расшифровать положение Маркса ума у философов не хватило. Приведем одну из многочисленных интерпретаций положения Маркса. Этот розово-опереточный шедевр мы нашли в «толстом» 5-ти томном издании «Материалистическая диалектика» под. ред. славных академиков Константинова и Мараховского [2]:

«С превращением науки в важный фактор социального, экономического и культурного прогресса общества резко сокращается разрыв между оценкой истинности и ее проверкой, а возрастание плановых начал в развитии научного познания сужает поле возможных заблуждений, снимаемых в общем потоке научно-технического прогресса. Тем самым и ход разрешения противоречий между истиной и заблуждением утрачивает прежний затяжной и драматический характер».

Так и представляешь себе конвейер хлебо-булочного цеха, на который из автомата шлепаются куски теста и поступают в печь. На выходе из нее вылетают «пирожки и булочки истины». Истина «выпекается» благодаря «плановым началам», а сам процесс утратил «прежний затяжной и драматический характер».

И вот, что интересно. Оказывается, общественная практика есть только практическая материальная деятельность в целом (подчеркиваю: «практическая»!). Это вывод следует из приведенных цитат философов. «Практическую материальную деятельность» мы теперь можем уверенно назвать «безмозглой» практикой. Мы получили интересненький вывод из рассуждений материалистов-философов: умственную, теоретическую деятельность, оказывается, мы не можем в принципе считать практикой.

Как следствие, теоретические выводы, завершающие определенный этап научных исследований тоже формально выпадают из понятия «общественная практика»! Создается впечатление (а это действительно так), что философы не знают, как и за какое место «прицепить» эту общественную практику к научной теории в качестве «критерия истины». Последнее действительно непросто.

Итак, «безмозглая» общественная практика, как мы видим, есть практика, которая не включает в себя какие-либо теоретические обобщения и сводится только к «материальной деятельности» (в целом или в частностях).

Как (каким образом) общественная практика (т.е. «материальная деятельность в целом»), например, рабов-строителей египетских пирамид или современных погонщиков верблюдов помогает оценить современные квантовые теории? Или же каким образом труд современных нефтяников позволяет проверить Общую теорию относительности на объективность? Это отнюдь не бессмысленные вопросы. Их диктует логика суждений.

Приведем пример интерпретации принципа дополнительности одним из профессоров философии. Н.Бор выдвинул этот принцип, в надежде «устранить» противоречия между классическими и квантовыми теориями. По его мнению, взаимоисключающие понятия должны рассматриваться как взаимодополняющие друг друга. Однако такой подход противоречит принципу логической непротиворечивости. Покажем, как интерпретируется этот принцип некоторыми нашими философами [3]:

Уф! Ваше сознание не «раскалывается» от «дисперсионно-поляризационной» фантастики? Мы специально привели пересказ исследования профессора Бранского в изложении другого профессора философии И.С. Алексеева, которого (в отличие от нас) трудно заподозрить в предвзятом отношении. Он считает анализ Бранского «тонким» и «глубоким«.

Подобное положение не только в России, но и в мире. Практически все философы в мире (подобно Антею, потерявшему связь с землей) оторвались от «практики» и обречены на насмешки. Вот, что написал о них А.М.Мостепаненко [5]:

«Один из создателей квантовой электродинамики Р.Фейнман. подчеркивает, что от философа требуется нечто большее, чем просто подумать и сказать физику: «Может быть, пространство в мире дискретно, не испробовать ли эту возможность?» О таких возможностях физик знает сам. Проблема состоит в том, как конкретно применить их к развитию физической теории. Философ же, как говорит Фейнман, стоит в сторонке и делает глупые замечания«.

Оставим в стороне «глупые замечания» философов и поищем подлинные причины бедственного положения философии науки в мире.

1. Суворов Л.Н. Материалистическая диалектика, М., Мысль, 1980

3. Алексеев И.С. Концепция дополнительности, М., Наука, 1978

5. Мостепаненко А.М. Методические и философские проблемы современной физики, ЛГУ, Л., 1977.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Фундаментальные понятия и принципы

25. К формам практики как критерия истины не относится

1) социально-политическая деятельность 2) идеология 3) научно-экспериментальная деятельность 4) общественное производство

26 Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется

1) системой2) интегралом 3) совокупностью 4) моделью

27 Для научной картины мира характерно (-а)

1) уверенность в существовании Мирового разума 2) отождествление веры и знания

3) истинное знание причин 4) безоговорочное влияние идей ведущих учёных

28. Вера как особое состояние сознания

1) связана с ценностным отношением к предмету веры 2) противоречит житейскому опыту

3) опирается на рациональные доказательства 4) предполагает эмпирическое обоснование

29. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется

1) структурализмом 2) герменевтикой3) номинализмом 4) персонализмом

30. Наука выступает в качестве

1) совокупности взглядов на мир и место человека в мире 2) совокупности всех знаний, накопленных человечеством 3) формы культуры, способной объяснить всё, что угодно

Духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира

31. Знание, не подтверждённое на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется

1) относительным 2) заблуждением 3) гипотетическим4) ошибочным

32. Чувственной формой познания является

1) восприятие2) рефлексия 3) интуиция 4) гипотеза

33. Понятие_____________ означает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания

1) акциденция 2) субстрат 3) абстракция 4) субстанция

33. Вторая половина ХХ века – это время развёртывания___________революции

1) биотехнологической 2) научно-технической 3) промышленной 4) неолитической

34. Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется

1) обманом 2) знанием 3) верой 4) восприятием

35. Взгляд личности на что-либо есть

1) интроспекция 2) убеждение 3) мнение 4) понятие

36. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть

1) абстрактное мышление2) чувственно-аффективный уровень сознания 3) предсознание

4) ценностно-волевой уровень сознания

37. Мысленное объединение частей в единое целое называется

1) корреляция 2) синтез 3) анализ 4) отождествление

38. Представителями эмпиризма в философии 17 века были

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк

2) Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах

3) Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

4) Б.Паскаль, П.Бейль, Н.Мальбранш

39. К формам практики как критерия истины не относится…

а) социально-политическая деятельность; б) идеология; в) научно-экспериментальная деятельность; г) общественное производство

40. Знание, соединенное с верой в него есть…

а) рассуждение; б) идеология; в) убеждение; г) мнение

41. Внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

а) системой; б) интегралом; в) совокупностью; г) моделью

42. Для научной картины мира характерно (-а)…

а) уверенность в существовании Мирового разума; б) отождествление веры и знания;

в) истинное знание причин; г) безоговорочное влияние идей ведущих учёных

43. Вера как особое состояние сознания…

а) связана с ценностным отношением к предмету веры; б) противоречит житейскому опыту; в) опирается на рациональные доказательства; г) предполагает эмпирическое обоснование

44. Технические науки нацелены на…

а) исследование общесоциологических законов; б) открытие новых законов природы;

в) анализ нравственных аспектов взаимоотношений человека и техники;

г) конструирование и изобретение нового

45. Знание, не подтверждённое на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется…

а) относительным; б) заблуждением; в) гипотетическим; г) ошибочным

46.Характерными чертами естественного языка являются

1) универсальность; 2)однозначность; 3) строгость применения;

Общедоступность

47. Установите соответствие между именами философов и разделяемыми ими концепциями истины

1. Аристотель, Декарт – корреспондентная теория истины

2. Сигер Брабантский, Боэций Дакийский – доктрина «двух истин» («двойственной истины»)

3. У.Джемс, Д. Дьюи – прагматистская концепция истины

48. В иррационализме важнейшим способом познания признаётся

1) интуиция2) мышление3) интроспекция4) интеллект

49. Картина мира – это

1) совокупность мировоззренческих знаний о мире

2) художественное описание мира

3) естественнонаучное описание мира

4) географический атлас мира

50. Сторонниками эмпиризма являются

1) Ф.Бэкон2) Г.В.Ф. Гегель 3) Р.Декарт 4) Дж.Локк

51. Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью

а) научной картины мираб) практической деятельностив) обыденного мировоззрения

г) религиозной картины мира

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕСТЫ

53.Философское направление, утверждающее, что содержание знания черпается из чувственного опыта и описывает его, это: 1)идеализм 2)Рационализм 3)Мистицизм 4)Эмпиризм

54.Стронники ___________считают сознание воплощением мирового разума 1)объективного идеализма 2)материализма 3)Плюрализма 4)субъективного идеализма

55.Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием 1)сознания 2)ощущения 3)психики 4)интроспекции

56.Язык животных отличается от языка человека тем, что он 1)обозначает вещи, свойства, отношения 2)возник вместе с сознанием 3)выступает представителем осознанного и целенаправленного поведения 4)является двигательной и звуковой формой организации поведения

57.Оценка информации как истинной без достаточного логического и фактического обоснований называется 1)верой 2)восприятием 3)Знанием 4)Обманом

58.Элементами научной теории является (ются) 1)Эксперимент 2)Единичные факты 3)Описание материальных объектов 4)Фундаментальные понятия и принципы

59.К теоретическому познанию относятся 1)измерение 2)наблюдение 3)Эксперимент 4)формализация

60.К методам эмпирического познания не относятся 1)Эксперимент 2)Дедукция 3)Наблюдение 4)Измерение

61. К общелогическим методам не относятся 1)анализ 2)наблюдение 3)синтез 4) аналогия

11. К теоретическому уровню познания не относятся 1)моделирование 2)формализация 3)наблюдение 4)идеализация

62. Согласно классической позиции истина есть 1)теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации 2) то, что признаётся таковым большинством 3) правда 4)соответствие знаний объективной действительности

63. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении, называют истиной 1) субъективной 2) научной 3)объективной 4) абсолютной

64.Каждая относительная истина 1)содержит в себе долю абсолютной истины 2)тождественна абсолютной истине 3) не имеет никакого отношения к абсолютной истине 4) является препятствием на пути к абсолютной истине

65. Главным критерием истины для диалектического материализма является(ются): 1) логические построения 2)практика 3)самоочевидность, достоверность

66. Бэкон считал, что обладание истиной ведёт к 1)нравственному совершенствованию человека 2)росту теоретических знаний 3)росту практического могущества 4)Прекращению научных дискуссий

67.При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ­_________________ взгляда на сознание 1)мифологического 2)Естественно-научного 3)Эстетического 4)Обыденного

68.Основоположник гелиобиологии (учения о влиянии Солнца на активность живых организмов) 1)Вернадский 2)Фёдоров 3)Чижевский 4)Циолковский

69.Позиция скептицизма выражается: 1)мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно, посредством опыта или дедукции 2)Разум подобен глазу, даёт нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи 3)Постичь то, что есть – вот в чём задача философии 4)Всякому положению можно противопоставить другое, равное ему

70.К методам теоретического уровня познания не относится 1)идеализация 2)моделирование 3)формализация 4)наблюдение

71.Общественный прогресс связывает с достижениями науки 1)сциентизм2)прагматизм 3)либерализм 4)антисциентизм

72.Позиция скептицизма связана с сомнением в 1)возможности научного познания 2)возможности достижения достоверного знания 3)в существовании мира вообще 4)познаваемости мира

73.Соотнесите имена философов и выделяемые ими критерии истинности знания 1)ЮМ 2)ДЕКАРТ 3)БЭКОН 1)Совокупность ощущений субъекта 2)Ясность и самоочевидность идей 3)Согласие с опытом, понимаемым как планомерно организованные эксперименты

74.Концепцию научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали 1)Ясперс и Тойнби 2)Лиотар и Деррида 3)Гадамер и Хайдеггер 4)Кун и Лакатос

Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для ___________материализма

а) диалектического; б) метафизического; в) наивного; г) вульгарного

76. Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь», отражает теорию

1) вульгарных материалистов2) объективных идеалистов

3) субъективных идеалистов 4) умеренных материалистов

Дидактическая единица

19. Человек и природа

20. Человек и общество

21. Человек и культура

22. Смысл жизни человека

23. Общество и его сферы

24. Наука и техника

25. Общество и история

26. Глобальные проблемы

1. Биологические потребности и инстинкты лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения: 1)позитивистов 2)герменевтиков 3)неотомистов 4)фрейдистов

2. К глобальным экологическим проблемам относится: 1)международная преступность 2)современный энергетический кризис 3)угроза распространения ВИЧ-инфекции 4)преодоление контраста в развитии разных стран

3. Масса в постиндустриальном обществе: 1)воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих 2)предполагает обязательный личный контакт индивидов 3)характеризуется личной идентификацией с позицией лидера 4)формируется с помощью коммуникативных технологий

5. К числу людей, предвосхитивших на рубеже 20 века тенденции развития природы и общества, следует отности: 1)Вернадского 2)Вебера 3)Бердяева 4)Шпенглера

6. Технические науки нацелены на: 1)открытие новых законов природы 2)конструирование и изобретение нового 3)исследование общесоциологических законов 4)анализ нравственных аспектов взаимоотношений человека и техники

7. Спецификой глобального характера современного общества не является (ются): 1)массовый характер современного производства 2)постоянная смена философских концепций 3)высокие темпы развития техники 3)ускоренное развитие СМИ

8. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть: 1)мораль 2)право 3)религия 4)политика

9. Связь между свойствами Вселенной и существованием в ней человека фиксируется в _____ принципе 1)гоминидном 2)дуальном 3)эволюционном 4)антропном

10. Жить – значит наслаждаться, считают сторонники: 1)утилитаризма 2)прагматизма 3)аскетизма 4)гедонизма

11. Для того, чтобы предотвратить глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего: 1)разработать международный экологический кодекс 2)изменить потребительское отношение человечества к природе 3)активизировать исследование космоса 4)снизить темпы научно-технического прогресса

12. Понимание всякого действия человека как предопределённого заранее есть: 1)прагматизм 2)нигилизм 3)волюнтаризм 4)фатализм

13. Вопрос о смысле жизни в значительной мере порождён размышлением о том, стоит ли жить, если каждый человек: 1)бездуховен 2)слаб 3)одинок 4)смертен

14. Человек есть совокупность общественных отношений, по мнению: 1)Камю 2)Джемса 3)Фрейда 4)Маркса

15. Концепция социализации личности: 1)предполагает объединение индивидов понятием соборности 2)предполагает стремление индивидов к коммуникации с другими индивидами 3)предполагает трактовку личности как человеческого индивида 4)подчёркивает субъективность индивидуального человека, общественное значение его внутренних ресурсов

16. В постиндустриальном обществе на первый план выходит:1)сфера услуг, образования и науки 2)сельское хозяйство 3)производство товаров массового спроса 4)машиностроение и металлургия

17. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии: 1)Декарта 2)Маркса 3)Аристотеля 4)Шопенгауэра

18. Традиционное общество – это общество: 1)массовое 2)индустриальное 3)информационное 4)доиндустриальное

19. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как: 1)Сократ, Платон, Аристотель 2)Маркс, Энгельс, Ленин 3)Дидро, Гельвеций, Гольбах 4)Гоббс, Локк, Руссо

21. В структуру современных производительных сил общества не входит (ят): 1)производственно-экономическая структура 2)отношения распределения продуктов производства 3)технология производственных процессов 4)научное знание

23. Христианское понимание смысла жизни заключается в

1) преобразовании мира 2) спасении 3) накоплении знаний 4) материальном обогащении

24. Коренные изменения в характере и масштабе воздействия человека на природу называются ______________революцией

1) культурной 2) технической 3) научной 4) политической

25. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в

1) формировании социально-ориентированной экономики 2) росте экономической самостоятельности государств 3) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами 4) выходе экономики за национальные рамки

26. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется1) научной 2) промышленной3) биотехнологической 4) неолитической

27. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа

1) дополнительности 2) коэволюции3) эволюции 4) детерминизма

28. К разряду глобальных проблем относится

1) предотвращение локальных конфликтов 2) исчерпание природных ресурсов

3) вхождение России во Всемирную торговую организацию 4) борьба с алкоголизмом

29. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии

1) технологизация 2) информатизация 3) глобализация 4) идеологизация

30. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для ___________материализма

1) диалектического 2) метафизического 3) наивного 4) вульгарного

31. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть

1) интуиция 2) психика 3) самосознание4) воля

32. Согласно марксизму, человек отличается от животного, прежде всего

1) способностью к труду2) альтруизмом

3) способностью к коммуникации 4) инстинктом самосохранения

33. Важнейшей производительной силой является

1) коллектив 2) человек3) идеология 4) право

34. К глобальным экологическим проблемам относится

1) угроза распространения ВИЧ-инфекции 2) современный энергетический кризис

3) международная преступность 4) преодоление контраста в развитии разных стран

35. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…

а) технологизация; б) информатизация; в) глобализация; г) идеологизация

36. Концепция социализации личности…

а) предполагает объединение индивидов понятием «соборности»;

б) подчёркивает субъективность индивидуального человека, общественное значение его «внутренних ресурсов;

в) предполагает трактовку личности как человеческого индивида;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *