в каком случае не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
Получать разрешения на использование иностранных работников нужно по новым правилам
Приказом обновлён Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В регламенте приводятся, в числе прочего, круг заявителей, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги, исчерпывающий перечень оснований для отказа в её предоставлении, размер взимаемой госпошлины, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур. В приложениях приведены формы заявлений и иных документов.
В каких случаях требуется разрешение на привлечение иностранцев?
По общему правилу работодатель (заказчик работ, услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранцев в том числе при наличии соответствующего разрешения. Такой вывод следует из абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Не требуется получать данное разрешение, если привлекаемый иностранный гражданин, в частности:
Зачем потребовалось обновлять регламент?
Обновление вызвано необходимостью привести регламент в соответствие с требованиями Федерального закона от 6 февраля 2020 г. № 16-ФЗ в части упрощения порядка трудоустройства в РФ обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства.
Напомним, что с 5 августа организации могут нанимать иностранных студентов, не имеющих разрешения на работу. Больше не нужно оформлять разрешение на работу иностранцам, которые учатся в России очно в профессиональных образовательных организациях и вузах по основной профессиональной программе, имеющей госаккредитацию. Иностранца разрешено нанимать для работы в свободное от учёбы время. Если студент закончит или прекратит обучение, трудовой договор с ним придётся расторгнуть.
Кто может являться заявителем на получение госуслуги?
Круг заявителей достаточно широк, это могут быть как юридические, так и физические лица. К примеру, заявителями являются:
Каковы сроки выдачи документов?
Приведём несколько характерных примеров оперативности работы органов миграционного учёта:
Какой размер госпошлины за выдачу разрешений?
Государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников составляет 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника. За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства придётся заплатить 3 500 рублей.
Уплатить госпошлину можно с использованием Единого портала госуслуг.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Общий порядок трудоустройства иностранцев
Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.
Нормативная база
Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:
Допустимая доля иностранных работников
Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.
Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.
— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);
— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);
— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.
Правовой статус иностранца в РФ
Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:
Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:
Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.
Документы при устройстве на работу
Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:
Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.
Иностранцы из ЕАЭС
Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.
Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.
Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.
Сотрудники из безвизовых стран
Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.
Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.
Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.
Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:
Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.
Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.
Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.
Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007
№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).
Сотрудники из визовых стран
Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:
Порядок действий работодателя:
Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.
Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:
И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.
Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Работники-иностранцы: что нужно знать всем работодателям
Иностранные работники — кадровый и бухгалтерский участок с серьезными нюансами. Знать детали важно, чтобы не нарваться на штрафы в сотни тысяч рублей. Контрольные точки: от постановки на миграционный учет до выплаты зарплаты.
Когда работодатель ставит иностранца на миграционный учет
Чтобы понять, должен ли работодатель ставить иностранца на миграционный учет, нужно ответить на один вопрос: является ли компания (ИП) принимающей стороной? Ответ будет положительный, если, например, компания предоставляет будущему сотруднику жилье. В таких случаях непосредственно работодатель ставит работника-иностранца на миграционный учет.
Для этого подают уведомление в ГУВМ МВД на бланке из приложения № 4 к приказу МВД от 10.12.2020 № 856 (о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания).
Срок подачи уведомления — 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ). Но есть страны, для граждан которых действуют свои, удлиненные дедлайны. Некоторые особые периоды мы привели в таблице 1.
Не путайте это уведомление с уведомлением о заключении трудового или ГПХ-договора. Это два разных уведомления. Сообщать в миграционную полицию о заключении договора с иностранцем должны все работодатели, независимо от статуса иностранца. И об этой процедуре мы подробно расскажем далее, в отдельном разделе статьи.
Таблица 1. Льготные сроки для постановки иностранца на миграционный учет
Срок постановки на миграционный учет с даты въезда в Россию
В течение 15 календарных дней
Ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан, ратифицировано Законом от 28.12.2013 № 393-ФЗ
Страны ЕАЭС*, кроме Белоруссии
В течение 30 суток
П. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС
В течение 90 календарных дней
Ст. 3 Соглашения между Россией и Республикой Беларусь, заключено в Санкт-Петербурге 24.01.2006
* Из иностранных государств в Евразийский экономический союз входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.
Если работодатель не является принимающей стороной, иностранцы сами встают на миграционный учет. Это касается всех иностранцев, в т.ч. граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии.
Когда понадобится разрешение на иностранную рабочую силу
Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников нужно, если работодатель заключает трудовой договор или ГПД с визовыми иностранцами. И визовый иностранец не поименован в перечне исключений. Например, разрешение не надо получать в отношении журналистов, аккредитованных в России. Полный перечень исключений — в пункте 4 статьи 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
К иностранцам, прибывающим в Россию в визовом порядке, относится:
Какой режим въезда в Россию установлен для граждан каждой страны смотрите в письме МИД от 27.04.2012 № 19261/кд.
До обращения в МВД за разрешением, необходимо подать в службу занятости населения заявку о потребности в тех или иных специалистах. Если в течение месяца служба занятости не подберет подходящих специалистов, тогда уже можно идти в МВД.
Бланк заявления о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранцев — в приложении № 1 к приказу МВД от 19.06.2017 № 392.
Разрешение дают на год.
Документ, как и самих работников, нельзя передать другой организации (ИП).
В каких случаях оформлять приглашение на въезд в Россию
Еще один документ нужен для привлечения к работе визовых иностранцев. Это приглашение на въезд по форме из приказа МИД от 01.03.2018 № 3026 (приказ МВД от 09.08.2017 № 619). Такое приглашение собственно и будет основанием для выдачи сотрудникам-иностранцам визы.
Приглашение на въезд выдает Главное управление по вопросам миграции МВД (ст. 16 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Туда будущий работодатель представляет, в частности (п. 28–28.4 Регламента из приказа МВД от 29.09.2020 № 677):
С 25 сентября 2020 работодатели должны контролировать, чтобы приглашенный иностранец соблюдал цель въезда в Россию и вовремя уехал из страны. Для этого власти ввели следующие обязанности работодателей (постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428):
Какие документы брать у новичка
Для оформления трудового договора с иностранным гражданином понадобятся (ст. 65 ТК):
Для временно пребывающих иностранцев — миграционная карта, виза, разрешение на работу или патент на работу.
Разрешение на работу не путайте с разрешением на привлечение и использование иностранной рабочей силы, которое получает работодатель.
Патент на работу не путайте с патентом, который покупают ИП, чтобы вести бизнес на налоговом режиме ПСН.
Также имейте в виду: гражданам ЕАЭС, временно пребывающим из этих стран, патент не нужен;
Например, чтобы занять должность школьного учителя, иностранцу надо иметь такую справку.
Получить ИНН обязаны все лица, работающие на территории России, но сделать это можно и после заключения трудового договора.
Также не требуйте документы воинского учета у иностранных граждан.
Для договора ГПХ запрашивайте те же самые документы, что в случае с трудовым договором, кроме трудовой книжки.
Как уведомлять МВД о заключении договора с иностранцем
О том, что заключили или прекратили трудовой договор и договор ГПХ с иностранным гражданином, необходимо уведомить МВД. Изменение условий договора не в счет, тут ничего предпринимать не нужно (постановление Конституционного суда РФ от 04.02.2020 № 7-П).
Будьте осторожны: обязанность эта не формальная. За невыполнение — очень существенные штрафы по пунктам 3 и 4 статьи 18.15 КоАП:
Верхний порог штрафа выше, если нарушение совершили в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области. Это соответственно:
Статья 18.15 КоАП предусматривает и другие штрафы за незаконное привлечение к труду иностранного гражданина или лица без гражданства.
Если не уведомили о приеме и увольнении граждан из Беларуси, от штрафа поможет отбиться постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19.
Как платить мигранту зарплату
Здесь нужно запомнить один важный нюанс: нерезидентами в терминах валютного законодательства являются все иностранцы без вида на жительство. То есть временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации.
Так вот рублевая выплата в пользу нерезидента, включая зарплату, считается валютной операцией. Это значит, расчеты с временно пребывающими и временно проживающими в РФ должны быть только в безналичной форме, то есть через банковские счета в уполномоченных банках (подп. 6–7 п. 1 ст. 1 и ст. 14 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
Код валютной операции указывайте в следующем виде, обязательно с фигурными скобками и символом из двух латинских прописных букв:
Пробелы внутри скобок не ставьте. Смотрите пример формулировки.
Если запрет нарушить и рассчитаться из кассы, работодателю грозит штраф от Росфиннадзора в размере от 75 до 100% выплаченной суммы. А его должностному лицу — от 20 до 30 тыс. руб. (п. 1 ст. 15.25 КоАП).
По каким ставкам считать зарплатные налоги с выплат иностранцу
Основная ставка НДФЛ для работодателей по нерезидентам — 30%. Доходы-исключения, когда с первого дня сотрудничества с иностранцем работает общая ставка 13% и новая прогрессивная 15%по доходам свыше 5 млн руб. (п. 3.1 ст. 224 НК):
Напомним: для целей расчета НДФЛ человек считается налоговым резидентом, если находится на территории России минимум 183 дня в течение 12 месяцев подряд.
Иностранцы — налоговые резиденты РФ имеют право получать стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты по НДФЛ.
Чтобы не запутаться в многочисленных статусах мигрантов, мы составили удобную таблицу 2 с возможными тарифами взносов, уплачиваемых в ФНС.
Взносы в ФСС РФ на страхование от травматизма начисляйте с оплаты труда всех иностранных работников независимо от их миграционного статуса. По ГПД взносы в ФСС начисляют, только если прописали соответствующее условие в договоре (п. 2 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Таблица 2. Взносы в ФНС по иностранным работникам с выплат в рамках предельной базы по взносам
Постоянно или временно проживающие в РФ
Высококвалифицированные специалисты (ст. 425 НК, п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст.10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС)
В каком случае не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
Национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ не применяется (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и работающих в свободное от учебы время;
(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 16-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия научно-исследовательской и (или) педагогической деятельностью по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 80-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 17.06.2019 N 144-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2) прибывших в Российскую Федерацию не более чем на тридцать суток для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной и (или) безвозмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества) либо для осуществления по приглашению и в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской и (или) педагогической деятельности;
(пп. 8.2 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.3) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;
(пп. 8.3 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ)
8.4) прибывших в Российскую Федерацию с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления деятельности, указанной в подпункте 8.2 настоящего пункта, в течение срока, не превышающего тридцати суток;
(пп. 8.4 введен Федеральным законом от 17.06.2019 N 144-ФЗ)
9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
(пп. 10 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 204-ФЗ)
(пп. 11 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ)
(пп. 12 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ)
13) имеющих временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
(пп. 13 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 17.06.2019 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007), в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 4.3 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)
(п. 4.4 введен Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ)
4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:
1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
(пп. 3 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 390-ФЗ)
(п. 4.5 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
С 29.12.2021 п. 4.6 ст. 13 излагается в новой редакции (ФЗ от 01.07.2021 N 274-ФЗ). См. будущую редакцию.
4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.
(п. 4.6 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 31.12.2017 N 498-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(п. 4.7 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
(п. 4.8 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом.
(п. 4.9 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.9-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территориях опережающего социально-экономического развития определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.
(п. 4.9-1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)
4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.
(п. 4.10 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
4.11. Особенности осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, являющимися членами жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определяются Федеральным законом «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации Международного конкурса имени П.И. Чайковского, и внесении изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
(п. 4.11 в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 121-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.12. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории международного медицинского кластера устанавливаются Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 4.12 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ)
4.13. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территориях инновационных научно-технологических центров устанавливаются Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(п. 4.13 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)
5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 06.02.2020 N 16-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007))
7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 8 ст. 13 см. Постановление КС РФ от 04.02.2020 N 7-П.
8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
8.1. В случае, если иностранный гражданин завершил или прекратил обучение в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 16-ФЗ)
9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 29.12.2021 в абз. 2 п. 9 ст. 13 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 274-ФЗ). См. будущую редакцию.
Типовая форма указанного соглашения, а также требования к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
10. При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
(п. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 199-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 02.08.2019 N 257-ФЗ)