к основным культурным практикам осваиваемыми дошкольниками относятся
Культурные практики в дошкольном образовании
Содержимое разработки
Культурные практики в дошкольном образовании
Папулова Елена Игоревна
Культурные практики и развитие ребенка
Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков .
Сейчас наиболее распространено прямое обучение, которое осуществляется путем «расщепления» культурных форм деятельности на отдельные составляющие. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности .
Что такое «культурные практики»?
Зачем нужны культурные практики?
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников
Что же можно считать культурной практикой?
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы
Они могут быть дополнены другими культурными практиками… практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое
В подготовительной группе указанные культурные практики будут дополнены практической деятельностью детей по самообслуживанию, обучением грамоте и элементарной математике
Где в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики?
Организация культурных практик
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер
Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых
Культурные практики в ДОУ
МБДОУ ДС №6 «РАДУГА» г. Котельниково, Волгоградской области
«Культурные практики в ДОУ»
Довбыш Марина Александровна
Культурные практики в ДОУ
С выходом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культорологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребёнка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культурно-личностной культуры ребёнка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
По словам Н. Б. Крыловой «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативно, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Т. е. это отношения и общение между детьми одного возраста, разного возраста и со взрослыми.
К основным культурным практикам,осваиваемым дошкольниками относятся:
• Игра (сюжетная и с правилами)
• Продуктивная деятельность (утренники, развлечения, концерты)
• Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествие по карте)
• Чтение художественной литературы
• Практическая деятельность (трудовое воспитание)
• Результативные физические упражнения
• Коммуникативный тренинг (общение, развитие речи)
В младшей группе у детей начинает накапливаться запас музыкальных впеччатлений. Сначала по показу музыкального руководителя, затем дети сами, слыша знакомую музыку, выполняют соответствующие движения. В средней группе, систематические упражнения в слушании музыки, вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и связанной с жизненными явлениями. В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Развивается произвольная память и внимание, развивается воображение. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Дети могут находить фантастические применения новым образам, что можно увидеть в творческих заданиях. В этих заданиях складывется своя культурная практика. Практика событийности. Т. Е. дети могут применить знакомый опыт в реальной жизни (услышанные произведения или песни на определённую тему применить по назначению. Например, военные песни и произведения о войне они используют именно по назначению)
На основе культурных практик, а именно практики музицирование, формируются привычки ребёнка, пристрастия, интересы, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Таким образом можно сделать вывод, что использование культурных практик – это реализация умений ребёнка, включение готовности и способности ребёнка действовать во всех жизненных обстоятельствах, опираясь на ранее полученные знания. А для взрослого появляется ещё одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребёнка близким другом и наставником.
Цыпляева О. В. Восприятие, ка вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Культурные растения» Цель: Закрепить у детей представления о культурных растениях; подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают,к.
Культурные практики ОО «Социально-коммуникативное развитие». Форма работы: Культурные практики и коллективные трудовые поручения. Тема: дежурство по столовой.
Культурные практики в ДОУ (старшая группа) п/№ Месяц/Тема недели «Школа мышления» Творческая мастерская Литературная гостиная Сентябрь 1. Вот какие мы большие 2. В мире геометрических.
Описание тьюторской практики в ДОУ с применением инновационной технологии картирования Актуальность. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем.
Опыт работы «Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников» Детские театрализованные культурные практики в развитии коммуникативной деятельности дошкольников. Социальный заказ на современном этапе.
Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» Педсовет «Культурные практики в дошкольном образовании» С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.
Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Воспитатель Яковлева Ольга Александровн.
Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах Ситуации общения, беседы и разговоры с детьми, игровые тренинги Беседы: «Летний отдых», компьютерная презентация «Правила поведения в детском.
Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах на март 2 мл. группа Ситуация общения: «Мы с мамой очень похожи» «Мы с мамой готовили ужин» «Как мы с мамой рисовали» «Я помогаю маме» Беседы: Безопасность.
Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников
Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.
— Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
— Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
— Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
— Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
— Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.
Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик,предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:
— правовые практики;
— практики культурной идентификации;
— практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;
— практики свободы;
— практики расширения возможностей ребенка.
Рассмотрим подробнее данные виды культурных практик
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать
Данные практики дают возможность:
знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;
формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека;
вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.
создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:
— самоопределению – «Выбирай себя»;
— самореализации – «Проявляй себя»;
— саморегуляции –«Контролируй себя»;
— совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Данные практики способствуют:
формированиюребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.
Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.
Данные практики способствуют формированию целостности:
физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практикисвободы способствуют:
активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;
овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Данные практики способствуют:
развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;
развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.
Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?
Как известно,передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:
1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.
2. Через непосредственное включение в их деятельность.
3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.
Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).
Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.
По сути, отвечая этой идее Л. С. Выготского,совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.
Партнерство в организации образовательного процесса связывается, прежде всего, с такой функциональной характеристикой, как равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
Возможны два варианта реализации взрослым позиции «включенного» партнера.
Он может ставить цель сам для себя («Я буду.») и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора — подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого условно можно обозначить как «партнер-модель».
Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели для работы, («Давайте будем.», и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, в зависимости от характера цели — и во взаимодействие с другими участниками. Эта позиция трактуется как «партнер-сотрудник».
Таким образом, культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.
1. Мид. М. «Культура и мир детства», М., 1988
2. Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006
3. Крылова Н. Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010
Консультация для педагогов ДОО «Культурные практики дошкольников»
Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов ДОО «Культурные практики дошкольников»
«Культурные практики дошкольников».
Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.
ФГОС дошкольного образования:
п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
По мнению Н. Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных,организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Проектирование культурных практикв образовательном процессе идет по двум направлениям:
— культурные практики на основе инициатив самих детей;
— культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
При организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т. п. Это также участие дошкольниковв традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.
К культурным практикам, осваиваемым дошкольниками,относятся:
• игра (сюжетная и с правилами,
• познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте)
• чтение художественной литературы,
• практическая деятельность (трудовое воспитание)
• результативные физические упражнения («физкультура»)
• коммуникативный тренинг (развитие речи)
• самостоятельное исследование и экспериментирование,
• ряженье и театральные постановки, игры-путешествия,
• совместное сооружение разных объектов и пр.
В культурных практиках, организуемых воспитателем, создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности,в том числе:
• опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
• ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;
• эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
• сферу собственной воли, желаний и интересов;
• свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного самобытия;
• самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
— проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
1. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
«Квиллинг у дошкольников». Консультация для педагогов «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.
Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.
Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.
Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа.