ахлю сунна что это такое

Ахлю сунна что это такое

ахлю сунна что это такое. Смотреть фото ахлю сунна что это такое. Смотреть картинку ахлю сунна что это такое. Картинка про ахлю сунна что это такое. Фото ахлю сунна что это такое

Группы в Исламе. (Источник фото: freepik.com)

Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»? Кто входит в эту группу?

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Термин «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа» появился еще в ранний период истории ислама, когда появились различные секты и течения, отделившиеся от большинства мусульман, для того, чтобы отделить истинную акыду от заблуждений. Ведь всегда в истории ислама сохранялась группа, которая не отошла от истинной акыды – убеждений Пророка и сподвижников.

Чтобы выделиться из огромной массы заблудших течений, они стали называть себя ахлю сунна валь-джама`а. Но это не просто одно из течений в исламе – это и есть сам ислам.

Просто «мусульманами» себя называли многие заблудшие секты, так что уже в эпоху таби`инов (учеников сподвижников) понадобилось выделить убеждения Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников. Шейх Саид Фуда пишет в «Шарх аль-Кабир», что первым, от кого передается это выражение, был табиʼин Мухаммад ибн Сирин.

Основа этого понятия – в известном хадисе Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, про 73 течения. В конце его сказано:

«И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники» (ат-Тирмизи).

Убеждения Пророка – это сунна. А «джама`а» – община – это те, кто передал их, – сподвижники, их праведные учеников и все, кто последовал за ними, неукоснительно держась истины, вплоть до Судного дня. Благодаря им мы сегодня обладаем этим великим благом – правильным вероучением Ислама.

Кто же такие ахлю-с-сунна в наши дни?

Имам Мухаммад Амин ибн Абидин пишет в своей известной книге «Радд аль-мухтар»:

«Ахлю сунна валь-джамаа – это ашариты и матуридиты. Эти группы согласны друг с другом во всем, кроме ряда частных вопросов [вероучения], большая часть из которых – расхождения словесные…»

Имам Муртаза аз-Забиди писал в «Итхаф ас-садат аль-муттакын»:

«Когда говорят Ахлю-Сунна валь Джама’а, имеются в виду ашариты и матуридиты Знай, что эти два имама – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди – не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли убеждения саляфов, оставаясь на акыде, которой придерживались сподвижники, и они опровергали заблудших».

Возможно ли, чтобы человек, не будучи ашаритом или матуридитом, являлся бы Ахлю-с-Сунна в акыде? Теоретически, да. Некоторые последователи правовой школы имама Ахмада ибн Ханбаля (ханбалитского мазхаба), не относя себя к ашаритам или даже ругая ашаритов, были суннитами, то есть не высказывали никаких убеждений, которые бы противоречили Ахлю-с-Сунна.

Отметим, что мусульмане Поволжья всегда относили себя к матуридитам, согласно свидетельству Мухаммада Мурада ар-Рамзи, который пишет в историческом сочинении «Тальфик аль-ахбар», говоря о татарских ученых:

«В убеждениях все они были суннитами-матуридитами, а в практике – ханафитами» (т. 2, с. 331).
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀

С уважением, муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Источник

Кто относится к мусульманам «Ахлю ас-Сунна»

ахлю сунна что это такое. Смотреть фото ахлю сунна что это такое. Смотреть картинку ахлю сунна что это такое. Картинка про ахлю сунна что это такое. Фото ахлю сунна что это такое

Вопрос: Кто такие мусульмане «Ахлю ас-Сунна», и какие категории относятся к ним?

Ответ: «Ахлю ас-Сунна» – это мусульмане, которые следуют сунне Пророка (мир ему и благословение), его сподвижникам и единогласию ученых общины. Это группа мусульман, которая находится на истинном пути и будет спасена в день Суда.

В Ахлю ас-Сунна входят восемь категорий людей:

1) Мутакаллимы – занимающиеся науками таухид (единобожие), нубувва (пророчества), вопросами обещания поощрения «аль-ваъд» и наказания «аль-ваид», усло-виями иджтихада (вынесения решения с Корана и сунны), условиями правления и руководства. В эту категорию входят мутакаллимы, которые чисты от запретных новшеств (бидъа) в отношении Аллаха (то есть Его атрибутов и имен), чисты от идей хариджитов (раскольники, ваххабиты, псевдосаляфиты), рафидитов, джахмитов, наджаритов и других заблудших сект и течений.

2) Факихи – ученые юриспруденции Ислама, которые выносят решение по хадису, а также опираясь на обоснованное мнение «раъю». Это ученые, которые имеют правильную веру в Аллаха, Его атрибуты и имена. Они чисты от идей муътазилитов и кадаритов (и других сект и течений). Они признают, что Аллаха увидят праведники без уподобления творениям и без искажения истинного понимания Его сущности, атрибутов и имен. Признают воскрешение из могил, допрос в могиле, Хауз (водоем Пророка, мир ему и благословение) в день суда, мост ас-Сырат, заступничество, прощение грехов кроме как многобожия…

В эту группу входят последователи имамов: Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбал, аль-Авзаий, ас-Саврий и т. д.

3) Мухаддисы и усулиюны – ученые, которые занимаются проверкой достоверности цепочки рассказчиков хадисов, сунны и случаев из жизни Пророка (мир ему и благословение), они знают причины «джархватадиль» (дискредитация и признание на-дежности), а также не признают идеи сторонников запретных новшеств в Исламе (бидъа).

4) Грамматисты – ученые, которые занимаются грамматикой, и их последователи – такие, как: аль-Халиль, Абу Амр ибн Аляъ, Сибавайхи, аль-Фарраъ, аль-Ахфаш, аль-Асмаий, аль-Мазуний, Абу Убайд и другие грамматисты Куфы и Басры, у которых научные знания не смешаны с запретными новшествами кадаритов, рафидитов или ха-риджитов. Если кто-нибудь из этих ученых пойдет за страстями или по пути заблуждения, то он не будет являться из числа Ахлю ас-Сунна.

5) Карии (чтецы Корана) и муфассиры (толкователи Корана). Это ученые, изучающие правильное чтение Корана, виды его чтения, а также занимающиеся толкова-нием Священного Корана, которые не являются приверженцами страстей и заблуждения.

6) Истинные суфии. Суфии-аскеты, которые смотрят, но притупляют взоры, которых испытывают, и которые проходят испытания. Довольные предопределением, довольствуются малым из удела, знают, что слух, зрение и сердца будут спрошены о благом или плохом (то есть про то, что они совершали), знают, что их отчитают за деяния даже размером в песчинку, и они готовятся ко дню суда…

Их религия – это единобожие, отрицание уподобления Всевышнего творениям, их путь – это вверение, препоручение Аллаху всех дел, упование на Него…

8) Простые мусульмане. Также к Ахлю ас-Сунна относятся простые жители стран и городов, в которых признаки приверженцев Ахлю ас-Сунна являются подавляющими, и нет в них признаков приверженцев заблуждения и страстей. (см. в книге «аль-Фаркубайна аль-фирак» Абдуль-Кахира аль-Багдадий (ум. 429 г.х.)).

Все эти мусульмане находятся на истинном пути, если их убеждения и путь являются истинными и правильными. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «…Моя община разделится на семьдесят три группы, все они в Аду, кроме одной». Его спросили: «Кто же на истине?», Пророк ответил: «Та группа, которая придерживается того, чего придерживаюсь я и мои сподвижники» (передал Абу Давуд, достовер-ный хадис).

Ибн Ахмад

ахлю сунна что это такое. Смотреть фото ахлю сунна что это такое. Смотреть картинку ахлю сунна что это такое. Картинка про ахлю сунна что это такое. Фото ахлю сунна что это такое

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

ахлю сунна что это такое. Смотреть фото ахлю сунна что это такое. Смотреть картинку ахлю сунна что это такое. Картинка про ахлю сунна что это такое. Фото ахлю сунна что это такоеКто такие ашариты?

В данной статье с помощью Аллаха будет дано короткое описание ашаритов – кто они такие и что именно ашариты были имамами ахлу сунна валь джамаа.

قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: ”خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم

В другом хадисе говорится:

أوصيكم بأصحابي ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم

عليكم بالجماعة وإياكم والفرقة فإن الشيطان مع الواحد وهو من الاثنين أبعد، فمن أراد بحبوحة الجنة فليلزم الجماعة

«…кто хочет просторов Рая, пусть придерживается пути большинства, поистине, шайтан с тем, кто один, а от двоих он находится чуть дальше…» (Джамиу сахих сунану ат-Тирмизи, №2165).

Знайте, что Аллах в Коране сказал:

وما ءاتاكم الرسول فخذوه وما نهاكم عنه فانتهوا

(Смысл): «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Хашр», аят 7).

После имамов аль-Ашари и аль-Матуриди их последователи составили сотни сочинений со множеством неопровержимых доводов, вели множество диспутов против противоречащих акиде ахлу сунна. Возвысили флаг мазхаба аль-Ашари на Востоке и Западе. В распространении мазхаба отличились трое: 1) Устаз Абу Бакр ибн Фаврук (умер в 406 г. по хиджре); 2) Абу Исхак аль-Исфараяйни (умер в Нийсабуре в 418 г. по хиджре); 3) Имам Абу Бакр Бакалянию (умер в Багдаде в 403 г. по хиджре) (да будет доволен им Аллах).

Первые двое распространяли эти убеждения на Востоке, а Абу Бакр Бакаляния и на Востоке, и на Западе. После 105 лет хиджры умма состояла лишь из ашаритов и матуридитов, сошло с этого пути только малое количество мутазилитов, шарзамитов и группы хавариджей. Не было крупного учёного неашарита либо нематуридита.

В мазхабе акиды разногласий быть не может у ашаритов и матуридитов, акида одна, она различается лишь в незначительных вопросах.

Акида двух имамов заключается в том, что Аллах един, не похож на творения, не занимает места, и время не меняется для Него, Он не сидит на Арше, не имеет направления, органов, нет ничего подобного Ему, Он Всеслышащий и Всевидящий.

Среди таких же ашритов можно упомянуть и Султана Мухаммада аль-Фатиха (да будет доволен им Аллах). Он объяснял людям, что у Аллаха нет места, направлений, образа, границы. Был убеждён в дозволенность посещения могил пророков, праведников для снискания благодати посредством их вещей и тавассуля посредством них к Аллаху. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), предсказав будущее, восхвалил Султана Мухаммада аль-Фатиха. Сообщает Абдулла ибн Бишр аль-Ганави от своего отца, что слышал, как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

روى أحمد في المسند (18189) والبخاري في التاريخ الكبير (1760) والحاكم في المستدرك (8300) عن عبدالله بن بشر الغنوي عن أبيه أنه سمع النبي صلى الله عليه وسلم يقول: ( لتفتحن القسطنطينية فلنعم الأمير أميرها ولنعم الجيش ذلك الجيش )

«Константинополь будет завоёван, настолько прекрасен полководец той армии и то войско» (Ахмад в «Муснаде», №18189, Бухари в «Тарих аль-Кабир», №1760, Хаким в «аль-Мустадраке», №8300).

Никто не будет отрицать, что завоевателем Константинополя был полководец Султан Мухаммад аль-Фатих, тут возникает вопрос, разве стал бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) восхвалять ашаритов и их полководца, если бы они были заблудшими или кяфирами, как говорят невежественные люди?

Тажуддин ас-Субки сказал: «Если б мы пожелали усвоить достоинства Шейха аль-Ашари, то не хватило бы бумаги и затупились бы карандаши. Кто желает узнать его степень и заполнить сердце любовью к нему, пусть читает книгу «Табийни кизби аль-муфтари фима нусиба иляль имам Абул Хасани аль-Ашари («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари)», которую написал ибн Асакир ад-Димашки. Это славная книга, велика от неё польза и добро». Ибн Абу Худжаж Андалуси на полях книги написал: «Если б не было у ибн Асакира благодарности Абул Хасану аль-Ашари, кроме этой книги, этого тоже было бы достаточно».

Абул Хасан аль-Ашари был удивительно проницательным, очень знающим и глубоко понимающим. Приблизительно 20 лет утренний намаз совершал с омовением, совершённым ночью, был скромным в мирских делах и активным в делах Ахирата. Он расходовал в год 17 дирхамов, каждый месяц по одному дирхаму, а иногда и меньше дирхама.

Написал много книг, вот некоторые из них: «аль-Ибана (Разъяснение основ вероисповедания)», «аль-Фусуль», «Ийзахуль Бурхани фи ради аля ахли Зайги ва Тугян», «Лямуль Кабир», «ат-Тафсилю фи ради аля ифки ва тазлили», «Накзу аля Джабаи», «Макаляту Муслимин», «Джавабату ва Сифат», «Аддафиу лильмухаззаб», «Мухтасару фи тавхиди валь Кадар», «Китабу Тибриин», «аль-Фунун», «Жавабу Мисриийн», «Тафсиру Куран», «Зиядату Навадир», «Жавабату ахду Фарис», «Джавхар», «Ихтияж», «аль-Ахбар» «аль-Иман», «Афалю Набби», «Даляилю Нубуват», «Кашфу аль-Асрар», «аль-Мавджуз», «Ихтиджаж», «Исбату аль-Кияс» и другие у него было больше 300 книг. Что касается книги «аль-Ибана», то её смысл исказили невежды.

Резюме:

— Ашаритами были имамы аль-Байхаки, ан-Навави, ибн Хаджар Аскаляни, Салахуддин аль-Аюби и другие.

— Ашариты изложили акиду Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и сподвижников.

Источник

Ахлю сунна валь джамаа

ахлю сунна что это такое. Смотреть фото ахлю сунна что это такое. Смотреть картинку ахлю сунна что это такое. Картинка про ахлю сунна что это такое. Фото ахлю сунна что это такое

Ахлю сунна валь джамаа считают Коран и Сунну первоисточниками религии ислама, и любые проблемы они решают, основываясь на ясных и недвусмысленных хадисах и аятах Корана. Если же по вопросу или проблеме нет ясных и недвусмысленных хадисов и аятов, то ахлю сунна валь джамаа в принятии решения опираются на доводы своего разума или на иджтихад.

Идеологи термина «Ахлю сунна валь джамаа»

Одним из тех, кто сыграл важную роль в становлении понятия ахлю сунна валь джамаа был Хасан аль-Басри, он изложил то, как он видит политические проблемы и проблемы сектантства, тем самым систематизировав «срединные» убеждения ахлю сунна валь джамаа (суннитов). Жесткой позиции придерживался Хасан аль-Басри относительно обособления Василя ибн Ата, который являлся основоположником мутазилизма и предпринимал попытки привнести в религию свои взгляды относительно вопросов, касающихся больших грешников или кабаир, а также по вопросам, касающимся предопределения. Отвергал Хасан аль-Басри и воззрения крайних хариджитов и шиитов, считавших грешников людьми, которые вышли из лона ислама. Он оперировал такими терминами как «ахль ас-сунна», «ахль хакк», «ахль аль-джамаа», «ахль аль-хадис», «ахлю сунна валь джамаа», чтобы обозначить «умеренный» путь и чистую единую веру, существовавшую до того, как возникла смута, гражданское противостояние и сектантство в мусульманском обществе.

Также из тех, кто использовал термин «Ахль аль-Сунна» был ибн Сирин, а после им стали пользоваться большинство правоверных мусульман.

Термин «ахль аль-хакк ва-ль-джамаа» ввел в обращение Абу аль-Лейс ас-Самарканди, а со второго века от хиджры стали использовать и термины «асхаб аль-хадис», «ахль ас-сунна ва-н-накль» и «ахль аль-хакк ва аль-истикама».

« Ахлю сунна » означает противодействие деятельности сект раскольничьей направленности. Задача суннитов по сохранению единства мусульманской уммы была выполнена: они не позволили привнести свою религию членам самых разных сект недозволенные новшества, что могло бы исказить вероучение ислама.

Пророк Мухаммад ﷺ предсказывал, что исламская община будет разделена на множество различных сект, но останется среди мусульманской уммы группа наджия или «спасенных» в переводе, это и будут представители «ахлю сунна валь джамаа».

Суннитские школы

После того, как развернулась ожесточенная полемика между хариджитами, шиитами, мутазилитами и представители других философских школ, удалось выработать теоретические основы суннитских убеждений ахлю сунна валь джамаа и систематизировать их. Процесс формирования этой системы убеждений отразился в мировоззренческих суннитских школах ахлю сунна валь джамаа: салафитов или асаритов, ашаритов и матуридитов, и сейчас в комплексе это и составляет доктрину суннитов ахлю сунна валь джамаа. Направления матуридитов, ашаритов и салафитов отличаются в некоторых моментах друг от друга, но различия эти принципиального характера не носят. Положения ортодоксального ислама развили такие ученые, как Абу Хамид аль-Газали и Абу Мансур аль-Матуриди, а также Абу-ль-Хасан аль-‘Ашари и Ибн Таймия, а также многие другие.

Мазхабы

Мазхабы или правовые школы суннитов ахлю сунна валь джамаа развивались одновременно с мировоззренческими школами, и наибольшее распространение получили ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский мазхабы. Большинство из тех, кто является представителем ханафитского мазхаба, это матуридиты, а из ашаритов большинство являются представителями шафиитов и маликитов, салафиты же представлены ханбалитами.

Ахлю сунна валь джамаа признаются все четыре мазхаба или богословско-правовых школы – шафиитский мазхаб, маликитский мазхаб, ханбалисткий мазхаб и ханафитский мазхаб. Ранее существовал и еще один суннитский мазхаб: захиритский, но сейчас он полностью утрачен. Все из этих четырех мазхабов правомерность друг друга признают, и мусульманин может любую из этих школ выбрать и ей следовать.

Суннизм и его признаки

Сунниты в ахлю сунна валь джамаа придерживаются мнения, что верховная власть в халифате, то есть в системе исламского теократического государства, принадлежит правителям или халифам, который избирается или его назначают курайшиты. Традиция ахлю сунна валь джамаа, спустя время, признала переход власти в рамках одной правящей династии, одной семьи, законным, и чтобы назначить наследника, необходимо было решение халифа – такая практика существовала во времена правления Аббасидов и Омейядов. Шииты в отличие от ахлю сунна валь джамаа считают, что властью должны обладать только духовные лица, имамы, которые приходятся Мухаммеду ﷺ потомками со стороны Али ибн Абу Талиба, его двоюродного брата.

Выделяется несколько признаков принадлежности к ахлю сунна валь джамаа:

Собирание и классификация хадисов как основы ахлю сунна валь джамаа

Поскольку ислам в первые века распространялся только путем заучивания большинства хадисов наизусть и устного его распространения: сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ рассказывали о деяниях Посланника Всевышнего ﷺ своим ученикам, те запоминали и уже своим ученикам передавали эти знания. По мере того, как ислам распространялся, сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ стали разъезжаться в разные регионы Халифата, общее количество их уменьшалось, поэтому возникла необходимость записывать хадисы и сохранять их в письменной форме. Имам Малик аль-Муватта составил первый сборник хадисов, классифицировав их по разделам фикха. Сборник, в котором классифицировались хадисы по принципу имен тех, кто их передал, составил имам Ахмад.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Что означает «Ахлю-Сунна валь-Джама’а»?

ахлю сунна что это такое. Смотреть фото ахлю сунна что это такое. Смотреть картинку ахлю сунна что это такое. Картинка про ахлю сунна что это такое. Фото ахлю сунна что это такое

Имам Наджмуддин аль-Гази (ум. 1021 г. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в своём труде «Хусн ат-танабух фи ат-ташаббух» пишет: «Под путем Ахлю-Сунна валь-Джама’а подразумеваются убеждения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. Это и есть спасшаяся община.

Собиратели Сунны передают хадис от Абу Хурайры: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, а моя община разделится на 73 течения».

Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис достоверен. Аль-Ираки сказал, что иснады хорошие. Имам Ас-Суюти сказал, что этот хадис из числа аль-мутаватир (см. «Аль-Файзуль-Кадир», 2/21). Этот хадис также приводится через другие цепочки передатчиков. Так, например, в риваяте от Абдуллаха ибн Амра, есть такое добавление: «И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, на чем стою я и мои сподвижники». Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис – «хасан».

От Муавия передают: «72 группы – в Аду, а одна – в Раю, и это – джама’а [община]». Абу Дауд привел этот хадис.

Также передают от ибн Аббаса: «Все группы в огне, кроме одной»[1].

Одного их поздних имамов шафиитского мазхаба шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, попросили дать фетву, определяющую приверженцев нововведений, иначе говоря, заблудших. Он ответил: «Это те, кто идёт против последователей шейха Абу аль-Хасана аль-Аш’ари и шейха Абу Мансура аль-Матуриди – двух имамов Ахлю-Сунна валь-Джама’а [в акыде]»[2].

Саид Фуда, крупный современный учёный, специалист в области ‘ильм аль-калям, усуль аль-фикх и других наук, пишет: «Ученые Ахлю-Сунна едины в том, что мушаббиха[3] и муджассима[4] – не из числа Ахлю-Сунна. Поэтому каррамиты и псевдо-последователи имама Ахмада, которые исповедовали акыду ташбих, например, Кади Абу Я`ла, аз-Загуни, ибн Таймийя, ибн Каййим также не из Ахлю-Сунна. Но не все ханбалиты разделяли эти заблуждения. Имам Ахмад, ибн Акиль, ибн аль-Джавзи, да смилуется над ними Аллах, и большинство поздних ханбалитов придерживались правильных убеждений. Что касается маликитов, то муджасcима среди них было крайне мало. Так же дело обстоит и с ханафитами, хотя среди них были му’тазилиты[5]. Что касается шафиитов, то среди них было немного муджассима».

Имам Таджуддин ас-Субки аш-Шафии (717-771 гг. по хиджре), да смилуется над ним Аллах, в «Табакату ш-шафи’ийя аль-кубра» пишет: «Я слышал, как шейх и имам, да смилуется над ним Аллах (имеется в виду имам Такиюддин ас-Субки), сказал: «То, что включает в себя акыда имама ат-Тахави, исповедовал имам аль-Аш’ари»».

Далее Таджуддин ас-Субки сказал: «Мне известно, что все без исключений ученые-маликиты – ашариты [в акыде]. Также подавляющее большинство шафиитов – ашариты, исключая тех, на кого не обращает внимание Всевышний Аллах, и примкнул к пути муджасима и мутазилитов. Большинство ученых-ханафитов[6] – также ашариты, кроме тех немногих, кто последовал за мутазилитами. Что же касается ханбалитов, то большинство благочестивых ранних шейхов мазхаба имама Ахмада являются ашаритами, исключая тех из них, кто примкнул к муджасима. И надо сказать, что в мазхабе ханбалитов муджассима больше, чем в других мазхабах»[7].

Хафиз Абуль-Касим Ибн Асакир (499-571 гг. по хиджре) писал: «Большинство ученых во всех странах придерживаются вероубеждения ашаритов. Имамы в городах в разные эпохи призывали к их пути. К ним относят себя те на которых держатся решения Шариата. К ним обращаются для познания халала и харама и они те, кто выносят фетвы в сложных вопросах. Люди опираются на них в разъяснении запутанных вопросов. Ученые-факихи из числа ханафитов, маликитов и шафиитов, либо согласны с ними, либо причисляют себя к ним, либо довольны их старанием на пути Аллаха, либо восхваляют за их огромные знания»[8].

Имам Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) сказал: «Когда говорят Ахлю-Сунна валь-Джама’а, имеются ввиду ашариты и матуридиты»[9].

Имам Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад (1044-1132 гг. по хиджре) сказал: «Тебе следует улучшить и исправить свои убеждения в соответствии с путем спасшейся общины, а она известна среди остальных исламских групп как Ахлю-Сунна валь Джама’а и они твердо придерживаются того на чем был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. И если ты посмотришь со здравым мышлением и здоровым сердцем в тексты Корана и Сунны, охватывающие науку веры, и изучишь жизнеописание праведных предшественников из сподвижников и табиинов, то ты узнаешь и убедишься, что истина вместе с группой, называемой «ашаритами» относящейся к шейху Абуль-Хасану аль-Аш’ари. Поистине, они расположили по порядку принципы вероубеждения приверженцев истины и составили ее доводы. И это вероубеждение то, на котором объединились сподвижники и лучшие табиины после них. Это вероубеждение тех, кто на истине во все времена и повсюду. Это также вероубеждение суфиев как об этом рассказал Абуль-Касим аль-Кушайри в начале своей книги «Рисаля». И это Хвала Аллаху также наше вероубеждение»[10].

В другой своей книге Абдуллах ибн Аляви аль-Хаддад сказал: «Ты знай, что поистине ашаритский мазхаб в акыде, это то, на чем большая часть исламской Уммы и её ученых, потому что те, кого причисляют к ашаритам и кто вступил на их путь были имамами, обладающими знаниями на протяжении многих дней и годов. Они имамы в таких науках как: таухид, калям, тафсир, кыраат, фикх, усуль аль-фикх, хадис, его разделов, тасаввуф, язык, тарих»[11].

Имам аль-Муртаза аз-Забиди аль-Ханафи (1145-1205 гг. по хиджре) писал:«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хусейри согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»[12].

[1] Имам Майдани аль-Ханафи, «Шарх Акыда ат-Тахавийя», стр. 44-45. Даруль-Фикр, Дамаск, 2007.

[2] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатауа аль-Хадисийя», стр. 516

[3] Мушаббиха – уподобляющие. Это те, кто верит, что Аллах частично подобен (ташбих) творениям; те, кто прямо или косвенно это утверждает.

[4] Муджассима – те, кто прямо или косвенно приписывает Аллаху тело (джисм).

[5] Му’тазилиты – секта, приверженцы которой опровергали доводы Корана и Сунны, опираясь на псевдо-логичные утверждения и убеждения. Дискуссия на основе Корана и Сунны была с ними невозможна, так как они понимали эти источники Шариата по-своему. Поэтому ученые стали дискутировать с ними, опираясь не только на Коран и Сунну, но и на логику.

[6] Эти слова имама Таджуддина ас-Субки означают, что акыда ашаритов и матуридитов, по сути, одна. Различия, как правило, в формулировках. Разногласия не на уровне формулировок встречаются не в основах убеждений, а по вопросам второстепенной и третьестепенной важности.

[7] Ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 3/377

[8] «Табйин казб аль-муфтари», стр. 410

[9] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-муттакин», 2/7

[10] Абдуллах аль-Хаддад, «Рисалят аль-Му’аванат валь Музахарат валь-Муазарат», стр. 67-68

[11] «Найлюль марам шарх акидатуль Ислам», стр. 8

[12] Аз-Забиди, «Итхаф ас-садат аль-мутакин», 2/7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *