как правильно пишется исаакиевский собор
Поиск ответа
Вопрос № 308716 |
Уважаемая Грамота! На острове Сан-Джорджо-Маджоре (с двумя дефисами) находится собор Сан-Джорджо Маджоре (с одним дефисом). Именно так надо оформить название острова и собор а согласно правилу написания географических названий – и словарю «Прописная или строчная?», на который вы ссылаетесь в ответах на вопрос о названиях итальянских собор ов? Согласитесь, читатели будут в недоумении и сочтут это за ошибку. Что делать?
Ответ справочной службы русского языка
Вы задаете очень интересный вопрос. Следует признать, что написание составных названий храмов, собор ов, церквей, включающих в свой состав непереводимые иностранные служебные слова, части сан-, санта- и под., недостаточно урегулированы орфографическими правилами и словарями. В правилах говорится о дефисном написании названий с частями сан-, санта- и под., из чего можно сделать вывод о дефисном написании всего названия (Сан-Хуан-де-ла-Пенья), однако в примерах к правилу подобные многокомпонентные названия, к сожалению, не приводятся, что оставляет простор для интерпретаций. В словаре «Прописная или строчная?» (в котором, заметим, разрабатывалась проблема выбора буквенного регистра, а не слитного, раздельного, дефисного написания), мы находим разные написания (напр., Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Санта-Мария де Регла). Безусловно, проблема требует изучения. Наша предварительная рекомендация — написать название собор а через два дефиса (Сан-Джорджо-Маджоре). Эта форма будет соответствовать общему правилу о дефисном написании географических наименований и фиксации в «Большой российской энциклопедии». В орфографических словарях данное название не отмечается.
Большое спасибо за Ваш вопрос! Мы передадим его орфографистам Института русского языка РАН.
Как правильно писать название храма: Петро-Павловский или Петропавловский? Название образовалось из сочинительного словосочетания, но почему-то пишут его слитно.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Может ли слово «так» быть вводным в значании «например». Пример: В эту эпоху спокойной своей жизни высшее духовенство чересчур предавалось роскоши. Так, собор ные старцы и настоятели монастырей носили бархатные и шелковые рясы.
Ответ справочной службы русского языка
Да, может. Знаки препинания в Вашем примере стоят верно.
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, такое написание возможно по аналогии с приведенными выше.
Добрый день! Редактируем книгу, ответьте, пожалуйста. 1. Если речь идёт об Исаакиевском собор е, Вагановской академии (и пр.), нужно ли писать » собор «, «академия» с прописной буквы, если первое слово опущено? 2. Допустимы ли в худож. тексте формы «скорей», «быстрей» (их очень много)? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Допустимо ли написание в названиях статей Википедии уточнений с порядковыми числительными без наращений (например, » Собор (4 этаж)» или «Музей (2 уровень)» вместо » Собор (4-й этаж)» и пр.) или лучше придерживаться строгой литературной нормы?
Ответ справочной службы русского языка
Рекомендуем придерживаться правил и писать порядковые числительные с наращениями.
Здравствуйте. Нужно ли ставить в кавычки «Промсвязьбанк»? Мнения разделились.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначного ответа нет. Сложносокращенные наименования государственных предприятий, корпораций, акционерных обществ, а также крупнейших банков при употреблении без родового слова в современной практике письма испытывают колебания: Ро собор онэкспорт и «Ро собор онэкспорт», Промсвязьбанк и «Промсвязьбанк», Россельхозбанк и «Россельхозбанк» и т. д. При употреблении с родовым словом кавычки последовательно ставятся: акционерное общество «Ро собор онэкспорт», ПАО «Промсвязьбанк».
Ответ справочной службы русского языка
В соответствии с современными нормами в официальных составных названиях учреждений, организаций, обществ с прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций.
Нужно писать с прописной буквы следующие названия, если они являются официальными: Объединенная группа подрядчиков по лесным заготовкам для Мурманской железной дороги «Мурмалес» (проверьте, нет ли опечатки в последнем слове этого названия), Товарищество педагогов г. Петрозаводска, Общество вспомоществования воспитанникам Петрозаводской мужской учительской семинарии, Товарищество кемских лесопильных заводов.
Обратите внимание на то, что исторические написания названий могут не соответствовать современным нормам.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, как пишется В(в)селенский С(с)обор и нужно ли ставить римское число впереди или можно В(в)торой.
Ответ справочной службы русского языка
Эти уральские края. Почему с маленькой буквы- уральские?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательные, образованные от географических названий, пишутся с прописной буквы, если они являются частью составных наименований — географических и административно-территориальных, индивидуальных имен людей, названий исторических эпох и событий, учреждений, архитектурных и др. памятников, военных округов и фронтов.
В остальных случаях они пишутся со строчной буквы.
Ср., напр.: невские берега, невские набережные и Александр Невский, Невский проспект, Невская битва; донское казачество и Дмитрий Донской, Донской монастырь; московские улицы, кварталы, московский образ жизни и Московская область, Московский вокзал (в Петербурге), Московская государственная консерватория; казанские достопримечательности и Казанский кремль, Казанский университет, Казанский собор (в Петербурге, Москве); северокавказская природа и Северо-Кавказский регион, Северо-Кавказский военный округ; 1-й Белорусский фронт, Потсдамская конференция, Санкт-Петербургский монетный двор, Великая Китайская стена, Большой Кремлёвский дворец.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если предложение начинается с числа в цифровой форме, то следующее за числом слово пишется строчными: 17 мая в кафедральном собор ном храме Христа Спасителя состоялась. Название месяца пишется с прописной буквы лишь в названиях праздников с начальной цифрой (причем и в начале, и в середине предложения): 1 Мая – мой любимый праздник. Поздравляю вас с 1 Мая!
Добрый день. Пожалуйста, подскажите, как пишется Нотр-Дам и Нотр-Дам де Пари ( собор Notre Dame de Paris) — с дефисами и с больших букв, кроме «де»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Такие названия пишутся неединообразно: одни из них по традиции принято писать (в том числе на картах и в документах) слитно, другие – через дефис. К тому же со временем написание может меняться. Например, в Москве есть станция метро «Новокузнецкая», но, когда станцию открывали (1943 год), название писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая». Поэтому написание названия конкретной улицы лучше уточнить в администрации того населенного пункта, в котором расположена улица.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
Как правильно пишется исаакиевский собор
История возведения Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Всё об Исаакиевском соборе — о самом великом до мелочей
Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления славного города на Неве. Отцом обоих величайших творений является Петр Первый. Государь родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского, и созданием храма во имя святого он пожелал по-особенному почтить своего небесного покровителя.
Первая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского была построена в 1707 году. В ней в 1712-м были обвенчаны Пётр I и Екатерина I. В дальнейшем храм не единожды перестраивался, и четвертый возрождённый собор мы видим сейчас.
Возведением, реконструкцией и усовершенствованием собора занимались буквально все императоры России. Екатерина II ради такой большой цели не жалела мрамор. Но при ней удалось заложить лишь грандиозное основание.
Павел I по-своему продолжил дело своей великой матери, и мощный мраморный фундамент был увенчан низкими кирпичными стенами, что породило массу усмешек и нареканий.
Александр I не смог смотреть на этот стыд. Император велел всё разрушить и построить новый храм — из гранита, задействовав для решения своих масштабных задач талантливейшего архитектора Огюста Монферрана. Строили собор долгих 40 лет. Однако игра стоила свеч.
Хотя французскому мастеру стройка стоила всей его жизни. Реально Исаакий стал делом всей жизни Анри Луи Огюста де Монферрана. Но будут помнить имя гения в веках. Не зря Александр Дюма охарактеризовал автора Исаакия как «Микеланджело Севера».
Для храма использовали видимо-невидимо золота, бронзы, серебра, лазурита, малахита, мрамора, гранита, проч. Было создано около 3-х сотен скульптурных изваяний, мозаикой покрыто 6,5 тысяч метров квадратных храма.
Работали знаменитые скульпторы и художники, инженеры и изобретатели. Во время возведения и отделки собора совершались мировые открытия, применялись новшества века. Сделанный кадр стройки стал одним из первых фото в России.
Когда-то в соборе стоял, поражая всю отечественную и мировую общественность, гигантский маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Сегодня на месте его крепления находится фигурка голубя — символ Святого Духа, а на куполе работает обзорная площадка, с которой простирается восхитительный вид на весь центр Санкт-Петербурга.
Обо всем этом, и о многом другом, очень пикантном и интересном, увлекательном и полезном, более подробно можно узнать из следующих статей сайта.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры. Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире. Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 м, а его вместимость – около 12 тысяч человек. Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы. Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Исаакиевский собор
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.
Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве
Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Вход в Исаакиевский собор Южный фасад; барельеф «Поклонение волхвов» Фрагмент западного фронтона Крест, венчающий купол Исаакиевского собора Барельеф с изображением Монферрана
Интерьеры собора
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.
Интерьер Исаакиевского собора
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Под куполом: Богоматерь в окружении святых Иконостас Потолок
Интересные факты
Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.
Панорама Исаакиевского собора
Режим работы, порядок посещения и стоимость
Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.
Исаакиевский собор зимой Винтовая лестница
Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.
Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн
Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.
Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.
Подробную информацию можно узнать по телефону (812) 315-97-32 (администрация) или на официальном сайте www.cathedral.ru.
Как добраться
Доехать или дойти до Исаакиевского собора достаточно легко, поскольку он расположен в центральной части города. Храм находится неподалеку от Адмиралтейской набережной, Невского проспекта, Дворцовой площади. Можно доехать на метро до станции «Адмиралтейская». Выйдя из нее, двигайтесь по Малой Морской и попадете прямо на Исаакиевскую площадь, где и находится святыня.
Также неподалеку расположены станции «Сенная площадь», «Спасская», «Садовая». Добраться от них пешком можно очень быстро. Так, от Сенной площади достаточно пройти по переулку Гривцева до набережной Мойки. Повернув налево, вы уже через 50-100 метров окажетесь около Исаакиевского собора. Однако большинство туристов предпочитает совмещать посещение храма с прогулками по городу, не привязываясь к конкретным маршрутам.
Тень Исаакиевского собора и памятника Николаю I