аксакал кто это такой фото
Аксакал
На фото: Николай Сергеевич Филиппов ( 9.02.2016 год)
Я не художник и не профессиональный психолог, но постараюсь составить портрет этого человека. Ниже среднего роста, худощавый. На лице написано то, что ее обладателю свойственны ум, смекалка, способность к творчеству и нестандартному мышлению… Видно также, что свои лучшие годы он миновал, но светло-голубые глаза выдают его добрый и мягкий характер. Стоит сказать и о руках. Они у него рабочие, крупные не по росту и ещё довольно сильные, не по годам. И объяснить сей феномен проще простого: всю свою жизнь они работали. В разгар Великой Отечественной войны 16-летним парнишкой начал трудовую деятельность прессовщиком кузнечного цеха на Воронежском паровозоремонтном заводе, затем в литейном цехе Липецкого тракторного завода. Довелось работать на различных стройках, рыбных промыслах, буровых. « Но вот, наконец, как он сам пишет, наметилась моя пристань, и ветер подул в её сторону. Этой пристанью оказалась Добринка». Именно в ней он и прожил последние 55 лет. Работал каменщиком, слесарем, плотником. Хорошо работал, но не любит об этом распространяться. А между тем у него есть медали « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и «Ветеран труда», два диплома «Лучший по профессии», а уж Почётных грамот больше десятка. Рабочий стаж Николая Сергеевича перевалил за сорок лет. «Старался жить честно, по совести,- говорит он.- А чужому успеху никогда не завидовал так же, как не завидовал чужому достатку и благополучию». У них с женой, Марией Дмитриевной, два сына и дочь, четыре внучки и две правнучки. Читатель скажет: « Так чем же особенным отличается Николай Сергеевич? Многие его ровесники тоже шли нелёгкими дорогами жизни и наград имеют не меньше». И прав бы был читатель, да не знает он, что мой герой действительно человек неординарный, не совсем обычный, он – аксакал, старейшина не только по годам, но и по мудрости, по опыту жизненному. Старейшина, так как живёт по заповедям христианским, и люди за это его уважают. Вот об этом моя история.
Сборник стихов и рассказов Николая Сергеевича «Перо дружило с мастерком» вышел к его 85-летнему юбилею, в начале ноября 2012 года.
В сборник вошли стихотворения, созданные им в разные годы жизни. Читая его стихи, приходишь к пониманию, что жизнь чудесна и мир населяют удивительно прекрасные люди. Практически весь тираж Николай Сергеевич раздарил родственникам, друзьям, коллегам литературного клуба «Родник», почётным членом которого он является с момента создания. Не забыл он и своих земляков из села Кузьминки. Побывал там следующей за юбилеем весной, прошёлся по любимой с детства тропинке (не запахали её земляки), подарил по сборнику школе, библиотеке, но тираж был явно маловат: не всем хватило.
Вот такой человек живёт среди нас. А теперь делайте вывод: обычный он, неприметный, такой, как все, или настоящий АКСАКАЛ?
Аксакал: вчера, сегодня, завтра
Статус аксакала в истории
Самым уважаемым и почитаемым возрастом является – «аксакал». Выражение учтивости и обходительности заложена в истории казахского народа. В традиционном казахском обществе люди, достигшие пожилого возраста, считались носителями народной мудрости, много испытавшие на своем веку. С аксакалами постоянно советовались, руководствовались их напутствиями. Если кто-либо начинал новое дело, то первым делом получал напутствие аксакала, а кто приезжал издалека, считал своим долгом навестить такого человека. Такая традиция идет из глубокой древности. В древнем казахском обществе понятие аксакал обозначало очень опытного, старшего по возрасту, авторитетного и влиятельного родоначальника, даже бия. Но пользовавшиеся и уважением, и почетом аксакалы, не имея официальной должности (би или родоначальник), занимали не менее важное место, чем представители власти. Аксакалам, выполнявшим функции родоначальника, обращались представители рода и наряду с подчинением его власти обязательно выполняли его решения. Старец являлся не только особенной категорией возраста человека, но и был и показателем институтов организации и регулирования общественных отношений. Вот таким был статус аксакала в истории казахского народа.
Названия возрастов человека
Бауыржан Момышулы о пожилом возрасте
Бауыржан Момышулы разделял пожилых стариков на четыре группы: шал (старик), кария (старец), аксакал (старейшина, уважаемый старец), абыз (мудрец). Шал – это тот, который не может решить никакие вопросы, кроме мелких бытовых дел, который караулит чужие дома и распространяет сплетни. Кария – это тот, который руководит своим родом, держит все в порядке. Аксакалом называли того, кто заботился о целом ауле. А старца, который решал споры, боролся за честь, говорил от имени своего народа и выступал с пламенными речами, делился своими знаниями он называл абызом (мудрецом).
Аксакал – это честность и ответственность
Главным своим долгом аксакалы считали сохранение семейного очага, спокойствие рода, решение проблем целого аула, недопущение недостойных поступков своими земляками-односельчанами. Старейшинами могли быть те, кто ранее занимался или имел опыт руководства общественными делами, кто имел безупречную репутацию. Аксакалов не избирали, они достигали народного признания своей репутацией, порядочностью, открытостью, были известны своими благородными поступками. Таким людям доверяло население той или иной местности. Иногда бывали моменты, когда в ауле не было аксакалов. Тогда их роль выполняли люди, достигшие сорока и более лет, являющиеся общепризнанными лидерами среди жителей аула. Мудрым аксакалам свойственны высокая гражданственность, принципиальность, глубокое чувство ответственности, бережное отношение к людям.
При этом они сохраняют предельную скромность и считают лучшим человеческим качеством порядочность. В повседневной жизни казахов путники, посещая тот или иной аул, вначале заходили к аксакалам, советовались с ними, сообщая о цели поездки, и получали советы. В жизни было немало случаев, когда необходимо было посоветоваться с аксакалом по поводу бедственного положения односельчан или по поводу разногласий, недоразумений, споров, возникших между аулчанами.
Аксакалы в зеркале народной мудрости
Есік алдында төбе болса,
Ерттеп қойған атпен тең.
Ауылыңда қария болса,
Жазып қойған хатпен тең.
(Если возле дома имеется высокий холм,
считай, что имеешь оседланного коня,
а если в доме есть почтенного возраста человек,
считай, что имеешь мудреца).
Сақалға ақ түсті – Көңілге дақ түсті.
(Как побелела борода, так и в душе укрепилась обида)
Қарты бар елдің Қазынасы бар,
Қызы бар елдің Базынасы бар.
(У народа, имеющего стариков, есть богатство
У народа, имеющего дочь, есть желанье)
Алтыға дейін бала ерке,
Алпыстан кейін шал ерке.
(До шести лет ребенок избалован
После шестидесяти старик избалован)
Институт аксакалов сегодня
Как и в прошлом, в наше время на аксакалов возложено большое доверие и ответственность. Не тратя время на ежедневные, мелкие дела аксакалы должны превратиться в орган, который бы решал актуальные дела жителей города, района, аула. Они могли бы смело задавать актуальные и насущные вопросы руководству и заставить решать проблемы до конца. Сегодня, в условиях развития гражданского общества Казахстана институт аксакалов мог бы занять свое достойное место. Аксакалы – это старейшины, которые соединяют разные социальные группы между собой: представителей культуры, науки, религиозных деятелей, даже служащих государственной службы. Потому что нет такой сферы деятельности человека, которая не была бы связана с традициями и обычаями казахского народа. Казахское государство развивалась в том числе благодаря аксакалам. Благодаря благим идеям, добрым намерениям, активным стараниям таких аксакалов Казахстан стал независимым государством. В прошлом аксакалам давали высокую оценку. И сейчас они достойно несут это звание.
Напутствие молодым
Подрастающая молодежь всегда подражала старшему поколению. Поэтому надо уже в молодости задумываться о своем будущем преклонном возрасте. Каждое слово, дело человека влияют на формирование общественного образа человека, становление его основных качеств, достоинств и недостатков. Известно, что в старости очень трудно изменить характер. Все это, в конечном итоге, влияет на будущее человека, а в будущем этот человек должен будет давать правильное направление для следующего молодого поколения. Некоторые говорят, «надо правильно стареть», но это не означает, как думают молодые, становиться «шалом». Аксакалы только благодаря своей мудрости, опыту, знаниям заслуживают этого звания, пользуются уважением и почетом и выступают образцом для подражания. Они – гордость народа.
Аксакал – кто это
Кого и за что называют аксакалами?
Слово тюркского происхождения, в буквальном переводе звучит как белая борода.
В этом слове почтение и обходительность.
Так называют людей, достигших преклонного возраста, среди народов Средней Азии и Кавказа.
Почтительное отношение к пожилым людям характерно для этих народов. Здесь не играют особой роли степень родства или дружеские отношения.
Любой пожилой человек достоин уважения, как обладатель большого жизненного опыта и народной мудрости.
Аксакал – это мудрость и опыт, приходящий с годами
В истории тюркских народов, считается, что мужчина достигает зрелого возраста и начинает постигать источник мудрости к сорока пяти годам. В этот период окружающие начинают прислушиваться к его мнению.
Аксакалом он становится в семьдесят лет, когда объем его знаний и опыта достигает максимума. Он заботится о своем народе и говорит от его имени, решает вопросы, связанные с вопросом чести и щедро делится своими знаниями.
В тюркском обществе аксакалом являлся влиятельный родоначальник, который зачастую являлся бием. В дословном переводе человеком, который “правил и знал”. Он занимался разрешением судебных споров и имел огромный авторитет.
Обладая глубокими знаниями о проблемах общества, он был уверенным политиком и дипломатом в сложных международных отношениях. Его влияние на развитие событий было не менее значимым, чем действия ханов и других законных правителей.
Статус старейшины и его функции в общественной жизни
Аксакал, старший представитель рода обладал безоговорочной полнотой власти. Его решения не оспаривались. Его статус предопределял решение вопросов организации общества и позволял регулировать общественные отношения.
Решение вопросов сохранения семейной чести лежало на плечах аксакалов. Их безупречная репутация и порядочность, были основой доверия населения. Это позволяло безоговорочно пресекать недостойное поведение и поступки среди своих земляков, разрешать возникшие недоразумения и разногласия.
Некоторые ситуации в аульной жизни, связанные с серьезными проблемами нарушения общепринятого порядка решались у тюркских народов советами старейшин. На такой совет выносились конфликтные ситуации и спорные межэтнические вопросы.
Опасные преступники, могли по решению совета получить не только назидательные советы, но и серьезное физическое наказание, вплоть до забрасывания камнями и выселения за пределы аула. При решении вопросов связанных с отношениями, выходящими за пределы поселения, члены совета применяли свой опыт дипломатии и поиска компромиссных решений.
Несмотря на значимый вес в обществе, история не знает ситуаций, когда люди с таким статусом попытались бы создать оппозицию существующей власти. Воспитание молодежи и сохранении традиций, эти два основных направления этого социального института.
Роль аксакалов сегодня
Советский период, связанный с изменениями исторического развития страны внес изменения в национальную структуру республик, породил многочисленные правовые и общественные организации. На этом фоне роль аксакалов сохранилась на уровнях аулов и небольших районов.
Их функции были связаны с решением внутрисемейных ссор и проблем, конфликтами традиционного характера, и легкими спорами между жителями. Но, при одобрении определенных мер, их авторитетное мнение использовалось группами писателей и ученых.
В отличие от стран бывшего Союза, Индия и Китай остались верны своим традициям. Их “институт семи мудрецов” действует и в настоящее время.
Миротворчество – главный потенциал советов старейшин
После распада Союза эффективность действия существующих институтов стала снижаться. Это способствовало повышению роли участия аксакалов в общественной жизни и, особенно, в периоды возникновения местных конфликтов.
Такая ситуация хорошо известна по конфликту 2010 года, который произошел на территории Кыргызстана. Именно старейшины приняли активное участие в его урегулировании, участвуя в переговорах с лидерами конфликта.
Оказывали психологическую помощь населению в постконфликтный период, через обряды примирения. Способствовали стабилизации обстановки и возвращению жизни в нормальное русло.
Опыт миротворческой деятельности, создал новое направление развития института старейшин. Многие из них стали участниками инициативных групп по организации переговоров в зонах возникновения конфликтных ситуаций.
Они вошли в состав консультативных органов местного значения, обеспечивающих связь между населением и государственной властью. Многие политические деятели связывают надежды на духовное возрождение общества и воспитание молодежи в духе народных традиций именно с ролью седовласых аксакалов.
Аксакал
Аксака́л (от тюрк. ак — белый и сакал — борода) — глава рода, старейшина, почтенный человек у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе. Слово аксакал относится к старейшинам и мудрецам общины. Аксакалы играют значительную роль в политике племен как советники и судьи.
Полезное
Смотреть что такое «Аксакал» в других словарях:
АКСАКАЛ — (татар.). Белая борода, название старшин, выборных и пр. у татар. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКСАКАЛ старшина, староста, выборный (белая борода) в средн. Азии. Полный словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
АКСАКАЛ — (от тюрк. ак белый и сакал борода) глава рода, старейшина, почтенный человек в Ср. Азии и на Кавказе … Большой Энциклопедический словарь
АКСАКАЛ — муж., татар. в пограничных с Азиею и в населенных татарами областях: старик, старшина, староста, выборный; в переводе: белая борода. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
аксакал — сущ., кол во синонимов: 1 • старейшина (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
аксакал — а; м. В Средней Азии и на Кавказе: глава рода, старейшина, почтенный человек. * * * аксакал (от тюрк. ак белый и сакал борода), глава рода, старейшина, почтенный человек в Средней Азии и на Кавказе. * * * АКСАКАЛ АКСАКАЛ (от тюрк. ак белый и… … Энциклопедический словарь
аксакал — Заимств. в XIX в. из татар. яз., где аксакал «старшина, уважаемый человек» < «белобородый», сложения ак «белая» и сакал «борода» … Этимологический словарь русского языка
Аксакал — (от тюрк. ак белый и сакал борода, т. е. белобородый старик) у тюркских народов при первобытнообщинном строе глава рода, старейшина; с развитием феодализма представитель патриархально феодальной знати. Позже А. выборный староста, а также… … Большая советская энциклопедия
АКСАКАЛ — (от тюрк. ак белый и сакал борода, т. е. белобородый старик) у тюрк. народов при первобытнообщинном строе глава рода, старейшина; с развитием феодализма представитель патриархально феод. знати. Позже А. выборный староста, а также почтенный,… … Советская историческая энциклопедия
Аксакал — м. Глава рода; старейшина (в Средней Азии или на Кавказе). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Аксакал
Аксакал – красивое «раскатистое» слово. В голове сразу возникают картинки гор с белоснежными шапками в которых отражается эхо.
Само слово аксакал пришло на Кавказ с того берега Каспийского моря от казахов, узбеков и киргизов. Есть у них в языке и аксакал – «белая борода», и карасакал – «чёрная борода». И ещё названия для всех других категорий мужского населения по возрасту: юноша — бозбала, новорождённый малыш — шакалак (краснокожий малыш).
На Кавказ слово пришло вместе с русской армией в 18 веке, в период присоединения региона к России.
На Кавказе как и в странах Азии присутствует особенное уважительное отношение к взрослому населению любого пола. Но так как у женщин второстепенная роль то публично высказывать своё мнение могли только мужчины. В каждом ауле есть годекан – маленькое, более-менее ровное пространство на открытом воздухе с навесом и скамейками на котором вечерами собирались пожилые горцы.
В старину все были заняты трудом всегда, но вечерами работы чуть меньше и ею занимаются сыновья и внуки. А почтенные старцы собирались вместе и вели беседы о жизни села: где исправить дорогу, куда протянуть водопровод, поправить ограды на пастбищах, садах и полях. Как обстоят дела с соседями, кто куда едет или уже приехал. Потом, дома, каждый старец делился с домочадцами вестями и выслушивал их мнение которое могу озвучит на следующий день на годекане. Такой вот неспешный круговорот общественной мысли. Собираются горцы на годеканах и сейчас тоже.
Какой-то законодательно силы этот горский совет не имел. Для таких целей устраивались диваны (не те что мягкая мебель, смотрите по ссылке).
Еще раз про уважение к старшим. Если кто-то плохо относился к своим предкам это портило его «карму». Односельчане не хотели иметь с ними общих дел. А если обидеть чужого деда или бабушку то дело может обернуться и кровной местью, а это уже очень серьёзно.
Так вот слово аксакал горцам понравилось. В каждом языке есть своё обозначение для почтенных старцев, но это тоже закрепилось благодаря русской литературе.