к вспомогательным средствам обучения относятся
К вспомогательным средствам обучения относятся
К средствам обучения естествознанию можно отнести следующие группы учебно-методических пособий:
2) учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя;
3) рабочие тетради, тетради для контрольных работ, «Дневники наблюдения», хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители.
1) изображения и отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты;
2) натуральные объекты неживой и живой природы;
3) аудиовизуальные средства (грамзаписи, видеофильмы и т.д.);
1) средства для проведения лабораторных опытов: приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности;
2) технические средства обучения (по С.Г. Шаповаленко).
Средства обучения, входящие в состав системы для преподавания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи определяются прежде всего содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относительную автономность системы (Голов В. П.).
Вербальные средства обучения. Наша страна обладает богатейшими традициями в области разработки теории создания школьных учебников и другой дидактической и методологической литературы. Одна из лучших в мировой научно-педагогической литературе книг, посвященных школьному учебнику, создана Д.Д. Зуевым.
Учебник является наиболее важным средством обучения. Он связан со всеми другими средствами непосредственно или опосредованно, и, прежде всего с программой, содержание которой представляет в конкретном виде, одновременно уточняя, развивая и совершенствуя ее, оказывая обратное воздействие. Главная идея, вокруг которой группируется учебный материал, — идея целостности окружающего мира. Учебник связан и с другими вербальными средствами обучения: рабочими тетрадями на печатной основе, тестами для проверочных работ и др. Он стимулирует возникновение этих средств, определяет их содержание и методику построения.
Все виды печатных пособий являются необходимым дополнением к учебной книге. Материал этих пособий должен конкретизировать, несколько развивать материал книги, но не составлять другого рода сведений и работ, не связанных с программой и перегружающих учащихся. Содержание учебных пособий должно учитывать фонд применяемых в школе наглядных объектов и средств для воспроизведения явлений.
Наглядные средства обучения естествознанию. Принцип наглядности был обоснован Я. А. Коменским еще в XVII в. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как. дерево — с корой, плод — вместе с кожицей».
Наглядные средства обучению естествознанию можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения (В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова).
А) Натуральные объекты
Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.
К живым объектам относятся комнатные растения и животные уголка живой природы. При организации уголка живой природы и работы в нем учащихся необходимо руководствоваться следующими требованиями:
■ доступность материала возрасту учащихся;
■ краеведческий подход в подборе материала;
■ принцип сезонности в работе;
■ общественно полезная направленность.
■ Отбор растений для оборудования уголка осуществляется с учетом требований школьной программы и обязательного минимума содержания образования.
Если в школе есть возможность содержать животных, то уроки по их изучению могут проводится в уголке живой природы. На базе уголка живой природы возможно проведение длительных наблюдений и исследовательских работ с младшими школьниками. Большую роль играют растения и животные уголка живой природы в воспитании у детей уважения к любому живому существу, в формировании природоохранных умений и навыков.
Фиксированные объекты живой природы могут использоваться на уроках естествознания в качестве демонстрационного или раздаточного материала.
Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян. Кроме них учитель может пользоваться и гербариями растений различных природных зон по курсу географии и гербариями по систематике растений к курсу биологии.
На уроках по изучению разнообразия и размножения животных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка).
Б) Искусственные и изобразительные наглядные пособия
Это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы, или описывающие их с помощью условных знаков, символов.
Наиболее приближены к натуральным объемные пособия .
Модели (макеты) — «это материально реализуемая система объектов и явлений, существующих в реальной действительности. В процессе познания они занимают промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т.д., способствуя формированию представлений. ». Модели обычно не передают точную величину предмета. В начальной школе используются статические, действующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.
Муляжи (слепки) — это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания.
Близки к объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним относятся системы органов дыхания, кровообращения, строение кожи и др.
Плоскостные пособия воспроизводят натуральные объекты или их знаковые заместители с помощью двухмерного изображения.
Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фотографии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествознания. Географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Географические объекты на карте обозначены при помощи определенных знаковых символов, т.е. обладают высокой степенью абстракции.
Диапозитивы — это черно-белые или цветные позитивные фотографические изображения на прозрачном материале (чаще на пленке), предназначенные для демонстрации на экране с помощью проектора. Диапозитивы одни из самых ранних экранных пособий, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Это объясняется тем, что они передают на экране натуральные объекты без искажений.
Диафильмы — это учебные фильмы, составленные из диапозитивов, объединенных одной общей темой. Кадры диафильма снабжены краткими субтитрами. Для начальной школы выпущена серия диафильмов, освещающих различные темы курса природоведения.
Для показа диафильма или диапозитивов нужен диапроектор. Он должен обладать достаточной мощностью, чтобы не требовать затемнения кабинета. В противном случае учителю в ходе урока придется нерационально расходовать время, выключая и включая свет.
Методические требования к демонстрации экранных пособий следующие:
■ перед просмотром учитель ставит познавательную задачу, которая решается в процессе просмотра;
■ не следует демонстрировать без перерыва более 7-8 кадров, чтобы удержать устойчивое внимание детей;
■ фрагменты диафильма или кадры диапозитивов могут демонстрироваться на различных этапах урока;
■ для активизации познавательной деятельности детей при закреплении материала можно закрыть субтитры и попросить учащихся «озвучить» кадры.
Экранно-звуковые средства обучения помогают увидеть динамику развития природных процессов. А.А. Половинкин отмечал, что за 10-15 мин демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации рассчитанной на урок. Это доказывает, что учебные фильмы экономят время и повышают производительность педагогического труда.
Наиболее рационально использовать на уроке видеофильмы . Их показ не требует затемнения класса; при необходимости учитель может замедлить или ускорить просмотр видеофильма, остановить или вернуть кадр.
Звуковые средства обучения — это аудиокассеты и грамзаписи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно использовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п. К этим средствам обучения предъявляются требования, сходные с требованиями к словесным методам обучения:
■ продолжительность прослушивания не больше 3-5 мин;
■ учитель должен предварительно познакомиться с записью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушивания на уроке;
■ нужно составить вопросы или задания к выбранному для урока фрагменту для того, чтобы дети целенаправленно слушали запись;
■ после прослушивания дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
В последние годы разрабатываются компьютерные программы , для начальной школы, которые призваны повысить эффективность усвоения естественнонаучных знаний. В скором времени эти средства обучения займут одно из ведущих мест в обучении младших школьников.
Вспомогательные средства обучения. Эти средства необходимы для демонстрации опытов и проведения практических работ.
Лабораторное оборудование требуется для проведения опытов учителем и учащимися.
Для проведения экскурсий в начальной школе нужно иметь необходимый минимум экскурсионного оборудования ( компас, планшеты, измерительная лента с делениями, термометры, энтомологические сачки (воздушные и водные), стеклянные баночки (для рассмотрения мелких животных).
Важное место в начальной школе занимает работа детей с действующими приборами — термометром, компасом. Для формирования навыка работы с этими приборами необходимо иметь их в количестве, достаточном для раздачи каждому ученику.
Для демонстрации аудиовизуальных пособий в начальной школе нужны магнитофон или музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, проекционное оборудование. Все это — технические средства обучения .
Материальная база преподавания естествознания не может ограничиваться учебным оборудованием кабинета. Она должна включать учебно-опытный участок и географическую площадку во дворе школы.
Средства обучения: понятие, функции и классификация
Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.
Понятие о средствах обучения и их сущность
Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Принципы использования средств обучения
Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Подходы к использованию средств обучения
Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.
Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.
К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:
Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.
Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.
Средства обучения иностранному языку
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Под средствами обучения иностранному языку подразумевается все, что может оказать помощь в процессе обучения языку в учебном заведении или в домашних условиях. Это определенные материальные средства, которые способствуют внедрению содержания и целей обучения в практическую деятельность.
Средства обучения используются в образовательном процессе в виде носителей обучающей информации, а также в качестве инструмента деятельности учителя и ученика для достижения задач и целей обучения, развития и воспитания.
Основные группы средств обучения иностранному языку:
По каналу связи, на которое направлено средство обучения, выделяют аудитивные (аудиозаписи, радиопередачи), визуальные (предметы, картинки и др.), аудиовизуальные (телепередачи, видеофильмы, мультимедийные программы и др.). Некоторые исследователи к средствам обучения иностранным языкам относят государственные образовательные стандарты и программы обучения по предмету.
С точки зрения выполняемых функций средства обучения подразделяют на:
Принципы использования средств обучения:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные и вспомогательные средства обучения
Основным средством обучения иностранному языку является учебно-методический комплекс (УМК) по предмету. Содержание различный УМК может значительно варьировать, но любой современный комплекс должен содержать инвариантную часть, включающую учебник и приложенные к нему аудиокассеты, книгу для преподавателя. Дополнительными компонентами УМК являются книга для чтения, рабочая тетрадь, культуроведческое пособие, набор аудиокассет для учителя, аудиокассеты по культуроведению, видеокассета, контрольно-тестовые задания, пособие для преподавателя по использованию видеоматериалов, пособие по обучению письму, лексико-грамматические задания и упражнения (с ключами и без).
Как правило, преподаватель при выборе основного курса опирается на следующие критерии:
К дополнительным средствам обучения относятся многочисленные пособия, разработанные лично учителем или изданные: учебно-методические комплексы других авторов; специальные пособия для развития строго определенных видов речевой деятельности; различные аудио- и видеоматериалы; компьютерные программы; сборники речевых и языковых игр для разных этапов обучения; карточки; схемы и таблицы; картинки; стихи и рифмовки; песни и музыка.
Технические и нетехнические средства обучения
Современный урок по обучению иностранному языку невозможно представить без использования технических средств обучения. Использование различных аудио- и видеоматериалов оказывает эффективное воздействие на весь процесс обучения.
При фронтальной работе с доской значительно облегчить работу учителя может эпидиаскоп. Одни и те же пленки можно использовать множество раз, а не переписывать мелом один и тот же текст для разных групп или классов. Широкое распространение получило использование мультимедийной аппаратуры.
Многие классы обучению иностранному языку в учебных заведениях оснащены компьютерами, имеется доступ к Интернет-ресурсам, что открывает поистине безграничные просторы для обучения (подготовка индивидуальных домашних заданий, раздаточных материалов, прохождение тестирования и выполнение контрольных заданий, дистанционное обучение и т.д.).
Обучение с использованием технических средств является более личностно-ориентированным, менее однообразным и рутинным, интерактивным, более коммуникативным. Такое обучение основано на использовании аутентичных языковых материалов, оно в меньшей степени ориентировано на учителя и является более автономным с точки зрения обучаемого.
Основными нетехническими средствами обучения являются: учебники и учебные пособия, рабочие тетради, книга для чтения, дополнительный материал в виде схем, рисунков, иллюстраций, фотографий, таблиц с текстовым сопровождением.