19 октября что значит для пушкина
Двери Царскосельского лицея открылись для будущих знаменитостей ровно 210 лет назад
Обидно, но мало кто помнит о сегодняшней памятной дате: 19 октября 1811 года состоялось открытие Царскосельского лицея, в котором «наше всё» учился на протяжении 10 лет. Этот день считался «Днём лицея» и одновременно – торжественного «лицейского обеда» и осеннего стихотворения Пушкина про «сребрит мороз увянувшее поле». А многие ли помнят сегодня о Всероссийском дне лицеиста?
Поэты, исследователи, адмиралы…
Кроме Пушкина самыми знаменитыми учениками Царскосельского лицея стали:
– Михаил Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель, автор истории города Глупова;
– Александр Горчаков – последний канцлер Российской империи;
– Иван Пущин – друг поэта и декабрист;
– Модест Корф – управлял делами комитета министров, руководил негласным комитетом надзора за книгопечатанием, был директором Санкт-Петербургской публичной библиотеки;
– Фёдор Матюшкин – полярный исследователь и адмирал;
– друг Пушкина и поэт Антон Дельвиг;
– Михаил Петрашевский – революционер, организатор собраний «петрашевцев».
Чем кормили лицеистов
Были среди выпускников Царскосельского и другие знаменитые личности. Потом о Царскосельском лицее напишут, что он был «дружным соединением молодых талантов».
А Пущин, кстати, вспоминал, что кормили в лицее знатно:
«…Обед состоял из трёх блюд (по праздникам – четырёх). За ужином – два блюда. При утреннем чае крупитчатая белая булка, за вечерним – полбулки. В столовой, по понедельникам, выставлялась программа кушаний на всю неделю. Тут совершалась мена порциями по вкусу. Сначала давали по полустакану портеру за обедом. Потом эта английская система была уничтожена. Мы ограничивались отечественным квасом и чистой водой…»
Пушкин и ещё один хит
Казалось бы, Всероссийский день лицеиста – отличный повод вспомнить о лицее и Пушкине. Но если по данным всероссийских опросов пятилетней давности главным из отечественных поэтов-писателей – классиков его вспоминали первым более 58% респондентов, то сейчас уже только примерно 40%.
Понятно, что произведения Пушкина – неизменно в школьной программе, и дети пишут по ним сочинения, в которых легко отыскать и серьёзное, и забавное. Характерные примеры «гуляют» по просторам интернета.
«Глубокое переживание вдохновляет Пушкина на еще один хит. »
«Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня. »
«Пётр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами…»
«Пугачев пожаловал ему шубу и лошадь со своего плеча…»
«Рыбак – добрый, старуха – ворчливая. Сначала корыто хотела, потом всё рыбка исполняла, а на последнем желании ей облом настал…»
«Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже…»
В Ленобласти займутся реставрацией и развитием «пушкинских» мест
В Выре завершают реставрацию «Дома станционного смотрителя»
Памятные места
Ещё летом прошлого года в Ленобласти определили наиболее важные памятные мест, связанных с именем поэта. Среди них – «Домик няни Пушкина» в деревне в деревне Кобрино, «Дом станционного смотрителя» в Выре, «Усадьба Олениных» в Приютино, где бывал Пушкин, музей-усадьба «Суйда» в Гатчинском районе, и единственное место в России, где на одном кладбище погребено такое большое число родных Александра Сергеевича (известны не менее 35 имён) – Михайловский погост в деревне Новопятницкое Кингисеппского района.
К слову, «Дом станционного смотрителя» – первый в России музей литературного героя – практически уже отреставрирован.
А в Царскосельском лицее, как известно, музей.
«Минутное забвенье горьких мук…»
Литография 1820-х годов. Автор: Mariluna
Известно, что именно 19 октября, но только через 24 года после открытия лицея – в 1825-м Александр Сергеевич Пушкин напишет:
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
и скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
а ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук…
Основан лицей был по основан по указу Александра I для дворянских детей Российской империи. Тогда планировалось, что в лицее будут учиться младшие братья императора – Михаил и Николай, но история – незадолго до войны 1812 года – распорядилась иначе.
С историей такое часто бывает. А вот что ей никак не отменить, это – осень. Она и сегодня, 19 октября 2021 года, об этом напоминает – в Петербурге и области прошёл первый снег.
Фото: Фото репродукции с картины И.Репина. Википендия. Общественное достояние
Объясняем, что происходит в Ленобласти и за ее пределами в Одноклассниках. Подписаться
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-50579 от 9 июля 2012 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель акционерное общество «Ленинградская областная телекомпания».
И.о. главного редактора Разинькова Кристина Александровна
email: info@online47.ru
Размещение рекламы sbudkov@lentv24.ru
Что значит дружба для Пушкина по стихотворению «19 октября» 1825 года
Александр Сергеевич Пушкин в 1825 году к годовщине основания Царскосельского лицея написал стихотворение «19 октября». Поэт не мог поехать на встречу друзей, так как находился в ссылке в селе Михайловское, и ему было запрещено покидать это место.
Поэтому вместо себя он решил отправить это стихотворение, и таким образом поприсутствовать на встрече друзей.
Даже сам факт того, что поэт написал стихотворение специально для своих друзей, говорит об их важности для поэта.
В стихотворении Пушкин с ностальгией вспоминает лицейские годы.
Он посвящает строки лицеистам, которые также как и он не могут присутствовать на встрече. Поэт уверен, что, несмотря на расстояние, в мыслях они остаются вместе.
С огромной любовью Пушкин отзывается о близких друзьях, которые смогли посетить его в Михайловском заточении: Пущина, Горчакова, Дельвига.
Не забыл он своего лицейского брата по перу — Кюхельбекера.
Несколько строк Пушкин посвятил теме смерти и тем лицеистам, которых к моменту написания стихотворения уже не было в живых.
Все произведение посвящено теме братства, единства. Пушкин воспевает лицейскую дружбу и превозносит ее в строках:
«… Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…»
В заключение можно сказать, что для Пушкина лицейская дружба имела большое значение. И он выразил свою преданность и любовь к друзьям в этом стихотворении-послании «19 октября».
Новое в блогах
19 октября 1825 А.Пушкин
«19 октября 1825» Александр Пушкин
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Анализ стихотворения Пушкина «19 октября 1825″
В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.
Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру. В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности. Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября 1825» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых. Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.
Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы. При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт. Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты». Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911
Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими. Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта. Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой». По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».
19 октября что значит для пушкина
Библиотека им. К.Симонова запись закреплена
19 октября — очень важная дата в жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Именно этот день считается днем основания Царскосельского лицея, в котором Пушкин провел 6 лет своей юности.
Во время учебы он обрел верных друзей и добился первого успеха на литературном поприще.После окончания лицея друзья пообещали встречаться 19 октября, чтобы вспомнить счастливые годы жизни.
К этой дате Пушкин неоднократно писал стихотворения.
Самое известное из них — стихотворение «19 октября» 1825 года. В этот год поэт не смог отправиться на встречу с друзьями, так как находился в ссылке в селе Михайловское и не мог покинуть это место. Поэтому он отправил друзьям стихотворение.
19 октября
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
В 1831 году поэт посвятит лицейским друзьям ко дню 20-й годовщины лицея еще одно произведение — «Чем чаще празднует лицей…».А в 1836 году он написал к 25 годовщине основания лицея лирическое произведение «Была пора: наш праздник молодой…»
Известные воспитанники Царскосельского лицея.
Первый выпуск Царскосельского лицей был богат на талантливых, выдающихся людей. В качестве примера можно привести не только Пушкина, но и его друзей: Матюшкина, Пущина, Вальховского, Дельвига, Горчакова, Корфа, Кюхельбекера. У каждого из них во время учёбы были свои прозвища. Например, у Пушкина это было — «Француз». Некоторые из выпускников стали известными поэтами.
Интересные факты о пушкинском лицее.
1.Это учебное заведение было организовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.
2.Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.
3.После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгардт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.
4.Наивысшей оценкой в лицее была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний. По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.
5.Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом. Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.
6.Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгардт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».
7.Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель. Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения. Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп.
8.Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости. В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».
9.Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже. Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.
10.У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы».
11.При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.
12.Программа лицея была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля. В состав программы обучения входили: русская словесность; гимнастика; иностранные языки; исторические дисциплины; математика; изящные искусства; нравственные дисциплины.После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.
13.В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика. Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.
Обязательными занятиями были: музыка; иностранные языки; рисование.
14.В лицее действовали строгие правила. На протяжении учебного года выезжать из него было запрещено.
15.В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов. Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.
16.Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.
19 октября что значит для пушкина
6 комментариев :
Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо Вам! Очень радостно, что пост понравился, что оказался нужен! Написала его давно, тогда блог был в самом начале пути, и откликов не дождалась, а потом и время прошло. Сейчас, после Вашего комментария, перечитала материал. Вроде бы неплохо))
С Днем лицея Вас! С прекрасным, светлым, во всех смыслах, днем!
ПОЧЕМУ 19 ОКТЯБРЯ? мЫ ЖИВЕМ ПО СТ.С
ТИЛЮ?
Конечно, мы живем по другому календарю, и большинство дат переведены на новый стиль, но эту все-таки отмечают особым образом. Ведь А. С. Пушкин посвятил множество стихотворений именно 19 октября, было бы немного странно праздновать День лицея 31 октября. Вы считаете такое решение неправильным?
Ирина, здравствуй! Очень хорошо, что «выстреливают» мои старенькие посты. Мне иногда жалко их, потому что некоторые даже я сама без ложной скромности считаю вполне интересными, но тогда читателей было мало и материалы эти прошли почти незамеченными.
Что касается Питера, Пушкина (поэта и города), то тут с тобой безоговорочно солидарна. Обожаю их всех!) В Питер влюблена по уши, а в Лицее была два раза, и еще бы пошла, конечно. Непередаваемое какое-то ощущение! Кстати, возьму на заметку Тынянова, надо будет перечитать.
Спасибо тебе, что нашла этот пост и за твои воспоминания, они живо пробудили мои!