к какому уровню мозга относятся буква графема
решение теста по основам нейропсихологии. ТЕСТ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. Тестовые задания по курсу основы нейропсихологии
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»
3. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации А.Р. Лурия относятся:
4. Центральная теоретическая проблема нейропсихологии – это:
5. Отечественные нейропсихологии создали следующую концепцию о мозговой организации высших психических функций человека:
6. А. Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности, согласно которой весь мозг может быть подразделён на:
а) два полушария – доминантное (левое), субдоминантное (правое)
б) четыре уровня – 1) кора головного мозга, 2) базальные ядра полушарий б ольшого мозга, 3) гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро, 4) ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга
в) три основных блока – 1) энергетический, 2) блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации, 3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности
г) головной мозг человека не может подразделяться на отдельные части, так как представляет собой неделимое целое
7. Апраксия, возникающая при поражении теменно височно-затылочных отделов, называется:
8. Способность узнавать предъявляемые предметы на ощупь называется:
д) агнозией
9. Системные персеверации являются диагностическим признаком:
10. Предметная агнозия возникает при патологии:
13. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
14. Поражение области Вернике приводит к:
15. Поражение второй височной извилины приводит к:
16. Особенности очаговых поражений мозга у детей являются:
18. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией П.К.Анохина является:
19. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:
20. Основным тезисом эквипотенционализма является:
21. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:
22. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:
23. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:
24. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится:
25. Алалия – это
а) трудности называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия;
б) нарушение речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности;
в) моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов;
г) нарушение речи, связанные с психическими расстройствами.
26. Неспособность опознать плоский предмет на ощупь с закрытыми глазами называется:
27. Аутотопагнозия — признак:
29. Внутренняя речь характе ризуется:
30. Речевой слух – это:
31. У больного с апраксией нарушены целенаправленные действия по причине:
32. При поражении левой надкраевой извилины возникает:
33. Зрительная агнозия наблюдается при поражении:
34. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:
35. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
36. Основным дефектом при вербальной алексии является:
38. Акалькулия часто сочетается с:
а) семантической афазией;
б) кинестетической апраксией;
39. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:
40. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:
41. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:
42. Процесс опознания от общего к частному более представлен:
44. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:
45. Третичные поля по классификации А.Р. Лурия включены в:
46. Модально специфические факторы связанны с работой:
47. Формирование кинестетического фактора проявляется у младенца:
48. Кинестетический фактор:
49. Морфогенез и функциогенез какого фактора продолжается до 20 лет
50. Пространственный фактор является продуктом работы:
51. Соматогнозис это:
52. Какой фактор играет важную роль в формировании представлений о схеме тела и формировании образа телесного «Я»
53. В произвольную регуляцию деятельности не входит
54. При нарушении какого фактора происходит застревание на одном фрагменте движения
55. На основе какого фактора происходит узнавание знаков или объектов
56. Локализация кинестетического фактора в КГМ
57. В каком составном звене функциональной системы письма участвует кинестетический фактор
58. Нарушение кинетического фактора выражается
59. К какому фактору относятся следующие характерные признаки нарушений: фаз сон – бодрствование, активности, утомляемости, замедленности включения в деятельность
60. Нарушения сукцесивного фактора
61. В компетенция симультанного фактора входит все кроме
а) корковый, подкорковый, черепно-мозговой, мозжечковый
б) корковый, стволово-мозжечковый, подкорковый, спинальный
в) корковый, подкорковый, стволово-мозжечковый, спинальный
63. Какие участки мозговой коры обеспечивают понимание речи (импрессивную речь)?
а) зоны Брока, Вернике, средняя височная область
б) зона Вернике, средняя височная область, задняя височная область
в) зона ТРО, зона Вернике, постцентральная область теменной коры
64. Какие из участков мозговой коры обеспечивают экспрессивную речь?
а) зона Брока, префронтальные участки мозговой коры лобной доли, постцентральная область теменной доли
б) зона Брока, зона ТРО, префронтальная кора лобной доли мозга
в) зона Вернике, премоторные отделы лобной доли, префронтальные отделы лобной доли.
65. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают иннервацию фонационного (голосообразующего) аппарата?
а) языко-глоточный, блуждающий
б) языко-глоточный, подъязычный
в) лицевой, блуждающий
66.Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают иннервацию артикуляционного аппарата?
а) тройничный, лицевой, языко-глоточный, блуждающий, подъязычный
б) лицевой, языко-глоточный, подъязычный, добавочный
в) тройничный, лицевой, смешанный, блуждающий
67. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают чувствительную иннервацию губ, языка, твёрдого и мягкого нёба?
а) лицевой, языко-глоточный
б) тройничный, языко-глоточный
в) лицевой, блуждающий
68. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают двигательную иннервацию лица?
а) тройничный, лицевой
б) блуждающий, подъязычный
в) лицевой, языко-глоточный
69. Какие черепно-мозговые нервы иннервируют язык (чувствительная и двигательная иннервация)?
а) языко-глоточный, блуждающий, подъязычный
б) тройничный, языко-глоточный, подъязычный
в) лицевой, блуждающий, языко-глоточный
70. Какой черепно-мозговой нерв обеспечивает двигательную иннервацию языка?
а) языко-глоточный
в) блуждающий
71. Какое мозговое структурное образование осуществляет согласованную работу черепно-мозговых нервов?
а) подкорковые структуры
б) кора больших полушарий
в) мозжечок
72. Какому ученому принадлежат первые нейропсихологические исследования у нас в стране?
73. Какой блок мозга является блоком программирования и контроля?
74. Какой синдром не относится к элементарным расстройствам зрения?
75.При поражении верхней теменной дольки может возникнуть следующий синдром…
76. При поражении премоторной коры лобной доли следует ожидать…
77. Системные персеверации возникают при поражении…
78. Теменной синдром акалькулии характеризуется …
79. Синдром сенсорной афазии может сочетаться с таким синдромом как…
80. Ослабление речевой регуляции ВПФ и поведения наблюдается…
81. В основе синдрома афферентной моторной афазии лежит следующий нейропсихологический фактор…
82. При поражении височной коры могут возникнуть следующие формы афазии…
83. Какие синдромы могут возникнуть при выпадении кинетического фактора?
84. Афазия, возникающая при поражении зоны ТРО…
85. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении …
86. Корсаковский синдром возникает при поражении …
87. Какая структура мозга обнаруживает важные эмоциогенные свойства?
88. При поражении каких мозговых образований могут возникнуть негативизм и агрессия?
89. Какой синдром выделен специалистами детства, характеризующийся преимущественно гиперактивностью и дефицитом внимания?
а) «лобный» синдром
б) синдром паркинсонизма
в) задержка психического и речевого развития
г ) синдром минимальной мозговой дисфункции
90. При выпадении или ослаблении оптико-пространственного фактора возникает…
91. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:
92. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:
93. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается:
94.Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:
95. Нарушения восприятия отдельных букв при системных нарушениях речи называется
97. Невозможность человека одновременно воспринимать два, три и более объектов и объединять их в целостный образ называется
98. Расстройство опознания предметов на ощупь называется
99. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением
К какому уровню мозга относятся буква графема
• Графемы. Буква или комбинация из букв, которые обозначают один звук (фонему) в языке.
• Орфография (от греч.— «правописание»). Представление звуков в виде письменных или печатных символов.
• Фонемы (от греч.— «звуки»). Звуки, образующие отдельные слоги. Слово «кот» состоит из одного слога, в состав которого входят три фонемы: [к], [о], [т].
• Фонология. Изучает структуру звуков в составе слов. Для того чтобы проверить способность к пониманию звукового устройства речи, пациента можно спросить: «Сколько из этих слов состоят из двух слогов?» или «Какие из этих слов рифмуются друг с другом?».
• Извлечение (индексирование). Сопоставление слов, фраз и предложений с теми, что хранятся в памяти человека.
• Семантика (от греч.— «значение»). Смысл предложений и слов.
(А) Участки левого полушария, в которых во время чтения при проведении ПЭТ отмечается усиление кровотока.
(Б) Схема, на которой отображены пути, отвечающие за поступление (синий), обработку (зеленый) и выход (красный) информации во время чтения вслух.
ДЛПФК — дорсолатеральная префронтальная кора.
2. Что происходит при чтении (предположительная последовательность и процесс):
A. Зрительная обработка: Обработка зрительной информации происходит в полях 17, 18 и 19 обоих полушарий. Она включает анализ формы букв, распознавание букв, различение строчных и прописных букв, различение настоящих букв и случайных форм («ложные шрифты»). Далее информация от правой экстра-стриарной коры (поля 18 и 19) передается на левую сторону через большие щипцы валика мозолистого тела. Этот момент имеет важное клиническое значение (см. далее).
Б. Орфографическая (ортографическая) обработка: Под орфографической обработкой информации понимают определение того, представляет ли каждая последовательность букв в предложении настоящее слово или псевдослово (например, «слово» и «слуво»), В большей степени в этом процессе участвует медиальный участок поля 19 (V4).
B. Фонологическая сборка: Фонологическая обработка заключается в переводе графем в фонемы. За этот этап отвечают угловая извилина (поле 39) и средняя височная извилина (поле 21).
Г. Семантическое извлечение: Используя орфографические и фонологические «подсказки» текста, из памяти извлекается смысл отдельных слов и предложений. На этой поздней стадии становятся активными передняя часть зоны Брока (поле 45), поле 37 в задней части височной доли и поле 40 (надкраевая извилина) в нижней теменной дольке.
Д. Планирование речевых двигательных актов (фонологическое представление) в форме «внутренней речи» (субвокализация). Становятся активными поле Брока, близлежащие участки моторной и премоторной коры, добавочная моторная кора (медиальная часть поля 6), а также противоположное полушарие мозжечка. Еще большая активация этих участков мозга происходит во время чтения вслух.
В течение шагов А-Д становится активной латеральная префронтальная кора поля 46 и область вокруг него. Происходит также активация части поля 32 в левой передней поясной коре, которая задействована при всех когнитивных действиях, требующих повышенного внимания.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018
Какая речь является симультанной? БАЯНОВА
ТЕСТЫ ПО дисциплине
«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ» ОЗО 3 курс
Какие из следующих высших психических функций локальные? БУРОВА
Что такое коммуникативная, номинативная, накопительная, контролирующая, регулирующая речь? ВОЛКОВА
a) Импрессивная речь.
b) Экспрессивная речь
a) Экспрессивная речь.
b) Импрессивная речь.
a) Экспрессивная речь
b) Импрессивная речь.
К какому уровню мозга относятся фонема, слово (лексема), морфема, предложение (синтагма)? ИВАНУШКИНА
a) Символическому (языковому).
К какому уровню мозга относятся акустический образ звука речи и его артикуляционная поза? ИГНАТОВА
a) Символическому (языковому.).
К какому уровню мозга относятся буква (графема)? КАБАТИНА
a) Символическому (языковому).
Какой отросток у нервной клетки один? КАНДАУРОВА
Каких отростков у нервной клетки много? КАФЕЕВА
Что такое синапс? КЛЕКОВКИНА
a) Врожденная нервная структура
b) Результат созревание нервных клеток
Сколько существует функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия)? КУРКИНА
Какой блок мозга носит название накопительного? МЕЛЬНИКОВА
Сколько видов полей коры мозга выделено в неврологии и нейропсихологии? НУХОВА
В каком виде полей коры локализованы гнозис и праксис? ПАВЛЕНКО
В каком виде полей коры локализована способность к использованию средств языка? ПЕТРИК
В каком виде полей коры локализована буква как средство смыслового письма? ПЕТРОВА
Какие поля коры мозга наиболее высокие по иерархии? СОКОЛОВА
Какие поля коры мозга наиболее низкие по иерархии? ЧЕРНОШТАНОВА
За счет какого вида полей коры мозга осуществляются физический слух и физическое зрение? БАЯНОВА
За счет какого вида полей коры мозга осуществляются символическая деятельность? БУРОВА
У какого биовида, обитающего на земле, наиболее выражена функциональная асимметрия полушарий мозга? ВЛАСОВА
Какое из полушарий мозга является доминантным по речи? ВОЛКОВА
Какое из полушарий мозга является субдоминантным по речевой функции? ГАНИЯРОВА
Какой тип локализации речевой и других высших психических функций? ДЕКАЛЬЧУК
a) Динамическая локализация.
В рамках какого вида артикуляционного праксиса осуществляется произнесение отдельного звука речи? ДОЛГУШИНА
29. В рамках какого вид артикуляционного праксиса осуществляется произнесение серии звуков речи? ИВАНУШКИНА
Какова Локализация неречевого слухового гнозиса? ИГНАТОВА
a) Височная доля левого полушария.
b) Височная доля правого полушария
Какова локализация речевого слухового гнозиса? КАБАТИНА
a) Височная доля левого полушария.
b) Височная доля правого полушария
В какой области мозга локализован предметный зрительный гнозис? КАНДАУРОВА
e) Теменно-затылочной __
В какой области мозга локализованы цветовой и пальцевый гнозис? КАФЕЕВА
В какой области мозга локализован пальцевой праксис? КЛЕКОВКИНА
В какой области мозга локализован динамический праксис? КУРКИНА
Что является единицей фонологического кода языка? МЕЛЬНИКОВА
Что является единицей лексического кода языка? НУХОВА
d) Предложение (синтагма)
Что является единицей морфологического кода языка? ПАВЛЕНКО
d) Предложение (синтагма)
Что является единицей синтаксического кода языка? ПЕТРИК
Какая речь является более развернутой по структуре? ПЕТРОВА
Какая речь является более свернутой по структуре? СОКОЛОВА
Какая речь является более произвольной по способу реализации? ЧЕРНОШТАНОВА
Какая речь является симультанной? БАЯНОВА
ТЕСТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО АФАЗИИ И АЛАЛИИ
2. Какие из следующих высших психических функций локальные?
Ответ: Память. Речь. Внимание. Гнозис. Праксис. Мышление
Ответы: Виды речи. Функции речи.
8. К какому уровню мозга относятся фонема, слово, морфема, предложение?
Ответ: Символическому (языковому). Гностико-праксическому
9. К какому уровню мозга относятся акустический образ звука речи и его артикуляционная поза?
Ответ: Символическому (языковому.).Гностико-праксическому.
10. К какому уровню мозга относятся буква (графема)? Ответ: Символическому (языковому). |
11. Какой отросток у нервной клетки один? Ответ: Аксон. Дендрит.
12. Каких отростков у нервной клетки много?
Ответ: Аксонов. Дендритов.
Ответ: Врожденная нервная структура Результат созревание нервных клеток
14. Сколько существует блоков мозга (по А.Р. Лурия)?
Ответ: Два. Пять. Три.
15. Какой блок мозга носит название накопительного?
Ответ: Задний. Энергетический. Передний.
16. Сколько видов полей коры мозга выделено в неврологии и нейропсихологии?
Ответ: Два. Три. Один.
17. В каком виде полей коры локализованы гнозис и праксис?
Ответ: Первичных. Вторичных. Третичных.
18. В каком виде полей коры локализована способность к использованию средств языка?
Ответ: Первичных. Вторичных.
19. В каком виде полей коры локализована буква как средство смыслового письма?
Ответ: Первичных. Вторичных. Третичных.
20. Какие поля коры мозга наиболее высокие по иерархии?
Ответ: Первичные. Вторичные. Третичные
21. Какие поля коры мозга наиболее низкие по иерархии?
Ответ: Первичные. Вторичные. Третичные
22. За счет какого вида полей коры мозга осуществляются физический слух и физическое
Ответ: Вторичных. Первичных, Третичных.
23. За счет какого вида полей коры мозга осуществляются символическая деятельность?
Ответ: Вторичных. Первичных Третичных.
24. У какого биовида, обитающего на земле, наиболее выражена функциональная
асимметрия полушарий мозга?
Ответ: у животных. У человека.
25. Какое из полушарий мозга является доминантным?
Ответ: Левое. Правое.
26. Какое из полушарий мозга является субдоминантным?
Ответ: Левое. Правое.
27. Какой тип локализации речевой и других высших психических функций?
Ответ: Динамическая локализация. Центры.
28. В рамках какого вида артикуляционного праксиса осуществляется произнесение
отдельного звука речи?
Ответ: Афферентного. Эфферентного.
29. В рамках какого вид артикуляционного праксиса осуществляется
произнесение серии звуков речи?
Ответ: Афферентного. Эфферентного._
30. Какова Локализация неречевого слухового гнозиса?
Ответ: Височная доля левого полушария. Височная доля правого полушария
31. Какова локализация речевого слухового гнозиса?
Ответ: Височная доля левого полушария. Височная доля правого полушария
32. В какой области мозга локализован предметный зрительный гнозис?
Ответ: Височной. Теменной. Лобной. Затылочной. Теменно-затылочной __
33. В какой области мозга локализованы цветовой и пальцевый гнозис?
Ответ: Височной. Теменной. Лобной. Затылочной
35_В какой области мозга локализован динамическийпраксис? Ответ:
Височной. Теменной. Лобной. Затылочной. Теменно-затылочной
36. Что является единицей фонологического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема Предложение
37. Что является единицей лексического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема Предложение
38. Что является единицей морфологического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема. Предложение
39. Что является единицей синтаксического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема. Предложение
40. Какая речь является более развернутой по структуре?
Ответ:Устная Письменная Теменно-затылочной
41. Какая речь является более свернутой по структуре?
Ответ: Диалогическая. Монологическая.
42. Какая речь является более произвольной по способу реализации? Ответ Ситуативная. Неситуативная
43. Какая речь является симультанной?
Ответ: Внешняя. Внутренняя
44. Какая речь является дискретной?
Ответ: Внешняя. Внутренняя.
45.Что изучает психолингвистика?
Ответ: Мозговые механизмы речевой функции. закономерности перевода внутренней речи во внешнюю. Лингвистические особенности нарушений речи.
46. Каким термином обозначается развитие отдельного человека?
Ответ: Речевой онтогенез. Речевой антропогенез
47. К каким особенностям мозговой организации высших психических функций относятся
различия в коэффициенте межполушарной асимметрии мозга?
Ответ: Общечеловеским (универсальным). Индивидуальным
48. О чем свидетельствует коэффициент межполушарной асимметрии мозга, меньшими по
величине, чем нормативный?
Ответ: о гипоактивности правого полушария, гиперактивности правого полушария
49. Обязательны ли «ненормативной функциональной полушарной асимметрии левшество
или амбидекстрия в виде доминирования правой руки или двурукости?
50. Какова этиология нарушений речи органического генеза у детей? (Отметить нужное)
Ответ: Внутриутробная и родовая травма
Неблагоприятная социальная среда
51. Какова этиология нарушений речи органического генеза взрослых? (Отметить нужное)
Ответ:
Черепно-мозговая травма Ослабленное здоровье
Неблагоприятная социальная среда
Перенесенные психотравмы, стрессы
52. Какова этиология нарушений речи функционального генеза у детей?
Ответ:
Черепно-мозговая травма Ослабленное здоровье
Неблагоприятная социальная среда
Перенесенные психотравмы, стрессы
53. Какова этиология нарушений речи функционального генеза у взрослых?
Ответ: Черепно-мозговая травма
Неблагоприятная социальная среда
Перенесенные психотравмы, стрессы
54. В какую классификацию входят речевые расстройства, обозначаемые как задержка
речевого развития (ЗРР) и общее недоразвитие речи (ОНР)?
55. В какую классификацию входят речевые расстройства, обозначаемые как алалия и
афазия?
56. О недоразвитии какой способности свидетельствует наличие в речи ребенка замен
одного звука речи на другой?
Ответ: Фонематической или Фонетической
57. О недоразвитии какой способности свидетельствует наличие искажений в произношении
звука речи? Ответ: Фонематической
58. Каково состояние фонематического слуха при нарушениях
звукопроизношения по типу замен?
59. Каково состояние фонематического слуха при нарушениях
звукопроизношения по типу искажений?
60. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологическогокосноязычия к дислалии по
типу искажений в произношении звуков речи?
Об отставании в формировании фонематической
О продвижении в формировании фонематического слуха
О первичной неполноценности органов артикуляции
61. При какой алалии преобладающим является отсутствие собственной устной речи?
Ответ:
62. При какой алалии преобладающим являются трудности понимания речи?
Ответ: Сенсорной. Моторной
63. Каково состояние внутренней речи при аталии?
Ответ:
64. Каким поражением мозга обусловлена афазия?
Ответ:
65. Какие факторы можно отнести к числу этиологических при афазии?
Ответ:
67. Какой фактор можно отнести к числу патогенетических при афазии?
Ответ: Несформированность речевой функции
Специфическое расстройство в виде потери представлений законах и правилах языка
Общее нарушение интеллектуально-мнестических процессов
68. К каким классификациям афазий относятся моторная и сенсорная афазия?
Ответ:
Классической неврологической Нейропсихологической
69. При каких формах афазии первично страдает экспрессивная речь?
Ответ:
70. При каких формах афазии первично страдает импрессивная речь?
Ответ:
71. При какой форме афазии имеется импрессивный аграмматизм (трудности понимания
логико-грамматических конструкций)?
3 Предметный зрительный гнозис
6 Речевой слуховой гнозис
1 Пальцевый праксис
2 Динамический праксис
5 Оральный праксис
4 Симультанный зрительный гнозис
73. При какой форме афазии первичным дефектом является речевая слуховая
агнозия (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия)?
74. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия) первичным дефектом является артикуляционная апраксия?
75. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации АР. Лурия) первичный
дефект представлен импрессивным аграммагнзмом. т.е. непониманием логико-грамматических
76. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.р.лурия) первичным
дефектом является нарушение слухо-речевой памяти
77. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия) первичным
дефектом является снижение речевой инициативы?
78. Для какой формы афазии характерно отчуждение смысла слова?
Ответ:
79. Для какой формы афазии характерен аграмматизм типа телеграфного стиля?
Ответ: Моторной
Семантической Акустико- мнестической
80. Для какой формы афазии характерно сужение объема слухоречевой памяти и слабость
слухоречевых следов?
81. К какой классификации относятся фонологическая, лексическая, морфологическая и
синтаксическая афазия?
Классической неврологической Нейропсихологической
82. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации)
первичным дефектом является нарушение выбора слов?
Фонологической Морфологической Лексической
83. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является потеря представлений о системе фонематических противопоставлений?
84. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является нарушение построения предложения? Ответ:
Фонологической Морфологической Лексической Синтаксической
85. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является нарушение способности к словообразованию и словоизменению?
Ответ: Фонологической Морфологической Лексической Синтаксической
86. Какая область мозга специализирована в отношении слуховой модальности?
Ответ: Лобная
87. Какая область мозга специализирована в отношении зрительной модальности? Ответ: Лобная Височная Теменная Затылочная
88. Какая область мозга специализирована в отношении тактильной модальности?
Ответ:
89. Какая область мозга специализирована в отношении двигательной
модальности?
90. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в височной доле мозга?
Ответ:
91. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в лобной
(премоторной) доле мозга?
92. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в теменной (постцентральной)
доле мозга?
Моторной эфферентной Сенсорной
93. При какой форме афазии первично нарушена повторная речь?
Ответ:
Проводниковой, динамической, моторной, сенсорной, акустико-мнестической, семантической.
100. Для какого контингента более актуально коррекционное обучение?
Ответ:
101. Для какого контингента более актуально восстановительное обучение?
Ответ:
102. У кого речевые автоматизмы играют значительную компенсаторную роль?
Ответ: у детей
у взрослых больных
104. При каком расстройстве речи наиболее актуальны прямые методы логопедической работы?
При дислексии, дизграфии афазии
105. При каких расстройствах речи наиболее актуальны обходные методы (замещающие и
При дислексии, дисграфии
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО АЛАЛИИ
1. Определение понятия АЛАЛИЯ. История изучения проблемы.
2. Клинические, психологические, лингвистические и психолингвистические направления в изучении алалии. Сравнительный анализ алалии и афазии в детском возрасте.
3. Психолингвистическая классификация алалии.
4. Этиология и патогенетические механизмы моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) алалии.
5. Моторная (экспрессивная) алалия. Определение понятия. Кинестетическая и кинетическая апраксия. Нарушение формирования процессов речевого программирования и грамматического структурирования.
6. Сенсорная (импрессивная) алалия. Характеристика нарушения. Современные представления о патогенетических механизмах речевого расстройства.
7. Методика логопедической работы при алалии.
8. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей.
9. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности.
11.Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка.
12.Взаимодействие специалистов с родителями и воспитателями.
13. Реализация междисциплинарного комплексного и системного подхода к развитию речи детей с алалией.
14. Нарушение неречевых функций у детей с алалией: зрительного, слухового, тактильного восприятия, пространственного гнозиса и праксиса, кинестетического и кинетического праксиса, внимания, памяти, мышления, поведения.