аккумуляторные батарейки что это такое
Аккумуляторные батарейки — рейтинг лучших
Аккумулятор – многоразовый элемент питания, позволяющий сэкономить на покупке одноразовых батареек. Их используют в электронике, детских игрушках, аудиотехнике, фонариках, калькуляторах, бытовой технике. Какой тип аккумулятора лучше выбрать – читайте ниже.
Преимуществом аккумуляторных батареек является возможность многократной подзарядки.
Плюсы и минусы аккумуляторных батареек
Баланс преимуществ и недостатков аккумуляторов зависит электрохимического состава. В продаже представлены несколько видов АКБ:
Как выбрать батарейки
В модельном ряду каждого производителя есть десятки моделей аккумуляторов, на первый взгляд некоторые ничем не отличаются межу собой. Чтобы понять, какие аккумуляторные батарейки лучше, рассмотрим несколько параметров:
Типоразмер
Аккумуляторы бывают нескольких типоразмеров: цилиндрические, плоские, прямоугольные. Среди распространённых:
Емкость
При выборе АКБ руководствуйтесь параметрами приборов, куда он будет установлен. Как правило, в инструкции к технике указываются параметры батареек, которые рекомендуется использовать.
В категории действует формула – чем больше ёмкость, тем дороже аккумулятор.
Число циклов перезарядки
Большинство аккумуляторов обеспечивают беспроблемную работу в течение 400-500 циклов зарядки. Это соответствует 3-5 годам использования. Существуют и «чемпионы», вроде Panasonic Eneloop, которые реально выдерживают более 2000 полных зарядов-разрядов.
Саморазряд
Способность хранить заряд в течение продолжительного времени – параметр, важный больше для приборов с низким энергопотреблением, где замена батарейки осуществляется не чаще трёх-шести месяцев. Если заряд АК расходуется за 1-2 дня, данный параметр не будет иметь критического значения.
Производители
В рейтинг «Лучшие аккумуляторные батарейки» вошли продвинутые модели от топ-производителей, которые гарантируют высокое качество, «честную» ёмкость, несколько сотен циклов заряда-разряда без потери ёмкости.
GP Rechargeable
Популярный вариант аккумуляторов, с расширенным ассортиментом по типоразмеру, ёмкости. АКБ продаются как по отдельности, так и в комплекте с фирменным зарядным устройством, обеспечивающим щадящий режим зарядки. Ёмкость соответствует заявленной, при условии, что при первом использовании владелец выполнит полный цикл заряд-разряд-заряд. Таким образом, исключается появление эффекта памяти, что характерно для никель-марганцевых АКБ серии.
Аккумуляторы GP Rechargeable обладают средней токоотдачей, не рекомендуется устанавливать их в мощную фотовспышку.
Panasonic Eneloop PRO
Энелуп – известная линейка японского бренда. Все модели, собранные под этой маркой отличаются хорошим качеством, надёжностью. Серия Eneloop PRO предназначена для приборов с повышенным энергопотреблением, для которых важна токоотдача и ёмкость. Пальчиковые батарейки Про популярны среди фотографов, использующих сверхмощные вспышки.
Ёмкость пальчиковых Panasonic Eneloop PRO 2500 мАч. Это отличный показатель. Для достижения повышенных значений производителю пришлось использовать продвинутые комплектующие, что негативно сказалось на розничной цене. Также сократился и жизненный цикл аккумулятора, по сравнению с Panasonic Eneloop. Если кластические модели способны выдержать до 2000 циклов, то Про-варианты из-за повышенной токоотдачи держат ёмкость в среднем 500-600 циклов. В принципе – это нормальный показатель для никель-металл-гидридных элементов питания.
Duracell Recharge TURBO
Аккумуляторы топ-бренда с ускоренной зарядкой и повышенной ёмкостью 2500 мАч. Они подходят для приборов с повышенным энергопотреблением, требующей регулярной зарядки. Комплектное зарядное устройство позволяет зарядить аккумуляторные батареи в два раза быстрее аналогов.
Опция негативно сказывается на сроке эксплуатации – Duracell Recharge TURBO рассчитаны на 400 циклов, что соответствует 3 годам беспроблемного использования.
Energizer
Аккумуляторы от топ-бренда, который зарекомендовал себя при производстве одноразовых батареек. В продаже есть несколько серий. Лучшей считается Accu Recharge Extreme. Ёмкости 2300 мАч достаточно для обеспечения длительной работы вспышки, радиоуправляемой игрушки, пульта дистанционного управления квадрокоптера, другой техники с повышенным энергопотреблением. Модель отличается стабильными техническими характеристиками (ёмкость батареек в блистере будет примерно одинаковой), приличной токоотдачей.
При первой зарядке нового аккумулятора рекомендуется использовать тренировочный цикл, это исключит повышенный саморазряд – основную «болезнь» данных АКБ.
Xiaomi Rechargeable ZI7
Как заявляет производитель, Xiaomi Rechargeable ZI7 – экологически безопасные аккумуляторы с повышенной ёмкостью, способные выдержать до 1500 циклов. То есть, они способны заменить 1000 одноразовых батареек, экономя существенную сумму. Новые технологии позволяют сохранить более 80% энергии через год хранения после полной зарядки
Camelion R20
Аккумуляторы цилиндрической формы, подходящий для установки в газовую колонку, другую технику, где важна надёжность элементов питания. Camelion R20 никель-металл-гидридная многоразовая батарейка сверхбольшой ёмкости 10000 мА*ч. Она подходит для любых устройств.
Аккумуляторы производятся в Китае под контролем американского бренда, что обеспечивает высокое качество, минимальный процент брака, соответствие технических параметров заявленным.
Robiton AAA R03 Micro
Бюджетник, по техническим, эксплуатационным характеристикам, способный тягаться с топ-производителями. Робитрон справляется c высокими токовыми нагрузками, обеспечивая стабильное питание. Robiton AAA R03 Micro не всегда имеют одинаковую ёмкость, склонны к саморазряду (за год хранения компания-производитель допускает потерю ёмкости до 20%). Последний параметр выше, чем у многоразовых батареек первого эшелона. На блистере написано, что аккумуляторы способны выдержать до 1000 циклов, что соответствует 5-6 годам эксплуатации. На практике срок службы сопоставим с другими элементами питания, колеблется в пределах 500-600 зарядок-разрядок.
При выборе аккумулятора лучше купить АКБ проверенной модели, где технические характеристики подтверждены многолетними отзывами пользователей. В этом случае высока вероятность, что аккумулятор отработает стоимость, экономя на регулярной покупке одноразовых батареек.
Аккумуляторные батарейки – что это такое, какие есть обозначения, как отличить от обычных?
Одиночные гальванические элементы, именуемые батарейками, широко используют в быту для получения необходимого напряжения, но как только энергия в них заканчивается они выходят из строя. Аккумуляторные батарейки являются многоразовыми и имеют большой срок службы.
Что такое аккумуляторные батарейки?
Первым прообразом аккумулятора, который можно было неоднократно заряжать, был столб, состоящий из пятидесяти медных кружочков. Между ними было проложено влажное сукно. При прохождении через это устройство электрического тока оно само начинало вести себя как источник электричества. Аккумуляторные батарейки – это гальванические элементы, действующие по принципу обратимости протекающих в них химических реакций. Их работоспособность можно восстановить, если пропустить через них ток в направлении, обратном его течению при разряде.
Обозначение аккумуляторных батареек
Любой гальванический элемент маркируется. Самым распространенным классом пальчиковых батареек аккумуляторного типа является класс АА. Он подразделяется на:
Кроме того, батарейки различаются по размерам – диаметру и длине, что находит свое выражение в маркировке. Так, надпись «D» означает, что устройство имеет диаметр 34,2 мм, а длину 61,5 мм, тогда как буква «С» указывает на обхват в 26,2 мм и протяженность 50 мм. Цифры рядом с надписью mAh свидетельствуют о емкости заряда, то есть величине тока, отдаваемого в течение часа.
Как отличить аккумуляторные батарейки от обычных?
Неосведомленному человеку непросто разобраться, что перед ним аккумуляторные батарейки АА или обычные. Во-первых, они различаются по номинальному напряжению. Обычные гальванические элементы имеют напряжение 1,5-1,6 V, а аккумуляторные пальчиковые заряжаемые батарейки – 1,2-1,25 V. Во-вторых, покупатель не ошибется, если рассмотрит приобретаемое устройство. На обычных батарейках присутствует надпись «do not recharge», то есть не перезаряжать. На аккумуляторах всегда указано «rechargeable», то переводится как перезаряжаемый.
Виды аккумуляторных батареек
Помимо уже упомянутых никель-металлогидридных, никель-кадмиевых и литий-ионных гальванических элементов существуют и такие разновидности:
Кроме того, все аккумуляторы условно можно разделить по назначению:
Как выбрать аккумуляторные батарейки?
Критерии выбора устройства зависят от следующих факторов:
Размеры аккумуляторных батареек
Самые распространенные типоразмеры следующие:
Рейтинг аккумуляторных батареек
К популярным моделям аккумуляторов относят:
Срок годности аккумуляторных батареек
Он зависит от типа батареек, условий эксплуатации и интенсивности их использования. Так, солевые гальванические элементы служат не более 2-х лет, а алкалиновые можно применять в течение 5-ти лет. Дольше всего работают серебряные – до 15-ти лет. Аккумуляторные батарейки для фонариков выйдут из строя быстрее, чем аналогичные виды, эксплуатируемые в устройствах с низким энергопотреблением: пульте, клавиатуре, компьютерной мыше, часах. Продлить срок эксплуатации можно, если правильно использовать и хранить аккумуляторы.
Зарядка для аккумуляторных батареек
Для восполнения утраченного потенциала гальванического элемента применяется специальное зарядное устройство (ЗУ). Оно состоит из преобразователя напряжения – трансформатора или блока питания, выпрямителя, стабилизатора напряжения и устройства контроля за процессом заряда. Зарядное устройство для аккумуляторных батареек имеет свои особенности, но оно всегда осуществляет подачу постоянного электрического тока. Такой агрегат позволяет заряжать сразу несколько аккумуляторов.
Сколько заряжать аккумуляторные батарейки?
Этот вопрос встает перед многими пользователями. Время зарядки аккумуляторных батареек большинство определяет приблизительно, хотя есть формула, по которой этот параметр можно рассчитать более точно: 1,4 x mAh/mA. Первая цифра – это коэффициент, определяющий скидку на теплоотдачу. Все остальные элементы формулы уже хорошо всем знакомы.
К примеру, человек купил батарейку с емкостью 2600 mAh. Если при этом ток зарядного равен 150 mA, то нетрудно подсчитать, что для полного заряда аккумулятора потребуется 24 ч. Большинство ЗУ подают напряжение постоянно, даже если батарейки уже заряжены, а это может причинить им вред, сократить срок годности или вывести из строя из-за перегрева.
Как проверить аккумуляторную батарейку?
Приобретая аккумуляторы, каждый хочет убедиться в их соответствии заявленным характеристикам. Поможет в этом специальный электроизмерительный прибор – мультиметр. Тестер определит рабочие батарейки в той куче, которая скопилась дома. На своей панели он имеет шкалу и табло, на экран которого выводится информация о степени заряда проверяемого элемента.
Желающим знать, как проверить аккумуляторную батарейку мультиметром, следует действовать в таком порядке:
Если полученные данные составляют 1,35 В и более, то нетрудно сделать вывод, что батарейка исправна и может эксплуатироваться практически в любом устройстве. Если цифра на дисплее варьируется в пределах от 1,2 до 1,35 В, то можно поставить гальванический элемент в какой-либо нетребовательный агрегат, например, часы. При более низком уровне заряда аккумулятор подлежит утилизации.
Как восстановить аккумуляторную батарейку?
Не все ЗУ способны перекрывать подачу электричества при восполнении емкости аккумулятора, к тому же большинство пользователей грешит тем, что разряжает или заряжает гальванический элемент не полностью. В результате он быстро выходит из строя, а покупатель при этом пеняет на фирму изготовителя. Чтобы винить было некого, необходимо приобрести «умное» зарядное устройство, способное восстановить старые мизинчиковые аккумуляторные батарейки.
Прибор осуществляет их тренировку, сменяя циклы разрядки и зарядки и при этом сравнивая достигнутые показатели емкости. Так будет повторяться до тех пор, пока емкость не достигнет близких к заводским значений. Да, цена на умное зарядное превышает стоимость обычного, но, как показывает практика, такие затраты окупают себя, особенно если использовать аккумуляторы постоянно.
Как спаять аккумуляторные батарейки?
Иногда перед пользователем встает необходимость в спайке двух отдельных аккумуляторов между собой. В этом случае действовать необходимо по следующей схеме:
Как хранить аккумуляторные батарейки?
Вот основные правила хранения гальванических элементов:
Про аккумуляторы и батарейки. Ликбез для гуманитариев.
Посвящается очередному «клиенту», который надысь мне плакался в жилетку.
Итак, самое популярное у нас это батарейки АА. Продаются в каждом магазине. Хорошие стоят по 50-60 руб/штука, дешманские идут по 10 руб/пучок. Это то, что продают в электричках со сроком годности до 2097 года.
Алкалиновые, это уже приличные бренды Дюраселл, Энерджайзер. Тут цена 60-80 руб за элемент (выгодно брать десяток). Емкость 4-5 Ач. Эффективность 80-90 мАч/руб.
Литиевые еще лучше в плане тока разряда. Они спокойно выдерживают мгновенные токи в 2-3С и продолжительный разряд током 1С. Это всякие детские игрушки, фотоаппараты. Да, да. При зарядке вспышки ток от батареи очень даже большой, батарейки это не любят. Поэтому для мыльницы лучше не жалеть, а покупать литий. Они смогут отдать всю емкость. Алкалин сдохнет отдав 50-60%. Солевые сдохнут сразу.
Теперь бытовое. Куда, что, когда и зачем.
Во-первых, таварисч аффтар, у тебя какие-то непонятные игрища с ценниками, емкостями и типоразмерами. Косяк на косяке.
Во-вторых, афигенски дорогой зарядник для бытовых девайсов типа мышки\фотика\игрушки не нужны. типичный зарядник для пары никелевых батареек стоит в районе 5-8 долларов, на али можно даже дешевле найти было б желание. + цена пары аккумуляторов в 3-4 доллара за нормальные 1500-2000мАч.
Извиняюсь за пост в старую тему. Может вы подскажете.
В зарядных устройствах аккумуляторы обычно заряжаются парами, можно ли заряжать в паре разные батарейки, например Duracel 1800 мАч + GP 2700 мАч? Можно ли заряжать разные по заряду батарейки, т.е. одна например заряжена на 10%, вторая на 80%?
спс за пост. как то его не оценили.
Лучше брать Энелупы и зарядку для них
Скажите, пожалуйста, почему 2 купленные мизинчиковые 1,6 V NiZn (по 550 mAh) аккумуляторные батарейки Ansmann фигово работают с беспроводной мышью, которой нужно 3 V.?
А вот говорят «банка аккумулятора». В автомобильном это вроде секция на 2,1 В. А пальчиковый аккумулятор на 1,5 Вольта это тоже считается банкой?
Почему на батарейках ААА написано 1.5В, а на акумах ААА 1.2В? Это может как то влиять на юзер экспириенс?
я наверное очень плохо гуглю. но так и не смог понять кто производитель и какая емкость и напряжение. нихрена не смог понять, кроме того что это литий кобальт. что такое YN, 2S непонятно. остальное справа, наверное, дата. достал их из сборника батареек в подъезде. при замыкании дают искру. нашел что они якобы 3,7 вольта. но не припомню в жизни, чтобы две пальчиковые давали искру и прилипание отвертки.
Ура, граждане знающие, помогите а )
Подскажите какие аккумуляторы лучше в фотовспышку запихать?)
О электрические боги. Косяк уже на первой розовой картинке и далее по тексту угарный трэш. Покажу мужикам с Электротранспорта, в юмор пойдет :-).
Подскажите собрал блютуз колонку и воткнул старый акум на 1200м.амп. 4.2v. Работает хорошо, 4-ре часа гонял на всю громкость не вырубился. У меня валяется ещё акум. на 1300м.амп.,4.2v. тоже старый. Если запаралелю,разница в ёмкость 100м.амп. не приведёт к смерти одного из аккумуляторов? Подключать буду конечно оба либо заряженные, либо разреженные.
Колхоз в ремонтном деле. Часть 2. Питание. Аккумуляторы.
В следующих постах планирую рассказать об аудиоусилителях. С вами был Kekovsky, спасибо за чтение.
Какие бывают аккумуляторы в мобильной, компьютерной и бытовой технике
Содержание
Содержание
Аккумуляторы окружают нас повсеместно. Их можно встретить как в привычных каждому пользователю мобильных гаджетах, так и в сложных системах резервного электропитания. В каждой из областей используется свой тип аккумуляторной батареи, в которой ее характеристики «раскрываются» наилучшим образом. В данном материале поговорим о типах аккумуляторных элементов, областях применения и основных правилах эксплуатации.
Аккумуляторы. Общие принципы
По историческим меркам аккумулятор — довольно «молодое» изобретение, которому немногим более 160 лет. Основной принцип работы любого аккумуляторного элемента — протекание в нем обратимой электрохимической реакции, т. е. при приложении к контактам элемента постоянного напряжения, на его пластинах (электродах) накапливается электрическая энергия, при приложении нагрузки — происходит ее расходование. Причем протекает такая реакция на протяжении большого количества циклов заряда/разряда. Как правило, возможное количество перезарядок зависит от типа аккумуляторного элемента, но в среднем, современный аккумулятор способен обеспечить 300–1000 полных циклов.
Работоспособным считается аккумулятор, остаточная емкость которого составляет 70–80 % от начальной. Элементы с меньшими показателями остаточной емкости считаются непригодными для дальнейшей эксплуатации, поскольку не могут обеспечить расчетную автономность.
Какого бы типа не был аккумулятор, костяк конструкции и основной принцип действия у них остается неизменным. В каждом аккумуляторе есть два электрода (положительный и отрицательный, иначе именуемые анод и катод), погруженные в специальную среду — электролит, являющуюся прекрасным «поставщиком» ионов вследствие электролитической диссоциации.
Ион — атом или молекула, несущая на себе электрический заряд. Если ион положительно заряжен — его называют катион, если отрицательно — анион.
В зависимости от используемого материала электродов и применяемого типа электролита существуют различные вариации аккумуляторных элементов, каждый из которых имеет свои конструкционные и эксплуатационные особенности. Ниже поговорим о наиболее распространенных типах аккумуляторов, сферах их применения и особенностях эксплуатации.
Свинцовые аккумуляторы
Несмотря на преклонный возраст технологии, свинцовые аккумуляторы до сих пор успешно применяются в системах резервного питания, автомобильном транспорте, системах аккумулирования возобновляемых источников энергии (солнечная и ветряная энергетика, гидроэнергетика и т. д.).
Как видно из названия, в качестве основного материала, из которого изготавливают электроды, выступает свинец. Точнее, для производства положительных электродов — просто свинец, а для изготовления отрицательных электродов — оксид свинца. В качестве электролита, как правило, выступает раствор серной кислоты.
Существует большое количество конструкций свинцового аккумулятора, направленных на улучшение его эксплуатационных характеристик. Поскольку свинец сам по себе достаточно мягкий металл с невысокой физической прочностью, в чистом виде он слабо противостоит вибрационным нагрузкам, поэтому для использования аккумуляторов, например, в транспорте, в сплав свинца добавляют кальций, делающий структуру металла более прочной.
Для использования свинцового аккумулятора в источниках бесперебойного питания, дабы не допустить контакт пользователя с кислотой, исключить необходимость обслуживания, а также не создавать условия для взрыва водорода, выделяемого из АКБ, при ее заряде, используют свинцовые аккумуляторы определенного типа. Такими аккумуляторами являются источники питания типа AGM (Absorbent Glass Mat), в которых абсорбированным электролитом (не жидким) пропитан специальный пористый мат из стекловолокна.
Довольно часто свинцовые аккумуляторы, выполненные по технологии AGM, ошибочно называют гелевыми. На самом деле это не так. Гелевые аккумуляторы — отдельная ветвь развития свинцовых источников питания.
Аккумуляторы, электролитом в которых выступает раствор серной кислоты в желеобразном состоянии, называются гелевыми. Они рассчитаны на медленную отдачу энергии, поэтому основная область их применения — использование в инертных системах накопления и расходования электроэнергии (солнечная энергетика, питание моторов кресел для инвалидов, гольф-каров и т. д.).
Один свинцовый аккумуляторный элемент выдает напряжение порядка 2 В и способен выдать удельной энергии из расчета 30–60 Вт*ч с 1 кг массы, что в сравнении с другими типами — достаточно мало. Такие аккумуляторы имеют высокие значения саморазряда, а их глубокий разряд приводит к разрушению и осыпанию пластин электродов и безвозвратной порче аккумулятора.
Никель-кадмиевые аккумуляторы
Следующим типом аккумуляторных элементов, активно использующихся во многих сферах, являются никель-кадмиевые аккумуляторы (NiCd). Их можно встретить в детских игрушках, пультах управления, фонариках, ручном аккумуляторном электроинструменте и т. д.
Конструкция элемента не претерпела изменений, только в качестве материала для изготовления электродов используются никель и кадмий, а точнее гидраты закиси этих металлов. В качестве электролита применяют гидроксид калия. Один элемент на основе этих металлов может выдать напряжение 1,2–1,35 В, а значение удельной энергии находится в диапазоне 40–80 Вт*ч/кг.
Никель-кадмиевые аккумуляторы — одни из самых морозоустойчивых. Они работают без существенной потери своей емкости при температурах, близких к –50 ° С, к тому же, абсолютно не боятся глубокого разряда, и после цикла зарядки полностью восстанавливают свои эксплуатационные характеристики.
Хранить NiCd аккумуляторы рекомендуется полностью разряженными.
К отрицательным моментам относят их малую удельную емкость, высокий саморазряд, длительное время зарядки (восполнять энергию нужно малыми зарядными токами) и ярко выраженный «эффект памяти».
Чтобы не испортить аккумулятор, его необходимо заряжать только после полного разряда! Пренебрежение этим правилом повлечет быструю потерю емкости и выход элемента из строя.
Заряжают NiCd-элементы малыми зарядными токами, значения которых составляет порядка 10 % от емкости аккумулятора.
Никель-металлогидридные аккумуляторы
Логическим продолжением никель-кадмиевых аккумуляторов стали никель-металлогидридные (NiMH) элементы питания. В них учтены и практически устранены недостатки предшественников. Аккумуляторы при тех же массогабаритных показателях имеют большую в 2–3 раза емкость, обладают высокой надежностью, с легкостью переносят глубокий разряд и перезаряд, менее подвержены эффекту памяти.
Немаловажную роль в популяризации и широком распространении NiMH элементов сыграл тот факт, что они не содержат в своем составе кадмия, очень вредного для окружающей среды металла. Следовательно, с повестки дня снимаются вопросы правильного хранения и утилизации таких элементов.
Для производства анода используют гидрид никеля с лантаном или литием — так называемый металлогидридный электрод. В качестве катода — оксид никеля. Электролитом выступает соединение гидроксида калия.
Заряжают никель-металлогидридные аккумуляторы большими (в сравнении с NiCd-элементами) токами, величины которых составляют порядка 20–25 % от емкости аккумулятора, но очень важно контролировать температуру элемента во время заряда. Если она превышает 45 °С, нужно немедленно прервать процесс зарядки, в противном случае существует риск порчи элемента.
Зарядку для NiMH-аккумуляторов можно использовать в паре с NiCd-элементами. Обратная совместимость недопустима! Алгоритмы зарядки никель-кадмия более примитивны, они могут причинить вред NiMH-элементу.
Никель-металлогидридные аккумуляторы хранят полностью заряженными. Поскольку этому типу элементов присущ высокий саморазряд, для сохранения работоспособности элемента его нужно периодически подвергать полному циклу разряда/заряда.
Никель-металлогидридные аккумуляторы используют в тех же сферах, что и никель-кадмиевые, однако, благодаря повышенной емкости, их охотно применяют в фототехнике, использующей для питания элементы типа АА и ААА.
Один элемент генерирует 1,2–1,25 в ЭДС, а его удельная энергия составляет 60–75 Вт*ч/кг. Теоретический расчетный «потолок» этого параметра находится на уровне 300 Вт*ч/кг, но видимо технологии производства NiMH-элементов, еще не до конца совершенны.
Литий-ионные аккумуляторы
Современные мобильные устройства уже сложно представить без литий-ионных аккумуляторов. Именно их разработка дала мощный толчок к развитию легких и миниатюрных решений источников питания, и, как следствие, миниатюризации всего сегмента мобильных гаджетов.
Сильными сторонами Li-ion являются высокая плотность аккумулируемой энергии, ее удельное значение, в большинстве случаев, составляет солидные 280 Вт*ч/кг, недостижимые при использовании аккумуляторов другого типа. Именно по этой причине Li-ion аккумуляторы используются не только для питания персональных гаджетов, но и для приведения в движение различных самокатов, велосипедов с электродвигателем и даже автомобилей.
Справедливости ради следует сказать, что «литий-ионный аккумулятор» — это обобщенное название целой группы электрохимических элементов, переносчиком заряда в которых выступают ионы лития. Разница заключается в составе материала катода и типе электролита.
Наибольшее распространение в бытовом сегменте получили литий-полимерные аккумуляторы, в которых в качестве электролита используется специальный твердый полимер, а катодный и анодный материал нанесены на тонкие слои алюминиевой и медной фольги соответственно. Такое конструктивное решение позволяет производить аккумуляторы любой формы и размера, изящно «вписывая» их в разрабатываемые устройства.
Существенный недостаток твердого полимера — его плохая проводимость при нормальной температуре окружающей среды (+ 25 °С). Наилучшие показатели достигаются при увеличении температуры до + 60 °С, а это уже опасно с точки зрения обычного использования. Поэтому производители идут на небольшие ухищрения, добавляя к полимеру электролит в жидком или желеобразном состоянии.
Существенное отличие конструкции литий-ионных аккумуляторов от традиционной конструкции заключается в обязательном наличии разделительного сепаратора, исключающего свободное перемещение ионов лития, в моменты, когда аккумулятор не используется.
Другой элемент, который должен обязательно присутствовать в схеме аккумулятора — BMS-контроллер (Battery Management System), отвечающий за корректную и сбалансированную зарядку ячеек аккумулятора.
Li-ion аккумуляторы при высокой удельной емкости обладают малым весом. Для их зарядки нужно не так уж много времени. У них практически отсутствует эффект памяти и саморазряд. К аккумуляторам литий-ионного типа не предъявляется особых требований к соблюдению циклов заряда/разряда. Заряжать их можно в любое удобное время, не привязываясь к величине остаточного заряда элемента. Хранить Li-ion батареи рекомендуется наполовину заряженными.
Самым существенным недостатком литий-ионного элемента является его категорическое «нежелание» полноценно работать при отрицательных температурах. Эксплуатация литиевого элемента на морозе очень быстро приблизит его выход из строя.