занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В мире звуков»

Занятие №1 по грамоте в старшей группе.

Тема: «В мире звуков»

Цель: познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук,

познакомить с прописями.

Материал: прописи, карандаши.

1. Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.

Есть в стране «Вообразилии городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.

Одни жители умеют петь.Они поют вот так: «ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

2. Игра «Угадай гласные».

Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

3. В городке Звукинске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей- согласные звуки.

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

4. Игра «Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный то – приседают.

2 часть. Работа в тетрадях.

Занятие № 2 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «А».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, дать понятие, что звук «а» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

«Андрейка, Алёшка, Антон и Артём – все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»

— Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении

«Алёша Алине сигнал подаёт

«Аккуратность человека красит».

4. Игра «Кто больше?». Придумать слова в которых звук «а» был бы в начале слова.

5. Игра «Топай – хлопай». Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает.

-Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.

— Топай правою ногой, После правою ногой,

Топай левою ногой. После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

6. Игра «Доскажи словечко».

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Чтоб тебя я повёз, Всех на свете он добрей,

Мне не нужен овёс. Лечит он больных зверей,

Накорми меня бензином, И однажды бегемота

На копытца дай резины, Вытащил он из болота.

И тогда, поднявши пыль, Он известен, знаменит.

Побежит…. (автомобиль). Это доктор….(Айболит).

Сладок он,друзья, на вкус,

А зовут его …. (Арбуз).

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька (автомашина)

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы. (Аквариум).

Круглый, зелёный, гладкий,

Внутри красный, на вкус сладкий. (Арбуз)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе. Цель: определить уровень подготовленности обучения грамоте детей старшей группы. Образовательные: Развивать фонетическое восприятие и слух,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В мире животных» Тема: «В мире животных». Программное содержание: Познакомить детей со звуками Р-РЬ, буквой Р. Формировать умение выделять звуки Р-РЬ из.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну звуков» Задачи: Обучающие: • Продолжать учить различать согласные и гласные звуки. • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука.

Конспект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Цель: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [С]-[Ц]; Задачи: 1. Формировать умение давать характеристику звуков [С]-[Ц],.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуки П, ПЬ. Буква П» Задачи: • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков П, ПЬ; • Развивать фонематический слух;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинскойКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г-к]» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Дифференциация звуков [г – к]» Коррекционно-образовательные цели.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Страна Буквария» Подготовила: воспитатель Титова Татьяна Геннадьевна. Задачи: Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые.

Источник

Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000

Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000.

Реформа школьного образования, проводимая в республике Беларусь, предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и обучению. В детских садах проводится комплексная воспитательная работа, направленная на общепсихологическую подготовку ребенка к школе, и специальная подготовка детей к усвоению тех предметов школьного курса, которым они будут обучаться в подготовительном и начальных классах. К таким предметам относится и грамота.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

КАК МЫ ГОВОРИМ, ИЛИ ПОЧЕМУЧКАМ О ЯЗЫКЕ.
В группе «Почемучки» осуществляется подготовка дошкольников к обучению грамоте. Для четырехлетних детей речь впервые из средства общения превращается в объект познания. В этом возрасте дошкольники начинают различать смысловую и формальную стороны слова. Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины: «слово», «звучит», «звук», вслушиваться в звучание слова.

Обучение элементам грамоты включается в занятия по развитию речи примерно один раз в две недели. Эта работа занимает 5—7 минут и должна органично вписываться в ход занятия, сочетаться с другими решаемыми на нем задачами (обогащением словаря детей, работой над развитием связной речи дошкольников и особенно воспитанием их звуковой культуры речи). Кроме того, вне занятий по развитию речи с детьми проводятся игры, игровые упражнения на закрепление знаний о слове и его звуковом составе.

СОДЕРЖАНИЕ.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ КАК ВВЕДЕНИЕ В КУРС РОДНОГО ЯЗЫКА.
КАК МЫ ГОВОРИМ, ИЛИ ПОЧЕМУЧКАМ О ЯЗЫКЕ.
Что такое слово.
Что звучит вокруг нас?.
«Секреты» звуков.
ЛИНГВИСТИКА ДЛЯ ФАНТАЗЕРОВ.
Всему название дано.
Из чего слагаются слова?.
Раз словечко, два словечка – будет…предложение.
В слове звуки. Какие?.
Фонетические игры.
КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?.
Основное правило чтения.
Читаем слоги и слова.
Графические игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
УЧИМ РУССКУЮ ГРАМОТУ.
Первый год обучения.
Второй год обучения.
ВУЧЫМ БЕЛАРУСКУЮ ГРАМАТУ.
Першы год навучання.
Другі год навучання.
Литература для воспитателя.
Приложение 1. Текст для чтения.
Приложение 2 Тэкст для чытання.
Приложение 3.Карточки для работы над словесным ударением.
Приложение 4 Карткі для работы над націскам слоў.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской Жанна Кочерга
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Задачи обучающие:

— закреплять навык различения гласных и согласных звуков;

— формировать навык звукового анализа слова, деления слова на слоги (части);

— упражнять в составлении предложений с заданным словом;

— Закрепить умение делить слово на слоги.

— продолжать подготовку руки к письму;

Задачи развивающие:

— развивать речь детей;

— развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

Задачи воспитательные:

— воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.

Ход занятия.

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Давайте вспомним нашу разминку «Весна»

Дети повторяют вместе с воспитателем.

Вот и кончилась зима (топают)

Постучалась к нам весна (хлопают)

Солнца яркие лучи (руки вверх)

Превратят снега в ручьи.

Птицы станут щебетать (машут руками как крыльями)

Реки толстый лед ломать (поворот влево, вправо)

К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем, а прежде вспомним правило, которое помогает нам говорить.

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Плавно громко говорим

И, конечно, не спешим.

1. Артикуляционная гимнастика.

Весна наступила, а язычок все дома сидит:

• Ветерок дул, дул. Двери в домике то открывались (открывают рот, то закрывались 9 закрывают рот) 3-5 раз ;

• Однажды вышел язычок из домика, посмотрел налево, направо (упражнение «Часики»);

• Потом потянулся к солнышку (показать) и лег на крылечко (упражнение «Лопатка);

• Подул сильный ветер, язычок поежился (упражнение «Стрелочка, спрятался в домик.

И мы присядем на стульчики.

«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания» Фея Весна.

Готовы выполнять задания? Тогда начнем.

Задание 1.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

Фея Весна нам в подарок прислала яркий цветок под названием (показ картинки)

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием.

Задание 2.

Воспитатель достает разрезные картинки.

Как на речке треснул лед

Льдинки вы скорей берите

И компанию найдите.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

Дети объединяются в 3 компании по цвету. Раздаточный собрать.

Воспитатель: Слушайте задание.

У животных чехарда,

Не нашли свой дом зверята

Помогите им ребята.

Воспитатель раздает по 3-4 картинки с изображением зверей: волк, лиса, собака.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

Перед вами 3 домика, чем они отличаются?

Дети: в первом домике одно окно, во втором два, в третьем три окна.

Компания под номером 1 будет в первый домик заселять того животного. В названии которого 1 слог;

Компания под номером 2 будет во второй домик заселять того животного, в названии которого 2 слога;

Компания под номером 3 будет в третий домик заселять того животного, в названии которого 3 слога;

Дети выставляют картинки.

А теперь все вместе пойдем к зверятам в гости. Поставим руку к подбородку и скажем кто живет в первом домик. (выполняют все).Теперь прохлопаем название этого животного (все выполняют) Правильно заселили (ответ детей).

Аналогично с другими домиками.

Задание 3.

Целая улица получилась. А чтобы наши гости побольше узнали о жителях этой улицы, каждая компания придумает по 1 предложению о своем животном и когда прозвенит колокольчик, то мы все гостям скажем.

Дети придумывают по 1 предложению, произносят.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились и звери приглашают всех на веселую зарядку.

Звери упражняются (сгибают, разгибают руки)

Спортом занимаются Волк бегом (бег на месте)

Собака кувырком (вращают руками, согнутыми в локтях)

Лисичка хочет похудеть

Пишет он, когда диктуют Он и чертит и рисует Лучший он помощник наш Ну, конечно, (карандаш)

За столы всех приглашаю и задание предлагаю.

Дети садятся за столы.

Задание 4.

1. Обведите те картинки, в названии которых есть звук

2. Обведите по точкам букву, которая изображает звук М.

3. Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в названии предмета на картинке. Задание 5.

Весна игру вам припасла!

Вы скорей ко мне бегите

И словечко доскажите.

Дети подходят к воспитателю и становятся в круг. Воспитатель:

Читает записку из конверта.

Дети отгадывают загадку и у зеркала находят сундучок.

Что же там на дне лежит?

Что же сундучок хранит?

Весна нам смайлики прислала

Чтобы всем приятней стало!

Или вариант с книгами. [/i]

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

Не куст, а с листочками.

Не человек, а разговаривает, Не рубашка, а сшита.

Подарок будем искать там, где книги.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» ЦЕЛИ:закрепить и систематизировать знания о звуках; закрепить умение определять место нахождения звука в слове, количество слогов в слове,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наш гость Мышонок» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Звук «Ш». Наш гость- Мышонок». Цель.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей по подготовке к обучению грамоте детей старшей логопедической группы Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка». Конспект открытого логопедического.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинскойКонспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю» Речевое развитие: Подготовка к обучению грамоте. «Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю» Задачи: Образовательные: 1. Учить детей.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Феи» Образовательная область/: «Коммуникация» Тема/: «В гостях у Феи» Цель: • Формировать навыки звукобуквенного анализа, умение определять.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинскойКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц» Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц. Задачи: 1. Познакомить детей с новым.

Источник

Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000

Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000.

Реформа школьного образования, проводимая в республике Беларусь, предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и обучению. В детских садах проводится комплексная воспитательная работа, направленная на общепсихологическую подготовку ребенка к школе, и специальная подготовка детей к усвоению тех предметов школьного курса, которым они будут обучаться в подготовительном и начальных классах. К таким предметам относится и грамота.

занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Смотреть картинку занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Картинка про занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской. Фото занятие по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

КАК МЫ ГОВОРИМ, ИЛИ ПОЧЕМУЧКАМ О ЯЗЫКЕ.
В группе «Почемучки» осуществляется подготовка дошкольников к обучению грамоте. Для четырехлетних детей речь впервые из средства общения превращается в объект познания. В этом возрасте дошкольники начинают различать смысловую и формальную стороны слова. Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины: «слово», «звучит», «звук», вслушиваться в звучание слова.

Обучение элементам грамоты включается в занятия по развитию речи примерно один раз в две недели. Эта работа занимает 5—7 минут и должна органично вписываться в ход занятия, сочетаться с другими решаемыми на нем задачами (обогащением словаря детей, работой над развитием связной речи дошкольников и особенно воспитанием их звуковой культуры речи). Кроме того, вне занятий по развитию речи с детьми проводятся игры, игровые упражнения на закрепление знаний о слове и его звуковом составе.

СОДЕРЖАНИЕ.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ КАК ВВЕДЕНИЕ В КУРС РОДНОГО ЯЗЫКА.
КАК МЫ ГОВОРИМ, ИЛИ ПОЧЕМУЧКАМ О ЯЗЫКЕ.
Что такое слово.
Что звучит вокруг нас?.
«Секреты» звуков.
ЛИНГВИСТИКА ДЛЯ ФАНТАЗЕРОВ.
Всему название дано.
Из чего слагаются слова?.
Раз словечко, два словечка – будет…предложение.
В слове звуки. Какие?.
Фонетические игры.
КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ?.
Основное правило чтения.
Читаем слоги и слова.
Графические игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
УЧИМ РУССКУЮ ГРАМОТУ.
Первый год обучения.
Второй год обучения.
ВУЧЫМ БЕЛАРУСКУЮ ГРАМАТУ.
Першы год навучання.
Другі год навучання.
Литература для воспитателя.
Приложение 1. Текст для чтения.
Приложение 2 Тэкст для чытання.
Приложение 3.Карточки для работы над словесным ударением.
Приложение 4 Карткі для работы над націскам слоў.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Нод по обучению грамоте

Разработка Нод по обучению грамоте на весь учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Нод по обучению грамоте»

Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;

объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Оборудование: магнитная доска; кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета.

1.Дети стоят возле педагога.

Педагог стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?

2.Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

3.Динамическая пауза «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через высокую

траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

Налетел ветерок: ф-ф-ф!

4. Выставляется картина или макет «Лесная полянка».

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу? (Лису, белку, ежа, сову, волка, лягушку, зайца) – выставляются картинки этих животных или фигурки на макете. Вы сказали много… слов. Лиса – это слово, белка – это слово, лягушка – тоже слово. Машенька спрашивает, почему звучат слова? Потому что в них есть звуки. Слова состоят из звуков. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слово медленно. Тихо, а вы – громко и быстро: «Мммааакк». (Мак). Выставляется картинка «Мак», а под ней – 3 кружочка. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой – звук а, вправо – звук к. Опять соберем их – м, а, к. Получилось слово… (мак). Все слова состоят из звуков.

5. Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла). Миша, кто ты? (Мальчик). Нина, кто ты? (Девочка). Все вы …(дети). Мы все живые люди.

Выставляются картинки животных. Это – живые существа. Их всех мы обозначим словами. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» (Кто это? – Лиса). Скажите слова, которые обозначают животных.

А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко). (Что это? – Паровоз). Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?» Произнесите слова, которые обозначают неживые предметы.

6.Итог. Оценка деятельности детей.

Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили?

Спойте любые гласные звуки. А теперь произнесите согласные звуки.

Чем мы произносим все эти звуки?

А теперь скажите мне какие-нибудь слова. Молодцы!

Тема: Звук и буква У.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;

Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;

закрепление понятий «звук», «слово»;

продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».

1. Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

2. Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!- тоненьким голоском, тихо).

А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике.

Педагог показывает детям красный домик и красный кружок.

Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У.

3. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем.

Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Ниточка на палочке.

Ниточка в реке. (Удочка). Выставляется картинка.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка). Выставляется картинка. У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).Выставляется картинка. Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка, пять утят).

Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка ).

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…(утюг). Имитация работы с утюгом. Чем вы гладите? (Утюгом).

6. Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

7. Буква У. Выставляется домик для гласных звуков и буква У.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У. Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.

Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова, в словах из текста;

знакомство с буквой А, закрепление понятия «буква».

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква А большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы А к этим полоскам; предметные муляжи фруктов: абрикос, арбуз, апельсин; картинки: пила, метла, лейка, астра, азбука, айва.

1. Ребята, вспомните, какой звук мы учили на прошлом занятии? (Звук у). Назовите слова, которые начинаются на звук у.

2. Вы помните, кто живет в этом домике? (звуки и буквы). А это хозяйка красного домика, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами. Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). Чем мы произносим звук А? (Ротиком). Как был ротик открыт? (Широко).Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.

3. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

4. Игра «Фруктовый сад».

У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Абрикос – Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.

Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Пила – покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.

5. Физкультминутка «Аист».

Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.

— Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

— Топай правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).

6. Послушайте стихотворение:

Астра, азбука, айва Выставляются картинки.

Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.

7. Буква А. Выставляется домик для гласных звуков и буква А большая и а маленькая.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

А – шалашик, посмотри:

Есть скамеечка внутри.

(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).

Пишем большую и маленькую букву А.

Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А. Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

Тема: Звуки и буквы А, У.

Цель: четкое произношение и сопоставление звуков а, у;

выделение ударных и безударных звуков а, у в начале и в конце слов;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух гласных звуков;

анализ звукового ряда из двух и трех гласных.

Оборудование: домик для гласных звуков, буквы А, У большие и маленькие, синий квадрат; предметные картинки: арбуз, улитка, апельсин, ананас, учитель, уши, указка, автомобиль, кошка, девочка, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы А и У к этим полоскам; карточки со слогами: Ау, Уа, УАУ, АУА.

1. На свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком У, потом со звуком А.

2. Педагог объявляет, что на занятии дети будут слушать и находить в словах звуки А, У. На доску выставляются 4 картинки: названия 3-х нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль.

Задача детей – найти и назвать «лишнее» слово (лишнюю картинку), а так же объяснить, почему оно лишнее. При затруднении у детей педагог использует буквы А, У, которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов.

3.Игра «Поменяем букву».

На доску выставляются буквы А, У. Рядом с буквой А ставится синий квадрат. Педагог объясняет, что изобразил слово АМ (так говорил Бармалей, пугая ребят), и просит назвать звуки в этом слове. Затем вместо буквы А он ставит букву У и просит назвать получившееся слово, если последний звук в нем остался без изменений. Аналогичным способом слово УХ преобразуется в АХ.

4. Выделение звуков А,У в конце слов.

У каждого из детей на столах по 2 карточки, на них изображены буквы А, У. Педагог объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву.

На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). И т.п.

5. Анализ, синтез и чтение сочетаний звуков.

Педагог произносит сочетания из двух звуков: АУ, УА. Дети воспринимают их сначала на слух, называют количество, порядок звуков. После этого берутся сочетания из 3-х звуков: УАУ, АУА.

Те же сочетания дети читают по одному и хором.

Педагог предлагает детям изобразить движения, соответствующие словам стихотверений:

Алый арбуз все ребята едят,

В августе аисты к югу летят.

Утром утка на пруду

Учит деток брать еду.

Травку щиплют и галдят

С мамой уткой пять утят.

После двукратного повторения педагог просит выбрать из стихов слова со звуками А и У в разных позициях.

7. У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части и карточки с буквами А, У. Педагог просит внимательно слушать слова и ставить нужную букву в начало или конец карточки., в соответствии с позицией изучаемых звуков. Слова: приду, слеза, астры, абрикос, брошу, вижу, утка, улитка.

8.Итог. Оценка деятельности детей.

Тема: Звук и буква И.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова; в словах из текста;

знакомство с буквой И.

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам; кукла мальчик; мешочек, предметы: индюк, ириска, изюм; картинки: санки, коньки (или предметы); карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.

1.Дети стоят вокруг педагога.

Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у).

Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом.

Появляется кукла мальчик. К нам в гости пришел мальчик. Давайте спросим, как его зовут? Как тебя зовут? Иван. Ребята, как зовут мальчика? (Иван). Какой звук вы услышали первым в этом слове? (И). Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть? Давайте попробуем: и-и-и. Посмотрите в зеркало, ваш рот улыбается, кончик языка за нижними зубками. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.

Сегодня мы с вами будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

3. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук и.

Как зовут нашего гостя? (Иван). Иван принес нам подарки. Посмотрим, что это? Из мешочка достаются предметы: индюк, ириска, изюм. Назовите их. Где вы услышали звук и – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Индюк – Покажите на полоске, где находится звук и? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Ириска. Изюм.

Коньки – покажите на полоске, где находится звук и? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Санки.

Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.

Мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки, нога – ноги, рука – руки, плечо – плечи, локоть – локти. Ребята, где мы с вами слышали звук и (мячи, носки…)? (В конце слов.)

6. Физкультминутка «Подарки».

Принесли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а другие – повторяют.

7. Буква И. Выставляется домик для гласных звуков и буква И.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква И. Буква И будет жить в красном домике, потому что звук и – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

Молоток я раздобыл,из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три!

Пишем букву И большую и маленькую.

Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).

Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.

8. Итог. Игра «Отгадай слово».

Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву И и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука И. Вы дополните его звуком И и скажите все слово._ збушка, _ндюк, _зюм, _грушки, _нструменты, _нжир.

Затем буква И передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Коньк_, санк_, палк_, вилк_, тарелк_, сумк_.

Тема: Звук и буква О.

Цель: выделение заданного гласного звука

в начале и в середине слов, из потока слов, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из трех звуков;

анализ звукового ряда из трех звуков;

Оборудование: буква О большая и маленькая, домики для гласных (с гласными А, У, И, О); куклы: дедушка, бабушка; картинки: остров, козы, овцы, кони, коровы, озеро, кот, дом, озеро, окунь, сом ; сюжетная картинка «Овощи»; полоски с буквами (О) на каждого ребенка и для педагога.

1. Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова). Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (звук О). Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О, познакомимся с буквой О.

Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.) Спойте звук о. Какой это звук? (Гласный звук). В каком замке поселится звук О?(В красном). Какие гласные звуки вы знаете?

Дети произносят гласные звуки с одновременным движением пальцев: а – указательный и средний пальцы правой руки соединяются с указательным пальцем левой; у – поднимаются указательный и средний пальцы; о – делается колечко.

3.Игра «Слушай внимательно».

Это – бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в словах? (Звук О). А вот их дом. Есть ли звук О в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? (В середине слова). На вашей полоске звук о займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера). Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень). Повторите слова со звуком о. (Озеро, отдых, осень). Где вы произносили звук О в этих словах? (В начале слова). На вашей полоске звук о займет первое окошко.

Садимся в поезд, едем к дедушке… (Осипу) и бабушке… (Оле). Вот и приехали. Кто сидит на крылечке дома? (Кот). Где мы слышим звук О? Мы слышим звук о в середине слова. Какое окошко займет звук о на вашей полоске? (Среднее окошко). На лужайке ходят… (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук о слышится в середине. В каких словах звук о на первом месте?

Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры).

Покажите бабушке Оле и дедушке Осипу, как мы умеем изображать овощи.

Изобразите ворчливый горох.

— Ох, ох, ох! – разворчался горох.-

Ох и трудно жить в стручке,

Если дверца на крючке.

Дедушка Осип спрашивает, можете ли вы показать, как убирают овощи?

Дети имитируют уборку разных овощей.

А сейчас дедушка Осип приглашает вас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере). Куда мы пришли? (К озеру). Я вижу большого окуня. Кого мы увидели? (окуня). Забрасывайте удочки. Тащим, тащим – вытащили. Это… (сом). Где услышали звук о? (В середине слова).

Ребята, подумайте, что я вам сейчас скажу – слово или предложение? Мы поймали окуня. (Это предложение). Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении? Считаем с загибанием пальчиков. (Три слова). Игра «Живые слова».

Ребята, из чего состоит предложение? (Из слов). Правильно. И в предложении слова дружат. «Живые слова» берутся за руки.

7. Буква О. Выставляется домик для гласных звуков и буква О.

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква О. В каком домике будет жить Буква О? Почему?

В этой букве нет угла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Пишем букву О большую и о маленькую.

8.Анализ и синтез звуковых сочетаний: АОУ, ИУА, ОУИ. Чтение.

9.Итог. Оценка деятельности детей.

Тема: Звуки М, Мь. Буква М.

Цель: знакомство с понятием «согласный звук»;

выделение заданного согласного звука

в начале слова, из потока слов, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;

анализ звукового ряда из двух звуков.

Оборудование: домик для гласных и согласных звуков, буквы А, И, У, О, М большая и маленькая, полоски с буквами (М) на каждого ребенка и для педагога, игрушки: девочка, 3 медведя, игрушечный стол, стулья, машинка, матрешка, гармонь, мозаика, пирамидка; картинки: мед, малина, лес; синие и зеленые кружочки на каждого ребенка; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.

Дети, вы помните сказку «Три медведя»?Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.

2. Игра «Три медведя».

Это Машенька из сказки «Три медведя». Сегодня мы побываем с ней в гостях у трех медведей и повторим звуки м, мь.

Выставляются персонажи сказки.

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

В каких словах вы услышали звук м? (Маша, маленький). Какой это звук? Правильно, согласный. В каком домике поселился звук м? (В синем). В каких словах вы услышали звук мь? (Медведям, Мишки). Как звучит звук мь? (Мягко, нежно). Этот звук тоже согласный, только мягкий. В какой домик мы его поселим?(В зеленый). Какой звук поселился в зеленом домике? (звук мь). Мь – братец звука м.

Скажите Машеньке, какие вы еще звуки знаете? (Гласные). Назовите их. В каком домике живут гласные звуки? (В красном).

3. Игра «Будь внимательным».

Покажем Машеньке, какими кружочками мы обозначаем согласные звуки. Если в слове услышите звук мь, то поднимите… (зеленый кружок). Если услышите звук м, поднимите… (синий кружок).

Миша, Маша, машина, мел, скамейка, гармошка, сом, семейка, матрас, пирамидка.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. В их названии есть звуки м, мь. Что любят медведи? (Мед, малину).

Определяется позиция звуков м, мь, дети выкладывают у себя кружочки на полосочках вместе с педагогом. Выставляются игрушки. Игрушечный стол и стулья.

Какие игрушки может подарить Машенька?(Машинку, матрешку, гармонь, мозаику, пирамидку). Каким одним словом можно назвать стол и стулья? Мебель.

Мы с Машенькой в лес… (пойдем), на машине… (поедем), бегом…(побежим), тропинку… (найдем), к домику… (придем), подарки…(вручим). Какой звук в конце этих слов? (звук м).

5. Физкультминутка «По малину…»

Мишутка предлагает нас пойти в лес за малиной.

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем, заведем, заведем.

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

6. Игра «Запоминай-ка».

Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.

Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.

А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).

7. «Знакомство с буквой М».

А вот это – буква М. Давайте покажем ее пальчиками.

Потом приглашаются два ребенка. Они берутся за руки и становятся перед всеми. Педагог произносит:

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?

Выставляется домик для согласных звуков и буква М.

8.Анализ и синтез звуковых сочетаний: ам, ом, ум, ма, мо, му. Мама.

Чтение. Написать букву и слоги.

9.Итог. Оценка деятельности детей.

Тема: Звуки н, нь и буква Н.

Цель: закрепление понятия «согласный звук»;

выделение заданного согласного звука

в начале слова, в конце слова, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;

анализ звукового ряда из двух звуков.

Оборудование: домик для согласных и гласных звуков, буква Н большая и маленькая, куклы: три поросенка, слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок; синий, зеленый и красный кружочки; полоски с буквами (Н) на каждого ребенка и для педагога; карточки со словами: Наф, Нуф, Ниф.

1. Сядет тот, кто мне скажет, как звали порося из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф).Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Сегодня мы сочиним свою сказку о Ниф-нифе, Наф-нафе и Нуф-нуфе и будем изучать звуки н, нь.

2. Упражнение «Повторяй-ка».

Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф?

Обозначаем звуки н, нь цветными символами.

Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.

В каком домике будет жить звук н? (В синем). Звук нь мы поселим в… (зеленый домик). Какой это звук? (мягкий). Нь- братец звука н.

3. «Знакомство с буквой Н».

Буква Н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква Н? (На букву и).

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Анализ слогов: НА, НУ, НИ.

4. Игра «Три поросенка».

Сегодня у Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа день рождения. Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук нь). Какой это звук – твердый или мягкий? (Мягкий). Каким цветом мы его обозначим на наших полосках? (Зеленым). Отметьте кружочком у себя на полоске, где находится звук нь в слове день? (В конце слова). А в слове Ниф? (в начале слова).

Что послали поросята своим друзьям? (приглашения). Кто к ним пришел?

Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.

Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н).

Кого они не пригласили? (Волчонка). Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).

Направился волчонок к Поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда идти дальше – направо, налево или напрямик. (Показ детьми направлений). Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н (Длинной тропинке, направо, напрямик).

Подбежал Волчонок к домику Нуф-нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных). Значит, домик…(деревянный). У Ниф-нифа домик из соломы, значит домик… (соломенный). У Наф-Нафа домик из кирпича, значит домик… (кирпичный).

Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа? (Ответы детей).

5. Физкультминутка «Аист».

После ф/м педагог спрашивает, какие слова со звуком н были в этом стихотворении?

6. Игра «Будь внимательным».

Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-наф.

Убирается по одной или 2 игрушки и дети отгадывают, кого не стало.

7. Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф. Подставляются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слоги.

Написать букву Н и слоги.

8. Итог. Оценка деятельности детей.

Тема: Звуки к, кь и буква К.

Цель: выделение заданного согласного звука

в конце и в начале слов, из потока слов, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;

анализ звукового ряда из двух звуков.

1.На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К.

2. Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

3. У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или в конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Педагог выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука; на одной буква К в начале, на другой – в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука в слове.

Ребята, какой звук к был в этих словах – мягкий или твердый? (твердый).

Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.

4. Игра с мячом «Измени слово».

А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.

Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.

6. Игра «Найди маму». Дети распределяются на две группы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, на другой – их мам.

Помогите детенышам отыскать своих мам.

Дети встают парами. Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.

(У крольчихи – крольчата, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козлята, у утки – утята). Скажите ласково о каждом детеныше (теленочек, козленочек, утеночек).

7. Выбор слов со звуком К из стихотворения:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *