репродукция картины батя поел блинов
Кустодиев «Масленица» описание картины
Описание картины великого русского художника Бориса Кустодиева «Масленица».
Одной из самых известных картин художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) является «Масленица». Это праздничное полотно, которое наполнено весельем и пронизано русским духом и традициями, сегодня признано настоящим шедевром русской живописи.
Картина была написана в 1916 году. Холст, масло. Размеры: 89 × 190,5 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург. Считается одним из самых значимых произведений музея, которое привлекает посетителей только уже тем, что многие из них знакомы с данным шедевром ещё со школьных лет.
С глубокой старины Масленица была одним из самых весёлых праздников года. И сегодня Масленица является праздником, который многие ждут, чтобы ощутить его сказочную атмосферу. В старину, во времена Бориса Кустодиева, отношение к данному празднику было ещё более значительным. Это время, когда и стар и млад пускались в народные гуляния, предавались различным развлечениям, некоторые из которых вполне живы и в наше время. Сжигание чучела, ярмарки, катания на ледяных горках, различные аттракционы и многое другое. На Масленицу никому скучать не приходится. Именно то русское веселье, которое в этот праздник проникает в сердце каждому человеку, и описал на своей картине Борис Кустодиев.
На картине мы видим панорамный вид. Кругом ещё лежит снег, город вдали покрыт белоснежными шапками, однако Масленица — это встреча весны, поэтому веселящиеся люди провожают зиму весёлыми гуляниями. На переднем плане мы можем увидеть такое масленичное развлечение, как катание на санях. В левой части картины ребятня катается с горы и играет в снежки. Справа несколько человек играют на гармошке, поют песни. У подножия склона, на краю города, мы можем увидеть шатёр и столпившийся народ — здесь находится самый центр веселья, ярмарка и представления.
Безудержное масленичное веселье будто воплотилось в этой картине. Живописное полотно настолько радостное, что невольно заряжаешься её атмосферой. Гениальному художнику удалось передать сам дух праздника. Всё это веселье происходит в предзакатных лучах солнца. Небо и всё вокруг окрасилось в розоватые оттенки, превратив панораму в нечто совершенно невероятное, сказочное, почти из снов и фантазий.
Здесь мы рассмотрели только один вариант картины художника. В творчестве Кустодиева есть ещё три картины с одноимённым названием:
Картина «Масленица», написана в 1919 году. В настоящее время находится в Музее-квартире И. И. Бродского, Санкт-Петербург.
«Масленица», написана в 1919 году. Находится Национальном художественном музее Республики Беларусь, Минск.
«Масленица», написана в 1920 году. Находится в Санатории «Узкое» Академии наук в Московской области.
Картина Кустодиева «Масленица»
Художник Борис Кустодиев и его «Масленицы»
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Первая мировая война, революция, гражданская война. А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.
Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».
Борис Кустодиев
Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.
Картина Венецианова Вот-те и батькин обед!
Картина Алексея Венецианова «Вот-те и батькин обед!» была показана на первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств в 1824 году под названием «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил». Вскоре полотно «Вот-те и батькин обед!» великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и с тех пор занимает в ней достойное место.
Даже спустя столетия эта незамысловатая по сюжету картина покоряет сразу. На полотне изображены крестьянский мальчик, которому на вид не больше шести лет, и собака. Герои сидят возле дерева. О том, что действие происходит летом, говорит одежда ребёнка. Он босой и одет только в длинную белую рубаху. Рядом с парнишкой лежит опрокинутый бурачок, из которого вылилось молоко. Мальчик сидит, грустно подперев голову рукой. А рядом белый лохматый пес сочувствует ему. Но ребёнок безутешен. Ведь его теперь ожидает наказание за пролитый обед, да и отец голодным останется… Все эмоции, что охватывают героя, можно легко прочитать на его лице. Так что зрителю невольно приходится сочувствовать беде парнишке.
Критик, будущий конференц-секретарь Изящной академии художеств Виктор Григорович так потом напишет об этой работе: «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, чувствует беду своего маленького хозяина. Эта картинка отличается сочинением, силой освещения и весьма хорошим рисунком во всей фигуре, исключая слегка левой ноги, который, кажется, несколько великоват».
Полотно «Вот-те и батькин обед!» великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и занимает в ней достойное место.
После женитьбы художник начинает писать жанровые сценки
Первоначально, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были заказные работы и работы «для себя». В течение двадцати лет им было выполнено восемнадцать портретов. Но, женившись и переехав в Тверскую губернию в имение Сафонково, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 – 30 годам XIX века. В то время в залы Академии стали пускать людей «без всякого разбора», т. е. всех сословий. И творчество художника сразу нашло у них самый теплый отклик. Людям были понятны работы Венецианова. Ведь на них были изображены такие же простые, как все они, герои. Переворотом в его творчестве и новаторством того времени стала знаменитая работа «На пашне. Весна»
Наиболее известными работами, которые были тогда написаны, стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Ещё одна его известная картина «Пастушок с дудкой», которая находится в Тверской областной картинной галерее. Работа выполнена на дереве. На ней изображён набегавшийся за день мальчуган. Он в задумчивости лежит и отдыхает. Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, рядом с которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на нее опирается. Его руки работа еще не огрубели и не изуродовала. Глядя на картину, невольно задаёшься вопросом: какая судьба ждет этого парнишку? Следует отдать должное художнику- Алексей Венецианов рисовал, не подражая мастерам, чьи картины видел в Эрмитаже. Он изображал жизнь такой, какую видел. Потому-то народ и полюбил его творчество.
Картину «Спящий пастушок» критики восприняли с восторгом и назвали считают новаторским полотном. Сюжет прост. Заснувший подросток прислонился спиной к березе. За ним течет речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идёт девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж как бы слился с людьми. Все на полотно смотрится естественно, как сама жизнь. И всё потому, что художник работал на пленэре, что до него не было принято. Чуть позже его коллеги по цеху поймут — работа на природе придаёт особый дух картину и последуют примеру Венецианова. Но не каждый сумеет с таким теплом изображать сельскую жизнь!
К слову, именно Алексей Венецианов первым начинает рисовать на своих полотнах крестьянских детей. До него этого никто не делал, как никто до него не пытался развивать у крепостных крестьянских детишек таланты. А вот Венецианов впервые в истории России у себя в селе создаёт школу для способных крестьянских детей, в том числе и крепостных. Кстати, многим своим ученикам художник потом помог стать свободным. За двадцать лет существования в ней прошли обучение семьдесят человек. Среди них была и дочка художника Александра.
Особенностью педагогической системы мастера был отказ от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих воспитанников мастер учил рисовать с натуры, постепенно переходя от простого к сложному.
Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры. Потом переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. Некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ. Многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с них и начался расцвет интерьерной живописи в России.
Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в выставках. В этом деле ему активно помогал поэт Василий Жуковский.
Часть из его воспитанников, примерно с середины 1830-х годов, отошла от манеры своего учителя и стали последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешней эффектности и натурализма. Не будем судить их строго. Тем более, что никто из них так и не смог подняться выше своего наставника…
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу
В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. © Ещё о Масленицах
Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.
2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005
3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891
«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.
1. Встретить масленицу
Первый день масленицы получил название — встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.
Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».
2. Скатиться с горки на санях
Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.
7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919
8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920
Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.
3. Покачаться на качелях
Это тоже связано с повышением эффективности растениеводства. Для того чтобы лучше росли растения, нужно покачаться на качелях. Причем, чем выше, тем лучше.
Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.
4. Сходить к теще на блины
12. П. Грузинский. Масленица, 1889
13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908
Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.
5. Подобрать костюм
В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько «образов» ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:
15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910
16. Л. Соломаткин. Масленица
Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.
6. Взять «снежную крепость»
Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны «пешие», а атаковать «конные». Взять «городок» — значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция «мыть» победителя в снегу.
18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897
19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869
Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.
20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001
21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы
7. Сжечь чучело Масленицы
В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника — сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.
Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Какая прелесть, русская зима!
Мороз за двадцать, солнце и метели…
Снежком укрыто всё: поля, дома,
Луга, берёзы, клёны, сосны, ели…
Борис Михайлович Кустодиев. Зима 1916
Снежинки вьются, словно мотыльки,
Легко, бесшумно в воздухе порхая.
Ложатся, невесомы и легки,
Пушистым пледом землю укрывая.
«>Борис Михайлович Кустодиев. Масленица
То иней засверкает, как алмаз,
То снег, как жемчуг, на лугах искрится.
Луна сияет, щуря жёлтый глаз,
В такую ночь душе моей не спится…
Борис Михайлович Кустодиев. The shrovetide Sun
В морозном небе звёзды так горят,
Как малахиты у Бажова в сказке.
Не зря в России люди говорят,
Зима бела, но в ней играют краски.
Борис Михайлович Кустодиев. Масленица
Борис Михайлович Кустодиев. Лыжники 1919
Борис Михайлович Кустодиев. Морозный день
Борис Михайлович Кустодиев. Hoar frost Sun
Борис Михайлович Кустодиев. Крещенское водосвятие
Борис Михайлович Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев. Заснеженный русский город
Борис Михайлович Кустодиев. Елочный торг
Борис Михайлович Кустодиев. Балаганы
Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — художник, запечатлевший на своих ярких и жизнерадостных полотнах сцены русских будней и праздников.
Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж, интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену; не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности; с большой симпатией писал жизнь провинции.
Известные картины Бориса Кустодиева: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Вербный торг у Спасских ворот», «Портрет Фёдора Шаляпина».
Борис Михайлович Кустодиев.Автопортрет
Судьба не была излишне благосклонна к художнику Борису Кустодиеву. Он пережил по-настоящему голодные смутные дни — две революции, гражданскую войну. Ему довелось хоронить годовалого сына. Сам Кустодиев долго и тяжело болел, в последние годы он практически утратил способность ходить. Его не всегда понимали и не всегда принимали, случалось, критики называли картины Бориса Кустодиева «малограмотными лубками».
Но даже в самые беспросветные времена полотна Кустодиева лучились здоровьем, радостью и любовью к жизни. Сахарные сугробы и плавящиеся под солнцем купола. Полыхающие арбузы и красавицы, не уступающие арбузам ни интенсивностью румянца, ни гладкой округлостью форм. Все то, что историк искусства Александр Бенуа назвал однажды «варварской дракой красок», — этот праздник был с ним всегда.
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
Когда Борису Кустодиеву было одиннадцать, старшая сестра — Катерина — взяла его на выставку передвижников. Картины Васнецова, Серова, Поленова и Шишкина оглушили юношу — ничего подобного ему прежде видеть не приходилось. Именно тогда Кустодиев твердо решил, что станет художником.
Впрочем, для начала ему пришлось окончить духовное училище, а затем поступить в Астраханскую духовную семинарию — мать Екатерина Прохоровна рассчитывала, что Борис продолжит семейную династию и станет священником вслед за покойным отцом и многочисленными дядьями.
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Первым учителем Кустодиева был выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Власов. Этот громогласный, героических пропорций человек, организовал в Астрахани Кружок любителей живописи и рисования, где Кустодиев учился азам ремесла. Власов оказался проницательным педагогом. Именно он помог Кустодиеву поверить в свои силы и (что, пожалуй, важнее) убедил его мать в том, что юноше необходимо продолжить учиться в столице.
В Московское училище живописи Борис Кустодиев не прошел по возрасту — ему к тому времени уже исполнилось 18. Впрочем, его приняли в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он учился в мастерской самого Репина.
Борис Михайлович Кустодиев. Девочка с яблоками. Портрет Ирины Кустодиевой, дочки художника
В те годы в преподавании в Академии наметился определенный застой. Борис Кустодиев вспоминал, что менторы нередко ограничивались рекомендациями вроде «тут надобно позолотистее», а один из них пользовался определением «чемоданисто!» — студентам так и не удалось понять, было это похвалой или претензией.
Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать!». И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет — в первую очередь, как портретист. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» — эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника
В 1901-м портрет Ивана Билибина кисти Бориса Михайловича Кустодиева удостаивается малой золотой медали на Международной выставке в Мюнхене. Илья Репин, получивший заказ на эпическое полотно «Торжественное заседание Государственного совета», привлекает к работе двух своих лучших учеников — Кустодиева и Ивана Куликова. Позднее в письме Корнею Чуковскому Репин напишет: «Куликов и Кустодиев — выросли на этой картине — сразу — в больших мастеров».
Борис Михайлович Кустодиев.Император Николай II
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Он так же по-прежнему холоден, неприветлив, у него все такая же вылизанная физиономия чиновника, та же манера держаться по-солдатски, по швам. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины… и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры, и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла…». Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Во время одного из таких «побегов» — в поместье Высоково в Костромской губернии — он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
Борис Михайлович Кустодиев. Александр I
Здесь, в усадьбе, которую в семье Кустодиевых называли «теремом», художник чувствует, что он дома. Впрочем, дома ему удается побыть нечасто: Кустодиев, безоглядно преданный российской глубинке, тем не менее, хочет посмотреть мир и показать миру себя.
В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу, и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию.
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем
Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3,5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Искусствоведы отмечают, что в парижский период палитра картин художника Кустодиева заметно светлеет. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. С одной стороны Прадо: Веласкес, Гойя, Мурильо, чьи полотна произвели на Кустодиева неизгладимое впечатление. С другой — бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью — ужасно и безжалостно!») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности!»).
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина
По возвращению домой, Борис Михайлович плодотворно работает в «тереме», упиваясь красотой родных мест. Дела идут хорошо: картины художника Кустодиева охотно покупают музеи, о нем благожелательно пишут в иностранной прессе. Над Петербургом, тем временем, сгущаются тучи: страну охватывает революционная лихорадка.
Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта — занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Но антиправительственным настроениям, завладевшим рабочими, студенчеством и радикально настроенной интеллигенцией, он определенно сочувствовал. Когда старый приятель — Иван Билибин — предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». «Адскую почту» постигла участь «Жупела»: тираж был конфискован, а журнал закрыт.
Борис Михайлович Кустодиев. Земская школа в Московской Руси
Разумеется, Борису Михайловичу Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с восхищением критиков и признанием публики. Как водится, одни критиковали его ровно за то, за что другие превозносили. Но ни яростная критика, ни геополитические катаклизмы, ни тяжелый недуг не могли умерить творческой жажды Кустодиева.
Борис Михайлович Кустодиев.Пасхальный обряд
Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. В ходе одной из них стало ясно, что придется перерезать нервы и выбирать, что сохранить — подвижность ног или рук. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки! Художник — без рук! Он жить не сможет».
Борис Михайлович Кустодиев.Ночной праздник на Неве
Борис Михайлович Кустодиев.Купец
Борис Михайлович не сдался и будучи прикованным к инвалидному креслу. Более того, в этот период он создал едва ли не самые свои светлые и жизнеутверждающие картины (1, 2, 3). Он до последнего сохранял мужество, любовь к жизни, чувство юмора. Когда навещавшие его друзья тактично намекали, что ему пора отдохнуть, он уговаривал их не расходиться так рано. А когда те все же везли его в кресле в спальню, шутил: «Не расшибите, я же стеклянный!».
В 1927 году советское правительство выделило деньги на лечение художника в Германии, но Кустодиев не дожил до поездки считанных дней. По словам его дочери Ирины, перед смертью этот наотрез отказывавшийся стареть человек читал «Портрет Дориана Грея».
Автор: Андрей Зимоглядов
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха с покупками. Фрагмент
Борис Михайлович Кустодиев. Булочник. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев. Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев. Ярмарка
Борис Михайлович Кустодиев.Крестный ход. Фрагмент
Борис Михайлович Кустодиев. Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев.Купчиха с зеркалом
Борис Михайлович Кустодиев.Купец. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев.Вербный торг у Спасских ворот
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха, пьющая чай
Борис Михайлович Кустодиев.Половой. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев.Московский трактир. Фрагмент
Борис Михайлович Кустодиев.Купчихи в Кинешме
Борис Михайлович Кустодиев. Яблоневый сад
Борис Михайлович Кустодиев.Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха и домовой
Борис Михайлович Кустодиев. Праздник на площади Урицкого
Борис Михайлович Кустодиев. Весна
Борис Михайлович Кустодиев. Встреча. Пасхальный день
Борис Михайлович Кустодиев.Троицын день
Борис Михайлович Кустодиев.Голубой домик
Борис Михайлович Кустодиев.Летний пейзаж
Борис Михайлович Кустодиев. В старом Суздале
Борис Михайлович Кустодиев. На террасе
Борис Михайлович Кустодиев. Провинция
Борис Михайлович Кустодиев.Красавица
Борис Михайлович Кустодиев.Русская девушка у окна
Борис Михайлович Кустодиев.Русская Венера
Борис Михайлович Кустодиев. Букет цветов на балконе
Борис Михайлович Кустодиев. Сенокос. Фрагмент
Борис Михайлович Кустодиев.Гуляние на Волге
Борис Михайлович Кустодиев. Деревенский праздник
Борис Михайлович Кустодиев. На Волге
Борис Михайлович Кустодиев.На берегу (Весна)
Борис Михайлович Кустодиев. Пикник
Борис Михайлович Кустодиев. Утро
Борис Михайлович Кустодиев. Лошади во время грозы
Борис Михайлович Кустодиев. А.С.Пушкин на набережной Невы
Борис Михайлович Кустодиев. Перед Балом
Борис Михайлович Кустодиев. Монахиня
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт
Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Н. И. Зеленской
Борис Михайлович Кустодиев.Портрет женщины в голубом
Борис Михайлович Кустодиев. Степан Разин
Борис Михайлович Кустодиев.Портрет Николая Константиновича Рериха