аффилированное лицо что это значит
Статья 4. Определение основных понятий
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ в статью 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 4. Определение основных понятий
В настоящем Законе используются следующие понятия:
аффилированными лицами юридического лица являются:
член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
ГАРАНТ:
О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций см. Положение ЦБР от 20 июля 2007 г. N 307-П
Аффилированность — суть и применение
Подробное представление об аффилированности дает ст. 4 закона «О конкуренции…» от 22.03.1991 № 948-1, не только излагающая суть этого понятия, но и приводящая перечень лиц, считающихся аффилированными для юрлиц и ИП.
Аффилированностью этот закон называет способность юр- и физлиц оказывать влияние на деятельность (принятие решений, результаты работы) юрлиц и ИП. ГК РФ (ст. 53.2) увязывает такое влияние с наступлением правовых последствий и отождествляет аффилированность с определением «связанность».
Для юрлица аффилированными окажутся:
Для ИП аффилированность возникает в отношении:
Общей группа считается (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ) при наличии:
Используется понятие аффилированности в самых различных правовых областях, например, таких как законодательство:
О том, какие основания для увольнения руководителя юрлица содержатся в ТК РФ, читайте в материале «Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы».
Взаимозависимость — понятие, значимое для НК РФ
В налоговом законодательстве, несмотря на присутствие в НК РФ термина «аффилированные лица» (п. 2 ст. 269), более широко применяется понятие взаимозависимости. Расшифровку его сути и перечень ситуаций, в которых лица оказываются взаимозависимыми, содержат ст. 20 и 105.1 НК РФ.
Взаимозависимость возникает, когда лица (юридические или физические) имеют возможность самостоятельно или через своих зависимых лиц влиять на:
Влияние может осуществляться через:
Взаимозависимыми следует считать:
В отношении физлица размер доли его участия в юрлице оценивается по совокупности участия не только его самого, но и физлиц, являющихся для него взаимозависимыми (супруги, близкие родственники, а также те, с которыми отношения возникли на условиях усыновления или опекунства).
Возможно признание взаимозависимыми лиц:
Не признаются основанными на зависимости:
Наличие взаимозависимости учитывается в таких вопросах налогового законодательства, как:
Подробнее о льготе по движимому имуществу читайте в статье «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017».
Аффилированные и взаимозависимые лица — отличия
Оба понятия весьма схожи и по смыслу, и по описанию ситуаций аффилированности (взаимозависимости). Расхождения имеют место в следующих моментах:
Ну и, конечно, существенно разнятся сферы применения рассматриваемых понятий.
Что скрывается за определением «связанные стороны»
Существует еще одно определение, возникающее в связи с аффилированными лицами и взаимозависимыми лицами, — это понятие «связанные стороны», используемое в ПБУ 11/2008 (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н). Согласно тексту этого документа связанными с юрлицом сторонами считаются юр- и физлица, способные оказать влияние на его деятельность, или те юр- и физлица, на деятельность которых может повлиять юрлицо.
К числу лиц, признаваемых связанными сторонами по отношению к юрлицу, составляющему бухотчетность с применением ПБУ 11/2008, относятся:
Применение ПБУ 11/2008 оказывается обязательным при существенном уровне влияния. Однако на этот документ могут не ориентироваться юрлица, использующие упрощенные способы бухучета.
Итоги
Аффилированные лица и компании
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Аффилированные лица и компании
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Понятие «аффилированные лица» появилось относительно недавно, и уже успело приобрести негативный подтекст. Неудивительно, ведь его очень часто можно встретить в текстах, где речь идет о коррупции, выводе активов, фиктивных сделках, незаконной оптимизации налогов и т.д.
Аффилированные лица – это все лица, которые могут влиять на управленческие решения, принимаемые компанией. Речь идет о заключении крупных сделок, принятии решений об изменении структуры управления бизнесом, стратегии развития компании и т.п.
Давайте разберемся, кто они – аффилированные лица и компании, и как избежать негативных последствий, с ними связанных.
Что значит аффилированные юрлица?
Согласно статье 4 Закона «О конкуренции…» под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники (а также представители «той же группы», в том числе родственной), которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.
Конкретные критерии отнесения к аффилированным структурам мы привели в статье «Аффилированные или взаимозависимые лица». В этой же публикации подробно говорится и об аффилированных связях в группе лиц, которые описывает статья 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Характер аффилированности здесь может быть:
Антимонопольное и антикоррупционное законодательство РФ предъявляет свои требования по отношению к сделкам, в которые вступают аффилированные юридические лица.
Одно из них – ведение реестра аффилированных лиц, благодаря которому:
Обязанность вести реестр закреплена в статье 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Законодательно форма списка не определена. Хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации.
С 21 декабря 2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).
Дополнительные признаки аффилированности юридических лиц
Кроме явных признаков аффилированности, перечисленных в упомянутых выше нормативных актах, о зависимости организации и связанного лица можно судить, например, по степени контроля компании в конкретных хозяйственно-экономических обстоятельствах.
В частности, в постановлении Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 разъясняется, кто именно разделит ответственность с непосредственными участниками процедуры банкротства организации:
Читайте по теме:
Как доказать аффилированность юридических лиц?
Понятие аффилированности в российском законодательстве остается не до конца раскрытым. Еще в 2012 году на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 47538-6. В нем авторы пытались подробно раскрыть термин аффилированности и перечислить конкретные схемы участия одного юридического лица в деятельности другого. Более того – один из пунктов проекта предусматривал возможность признания судом аффилированных отношений, несмотря на отсутствие конкретных законодательно предусмотренных признаков, то есть, исходя из фактических обстоятельств дела.
Однако в статью 53.2 Гражданского кодекса РФ до сих пор не внесены изменения, но в современной судебной практике признают возможность наличия прямой и косвенной аффилированности по фактическим основаниям, даже в случае отсутствия правоотношений между организацией и связанными лицами.
Так, из определения Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475 следует, что наличие аффилированных связей можно доказывать любыми, не запрещенными процессуальным законом средствами. Даже в случае, когда две организации не входят в одну группу лиц, то в качестве доказательств можно использовать следующие обстоятельства:
Таким образом, ключевым признаком аффилированности являются не взаимоотношения в рамках экономической зависимости, а возможность влиять на принципиальные решения юридического лица, от которых зависит судьба организации.
Кроме того, в судебной практике существуют примеры, когда наличие аффилированной связи ставилось под сомнение даже при наличии явной экономической зависимости. Так, в деле о банкротстве (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 № 15АП-19042/2013 по делу № А53-3626/2013) суд пришел к выводу, что о факте принадлежности к одному «производственному комплексу» и наличии зависимости деятельности одной организации от другой не свидетельствуют следующие обстоятельства:
Таким образом, суд признал наличие формальных признаков аффилированности при отсутствии фактической экономической зависимости. Следовательно, данное понятие может характеризовать правоотношения, основанные на других видах социальной зависимости – например, структурно-организационной.
Какие риски связаны с аффилированными юр лицами?
Как с контрагентами, так и с участниками аффилированных организаций связаны определенные риски. Некоторые из них:
1. Фактические признаки аффилированности все чаще расцениваются контролирующими органами как попытки налоговой оптимизации.
В любой спорной ситуации претензии со стороны налоговых инспекторов и третьих лиц будут предъявляться ко всем участникам группы, в том числе к активодержателям и бенефициарам бизнеса.
В определении Верховного Суда РФ от 17.10.2017 № 304-КГ17-14572 в деле о налоговом правонарушении в части неверного исчисления основных налогов суд отклонил все доводы налогоплательщика о самостоятельной деятельности каждой из связанных организаций. А в качестве доказательств зависимости к сведению приняли следующие обстоятельства:
2. Если устав компании разрешает продавать и покупать дочерним и подконтрольным организациям небольшие пакеты акций, контролировать фактические последствия таких действий довольно сложно.
Например, если дочерняя компания приобретет 10% акций компании, в которой материнская организация уже владеет аналогичным пакетом бумаг, основная компания автоматически попадает в список аффилированных лиц приобретенного предприятия.
3. Все чаще звучат предложения при банкротстве организации понижать в очередности любые требования аффилированных кредиторов.
Явное злоупотребление: лицо, которое довело компанию до банкротства, получает возмещение наравне с независимыми кредиторами, которые не имели контроля над должником.
4. Недружественные поглощения при покупке акций компаний-конкурентов.
Например, в случае, когда покупатель, которому не хотят продавать контрольный пакет акций, зарегистрирует на родственника руководителя отдельную организацию, а тот обратится к несговорчивому «продавцу» с соответствующим предложением. Проследить аффилированную связь «продавец» сможет только через отчетность первого покупателя.
Наши решения предусматривают варианты законного снижения налогов в рамках НК РФ. Не обязательно прибегать к помощи аффилированых лиц, чтобы не разоряться на налоги.
Мы сопроводим самые важные для вашего бизнеса сделки и предотвратим финансовые и репутационные потери. У инспекторов не будет ни малейшего шанса откопать в деятельности вашей организации формальные или фактические признаки аффилированности или взаимозависимости.
Если вы решите обелить бизнес, то наши специалисты предложат вам лучший вариант для новой организации бизнеса, предусматривающий минимальную налоговую нагрузку.
Аффилированное лицо
Аффилированное лицо — это человек или юридическое лицо, имеющее влияние на компанию или гражданина, ведущего предпринимательскую деятельность. От него зависит вектор деятельности фирмы, ее развитие, стратегия работы, изменения в составе руководства и пр.
Иными словами, аффилированные лица — люди или фирмы, имеющие непосредственное влияние на конкретную организацию. Она зависит от них и обязана считаться с их мнением и решениями. Понятие регулирует Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции”.
Кто такие аффилированные лица
Примеры аффилированных лиц, если речь идет о юрлицах:
Если речь о финансовой группе, под маркой которой работают несколько компаний, то все члены Совета директоров и иных органов управления будут считаться аффилированными лицами.
Например, в Альфа Групп входят компании Альфа-Банк, Альфа-Страхование, X5 Retail Group, Боржоми, Росводоканал и пр. И по закону члены Советов директоров и акционеры с долей более 20% этих компании являются аффилированными лицами.
Если речь о физическом лице (ИП), его аффилированными лицами по закону выступают:
Антимонопольная служба
Аффилированные компании и лица находятся под пристальным вниманием закона и антимонопольной службы. Все проводимые между ними сделки тщательно проверяются, так как именно там часто встречаются уводы от налогов и мнимые сделки.
По закону руководство компании должно вести и регулярно обновлять список аффилированных организаций и граждан. Если между ними проводятся сделки, о них нужно сообщать контролирующим органам. При выявлении неучтенных сделок они могут быть аннулированы.
Частые вопросы
Источники:
Комментарии: 0
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Кто такие аффилированные лица и компании – признаки, ответственность, права и обязанности + инструкция как правильно вести список аффилированных лиц
Понятие «аффилированные лица» чаще всего встречается в отчетах корпораций и в хрониках экономических преступлений. Оптимизация бизнеса – и вывод активов, развитие компании – и фиктивные сделки… Кто же такие аффилированные лица? Как их определить в чужих компаниях и как вести учет в своих?
Аффилированность – что это такое простыми словами
Аффилированные лица – это все лица, которые по своему статусу могут влиять на управленческие решения в организации или у индивидуального предпринимателя. Под влиянием подразумевается контроль над стратегией развития предприятия, принятием решений о слияниях и поглощениях, о крупных сделках (закупки или продажи), структуре руководства и т.п.
Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный».
Законодательство в России описывает аффилированность юридических лиц не настолько четко, как в западных странах – у нас это более широкое понятие. В Налоговом кодексе РФ (статьи 20; 105.1 и 105.2) есть понятие взаимозависимых лиц. В действующем до сих пор законе РСФСР от 22.03.1991, № 948-1 (статья 4) кратко перечислены аффилированные лица и указаны основные признаки аффилированности.
Признаки аффилированного лица
- Имеет право голоса на собраниях акционеров ОАО или участников ООО. Владеет пакетом акций, позволяющим влиять на решения собрания акционеров, или долей в уставном капитале. К примеру, ПАО «Газпром» владеет 100% акций ООО «Газпром трансгаз Уфа» и в соответствии с этим осуществляет прямой контроль, являясь для своей уфимской «дочки» аффилированным лицом. Имеет родственные связи с руководителями/членами совета директоров/владельцами организации. Давид Трактовенко владеет холдингом «Банкирский дом «Санкт-Петербург», а его сын Вячеслав является председателем совета директоров сети кафетериев «Микс» и сети фитнес-клубов «Фитнес-формула». Первый по отношению ко второму – аффилированное лицо. Вправе отменять или приостанавливать действие решений исполнительных органов компании (если аффилированным лицом является член правления).
Кто может быть аффилированным лицом
Юридические лица могут быть аффилированными как с организациями, так и с физическими лицами. В их перечень входят:
- руководитель исполнительного органа юрлица. Например, Вагит Алекперов, формально владеющий 2,5% акций «Лукойла», – лицо, исполняющее полномочия единоличного исполнительного органа этой компании, а значит – аффилированное; член совета директоров, наблюдательного совета или другого коллегиального органа юрлица. Грегор Моват или Тимоти Демченко не имеют акций компании «Магнит», но в 2018 году являются членами ее совета директоров, и, соответственно, признаются аффилированными лицами; владельцы более чем 20% акций или долей в уставном капитале. Компания «Роснефтегаз» владеет 50% акций ПАО «Роснефть» и на этом основании является аффилированным лицом; зависимая организация, в которой этому юрлицу принадлежит больше 20% (например, дочерняя компания); фирмы, входящие в ту же группу лиц (об этом подробнее в следующей главе), что и данная компания.
Физические лица могут быть аффилированными:
- у организаций, в которых эти физлица распоряжаются более 20% долей в уставном капитале; у других компаний, входящих в ту же группу, что и физлицо.
Что такое группа аффилированных лиц
Этот термин взят из закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Он может означать несколько вариантов. Итак, группа аффилированных лиц – это:
1 Несколько предприятий, входящих в одну финансово-промышленную группу. Скажем, Качканарский ГОКа, входящий в компанию ЕВРАЗ, относится к группе аффилированных лиц с «Евразрудой», «Южкузбассуглем», Нижнетагильским меткомбинатом и еще дюжиной других юрлиц.
2 Прямые родственники (супруги, родители/усыновители, дети, братья и сестры) и принадлежащие им юрлица. Например, холдингом «Сафмар» владеют Саит-Салам и Саид Гуцериевы. Это брат и сын владельца компании «Русснефть» Михаила Гуцериева. Все их юрлица входят в группу аффилированных.
3 Юридическое или физическое лицо и организации, в которых упомянутые лица имеют больше 50% акций или долей в уставном капитале. Аффилированные компании могут быть как ООО, так и ОАО, в законодательстве это не разделяется.
4 Физлицо и фирмы, в которых этот человек является единоличным руководителем (например, генеральным директором).
5 Физическое или юридическое лицо и организации, которым указанные лица имеют право (на основе учредительных документов) давать руководящие указания, обязательные к исполнению.
6 Несколько организаций, в совет директоров которых входит более 50% одних и тех же людей.
7 Физлицо или юрлицо и организации, гендиректоры и/или более 50% членов совета директоров которых избраны по предложению упомянутых лиц. По этому основанию, к примеру, к одной группе принадлежат компания «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», Московский и Казанский вертолетные заводы и еще более 10 юрлиц.
Права и обязанности аффилированных лиц
Права аффилированных лиц каким-то особым образом законодательством не установлены. Они полностью соответствуют правам других лиц, участвующих в экономике РФ. Зависимые и контролирующие организации и физлица вправе вести совместную экономическую деятельность, координировать свои стратегии развития, но не выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства.
А вот обязанностей у аффилированных лиц больше, чем у прочих субъектов рынка. В конкретном законодательном акте они не описаны, однако проистекают из общего смысла деятельности группы предприятий, связанных между собой. Эти обязанности таковы:
1 Информировать контрагентов о своей аффилированности с другими лицами в случае проведения сделок с заинтересованностью (в данном случае – когда одной из сторон сделки является аффилированное или зависимое лицо). Ответственность за нарушение этого требования наступает только в случае, когда контрагент доказал, что ущерб ему нанесен непредоставлением информации. Сделка может быть отменена.
2 Информировать о появлении аффилированности в случае приобретения более 20% акций или долей в уставном капитале другого лица. Этот пункт касается только акционерных обществ, которые обязаны публиковать отчетность в соответствии с законом. Сведения аффилированная компания публикует в течение 10 дней в официальном публикаторе данных о госрегистрации юридических лиц. Основной сложностью является контроль дочерних и зависимых компаний на предмет продажи и покупки ими небольших пакетов акций (если это разрешено Уставом фирмы). Если ваша дочерняя фирма А приобретает, скажем, 10%-ный пакет акций компании Б, а у вас уже есть 10% акций той же компании Б, то вы, сами того не подозревая, попадаете в список аффилированных лиц последней.
3 Вести список аффилированных лиц. Эта обязанность более актуальна для акционерных обществ, нежели для ООО, однако перечень должен быть и у тех, и у других. Если компания размещает свои акции на бирже, у нее появляется обязанность предоставлять список аффилированных лиц в Центробанк РФ (в составе прочей отчетности) и организатору биржевых торгов. Также эти списки должны размещаться на официальных сайтах компаний и быть в общем доступе как минимум 3 года с момента размещения и столько же – со времени каждого обновления.
Кому и для чего нужна информация об аффилированных лицах
Сведения об аффилированности фирм и физлиц должны находиться в доступе (см. п.3 следующей главы), чтобы участники сделок могли проверять контрагентов. Список аффилированных компаний необходим для того, чтобы контролировать и отчитываться перед госорганами по сделкам с зависимыми лицами, не нарушать антимонопольное и антикоррупционное законодательство.
Он упрощает процедуру одобрения сделок с заинтересованностью (не требуется получать выписки из госреестров для доказательства взаимозависимости лиц). Также эти данные предоставляются собственным акционерам/участникам ООО. Еще один адресат – налоговые и другие контролирующие органы в ходе проверок (подробнее о них – в главе об ответственности аффилированных лиц).
Другое важное предназначение данной информации – внутренний контроль и защита от недружественных поглощений. Самый простой пример – сделки по покупке пакетов акций компаний-конкурентов. Допустим, ЗАО “Первый”, имеющее 30% акций ОАО “Второй”, решило приобрести еще 21% и получить контрольный пакет этой компании. Менеджмент “Второго” не горит желанием продавать ценные бумаги “Первому” и попадать в полную зависимость.
Тогда “Первый” применяет следующую схему: на сына генерального директора ЗАО “Первый” регистрируется ООО “Третий”, которое и выходит с предложением купить пакет акций компании “Второй”. Поскольку у физлица аффилированных лиц быть не может, а ООО имеет право не публиковать сведения о своих аффилированных лицах, заинтересованность ЗАО “Первый” в действиях ООО “Третий” можно проследить только через отчетность компании “Первый”.
Поэтому для менеджмента ОАО “Второй” при поступлении предложения о покупке акций важно проследить возможную аффилированность потенциального покупателя, оценив его вероятную связь со своими основными рыночными конкурентами. А если этого сделано не будет, акции купит ООО “Третий”, а затем продаст их своему аффилированному лицу – ЗАО “Первый”, произойдет недружественное поглощение.
Как правильно вести список аффилированных лиц
Порядок учета аффилированных лиц для открытых и закрытых акционерных обществ, а также ООО примерно одинаков.
1 Руководитель юрлица издает приказ, в котором назначает лицо, ответственное за ведение перечня. Можно оставить контроль за собой, но целесообразнее переложить эту функцию на юриста.
2 Устанавливается частота обновления списка – раз в год, в полугодие или в квартал, все зависит от активности компании и взаимозависимых лиц на рынке акций. Законом такая частота не оговаривается.
3 Устанавливается место хранения перечня, а также срок, в который открывается доступ к нему. Если речь идет об ООО, список может храниться у гендиректора и предоставляться по требованию. ОАО обязаны размещать эти данные на своем официальном сайте. Требовать список к просмотру вправе заинтересованные лица: акционеры или участники ООО, кредитные организации.
4 Указывается лицо, имеющее право подписывать список.
Форму списка выбирает сама компания. В нем обязательно должны быть следующие пункты:
- название фирмы, ее юридический и почтовый адреса/ ФИО и адрес для физлица; дата возникновения аффилированности, событие (покупка акций, назначение на должность и т.д.).
Также здесь может присутствовать графа с размером доли в уставном капитале, которой владеет аффилированное лицо, и другая информация.