к методам контроля результатов обучения относятся

К методам контроля результатов обучения относятся

Различные формы и методы контроля знаний учащихся

Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Нетрадиционные виды контроля

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

Источник

Методы контроля результатов обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения.

В контроль вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Контроль рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Существует много подходов к определению понятия «контроль». Изучением этого вопроса занимались Агафонова А.С., Кукушин В.С., Подласый И.П., Пидкасистый П.И. и другие.

Целью данной работы является изучение методов контроля результатов обучения и возможности применения их на практике. В соответствии с поставленной целью можно выделить основные задачи исследования :

изучить накопленный теоретический материал по данной теме;

выявить особенности контроля обучения младших школьников;

ознакомиться с традиционными методами контроля;

усовершенствовать систему контроля обучения путем включения в нее тестовой методики

провести опрос среди учителей начальной школы №10 г.Вологды;

проанализировать полученные данные;

на основании результатов опроса сформулировать выводы, имеющие практическое значение.

Объект изучения — контроль результатов обучения младших школьников, предметом же будут являться методы педагогического контроля.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций. Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Контроль — это выявление, измерение и оценка знаний и умений обучаемых. Результаты контроля являются базой для оценки успеваемости.

Без научно обоснованного, тщательно спланированного организованного контроля за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности невозможно педагогическое руководство и управление формированием личности учащегося. В школьной практике существует несколько традиционных методов контроля знаний и умений учащихся.

Устный опрос — наиболее гибкий метод контроля — применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с учениками, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы.

Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ.

Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физкультуры. Этот метод необходим, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

Одно из главных требований к контролю — учет индивидуальных особенностей учащихся — просто игнорируется. Пытаясь устранить эти недостатки, можно прийти к выводу о необходимости применения тестовой системы контроля.

Достоинствами тестового контроля являются:

за определенный, достаточно ограниченный промежуток времени может быть проверен большой объем материала у большой группы учеников;

высокая объективность процесса измерения и интерпретации результатов;

возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки;

получение объективной оценки знаний, как для преподавателя, так и для учащихся;

фиксирование внимания учащихся не на формировании ответов, а на осмысливании их сути;

возможность автоматизации процесса проверки ответов;

возможность свести к минимуму субъективное влияние преподавателя на результат измерения;

статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого

Однако тестовый контроль обладает рядом недостатков:

значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно – измерительных материалов;

большая вероятность выбора ответа наугад;

проверка лишь конечных результатов действий,

невозможность проследить логику рассуждений учащихся;

категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью, и задание не выполнено;

малое количество специалистов по тестированию в системе образования, что замедляет процесс перехода на современное тестирование.

Тесты являются только одним из видов учебных заданий, используемых для контроля учащихся. Этот метод очень популярный, но не идеальный и не единственный.

Как мы видим, существует огромное количество разнообразных методов обучения и контроля результатов обучения. Но выбор методов не может быть произвольным. Необходимо учитывать цель и задачи, которые мы пытаемся достигнуть на уроке, возрастные особенности детей, а также время, отведенное на проверку знаний.

Анализируя результаты проведенного нами опроса, можно заметить, что учителя чаще всего используют такие методы контроля, как устный опрос, метод практического контроля, сочетание различных методов контроля. Реже — письменный метод контроля и тестирование. Учителя на практике применяют в основном традиционные формы контроля. Это обусловлено тем, что современные методы контроля недостаточно внедрены в систему образования.

По результатам исследования можно сделать вывод, что учитель — не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма — вот что требуется от каждого учителя.

Таким образом, цель исследования — изучение методов контроля результатов обучения и возможности применения их на практике — была достигнута. В ходе исследования были решены поставленные задачи.

Источник

Методы контроля обучения

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронталь­ной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление учите­лем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логи­чески связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за корот­кий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправле­нии, но после состоявшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опроса очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по кар­точкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по мате­матике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения зада­ния. Письменные работы могут предлагаться также в форме от­четов, графических построений, карточек и т.п.

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений. Они используются и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы; если у ученика речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лаборатор­ные работы. На уроках математики проводят измерительные ра­боты, на других уроках проверяют умения пользоваться прибо­рами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими сло­вами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и при­меняется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных от­ветов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности использования контролирующих устройств, при­меняемых в школе, велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности са­моконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с без­машинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находить ошиб­ки, анализировать причины неправильного решения познаватель­ной задачи и устранять обнаруженные пробелы.

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это со­четание устного и письменного опроса. Его сущность заключа­ется в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше гото­вятся к ответу у классной доски, часть учеников выполняют пись­менные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность осно­вательной проверки нескольких учащихся за небольшой проме­жуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Источник

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

Содержимое разработки

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

КОНТРОЛЬ И АТТЕСТАЦИЯ

(устный или письменный)

Дипломная работа / проект

Защита курсовой работы / проекта

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

отметки, баллы, рейтинг

анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения

ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ :

При соблюдении ряда требований контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект, поэтому он должен быть:

Ко всем студентам предъявляются одинаковые требова­ния в отношении объема, качества знаний, уровня сформирован­ности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во вни­мание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверен­ность, физические недостатки;

экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоя­тельную оценку в сравнительно короткий срок;

педагогически тактичным и осуществляться в спокойной, деловитой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть фото к методам контроля результатов обучения относятся. Смотреть картинку к методам контроля результатов обучения относятся. Картинка про к методам контроля результатов обучения относятся. Фото к методам контроля результатов обучения относятся

Сумма показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций и готовность к ПД

Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю (ПА по ОПОП) и ГИА : оценка овладения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *