акалькулия что это такое
Акалькулия что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: До сих пор не только в нашей стране, но и в зарубежных странах книги по нарушению счета, и особенно по методам его преодоления, исчисляются единицами.
Статья:
До сих пор не только в нашей стране, но и в зарубежных странах книги по нарушению счета, и особенно по методам его преодоления, исчисляются единицами. Малочисленность исследования акалькулии и разработки методов ее преодоления связана с рядом причин. Одной из них является то обстоятельство, что акалькулия входит в синдром практически всех форм афазии, при которых часто нарушение речи маскирует дефекты счета и счетных операций. Поэтому первоочередной всегда считалась задача восстановления речи, которой (исторически так сложилось) занимались логопеды. Психологи и нейропсихологи включились в эту работу и в научные исследования этого направления значительно позже. За неимением достаточного времени для работы с больными, находящимися в клинике, естественно, что в первую очередь больных учили говорить и понимать речь, писать и читать, а на занятия по преодолению трудностей в счете уже не оставалось времени. Поэтому научно-исследовательская и методическая стороны акалькулии и не получили должного развития. Другой причиной можно считать трудность самого предмета изучения — психологии счета и счетных операций, понятия разрядного строения числа, видов и причин их нарушения, связи счета с мышлением, речью, когнитивными процессами и др. Как следствие этих трудностей возникли и препятствия к разработке методов преодоления этого сложнейшего вида интеллектуальной деятельности.
Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. В изолированном виде встречается редко, чаще сочетается с афазией
Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительнопространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций.
К задачам данной работы относятся:
1) рассмотрение клинико-психологической характеристики акалькулии;
2) изучение клинико-психологической характеристики дискалькулии.
1. Клинико-психологическая характеристика акалькулии
Акалькулия — нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. В изолированном виде встречается редко, чаще сочетается с афазией 1
Акалькулия (от греч. а отрицат. частица и лат. calculatio счет, вычисление) нейропсихологический симптом, описанный S.E.Henschen в 1919г. Характеризуется нарушением счетных операций.
Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменнозатылочновисочных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа, неразличение арифметических знаков и т. д.
Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.
Акалькулия первичная. Редкая форма акалькулии, при которой расстройства счета обнаруживаются сами по себе, независимо от других расстройств высших корковых функций. О вторичной акалькулии говорят в тех случаях, когда расстройства счета входят в структуру нейропсихологического синдрома в сочетании с нарушениями памяти, афатическими симптомами, выраженными персеверациями.
Наиболее часто встречается первичная акалькулия, возникающая при поражении теменных отделов мозга. Эта форма является основной — здесь арифметические действия нарушаются со своей существенной стороны. Больные утрачивают понимание пространственных схем отсчета, у них нарушается понятие числа, понятие о разрядности его записи. Нередко эти больные не понимают значения арифметических знаков и не могут осуществить указанные ими действия.
Обучение больных этой группы направлено прежде всего на восстановление пространственных схем отсчета, на восстановление понятия о числе (его составе и разрядности, понимания состава арифметических операций и т. д. На определенном этапе обучения существенная роль принадлежит громкой речи — проговариванию.
Арифметические действия могут оказаться нарушенными и при поражении лобных систем мозга. В этом случае их нарушения приобретают иную картину. Они не затрагивают существенной стороны действий, а касаются их лишь вторично и являются результатом распада общих форм интеллектуальной деятельности.
Встречаются нарушения арифметических действий, идущие в синдроме инактивности, повышенной инертности стереотипов, двигательных и речевых персевераций (поражение заднелобных отделов мозга, то в синдроме общей расторможенности поведения, снижения концентрации внимания, импульсивности (поражение базальных отделов лобных систем мозга, то в синдроме патологии ориентировочно-исследовательской деятельности, стратегии поведения, нарушения избирательности связей (поражения полюсных отделов лобной области мозга). Во всех этих случаях картина нарушений разная и исправление дефектов требует разного подхода. Но все эти разновидности акалькулии не имеют принципиальных различий — все они вторичного происхождения и не затрагивают существенной стороны действий.
Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены прежде всего на восстановление общего поведения больного в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности больного, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.
Вторичные нарушения действий нередко возникают при поражении затылочных отделов коры мозга и идут в синдроме нарушений зрительного восприятия. Восстановительное обучение, направленное на преодоление дефектов восприятия цифр и их сочетаний, приводит к восстановлению счета. Психологический анализ этого процесса позволяет еще раз убедиться в сложном строении интеллектуальной деятельности, включающей в свою структуру, помимо конкретных операций, и общую стратегию, подчиняющую себе операционные компоненты. Важны и необходимы обе эти стороны интеллектуального акта и их взаимообусловленность. Нарушение одной из них неизбежно ведет к нарушению всей деятельности в целом.
2. Клинико-психологическая характеристика дискалькулии
Симптомы специфической дискалькулиивыражаются в трудностях:
понимания разрядного строения числа и понятия числа;
понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно
выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
распознавания числовых знаков;
соотнесения чисел в арифметическом действии;
заучивания таблицы умножения;
решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.
Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительнопространственного и зрительно- воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией. Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций. Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.
Лечение дискалькулии. Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно- поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно- пространственной деятельности, интеллекта (по детской методике Векслера) и др. Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно- пространственного гнозиса. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходом на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логикоабстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля.
В основе нарушения арифметических навыков (акалькулия, дискалькулия) лежит корковая правополушарная недостаточность, преимущественно в заднетеменной и затылочной областях, ответственных за переработку зрительно пространственной информации и за развитие математических навыков.
Нарушения обнаруживаются с началом школьного обучения, когда при удовлетворительных успехах по другим предметам пациенты заметно отстают от сверстников даже в сложении однозначных чисел. Какое-то время расстройство может не слишком бросаться в глаза, если ребенок полагается на свою усидчивость и умение заучивать материал наизусть, но становится окончательно очевидным при усложнении программы и повышении требований к пространственному мышлению. Навыки, требующие абстрактного математического мышления, также вызывают затруднения, но в меньшей степени, чем элементарные арифметические операции. Возможна связь с нарушением активности внимания, патологией речи, другими расстройствами школьных навыков, а также вторичными эмоционально-поведенческими проблемами, на которые больные обращают внимание в первую очередь. Отсутствие успеха в коррекции расстройства может осложниться снижением мотивации к учебе и самооценки, а также депрессивной симптоматикой. Социальное приспособление во взрослой жизни зависит от сохранности самооценки, мотивации к социальному успеху, навыков пользования калькулятором.
Расстройство может проявляться в любой комбинации нарушений целого ряда навыков, включая лингвистические (пользование математическими терминами, организация вербальных содержаний в форме математических символов, перцептивные (распознавание цифр или математических символов, группирование объектов, концентрационные (сосредоточение при переписывании цифр, соблюдение операциональных знаков) и собственно математические (счет, пользование таблицей умножения, нахождение последовательности операций).
Реабилитационные мероприятия при расстройстве счёта носят комплексный характер. Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте.Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения.
Методы преодоления указанных дефектов, отличаясь друг от друга в несущественном, должны быть направлены прежде всего на восстановление общего поведения больного в ситуации выполнения арифметических действий, целенаправленности больного, на создание условий, позволяющих ему осознать необходимость контроля за своими действиями.
1. Вид В. Д., Попов Ю. В. Клиническая психиатрия. –СПб: Медицина, 2000. – 426 с.
2. Логопедия / Под ред. Н. Г. Солнечной. – М. : Педагогика, 2000. – 362 с.
3. Медицинский словарь / Под ред. А. Л. Кушнарева. – М. : Мединфо, 2004. – 683 с.
4. Психологический словарь / Под ред. Н. И. Никуличевой. –СПб: Принт, 2003. – 724 с.
Акалькулия что это такое
Умение считать – это фундаментальный навык, без которого невозможно жить, получать образование и овладевать профессией.
Существенная роль в организации процесса счета принадлежит теменным и теменно-затылочным отделам коры левого полушария. При поражении этих зон мозга возникают нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве [3, 6].
Нарушение счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у детей с локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении счетными операциями у детей – дискалькулия [5].
Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия «акалькулия». А.Р. Лурия указывает на то, что большинство людей, страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления. Исследования А.Р. Лурия, С.С. Мнухина, Л.С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том, что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными, ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический характер [3, 6].
Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности, а в целом на формировании культуры познания математики [1,4]
Изучение дискалькулии позволило выделить симптоматические признаки данного нарушения. К ним относятся: недостаточное овладение математическим словарем; неправильное называние чисел; неточное представление о графической структуре цифр; механическое воспроизведение порядка следования чисел; недостаточное знание состава числа; трудности усвоения правил образования числа; трудности установления отношения числа к его соседям; несформированность количественных отношений чисел; элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения); мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер [2, 3].
Существуют различные классификации дискалькулии. В данной статье акцент сделан на классификации Л. Косч, который выделяет следующие виды дискалькулии [1, 3, 4].
Вербальная дискалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий. При вербальной дискалькулии вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом ребенок неспособен называть числа, символы, количества, понятия. При вербальной дискалькулии простая задача пересчета недоступна. Для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются: формирование математических представлений и их закрепление в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией. Работа по предупреждению вербальной дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия: развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений [1, 3].
Практогностическая (или апраксическая) дискалькулия проявляется в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов. При практоностической дискалькулии дети неспособны пересчитать объекты или разделить их на группы по форме, размеру, пространственным характеристикам. Для профилактики и коррекции практоностической дискалькулии значимыми являются: формирование представлений об образе предмета и его символичесом изображении; формирование счетных навыков; словесное обозначение системы счисления; понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительнопространственного восприятия, развитие моторики и зрительнодвигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи [1, 3].
Дислексическая дискалькулия проявляется в нарушении чтения математических знаков, словесном обозначении математических понятий, в нарушении восприятия цвета, формы, величины, количества, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. Для профилактики дислексической дискалькулии значимым является: формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитикосинтетической деятельности, понимание математической терминологии. Одним из основных методов по профилактике дислексической дискалькулии является моделирование, представляющее собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений и свойств объектов в структуре их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются предметные модели (конструирование из реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из предметов-заместителей), графические модели (рисунки, знаки и т.д.). основной задачей является формирование и развитие зрительного гнозиса. К рекомендуемым заданиям относятся: узнавание перечеркнутых изображений предметов, выделение и узнавание контурных изображений, наложенных друг на друга, узнавание недорисованных контурных изображений [1, 3].
Графическая дискалькулия проявляется в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур. Также для графической дискалькулии характерна неспособность ребенка соотнести предъявляемую цифру с ее графическим символом. Для профилактики графической дискалькулии значимым является: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве на плоскости; развитие слухо-зрительно-двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; понимание математической терминологии; формирование аналитико-синтетической деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти [1, 3].
Операциональная дискалькулия связана с неумением выполнять математические операции. При операциональной дискалькулии найденные решения математических задач являются ошибочными либо, если решения правильны, являются случайными. Логика выполнения задач при операциональной дискалькулии труднодоступна. Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является: формирование счетной деятельности, умения выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой, развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексикограмматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти[1, 3].
Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов дискалькулии.
Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.
Профилактические и коррекционные мероприятия дискалькулии у дошкольников и младших школьников предполагают три ступени обучения.
Первая ступень обучения
Вторая ступень обучения
Третья ступень обучения
Восстановительное обучение при акалькулии исходит из знания ее природы и направлено на восстановление понимания состава числа и осознания его разрядного строения. С этой целью с помощью специальной программы с ребенком отрабатывается система десятка и понятие дополнительного числа методом соотнесения реальных предметов, их различной группировки с соответствующими числами (предметночисловой метод) [3, 5]. Ребенку дается определенное количество предметов или их заменителей (палочек, фишек и т.п.) и ряд карточек с написанными на них цифрами, с которыми он должен производить операции, указанные в программе:
1. Разбей всё количество палочек на две равные группы.
2. Посчитай, сколько палочек в каждой группе.
3. Найди карточки с соответствующими цифрами.
4. Положи их на каждую группу.
5. Скажи, сколько таких чисел находится в заданном числе.
6. Запиши в тетрадь, из каких чисел состоит заданное число.
Такую работу проводят с числами не только первого, но и второго и т.д. десятков. Работа с опорой на реальные предметы (палочки) идет лишь в самом начале и на уровне первого десятка. Дальнейшая работа над анализом состава числа проводится методом соотнесения заданного числа с его искомыми составляющими числами. На карточках обозначены числа: перед ребенком кладется карточка с заданными числами, он должен подобрать к ней все возможные комбинации чисел, из которых можно составить заданное число. Серия подобных операций позволяет восстановить осознание состава числа, взаимосвязь между числами и умение свободно оперировать ими (карточно-числовой метод).
Обучение акалькуликов счетным операциям начинается уже при работе над восстановлением понятия числа. Дети обучаются расчленению числа на составные части, дополнению числа в пределах десятка (округлению), обучаются и основному отношению к разрядному строению числа. Все это создает необходимые условия для формирования (восстановления) счетных операций.
При специальном обучении счетным операциям особое внимание уделяется отработке процесса развертывания вовне состава арифметического действия. Дело в том, что дети с акалькулией не всегда оказываются в состоянии осознанно расчленить арифметическое действие на составляющие его операции. Поэтому акалькуликов сначала обучают «округлению» чисел, пониманию взаимодействия между слагаемыми (при сложении) и между уменьшаемым и вычитанием (при вычитании). Ребенка обучают операции расчленения вычитаемого на два составных числа (35- 16; 16 – это 10 + 6 или 16 – это 20 – 4), обучают порядку следования операций: 1) округление; 2) вычитание (или прибавление) первой составной части; 3) вычитание (или прибавление) второй составной части.
Обучение решению арифметических примеров начинается с максимально развернутого и вынесенного вовне действия, с опорой на внешние, материализованные средства – схемы, записи и с помощью громкой речи – проговаривания. Позже действие вычитания (или сложения) сокращается по составу операций, постепенно переводится с уровня громкой речи на уровень шепотной речи и речи «про себя».
При восстановлении умения вычитать (или слагать) с переходом через десяток ребенок уже понимает, что при выполнении этих действий второе число (вычитаемое или слагаемое) нужно разбить на два составляющих его числа, одно из которых будет равно количеству единиц уменьшаемого или первого слагаемого (32 – 7; 7 = 2 +5), а затем последовательно ввести их в соответствующие операции (32 – 2 = 30; 30 – 5 = 25). Чтобы обучить этому способу арифметического счета, имеются специальные карточки, на которых обозначены нужные операции и их последовательность в полном объеме, а затем – в сокращенном. На карточки вписываются те операции, которые ребенок должен последовательно выполнить. Сначала на карточке обозначается решение конкретного примера в качестве образца, а затем образец представлен в обобщенном виде.
При восстановлении арифметических действий умножения и деления применяется тот же методический принцип разложения целостного, свернутого акта на составляющие его операции с последующим сокращением, интериоризацией и автоматизацией его выполнения.