аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как

Автоматизированная информационная система

Автоматизированная информационная система

Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

АИС являются, с одной стороны, разновидностью информационных систем (ИС), с другой — автоматизированных систем (АС), вследствие чего их часто называют ИС или АС.

АИС может быть определена как комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенных для информационного обслуживания – организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Классическими примерами автоматизированных информационных систем являются банковские системы, автоматизированные системы управления предприятиями, системы резервирования авиационных или железнодорожных билетов и т. д.

Назначение АИС

Основной причиной создания и развития АИС является необходимость ведения учёта информации о состоянии и динамике объекта, которому посвящена система. На основании информационной картины, создаваемой системой, руководители различного звена могут принимать решения об управляющих воздействиях с целью решения текущих проблем.

Учётные данные системы могут быть подвергнуты автоматической обработке для последующего тактического и стратегического анализа с целью принятия управленческих решений большего горизонта действия.

Побочными, возможными, но не гарантированными эффектами от использования системы могут выступать:

Типы автоматизированных информационных систем

Какая-либо однозначная и общепринятая классификация АИС отсутствует, однако в науке и индустрии по крайней мере выделяют следующие типы систем по назначению:

Источник

Некоторые мысли о том, что такое автоматизированная информационная система (АИС)

аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть картинку аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Картинка про аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как

Я в ИТ-сфере официально около 15 лет, и большую часть этого времени занимался проектированием систем. Очень часто в работе или при знакомстве с новыми коллегами возникают споры на профессиональные темы, одним из которых является ответ на вопрос – «Что такое система?». Каждый понимает это понятие по-своему, чаще всего опираясь на свой опыт и знания, полученные в ИТ-сфере; другие трактуют определения, взятые из интернета или учебников. И чаще всего эти споры не приводят к единому мнению, так и сейчас я не претендую на 100% принятия моих рассуждений.

На мой взгляд, вопрос, что такое система, — это один из важнейших вопросов, на который должен ответить правильно любой аналитик. Ведь мы проектируем системы, создаем новые или изменяем, развиваем существующие, и если мы не понимаем что это, из чего состоит и как с ними работать, то и качество наших трудов будет сомнительным.

Перед тем как перейти к определению системы, я расскажу одну историю, а именно слова одного из моих преподавателей в институте. На последних курсах учебы, 4 или 5 курс, точно не помню, он раскрыл нам секрет: «Систем не существует». То есть после нескольких лет обучения нас тонкостям и методам создания систем он заявляет, что систем не существует. Смотря на нас с улыбкой на лице и после непродолжительной паузы он добавил, что система — это не что-то существующее в нашем мире: это умение видеть окружающий мир в виде некоторых повторяющихся зависимостей. Умение каждого человека видеть, определять системность вокруг нас. И так же, как художник видит мир в своих цветах, так же и мы видим эту системность мира по-своему. Именно поэтому я считаю, что наша профессия самая что ни на есть творческая.

Мы творцы, мы рисуем мир цифрами.

Отсюда напрашивается вопрос — что нужно, чтобы увидеть систему, что отличает простое видение от системного? Для начала — поймите, что вы ищете, выберите свое определение, которое вам подходит, которое вы понимаете.

Я дам свое определение системы, которое мне больше всего нравится, и я везде использую его как основу. Оно, на мой взгляд, самое простое и понятное:

«Система — это набор объектов и правила взаимодействия между ними»

Чтобы точнее понять, о чем тут речь, давайте вспомним из нашего опыта, какие системы мы знаем: система уравнений из школы; солнечная система; экономические системы; социальные системы и т.д. Во всех этих системах есть ключевые объекты, которые мы рассматриваем: например, уравнения, космические тела солнечной системы, люди вокруг нас, как объекты социальной системы; и определенные правила, по которым они взаимодействуют в рамках своих систем: гравитационные силы, социальные, межличностные правила общения и так далее. Как и было сформулировано в определении, все эти системы объединяет наличие общих элементов — набор объектов и правил, по которым эти объекты связаны друг с другом. Тогда получается, что любой человек, определяя связь между двумя и более объектами во внешнем мире, создает систему.

Скорее всего, вы сейчас думаете — а причем тут АИС, как это поможет нам? Разберем для начала, что такое информационная система. Рассмотрим наше определение и доработаем его:

Информационная (Система — это набор объектов и правила взаимодействия между ними) => Информационная система — это набор информационных объектов и правила информационного взаимодействия между ними

Получается, что разница между системой физической и системой информационной в том, какие объекты рассматриваются в этих системах и какие правила взаимодействия между ними выделяют.

Разберем, что такое информационный объект и что такое информационное взаимодействие между этими объектами.

На мой взгляд, информационный объект — это информационная модель физического объекта, хранимая в виде информации, и она должна указывать на физический объект

Давайте рассмотрим пример: вокруг вас находится с десяток различных физических объектов, будь то стулья, столы, ноутбук, кровать, диван и пара кресел. И если сказать: «Возьми вот тот конкретный стул!», указав на конкретный физический объект, то взять сразу нужный стул не составит никакого труда — в этом случае вы работаете с физическим объектом. Но, когда вы разрываете привязку к физическому объекту, оперируя только его названием, вы работаете уже с моделью физического объекта — информационным объектом: говоря «стул», вы не имеете ввиду конкретный стул, а просто выделяете такое понятие — информационное понятие, обозначающее абстрактный информационный объект, с которым можно дальше работать — стул, стол, кресло. Если сказать эти слова человеку, который не знает значений этих моделей, ему будет непонятно, о каких физических объектах идет речь. Потребуется объяснить, на какие свойства (параметры или атрибуты) нужно обратить внимание, чтобы из данного множества объектов выделить нужный вам физический объект. Именно эти параметры информационного объекта и являются его ключевым элементом. Информационный объект или, как я привык его называть, сущность — это набор свойств, выделяющих нужные нам физические или информационные объекты из выделенного множества других физических или информационных объектов.

Идем дальше… Правила информационного взаимодействия. Рассмотрим для примера цветовую индикацию светофора как возможную систему, и выделим объекты рассматриваемой нами системы. Объектами системы являются три элемента света: красный, желтый, зеленый. Если человек не понимает предназначения светофора, то, наблюдая за ним, он все равно может увидеть связи между этими объектами. Красный свет загорается после зеленого, желтый после красного, зеленый после желтого; иногда встречаются светофоры, на которых зеленый загорается после одновременно горящих красного цвета и желтого и т.д. Добавляя в эту систему новые объекты — автомобили, он выявит, что на зеленый все едут, на красный — останавливаются перед светофором и т.д.

Получается, правила информационного взаимодействия — это дополнительные условия, при которых информационный объект меняет свое состояние через изменение своих свойств. И чем точнее мы сможем определить состав объектов системы и правила их взаимодействия, тем точнее мы смоделируем систему в целом

Еще один пример. Возьмем сущность «Контрагент» — некоторое физическое или юридическое лицо, с которым осуществляется какая-либо деятельность; добавим к системе новую сущность – «Сделка». Если сущность «Сделка» связать с «Контрагентом», то мы можем получить 2 новые сущности – «Покупатель» и «Поставщик».

Теперь, понимая, что такое информационная система, разберем, что такое автоматизированная информационная система. По аналогии с разбором определения выше мы можем понять, что нужно автоматизировать информационные объекты и автоматизировать информационное взаимодействие.

Так сложилось, что под автоматизацией обычно понимают написание какой-либо программы, которая чаще всего потребует от человека ровно тех же действий, а иногда и больше, но на компьютере. По определению, автоматизация — это своего рода перекладывание функций человека на машины. Так, если человек всю жизнь вел учет в тетрадке, а вы ему создали программу, обязательно используя «очень крутую и продвинутую технологию» в которой он ведет тот же самый учет, но уже на компьютере, то это не автоматизация.

Давайте разберем пример: у нас стоит задача реализовать учет контрагентов в системе. В этом случае мы сразу представляем табличку со свойствами и с соответствующим интерфейсом. И если в системе я добавил контрагента и по нему провел закупочную сделку, то он сразу отобразился как поставщик. Если же этот процесс реализовывать на бумаге в табличных формах, то я должен буду после совершения сделки переписать данные контрагента из таблицы контрагентов в таблицу поставщиков. То есть благодаря системе мы все же кое-что автоматизируем.

Поэтому я бы определил «автоматизированную информационную систему» как проекцию информационной системы на технические средства

Источник

Лекция на тему «Автоматизированные информационные системы.»

аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть картинку аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Картинка про аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Понятие информационной системы

Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.

Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы.
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].

Классификация информационных систем по функциональному признаку

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. На рис. 1.1 представлена классификация информационных систем по характеристике их функциональных подсистем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность.

аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть картинку аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Картинка про аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как

Рис. 1.1. Классификация информационных систем по функциональному признаку

2. Автоматизированные информационные системы

Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ — человеко-машинные системы для поиска, сбора, накопления, хранения, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.

Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;
2) Объединяющий несколько процессов в одной организации;
3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;
4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

Классификация АИС по направлению деятельности

АИС можно представить как комплекс автоматизированных информационных технологий, составляющих ИС, предназначенную для информационного обслуживания потребителей.

аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Смотреть картинку аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Картинка про аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как. Фото аис применяется в такой сфере человеческой деятельности как

Рис. 3.1. Основные компоненты и технологические процессы АИС.

Соответственно, на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС, используемые в медицине:

· автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

· автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

· автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· автоматизированные рабочие места (АРМ);

· автоматизированные системы управления (АСУ);

· экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;

Классификация АИС определяет место каждой системы, ее связь с другими системами и пути возможного построения новых информационных систем. Так, например, сочетание АИСС и АСОД получило название автоматизированной информационно-расчетной системы, а в состав АСУ может входить одновременно несколько АРМ и ЭС.

Рассмотрим каждый из перечисленных в классификации типов АИС подробнее и приведем конкретные примеры использования соответствующих систем.

Автоматизированные системы обработки данных ( АСОД ) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. АСОД применяются в целях автоматизации повторяющихся рутинных операций управленческого труда персонала невысокой квалификации.

АИСС называются системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей сведениями справочного характера. Они производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.

АРМ называется индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, ПК, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а так же такие прикладные программы, как, например, текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и т.п., т.е. офисные приложения. АРМ являются основной средой ИТ автоматизации профессиональной деятельности.

АСУ представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.

Экспертная система ( ЭС ) – это система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения ЭВМ, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.

Экспертная система основана на знаниях. Знания возникают как результат переработки информации, накопленной в определенной предметной области.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

совершенствование системы документооборота;

наличие и использование системы классификации и кодирования;

владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

компьютеры любых моделей;

устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

устройства передачи данных и линий связи;

оргтехника и устройства автоматического съема информации;

эксплуатационные материалы и др.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) – централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Источник

Автоматизированные информационные системы – АИС

Определение понятия информационной системы.

Понятия «информация», «информационный процесс», «информационная система» тесно взаимосвязаны. Невозможно определить, какое из этих понятий «первично» по отношению к остальным. Любая попытка определения каждого из них обычно невозможна без привлечения остальных.

Информация проявляется только в информационных процессах, которые протекают только в рамках какой-либо системы. Такие системы естественно назвать информационными. Следовательно, информационные процессы протекают в информационных системах. Таким образом, если есть информационная система и состояние ее меняется, то последовательность изменения состояния информационной системы и есть информационный процесс.

Можно рассуждать иначе и считать, что информационная система – это система, некоторые элементы которой являются информационными объектами (информацией), а некоторые связи осуществляются благодаря протеканию информационных процессов, т.е. наличие информации и информационных процессов позволяет «появиться», реализоваться информационной системе.

Пример 1 Рассмотрим обычную и автоматическую стиральную машину. Для стирки белья и ту и другую нужно подключить к электрической сети. Но процесс стирки (наполнение водой, ее температура, время вращения барабана и пр.) в первом случае полностью регулируется человеком, а во втором – управляющей программой, записанной на специальной перфокарте или микросхеме. Обычную стиральную машину вряд ли кто-нибудь назовет информационной технической системой, а вот для автоматической машины это название вполне подходит.

ЗАМЕЧАНИЕ 1. Договоримся о различии терминов автоматическая и автоматизированная. Будем считать, что автоматически выполняются те процессы, которые даже если начались по команде человека, в дальнейшем протекают без его участия вплоть до завершения. Когда же речь идет об автоматизированных процессах, имеется в виду, что человек может не только отслеживать, как они протекают, но по мере необходимости и вмешиваться, регулируя и направляя их течение.

ЗАМЕЧАНИЕ 2.Когда мы говорим, что данная система является информационной, это не значит, что все ее элементы и все связи информационные. Компоненты системы могут быть самой разной природы – вещественные, энергетические, информационные. Чтобы систему можно было отнести к классу информационных, достаточно, чтобы некоторые ее элементы и/или некоторые связи носили информационный характер.

Пример 2

Телевизор – это относительно сложная техническая система. Но только подключенный к системе телевещания он становится подсистемой информационной системы.

Велосипед – техническая система. Велосипедист, катающийся на велосипеде, составляет с ним простую социотехническую информационную систему. Ее информационный характер обусловлен тем, что в процессе езды велосипедист получает и обрабатывает информацию о состоянии внешней среды и самой системы (препятствия на дороге, наличие автомобилей или других велосипедистов, сила ветра, собственная усталость, исправность узлов велосипеда и пр.), чтобы регулировать и направлять поведение системы.

Аппаратная часть компьютера – достаточно сложная техническая система, но только в совокупности с программным обеспечением она представляет собой информационную техническую систему. Система, состоящая из компьютера и работающего с ним пользователя, относится уже к классу информационных социотехнических систем.

Когда мы говорим об Интернете как о большой и сложной социотехнической информационной системе, мы имеем в виду не только технические средства телекоммуникации, но и информационные ресурсы сети, разработчиков, администраторов и пользователей сети.

Автоматизированные информационные системы – АИС

В информатике термин «информационная система» часто используется и в более узком смысле. Под информационными понимают системы, предназначенные для хранения информации в специальным образом организованной форме, снабженные процедурами ввода, размещения, обработки, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.

Далее, если не будет оговорено специально, мы будем рассматривать информационные системы, понимаемые в узком смысле. Сама идея таких информационных систем (ИС) и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Совершенствование компьютеров повысило эффективность использования информационных систем, значительно расширило сферу их применения, позволило автоматизировать основные процедуры по размещению, обработке и поиску информации в такой системе.

Информационные системы, созданные на базе использования возможностей компьютера, как правило, являются автоматизированными информационными системами (АИС).

В целом под автоматизированной информационной системой понимается совокупность информационных массивов, технических, программных и языковых средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных по запросам пользователей.

Виды АИС

АИС применяется практически во всех сферах человеческой деятельности: в управлении предприятием, учреждением, производством; при организации научных исследований; в библиотечном деле, в обучении, при выполнении конструкторских и проектных работ.

АИС бывают самого разного вида. Приведем примеры наиболее распространенных из них:

Заметим, что деление АИС на виды достаточно условно, и реальная АИС может сочетать в себе возможности систем разного вида.

Пример 3 Тренажеры, созданные для обучения пилотов, имеют и измерительные датчики, и программы, моделирующие различные полетные условия, и необходимые справочные системы.

АИС может использоваться как самостоятельно функционирующее средство, а также как составная часть (подсистема) другой АИС.

Пример 4 Библиотечные ИПС, системы резервирования авиа- и железнодорожных билетов являются автономными АИС. Система автоматизированного учета времени, отработанного сотрудником, является подсистемой автоматизированной системы начисления заработной платы, которая, в свою очередь, является подсистемой АИС бухгалтерского учета. Пример 5 Если вы работали с текстовым процессором Word, то испытывали на себе его «интеллектуальные» возможности. Например: если набрать в начале абзаца «1.» и далее какой-то текст, то после перехода к следующему абзацу нажатием клавиши ввода сама система преобразует формат только что набранного абзаца к формату списка и предложит вам начало следующего абзаца – «2.». Иногда это бывает удобно, но если вы не хотели оформлять этот фрагмент текста списком, то вам придется предпринять определенные действия, чтобы исправить последствия нежелательной «помощи».

АИС развиваются в настоящее время быстрыми темпами, повышается объем их хранилищ, совершенствуются механизмы, расширяется перечень услуг, предоставляемых пользователю. Ведущее направление развития – совершенствование их «интеллектуальных» функциий, облегчающих работу с ними.

Существует отдельное направление в развитии программного обеспечения – системы искусственного интеллекта, хотя сам термин «искусственный интеллект» вызывает много нареканий со стороны философов, психологов, педагогов. В этом направлении развиваются робототехника, системы автоматизированного управления, поисковые системы глобальных компьютерных сетей и т.д. Результаты, полученные при создании и эксплуатации систем искусственного интеллекта, используются сейчас во многих АИС.

Важнейшими подсистемами информационных систем являются базы и банки данных (БД и БнД).

Важными подсистемами АИС, относящихся к классу систем искусственного интеллекта, являются базы знаний (БЗ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *