в течении какого времени военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
«О материальной ответственности военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г., 1 апреля, 8 июня 2020 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Источник

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Не допускается привлечение военнослужащего к материальной ответственности за ущерб, причиненный этим военнослужащим вследствие исполнения обязательного для него приказа (распоряжения) командира (начальника), иных правомерных действий (правомерного бездействия), в том числе совершенных в состоянии необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение, для доставления органам власти и (или) пресечения возможности совершения им новых преступления или административного правонарушения, в состоянии крайней необходимости, вследствие действий (бездействия), связанных с обоснованным служебным риском, вследствие действий, осуществленных в отношении имущества воинской части в соответствии со специальными предписаниями нормативных правовых актов, а также за ущерб, причиненный вследствие действия непреодолимой силы, в том числе в результате физического принуждения военнослужащего, если вследствие такого принуждения он не мог руководить своими действиями (бездействием).

Информация об изменениях:

4. Срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.

Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности приостанавливается на период досудебного производства и (или) судебного разбирательства.

Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности продолжается на следующий день после дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или вступления приговора (постановления) суда по уголовному делу в законную силу.

На период возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ущерба с рассрочкой платежа, предусмотренного пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности прерывается. Течение срока привлечения военнослужащего к материальной ответственности в указанном случае начинается заново со дня, следующего за днем просрочки выплаты очередного платежа, исходя из письменного обязательства военнослужащего о добровольном возмещении ущерба.

Источник

В течении какого времени военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности

Материальная и иные виды ответственности военнослужащих

34. При рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности, судам следует учитывать, что основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.

35. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом судам следует иметь в виду, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы.

36. Если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, в соответствии с частью 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

При этом срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности согласно пункту 8 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исчисляется в течение одного года со дня совершения дисциплинарного проступка.

Судам необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 94 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Заявления об оспаривании действий и решений воинского должностного лица, связанных с применением в отношении виновных лиц дисциплинарных взысканий в указанных случаях, рассматриваются военными судами в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27)

(см. текст в предыдущей редакции)

37. За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также судья не вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое указано в санкции применяемой статьи Кодекса.

В случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным статьей 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

38. Военные суды должны оценивать не только обоснованность привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего, но и соразмерность примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени его вины. Под несоразмерностью примененного к военнослужащему дисциплинарного взыскания следует понимать очевидное несоответствие примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка, например, если будет установлено, что командир (начальник) не учел все обстоятельства, которые надлежит учитывать в силу закона.

При этом суды не вправе определять вид дисциплинарного взыскания, которое надлежит применить к военнослужащему.

В случае систематического нарушения должностных и (или) специальных обязанностей до окончания срока действия данного взыскания военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы.

Источник

Материальная ответственность военнослужащих

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Источник

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет (двух окладов по воинской должности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, одного оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и одного оклада по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы), производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержания денежных средств из денежного довольствия военнослужащего (денежных выплат гражданину, призванному на военные сборы, денежных выплат гражданину, пребывающему в мобилизационном людском резерве).

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну ежемесячную надбавку за выслугу лет (два оклада по воинской должности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, один оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и один оклад по воинскому званию гражданина, призванного на военные сборы), решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником).

Информация об изменениях:

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если командиром (начальником) воинской части приказ о возмещении ущерба не издан в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части. О причинах, по которым приказ о возмещении ущерба не издан в установленный срок, командир (начальник) воинской части обязан в течение пяти рабочих дней после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, доложить вышестоящему в порядке подчиненности командиру (начальнику).

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

Информация об изменениях:

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего (денежных выплат гражданину, призванному на военные сборы, денежных выплат гражданину, пребывающему в мобилизационном людском резерве). При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны:

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

Информация об изменениях:

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе произвести возмещение ущерба с рассрочкой платежа. Возмещение ущерба с рассрочкой платежа производится на основании письменного обязательства о добровольном возмещении ущерба, подписанного указанным военнослужащим, причинившим ущерб, представленного командиру (начальнику) воинской части до издания приказа о возмещении ущерба или до принятия к судебному производству искового заявления о возмещении ущерба.

В письменном обязательстве о добровольном возмещении ущерба военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должны быть указаны конкретные периоды платежей, срок выплаты в полном объеме суммы причиненного ущерба и размеры платежей (денежных средств) в каждом периоде платежа. При этом периоды платежей не могут превышать 35 календарных дней, срок выплаты в полном объеме причитающейся с военнослужащего суммы причиненного ущерба не может превышать оставшийся срок военной службы указанного военнослужащего, а размер платежа (денежных средств) в каждом периоде платежа (за исключением последнего платежа) не может составлять менее 20 процентов оклада месячного денежного содержания указанного военнослужащего, других ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, представивший письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, отказывается возместить ущерб, в том числе при его увольнении с военной службы, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке по иску командира (начальника) воинской части. При этом отказом также следует считать невыплату очередного платежа, установленного соответствующим обязательством.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 8 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *