6 класс что такое межличностные отношения
Урок обществознания в 6 классе «Межличностные отношения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: « Межличностные отношения».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений
Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
Закрепления навыка работы в группах.
Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.
1. Что такое межличностные отношения.
2. Виды межличностных отношений.
Здравствуйте, меня зовут Любовь Анатольевна. Мне очень приятно познакомиться с вами, ребята. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? (подвести к «улыбке»)
Возьмите желтые карточки. Нарисуйте на них улыбку. Обменяйтесь кружками. Пусть доброжелательность и взаимность сопровождают вас весь урок.
Формулируем тему урока.
К нам на урок пришли необычные гости, которые зашифровали для вас послание. Что же мы будем изучить сегодня?
Тема нашего урока: еынтсоачилжем яинешонто (прием «перевертыш»)
4. Формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать?
О чем мы будем говорить?
Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.
— У вас на столах лежат рабочие листы под № 1.
-ребята, как вы думаете может ли человек обойтись без межличностных отношений.
Проблема. Предлагаю вам выяснить: Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
Ответ на этот вопрос вы найдете в процессе урока.
Итак, какие отношения можно назвать межличностными? Давайте, это выясним.
У вас в рабочих листах имеются определения межличностных отношений. Прочитайте их. Задание: Сформулируйте свое определение или можете записать из предложенных определений межличностных отношений.
Один учащийся работает со словарем.
Определение на слайде «Межличностные отношения – это совокупность взаимодействий между людьми»
— С чего же начинаются отношения между людьми?
Поможет нам это сделать эпиграф нашего урока: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент Экзюпери. ( на слайде портрет, немного биографии)
Антуан де Сент Экзюпери- известный французский писатель, поэт и профессиональный летчик. Автор произведения «Маленький принц».
— О чем говорится в этом эпиграфе?
Вывод : М/о начинаются с общения.
Общение бывает разным.Сейчас мы с вами должны научиться определять виды межличностных отношений.
На экране приведены примеры межличностных отношений.(сопровождаю текстом)
1.Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. ( знакомство)
2.Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. 3. Теперь вы…?Приятели.( приятельство)
3.В классе вы все…? Товарищи.( товарищество)
4. А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений…Догадались?(дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
Задание по группам
(остальные должны угадать)
На подготовку – 3мин, на выступление – 1 мин.
Вывод: Дружба самый высокий уровень межличностных отношений.
-У вас среди вашего окружения, есть человек, про которого вы можете сказать «настоящий друг»
— Ребята, какой должен быть настоящий друг? Давайте нарисуем словесный портрет друга. (мини-исследование «Какой должен быть настоящий друг»)
Хочу, чтоб в этом помогла вам песня. Может быть, вы её узнаете. В. Высоцкий «Друг»
— какие качества прозвучали у каждой группы?
— молодцы! У вас получился прекрасный портрет друга.
От улыбки хмурый день светлей
Без имени ребенок – чертенок. Без имени овца –баран
Не торопись отвечать- торопись слушать
Поспешишь –людей насмешишь, а дружбе повредишь
Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
Все твое достоянье врагу отойдет(омар хайям)
Друг мне тот, кому все могу говорить.( В. Г. Белинский)
И вот какие правила написал и составил Д. Карнеги, известный психолог, наверное, вы о нем уже слышали.
Как завоевывать друзей?
Шесть правил (тезисы)
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Так, давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока: «Может ли человек обойтись без межличностных отношений»?
Вывод : Каждый человек находится в межличностных отношениях. Каждый нуждается в общении.
-«телеграмма»- приём актуализации субъективного опыта. Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и обменяться. Или написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.
А сейчас давайте, оценим себя.
Работа с листами оценивания.
Домашнее задание: на выбор
Для всех :П. 6 прочитать, вопросы после параграфа
Урок обществознания 6 класс Тема Межличностные отношения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Урок обществознания в 6 классе
Тема: Межличностные отношения
учитель истории и обществознания
Тинякова Оксана Александровна
Тема: Межличностные отношения
Цели и задачи урока : познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречается дополнительный материал, вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, анализировать проблемы, работать в группах.
предметные : применять понятийный аппарат (межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
— коммуникативные : слушать и понимать речь других; четко выражать свои мысли; формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); строить продуктивное взаимодействие при работе в парах;
— регулятивные : самостоятельно формулировать тему и цели урока; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
— познавательные : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятий;
— личностные : формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип урока : открытие нового знания.
Разработка открытого урока по обществознанию 6 класс по теме «Межличностные отношения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Межличностные отношения 6 кл.docx
Тема урока: « Межличностные отношения».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать самостоятельное представление об общении как потребности человека, живущего в обществе, знать условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений
Формирование умений анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока.
Закрепления навыка работы в группах.
Формирование умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.
1. Что такое межличностные отношения.
2. Виды межличностных отношений.
(разделение на группы, выбор лидера группы)
Здравствуйте, меня зовут Наталья Геннадьевна. Мне очень приятно познакомиться с вами, ребята. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? (подвести к «улыбке»)
Ответим на этот вопрос в конце урока.
Возьмите желтые карточки. Нарисуйте на них улыбку. Обменяйтесь кружками. Пусть доброжелательность и взаимность сопровождают вас весь урок.
Формулируем тему урока.
К нам на урок пришли необычные гости, которые зашифровали для вас послание. Что же мы будем должны изучить сегодня?
Тема нашего урока: еынтсоачилжем яинешонто (прием «перевертыш»)
4. Формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать?
О чем мы будем говорить?
Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.
— У вас на столах лежат рабочие листы под номером1.
Также лидеру группы я даю рабочий лист (маршрутный), в котором он будет отмечать действия каждого участника группы.
-ребята, как вы думаете может ли человек обойтись без межличностных отношений.
Проблема. Предлагаю вам выяснить: Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
Ответ на этот вопрос вы найдете в процессе урока.
Итак, какие отношения можно назвать межличностными? Давайте, это выясним.
У вас в рабочих листах имеются определения межличностных отношений. Прочитайте их. Задание: Сформулируйте свое определение или можете записать из предложенных определений межличностных отношений.
Один учащийся работает со словарем.
Определение на слайде «Межличностные отношения – это совокупность взаимодействий между людьми»
— С чего же начинаются отношения между людьми?
Поможет нам это сделать эпиграф нашего урока: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент Экзюпери. ( на слайде портрет, немного биографии)
Антуан де Сент Экзюпери- известный французский писатель, поэт и профессиональный летчик. Автор произведения «Маленький принц».
— О чем говорится в этом эпиграфе?
Вывод : М/о начинаются с общения.
Общение бывает разным.Сейчас мы с вами должны научиться определять виды межличностных отношений.
На экране приведены примеры межличностных отношений.(сопровождаю текстом)
1.Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. ( знакомство)
2.Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. 3. Теперь вы…?Приятели.( приятельство)
3.В классе вы все…? Товарищи.( товарищество)
4. А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений…Догадались?(дружба)
Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. Проверяется не только временем, но и различными испытаниями.
Задание по группам
(остальные должны угадать)
На подготовку – 3мин, на выступление – 1 мин.
Вывод: Дружба самый высокий уровень межличностных отношений.
-У вас среди вашего окружения, есть человек, про которого вы можете сказать «настоящий друг»
— Ребята, какой должен быть настоящий друг? Давайте нарисуем словесный портрет друга. (мини-исследование «Какой должен быть настоящий друг»)
Работа в группах (один представитель от класса опросит наших гостей «Каким должен быть настоящий друг»)
Хочу, чтоб в этом помогла вам песня. Может быть, вы её узнаете. В. Высоцкий «Друг»
— какие качества прозвучали у каждой группы?
— молодцы! У вас получился прекрасный портрет друга.
От улыбки хмурый день светлей
Без имени ребенок – чертенок. Без имени овца –баран
Не торопись отвечать- торопись слушать
Поспешишь –людей насмешишь, а дружбе повредишь
Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
Все твое достоянье врагу отойдет(омар хайям)
Друг мне тот, кому все могу говорить.( В. Г. Белинский)
И вот какие правила написал и составил Д. Карнеги, известный психолог, наверное, вы о нем уже слышали.
Как завоевывать друзей?
Шесть правил (тезисы)
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Эти правила записаны у вас в буклетах, которые я вам подарю
Так, давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока: «Может ли человек обойтись без межличностных отношений»?
Вывод : Каждый человек находится в межличностных отношениях. Каждый нуждается в общении.
-«телеграмма»- приём актуализации субъективного опыта. Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и обменяться. Или написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.
А сейчас давайте, оценим себя.
Работа с листами оценивания.
Я оцениваю по количеству ответов на уроке + листы оценивания.
Ребята, посмотрите на экран. (печаль, радость, гнев, страх, брезгливость).
— Правильно, это чувства, а чувства – основа межличностных взаимоотношений, и между нами сегодня на уроке были межличностные отношения.так какие чувства Вы испытали от нашего урока?
На с. 51 в рамке у вас выделены чувства (также в рабочих листах), выберите из них, которые соответствуют вашему состоянию, напишите их на стикерах : на красном – отрицательные, на зеленом –положительные, и приклейте на «яблоню» (когда будете выходить – приклеить)
Домашнее задание: на выбор
Для всех :П. 6 прочитать, вопросы после параграфа
5- Создать буклет «Как обрести друга»
4 – Создать презентацию о лучшем друге
3- найти пословицы и поговорки о дружбе
Большое спасибо за урок!
Выбранный для просмотра документ Рабочий лист №1.docx
Межличностные отношения – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте свое определение или можете записать из предложенных определений межличностных отношений.
Межличностные отношения – совокупность взаимодействий между людьми.
Межличностные отношения – особенная связь человека с окружающими людьми.
3 ) Определите вид межличностных отношений
1.Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах.______________________________________________
2.Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…?_________________________________________________________________________
3.В классе вы все…? _________________________________________
4. А самая великая ценность в жизни, как и самый высокий уровень межличностных отношений_____________________________________________________
4) Каким должен быть настоящий друг _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 ) « Правила дружбы». Прочитай пословицы, фразы, поговорки из которых нужно составить правила дружбы.
1.От улыбки хмурый день светлей____________________________________________________________________________
2. Без имени ребенок – чертенок. Без имени овца –баран_______________________________________________________________________________________________
4.Поспешишь –людей насмешишь, а дружбе повредишь___________________________________________________
Все, что ты накопил, ни за грош пропадет.
Все твое достоянье врагу отойдет(омар хайям)___________________________________________________
6. Друг мне тот, кому все могу говорить.( В. Г. Белинский)___________________________________________
6) На с. 51 в рамке у вас выделены чувства (так же в рабочих листах), выберите из них, которые соответствуют Вашему состоянию, напишите их на стикерах : на красном – отрицательные, на зеленом –положительные, и приклейте на «яблоню» выберите из них, которые соответствуют Вашему состоянию, их на стикерах : на красном – отрицательные, на зеленом –положительные, и приклейте на «яблоню»(на доске).
Удовольствие, радость, блаженство, зависть, восторг, горе, восхищение, обида, гнев, гордость, тоска, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.
Какие чувства ты бы добавил?(запиши на стикерах).
Для всех :П. 6 прочитать, вопросы после параграфа
На «5»- Создать буклет «Как обрести друга»
На «4» – Создать презентацию о лучшем друге
На «3»- найти пословицы и поговорки о дружбе
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое межличностные взаимоотношения
Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.
Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.
В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором – могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.
Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.
Симпатия и антипатия
Симпатия возникает естественно и спонтанно, часто ее причиной является совпадение взглядов и интересов. Невозможно насильно заставить человека чувствовать симпатию или антипатию к другому. Поэтому, симпатия должна быть взаимной для успешного взаимодействия.
Антипатия к человекупроявляется как чувство неприятия, внутреннего недовольства поведением и внешним обликом другого. Такой человек может беспричинно раздражать просто одним своим присутствием, вызывать плохие эмоции. Антипатия является плодотворной основой для межличностных конфликтов, разногласий, соперничества.
Таким образом, даже не зная толком человека, к нему может заранее сформироваться предвзятое мнение, антипатия.
Неформальные отношения
Межличностные отношения могут различаться по наличию или отсутствию определенных правил общения, взаимодействия. В связи с этим выделяют следующие виды межличностных отношений: неформальные (личные) и формальные (служебные).
Неформальные отношения складываются синхронно, на основе чувств симпатии, родства, расположению друг к другу. Такие отношения регулируют сами участники взаимодействия, не подчиняясь каким-либо установленным извне правилам. К неформальным относятся отношения между друзьями, родственниками, приятелями, одноклассниками.
Пример. Друзья сами решают, когда и во сколько им пойти на прогулку, за опоздание на встречу друг не будет наказывать своего товарища. Общение между ними происходит на равных, строго установленных правил межличностного взаимодействия нет.
Неформальные отношения складываются по собственной воле участников взаимодействия, они проявляют высокую избирательность, внимательно изучая личные качества индивида. Это не зря, ведь такие взаимоотношения самые близкие, и человека нужно хорошо узнать, прежде чем с ним дружить, ему доверять.
Так же неформальные отношения могут прерваться, по обоюдному желанию, или даже воле одного из участников. Часто друзья прекращают общаться из-за нанесенной обиды, неоправданных надежд, ожиданий. Зачастую, это временные разногласия, после которых следует примирение, но иногда друзья расстаются на всю жизнь.
Дружба, товарищество
Для каждого человека надежные друзья представляют большую ценность. На тему важности дружбы в человеческой жизни есть множество поговорок, пословиц, сказок. Приятелей, знакомых, товарищей может быть много, но друзьями становятся лишь избранные, единицы.
Дружбаэто бескорыстные межличностные отношения, основанные на симпатии, привязанности, общности взглядов на жизнь и целей. Настоящих друзей, от приятелей отличают следующие качества:
Чтобы обрести настоящего друга, нужно самому стараться обладать вышеперечисленными качествами, ведь друзей выбирают по общности интересов, характера, восприятия мира.
Товарищество это взаимная помощь, уважительное отношение и благожелательность между участниками отношений. Товарищи не так близко и доверительно общаются как друзья, но их отношения так же построены на симпатии, общности интересов. Чаще всего, товарищами становятся, занимаясь общей деятельностью: учебой, работой, продвижением к общей цели.
Пример. В 6-а учится 25 человек. У всего класса сложились хорошие отношения, нет конфликтов. Все одноклассники являются друг другу товарищами, но у каждого в классе есть только 1-2 настоящих друга.
Формальные отношения
Формальные отношения этоофициальные межличностные взаимоотношения, подчиняющиеся определенным правилам, установленным извне. Они подчинены определенному порядку взаимодействия, где каждому участнику взаимоотношений отводится своя роль. К официальным (формальным) относят взаимоотношения между: офицером и солдатами, учеником и учителем, прорабом и рабочим, администратором ресторана и официантом, директором и секретарем.
Примеры формальных отношений
Сфера взаимоотношений, участники
Принятые правила
Наказание за нарушение правил
Армия (участники взаимоотношений служащие высших и нижних чинов)
Нижестоящие чины должны подчиняться приказам вышестоящих, военнослужащие должны придерживаться правил воинского устава.
Внеочередное дежурство, отправление на гауптвахту. Если неисполнение приказа причинило существенный вред интересам службы, за него устанавливается уголовная ответственность.
Школа (учителя, ученики)
Ученики обязаны вовремя приходить на занятия, выполнять домашнее задание, носить школьную форму, придерживаться дисциплинарных правил.
Учителя вправе наказывать учеников плохими оценками, выставлением неудовлетворительного поведения, вызовом родителей в школу.
На каждом товаре должна быть указана цена, срок годности. Покупатели должны рассчитываться в полном объеме за приобретаемый товар.
Если товар оказался просроченным покупатель вправе возвратить его в магазин. За обман продавцом своих покупателей следует штраф, в некоторых случаях уголовная ответственность. Штраф или уголовная ответственность ждет покупателя решившего не расплатиться за товар.
Таким образом, к формальным относят все межличностные отношения,правила которых закреплены в документально.
Производственные отношения
Одна из разновидностей формальных межличностных взаимоотношений – это производственные отношения. Они регулируются трудовым кодексом – списком законов, устанавливающих права и обязанности работника и работодателя. Так за работником закрепляются обязанности:
Директор вправе наказать рабочего за несоблюдение правил, обязанностей, должностных инструкций. В первый раз он может ограничиться устным предупреждением, в следующие разы последуют штраф, выговор, увольнение с работы.
При этом кроме обязанностей за работником закреплены некоторые права:
Производственные отношения регулируются на основе закона, главным документом работника является его трудовая книжка.
Основные правила общения
Межличностные взаимоотношения регулируются правилами этикета, нормами морали и нравственности. Этикет предписывает нормы поведения в обществе, в том числе и в процессе межличностного взаимодействия, общения.
Правилам культуры общения обучают с раннего детства. Это необходимо, для создания в обществе взаимоуважения, благожелательного отношения. К общим правилам общения относятся: выражение приветствия знакомым людям, доброжелательный негромкий тембр голоса, уважительное отношение к собеседнику (его нельзя перебивать, нужно предоставить возможность высказаться).