акафист это что такое в православии простыми словами

Что такое Акафист и когда его читают?

Православные христиане обязаны читать Акафист, так как это одна из ключевых церковных книг. Важно правильно трактовать все строки, написанные в нем.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Для человека, открывающего для себя религиозный мир, будет не просто адаптироваться, тем более если родители не приучали его служению Богу с детства.

Главные путеводители в православии — Библия и Акафист. Эти книги помогают больше узнать о сотворении мира, о первых людях на земле, о жизни сына божьего на земле, они — путеводители человека к богу, устанавливают между ними тонкую духовную связь.

Что такое Акафист?

В современном понимании эта книга — сборник церковных песен, посвященных Господу, Божьей Матери или какому-либо святому. Песнопения по сборнику проводятся в храмах и монастырях с целью восхваления небесных покровителей.

Христиане просят у святых совета или помощи в каком-то трудном деле, ищут утешение в горе.

Зачем его читают?

Люди читают Акафист по совершенно разным причинам.

Православные верят в духовную силу молитвы, потому что она принесет им положительные результаты.
Самым простым основанием для чтения Акафиста считается горе, утрата или душевные терзания человека. Тогда он ищет утешение в молитве, надеется на помощь от святых или Богородицы.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Люди, недавно пришедшие к вере, самостоятельно разбирают написанное в Акафисте. Это полезно, ибо дает человеку обдумать и понять все тонкости песен. Так люди обретают гармонию с собой, проникаются радостью или горем той или иной молитвы. (см. История иконы Казанской Божьей Матери)

Христиане верят, что после прочтения песен, их сомнения развеются, и это помогает им принять правильное решение в каком-либо сложном деле.

Существуют православные, каждый день несколько раз читающие молитвы. Это их действие связано с разными причинами: они просят у Бога исцеления от болезни, каких-то земных благ или внемлют о защите своих близких.

В каких случаях читают Акафист?

Церковные с лужители рекомендуют прибегать к помощи Акафиста в ситуациях:

Чтение молитв обусловлено разными мотивами.

Обращаться во время песнопения возможно к святым или Деве Марии. Это зависит от просьбы, с которой вы пришли к высшим небесным силам.

Богородица в православии является важнейшей святой. Если верить в её божественные силы и каждый день упорно просить о свершении своей мольбы, то она обязательно её услышит.

У святых просят улучшения в материальном, физическом плане.

Акафист по дням недели

Понедельник

Первый день рабочей недели следует начать с “народной молитвы”. Она задаст хороший ритм для старта работы. Церковная песнь посвящается Ангелу Хранителю, он на протяжении всех семи дней будет вас опекать. Так плохих ситуаций в вашей жизни будет меньше.

Он не редко направляет энергию опекаемого в нужное русло, чтобы тот не тратил её на лишние дела.
На усмотрение молящегося можно прочесть акафист Архангелу Михаилу. Силы этого святого огромны, он окажет воздействие, чтобы сберечь вас от напастей, которые нельзя было бы предсказать заранее.

Вторник

На второй день недели нужно читать молитву Иоанну Крестителю — святому угоднику, дарующему человеку покаяние.

В Древней Руси чтили Иоанна Крестителя. В его праздник люди одевали самые красивые наряды и шли отмечать этот день со всем размахом.

Главными его почитателями были крестьяне, работающие на земле. Считалось, что святой угодник при должном отношении награждает человека отменным урожаем и плодородной землей. Если возникала вероятность, что какой-то природный катаклизм может уничтожить посевы, молились именно Иоанну Крестителю.

Сейчас этим правилом пользуются земледельцы и огородники.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Среда

Важно! Для православных христиан это постный день, когда разрешена к употреблению только рыба, никакого мяса. Эта традиция обязана своему появлению Библейской истории о том, как Иуда предал Христа именно в средний день недели.

Молитвы, читаемые в среду — Акафист Богородице, а также Иисусу Сладчайшему.
У Девы Марии в этот день просят будущие матери о хорошем протекании беременности, защите или исцелении чад.

Четверг

Этим днем славят Николая Чудотворца и святых апостолов.

Дата хорошо подойдет для прошения у Николая Чудотворца здоровья, выздоровления при какой-либо болезни.

У апостолов Петра и Павла просят совета в свершении сложных дел. Если вы принимаетесь за что-то новое, открываете бизнес, идете на работу, нашли ремесло, в котором раньше не пробовали себя, то нужно помолиться этим апостолам. Тогда вас ждет успех во всех начинаниях.

Петр, по библейским сказаниям — рыбак. Он покровительствует этому делу. Поэтому для хорошего улова стоит попросит ь его о содействии. (см. Спасский собор Андроникова монастыря)

Пятница

Пятый день недели имел большое значение в событиях, связанных с распятием Иисуса Христа. В Библии сказано, что это жестокое действие происходило именно в пятницу.

Сегодня во всех церковных учреждениях страны в этот день проводятся песнопения, прославляя Животворящий Крест Господень.

Обычные люди могут сходить в церковь или сами читать Акафист, посвященный Честному и Животворящему Кресту Господа Бога. Просить у святыни разрешается об охране от любых неприятностей не только с молящимся, но и с его родственниками. Читают молитвенную книгу, чтобы уберечься от болезней, злых сил, проявляющихся в зависти, сглазе или порче.

Суббота

День перед выходным принято отдавать служению Божьей Матери и каким-либо святым угодникам. Люди, отвлеченные от рабочих будней, занимаются иными делами. Советуем уделить немного времени перед своими занятиями, чтобы прочесть Акафист Царице Небесной. Если один их святых угодников — ваш ангел-хранитель, то рекомендуется читать молитву и для его прославления.

Обратите внимание! Субботним днем надо поминать об усопших, молиться за их упокой. Поставьте за покойного свечу в церкви или проведите время дома, читая Акафист.

Воскресение

В религиозном мире воскресный день — первый день седьмицы. Любой православный христианин знает, что седьмым днем недели воскрес сын Божий — Иисус Христос.

Акафист Воскресения Христа — заключительный этап чтения молитв в неделе. Человек благодарит Бога за удачное свершение дел и готовится к новым свершениям.

Правила прочтения молитвенной книги

Чтобы Бог или святые услышали вас, необходимо придерживаться правил чтения Акафиста. Это поможет вам установить крепкую связь с Небесными силами и тогда, они быстрее внемлют вашим просьбам.

Советуем перед тем, как начать молиться самостоятельно, сходить в храм и внимательно послушать, как поется Акафист там.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Обратите внимание! Любую молитву надо читать вдумчиво.

Чтение Акафиста дома

Кратко описывая содержание молитвенной книги, можно заявить, что она состоит из больших и малых молитв. Всего 25 стихотворных религиозных песен, из них надо вычленить 12 кондаков во главе с длинной молитвой, остальные молитвы относятся к икосам.

Кондак — краткий пересказ деяния святого или исторического события, изложенный в небольшом стихотворном отрывке.

Икос — объемная песнь, посвященная восхвалению определенного святого.

Но если вы забудете прочесть стартовую молитву, это не ошибка, и она не ведет к греху. Если вы верующий человек и со всей душой и искренностью отдаетесь молитве, то Богородица или Господь её обязательно услышат.

Помните, что строгие каноны нужны для церковнослужителей.

Сделаем вывод, что Акафист для православного мира — гимн, прославление всех небесных сил. В нем можно найти любого святого, к какому вы хотите обратиться.

Главным правилом чтения Акафиста — собственная вера человека в Бога. Лишь при грамотном отношении к религиозному ритуалу возможно добиться правильного результата.

Источник

Что такое акафист и как правильно его читать?

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Акафист – это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей — им разрешено читать его сидя, в крайнем случае — лежа.

Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Акафисты в православии

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словамиПрежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 — 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений — акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки — припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словамиЭти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

В честь праздников они могут читаться на Утрени праздничной службы или во время Молебна непосредственно в праздничный день.

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

Акафисты в христианстве

Церковные акафисты не считаются обязательными богослужениями, кроме посвященного Богородице акафиста «Возбранная воевода» (в субботу на пятой седмице Пасхального поста). На греческом слово «акафист» обозначает «неседальное пение». Это славословие и гимн Господу, Богоматери, святым и архангелам. Акафистное пение всегда исполняется стоя, послабление разрешено только тяжело больным людям. Акафисты воспевают в любые дни, кроме Великого поста. Их исполняют в соборах и дома, но только по благословению батюшки.

Акафисты строятся из 25 хвалебных гимнов, разделенных на два вида — кондаки (хвалебное песнопение) и икосы (пространное песнопение). Кондаки (их 13) рассказывают о том, для кого предназначено славословие, икосы (их 12) поясняют суть акафиста. Икосы и первый кондак заканчиваются восклицанием «радуйся», 11 кондаков заканчиваются восклицанием «аллилуйя». Последний кондак воспевается троекратно.

Акафисты бывают с освящением воды и без чина освящения воды.

Перед исполнением акафистного пения произносят предначинательную молитву, обращенную к святым или Богородице. Затем воспевают сам гимн, а в конце его — молитву.

Что такое акафист простыми словами — это церковная поэзия в честь Иисуса, Богоматери, святых и архангелов.

По каким случаям воспевают акафистные гимны:

Акафист Богородице «Возбранная воевода» воспевают для:

Акафисты иным образам Богородицы:

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Акафист Спиридону Тримифунтскому

Эта акафистная песнь читается 40 дней подряд для решения квартирного вопроса, финансовой помощи и вспоможения в любых нуждах. Святой чудотворец при жизни изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал мертвых.

Также акафисты читают:

Акафисты по дням недели:

Как правильно заказать акафист в храме или монастыре? Необходимо подать церковную записочку и указанными именами (в родительном падеже). Также можно заказать требу онлайн в монастыре или соборе, которые имеют свой сайт в интернете.

Акафисты заказывают только для крещенных людей.

При записи имен используйте крестильные имена, записывайте их правильно: не Дмитрия, а Димитрия. Иван на церковнославянском — Иоанн, а Татьяна — Татиана. Также можно указать статус человека: болящего Иоанна, младенца Димитрия, отроковицы Татианы, воина Георгия. Фамилия и отчество в записках не указываются.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

История Акафиста: происхождение, история развития

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словамиВ греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия). Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова “Святою ночью” можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт–христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916–го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Водосвятный молебенВнимание! Водосвятными называются те молебны, в которые включен чин освящения воды. По его окончании читается акафист Отцу Небесному, Богородице, святым, архангелам, ангелам.

Вода освящается особым чином:

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

Читайте статьи о православии:

Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Можно ли читать акафисты сидя?

Чтение в домашних условиях

Существует несколько правил того, как читать акафист в домашних условиях:

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют “икос“. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на воспевании “Аллилуйя”, которое означает “хвалите Бога“. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы: двенадцать из них более краткие, с восхвалением “аллилуйя” и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы – это восхваления которые, начинаются со слова “Радуйся!”. Первое слово в краткой вводной фразе икоса – тоже “Радуйся“. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы “Достойно есть“. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.

Чем отличается канон от акафиста?

Несмотря на то, что оба они относятся к хвалебным гимнам, их порядок и смысл не совсем одинаковы:

Тексты канонов принадлежат перу священников, тогда как у акафистов может быть автором любой человек.

Слушать акафисты:




Покаянный Канон святого Андрея Критского

Он является самым большим произведением такого жанра:

акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть фото акафист это что такое в православии простыми словами. Смотреть картинку акафист это что такое в православии простыми словами. Картинка про акафист это что такое в православии простыми словами. Фото акафист это что такое в православии простыми словами

Поют его дважды во время Великого Поста. Он имеет 9 песен, и в каждой из них до 30 тропарей.

Посещая храм, многие заказывают молебен, но не все знают, что такое акафист, который также можно выбрать для исполнения во имя любого святого. Данной статьей мы постарались это объяснить.

Видео: чтение хвалебной молитвы Богородице

В данном ролике церковный хор «Величание» прочитает акафист, посвященный Богородице, Царице Небесной:

Источник

Акафист в истории православной гимнографии

про­то­и­е­рей Максим Козлов

Слово ака­фист (от греч. ака­фи­стос имнос) озна­чает гимн, при пении кото­рого не сидят. Этим словом язык наших бого­слу­жеб­ных книг назы­вает или хва­лебно-дог­ма­ти­че­ское пес­но­пе­ние «Ака­фист ко Пре­свя­той Бого­ро­дице», испол­ня­е­мый в совре­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­тике на утрени празд­ника Похвалы Пре­свя­той Бого­ро­дицы (суб­бота 5‑й сед­мицы Вели­кого поста), или жанр цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рые посвя­щены Иисусу Христу, Божией Матери, святым и явля­ются позд­ней­шими под­ра­жа­ни­ями Ака­фи­сту ко Пре­свя­той Бого­ро­дице.

Ака­фист ко Пре­свя­той Бого­ро­дице изна­чально — как един­ствен­ный в своем роде — име­но­вался просто «Ака­фист», и только спустя сто­ле­тия, когда появи­лись другие подоб­ные пес­но­пе­ния, за ним закре­пи­лось назва­ние «Ака­фист ко Пре­свя­той Бого­ро­дице». Таким обра­зом, само слово ака­фист из обо­зна­че­ния кон­крет­ного текста пре­вра­ти­лось в обо­зна­че­ние жанра.

Ком­по­зи­ци­он­ное и мет­ри­че­ское постро­е­ние Ака­фи­ста очень свое­об­разно; во всей визан­тий­ской лите­ра­туре, за исклю­че­нием после­ду­ю­щих под­ра­жа­ний, не сохра­ни­лось ни одного подоб­ного про­из­ве­де­ния. Самую близ­кую жан­ро­вую струк­туру имел древ­ний кондак, ори­ги­наль­ной в ком­по­зи­ци­он­ном и мет­ри­че­ском плане раз­но­вид­но­стью кото­рого можно счи­тать Ака­фист. Ака­фи­сту пред­по­слан зачин — так назы­ва­е­мый про­и­мий (греч. про­и­мионвступ­ле­ние) или куку­лий (греч. куку­лион — капю­шон, то есть накры­ва­ю­щий строфы). Вслед за ним идут, чере­ду­ясь, 12 боль­ших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфа­вит­ного акро­стиха. Строфы в гре­че­ской тра­ди­ции назы­ва­ются ико­сами. Они делятся на корот­кие (в сла­вян­ской тра­ди­ции они име­ну­ются конда­ками), кото­рые закан­чи­ва­ются рефре­ном Алли­луия, и длин­ные, содер­жа­щие по 12 хере­тиз­мов (при­вет­ствий, начи­на­ю­щихся с греч. херерадуйся), обра­щен­ных к Божией Матери и в тра­ди­циях рито­ри­че­ской поэ­тики пред­став­ля­ю­щих Ее про­стран­ное мета­фо­ри­че­ское опи­са­ние. За 12‑м хере­тиз­мом сле­дует рефрен — «Радуйся, Неве­сто Нене­вест­ная», встре­ча­ю­щийся также в кондаке на Бла­го­ве­ще­ние пре­по­доб­ного Романа Слад­ко­певца († ок. 556).

Все икосы имеют оди­на­ко­вый рит­ми­че­ский рису­нок, осно­ван­ный на изо­сил­ла­бизме и чере­до­ва­нии удар­ных и без­удар­ных слогов. Мет­ри­че­ская струк­тура Ака­фи­ста сложна: хере­тизмы в икосах объ­еди­нены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зер­кально отра­жает другую: при стро­жай­шей изо­сил­ла­бии они свя­заны регу­ляр­ной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зариф­мо­вано с соот­вет­ству­ю­щим ему в другой. В редких слу­чаях рифма может отсут­ство­вать. Первая пара хере­тиз­мов пред­став­ляет собой 10-слож­ники, вторая — 13-слож­ники, третья — 16-слож­ники, чет­вер­тая — 14-слож­ники, пятая и шестая — 11-слож­ники. Помимо рит­ми­че­ской соот­не­сен­но­сти боль­шин­ства хере­тиз­мов, син­так­си­че­ский и семан­ти­че­ский рису­нок Ака­фи­ста харак­те­ри­зует регу­ляр­ное при­ме­не­ние прин­ципа вет­хо­за­вет­ной поэ­тики parallelismus membrorum — анти­тезы логи­че­ской и семан­ти­че­ской (Радуйся, Анге­лов мно­го­сло­ву­щее чудо; || радуйся, бесов мно­го­пла­чев­ное пора­же­ние), парал­ле­лизма (Радуйся, чест­ный венче царей бла­го­че­сти­вых; || радуйся, чест­ная похвало иереев бла­го­го­вей­ных) или сино­ни­мии (Радуйся, древо свет­ло­пло­до­ви­тое, от негоже пита­ются вернии; || радуйся, древо бла­го­сен­но­лист­вен­ное, имже покры­ва­ются мнози). В боль­шин­стве строк Ака­фи­ста исполь­зо­вана паро­но­ма­сия (игра слов), кото­рая утра­чи­ва­ется в пере­воде.

Исто­рико-дог­ма­ти­че­ское содер­жа­ние гимна рас­па­да­ется на две части: повест­во­ва­тель­ную, в кото­рой рас­ска­зы­ва­ется о собы­тиях, свя­зан­ных с земной жизнью Божией Матери, и о дет­стве Христа в соот­вет­ствии с Еван­ге­лием и Пре­да­нием (1‑й — 12‑й икосы), и дог­ма­ти­че­скую, каса­ю­щу­юся Бого­во­пло­ще­ния и спа­се­ния чело­ве­че­ского рода (13‑й — 24‑й икосы). Про­и­мий Ака­фи­ста Взбран­ной Вое­воде побе­ди­тель­ная не связан с содер­жа­нием гимна, имеет иную мет­ри­че­скую струк­туру и явля­ется позд­ней­шим добав­ле­нием к тексту Ака­фи­ста. Его соот­но­сят с осадой Кон­стан­ти­но­поля летом 626 года ава­рами и сла­вя­нами, когда Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Сергий с иконой Пре­свя­той Бого­ро­дицы обошел город­ские стены и опас­ность была отвра­щена. Про­и­мий пред­став­ляет собой побед­ную бла­го­дар­ствен­ную песнь, обра­щен­ную к Бого­ро­дице от лицаизбав­лен­ного от ужасов наше­ствия ино­пле­мен­ни­ков Ее города, то есть Кон­стан­ти­но­поля (в цер­ков­но­сла­вян­ском пере­воде Город Твой заме­нено нараби Твои), и испол­нен­ную вместе с Ака­фи­стом 7 авгу­ста 626 года (синак­сарь Триоди Пост­ной на суб­боту 5‑й сед­мицы).

Вопрос о дати­ровке и атри­бу­ции Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице доста­точно сложен и до сих пор не решен одно­значно. В руко­пис­ной тра­ди­ции Ака­фист пере­да­ется ано­нимно. За послед­ние сто с неболь­шим лет ученые выска­зали мно­же­ство пред­по­ло­же­ний отно­си­тельно автор­ства гимна. Были названы Апол­ли­на­рий Лаоди­кий­ский (IV век), пре­по­доб­ный Роман Слад­ко­пе­вец (VI век), Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Сергий I (VII век), диакон Геор­гий Писида (VII век), Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Герман I (VIII век), ино­киня Кассия (IX век), Пат­ри­арх Фотий (IX век) и неко­то­рые другие; выска­зы­ва­лось мнение о сирий­ском про­ис­хож­де­нии гимна. В насто­я­щее время боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей склонны дати­ро­вать Ака­фист эпохой от импе­ра­тора Визан­тии Юсти­ни­ана I (527—565) до импе­ра­тора Ирак­лия (610—641) вклю­чи­тельно и пред­по­ло­жи­тельно атри­бу­ти­ро­вать пре­по­доб­ному Роману Слад­ко­певцу. Сто­рон­ники автор­ства пре­по­доб­ного Романа Слад­ко­певца счи­тают Ака­фист по ком­по­зи­ци­он­ной и мет­ри­че­ской струк­туре конда­ком, пола­гая, что хере­тизмы допи­саны позд­нее, в 20‑е годы VII века, Пат­ри­ар­хом Сер­гием.

Что каса­ется литур­ги­че­ского упо­треб­ле­ния, Ака­фист содер­жат руко­пис­ные гре­че­ские Конда­кари, Минеи, Триоди, Часо­словы, Треб­ники, бого­слу­жеб­ные сбор­ники, Молит­во­словы. Первое изда­ние Ака­фи­ста под­го­тов­лено Альдом Ману­цием в 1502 году. Латин­ский пере­вод Ака­фи­ста был сделан между 3‑й чет­вер­тью VIII века и сере­ди­ной IX века. Позд­нее Ака­фист был пере­ве­ден на араб­ский, сла­вян­ский, бол­гар­ский, румын­ский, турец­кий, англий­ский, немец­кий, фран­цуз­ский, рус­ский, ново­гре­че­ский и другие языки. Текст Ака­фи­ста, по-види­мому, отра­жает ту стадию раз­ви­тия кален­даря, когда Рож­де­ство Хри­стово и Бла­го­ве­ще­ние празд­но­ва­лись вместе 25 декабря. К X веку отно­сится сви­де­тель­ство о пении Ака­фи­ста в суб­боту 5‑й сед­мицы Вели­кого поста в память о победе в 626 году над ава­рами, когда впер­вые в храме Пре­свя­той Бого­ро­дицы во Вла­хер­нах, близ Кон­стан­ти­но­поля, читался Ака­фист. В совре­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­тике в России Ака­фист чита­ется в Суб­боту Ака­фи­ста; в неко­то­рых храмах круг­лый год слу­жится вечерня с Ака­фи­стом. В Греции Ака­фист зовется «хере­тизми», чита­ется на 5‑й сед­мице Вели­кого поста, в мона­сты­рях — на пове­че­рии, при особых нуждах; в при­ход­ских храмах вытес­нен после­до­ва­нием молеб­ного канона.

Появ­ле­ние гимнов, постро­ен­ных по фор­маль­ной модели Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице, имело место лишь на исходе визан­тий­ской эпохи.

Стар­ший список Ака­фи­ста Иисусу Слад­чай­шему дати­ру­ется XIII веком; сла­вян­ский пере­вод осу­ществ­лен в XIV веке, автор гимна неиз­ве­стен. Атри­бу­ция иноку Фео­к­ти­сту Сту­диту (IX век) — автору канона при этом Ака­фи­сте — или мит­ро­по­литу Евха­ит­скому Иоанну Мав­ро­поду (XI век) сомни­тельна. Суще­ствует гипо­теза, что созда­ние Ака­фи­ста Иисусу Слад­чай­шему свя­зано с афон­ским мона­ше­ством конца XIII — начала XIV века, прак­ти­кой иси­хазма и тру­дами пре­по­доб­ных Ники­фора Афон­ского (Исих­а­ста) и Гри­го­рия Сина­ита. Под­твер­жде­нием служат древ­ней­шие руко­писи гре­че­ского под­лин­ника и сла­вян­ского пере­вода этого ака­фи­ста, най­ден­ные в биб­лио­те­ках афон­ских мона­сты­рей.

Даль­ней­шее раз­ви­тие жанра ака­фи­ста свя­зано с име­нами Кон­стан­ти­но­поль­ских Пат­ри­ар­хов Иси­дора I Бухи­раса (1341—1349) и Фило­фея Кок­кина (1353—1354, 1364—1376). На сла­вян­ской почве известно семь гимнов Пат­ри­арха Иси­дора, оза­глав­лен­ных как «Икоси, подобны Ака­фи­сту, тво­ре­ние Свя­тей­шаго Пат­ри­арха Новаго Рима, Кон­стан­тина града Кир Иси­дора». Это Ака­фи­сты Архи­стра­тигу Миха­илу, Иоанну Пред­тече, Свя­ти­телю и Чудо­творцу Нико­лаю, Успе­нию Божией Матери, Кресту Гос­подню, Апо­сто­лам Петру и Павлу и 12-ти Апо­сто­лам. Пат­ри­арху Фило­фею усво­яют два ака­фи­ста: Всем святым, в составе одно­имен­ной службы (гре­че­ский ори­ги­нал и цер­ков­но­сла­вян­ский пере­вод), и Живо­нос­ному Гробу и Вос­кре­се­нию Гос­подню (цер­ков­но­сла­вян­ский пере­вод, с при­пе­вом: Радуйся, Живо­нос­ный Гробе, из негоже Хри­стос вос­кресе трид­не­вен). Кроме того, ему при­над­ле­жат молитвы, чита­е­мые после Ака­фи­ста Иисусу Слад­чай­шему (Согре­ших, без­за­кон­но­вах, неправ­до­вах пред Тобою) и Пре­свя­той Бого­ро­дице (Несквер­ная, Неблаз­ная, Нетлен­ная, Пре­чи­стая, Пре­не­по­роч­ная).

В XIV веке был напи­сан ака­фист, нико­гда не имев­ший литур­ги­че­ского при­ме­не­ния, — пере­ло­же­ние Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице ямби­че­ским три­мет­ром, сде­лан­ное при­двор­ным поэтом Ману­и­лом Филом. Послед­ний из извест­ных ака­фи­стов визан­тий­ской эпохи при­над­ле­жит Иоанну Евге­нику (1‑я поло­вина XV века). Это Ака­фист Апо­столу Иоанну Бого­слову.

В пост­ви­зан­тий­ское время жанр ака­фи­ста не исчез у греков бес­следно (напри­мер, был состав­лен Ака­фист святой Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­нице), однако даль­ней­шее раз­ви­тие этого вида пра­во­слав­ной цер­ков­ной гим­но­гра­фии, рас­ши­ре­ние сферы его упо­треб­ле­ния свя­зано прежде всего с бого­слу­жеб­ной прак­ти­кой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице в сла­вян­ской руко­пис­ной и ста­ро­пе­чат­ной тра­ди­ции может поме­щаться в раз­лич­ных типах бого­слу­жеб­ных книг: Триоди Пост­ной (подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слу­чаев), Псал­тири сле­до­ван­ной, Часо­слове, Конда­каре, Ака­фист­нике (с XV века), Бого­ро­дич­нике (с начала XIV века). Пер­во­на­чально с Ака­фи­стом Пре­свя­той Бого­ро­дице сла­вяне позна­ко­ми­лись, оче­видно, в составе Пост­ной Триоди, пере­вод кото­рой, по кос­вен­ному сви­де­тель­ству Жития свя­того Кли­мента Охрид­ского, напи­сан­ного Фео­фи­лак­том, Архи­епи­ско­пом Охрид­ским (Бол­гар­ским), был завер­шен не позд­нее 916 года.

Важ­ней­шими эта­пами исто­рии Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице в сла­вян­ской тра­ди­ции явля­ются: 1) его древ­ней­ший пере­вод, 2) новая редак­ция, выпол­нен­ная на Афоне в 1‑й поло­вине XIV века (веро­ятно, бол­гар­ским книж­ни­ком стар­цем Иоан­ном) и вве­ден­ная в широ­кое упо­треб­ле­ние Пат­ри­ар­хом Тыр­нов­ским святым Евфи­мием, и 3) создан­ная при исправ­ле­нии бого­слу­жеб­ных книг в Киеве в 1627 году и с сере­дины XVII века (изда­ние Триоди Пост­ной 1656 года) полу­чив­шая рас­про­стра­не­ние в мос­ков­ских (позд­нее сино­даль­ных) изда­ниях. При пере­воде про­па­дали неко­то­рые рито­ри­че­ские и мет­ри­че­ские осо­бен­но­сти ори­ги­нала, однако про­из­ве­де­ние сохра­няло всю пол­ноту дог­ма­ти­че­ского содер­жа­ния.

Пере­вод­ные ака­фи­сты полу­чили рас­про­стра­не­ние на Руси во 2‑й поло­вине XIV — начале XV века. Среди сбор­ни­ков, содер­жа­щих пере­вод­ные ака­фи­сты, необ­хо­димо упо­мя­нуть Канон­ник пре­по­доб­ного Кирилла Бело­зер­ского 1407 года. В нем содер­жатся «Икосы, подобны Ака­фи­сту, Пат­ри­арха Иси­дора — Архи­стра­тигу Миха­илу, Иоанну Пред­тече, Свя­ти­телю Нико­лаю, а также канон похваль­ный Пре­свя­той Бого­ро­дице (с ака­фи­стом)». В эпоху иси­хазма на Руси сфера упо­треб­ле­ния ака­фи­стов рас­ши­ри­лась вхож­де­нием их в мона­ше­ское молит­вен­ное пра­вило, о чем сви­де­тель­ствуют сла­вян­ские руко­писи XIV—XVI веков и ста­ро­пе­чат­ные книги. Если в конце XIV — 1‑й поло­вине XV века в основ­ном встре­ча­ются руко­писи, содер­жа­щие два, три, четыре ака­фи­ста, то со 2‑й поло­вины XV века появ­ля­ются сбор­ники, в кото­рых ака­фи­сты обра­зуют сед­мич­ный цикл.

Ори­ги­наль­ные сла­вян­ские ака­фи­сты до XVI века неиз­вестны, а до XVIII века весьма немно­го­чис­ленны и мало­изу­чены. Ука­за­ние архи­епи­скопа Чер­ни­гов­ского Фила­рета (Гуми­лев­ского) на Ака­фист Пре­по­доб­ному Сергию Радо­неж­скому, напи­сан­ный Пахо­мием Лого­фе­том, не под­твер­жда­ется источ­ни­ками и новей­шими иссле­до­ва­ни­ями. Веро­ятно, древ­ней­шими сла­вян­скими памят­ни­ками этого жанра явля­ются Ака­фист Пре­слад­кому имени Иису­сову и «Радо­сти» Иоанну Пред­тече, напи­сан­ные Фран­цис­ком Ско­ри­ной и издан­ные им около 1522 года в Вильне в составе «Малой подо­рож­ной книжки». Образ­цами и источ­ни­ками для Ско­рины слу­жили соот­вет­ственно Ака­фист Иисусу Слад­чай­шему и Ака­фист Иоанну Пред­тече Пат­ри­арха Иси­дора. Уже в XVI веке списки ака­фи­стов Ско­рины полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние (с неко­то­рой сла­вя­ни­за­цией языка, в исход­ном тексте содер­жа­щего эле­менты запад­но­рус­ской «про­стой мовы») в вели­ко­рус­ских (известны списки иосифо-воло­ко­лам­ского и кирилло-бело­зер­ского про­ис­хож­де­ния) и в серб­ских руко­пи­сях.

Наи­боль­шее число рус­ских ака­фи­стов сере­дины XVII — начала XVIII века, выяв­лен­ных и иссле­до­ван­ных к насто­я­щему вре­мени, посвя­щены Пре­по­доб­ному Сергию Радо­неж­скому. Стар­ший из них (начало: Въз­бран­ный вое­водо Сергие и бесом побе­ди­телю) напи­сан в сере­дине XVII века извест­ным писа­те­лем князем С. И. Шахов­ским, текст не издан, сохра­нился в списке того же вре­мени (ГИМ. Син. III). Тем же авто­ром был напи­сан и Ака­фист Трем свя­ти­те­лям Мос­ков­ским. Долгое время в науч­ной лите­ра­туре Шахов­скому оши­бочно усво­ялся Ака­фист Пре­по­доб­ному Сергию (начало: Воз­бран­ный от Царя сил Гос­пода Иисуса, данный России вое­водо), издан­ный в 1788 году мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Пла­то­ном (Лев­ши­ным). В дей­стви­тель­но­сти он напи­сан в 1689 году, по всей веро­ят­но­сти, Силь­ве­стром Мед­ве­де­вым — бело­вой список этого года из биб­лио­теки Петра I сопро­вож­дает моно­грамма М(онах) Н(едостойный) Г(решный) С(ильвестр) М(едведев). Третий Ака­фист Пре­по­доб­ному Сергию (начало: Воз­бран­ный вое­водо воинов духов­ных), также издан­ный в 1788 году мит­ро­по­ли­том Пла­то­ном, был напи­сан около 1690 года неиз­вест­ным пока укра­ин­ским гим­но­гра­фом из окру­же­ния мит­ро­по­лита Киев­ского Вар­ла­ама (Ясин­ского) в Москве.

В 1698 году в Киево-Печер­ской типо­гра­фии вышел в свет Ака­фист вели­ко­му­че­нице Вар­варе, мощи кото­рой нахо­ди­лись в Киеве с домон­голь­ских времен. Напи­сан ака­фист был в конце XVII века, авто­ром его цер­ков­ный исто­рик мит­ро­по­лит Киев­ский Евге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов) пола­гал архи­манд­рита Иоасафа (Кро­ков­ского, впо­след­ствии — мит­ро­по­лита Киев­ского), воз­можно потому, что его имя стоит в рас­по­ря­же­нии об изда­нии книги. В XVIII—XIX веках этот ака­фист пере­из­да­вался лавр­ской типо­гра­фией неод­но­кратно. В киев­ском (1697) и моги­лев­ском (1698) изда­ниях ака­фи­стов был поме­щен пере­вод выше­упо­мя­ну­того Ака­фи­ста Живо­нос­ному Гробу и Вос­кре­се­нию Гос­подню Пат­ри­арха Фило­фея Кок­кина, но «Духов­ный регла­мент», состав­лен­ный при Петре I, осудил этот ака­фист, так как Цер­ковь раду­ется Вос­кре­се­нию, а не совер­шает пока­ян­ных молитв.

В сино­даль­ную эпоху до конца XVIII века инте­рес к жанру ака­фи­ста на Мос­ков­ской Руси был неве­лик, в отли­чие от Юга и Запада России, где ака­фи­сты имели широ­кое рас­про­стра­не­ние. Мит­ро­по­лит Платон (Левшин) испра­вил и издал, кроме двух Ака­фи­стов Пре­по­доб­ному Сергию, службу с Ака­фи­стом Свя­ти­телю и Чудо­творцу Нико­лаю, а в 1795 году соста­вил Ака­фист свя­тому Дани­илу Мос­ков­скому. С 1798 года выхо­дит ряд новых ака­фи­стов: Апо­столу Иоанну Бого­слову (два изда­ния: 1798, 1801) и свя­ти­телю Димит­рию Ростов­скому (1799) — оба напи­саны князем Г. П. Гага­ри­ным; свя­ти­телю Сте­фану Вели­ко­перм­скому (1799) — сочи­не­ние свя­щен­ника Иоанна Алек­се­ева; другой Ака­фист свя­ти­телю Димит­рию (1801); пре­по­доб­ному Никан­дру Псков­скому (1802); свя­ти­телю Мос­ков­скому Алек­сию (1802) — сочи­не­ние иеро­мо­наха Юве­на­лия (Мед­вед­ского); вели­ко­му­че­нице Ека­те­рине (1802); вели­ко­му­че­нику и Побе­до­носцу Геор­гию (1808); пре­по­доб­ному Савве Вишер­скому (1813).

На время с 40‑х годов XIX века до 10‑х годов XX века при­хо­дится рас­цвет ака­фист­ного твор­че­ства в России. Общее число издан­ных новых ака­фи­стов равно 157; не одоб­рено духов­ной цен­зу­рой более 300 (на 1901 год). Побуж­де­нием к созда­нию ака­фи­стов послу­жил пример свя­ти­теля Инно­кен­тия (Бори­сова), архи­епи­скопа Хер­сон­ского, кото­рый, будучи епи­ско­пом Харь­ков­ским (1843—1848), уста­но­вил испол­нять ака­фи­сты в мест­ных храмах, так как «дей­ствие сих ака­фи­стов на народ чрез­вы­чайно силь­ное и бла­го­род­ное». Сам свя­ти­тель Инно­кен­тий пере­ра­бо­тал ака­фи­сты, упо­треб­ляв­ши­еся тогда уни­а­тами: Стра­стям Хри­сто­вым, Покрову Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Гробу Гос­подню и Вос­кре­се­нию, Святой Троице (вышли в 40‑е годы XIX века), Архи­стра­тигу Миха­илу (1855). Его перу при­над­ле­жит Ака­фист ко При­ча­ще­нию Святых Таин (1849), издан­ный посмертно. В 1842 году был издан Ака­фист свя­ти­телю Мит­ро­фану Воро­неж­скому, состав­лен­ный князем П. А. Ширин­ским-Ших­ма­то­вым.

Рус­ские ака­фи­сты обычно имеют энко­ми­а­сти­че­ский (хва­леб­ный), а не дог­ма­ти­че­ский (бого­слов­ский) харак­тер и посвя­щены рус­ским святым, особо чтимым подвиж­ни­кам. Веро­ятно, они пред­на­зна­ча­лись для чтения на молеб­нах у мощей или иконы свя­того, в храмах, свя­зан­ных с его именем. Таким обра­зом, ака­фи­сты начи­нают вхо­дить в состав част­ного бого­слу­же­ния.

Ака­фист­ное твор­че­ство в России было явле­нием широко рас­про­стра­нен­ным — ака­фи­сты состав­ляли люди самого раз­ного цер­ков­ного и обще­ствен­ного поло­же­ния: духов­ные писа­тели, пре­по­да­ва­тели Духов­ных школ, свя­щен­но­слу­жи­тели. Так, про­фес­со­ром МДА П. С. Казан­ским были напи­саны Ака­фи­сты Божией Матери ради Ее икон «Всех скор­бя­щих Радость» (1863) и Казан­ской (1868), бла­го­вер­ному князю Кон­стан­тину и чадам его Миха­илу и Фео­дору, Муром­ским чудо­твор­цам (1871), свя­тому пра­вед­ному Иосифу Обруч­нику (1871). Среди многих ака­фи­стов, состав­лен­ных духов­ным писа­те­лем А. Ф. Кова­лев­ским, назо­вем сле­ду­ю­щие гимны: пре­по­доб­ному Алек­сан­дру Свир­скому (1875), пре­по­доб­ному Алек­сию, чело­веку Божию (1884), пре­по­доб­ному Анто­нию Печер­скому (1888), пре­по­доб­ному Арсе­нию Вели­кому (1888), пре­по­доб­ному Ири­нарху, затвор­нику Бори­со­глеб­скому, пре­по­доб­ному Иакову Боро­вич­скому (1885), пре­по­доб­ному Кириллу Бело­е­зер­скому (1882), свя­ти­телю Леон­тию, епи­скопу Ростов­скому (1885), пре­по­доб­ному Мефо­дию, игу­мену Пеш­нош­скому (1885), пре­по­доб­ному Про­ко­пию Устюж­скому, свя­ти­те­лям Фео­дору и Иоанну Суз­даль­ским, пре­по­доб­ному Фео­до­сию Печер­скому (1888), а также Божией Матери в честь Ее икон «Неопа­ли­мая Купина» (1884), «Тро­е­ру­чица» (1884), «Ско­ро­по­слуш­ница» (1887), Смо­лен­ской, Толг­ской (1884) и другие. Духов­ная писа­тель­ница Авдо­тья Глинка соста­вила Ака­фист вели­ко­му­че­нице Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­нице (1886), а А. Н. Мура­вьев — Апо­столу Андрею Пер­во­зван­ному (1867). Свя­щен­но­слу­жи­те­лями созданы сле­ду­ю­щие Ака­фи­сты: Илии Про­року (свя­щен­ник С. Соло­вьев, 1888), пре­по­доб­ному Нилу Сор­скому (иерос­хи­мо­нах Нил), вели­ко­му­че­нице Парас­кеве (свя­щен­ник К. Семе­нов, 1860), пре­по­доб­ному Сера­фиму Саров­скому (Инно­кен­тий (Беляев), епи­скоп Там­бов­ский, 1904), свя­ти­телю Иоасафу Бел­го­род­скому (про­то­и­е­рей Иоанн Сло­бод­ской, 1911).

Про­цесс вхож­де­ния ака­фи­ста в состав бого­слу­же­ния про­ис­хо­дил сле­ду­ю­щим обра­зом: автор или заин­те­ре­со­ван­ное лицо (насто­я­тель мона­стыря, свя­щен­ник или ста­ро­ста храма) направ­ляли гимн и про­ше­ние о его раз­ре­ше­нии в Коми­тет духов­ной цен­зуры; цензор выно­сил свое суж­де­ние и пред­ла­гал его Коми­тету; Коми­тет делал доне­се­ние в Свя­тей­ший Синод, где ака­фист рас­смат­ри­вали снова, исходя, как пра­вило, из отзыва архи­ерея, и выно­сили опре­де­ле­ние о воз­мож­но­сти напе­ча­та­ния гимна, дово­див­ше­еся до све­де­ния цен­зур­ного коми­тета. К 1901 году на 158 раз­ре­шен­ных при­хо­ди­лось 291 (или более) нераз­ре­шен­ных ака­фи­стов. Это могло быть свя­зано с несо­от­вет­ствием тре­бо­ва­ниям, предъ­яв­ля­е­мым к духов­ной лите­ра­туре, или с суще­ство­ва­нием уже одоб­рен­ного ранее ака­фи­ста с тем же посвя­ще­нием.

После вос­ста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства про­дол­жали печа­таться новые Ака­фи­сты: Архан­гелу Гав­ри­илу, свя­щен­но­му­че­нику Ермо­гену, Пат­ри­арху Мос­ков­скому (1917; состав­лен про­то­пре­сви­те­ром Нео­фи­том Люби­мо­вым), бла­го­вер­ному князю Дани­илу Мос­ков­скому (1918), муче­нику Вони­фа­тию (1919).

Авто­рами новых ака­фи­стов стали выда­ю­щи­еся цер­ков­ные дея­тели. Так, мит­ро­по­лит Вени­а­мин (Фед­чен­ков) соста­вил Ака­фи­сты Трем свя­ти­те­лям и свя­ти­телю Иоасафу Бел­го­род­скому (в составе службы). Свя­ти­телю Тихону, Пат­ри­арху Все­рос­сий­скому (или его кругу) отно­сят автор­ство Ака­фи­ста Свя­тому и Живо­тво­ря­щему Духу. Ака­фи­сты новей­шего вре­мени напи­саны в новом гим­но­гра­фи­че­ском стиле, к осо­бен­но­стям кото­рого отно­сятся сти­хо­твор­ный размер (Ака­фист в честь Вла­ди­мир­ской иконы Пре­свя­той Бого­ро­дицы «Уми­ле­ние» (1927), напи­сан­ный в заклю­че­нии мит­ро­по­ли­том (впо­след­ствии Пат­ри­ар­хом) Сер­гием (Стра­го­род­ским); при­бли­же­ние цер­ков­но­сла­вян­ского языка к рус­скому [Ака­фист «Слава Богу за всё» (1929) мит­ро­по­лита Три­фона (Тур­ке­ста­нова)].

С 1970‑х годов ака­фи­сты снова начали пуб­ли­ко­ваться, входя в состав раз­лич­ных изда­ний Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии (Молит­во­сло­вов, кален­да­рей, «Жур­нала Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии» и пр.), а затем — отдель­ными сбор­ни­ками. Глав­ным обра­зом это пере­из­да­ния ака­фи­стов сино­даль­ного пери­ода.

К напе­ча­тан­ным впер­вые отно­сятся два ака­фи­ста Пат­ри­арха Сергия (Стра­го­род­ского) — Вос­кре­се­нию Хри­стову (1974; с при­пе­вом тро­паря Пасхи к каж­дому икосу и кондаку) и в честь Вла­ди­мир­ской иконы Божией Матери (1981), а также Ака­фист пре­по­доб­ному Нилу Сор­скому (1986). В 1995 году был издан Ака­фист в честь иконы Божией Матери «Дер­жав­ная», состав­лен­ный по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­теля Тихона, Пат­ри­арха Все­рос­сий­ского.

К 2000-летию Рож­де­ства Хри­стова выпу­щено фак­си­миль­ное изда­ние руко­пис­ного Ака­фи­ста Пре­об­ра­же­нию Гос­подню. Этот ака­фист был состав­лен про­то­и­е­реем Лео­ни­дом Крас­но­вым и в 1924 году бла­го­слов­лен к обще­цер­ков­ному упо­треб­ле­нию свя­ти­те­лем Тихо­ном, Пат­ри­ар­хом Все­рос­сий­ским. В 1945 году Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий I поло­жил на ака­фи­сте резо­лю­цию: «Когда явится воз­мож­ность, можно будет его напе­ча­тать ко все­об­щему веде­нию и упо­треб­ле­нию», а в 1999 году Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II бла­го­сло­вил «напе­ча­тать ака­фист типо­граф­ским спо­со­бом».

В заклю­че­ние при­ве­дем выдержку из фун­да­мен­таль­ного труда А. Попова «Пра­во­слав­ные рус­ские ака­фи­сты» (Казань, 1903): «Как песнь, про­ник­ну­тая духом бод­ро­сти и радо­сти, ака­фист при­вле­ка­те­лен для всякой молит­венно настро­ен­ной души… В каждом ака­фи­сте… най­дется несколько силь­ных выра­же­ний, вылив­шихся из глу­бины сердца автора, и они бла­го­дат­ным лучом запа­дут в глу­бину сердца моля­щихся, осо­бенно — жаж­ду­щих обод­ре­ния и уте­ше­ния».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *