к основным компонентам смешанного обучения можно отнести следующие элементы
Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения
Что такое смешанное обучение?
Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.
Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в России цифровые сервисы используют 14% учителей (по данным 2017 года). Применение электронного обучения прописано в законе «Об образовании РФ».
«. в недалеком будущем российские школы перейдут на смешанный тип урока, когда часть занятия занимают объяснения учителя, а часть — работа детей с цифровыми технологиями» О.Ю. Васильева, министр просвещения.
Плюсы смешанного обучения:
Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования.
Стимулирование формирования активной позиции ученика.
Трансформация, актуализация стиля преподавания.
Индивидуализация и персонализация образовательного процесса.
На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:
Технические проблемы: отсутствие технических устройств, затруднения доступа к интернету.
Методические проблемы: недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке, страх использования технических устройств.
Модели смешанного обучения
Автономная группа. Класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп. Критерий деления определяет учитель. Численный состав может быть постоянным или переменным.
Перевернутый класс. Знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания.
Смена рабочих зон. Класс делится на группы, и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона работы онлайн. Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. При работе с младшеклассниками добавляется зона отдыха. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.
Новый профиль. Если нескольким ученикам средней или старшей школы не подходит ни один из предложенных учреждением профилей, может быть выделена группа «Новый профиль» (что соответствует стандарту образования). Профильное обучение ведет педагог школы или приглашенный специалист.
Межшкольная группа. Аналогично «Новому профилю», однако в группу сотрудничества входят ученики из разных учреждений. Модель особенно актуальна для одаренных детей и детей с ОВЗ из малокомплектных школ.
Индивидуальный учебный план. Расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей. Модель целесообразна для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Все модели реализуются с использованием электронных форм учебников. ЭФУ это:
Содержание печатных учебников, адаптированное для электронных устройств и дополненное мультимедийными компонентами.
Эффективное средство контроля и самоконтроля.
Использование закладок, заметок, быстрый переход по ним, а также быстрый поиск страниц, соответствующих печатному учебнику.
Опыт гимназии «САН»
В 2017-2018 гг. гимназия «САН» (г. Пенза) приняла участие в проекте «Школа, открытая инновациям». В рамках проекта образовательная организация получает бесплатные электронные учебники в соответствии с имеющимися печатными комплектами. Специалисты гимназии поделились этапами реализации программы по внедрению ЭФУ:
Создание условий для эффективного использования ЭФУ (обсуждение проекта на педагогическом совете, заключение договора с издательством, составление дорожной карты, подготовительная работа с родителями, добавление тематической страницы на сайт школы).
Организация диагностических процедур (анкетирование педагогов, учеников, родителей).
Организация работы с учащимися и родителями (практические занятия для учеников, родительские собрания, лекция для родителей на тему ЭФУ, общее и индивидуальное консультирование, проведение круглого стола родителей и педагогов).
Организация методической работы с педагогами (изучение возможностей ЭФУ, проведение семинаров, вебинаров и консультаций, прохождение курсов повышения квалификации на платформе LECTA).
Не случайно так много внимания было уделено работе с родителями. Из них, до начала проекта, только 25% однозначно одобряли новшество. Однако со временем процент, конечно, существенно вырос, поскольку мотивация детей очевидно повысилась, познавательная деятельность учеников стала активнее. Сами же школьники изначально отнеслись положительно к использованию ЭФУ (95%). Проект был реализован так успешно, что сейчас специалисты гимназии планируют передать опыт коллегам в ходе городского научно-методического семинара.
Методическая разработка «Технология смешанного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Модуль 1. О смешанном обучении
Понятие смешанного обучения появилось совсем недавно, кроме того существует множество определений. В общем виде это звучит так.
Смешанное обучение – это сочетание индивидуального и онлайн обучения, основывающееся на выборе соответствующей среды обучения в зависимости от желаемых результатов. Отличительной чертой смешанного обучения является сочетание индивидуального обучения с любыми другими методами и техниками преподавания.
Выделяются три компонента модели, которые включают в себя:
-очное обучение, представляющее собой традиционный формат занятий в классе;
-онлайн обучение, например, с помощью сред дистанционного обучения, вебинаров, онлайн конференций, скайп или вики и др.
Однако, когда мы говорим о смешанном обучении, мы должны понимать, что смешивать можно очень многое:
— формальное и неформальное обучение
-пространства для обучения и класса
-электронных образовательные и другие ресуры для обучения.
-сотрудничество в классе и вне класса
— цифровое и физическое пространство
Познакомьтесь ниже со схемами, позволяющими представить возможности смешанного обучения, которые касаются физического и педагогического пространств смешанного обучения.
Физическое пространство смешанного обучения
Педагогическое пространство смешанного обучения
По сути, смешанное обучение это система, в которой составляющие ее компоненты гармонично взаимодействуют, при условии, что все эти компоненты грамотно методически организованы.
Разработанные международной ассоциацией по дистанционному обучению iNacol рекомендации к учителям и ученикам, выделяют следующие уровни смешанного обучения:
Очевидно, что важным элементом всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:
Взаимодействие ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и др.)
Примерные модели смешанного обучения
Когда мы говорим о смешанном обучении, то вопрос касается во многом подходов к тому, что именно можно смешивать.
формальное и неформальное обучение
пространства для обучения и класса
электронных образовательных и других ресурсов (например, артефактов) для обучения.
сотрудничество в классе и вне класса
цифровое (электронное, информационное) и физическое пространство
Большинство организаций работающих в области дистанционного обучения выделяют следующие модели смешанного обучения (blended Learning)
Группа моделей «Ротация»
Общим для моделей группы является то, что смешанное обучение в рамках одного предмета и класса, подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, с использованием ИКТ.
1.1 Автономная группа. Класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведётся онлайн, а очный компонент используется для консультирования — группового или индивидуального.
Возможен перенос зоны онлайн-обучения в компьютерный класс. В этом случае понадобится ассистент (тьютор), который бы наблюдал за автономной группой.
1.2 Перевёрнутый класс.
В данном случае ни специального зонирования, ни специальных требований к организации учебной деятельности нет, так как в классе реализуется очный компонент смешанного обучения, а онлайн-обучение происходит дома в режиме самостоятельной работы на компьютере.
1.3 Смена рабочих зон.
Такой принцип организации учебной деятельности для детей самого младшего школьного возраста давно является основным во многих западных странах, так как смена видов деятельности — требование психологов для этой возрастной группы учащихся
2. Модели, реализующие персонализированный подход
Модели данной группы идеально подходят для учащихся старших классов, имеющих высокие мотивацию к учению, уровень сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков. В рамках этой группы модели деятельность и ответственность за её результаты возлагается на обучающегося.
Задачи школы в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для онлайн-курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также к оказанию психологической и, при необходимости, педагогической поддержки
Модуль 2.Компетенции и задачи учителя при отборе и использовании ресурсов
Задачи учителя, использующего модель смешанного обучения в группе
необходимо правильно организовать учебный материал и спланировать использование ресурсов. Необходимо определить, какой материал будет изучаться в классе очно, а какой можно вынести на изучение в дистанционной форме. Нужно учесть, какой материал необходимо объяснить и проработать на занятии в классе, какой материал и выполнение каких заданий требует у разных учеников разного времени для формирования навыка и, соответственно, может быть перенесен на дистанционное обучение, и какой материал будет целесообразно вынести на самостоятельную работу.
требуется четкая организация учебного процесса. Сюда можно включить такие моменты, как распределение видов деятельности на занятии в классе и дистанционно, решение задач с учетом индивидуальных особенностей обучающихся при обучения на очных и дистанционных занятиях, а также осуществление контроля и само-, и взаимоконтроля обучающихся.
Немаловажным фактором является формирование устойчивой мотивации, которая должна поддерживаться на всем протяжении процесса обучения. Учитель должен стимулировать самоконтроль и поощрять и развивать различные способы продуктивного сотрудничества с обучающимися.
Кроме того, учитывая что учителю необходимо правильно организовать и отбор ресурсов для смешанного обучения, ему необходимо иметь соответствующие компетенции:
Отбор информации для включения в учебный процесс
Поиск электронных ресурсов
Экспертная педагогическая оценка их возможностей
Компоновка учебных материалов, на основе электронных ресурсов
Планирование и хронометраж учебной деятельности с использованием ИКТ
Планирование внеурочной деятельности
Планирование самостоятельной деятельности ученика
Организация интерактивной учебной деятельности (реализация системно-деятельностного подхода)
Организация интерактивной работы в предметном кабинете
Организация интерактивной работы в ИКТ-насыщенной среде
Смешанная форма дистанционного обучения: инструкция по использованию
Дистанционное обучение с использованием СДО делится на три формы: синхронное, асинхронное и смешанное. Последняя набирает все больше поклонников, как среди преподавателей, так и среди студентов, за простоту, скорость и высокое качество. Оно не лишено своих недостатков, но количество преимуществ в нем все равно не оставляет никого равнодушным.
Из этой статьи вы узнаете о том, что такое смешанное дистанционное обучение, какие у него есть плюсы и минусы, как на него перейти.
Три формы обучения – выбор за вами
Как было сказано выше, дистанционное обучение делится на три основные формы:
Синхронное обучение – это обучение, которое происходит в режиме реального времени при непосредственном участии преподавателя. Студенты могут взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы, получать индивидуальную обратную связь. В дистанционном режиме такая форма обучения реализуется с помощью онлайн-конференций, вебинаров, чат-занятия.
Асинхронное обучение – это обучение, которым студенты занимаются в большей степени самостоятельно. Они изучают уроки и делают домашние задания тогда, когда им это удобно. Взаимодействие с преподавателем чаще всего ограничивается проверкой контрольных работ, обратными связями и консультациями.
Смешанное обучение – это обучение, которое сочетает в себе элементы предыдущих двух форм. Часть материала студент изучает тогда, когда ему это удобно, другую же часть он получает в режиме реального времени на совместных уроках, вебинарах, тренингах и мастер-классах.
Как организовано смешанное обучение
При смешанной форме обучения уроки выстраиваются так, что баланс самостоятельной работы и работы с преподавателем позволяет максимально качественно познать новую информацию и навыки, научиться их использовать в деле.
Самая часто используемая система смешанного обучения состоит из трех шагов.
Шаг №1. Студент изучает материал по лекциям, статьям и другим материалам. Иногда на этом шаге добавляется онлайн-лекция, на которой преподаватель дает базу для изучения.
Шаг №2. Студент закрепляет новые знания в тестах или интерактивных тренажерах.
Шаг №3. Преподаватель отвечает на вопросы, возникшие в процессе самостоятельного обучения, помогает с творческой частью закрепления знаний – развитием навыков использования и оттачиванием нюансов.
Шаги могут повторяться и сочетаться в той последовательности, которая позволит студенту дойти до цели обучения.
В простой форме смешанное обучение существует даже в общеобразовательных школах. Например, когда учитель во время урока объясняет материал, а потом дети делают доклады по выбранным темам, самостоятельно находя информацию в Интернете. Но современные педагогические и информационные технологии позволяют сделать это процесс более эффективным.
Плюсы и минусы смешанного дистанционного обучения
Как и у любой другой формы обучения, у смешанной есть свои недостатки и достоинства.
Плюсы смешанного обучения
Высокое качество. Совмещение самостоятельной работы и работы с преподавателем ставят такую форму обучения на первое место по качеству. Использование СДО также ускоряет этот процесс и делает его интересным и простым для студента.
Индивидуальный подход. Смешанная форма обучения позволяет студенту самому планировать занятия и получать личную обратную связь от преподавателя. Это подстраивает занятия под индивидуальные способности и цели студента.
Широкий выбор для дисциплин. Смешанное обучение позволяет обучать на дистанции самому широкому спектру различных навыков. От иностранных языков до игры на бирже, от высшей математики до танцев. Если автор курса нашел необходимый баланс между синхронной и асинхронной формами обучения, он может обучить почти чему угодно.
Вовлеченность студента в процесс. Смешанное обучение дает больше свободы студенту, поэтому оно меньше принуждает и больше мотивирует его продолжать изучать уроки. Современные СДО также дают автору курса возможность включить функцию игрофикации и автоматические оповещения о предстоящих онлайн-семинарах, что повышает процент успешно закончивших обучение студентов.
Развитие практических навыков. Для того чтобы знания стали навыком, нужно усвоить теорию, попробовать ее в деле под руководством преподавателя, получить обратную связь и попробовать снова, учитывая ее. Лучше всего пройти весь этот путь помогает именно смешанное обучение.
Минусы смешанного обучения
Зависимость от техники и преподавателя. Процесс смешанного обучения зависит сразу как от доступа к материалам и урокам, так и от преподавателя. Если одно из этих звеньев цепи обучения выходит из строя, процесс останавливается. Хорошая СДО снижает риск проблем с технической частью, а наличие нескольких преподавателей на курсе – человеческий фактор, но они никогда не исчезают полностью.
Невозможность полностью автоматизировать процесс. В отличие от хорошего асинхронного обучения, смешанное требует участия преподавателя, поэтому его невозможно сделать полностью автоматическим. Но СДО позволяют оптимизировать и автоматизировать львиную долю процессов, поэтому педагогу не требуется тратить все свое время на занятия со студентами.
Трудности в создании хорошей программы обучения. Для того чтобы смешанное обучение было гармоничным и доводило студентов до цели с минимумом усилий, требуется сильная программа. На ее создание и отлаживание может потребоваться время либо специалист, который оптимизирует материал в уроки.
Проще говоря, смешанное обучение совмещает в себе как все плюсы, которые дают синхронная и асинхронная форма, так и их минусы. Другое дело, что при использовании хорошей СДО, качественных учебных материалов и сильной программы обучения, минусы меньше влияют на процесс и качество результата.
Советы для создания курса смешанного дистанционного обучения
Любой курс дистанционного обучения создается по общей схеме. Сначала пишется программа, которая приведет студента от первого шага к цели. Потом создаются учебные материалы: лекции, презентации, статьи и другие. Это формируется в уроки и выгружается в СДО, либо создается набор необходимых для связи со студентом программ и уроков. СДО настраивается под цели и нужны онлайн-школы, тестируется и запускается.
Но чтобы ваш курс взял максимум пользы от смешанной формы обучения, мы подготовили для вас несколько советов.
Тщательно разработайте программу обучения
Для смешанной формы обучения этот пункт жизненно важен. Первым делом для создания курса нужно четко выделить цель обучения. Дальше создается путь от точки, где студент только начал курс, до результата, и он разбивается на отдельные шаги, которые доведут студента до конца. Каждый урок должен давать студенту заметный промежуточный результат, чтобы тот не терял мотивацию в обучении и двигался к цели.
На создание программы может уйти много времени, но чем тщательнее вы продумаете ее в начале, тем меньше сложных корректировок придется вносить потом. Обратите внимание, что в тренд входят микроуроки – короткие информативные занятия, результатом которых является овладение материалом или навыком. Поэтому, лучше разбить сложную тему на несколько более простых, чем рисковать, что студент что-то недопоймет.
Выберите подходящую вам систему дистанционного обучения
Смешанное обучение может быть частично дистанционным, как в школах, но сейчас более востребовано полностью удаленное образование через Интернет. С этой задачей можно справиться и без СДО, но процесс получается очень сложным и неудобным для преподавателя и студента. Для него требуется слишком много различных программ и данных, при этом рутинные и технически сложные действия снижают эффективность обучения.
В то же время курсы с использованием СДО удобны для студентов и позволяют им быстро и качественно достигнуть цели. Для преподавателя использование СДО снимает необходимость заниматься рутинными процессами и облегчает работу, не отнимая ее интересную часть. Из этой статьи (ссылка на статью про СДО) вы можете узнать больше о современных СДО и критериях их выбора.
Создавайте наглядные уроки
Смешанное дистанционное обучение позволяет пользоваться всеми сильными сторонами e-learning. Поэтому заранее запишите качественные видеолекции, презентации, статьи и другие материалы, которые студент будет использовать в самостоятельной части обучения. Для онлайн-лекций напишите понятные презентации, потренируйтесь вести их, чтобы снизить риск возникновения технических проблем и сложностей в понимании.
Конструкторы уроков встроены во многие современные СДО и позволяют быстро загрузить готовый материал и создать удобное и понятное занятие. Интерактивные тренажёры и тесты помогут автоматизировать процесс промежуточного закрепления и контроля знаний студента.
Организуйте заранее систему поддержки студентов
Смешанное обучение требует постоянно обратной связи от преподавателя. Начиная от вопросов, как подключиться к вебинару, и заканчивая тонкими нюансами изучаемого предмета.
Проще всего настроить связь через встроенные во многие СДО чаты, где вы сможете текстом или аудиосообщением ответить на вопрос студента. Но видеоконсультации и ответы на вопросы во время семинаров – это тоже немаловажная часть этой системы.
Кроме этого, мы рекомендуем вам подключить общий чат для студентов. Там они смогут общаться, поддерживать друг друга, делиться опытом и отвечать на вопросы, что сделает их менее зависимыми от преподавателя.
Вывод
Смешанное обучение сочетает в себе элементы синхронного и асинхронного дистанционного обучения. Такая форма обучения наиболее эффективна, особенно если организовывать ее с использованием СДО.
Смешанное обучение не лишено своих минусов и сложностей, но при грамотном подходе к созданию программы обучения, материалов и настройке СДО, они слабо влияют на процесс.
Для того чтобы обеспечить максимальное удобство и качество обучения студентам, следует выбрать подходящую под ваш курс СДО. Она должна давать возможность создавать интерактивные и наглядные уроки, автоматически проверяемые тесты, оптимизировать связь студента и преподавателя. Дополнительные функции, такие как игрофикация, качественная аналитика, интеграция со сторонними сервисами, только повысят качество курса, что привлечет больше студентов.
Секция 2. Смешанное обучение
Уважаемые участники конференции!
* Прочитайте заглавную статью «Смешанное обучение», * выберите два любых раздела секции (см. таблицу) и внимательно изучите их материалы, * ответьте на вопросы анкеты каждого из выбранных разделов.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (очное) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Дидактические принципы смешанного обучения:
Такая система дидактических принципов требует определенного подхода к проектированию учебного процесса. Основными характеристиками подхода к проектированию учебного процесса являются:
Последняя характеристика исходит из идеи непрерывного обучения. Урок не кончается через 45 минут, а длится в течение нескольких “сорокапятиминуток”, образуя цикл уроков, объединенных общей направленностью. Например, изучение нового, закрепление изученного, контроль. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, выстроенный с помощью педагога, становится личным инструментом для качественного и осознанного движения в цикле уроков. Меняется роль учителя. Он становится организатором, фасилитатором, экспертом.
В таком ключе смешанное обучение подразумевает формирование особых пространственно-предметных условий в классе, когда физическое пространство дифференцируется, а каждой части пространства дается определенная функция:
Компоненты смешанного обучения:
1. Важным компонентом смешанного обучения является участие учителя, так как он демонстрирует ученикам образцы мышления, поведения, способов построения коммуникации. Чем младше ученики, тем важнее для них присутствие учителя в силу возрастных особенностей. Дошкольники и младшие школьники перенимают модели поведения и мышления значимых для них взрослых. Онлайн-среда дает учащимся возможность самим контролировать темп, время, образовательный маршрут и место обучения, и помогает развить саморегуляцию, навыки планирования и контроля.
2. Наличие онлайн-среды, которая реализуется с помощью ИКТ, и подразумевает определенную степень свободы и ответственности. Но как только появляется контроль в онлайн, жестко заданные шаблоны, например, у всех детей в классе одновременно перелистывается страница электронного учебника (т.е. у учеников пропадает выбор), дети теряют желание пользоваться онлайн-средой.
3. Интеграция опыта обучения с учителем и онлайн. Это активная форма работы на уроке над практико-ориентированными заданиями. Чаще всего, такие активности проходят в малых группах. Это может быть работа над мини-проектами, настольные игры и т.д. Хотя возможна организация коллективно распределенной среды или индивидуальная работа над проектами.
Известны более 40 моделей смешанного обучения. Мы рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.
Модель 1. «Перевернутый класс»
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения. В этой модели учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде, знакомясь с новым материалом или закрепляя изучаемый материал. Таким образом, на уроке освобождается время для закрепления изученного материала и актуализации полученных знаний, которые могут проходить в форме семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной работы в классе и дифференцировать (или даже индивидуализировать) учебный процесс. При работе с новым материалом использование различных средств ИКТ дает возможность учителю сразу же проверить понимание материала учащимися. Учебные видеоматериалы часто являются основой для создания домашних заданий. Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником позволяет учителю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, учитель может организовать игру для учеников, которые успешно освоили новый материал и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нем.
Модель 2. Ротация станций Эта модель прекрасно работает в начальной и средней школе, но требует наличия некоторого количества компьютеров или планшетов в классе и умения организовывать групповую работу учащихся. Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две:станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-ый урок. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи. Нужно только учитывать, что в каждом случае количество электронных устройств должно быть равно количеству учащихся, деленному на количество групп. Например, классу из 24 учащихся требуется 8 компьютеров для организации работы на трёх станциях.
Опыт работы по системе смешанного обучения «ГБОУ Гимназия № 1576», г. Москва
Урок математики по системе смешанного обучения в модели «Ротация станций»
Татьяна Александровна Громова, учитель начальных классов «ГБОУ Гимназия № 1576», г. Москва
Модель 3. Ротация лабораторий
Ротация лабораторий – эта модель менее эффективна, чем предыдущая из-за отсутствия обязательной проектной коллективной работы в структуре. Но ее легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс или класс планшетов. Эта модель прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии соответствующей возрасту онлайн-среды. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс-лабораторию – где индивидуально работают в онлайн-среде, углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания. Эта модель похожа на модель «перевернутого класса», только без реализации работы учащихся дома. В онлайн-среде учащиеся могут как знакомиться с новым материалом, смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие их понимание, так и тренировать навыки, а также участвовать в проектной работе. Только при регулярной работе учащихся в онлайн, такая модель становится эффективной. Для этого рекомендуется такая форма взаимодействия: несколько учителей, работающих в одной параллели, договариваются о том, что будут работать в модели «Ротация лабораторий». Они совместно создают или подбирают учебные онлайн-материалы, формируют единое учебное пространство и договариваются с администрацией о том, что каждый 3-4-ый урок по их предметам будет проводится в компьютерном классе. Например, если договариваются два учителя, и они ведут суммарно 7 уроков в неделю, то 2 урока из 7 пройдут в компьютерном классе. Эти 2 урока желательно проводить в разные дни, не только по требованиям СанПиН, но и для достижения большего эффекта.
Возможна более простая реализация, когда один учитель проводит в компьютерном классе 1 из своих 3-5 уроков. Но такая форма обычно не дает заметного эффекта, хотя и позволяет учащимся поработать в онлайн-среде по данному предмету.
Гибкая модель самая сложная для реализации, но и самая многообещающая. Для того, чтобы работать в этой модели, у учащихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Поэтому гибкую модель обычно применяют у учащихся старших классов. Реализация гибкой модели зависит от структуры физического пространства. Обычно есть центральное большое помещение, в котором у каждого учащегося свое индивидуальное рабочее место. У каждого ученика есть компьютер или планшет, с помощью которого он занимается онлайн. По периметру этого пространства расположено множество классов, небольших аудиторий для работы в малых группах, для дискуссий, а также учебной лаборатории. Основная идея гибкой модели состоит в том, что ученики неограничены во времени для выполнения того или иного вида учебной деятельности. Вместо этого у каждого школьника есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от образовательных потребностей. Если есть команда учителей по одному предмету, то можно реализовать преподавание этого предмета в одной или нескольких параллелях в гибкой модели. Гибкая модель предполагает, что убирается множество ограничений, которые существуют в системе образования: границы урока, тем, пространство между классами, взамен предоставляется возможность каждому ученику двигаться в своем темпе.
Проблемы внедрения смешанного обучения
1. Учителю сложно перестроиться и начать работать в новой парадигме, так как ему проблематично одномоментно изменить свою роль с носителя знаний на роль тьютора.
2. Сложности в работе с родителями. Всякий раз, когда родители сталкиваются с какими-то новыми идеями, им становится тревожно, и они пытаются понять, для чего это нововведение необходимо. Поэтому, переводя работу с классом на смешанное обучение, важно заранее начать общаться с родителями и объяснить им, как будет выстраиваться работа с учащимися, почему так важно развивать их личную ответственность.
3. Проблема формирования новой учебной культуры класса, изменение отношения учащихся к учебе. Не все учащиеся готовы к тому, чтобы взять на себя ответственность за собственные результаты, столкнуться с какими-то сложностями и неудачами. Поэтому учащиеся, ориентированные на абсолютный успех, с большим трудом переключаются на работу в онлайн-среде, в которой они сталкиваются с ошибками и должны делать адекватные выводы для того, чтобы исправить их и научиться чему-то новому.
4. Администрация школ не всегда готова поддерживать инновации в моральном и в материальном плане. Можно столкнуться с тем, что в школе недостаточно оборудования или директор против того, чтобы в классе были переставлены парты. Но каждый раз, когда вы пробуете что-то новое, надо быть готовым к тому, что преодолев трудности, вы получите грандиозный результат.
В результате реализации смешанного обучения у учителя освобождается время для творчества, появляется возможность интенсификации своего труда, обучение индивидуализируется и в лучших моделях смешанного обучения оно становится персонализированным.
Использованы материалы следующих информационных источников: