к развивающим целям обучения иностранным языкам относится
Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.
лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме;
социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи;
социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения;
стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде;
социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
В отечественной методике выделяют четыре аспекта:
учебный практический аспект;
Практический аспект: учащиеся овладевают ИЯ как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной форме. Речь идёт об овладении 4мя видами речевой деятельности:
рецептивными – аудирование и чтение, продуктивными – говорение и письмом, а также связанными с ними тремя аспектами языка – лексика, грамматика, фонетика.
Воспитательный аспект – формирование мировоззрения, патриотизма, нравственно, эстетически и духовно развитой личности.
Образовательный аспект – приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка, включая литературу, музыку, архитектуру, живопись, историю и т.д., а также знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях, сходств и различий с родным.
Развивающий аспект обеспечивает осознание средств выражения мыслей, развитие чувства языка, сенсорного восприятия, мотивационной сферы, умения общаться.
Школьное и вузовское образование сегодня, в соответствии с выделенными Советом Европы пятью базовых компетенциями, необходимых любым специалистам, должно сегодня направлено на решение след. трёх задач:
Формирование готовности к решению различных проблем
Развитие стремления учиться всю жизнь
Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.
Статья»Реализация развивающего компонента цели обучения иностранным языкам»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов
1.1 Условия обучения учащихся 6 класса в средней общеобразовательной школе
Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, какие познавательные процессы доминируют при восприятии учебного материала у учащихся 6 класса.
Следует подчеркнуть, что именно в данном возрасте ( 8-11 лет ) происходит переход от непроизвольного внимания на уроке к произвольному. Произвольное внимание мы можем охарактеризовать как сознательно-регулируемое сосредоточение на том или ином учебном материале. Учащиеся сосредотачиваются уже не на том, что для них является более наглядным и ярким, а на том, что в данный момент они должны делать. Данный вид внимания непосредственно связан с волевыми качествами личности. Следовательно, мы можем отметить, что учащиеся 6 классов могут управлять своей волей.
Надо указать и на то, что именно в данный возрастной период происходит оформление у ребенка произвольной памяти, когда информация запоминается целенаправленно. Особую роль в данном случае играют образные приемы запоминания ( различные схемы, картинки, графики ).
Обратим внимание и на то, что мыслительная деятельность учащихся также претерпевает изменения. На смену наглядно-образному усвоению понятий приходит словесно-логическое мышление и учащиеся уже могут оперировать такими понятиями как: сравнение, обобщение, классификация. Это является причиной того, что речь учащихся становится выразительнее, грамотнее.
Нами был проведен анализ одного из компонентов УМК по немецкому языку для 6 классов общеобразовательных учреждений: книги для учителя ( И. Л. Бим, Л. В. Садомова ) с целью выявления реализации развивающего компонента. В соответствии с базисным учебным планом в 6 классе предполагается изучение немецкого языка по 3 часа в неделю. Это составляет примерно 102 учебных часа за год. Данное количество часов в неделю предполагает, что весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на воспитание, образование и разностороннее развитие школьников средствами иностранного ( немецкого ) языка как школьного учебного предмета, на приобщение учащихся к культуре «народов, говорящих на немецком языке»[ 4, с. 7 ].Данное направление реализуется в учебнике 6 класса И. Л. Бим. Можно отметить, что развивающее значение для личности учащихся оказывает обсуждение таких тем как: нравственно-этические проблемы, взаимоотношения в семье и школе, проблема дружбы. В книге для учителя указывается, что в учебнике предлагаются задания разной степени трудности, что должно стать для учащихся стимулом для развития настойчивости, целеустремленности, внимания.
Учащиеся знакомятся с лексическим, грамматическим, фонетическим, страноведческим материалом. Это обеспечивается тем, что учебник имеет блочную структуру: учитель самостоятельно выбирает тот материал, который будет предъявляться учащимся первым, вторым и т. д. Таким образом каждый урок не будет однотипным, что вызывает у учащихся интерес и мотивацию к изучению данного предмета. Особый интерес как для учителя, так и для учеников представляет метод проектов, которым обычно завершается изучение той или иной темы. Здесь ребята могут проявить себя в роли творцов и художников. Данный метод также служит хорошим средством мотивации.
1.2 Анализ учебника 6 класса с точки зрения реализации развивающего компонента цели обучения иностранному языку
Мы проанализировали учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений И. Л. Бим с целью раскрытия реализации развивающего компонента цели обучения иностранному языку. Укажем, что данный учебник состоит из семи разделов:
1.Начало учебного года. Везде ли оно одинаково?
2.На улице листопад.
3.Немецкие школы. Какие они?
4.Что делают наши немецкие друзья в школе.
5.Свободное время. Возможно все!
6.Поездка классом по Германии. Разве это не здорово?
7.В конце учебного года- веселый карнавал масок.
В свою очередь каждый раздел поделен на блоки. Это:
6.Блок контроля и проверки знаний
Вся информация, находящаяся внутри каждого блока, непосредственно связана с тематикой раздела. Таким образом, мы приходим к выводу, что в каждом разделе уделяется внимание развитию всех механизмов речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.
Проведенный нами анализ также показывает и то, что подобранные в данном учебнике упражнения способствуют развитию познавательной сферы личности. Проиллюстрируем данный вывод примерами.
Итак, в данном учебнике уделяется большое внимание развитию такого познавательного процесса как внимание, о чем свидетельствуют следующие формулировки заданий:
— Установите соответствие между именем героя и его изображением на картинке;
— Мы изучили что-то новое, не так ли? А кто теперь сможет перевести данные высказывания на русский язык?
— Кто был самым внимательным при чтении? Что вы думаете, когда начинается учебный год в школе у Эльки?
— О каких странах шла речь в данном тексте?
— Игра-пантомима с Щелкунчиком. Он показывает движения жестами, что он делал на летних каникулах. Дети должны угадать.
— Прослушайте несколько загадок и выберите правильные ответы
— Какие ответы верны? Пометьте их.
— Найдите в данном тексте предложения в форме перфект.
— Прочитайте и поставьте где нужно слова в родительном падеже.
— Кто самый внимательный и может обнаружить в тексте возвратные глаголы?
— Что мы уже знаем о фигурах, изображенных на картинках? Читаем и вставляем подходящее имя.
— Каких букв не хватает при написании слов?
— Игра « Домино », чтобы проверить то, как ребята запомнили значение приставок у глаголов.
— Заучивание наизусть стихотворений ( в том числе стихотворения о поэтических глаголах, при изучении трех временных форм глагола ).
Особое место в структуре данного учебника занимают упражнения, направленные на развитие творческого мышления и воображения:
— проектная методика: изготовление коллажа на тему « Что с нами произошло за лето »;
— проектная методика: выставка рисунков « Мои летние каникулы »; Коллаж на тему « Летние каникулы », и « Начало учебного года в разных странах »;
— самим учащимся предлагается разыграть пантомиму;
— проектная методика: изготовление из картона часов для путешествия по временам года;
— сделайте поэтический перевод данного стихотворения;
— проиллюстрируйте прочитанную вами сказку;
— проектная методика: нарисуйте школу своей мечты;
— Вы художники! Пофантазируйте немного и нарисуйте сказку о гномах и то, как они помогают людям;
— придумайте подходящий заголовок для данного стихотворения;
— игра в загадки. ( Отгадайте, что сказала бы мама дочке, опираясь на данные картинки );
— не хотите ли вы сами попробовать сочинять рифмовки. Давайте попробуем!
— кто может предложить другой конец данного стихотворения и попытаться продолжить его в рифму;
— прокомментируйте данные картинки;
— проектная методика: нарисуйте веселые комиксы о распорядке дня; коллаж на тему « Мое хобби »;
— разыграйте сценку: у зайчишки Трика день рождения и другие зверушки поздравляют его с днем рождения и приносят подарки.
Надлежит упомянуть, что именно в данном возрасте ( 8-11 ) ребята начинают логически мыслить и уже начинают применять такие логические операции как: обобщение, сравнение и т. д. Это, в свою очередь, также находит отражение и в учебнике за 6 класс И. Л. Бим, о чем свидетельствует наличие таких заданий как:
— к какой из картинок подходит каждый диалог? Соотнесите картинку и диалог.
— соотнесите содержание диалога с его названием;
— Всезнайка нарисовал нам, как начинается учебный год в разных странах. Только вот отсутствуют надписи. Сделайте подходящие надписи к каждому рисунку;
— сравните предложения из левой колонки с предложениями из правой. Есть ли различия?
— найдите эквиваленты к следующим предложениям из текста;
— прослушайте и скажите, какое слово выпадает из общего логического ряда;
— прочитайте текст. Какова логика комиссара? Продолжите предложения, следуя его логике;
— в каком предложении заключена основная мысль сказки?
Данный учебник хорошо ориентирован и на образное восприятие информации, что для учащихся 6 классов очень важно, т. к. в данном возрасте оформляются механизмы произвольной памяти, и образная информация способствует лучшему усвоению того или иного учебного материала. Наглядность учебника в первую очередь в том, что каждому блоку раздела соответствует свой персонаж, видя который учащиеся сразу понимают, чем они будут заниматься, например:
В учебнике также имеют место применения различные схемы, картинки, ассоциограммы, что делает восприятие учебного материала легче, нагляднее.
Нельзя не сказать и о способах повышения мотивации к изучению немецкого языка в данном классе. Данная мотивация подкрепляется различными средствами на протяжении всего года обучения. Можно выделить следующее:
— При закреплении и повторении лексического материала за каждое выученное слово ученик получает монетку от Тиля.
— Кто хочет попробовать себя в роли переводчика и перевести данное стихотворение?
— Сможете ли вы разгрызть крепкие орешки грамматики и сказать, что же делал гном летом?
— Как правильно написать данные предложения? Щелкунчик дарит орешек за каждое правильное предложение.
— Введение новых персонажей.
— Класс делится на 2 команды и каждая команда получает кроссворд. Кто быстрее отгадает, тот получает медаль от Глотти.
— Различные игры на уроке (игра-поиск, « Репортер », « Домино » и т. д. ).
Учитывая все вышеперечисленное мы приходим к выводу, что учебник для 6 класса И. Л. Бим дает учащимся возможность развивать познавательные процессы учащихся, поддерживать интерес к данному предмету на протяжении всего года обучения. Мы также можем отметить, что данный учебник соответствует возрастным особенностям учащихся данного возраста, их интересам.
1.3 Система упражнений, способствующих развитию личности школьника 6 класса общеобразовательной школы
Упражнения являются важным средством развития личности учеников, их познавательных процессов. Поэтому мы попытаемся предложить упражнения, которые будут направлены на развитие учащихся 6 классов общеобразовательной школы. Но следует отметить, что мы акцентировали свое внимание не столько на конкретных упражнениях, сколько на нестандартных формах работы на уроке: игры, пантомимы и т. д.
— Игра « Составь слова ». Эта игра направлена на тренировку воображения и развитие словарного запаса учащихся. Ее можно провести после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определенного текста.
Ученики должны, используя данные буквы, составить как можно больше слов, встречающихся в тексте сказки « Schneewittchen » (« Белоснежка » ).
K S C H T P M U G T
I C O E R J I E E A U
W E D L O N N Z S T
Количество слов, образованных учениками, служит показателем его словарного запаса.
— Игра « Укрась слово ».
Эта игра направлена на развитие образного мышления, воображения, ассоциативную память. Ее можно провести при введении, закреплении или контроле лексики.
Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.
Класс можно поделить на команды. Каждой команде дается имя существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определенный промежуток времени. Например :
Выигрывает та команда, которая подобрала наибольшее количество прилагательных.
— Игра « Ассоциация » направлена на развитие ассоциативного мышления.
Учитель называет какое-либо время года, например лето. Учащиеся должны назвать все действия ( реальные или воображаемые ), которые можно совершить в это время года: Der Sommer – baden, schwimmen, sich sonnen, reiten usw.
— Упражнение « Сочини историю по опорным словам », направлено на развитие воображения и фантазии.
Класс делится на команды и каждая из команд получает листок с опорными словами: Bruder, Aufsatz, Traumfreund, Nacht, Zimmer, Schulranze, Stundenplan, Ordnung, по которым составляется история. Последовательность опорных слов не имеет значения, главное, чтобы все приведенные слова были использованы.
Данное упражнение может быть проведено перед чтением какого-либо текста. Учащиеся составляют историю, а затем читают текст и проверяют, на сколько их история совпадает с содержанием оригинального текста.
— Упражнение « Что означает эта интонация? ». Данное упражнение направлено на развитие воображения и речевого слуха. Учащимся можно предложить короткий текст по очереди, но каждый учащийся должен читать его со своей интонацией, придавая тексту эмоциональную окраску « По-доброму », « Грустно », « Сердито » и т.д.
Работа с диалогом также может носить творческий характер. Например диалог:
Nussknaker: Ich esse Apfel gern. Ich mochte ein Kilo Apfel. Was kostet das?
Verkaufer: 1 Euro 50.
Nussknaker: Gut. Ich gebe Ihnen zwei Euro.
Verkaufer: Hier ist der Rest: 50 Cent.
Nussknaker: Danke schon.
Verkaufer: Ich danke auch.
Можно представить в роли покупателей следующих персон:
— женщина около 40 лет
Отмечено также, что у детей данного возраста особый интерес вызывают различные спектакли, сценки и.т. д. Данные виды работы могут активировать лексический материал. Участие в спектаклях приучает детей к четкой речи, правильно оформленной интонационно и фонетически.
Условия обучения учащихся 6 класса общеобразовательной школы являются оптимальными для развития личности школьников.
2. Учебник И. Л. Бим для 6 класса общеобразовательных учреждений соответствует возрастным особенностям школьников и содержит в себе большое количество упражнений, направленных на реализацию развивающей цели обучения.
3. Особое место в структуре учебника отводится проектной методике и повышению уровня мотивации к данному учебному предмету.
4. Использование, предложенных в данной курсовой работе упражнений, на уроке немецкого языка будет способствовать активации и развитию познавательных способностей школьников.
Список использованных источников
Цели обучения иностранному языку
Цели обучения иностранному языку.
Для того, чтобы правильно определить цель и задачи обучения иностранному языку, необходимо учитывать особенности этого учебного предмета.
В течении всего периода обучения иностранным языкам формируется коммуникативная компетентность. «Коммуникативная цель обучения, которую мы должны понимать как цель интегративную, направлена на достижение практического результата в обучении языкам, а также на образование и развитие личности».
Составляющими коммуникативной компетентности являются:
— лингвистическая – знание определенного словарного запаса, грамматических правил и умение использовать их для построения связанных высказываний;
— социолингвистическая – способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;
— дискурсивная – способность воспринимать и порождать связанные высказывания в коммуникативном общении;
— стратегическая – способность прибегать к стратегии общения в целях компенсации незнакомого языкового материала;
— социокультурная – знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения;
— социальная – желание вступать в общение с другими людьми.
Коммуникативная цель обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решается частично или полностью на протяжении всего срока обучения.
Обучение иностранному языку предполагает обучение речевой деятельности. Речь имеет две составляющие: содержание речи и его оформление языковыми средствами.
Перед студентом стоят две задачи: что сказать и как это выразить средствами языка? Задача заключается в том, чтобы обучаемый овладел языковыми средствами оформления, то есть материализации содержания мысли.
Речевая деятельность, общение на иностранном языке всегда выступали в качестве первостепенной задачи. В обучении иностранному языку всегда присутствует теоритический, описательный элемент. Хотя он и имеет в процессе обучения сугубо вспомогательное значение, но от него в какой –то степени зависит обучение языку и речевым действиям на языке. Обучение иностранному языку подразумевает формирование умений и навыков практического пользования языком как средством общения, в том числе в профессиональной деятельности.
Чтение иноязычного текста является приоритетным направлением в преподавании иностранного языка. Обучению чтению научной литературы есть обучение извлечению информации, заключенной тексте, иначе говоря, обучение его пониманию. Понимание – сложнейший когнитивный процесс.
Наши представления о том, что значит подготовить студента к самостоятельному чтению и пониманию текстов на иностранном языке, постоянно меняются, обогащаясь новыми данными методической науки, вобравшей в себя достижения психологии и лингвистики текста, психолингвистики и теории текстовой деятельности. Круг задач, которые приходится иметь в виду преподавателю иностранного языка, все время возрастает. При определении задач обучения иностранному языку следует учитывать соотношение разных видов речевой деятельности в зависимости от этапов обучения, возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности, типа учебного заведения, особенностей будущей специальности.
Таким образом, для определения цели обучения иностранному языку нами были рассмотрены и учтены следующие факторы, влияющие на ее выбор: социальный заказ общества, личные потребности и интересы обучаемых, специфика и уровень предполагаемой профессиональной подготовки специалистов, особенности иностранного языка как учебного предмета.
Реферат. Цели и задачи обучения иностранному языку в школах на современном этапе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
« Методика обучения иностранному языку »
« Цели и задачи обучения иностранному языку в школах на современном этапе »
Илларионова Елена Ивановна
Введение
Современный мир с неизбежно происходящими в нем процессами глобализации постоянно предъявляет новые требования к человеку, который становится активным участником процессов экономической, политической, социальной сфер жизни. В педагогическом сообществе появилось осознание настоятельной потребности определить новые цели и задачи в системе воспитания и образования. И высшая и средняя школа озабочены проблемой продуктивной адаптации в меняющемся мире каждого человека, раскрытия и эффективного использования его потенциала.
Социальный заказ общества всегда определял работу общеобразовательной школы и обучение отдельным предметам. Особенность такого учебного предмета как иностранный язык состоит в том, что учащимся предстоит овладеть не столько основами науки о языке, сколько новым по сравнению с родным языком средством коммуникации, т.е. приобрести умения и навыки общения с помощью изучаемого языка. Поэтому все усилия должны быть направлены на формирование новой системы коммуникации.
Целью данного реферата является рассмотрение целей и задач обучения иностранному языку в современных школах, содержания и средств обучения иностранному языку на современном этапе.
Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения иностранному языку в методике понимаются планируемые результаты изучения данного предмета школьниками. Они определяются программой – государственным документом и обязательны для каждого учителя. В программе даются цели для всего курса обучения, для каждого этапа и класса. 1
Обучение иностранному языку в средней школе преследует практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели.
Они все находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, причем ведущей является практическая цель. Данная цель предполагает овладение всеми видами речевой деятельности в определенных программой пределах.
Способность общаться посредством нового языка предполагает формирование у обучаемых следующих коммуникативных умений:
1. Умение осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях общения; умение делать связные сообщения (12 – 15 фраз) по пройденной тематике.
2. Умение воспринимать на слух и понимать иноязычные сообщения и тексты до трех минут звучания, содержащие до 4% незнакомой лексики, о значении которой можно догадаться из контекста.
3. Умения читать и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров с разной глубиной и точностью понимания.
4. Умения письменно оформить и передать информацию в пределах пройденной тематики, написать деловое, личное, благодарственное письмо.
Общеобразовательные цели обучения иностранному языку в средней школе предполагают углубление общего филологического образования учащихся. Сопоставление родного и иностранного языков способствует более точному восприятию и передаче оттенков значений и мыслей на родном языке, повышается общая культура речи, использования этикета, развиваются общие речевые способности. Развиваются умения начать, поддержать, вежливо закончить разговор, проявить внимание к собеседнику.
Второе направление реализации образовательных целей обучения иностранному языку в средней школе обеспечивается тем, что иностранный язык открывает доступ к культурным ценностям страны и народа изучаемого языка.
Совершенствуются общеучебные и специальные учебные умения работать с книгой, справочной литературой, словарем, делать перевод, вести конспект, аннотировать и реферировать тексты.
Воспитательные цели обучения иностранному языку в средней школе предполагают формирование у школьников:
– системы моральных ценностей
– положительного и уважительного отношения к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, способствующего взаимопониманию и толерантности к другим культурам и народам.
Развивающие цели обучения имеют свое специфическое содержание. По мнению многих методистов, это содержание является в основном «психологическим», так как включает развитие логического мышления, языковой догадки, наблюдательности, речевых способностей и других психических функций, то есть понимается как умственное развитие учащихся. Для эффективного достижения развивающих целей учитель должен:
— организовать активную речемыслительную деятельность учащихся, как на уроках, так и во время самостоятельной работы учащихся через новые речевые задачи, формы организации учебного процесса и учебные материалы, соответствующие интересам и возрастным особенностям обучаемых;
— создать положительную, доброжелательную атмосферу на уроке;
— сделать урок интеллектуально насыщенным («умным»),
соответствующим умственным и возрастным особенностям учащихся.
В соответствии с ФГОС нового поколения изучение иностранного языка направлено на решение следующих задач: 2
– формирование у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний; умений самостоятельной творческой работы с содержанием современной культуры и социальной жизни как основы самоидентификации личности;
– формирование нравственных ценностей, этики межличностных отношений, актуализация в сознании граждан социальных приоритетов и идеалов, на основе которых формируется социальный климат в обществе, доверие, социальная солидарность и ответственное отношение гражданина к собственной жизни, другим людям, труду, обществу, окружающему миру.
Содержание обучения иностранному языку на современном этапе
Проблему содержания обучения иностранному языку нельзя считать окончательно решенной. Традиционно в методике под содержанием обучения понимается все то, чему следует научить учащихся по данному предмету. Однако компонентный состав этого понятия неоднозначно трактуется различными авторами.
Возможным решением данной проблемы может стать такой подход, который учитывал бы весь комплекс содержания обучения иностранному языку, заключенный в программах, учебных пособиях и в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из целей обучения, содержание обучения на данном этапе отечественной средней школы включает следующие компоненты: 3
2. Предметное содержание или основные сферы общения и их предметно-тематическое содержание, то есть то, о чем мы говорим, пишем и читаем. Важной составляющей данного компонента содержания является страноведческий или социокультурный аспект. На базе страноведческих материалов ставится задача ознакомить школьников с наиболее значимыми сведениями о стране изучаемого языка, ее культуре, научить их адекватному речевому и неречевому поведению в стандартных ситуациях общения.
3. Речевые умения аудирования, говорения, чтения и письма, выступающие и как цель, и как средство обучения. Они сформулированы в требованиях программы к речевым умениям в соответствующих видах речевой деятельности. Конкретизируются эти умения в коммуникативных задачах, которые ставят перед учащимися учитель и учебник, или которые ставят перед собой сами учащиеся на основе возникающих речевых намерений.
4. Тексты как образцы устной и письменной речи: прагматические – вывески, инструкции, меню, рецепты; публицистические – газетные материалы; научно-популярные ; художественные – отрывки из журнальных статей и художественных произведений и т.д.
5 . Педагогические модели общения. Учащиеся должны уметь решать коммуникативные задачи индивидуально, в парах, малых группах, коллективно.
Помимо указанных компонентов содержания обучения к содержанию обучения иногда относят и ситуации общения, в которых и реализуются коммуникативные задачи и речемыслительные действия, а также, действия, составляющие технологию учения (например, списывание, ведение конспекта, работа со словарем, справочной литературой), а также компенсаторные стратегии. В содержании должны найти отражение все основные цели обучения.
Средства обучения иностранному языку в современной школе на современном этапе
С помощью чего обучать иностранному языку?
Выделяются два типа средств обучения:
— основное средство обучения — (естественная языковая среда)
Средства обучения – это материалы учебного процесса, которые помогают учителю организовать эффективное обучение иностранному языку, а учащимся – эффективно овладеть им. 4
Большой вклад в развитие теоретических основ использования системы средств обучения был внесен Е. С. Полат. Она определила систему средств обучения как «упорядоченное множество взаимосвязанных средств обучения, предназначенных для практического овладения изучаемым языком в соответствии с программными требованиями, решениями общеобразовательных и развивающих целей обучения, обладающих целостностью, структурой и интегративным качеством» и сформулировала основные принципы создания системы средств обучения иностранным языкам в школе. К их числу можно отнести:
1) принцип функциональности;
2) принцип сознательности и творческой активности учащихся;
3) принцип наглядности;
4) принцип положительного эмоционального фона;
5) принцип индивидуализации и дифференциации в обучении.
Средства обучения призваны оказывать помощь учащимся при восприятии, запоминании нового материала, при его тренировке и применении. Кроме того, они призваны облегчить и деятельность самого учителя, например, при объяснении нового материала, при формировании языковых и речевых навыков, систематизации, повторении и контроле.
При применении средств обучения в учебном процессе необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
1. Средства обучения должны быть связаны с учебной программой и тематикой.
2. Они должны соответствовать предметно-логической структуре сообщаемого (или усваиваемого) содержания обучения.
3.Средства обучения должны способствовать понятному и доступному предъявлению учебного материала. Их использование должно быть методически обоснованным.
4. Средства обучения должны вносить определенный вклад в реализацию и достижение поставленных целей на соответствующем уроке.
5. В своем воплощении средства обучения должны быть научно обоснованными.
6. Средства обучения должны однозначно, обозримо и эстетично изображать существенное в объясняемом языковом явлении.
7. Средства обучения при минимальных экономических затратах должны способствовать достижению максимально высокой методической эффективности.
Классификация средств обучения проводится по разным параметрам:
— по роли, в учебно-воспитательном процессе: основные и вспомогательные.
Учебно-методический комплект (комплекс) для определенного класса средней общеобразовательной школы составляется в соответствии с Программой по соответствующему иностранному языку и имеет своей целью обеспечить выполнение задач соответствующего года обучения иностранному языку. Он является логическим продолжением предшествующего года обучения, что должно проявляться в следующем:
— преемственности в реализации целей и основных задач обучения иностранному языку в средней школе;
— сохранении принципиальных положений, определяющих основные подходы к обучению иностранному языку (коммуникативная направленность всего процесса обучения, взаимосвязанное обучение всем видам иноязычной речевой деятельности);
— ориентации на дальнейшее развитие личности ученика и его коммуникативных способностей с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Идея учебно-методического комплекса заключается в том, чтобы максимально активизировать все сферы (интеллектуальные, эмоциональные) личности учащегося, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения технических средств обучения.
Рассматривая классификацию А. Щукина все средства обучения можно распределить на следующие группы: 5
Для учителя: Образовательный стандарт, учебная программа, книги для преподавателя, справочная и научная литература, методическая литература.
Для учащихся: учебник, хрестоматия, пособие по развитию речи, сборник упражнений, справочник по иностранному языку, словарь.
Аудиовизуальные средства обучения: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы.
Технические средства обучения: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические средства обучения, средства компьютерного обеспечения.
К средствам обучения учащихся можем добавить тетрадь на печатной основе (для закрепления грамматического и лексического материала или разработки на базе текстов для домашнего чтения) и учебную доску. Несмотря на современность пособия А. Щукина, в нем тоже упоминаются средства обучения, которые на сегодняшний день не часто можно встретить в школе. К ним можно отнести диапроектор, эпипроектор и кодоскоп, которые легко заменяют в современной практике смарт-доски и компьютер.
Рассмотренные выше средства обучения представляют собой иерархическую систему, во главе которой стоят нормативные документы, определяющие основной вектор процесса общения и воспитания. На их основе и для их реализации разрабатываются другие средства обучения. В данный перечень входят следующие: государственные образовательные стандарты; учебные программы; методические рекомендации для учителя; книга для учителя и учебники для учащихся; учебные пособия и тетради на печатной основе; аудиовизуальные и технические средства обучения; дополнительная литература для учителя и учащихся.
Определяющим в преподавании любого предмета является образовательный стандарт. Основываясь на нем, пишутся учебные программы, как государственные, так и авторские. Методические рекомендации по предмету разрабатываются творческими коллективами, руководителями методических объединений, практикующими методистами и старшими преподавателями, имеющими накопленный опыт в работе по данному предмету.
Книга для учителя и учебник для учащихся помогает тщательно спланировать и организовать учебный процесс. Книги для учителя, как правило, идут в комплекте с учебником, тетрадью на печатной основе, аудиозаписями автора или авторского коллектива. Они помогают структурировать работу учителя, приводят дополнительный материал, которого нет в учебнике, содержат примеры объяснения нового материала, ответы на грамматические задания, игры и устные упражнения, а иногда и планы-конспекты уроков в соответствии с учебником.
К дополнительным учебным пособиям могут относятся сборники упражнений по грамматике иностранного языка, дополнительные учебники.
Тетради на печатной основе очень важны в процессе изучения иностранного языка, поскольку они помогают сэкономить время при выполнении письменных заданий в классе, облегчают выполнение домашней работы, содержат образцы выполнения задания и нередко содержат яркие и выразительные рисунки, задания для раскрашивания или рисования, что, в свою очередь, помогает учащимся не потерять интерес к изучению английского языка.
Так же в современной методике преподавания иностранного языка невозможно представить работу без аудиовизуальных и технических средств обучения. Их использование повышает уровень преподавания уровень и темпы понимания нового материала.
К дополнительной литературе так же модно отнести периодические издания, главным образом, научно-методические сборники, газеты и журналы для учителя и учащихся, а также художественную литературу на языке оригинала. Вся дополнительная литература способствует более глубокому изучению языка и методики преподавания.
Игра также рассматривается как средство обучения языку, однако важно заметить, что языковые, сюжетно-ролевые и дидактические игры описаны в различных пособиях и научно-практических журналах, а значит те средства обучения, которые были рассмотрены выше, раскрывают сущность и роль игры в процессе обучения английскому языку в школе.
Заключение
В данном реферате были описаны цели и задачи обучения иностранному языку. Все цели обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Главной ц елью обучения иностранному языку на современном этапе в общеобразовательной школе является развитие личности учащегося, которая способна и желает участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке, а также самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком.
Рациональное использование разнообразных средств обучения на уроках иностранного языка помогает быстро и доходчиво объяснить новый материал, закрепить его и проверить уровень усвоения полученных знаний.
Содержание обучения составляет всё то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность учеников, учебный материал, а также процесс его усвоения. Ориентация на конечный результат обучения, проявляющийся в определенном уровне развития у учащихся способности к общению на межкультурном уровне, диктует необходимость говорить о многокомпонентности содержания обучения.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод – четко поставленные цели и задачи обучения, рациональное использование средств обучения и определение содержания занятий по иностранному языку в школе на современном этапе, все это способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, формированию учебных навыков, повышению интереса к изучаемому предмету.