аккорды через дробь что значит
Использование дополнительных нот в аккордах для украшения аккомпанемента.
Для придания дополнительной окраски основного аккорда, выделения главной темы существующей мелодии и украшения звучания аккомпанемента, в аккорд можно добавить дополнительную ноту или как правило дополнительный бас. Такой дополнительный бас условно обозначается через дробь, а добавленная дополнительная нота изменит окраску основного аккорда.
Рассмотрим пример с аккордом E: зажмем дополнительно к основному аккорду вторую струну на третьем ладу. С дополнительной нотой наш мажорный аккорд E превратился в септаккорд E7. Очень часто переход на септаккорд используется когда нужно уйти на повтор.
Пример ухода на повтор на примере песни «Колокола»:
Пример основного аккорда с дополнительным басом другого аккорда.
Основной аккорд Ля минор с басом До.
Для выделения мелодии исполняемой песни, чаще всего также используются аккорды с дополнительными басами. Рассмотрим данный пример использования дополнительного баса на песни «Постой паровоз».
Пример с использованием дополнительного баса:
Пример без использования дополнительного баса:
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
В данной статье речь пойдет об аккордах Am/E, E/G#, Dm/F, C/G и других с дробью в своем составе. Если вы не новичок в игре аккордами на гитаре (о простых аккордах на гитаре для начинающих читайте здесь), то ниже изложенная информация поможет вам стать не просто хорошим аккомпаниатором, а экспертом в игре аккордами на гитаре.
В некоторых песенниках и брошюрах с аккордами иногда употребляются обозначения типа Am/C, E/H, Am/E, C7/B. За такими страшными на первый взгляд обозначениями аккордов кроется сущий пустяк, знание которого, тем не менее, существенно украшает игру, делает ее более выразительной, красивой и стильной. А музыкант, играющий так, существенно выделяется своим мастерством.
Аккорды с дробями — это, наверное, единственный случай, когда математика не усложняет жизнь музыканта, а упрощает ее. Итак, сколько же будет «Am разделить на C»?
Дробные аккорды. Определение
Для чего существуют аккорды с дробями
Я не буду много говорить по этому поводу. Просто предлагаю взять гитару в руки. Взяли? Тогда возьмите на ней аккорд Gsus4/add13.
Те, кто справился, закрывайте эту страницу в браузере — не думаю, что здесь вы почерпнете для себя что-то новое. А остальным предлагаю остаться со мной и взять вот такой аккорд.
Это и есть наш аккорд Gsus4/add13.
Присмотритесь внимательнее. Это знакомый каждому, даже начинающему, гитаристу аккорд C, взятый, правда, с басом G. Поэтому его можно записать не только как Gsus4/add13, но и как C/G. Согласитесь, что всегда легче сыграть какой-то простой аккорд и найти к нему модифицированный бас, чем распределять в уме на ноты такие аккорды, как Gsus4/add13.
Итак, аккорды с модифицированным басом значительно упрощают запись гармонии (аккордовой линии) любых композиций.
Для чего нужны дробные аккорды
Иногда линия баса в пьесах довольно активна и в условиях одиночной игры (без инструментов, которые бы вели басовую мелодию, — бас-гитары, фортепиано и проч.) ее приходится воспроизводить на гитаре используя именно такие дробные аккорды.
Чтобы понять разницу между простой аккордовой линией и линией с дробными аккордами сыграйте этот пример. Сначала обычными аккордами, потом аккордами с модифицированным басом.
Кстати, это аккорды к популярной песне «Куда уходит детство».
Итак, аккорды с дробями используют для украшения сопровождения, ведения более активной басовой линии в гитарном аккомпанементе.
Таблица аккордов с модифицированным басом (дробных аккордов)
С дробными аккордами вы можете ознакомиться по этой таблице, разделенной на две части. Чтобы почувствовать особенности аккордов, возьмите на гитаре каждый из приведенных аккорд с дробью и сыграйте его перебором. Примеры простых переборов можете найти на этой странице.
Схемы модифицированного баса для дробных аккордов
Но к этому можно подойти еще проще. Тем, кто знает как брать простые аккорды, надо просто выучить, где располагается басы на четвертой, пятой и шестой струнах гитары.
Для аккордов с модифицированными басами C, G, D, E, F, A, H.
Для аккордов с модифицированными басами #C, #F, #D, B, #G.
В заключение
Дробные аккорды (аккорды с дробями, аккорды с модифицированным басом) — это аккорды вида X/Y, где числителем (X) выступает буквенное обозначение аккорда, а знаменателем (Y) — бас, с которым этот аккорд нужно играть.
Все наиболее употребляемые аккорды с модифицированным басом можно изобразить с помощью одной удобной таблицы дробных аккордов.
Ликбез → Пояснения к аккордам
Аккорды
Различных аккордов существует большое количество, а если учитывать то, что каждый из них можно взять несколькими способами, то не сложно и запутаться. На сайте Muzland.ru Вы найдёте более тысячи аппликатур наиболее используемых аккордов.
Запоминать всё не нужно, особенно если Вы изучите основы построения аккордов. Главное – запомнить основные, а дальше уже по ним ориентировать построение аккордов с дополнительными ступенями.
Много писать на эту тему не буду, так как на сайте работает система генерации аппликатур, и для каждой песни выводятся таблицы построения аккордов.
Более того, если Вас не устраивает вариант, предложенный по умолчанию, можно посмотреть другие варианты взятия того же аккорда (если они имеются в базе) – для этого нужно нажать на изображение аккорда.
На сайте представлены несколько подборов с максимально точной цифровкой аккордов, например, для песни Foolin’ Александра Рыбака. Это сделано из-за того, что песня выполнена в джазовой обработке и обойтись без специфичных аккордов очень сложно, чтобы не потерять важных моментов.
Такие произведения могут отображаться в трех вариантах – оригинальная версия, адаптированная версия и упрощённая версия. Оригинальная версия не сопровождается расшифровкой аппликатур.
Аккорды типа C/G, G/F#
Увидев такую запись и не найдя к ней расшифровки – не пугайтесь. Общая формула подобного обозначения – аккорд/бас, то есть необходимо взять аккорд, указанный до дробной черты, но не с тонической басовой нотой, как это обычно бывает, а с нотой, указанной после дробной черты.
Следует обратить внимание на то, что первая указываемая буква – это аккорд, а вторая – нота.
Всякий раз, когда Вы не можете сообразить, где эта нота расположена на грифе, нажимайте на изображение аккорда – в появившемся окошке обязательно будет вот эта подсказка:
Аккорды H, B и Bb – надо бы разобраться!
Существует два варианта обозначения аккордов си и си-бемоль. Первый из них: си – H, а си-бемоль – B; второй: си – B, си-бемоль – Bb. Из-за такой неоднозначности в этом вопросе периодически возникает неразбериха.
На сайте использован симбиоз этих двух вариантов. И это вовсе не для того, чтобы запутать все окончательно. На мой взгляд, в обозначении си как H, а си-бемоль как Bb есть некоторая положительная логика.
По крайней мере, взглянув на аккорд можно точно сказать, что он обозначает, невзирая на существующие варианты записи.
В англоязычной и испаноязычной версиях сайта аккорд си обозначается B, аккорд си бемоль – Bb. Такое обозначение более привычно для иностранных пользователей.
Аккорды с дробью на гитаре
Если Вы, разучивая новую песню, остановились при виде аккорда с дробью или просто решили выяснить, что эта «математическая конструкции» делает в музыке, то это статья написана специально для Вас.
Что такое аккорды с модифицированным басом
Не секрет, что басы являются украшением любого музыкального произведения, особенно роковых композиций. Нет никакого смысла углубляться в понятия основного и переменного баса, достаточно знать, что в любом гитарном аккорде: Am или D, F или H#, бас обязательно присутствует. Однако бывают случаи, когда бас к аккорду следует еще и добавить. Именно такие аккорды и обозначаются пугающими, на первый взгляд, дробями. На самом деле ничего сложного аккорды с модифицированным басом, как их следует называть, не представляют.
Перед чертой указан сам аккорд, а за чертой — нужный басовый звук, т.е. расшифровать подобную запись можно по формуле — аккорд/бас. Например, запись C/E обозначает, что следует играть аккорд до-мажор © с басом ми (Е), а при записи Am/C — играем аккорд ля-минор (Am) с басом до © и т.п.
Следует понимать, что буква перед чертой — это аккорд, а буква за чертой — это лишь нота, при чем басовая, следовательно, брать ее надо исключительно на 4,5 или 6 струне. О соотношении нот в слоговой системе записи и нот, записанных латинскими буквами подробно описано на сайте U-rock.com.ua. Кто не знает, что до — это C могут ознакомиться с этим нюансом.
Возникает логичный вопрос, зачем нужны дробные аккорды? Ответ также прост, как и расшифровка дробной записи — они оживляют, делают разнообразнее и интереснее аккомпанемент в рок-музыке.
Басовое сопровождение придает песне особую уникальность и индивидуальность, а исполнители, применяющие аккорды с дробями на практике, выглядят уверенно и авторитетно.
Наиболее распространенные дробные аккорды
#1. Чтобы было еще понятнее, рассмотрим несколько наиболее распространенных дробных аккордов, начнем с уже упомянутого Am/C.
Взяв аккорд ля-минор (указательный палец — вторая струна на I ладу, средний и безымянный — третья и четвертая струны на II ладу), добавляем бас-ноту до ©, зажав мизинцем пятую струну на III ладу — получаем Am/C. Данный аккорд используется во многих песнях, например, «Дождь» группы ДДТ.
#2. Еще одним аккордом с модифицированным басом в данной композиции является Dm/H, однако его построение требует немного больших усилий, так как необходимо изменить положение среднего и безымянного пальцев по сравнению с аккордом Dm. Положение будет следующее:
• указательный палец прижимает 1-ю струну на I ладу;
• средний палец прижимает 5-ю струну на II ладу — это и будет бас-нота си (H);
• безымянный палец прижимает 3-ю струну на II ладу;
• мизинец прижимает 2-ю струну на III ладу.
#3. Также довольно распространенным является комбинация аккорда ля-минор с басом соль — Am/G, особенно при игре перебором. Так же, как и при построении аккорда Am/C, сначала следует взять Am, а затем мизинцем прижать шестую струну на III ладу, тем самым, добавив бас-ноту соль (G).
#4. Дробный аккорд C/G является, наверное, самым распространенным как среди новичков-гитаристов, так и среди профессионалов. Его построение аналогично аккорду до-мажор, однако место безымянного пальца на III ладу (5 струна) занимает мизинец, а сам безымянный палец прижимает на III ладу 6-ю струну, добавляя бас-ноту соль (G).
Стоит заметить, что многие гитаристы-любители, в том числе и автор данной статьи, применяют описанное положение пальцев даже при игре аккорда до-мажор ©, поскольку никакой негативной окраски от баса в данном случае нет.
#5. Еще один несложный для начинающего гитариста аккорд с дробью — Em/F#. Берем аккорд ми-минор (на II ладу средний и безымянный пальцы прижимают 4 и 3 струну соответственно), указательным пальцем прижимаем 6-ю струну на II ладу — нота F#.
Аккордов с дробью значительно больше, но здесь важен принцип их построения. Зная его и расположение нот на грифе гитары, Вы всегда сможете взять нужный аккорд и сыграть желаемую песню!
Аккорды с установленным басом или двойные аккорды:
Как строить двойные аккорды? Например, C/E, H7/D# и т.д.
Расшифровка иероглифов
В первую очередь ответ на этот вопрос требует расшифровки значения записей с использованием «дроби» и установления их точного значения. Различают два типа дроби – наклонная: F#m/E (аккорд с установленным басом) – символы пишутся через наклонную дробь в строчку;
F#m (двойной аккорд) – символы пишутся друг над другом через горизонтальную дробь.
В первом случае (с наклонной дробью) – это один аккорд с установленным басом. Первые символы (в данном случае – F#m) обозначают основную структуру аккорда (трезвучие «фа-диез-минор»); символ после наклонной дроби обозначает звук точно установленного баса (в данном случае – E, бас-«ми»), с которым должен использоваться этот аккорд. Такой бас может быть и «аккордовым» и «неаккордовым» звуком.
Чем больше звуков в аккорде, тем сложнее (дольше) его расшифровывать, строить и использовать в реальном времени (непосредственно во время импровизации или игры без подготовки – «с листа»). Особенные трудности начинаются с шести звуков. Для частичного упрощения восприятия и работы с такими аккордами применяются «двухэтажные» записи, состоящие из двух простых аккордов (трезвучий). В знаменателе – основа аккорда – тоническое трезвучие, в числителе – трезвучие, складывающееся из дополнительных ступеней.
Например, «F#m11 – фа-диез-минорный ундецимаккорд» состоит из шести звуков:
Запись F#m11 (структура ундецимаккорда предполагает добавления к трезвучию «малой септимы – 7», «большой ноны – 9» и «чистой ундецимы – 11»), несмотря на кажущуюся простоту написания, заставляет постепенно, от первого звука выстраивать аккорд, удерживая в уме всю «уходящую за облака лестницу» аккорда. Для упрощения задачи такой аккорд можно представить в виде двух простых трезвучий:
Теперь мы запишем эти два аккорда в виде дроби:
Конечно, и к этой записи надо привыкать, но каждый из вас может выбрать для себя наиболее удобную форму записи.
Принципы практического построения
Рассмотрим технологию построения аккордов с установленным басом. В качестве примера используем аккорд F#m/E.