к организационным приемам обучения относится
Понятие о методах, приемах и средствах обучения
Результативность и эффективность обучения зависят от используемых методов. Они определяют творческую работу педагога и ее уровень, усвоение знаний и формирование личностных качеств обучаемого. Методы обучения влияют на выполнение задач умственного и нравственного, трудового и эстетического, физического развития. Их формирование возможно под влиянием понимания закономерностей познания индивидом окружающего мира, наличия философского обоснования и результат правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.
Понятие о методах обучения
Методы обучения являются формой теоретического и практического освоения учебных дисциплин, исходящих из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Учитель выступает в роли посредника между потоком знаний и сознанием ребенка. Педагог служит в качестве наставника и указывает путь, который должен преодолевать для освоения определенных сторон человеческого опыта. Методы обучения зависят от целей и содержания образования. Они все основаны на психологическом начале.
Возраст влияет на характер и методы преподавания. Определение эффективных способов обучения возможно при понимании мыслительной деятельности учащихся и учитывании их индивидуальности. На методы обучения влияют анатомо-физиологические и биологические особенности развивающегося человека. Именно они воздействуют на работоспособность, творческое состояние, физическое здоровье.
Немаловажно последействие сформировавшихся традиций преподавания. Обобщение передового педагогического опыта в педагогике, раскрытие научных положений традиционного обучения позволяет помочь при поиске современных эффективных методов. Их системность определяется степенью эффективности.
Понятие приемов обучения в педагогике
Структура методов обучения предусматривает использование приемов. Прием рассматривается в качестве детали метода, операции мышления, моментов в процессе усвоения знаний. Прием не содержит отдельную учебную задачу, но подчинен ей при выполнении с помощью данного метода. Одни и те же приемы обучения могут использоваться в разных методах и наоборот.
Классификация методов и средств обучения
Метод содержит приемы, но не является их совокупностью. Методы подчиняются определенным целям и выполняют определенную задачу, приводят к усвоению материала и требуемому результату. Методы обучения, основанные на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся, классифицируют на:
Методы в педагогике классифицируются по характеру познавательной деятельности учащихся:
Основа предложенного разделения – характер учебной познавательной деятельности, зависящий от источника получения знаний.
Источник учебной информации – это способ предоставления информации при помощи слов без использования наглядных пособий и практической работы, тогда и способы, применяемые при таком обучении, аналогичны. Такие методы получили название словесных. По способу передачи различают:
Целостный подход к обучению подразумевает три группы методов обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности имеют:
Методом обучения называют форму теоретического и практического усвоения учебного материала, идущего из задач образования, воспитания и развития личности обучаемых.
Средства и приемы обучения
В педагогике средства обучения представляются при помощи материалов, используемых учителем для осуществления учебного процесса. Они считаются важным составляющим урока и элементом учебно-материальной базы. Находясь в таком положении, средства обучения влияют на такие компоненты, как методы, формы, содержания, цели.
Классификация свойств обучения в педагогике:
Применение идеальных средств обусловлено дальнейшим их использованием для освоения новых, материальных средств – физических объектов, используемых для детализированного обучения. Средства обучения делят на:
Материальные средства обучения составляют систему, являющуюся производной от общей, и строятся согласно принципам:
Каждый учебный предмет требует применения определенных средств обучения по методам и приемам.
Методы, приемы и средства обучения
Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения
Понятие и сущность метода, приема и правила обучения
Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».
Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.
Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.
Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.
На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.
Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.
На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.
Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.
Средства обучения
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).
Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.
Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).
Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:
визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;
аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.
аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.
Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.
Простые средства:
словесные (учебники и другие тексты);
визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
Сложные средства:
механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);
аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);
аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);
средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.
Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.
Текст книги «Методика преподавания естествознания: учебное пособие»
Автор книги: Евгения Григорьева
Жанр: Прочая образовательная литература, Наука и Образование
Текущая страница: 13 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Методические приемы обучения и их классификация
Методический прием – это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения.
Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение.
В зависимости от методических функций ими выделены организационные, логические и технические приемы.
Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения.
Особенности каждой группы методических приемов покажем на примере практических методов обучения.
К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. Например, на практической работе учитель должен определить, будут ли ученики работать индивидуально, в парах или группами, раздать оборудование и объяснить, на какой странице учебника есть задания к практической работе, показать образец таблицы или схемы, с помощью которой будут фиксироваться результаты работы и т. п.
К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов работы и т. п.
Логические приемы помогают развивать мыслительную деятельность учащихся. К ним можно отнести постановку цели или проблемы и планирование хода практической работы вместе с учащимися. Использование заданий, помогающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обобщения.
Каждый метод раскрывается многими и разными по характеру методическими приемами (см. табл. 5). Их выбор зависит от педагогического мастерства учителя, от его творческих способностей. Учитель может изобретать нетрадиционные приемы или трансформировать уже известные с целью повышения эффективности учебного процесса.
Таблица 5
Взаимосвязь методов и приемов обучения естествознанию
Методы обучения в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
В рамках развивающего обучения осуществляется учебная поисковая квазиисследовательская деятельность. Ребенку необходимо проделать работу ученого-исследователя, а учителю – помочь ему в этом. В этом случае метод демонстрации неприемлем, так как научить исследовать можно только в процессе исследования.
Организовать поисковую деятельность детей – основная и наиболее сложная задача учителя. Она решается с помощью определенных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, моделирования, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.
Проблемное изложение (проблематизация) знаний. Учитель по возможности не сообщает детям выводы науки, а ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Авторы данной системы считают, что это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических задач.
Материал курса дается в форме конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем. Задания содержат элементы рисования, конструирования, практических действий и игр.
К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться строить простейшие объяснительные гипотезы и модели:
– фиксировать процесс в виде символической записи (схемы, модели);
– предложить хотя бы два его возможных объяснения;
– содержательно критиковать объяснение, предложенное другим учеником.
Дети должны для проверки гипотезы придумать план эксперимента и провести эксперимент в группе. Объяснить полученные результаты с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы.
Метод учебных задач. Учебная задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. В курсе естествознания основной задачей является открытие природных закономерностей.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию – это столкновение с чем-то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий. Построение учебных задач на уроке возможно на любом естественно-научном материале. Программа предполагает, что творчески работающий учитель может сам подобрать материал при постановке частных учебных задач. В начальном курсе естествознания на первом этапе работы дети имеют дело с эмпирическим материалом, позволяющим развить их сенсорный опыт. На последующих этапах с помощью постановки и решения учебных задач у детей должна сложиться целостная картина мира.
Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:
– Самостоятельная постановка или принятие от учителя учебной задачи.
– Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
– Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенных формах.
– Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
– Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
– Контроль за выполнением предыдущих действий.
– Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Моделирование предполагает построение моделей в предметной, графической или знаковой форме и действие с ними. Учебной моделью авторы называют такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Это отношение должно быть найдено и выделено в процессе преобразования учебной задачи. Таким образом учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа и сама может являться средством мыслительной деятельности человека.
Несомненно, исследовательский подход можно и нужно использовать в начальной школе, но любая исследовательская деятельность должна начинаться с накопления фактического материала, что невозможно без передачи готовых научных знаний.
Историей развития методики доказано, что формирование у детей стройной системы естественно-научных понятий и развитие учебных умений возможно только при использовании на уроке разнообразных методов учебной работы. При этом нельзя исключить и репродуктивную (воспроизводящую) деятельность.
Применение того или иного метода и приема при обучении младших школьников естествознанию зависит от целей и задач урока; содержания учебного материала; возрастных особенностей учащихся; мастерства учителя.
Вопросы для контроля
1. Что такое метод обучения? По какому основанию классифицируют методы в методике естествознания?
2. Какие методические задачи решает рассказ как активный метод обучения? Перечислите требования к применению рассказа на уроке естествознания.
3. Что является условием успешного проведения беседы? Назовите требования к формулировке вопросов для беседы. Приведите примеры.
4. Что относится к наглядным методам обучения естествознанию? Приведите примеры использования наглядных методов на уроке.
5. Какие виды наглядных пособий применяются при изучении естествознания?
6. Каковы методические требования к демонстрации наглядных пособий.
7. Какие методические требования должен выполнять учитель при демонстрации учебных фильмов?
8. Перечислите основные требования к подготовке и проведению демонстрационных опытов.
9. Приведите примеры использования метода моделирования на уроке естествознания.
10. Что такое наблюдения? Перечислите этапы проведения наблюдений с младшими школьниками. Приведите примеры.
11. Каковы основные правила проведения наблюдений.
12. С помощью каких приемов можно развивать наблюдательность детей?
13. Назовите этапы практической работы. Как развивается самостоятельность детей при выполнении практических работ? Приведите примеры.
14. Какие требования предъявляют к проведению исследовательского эксперимента с младшими школьниками?
15. Что такое методический прием? Как классифицируют приемы в методике естествознания?
16. Приведите примеры использования организационных, логических и технических приемов при наглядных методах обучения естествознанию.
17. Чем должен руководствоваться учитель при отборе методов обучения естествознанию?
18. Каковы особенности методов обучения в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова?
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте рассказ по теме «Охрана растений». Опишите методику его использования.
2. Предложите несколько приемов работы с одной из статей выбранного вами учебника.
3. Подберите темы для организации учебных дискуссий.
4. Составьте вопросы для вводной беседы по теме «Охрана животных».
5. Разработайте методику проведения практической работы по теме «Температура и термометр».
6. Подберите оборудование и предложите методику проведения опытов и демонстраций при знакомстве детей с телами и веществами.
7. Подготовьте карточки для моделирования процесса дыхания и питания растений. Подготовьте фрагмент урока, на котором будет использован метод моделирования.
8. Разработайте исследовательский эксперимент по теме «Развитие растения из семени».
Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М., 1988.
Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. – М., 1980.
Верзилин Н. М. Проблема классификации методов в методике преподавания биологии // Известия АПН РСФСР. Вып. 87. – М., 1957.
Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. – СПб., 1914.
Григорьева Е. В. Природа Южного Урала: Учеб. пособие – приложение к учебнику «Природоведение» для уч-ся. 3–4 кл. – Челябинск, 2001.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.
Карцева И. Д., Шубкина Л. С. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям. – М., 1984.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. – М., 1988.
Педагогика. Учеб. пос. для ст-тов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1995.
Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. – М., 1999.
Райков Б. Е. Общая методика естествознания. – М. – Л., 1947.
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1979.
Ягодовский К. П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. – 4-е изд. переработанное. – М., 1955.
Формы организации изучения естествознания в начальной школе
1. Что такое организационная форма обучения?
2. Когда появилась классно-урочная система в России?
3. Какие формы организации обучения можно выделить в современной начальной школе?
Сущность и классификация организационных форм обучения естествознанию
Учебно-воспитательный процесс – это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели начального естественно-научного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.
В «Философской энциклопедии» понятие «форма» определяется как внутренняя организация содержания, которая обнимает систему устойчивых связей предмета.
В то же время, по мнению И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, сами организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. От применяемых в школе организационных форм во многом зависят принципы, методы и средства обучения.
Четкого определения понятий «форма организации обучения», «организационная форма обучения», «формы организации учебной работы» как педагогических категорий пока не существует так же как и их общепринятой научной классификации. Одни авторы рассматривают, например, экскурсию как разновидность урока, а другие – как самостоятельную организационную форму обучения. Чтобы обоснованно сгруппировать организационные формы обучения, построить их классификацию, необходимо прежде всего понять, что же следует считать формой обучения, выделить существенные признаки этого понятия.
Форму обучения можно определить как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию.
Формы организации учебной работы в «Основах дидактики» под редакцией Б. П. Есипова довольно полно определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителя.
Если принять за основу вышеназванные признаки, то можно выделить следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе:
Главной формой организации обучения является урок. Вместе с тем изучение естествознания нельзя ограничить только уроком. Оставаясь основной формой организации обучения, урок должен взаимодействовать с экскурсиями, внеурочными работами, на которых осуществляется практическая деятельность детей по изучению природных объектов и процессов в естественных условиях. Закрепление и совершенствование полученных знаний, отработка практических умений проходит во время выполнения домашних заданий, которые обязательно связаны со всеми формами учебной работы. Расширить кругозор младших школьников, углубить предметные знания, развить исследовательские умения и навыки призваны внеклассные занятия.
Взаимосвязь форм организации учебной работы по естествознанию покажем на примере изучения сезонных изменений в природе.
В начале сезона проводится вводная экскурсия, на которой учащиеся выясняют, как изменилось положение солнца, измеряют температуру воздуха, воды, почвы, наблюдают за изменениями в жизни растений и животных. Затем проводятся уроки по изучению сезонных изменений в неживой и живой природе, на которых используются сведения, полученные учащимися на экскурсии. Вне уроков учениками ведутся наблюдения за погодой и фенологическими явлениями в жизни растений и животных, дома заполняются «Дневники наблюдений». Результаты этой внеурочной и домашней работы тоже используются на уроках во время формирования представлений о сезонных изменениях в природе данной местности. В школьном натуралистическом кружке учащиеся ставят эксперименты и ведут более сложные фенологические наблюдения, которые расширяют и углубляют знания программного материала.
Таким образом все организационные формы обучения естествознанию тесно связаны между собой.
Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.
Классно-урочная система была впервые введена в школу Я. А. Коменским. В России она применялась уже М. В. Ломоносовым, который ввел уроки не только в Академической гимназии, но и в Московском университете и кадетском корпусе.
В первые послереволюционные годы увлечение самостоятельностью учащихся при «исследовательском» и «экскурсионном» методах обучения привели к тому, что урок стал считаться пережитком старой, феодальной школы.
Постановление ЦК ВКП(б) о школе 1932 г. вернуло уроку статус основной формы учебной работы.
В настоящее время педагогами стало уделяться довольно серьезное внимание условиям повышения эффективности урока, разработке нетрадиционных форм его проведения.
Вопросы совершенствования современного урока рассматриваются в трудах Ю. К. Бабанского, Н. М. Верзилина, В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, М. М. Поташника, Д. Б. Эльконина и др.
С учетом рекомендаций вышеназванных педагогов можно выделить главные требования к современному уроку (см. Поташник М. М.).
1. Общая дидактическая целенаправленность урока.
Часто учитель недооценивает специальное продумывание познавательной задачи урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку дидактических, развивающих и воспитывающих целей помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. Иногда познавательная задача формулируется совместно с учащимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.
2. Достаточная материальная оснащенность.
Вреден как недостаток так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.
3. Концентрация внимания на главном, существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала.
Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и то, что дети должны знать и уметь по окончании урока.
4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций.
Учитель должен четко следовать замыслу урока, но в то же время быть готовым быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.
5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке.
Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.
6. Оптимальный психологический режим на уроке.
Для этого учитель должен поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.
7. Экономия и рациональное использование времени на уроке.
Учитель должен правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.
8. Восстановление делового равновесия при его нарушении.
В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.
9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление и совершенствование знаний учащихся.
Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.
10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала.
Учитель должен помнить, что любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.
Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс естествознания не может быть логичным и целенаправленным.