акика в исламе что значит

Акика в исламе что значит

акика в исламе что значит. Смотреть фото акика в исламе что значит. Смотреть картинку акика в исламе что значит. Картинка про акика в исламе что значит. Фото акика в исламе что значит

В исламе на седьмой день после рождения ребенка за него режут акика-курбан. В хадисе сказано:

«Акика – это принесение в жертву за мальчика двух баранов, за девочку – одного барана» (Тирмизи «Сунан», Китаб аль-Ахади, хадис № 1513; Насаи «Сунан», Китаб аль-Акика, хадис № 4212; Ибн Маджа, № 3126).

Согласно Ахмаду б. Ханбалю (р.а), резать акика-курбан является ваджибом. По мнению Имама Шафии (р.а.) это сунна, а по мнению Имама Аʼзама (р.а.), это является мустахабом («Менба»).

Неважно кто будет принесен в жертву: овца или баран. Многие ученые были такого мнения, одним из которых был Имам Шафии (р.а.). Некоторые алимы говорили, что и за мальчика и за девочку надо резать по одной овце. Имам Малик (р.а.) был такого же мнения. Хасан аль-Басри (р.а.) и Катада считали, что за девочку резать акика-курбан не нужно.

Самурой (р.а.) было передано от нашего Пророка (с.а.с.): «Мальчик – это залог за акику» (Тирмизи, хадис № 1522; Абу Давуд, хадис № 2838; Ибн Маджа, хадис № 3164).

Иначе говоря, для защиты ребенка от несчастных случаев и бед нужно резать курбан. Или же ребенок оставлен заложником, и спасется, если зарезать курбан. Если же курбан не будет зарезан, то ребенок не спасется от бед.

Шафаат ребенка за отца и мать станет возможным благодаря акика-курбану. Если акика за ребенка не будет зарезан, то в ахирате этот ребенок не сможет стать заступником за своих родителей.

Особенности акика-курбана в точности такие и у жертвоприношения в Курбан-байраме. Что неприемлемо для курбана, то же самое неприемлемо и для акика-курбана. Раби (да будет милостив к нему Аллах) и Мухаммад б. Ибрахим Тайми (да будет милостив к нему Аллах) говорили, что акика-курбан обязательно нужно резать, хотя бы даже одного воробья («Шарх-и Месабих»).

Как было передано, наш Пророк (с.а.с) резал акику за себя после того, как стал пророком (Таберани, Авсат, 994; Абдуреззак, 7960; Беззар, 7281; Тахави «Шархуʼль Мушкиль», 1053; Ибн Хиббан «Маджрухин», 2/23; Ибн Адий «Камил», 5/214).

Отсюда становится понятным, что несмотря на возраст долг зарезать акику не снимается. Человек, который приносит акику-курбан, должен произнести дуа: «Аллах мой! Это акика за такого-то человека. Пусть кровь этого принесенного курбана станет платой за его кровь, мясо – за его мясо, кожа за его кожу, кости – за его кости, волоски – за его волоски. Йа Рабби! Посредством этого курбана спаси этого человека от огня Ада».

Кости акика-курбана нельзя разламывать, их нужно осторожно отделить от всего, что к ним прилипло (См.: Абу Давуд, Мерасил, 379).

Бедренную часть животного в свежем виде надо отдать повивальной бабке (или акушерке), помогавшей при рождении ребенка. Остальные части нужно раздать беднякам. Или же всё мясо надо сварить и, ничего не отрезая, целиком отдать нуждающимся в виде пожертвования (Байхаки «Сунан», 19287).

Если акика-курбан не был зарезан на седьмой день после рождения ребенка, то можно это сделать на четырнадцатый день.

Если и это не получится, тогда нужно резать на двадцать четвертый день (Ибн Аби ад-Дунья «Ан-Нефагатуʼль Ийал», 62).

Ребенку на седьмой день после рождения нужно постричь волосы. Затем нужно раздать садака золотом или серебром по весу состриженных волос. Это является сунной.

Наш Пророк (с.а.с.) на седьмой день после рождения его внука Хусейна (р.а.) велел своей дочери Фатиме (р.а.) побрить младенцу волосы и раздать серебряные монеты в количестве, равном по весу сбритым волосам.

Источник

Акика (жертвоприношение по случаю рождения ребенка)

Жертвоприношение по случаю рождения ребенка называется ‘акика. Ученые разошлись во мнениях по поводу этого обряда: некоторые говорят, что это обязательно, другие же считают это сунной муаккада (подтверждённой сунной).

Первые волосы, появившиеся у ребенка после рождения, называются «акика». По истечению семи дней после рождения ребенка, ему стригут или полностью состригают волосы и дают имя. Затем, в знак благодарности Аллаху за этого ребенка, совершается жертвоприношение-акика. По мнению ученых ханафитского мазхаба, данное жертвоприношение является не сунной или ваджибом, а является мустахабом (поощряемым деянием), потому что почтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика по истечению семи дней после рождения его внуков Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах!), дал им имя и приказал сбрить им волосы.

Так же в одном хадисе, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика для Хасана и Хусейна. На каждого из них он принес в жертву по одному барану и сказал, что одновременно с родившимся мальчиком есть акика. По этой причине принесите в жертву животное и сбрейте волосы у ребенка. Самура ибн Джундаб (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Каждый (рожденный) ребенок, по истечению семи дней (после рождения), является, как бы заложником жертвоприношения акика. После совершения (жертвоприношения акика) необходимо побрить (голову ребенка) и дать ему имя». Этот священный хадис говорит нам, что так же, как необходимо оставлять залог для пользования какой-либо вещью, необходимо совершать жертвоприношение акика для того, чтобы ребенок был хорошим и послушным. Следовательно, если человек, у которого родился ребенок, имеет хорошее финансовое положение, то будет лучше, если он совершит жертвоприношение акика, тем самым получив заслуженную награду от Аллаха. Помимо этого, акика будет способствовать укреплению отношений между близкими людьми.

Во времена невежества, жертвоприношение совершали только если рождался мальчик. При рождении девочки акика не совершалась. С приходом ислама порядок совершения акика изменился. Как передает Умму Курс (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если родится мальчик, то для него приносится в жертву два одинаковых по возрасту барана, если же девочка, то один». Так как мужчине дана сила, обязанность заботиться о доме, большая ответственность и авторитет в семье, поэтому Аллах повелел приносить для мальчика в жертву двух баранов, а для девочки – одного. Так как эта ситуация опирается на принцип «благословение за данное бремя», то ни о какой несправедливости не может идти и речи. Следовательно, тот, кому Аллах дал материальную возможность, тот должен принести в жертву двух баранов если родится мальчик и одного барана — если девочка. Тому, кто находится в непростом материальном положении дозволяется принесение в жертву по одному барану. Приведем следующее предание. Если человек последует примеру этого предания, то получит награду и тем самым, будет считаться выполнившим свою сунну.

Во времена джахилии кровь жертвенного животного мазали на голову ребенка. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил это делать. Как передает Язид ибн Абду’ль-Музани (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Для новорожденного ребенка нужно совершить жертвоприношение, нельзя задевать ребенка кровью жертвенного животного». Следовательно, нельзя мазать голову ребенка кровью жертвенного животного.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) не любил говорить слово «акика», так как оно образовано от того же корня, что и слово «укук», означающее неповиновение родителям. Вместо этого он употреблял слово «насика», которое образовано от корня «нусук», означающее послушание и поклонение. Одновременно с этим, то, что в священном хадисе используется слово акика, объясняется следующим образом: Это было сделано для того, чтобы люди понимали, о чем идет речь, и оно не несет в себе плохой смысл. Таким образом, среди мусульман больше используется слово «акика», а не «насика».

Те же критерии, которые должны быть у жертвенного животного во время праздника Курбан-Байрам, так же должны быть у животного, которое приносится в жертву при рождении ребенка. Правила, касающиеся мяса жертвенного животного, те же. То есть мясо животного, которое было принесено в жертву из-за рождения ребенка, могут кушать как сами хозяева, так же его можно раздать неимущим людям.

Как было сказано ранее в священном хадисе, совершать жертвоприношение акика на седьмой день после рождения ребенка является мустахабом. В этот день сбривать волосы с головы ребенка, давать ему имя, раздавать золото или серебро, эквивалентное весу волос в качестве милостыни, так же является мустахабом. Если жертвоприношение не было совершено на седьмой день, то разрешено делать его в четырнадцатый, двадцать первый или же в другие дни.

Кости жертвенного животного разделяются в тех местах, где они соединены и готовятся в таком виде, с намерением, чтобы ребенок был живым и здоровым. После этого эти кости закапываются в одном месте. Некоторые же улемы говорят, что для того, чтобы уничтожить жадность в ребенке, необходимо, чтобы сломались кости жертвенного животного.

Источник

Вопросы по акике [1]

акика в исламе что значит. Смотреть фото акика в исламе что значит. Смотреть картинку акика в исламе что значит. Картинка про акика в исламе что значит. Фото акика в исламе что значит

Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в день Суда!

Здесь мы написали ответы на вопросы о желательных действиях после рождения ребенка, наиболее часто задаваемые нам. И первой из описанных тем стала акика.

Вопрос:

Ответ:

Лексическое значение: волосы на голове новорожденного ребенка.
Шариатское определение: это жертвоприношение, которое совершается, когда рождается ребёнок, и ему бреют голову. Недостаточно закалывания иных видов животных, кроме скота. Также недостаточно закалывания чего-либо другого, кроме животного, даже в том случае, если нет возможности для закалывания скота, так как в этом случае суннат снимается с человека.
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот.

Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ребёнок, за которого не закололи акику, не сможет быть ходатаем перед Аллахом за родителей в День Суда».

(«Хашият Тармаси» стр. 660/6)

Вопрос:

Акика суннат или фарз?

Ответ:

Это не обязанность, а суннату муаккад (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна).
Имам Шафии сказал: «Совершили оплошность в акике двое: те, кто сказали, что это нововведение, и те, кто сказали, что это обязанность».

(Хашият Тармаси» стр. 661-662/6)

Вопрос:

Кто ответственный за акику (т.е., кому является сунной ее закалывать) и можно ли использовать для этого деньги ребенка?

Ответ:

За акику ответственен (т.е., является сунной) тот, кто обязан содержать этого ребенка, имея такую возможность во время рождения ребёнка и в период послеродовых выделений у женщины (60 дней).

Если же человек был неимущим при рождении ребёнка и в период послеродовых выделений возможность для жертвоприношения не появилась, то отпадает желательность акики.

Отец закалывает жертвенное животное за детей, которые ещё не достигли совершеннолетия. После совершеннолетия дети уже приносят жертву сами за себя, однако отец тоже может резать за них (за совершеннолетних детей), попросив у них полномочия, к примеру, если дети совершеннолетние, но неимущие.

Также, в эту категорию входит и отец, являющийся неверным, если мать ребенка мусульманка, и т.п..
К матери не переходит ответственность за акику, пока отец в состоянии ее совершить.
Также, акика является сунной для матери ребенка от прелюбодеяния, так как она обязана его содержать.
Опекуну не разрешается использовать деньги ребенка для акики (как, например, в наше время материнский капитал и т.д.), а если он так сделает, то будет обязан возместить его.

(«Хашият Тармаси» стр. 662-663/6, «Тухфат-уль Мухтадж» 370-371/9, «Мугн-иль Мухтадж» стр. 391, «Мажмуъ 324/8)

Вопрос:

Говорится, что ответственность (т.е. сунна) за акику лежит на том, кто обязан содержать ребенка, а разве не передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заколол акику за внуков Хасана и Хусейна?

Ответ:

Это не меняет вышеупомянутое решение того, что ответственность за акику лежит на том, кто обязан содержать ребенка. А насчет того, что Пророк заколол за Хасана и Хусейна имам Навави говорит:
«….под словом «заколол» имеется ввиду, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел родителям заколоть акику или дал им средства для этого, или что их (Хасана и Хусейна) родители (Али и Фатима) в этот момент были в нищете, и обязанности по содержанию перешли к дедушке (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует)».

Вопрос:

Когда наступает время акика и когда заканчивается?

Ответ:

Время для закалывания акика наступает с момента рождения ребенка, т.е., после того, как ребенок полностью отделится от матери.
В «Асн-аль маталибе» пишется: «Не засчитывается до рождения, потому что это считается как заигрывание поклонением, напротив, оно будет являться просто мясом животного из-за отсутствия причины. В «Равзату-т-Талибине» пишется, что не засчитывается акика до рождения, напротив, это будет считаться просто мясом животного».
Время ее желательности длится до совершеннолетия. После совершеннолетия уже ребенку является сунной заколоть животное за себя.

(«Асн-аль Маталиб» 548/1)

Вопрос:

Самые предпочтительные день и время суток для совершения акика?

Ответ:

Самым предпочтительным является седьмой день, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заколол за Хасана и Хусейна животное на седьмой день. (Байхаки, «Сунану кубра» 299/9)
Если ребенок родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то, начиная с утра этого дня, надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца.

(«Хашият Тармаси, 667/6)

Вопрос:

Что желательно говорить, когда закалываешь акик?

Ответ:

باسم االله والله اكبر، اللهم لك وإليك، اللهم هذه عقيقة فلان

«БисмиЛляхи ваЛЛАХУ акбар, Аллахумма ляка ва иляйка, хазихи акикату фулян..» (Вместо слово «Фулян» произносится имя того, за кого закалывают животное)

(«Тухфат-уль Мухтадж» 372/9)

Вопрос:

Является ли сунной заколоть акику, если родившийся ребенок умер?

Ответ:

Является сунной заколоть акику за умершего ребенка в том случае, если на момент рождения и до его смерти была возможность совершить акик, а если ребенок умер до того, как появилась возможность, то не является сунной после его смерти закалывать акику, если даже ребенок умер до седьмого дня.

(«Манхадж-уль кавим» стр. 488)

Вопрос:

А если не получилось заколоть на седьмой день, то в какой день тогда?

Ответ:

Если не закололи на седьмой день, тогда закалывают на четырнадцатый, а если и так не получилось, тогда на двадцать первый, и так далее, через каждую неделю, до достижения ребенком совершеннолетия.

Источник

Акика – жертвоприношение за новорожденного

Акика – это жертвоприношение, которое совершается мусульманами, когда рождается ребёнок, и ему бреют голову. Но бритьё головы не обязательно должно совпадать с обрядом акика. Хотя совмещение бритья головы и акика предпочтительнее.

По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (аш-Шафии, Малика и Ахмада ), акика является настоятельной сунной (сунна муаккада). То есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы принесение в жертву акика не является сунной – это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745).

Доводы Шариата в пользу дозволенности акика.

Доказательством в пользу дозволенности акика является хадис Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям): «За новорожденного следует совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари). Сам Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) принёс в жертву акика по одному барану за Хасана и Хусейна. И в последующем, асхабы при рождении детей совершали жертвоприношение акика.

Мудрость жертвоприношения – акики.

В том, что религия нам указывает на желательность совершения жертвоприношения акика, есть много пользы:

Время совершения обряда акика.

Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребёнка. Самое предпочтительное время для акика – это седьмой день после рождения. Если не получится на седьмой день, то на 14 день, если и так не получится, то на 21 день и так далее, через каждую неделю, до достижения ребёнком совершеннолетия. Если жертвоприношение за младенца не было совершено до его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия ему желательно совершить акика – за себя самому. Это разрешается и желательно сделать до конца жизни.

За кого совершается акика?

Акика совершается за новорожденного. Даже если ребёнок умрёт при родах или позже – желательно совершить акика. Также, если родится мёртвый ребёнок, но, будучи в животе матери он был живой, то и за такого малыша тоже совершается акика. Если же младенец не был живым, т.е. плод не подавал признаков жизни – то за такого ребёнка не совершается акика и ему не дают имя. Всевышний знает лучше!

За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. Если есть возможность, желательно принести в жертву двух баранов-однолеток, у которых годы одинаковы. Если принести в жертву одного барана, то и это будет достаточным для выполнения сунны. За девочку желательно принести в жертву одного барана. Желательно совершить жертвоприношение за каждого новорожденного ребёнка. Если родится двойня, то режут двух баранов.

Животные, пригодные для акика.

Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Тому, у кого нет возможности сделать это, следуя мнению Ибну Аббаса, можно принести в жертву курицу, петуха, утку, индюка, гуся. Но имеющему возможность – следует принести в жертву упомянутых ранее животных. Качества животных, которые приносятся в жертву в качестве акика, должны соответствовать требованиям жертвоприношения Курбан. Животное, которое непригодно для жертвоприношения в качестве Курбана, также непригодно и для акика. Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, этих животных также разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве акика.

Намерение для акика следует делать следующим образом: «Я намереваюсь принести это животное в жертву в качестве акика за моего сына (за дочь, за себя)».

Вознаграждение за жертвоприношение, также как и за любое благое деяние, можно посвятить всей мусульманской общине (умме), живым и покойным.

Кто должен совершить обряд акика?

Жертвоприношение акика совершает отец, а если его нет, то его отец, т.е. дедушка, если и его нет, то его отец, т.е. прадедушка. То есть акика следует совершить тому, кто по Шариату обязан содержать ребёнка. Жертвоприношение отец должен совершить из своего имущества. К примеру, если у ребёнка есть имущество (полученное по наследству, по завещанию, в подарок и т.д.) – то не разрешается совершать акика с использованием имущества этого ребёнка, также, как не разрешается совершать жертвоприношение Курбан. Если же у отца или его отца (у дедушки) нет возможности совершить жертвоприношение акика, то это делает мать этого ребёнка (если у неё есть возможность). Отец, дедушка, мать считаются имеющими возможность совершить жертвоприношение акика, если в течение 60 дней после рождения младенца (до окончания послеродовых выделений матери) у них есть достаточно средств на суточное пропитание и, сверх того, на покупку жертвенного животного. Если в этом промежутке у них не было такой возможности, то они считаются не имеющими возможности на жертвоприношение, и Шариат не требует (призывает) от них совершения жертвоприношения. Если в период этого времени у них была возможность и они не совершили жертвоприношения, то они должны совершить его до наступления совершеннолетия ребёнка. Если в случае прелюбодеяния родился младенец, то за незаконнорожденного должна совершить жертвоприношение мать, потому что, в соответствии с Шариатом, у этого ребёнка нет отца. Не следует обнародовать то, что этот ребёнок рождён от прелюбодеяния – по возможности, подобное необходимо держать в тайне.

Важность жертвоприношения акика.

Ранее было упомянуто, что акика является настоятельной сунной Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и также были разъяснены смысл, мудрость и польза совершения акика. То, что акика является настоятельной сунной, видно из этого достоверного хадиса Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Ребёнок находится под ручательством акика» («Хамидият», том 12, стр. 291). Смысл хадиса заключается в том, что если не совершить за ребёнка акика, то он не будет расти должным образом, поправляться, и не будет защищённым. Имам Ахмад растолковал этот хадис так: ребёнок, за которого не было совершено жертвоприношение, не сможет заступаться, то есть, если этот ребёнок умрёт маленьким, он не будет иметь право заступаться за своих родителей. Также, если малыш повзрослеет, станет хорошим человеком и умрёт после совершеннолетия – он не будет также иметь право заступаться за родителей, которые не совершили за него жертвоприношение («Хамидият», том 12, стр. 291). Но, если после совершеннолетия ребёнок сам за себя совершит жертвоприношение, он сможет заступаться за родителей.

Этика жертвоприношения акика.

Желательно совершить жертвоприношение на седьмой день после рождения ребёнка. Если он родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то начиная с утра этого дня надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца. При совершении жертвоприношения акика желательно сказать: «Бисмиллагьи валлагьу акбар. Аллагьумма гьаза минка ва илайка. Аллагьумма гьаза гIакъикъату… (имя новорожденного или новорожденной)». Смысл: «О Аллах, это жертвоприношение ради Тебя. О Аллах, оно приносится в жертву за (и назвать имя ребёнка)».

Из мелкого рогатого скота, самым предпочтительным является самый дорогой по цене белый, красивый, упитанный баран, у которого большие рога, то есть, такой же, как и для Курбана. Мясо этого животного желательно сварить и раздать бедным нуждающимся людям, по возможности желательно не ломать кости этого животного с намерением, чтобы у этого ребёнка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Но если кости этого животного сломает употребляющий мясо или тот, кому его дали – то в этом нет нежелательности. Некоторые учёные говорят, что ломать кости животного акика не является нежелательным и поэтому разрешается ломать кости, если разделывание или употребление мяса не обходится без поломки костей. При приготовлении мяса желательно добавить сладость с намерением, чтобы у ребёнка характер стал хорошим. Правую заднюю ляжку этого животного в сыром виде желательно дать акушерке, принимавшей роды. Предпочтительнее, сварив мясо, сделать из него суп и отправить бедным нуждающимся людям, чем приглашать в гости на угощение. Разрешается давать мясо животного акика богатым людям. И богатые люди вправе поступать с этим мясо как угодно: могут сами употреблять, могут продать и т.д. Если был дан обет (сделан назру) принести в жертву акика, то необходимо раздать всё мясо, и обязательно – хотя бы малую часть мяса отдать в сыром виде.

Разница между Курбаном и акика.

Почти во всех решениях акика схож с Курбаном. Но есть некоторые моменты, где между ними есть разница:

Курамухаммад-хаджи Рамазанов «Обряд жертвоприношения в Исламе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *