ахиллес кто такой чем прославился
Ахилл (Ахиллес)
Ахилл. Фрагмент росписи краснофигурной амфоры «художника Ахилла». Ок. 440 до н. э.
Фетида, желая сделать Ахилла неуязвимым и дать ему бессмертие, по ночам закаляла его в огне, а днём натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. По другой версии, Фетида окунала сына в воды подземной реки Стикс, держа его за пятку, которая осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Фетида была оскорблена вмешательством Пелея и покинула мужа, вернувшись в море.
Д. Помпео Ахилл и кентавр Хирон. Флоренция, Галерея Уффици
Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530-525 до н. э.
Во главе ополчения мирмидонян на пятидесяти кораблях, в сопровождении своего друга и побратима Патрокла, Ахилл отплыл в Авлиду. Его любящая мать, вещая богиня Фетида, накануне выхода в море сказала ему: «Перед тобой два пути: можешь прожить долго, или тебя ожидает полная блеска и славы, но короткая жизнь». Ахилл выбрал второе. Пелей, понимал, что, если Ахилл рано умрет, его ждет одинокая и безрадостная старость, но не стал отклонять сына от пути его славы. В Авлиде именем Ахилла воспользовались, чтобы обманом привезти сюда Ифигению, дочь Агамемнона и Клитеместры, для жертвоприношения Артемиде. Узнав об этом, Ахилл обязался защитить Ифигению от любого обидчика, но она добровольно положила голову под жертвенный топор.
Агамемнон не отдает Ифигению Ахиллу. Ж.Л. Давид. 1819 г.
В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не играет никакой роли. Он является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств. Он знает, что ему суждена короткая жизнь, и стремится прожить её так, чтобы слава о его доблести сохранилась навеки. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, Ахилл принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни.
Брисеиду уводят от Ахилла. Фреска из дома Трагического поэта в Помпеях. 1 в. н. э.
Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона. За это по просьбе Хриса бог насылает на греков моровую язву. Через десять дней после начала мора, Ахилл собрал вождей ахейского войска и потребовал у Агамемнона, чтобы тот вернул Хрисеиду её отцу. Агамемнон соглашается, но, разозлившись на Ахилла, забирает у него его пленницу Брисеиду, чем вызывает «гнев Ахилла» (завязка «Илиады»). Ахилл клянется, что не примет больше участия в сражениях, пока Агамемнон не принесет ему извинений.
Ахиллес принимает посланцев Агамемнона
Неучастие Ахилла в боях привело к отступлению ахейцев. Агамемнон по совету старца Нестора объявил, что вернёт Ахиллу Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов. Ахейцы отправили послов к Ахиллесу, чтобы передать ему слова Агамемнона.
Ахилл перевязывает руку раненого Патрокла. Роспись на дне краснофигурного килика Сосия. Ок. 500 до н. э.
Однако лишь когда троянское войско подступило к ахейским кораблям и Гектор поджег один из них, Ахилл уступил уговорам своего друга Патрокла и разрешил ему, облачившись в его доспехи и взяв его божественных коней, вступить в бой. Появление Патрокла в доспехах Ахилла вселяет ужас в троянцев и радость в сердца ахейцев. И те, и другие принимают его за сына Пелея. Ахейцы отгоняют троянцев от кораблей, но Гектор убивает Патрокла и снимает с его мертвого тела доспехи Ахилла. Известие о смерти Патрокла кладет конец гневу Ахилла. Оставшись без доспехов, он жалуется на свое горе матери. Фетида летит к Гефесту и тот, по просьбе богини, за одну ночь выковал новые доспехи для Ахилла.
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. Картина А.А. Иванова. 1824 г.
Двенадцать дней подряд Ахилл вставал на рассвете и трижды протаскивал за своей колесницей тело Гектора вокруг могилы Патрокла, чтобы насытить таким образом свою ярость. После этого, по велению олимпийских богов, Ахилл выдал тело Гектора Приаму за большой выкуп.
Ахилл сражается с Пенсифелеей. Фрагмент восточного фриза храма Аполлона в Бассах. Кон. 5 в. до н. э.
О дальнейшей судьбе Ахилла сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида». На стороне троянцев сражалась царица амазонок Пенфесилея, убившая многих греков. Ахилл поразил Пенфесилею, после чего влюбился в ее мертвое тело. Терсит, самый уродливый из всех греков, сражавшихся под Троей, выколол у умершей глаза копьем и обвинил Ахилла в страсти, противной природе человека. Ахилл так ударил Терсита, что, выбив ему все зубы, отправил его тень прямохонько в царство мертвых. После этих событий Ахилл отплыл на Лесбос, где принес жертвы Аполлону, Артемиде и Лето, а Одиссей, заклятый враг Терсита, совершил над Ахиллом очистительный обряд. Вскоре после этого Ахилл, мстя за гибель своего друга Антилоха, сразил вождя эфиопов Мемнона.
Неистовство Ахилла. Ш.А. Куапель
Первоначально Ахилл являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал его храм. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом Ахилла приносили жертвы спартанские эфебы.
Культ Ахилла был занесён также в греческие колонии на Сицилии и в Южной Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища Ахилла имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Локализация умершего Ахилла на острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые ему.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Введение
Ахиллеса, непревзойдённого бегуна и участника Троянской войны (примерно 1265 — 1255 гг. до н. э.), многие западные и российские ученые считают протославянским князем.
Так, греческий писатель римской эпохи, историк и географ Флавий Арриан (95—175 гг. до н. э.) писал, что Ахиллес был скифом из городка Мермекия, располагавшегося возле Керчи. За необузданность, жестокость и высокомерие духа он был изгнан со своих родных мест и поселился в Фессалонии — области, находящейся на востоке Средней Греции у побережья Эгейского моря.
Ещё ранее Страбон (64 г. до н. э.— 23 г. н. э.) писал, что селение, где родился Ахиллес, располагалось на азиатском берегу Боспора Киммерийского (Керченского пролива) у современной косы Чушки.
Заметим, что скифы в Причерноморье появились гораздо позже Ахиллеса — в VII в. до н. э., тем не менее у греков было принято многие народы, обитавшие в этих краях, называть скифами. Даже византийцы в X в. так называли русов.
Фактически же Ахиллеса нельзя считать скифом. Он был представителем более древнего народа мирмидонян, обитавших в этом регионе. Своё название это племя берёт от греческого «мирмекс» — муравей. Историки полагают, что такое название племя получило в связи с его многочисленностью.
С Северным Причерноморьем и Приазовьем, как известно, связано и становление славянских народов, в частности, русского. В рассматриваемый период здесь также обитали киммерийцы, оставившие после себя много славянских имён, названий местности и т. д. Так, ещё отдельные византийские историки, как показал писатель А.П. Ладинский (1896—1961 гг.), были склонны считать Ахиллеса предком русских князей.
Об этом писал византиец Лев Диакон, родившийся около 950 года. Он доказывал, что киевский князь Владимир, крестивший Русь в 988 году, является предком Ахиллеса. Такой вывод Лев Диакон делает на основе их внешнего сходства. Оба они были русыми и голубоглазыми, вспыльчивыми по характеру, носили плащи с застёжками на правом плече.
Военные дружины русов, подобно мирмидонянам, во время сражений предпочитали пеший строй. Одинаковыми были у них и погребальные обряды усопших.
О том, что Ахиллес является выходцем из земель, где начали формироваться предки славян, писал русский академик В.Г. Васильевский (1838—1899 гг.). Другой русский академик А.Н. Веселовский (1838—1906 гг.) также считал Ахиллеса предком славян, а советский писатель и лингвист А.К. Югов называет его русским тавроскифским князем.
Эти и другие исследователи отмечают, что почитание древними греками Ахиллеса обусловлено тем, что они свою священную прародину помещают к северу от Понта (Чёрного моря).
На родине Ахиллеса, как отмечает историк В. Скурлатов, находилась одна из ранних кузниц железа, так как здесь ещё в древние времена были открыты месторождения железа. Напомним, что название города Керчь (Дорчив) берёт своё начало от древнерусского слова «корчий» — кузнец. Таким образом, оно является синонимом «Кузнецка».
Известно, что с Причерноморья и Приазовья в период 2000—1700 гг. до н. э. на юг проникли три волны протославян, вооружённых железными мечами, на конях и на колесницах, колеса которых были изготовлены со спицами. Это делало колесницы лёгкими и весьма подвижными. Так, Э. Берзин (1983 год) писал, что одна волна через Кавказ проникла на Передний Восток и в северо-западной Месопотамии создала в XVII в. до н. э. государство Митани.
Ю.М. Каныгин (2003 год) писал, что в указанный период протославянские племена гиксов проникли в Палестину и создали своё государство. Американский историк Дж. Вильсон, изучавший древние документы, писал в 1953 г. о том, что местные племена хананеи гиксов называли русами. В 1700 г. до н. э. они завоевали Египет и правили им 200 лет.
«Ахиллесова пята»
Из истории известно, что наш герой Ахилл погиб во время Троянской войны, пораженный копьем Париса в пятку. Так в литературу, историю и медицину вошло изречение об «ахиллесовой пяте» и еще об «ахиллесовом сухожилии».
Память об Ахиллесе
В память об Ахиллесе сооружались храмы как в самой Греции, так и в городах-поселениях по всему Причерноморью. Древние греки до принятия христианства возвели Ахиллеса в ранг верховного божества. В частности, его очень почитали в Ольвии (Борисфене), располагавшемся на правом берегу Бутского лимана — около современного села Парутино Очаковского района Николаевской обл. Украины.
Этот город существовал с VI в. до н.э. по V в н.э. Недалеко от этих мест расположена Тендровская коса, называвшаяся ранее Ахиллесовым бегом (дромом). Из античной истории известно, что на этой косе до Троянской войны Ахиллес тренировался в беге и, по преданиям, считался непревзойдённым бегуном.
В связи с этим почитатели Ахиллеса проводили там спортивные состязания по гимнастике и конному спорту, на которые съезжались представители многих городов Эллады.
В память об Ахиллесе греки на самом большом острове северо-западной части Чёрного моря против дельты реки Дунай — Левке (Белом) соорудили храм. Сейчас этот остров называется Змеиным, хотя на нём змей уже нет, и принадлежит он Украине. Кроме храма здесь была установлена и статуя героя. В честь Ахиллеса на этом острове, как и на Ахиллесовом беге, устраивались поминальные игры в виде разнообразных состязаний. Вот ещё одно место для организации спортивных соревнований стран СНГ.
С именем Ахиллеса сравнивали своих полководцев и на Руси. Так, при нашествии на русские земли поляков и литовцев в 1610 г. отличился 24-летний князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, разгромивший поляков и «тушинцев» под Торжком, Тверью и Дмитровом и снявший осаду Москвы от войск Лжедмитрия-2. За эти военные успехи князь получил большую популярность, его стали сравнивать с Ахиллесом и Гектором — вторым героем Троянской войны, сражавшимся на стороне троянцев.
С именем Ахиллеса сравнивали ещё одного российского полководца — Петра Александровича Румянцева (1725-1796 гг.). Во время войны с Турцией (1769 год), являясь главнокомандующим русской армией, разбил турок при Ларге, под Кагулом, взял Журжу, Измаил, Калию и Бухарест, перешёл Дунай и заключил с турками в 1774 году Кючук-Кайнарджийский мир. За эти подвиги он получил приставку к фамилии Задунайский и звание генерал-фельдмаршала, а российская пресса окрестила его «российским Ахиллом».
Греки чтили не только Ахиллеса, но и его сына Неоптолема, в честь которого в устье реки Тирос (Днестр) у нынешнего села Приморское была возведена башня. Она долгое время служила маяком, указывающим морякам вход в устье реки. Однако в последующем, в связи с абразией берега, маяк разрушился, и его развалины исчезли на морском дне.
В Причерноморье и Приазовье до сих пор археологи находят изделия со сценами подвигов Ахилла. Так, в 1987 году при раскопке кургана на окраине Ростова-на-Дону был найден колчан с золотой обкладкой, на котором филигранно изображены сцены из жизни Ахиллеса. Из этого видно, что его чтили по всему Причерноморью и Приазовью, а не только в Греции.
Видео
Бой Ахиллеса с царевичем Трои Гектором. Фрагмент из фильма «Троя», 2004 г.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Фильм «Троя» с Брэдом Питом мне нравится. Круто снято, качественные битвы, режиссерская и операторская работа на пять баллов. Конечно с точки зрения исторического соответствия, или точнее сказать соответствия произведениям Гомера и мифам древней Греции там много чего перепутано. Вот например в фильме показано, как Ахиллес выбирается из «троянского коня» и бежит за Еленой. Но ведь согласно греческим мифам такого совершенно не могло случиться.
Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.
Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.
Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая.
Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.
Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.
Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.
Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.
Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.
Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.
Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.
Происходило это так.
Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.
К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».
За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».
Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.
Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями).
Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.
Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.
Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.
Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.
Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.
На этом завершается «Илиада» Гомера.
После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.
Дальше – больше. Одиссей и Диомед проникли в Трою и похитили из храма Афины палладий, защищавший город от врагов. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.
И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…
Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.
Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!
Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.
Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.
Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.
В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон.
Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.
Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…
Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.
Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.
Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.
Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.
В итоге Троя была разграблена и уничтожена.
Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.
Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.
Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.
Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.