акула пера что значит
«Акулы пера» – как это было
Ток-шоу «Акулы пера», выходившее на телеканале ТВ-6, за несколько лет прошло путь от задумки Ивана Демидова до одной из самых популярных телепередач о поп-музыке в российской истории. Суть «Акул пера» заключалась в следующем: в студию приглашали, с одной стороны, разнокалиберных звезд шоу-бизнеса — от Филиппа Киркорова до малоизвестного тогда DJ Грува, — а с другой стороны, музыкальных журналистов, представлявших зачастую никому сегодня толком не известные издания вроде «Музыкального олимпа» или «Дизеля». Журналисты задавали вопросы, не смущаясь решительно ничего: ни мнимого масштаба личности собеседника, ни вероятности того, что музыкант имеет возможность накинуться на интервьюера с кулаками прямо в студии. Уравновешивал две стороны ведущий Илья Легостаев. В 1998 году программа закрылась из-за финансового кризиса, а затем, спустя более чем десять лет, дважды возрождалась на канале TV Jam. Первый раз — в 2009 году: гостями были Децл, Ноггано, Рома Зверь и другие; второй раз — в 2012-м: есть выпуски со Смоки Мо и Артемием Троицким. Войти в одну реку «Акулам пера» ни дважды, ни трижды не получилось — к тому же по ряду причин недавние попытки были совершенно не похожи на легендарную передачу 90-х.
Кушанашвили довел Леонтьева
Первым на растерзание «акулам» тогда был брошен певец Валерий Леонтьев. Как потом признавался артист, ему было не по себе, когда совершенно чужие люди стали лезть ему в душу самым бесцеремонным образом. А вот ныне известный журналист и телеведущий Отар Кушанашвили, который тогда был по другую сторону баррикад, наоборот, на первой же съемке почувствовал себя в своей тарелке.
– Продюсер проекта Иван Демидов увидел меня на застолье, – вспоминает 47-летний Отар. – И пригласил на этот проект. Его, видно, заинтересовала моя грузинская расхристанность. Помню, как я спросил у Леонтьева: «Скажите, Валерий Яковлевич, а вы спите со своим догом?» Конечно же это спровоцировало эффект разорвавшейся бомбы. Своими словесными выкрутасами я мог любого довести до больницы имени Кащенко.
Да, это было откровением. Как сказала покойная Наталия Медведева: «Что, вы считаете меня шлюхой?» Трудно не считать шлюхой ту, которая спит в первую же ночь знакомства со всемирно известным писателем. Вы же спали с ним, зная, кто он, Эдуард Лимонов. Вы же хотите поиметь с него что-то, это же факт. Я к своей жене подбирался всю жизнь. У вас любовь была тридцать секунд, вы другие существа? Да? Значит, я неправ. Я не выносил приговоров, я подводил к ответу. По нервности ответов было понятно, что они не готовы к таким разговорам. В конце концов программа закрылась из-за того, что прошли первый список артистов, первых сто, а больше было брать некого, все обижались. Меня же трижды удаляли со съемок, понимаешь? Дескать, мы приедем при условии, если этого ублюдка не будет. Это была удивительная картина, я был популярнее Деймона Албарна, … Я был героем плебейским, знаешь, как Шнур потом. На-а-аш. Матом ругается.
Именно благодаря «Акулам пера» грузинский парень из многодетной кутаисской семьи Отар Кушанашвили стал известен на всей постсоветской территории. Еще одной весьма яркой личностью среди журналистов стал Сергей Соседов. На тот момент, когда выходили первые программы, он был начинающим корреспондентом в газете «Гудок». В отличие от Кушанашвили, у Соседова не было судьбоносной встречи с Иваном Демидовым. Сергей появился на телеэкране исключительно благодаря своей настойчивости.
– Как только я увидел первую программу, я сразу же понял, что должен быть там! – говорит 49-летний Сергей Соседов. – Я знал, что мое место среди них – в этом террариуме «акул». Я просто стал названивать на канал. Что-то во мне говорило: «Хоть сдохни, но ты звони, звони, звони. » И я таки добился того, что меня позвали на съемки. Я работал с большим куражом и в итоге стал одним из главных лиц этой программы. Я считаю, что на современном телевидении нет даже подобия такого проекта!
На моей памяти было два ухода из программы. Первый — Наталии Медведевой, ею же и срежиссированный. Она ждала, готовила этот уход.
Второй уход — группы «На-На». Они ушли после появления журналистки Алены Снежинской, которую очень не любили, — она писала о них очень острые, неудобные вещи. Увидев ее, они убежали. А я никогда ни с кем не ссорился из-за вопросов. Более того, никогда не было никаких скандалов после программы. Наши гости, когда выключались камеры, были совершенно мягкие, дружелюбные. Они благодарили журналистов. Конфликтность была только на экране. Порой музыканты готовились даже к какому-то худшему для себя варианту! То есть они говорили: «Вы знаете, мы думали, тут у вас вообще будет мясорубка, бойня». А оказалось, что все очень мягко, нас еще и благодарили, что все прилично. Ну мы-то, конечно, старались не выходить за рамки приличий; иногда, может, только Отар Кушанашвили переходил эти рамки.
Несмотря на то, что прошло уже 20 лет, Сергей Соседов до сих пор помнит, как тщательно готовился к каждой записи.
– Прическу мне делала моя хорошая подруга накануне съемок, – продолжает Соседов. – Я приезжал к ней вечером домой, и она колдовала над моими волосами. Потом я аккуратно ложился спать, утром подправлял шевелюру лаком и приезжал в студию. Все задавались вопросом, откуда у меня были такие прически.
Единственным минусом, по словам Сергея, было то, что журналистам ни копейки не платили за их работу.
– Мы снимали по три передачи в день, – вспоминает музыкальный критик. – Я всегда говорил: ну хотя бы 10 долларов заплатите! Ведь это символическая плата, копейки, смешная сумма! Но нам говорили, что мы должны быть благодарны той рекламе, которую нам делали, показывая нас на телеэкране.
«Легостаева я взял за глотку, у него глаза вылезли на лоб»
В «Акулах» проблем с деньгами, похоже, в те далекие девяностые не ощущал только ведущий – Илья Легостаев.
– В ходе съемок платили только мне, – с улыбкой вспоминает 47-летний Илья. – Благодаря «Акулам пера» у меня есть квартира в центре Москвы.
Я работал обозревателем «Звуковой дорожки» в «МК» и, как довольно алчный тип, в поисках второй зарплаты устроился на телевидение. Пришел на собеседование к господину Демидову, и меня взяли в «Музобоз». Там я работал корреспондентом год или чуть больше, а потом телекомпания «ВИД» стала делать программу для ТВ-6, только освободившегося от американских партнеров и заинтересованного в оригинальном контенте. На серьезные передачи у них денег не было, поэтому решили делать что-то музыкальное. Сначала были «Постмузыкальные новости» — ежедневные передачи, наполненные музыкальными новостями, сюжетами, клипами. Потом захотели сделать музыкальное ток-шоу. На поиски ведущих времени не было, поэтому взяли того, кто был под рукой.
Над названием долго думали и не придумали ничего лучше, чем своровать его у «Эха Москвы»: у них была передача, в которой клуб главных редакторов собирался в прямом эфире и о чем-то болтал. Наш продюсер честно пришел к ним и сказал, что у нас есть такая идея, — ну и как-то полюбовно договорились. Хотя те тоже его не придумали — оно, понятно, из Ильфа и Петрова. Естественно, название было ироничным. Правило любого нового телевизионного проекта — необходимо как можно громче о себе заявить. Если вы даже не акуленок, а моллюск, то лучше называть себя большой тигровой акулой — тогда всем будет страшно. Хотя бы некоторое время.
На первую съемку с Валерием Леонтьевым никто не пришел. Журналисты вообще не очень обязательные люди, а когда их позвали совершенно бесплатно ворочать языками, да еще и в субботу, откликнулись все, но пришло человек пять. На наше счастье, были инженеры, которые занимались выдачей телевизионных камер, и, более того, в здании шел ремонт, и там были рабочие. Их всех попросили уделить нам некоторое время, усадили по разным стульчикам и попросили сделать максимально сосредоточенные лица и смотреть примерно в одну сторону.
Илья Легостаев любит вспоминать забавные случаи со съемочной площадки того проекта. Больше всего ведущего позабавила программа с участием Филиппа Киркорова.
– Филипп тогда только-только стал мужем Аллы Борисовны, – продолжает Легостаев. – Соответственно на запись он приехал с супругой. Пугачева по ходу программы сидела в соседней комнате, где могла наблюдать за съемками, смотря в монитор. Сначала она сидела молча, а потом начала жалеть Филиппа. Говорит: «Бедный Фил, все вопросы про меня, а отдувается он!» Тогда и правда никто не спросил про самого Филиппа. Всем был интересен исключительно их роман с Примадонной. После съемок Алла Борисовна быстренько забрала молодого мужа, взяла его за ручку и увезла подальше от беспардонных журналистов.
На съемках программы «Акулы пера» случались и другие казусы. Например, некоторые участники после записи слезно умоляли продюсеров не давать отснятый материал в эфир. Певица и актриса Алика Смехова просила не показывать свое интервью, ссылаясь на дурное настроение во время разговора на камеру. По ее словам, оно сказалось на связности ее речи. Продюсеру «Иванушек» Игорю Матвиенко было стыдно за поведение своих подопечных в «Акулах». По его мнению, артисты вели себя дерзко и невоспитанно. Как в первом, так и во втором случае просьбы недовольных не были услышаны. А вот продюсеру группы «На-На» Бари Алибасову все-таки удалось повлиять на руководство «Акул пера». Дело в том, что «на-найцы» не захотели отвечать на один из вопросов и резко покинули студию.
– У Бари Каримовича были очень хорошие связи в руководстве канала, – говорит Илья Легостаев. – И нас заставили полностью перемонтировать финал.
Сам продюсер популярного в 90-е бой-бенда «На-На» этого инцидента не помнит. Но в его памяти хорошо отложилось другое: по его мнению, сам ведущий Илья Легостаев не очень вписывался в формат скандальной передачи.
– Илья Легостаев был интеллигентным мальчиком из приличной семьи, – говорит 70-летний Алибасов. – Он был слишком скромным для того, чтобы делать такую язвительную и отвязную программу. Я ему неоднократно об этом говорил. Он часто бывал у меня дома, и я перед записями учил его по-хамски вести себя со звездами. К сожалению, мои уроки удались и теперь по-хамски со звездами говорят все. А Легостаева я как-то взял за глотку, у него глаза вылезли на лоб, но при этом я успел задать ему вопрос: «Кто тебе пишет эти вопросы?» Он честно признался, что сочиняет их сам. Это сейчас работают целые бригады – журналисты, редакторы, авторы, которые сидят и высасывают темы из пальца. Ведущий, как правило, говорит с помощью суфлера, который вставлен ему в ухо. А на «Акулах пера» все было по-другому. Конечно, по сравнению с нынешней чернухой на телевидении «Акулы пера» – это скорее всего даже не акулы, а какие-то мальки, уже три раза сваренные в ухе.
«Хоть денег нам не платили, зато мы были смелые»
Бари Алибасов считает, что журналисты «Акул пера» тогда так и не смогли поставить в тупик ни «на-найцев», ни его самого.
– Я думаю, что на той программе жертвой стал ведущий, – продолжает Алибасов. – Меня вообще трудно задавить.
Отар Кушанашвили тоже не поставил нас в неловкое положение. А к Сергею Соседову вообще у меня всегда было только сочувствие. Несмотря на глубину своих знаний, он не вызывал никакой серьезности. Возможно, виной этому была его манера разговаривать, странная пластика и мимика.
Звезда сериалов «Пять минут до метро», «Каменская 3» и «Лондонград» Регина Мянник до актерской карьеры успешно работала в журналистике и тоже была среди зубастых «акул» нашумевшей программы 90-х.
– Я стала журналистом «Акул пера» непосредственно по приглашению продюсеров, – рассказывает 46-летняя Регина. – А туда по-другому и нельзя было попасть. Хоть денег нам и не платили. Ну ничего, зато мы все были смелые, ничего не боялись и могли высказывать все, что хотели. Я не помню, чтобы кто-то указывал нам, что нужно делать.
Больше всего Регине Мянник запомнился смешной случай на съемках программы с участием группы «Иванушки International».
– Перед тем как задавать вопросы, мы обязательно представлялись, – продолжает Регина. – Естественно, я говорю: «Здравствуйте, я Регина Мянник» и задала вопрос Сорину. А он мне говорит: «Милая девушка. » Я отвечаю: «Девушки в метро ездят, а меня зовут Регина Мянник». Это вызвало бурю аплодисментов, и потом это уже стало расхожей фразой. По крайней мере, это потом много раз вспоминали и Матвиенко, и Рыжий.
Регина Мянник сожалеет, что на современном телевидении нет программы, которая могла бы сравниться с их «Акулами пера».
– Если бы сейчас существовала такая передача, – мечтательно произносит Мянник, – я бы с удовольствием пошла туда и героиней, и журналистом, как раньше. Мне было бы интересно сейчас посмотреть на такую смелость со стороны наших СМИ.
интересные факты
Ведущий
Бессменным ведущим «Акул пера» был журналист Илья Легостаев. На телевидении Легостаев дебютировал в 1993 году в качестве корреспондента в проекте Ивана Демидова «МузОбоз».Спустя два года Илье предложили заняться «Акулами пера». Шоу подобного рода на телевидении ещё не было и журналист с удовольствием взялся за это дело. Во время съёмок первого выпуска программы произошёл курьёзный случай. Режиссёры пригласили на программу более двух десятков журналистов, однако по факту на съёмки приехали лишь пять человек. Легостаев очень нервничал из-за этого. Вопрос решил Иван Демидов — генеральный продюсер проекта. В качестве массовки он затащил на съёмки рабочих, которые ремонтировали помещение по соседству со студией. В результате всё прошло благополучно. Кстати, первым гостем проекта стал популярный эстрадный артист Валерий Леонтьев.
Журналисты
За время существования ток-шоу сформировалась команда из журналистов, которые стали полноправными соведущими Ильи Легостаева. Отар Кушанашвили, Сергей Соседов и Капитолина Деловая завоевали всероссийскую популярность буквально после первого выпуска программы.
Кушанашвили называет «Акулы пера» проектом, который определил его дальнейшую профессиональную деятельность. Сергей Соседов был единственным из компании «акул» специалистом, по-настоящему разбирающимся в вопросах музыкального творчества российских звёзд. Всех остальных журналистов проекта в основном интересовали околомузыкальные вопросы, касающиеся личной жизни артистов. Соседов, кстати, в одном из интервью рассказал, что пытался попасть на проект в течение пяти месяцев — журналистов, желающих принять участие в съёмках шоу было предостаточно. Капитолина Деловая задавала гостям, пожалуй, самые неудобные острые вопросы. Её формулировки отличались жёсткостью и бескомпромиссностью.
Съёмки
Бюджет программы был очень небольшим, поэтому съёмки шоу проходили в очень маленькой студии. Платили участникам проекта совсем немного — в то время ни о каких огромных гонорарах речи идти не могло. Многие из российских телевизионщиков того времени трудились почти бесплатно, на голом энтузиазме. По воспоминаниям участников проекта в помещении было тесно и душно, никаких ярких декораций не было — был только журнальный столик, за которым сидели гости, и стулья для журналистов и зрительской массовки. Музыканты находились буквально в нескольких метрах от «акул пера». Этот факт создавал возможность непосредственного зрительного контакта между звёздами и авторами вопросов. Во время съёмок на площадке царила доверительная атмосфера. Если гости говорили неправду — журналисты это сразу чувствовали. Лукавить в такой тесноте у звёзд получалось плохо.
«Была одна программа, когда, я считаю, гости нас просто уделали. Это была передача о рейверах. Там был, в частности, редактор журнала «Птюч», знаменитый парень, полноватый такой, — Шулинский, да, Шулинский. Мы думали, что это будет легкая программа: она уже была последней, кажется, в съемках, мы уже устали, думали, что это будет довесок, не нашли звезду… А получилось, что Шулинский и другие два парня (DJ Грув и Иван Салмаксов) стали так интересно рассказывать об этой культуре, о рейве, о новых музыкальных технологиях, так профессионально и так здорово, что мы просто заслушивались! И мы поняли, что совершенно не готовы говорить профессионально на эти темы — на темы новой музыки, новых технологий музыкальных! Беседа проходила в очень дружелюбной атмосфере, но в данном случае журналисты не то что не выглядели акулами — скорее, чувствовали себя студентами в каком-то институте современной музыки»
Скандалы
Во время съёмок «Акул пера» нередко случались скандалы. Так, например, на съёмки очередного выпуска шоу был приглашён певец Александр Новиков. В самый разгар беседы музыкант достал письмо, которое ему прислал Кушанашвили и вслух зачитал его. В послании Отар предлагал Новикову написать статью, в которой он всячески восхвалял бы певца. Взамен Кушанашвили хотел получить круглую сумму денег в долларах США. Об этом скандале тогда написали многие газеты.
«Последние шесть программ делались в очень узком составе — остались Илья Легостаев, Капа Деловая, Леша Остудин и я. Все ожидали закрытия, потому что канал ТВ-6 был продан Березовскому, становился политическим и начинал обслуживать политическую элиту — Ельцина, Березовского. Были закрыты многие программы, но того, что они закрылись, никто не заметил. А то, что закрылись «Акулы пера», помнят все до сих пор, потому что эту программу ждали. Это была одна из самых рейтинговых передач вообще на российском телевидении!»
мой любимка Титомир))
акула пера
Смотреть что такое «акула пера» в других словарях:
акула — ы; ж. [от др. норв. hakall]. Крупная хищная морская рыба с веретенообразным телом и большой пастью (обитает в тропических морях, в России встречается в Чёрном, Баренцевом, Балтийском и дальневосточных морях; является объектом промысла). Чёрная,… … Энциклопедический словарь
акула — ы; ж. (от др. норв. hakall) см. тж. акулий а) Крупная хищная морская рыба с веретенообразным телом и большой пастью (обитает в тропических морях, в России встречается в Чёрном, Баренцевом, Балтийском и дальневосточных морях; является объектом… … Словарь многих выражений
Чурсин, Юрий Анатольевич — Юрий Чурсин Имя при рождении: Юрий Анатольевич Чурсин Дата рождения: 11 марта 1980(1980 03 11) (32 года) Место рождения: Москва … Википедия
33 квадратных метра — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Евгений Сазонов — Евгений Сазонов вымышленный писатель, душелюб и людовед[1], который впервые появился в «Литературной газете» 4 января 1967 года, когда там стали публиковаться отрывки из его «романа века» под названием «Бурный поток». Изначальным автором… … Википедия
Флетч — Fletch Жанр детектив Режиссёр Майкл Ритчи В главных ролях Чеви Чейз Джо Дон Бэйкер Ричард Либертини Тим Мэтисон М. Э … Википедия
Персонажи телесериала «Простые истины» — Основная статья: Простые истины (телесериал) Содержание 1 Работники школы 2 Ученики 11 б (Первый сезон) … Википедия
Список серий телесериала «Простые истины» — Основная статья: Простые истины (телесериал) Данный список для удобства разделен на три части соответствующим по сюжету периодам обучения учеников двух класов. Содержание 1 Первая часть 2 Вторая часть (Новый 10 б) … Википедия
журналист — См … Словарь синонимов
Додолев, Евгений Юрьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Додолев. Евгений Додолев … Википедия
Подводный мир и земная жизнь связаны друг с другом, переплетаются в замысловатом ритме жизни и находятся в постоянном взаимодействии во все времена. Человечество устроено таким образом, что заимствует от своих прямых и косвенных потомков лучшие, да и худшие качества и привычки.
Кто такие акулы пера?
Например, природная хищность и кровожадность акул при приближении к раненой жертве похожи на преследования публичных людей журналистами, для которых «отхватить, откусить» кусок информации побольше становится смыслом профессии.
«Акулы пера» умудряются преподнести информацию так, что самая маленькая мушка неизбежно превращается в большого слона.
Вспоминается случай, когда несколько лет назад мэр турецкого курорта Мармарис распорядился закрыть пляж в одной бухте на короткий период, потому что один раз в год в этот период небольшая группа акул заходит именно в воды этой бухты для продолжения потомства.
Предприимчивый, но не владеющий достоверной информацией, представитель «акул пера» подхватил эту новость и преподнес ее так: «Турецкий берег атакуют акулы-убийцы» и так далее.
Разумеется, многочисленные туристы, которые привыкли верить, что «нет дыма без огня», отложили свои поездки на роскошный курорт лишь из-за журналистской выдумки, непроверенной информации.
Телевизионный проект «Акулы пера»
Однако, сочетание слов «акулы пера» имеет и другое толкование, без оттенка недостоверности и хищности.
В действительности, само понятие возникло давно, но получило развитие и с тех пор имеет определенный смысл, когда речь идет о журналистах, благодаря телевизионному проекту о музыке и обо всех, кто имеет отношение к миру шоу-бизнеса.
Любимая многими меломанами и любителями популярной музыки скандальная программы «Акулы пера» появилась на телевизионных экранах в 1995 году и была, пожалуй, единственным проектом, в котором журналисты могли спросить и получить ответы прямо, честно и напрямую.
Продюсером и руководителем проекта был Иван Демидов, а участники «злобные акулы пера»: Сергей Соседов, Отар Кушанашвили и Илья Легостаев, а также другие приглашенные на отдельные передачи этого цикла журналисты – являли телевизионному миру настоящих хищников, готовых «растерзать» жертву своими каверзными вопросами.
В музыкальной среде не каждый популярный музыкант имел смелость добровольно отправиться в руки, точнее в зубы, «Акул пера».
Надо сказать откровенно, что иногда программы перерастали в банальное копание в «грязном белье» звезд, провоцируя тем самым последних на неадекватное поведение.
Например, досталось и Татьяне Булановой за песню «Ясный мой свет», и участникам группы «Иванушки International», получившим сравнение с дурачками-шутами, исходя из аналогий с русской сказкой; и Валерию Леонтьеву за креативные наряды по тем временам.
Как вспоминают участники телевизионного музыкального проекта «Акулы пера», запись передач проходила в настолько напряженной обстановке, что некоторые покидали съемки и обещали вернуться через пару лет, когда «акулы» подрастут для нормального общения.
Не будем скрывать, что атмосфера на экране вырисовывалась весьма недоброжелательная, потому что главная задача журналистов была вытащить на свет неприглядные факты или домыслы, спровоцировать звезду и создать нестандартную ситуацию.
Следует заметить, что некоторые музыканты выходили из неприятных и затруднительных ситуаций с большим достоинством, но это происходило довольно редко.
Александр Розенбаум в ток-шоу:
Коротко об участниках проекта
Акула пера Иван Демидов
Тележурналист, режиссер, ведущий, политик. Самые известные проекты, в которых он создавал и был замечен активным участником: программа «Взгляд», телекомпания «ВИD», передачи «Что, Где, Когда?», «КВН», газета и программа «МузОбоз», «От всей души» и другие.
В настоящее время отдает предпочтение политике, являясь сотрудником Департамента гуманитарной политики и общественных связей Управления Президента РФ по внутренней политике.
Акула пера Отар Кушанашвили
Журналист и телеведущий, имеет прямое отношение к музыкальной журналистике: передачи «Король ринга», «МузОбоз», ведущий программ на радиостанции «Европа плюс». Снялся в нескольких телевизионных фильмах, отличается прямолинейностью и несдержанностью, эмоционален, но обаятелен.
Проявил себя футбольным фанатом и борцом за справедливость, поэтому за появление на поле во время матча Россия – Португалия в знак протеста, был оштрафован на 2500 евро и осужден условно на два года. В настоящее время вернулся к писательской деятельности.
Акула пера Сергей Соседов
Музыкальный критик и журналист российского телевидения, принимал участие в известных музыкальных проектах, особенно запомнился зрителям по передаче «Суперстар».
Принимает активное участие в радио- и телепроектах, в клубных вечеринках в качестве ведущего, занимается популярной журналистикой.
Считает эту передачу своей стартовой площадкой, после которой получил широкую известность и возможность работать на самых популярных площадках.
Акула пера Илья Легостаев
Журналист и просто красавец являлся постоянным ведущим программы и пользовался огромной популярностью у женской половины телезрительниц. Многие справедливо замечали, что «. его не было много на экране. «, талантливый журналист, профессионал с тонким чувством юмора.
Работал на разных проектах, в том числе над передачами «Серебряный диск», «Фабрика звезд».
За три с половиной года существования передачи в студию ТВ-6 были приглашены сотни известных политиков и музыкантов, публичных людей и журналистов.
Среди певцов и музыкантов, попавших под «удары» журналистов, были многие известные и популярные личности: Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров, Иосиф Кобзон, Ирина Салтыкова, Татьяна Буланова, Guf, группы «Иванушки International», «Моби Дик», «Мальчишник», «Звери», «Агата Кристи», «Ария» и многие-многие другие.
Хочется надеяться, что термин «акулы пера» станет символом отношения журналистов к своей работе, к интервью, репортажам, статьям и заметкам в лучшем смысле этой фразы.
Настоящие акулы по своей природе доверчивые и миролюбивые, но условия выживания и жестокая конкуренция диктуют свои правила. Мир акул и мир людей… но это уже другая история.
Вячеслав Бутусов с акулами пера:
Шоу Акулы пера на ТВ-6
Телевизионное шоу «Акулы пера», появившееся в 90-е годы прошлого века, справедливо ассоциируется у большинства зрителей с телевизионным каналом ТВ-6.
Этот российский канал работал на Москву и другие российские регионы с 1993 года почти девять лет, являлся одним из первых частных каналов на отечественном телевидении.
Канал ТВ-6 и его проекты
История ТВ-6 интересна, увлекательна и поучительна, а программы, которые выходили на этой частоте, пользовались бешеной популярностью и всегда находились на самых высоких позициях во всевозможных рейтингах и топах.
Передачи были ориентированы на молодежную аудиторию, острые и скандальные, увлекательные и юмористические программы были интересны всем, расходились на цитаты и бурно обсуждались на работе, дома и в транспорте.
Одни названия этих телевизионных проектов вызывают улыбку и приятные воспоминания: «33 квадратных метра», «Дорожный патруль», «Вы – очевидец», «Я сама», «Пальчики оближешь», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «МУЗобоз» и многие другие.
Серьезные политические передачи, любимые и новейшие мультсериалы, музыкальные программы и философские размышления о современной жизни имели место на ТВ-6.
Скандальная программа Акулы пера
Один из самых ярких и скандальных проектов, которые появились в 90-ые годы на ТВ-6, стал проект «Акулы пера». Задумка была простая: в студию приглашается звезда российского шоу-бизнеса, которой предлагается откровенно и честно ответить на каверзные и провокационные вопросы музыкальных критиков, журналистов и экспертов, находящихся в студии.
Передаче отводилось 45 минут эфирного времени, разумеется, часто большая часть беседы и острых словесных поединков оставалась за кадром, но таковы правила игры.
Акулы пера на ТВ-6 – проект, созданный талантливыми и молодыми режиссерами и продюсерами, среди которых необходимо отметить известные всей стране имена: Иван Демидов, Илья Легостаев, Сергей Соседов, Отар Кушанашвили, Андрей Клюкин, Алексей Остудин, Владимир Полупанов, Михаил Марголис, Александр Горбачев и многие другие, которые остались верны и приняли участие в возрожденном проекте «Акулы пера: черный квадрат».
Известные гости в зубах хищных журналистов
Напомним, что гостями передач «Акулы пера ТВ-6» стали самые популярные музыкальные группы, поп- и рок- исполнители, композиторы, продюсеры и целые коллективы.
Например, самые острые передачи получились с участием группы «Звери», «Алиса», «Иванушки Int», досталось от лагеря журналистов Тане Булановой и Алике Смеховой, молча смотрела запись с Филиппом Киркоровым (в соседней студии) на тот момент супруга – Алла Пугачева, побывали в студии ТВ-6 Иосиф Кобзон и Валерий Леонтьев, Игорь Николаев и многие-многие другие.
Первая передача проекта «Акулы пера» снималась с участием Валерия Леонтьева, который никак не хотел и не позволял «копаться в грязном белье» своего прошлого и настоящего, а большинство журналистов, прибывших на программу после ночной тусовки, никак не могли собраться с мыслями.
Первый блин, то есть передача, если сказать честно, не получилась.
Но дальновидный Иван Демидов, продюсер и создатель проекта «Акулы пера ТВ-6», предсказывал и не ошибся, что проект будет иметь большой успех и станет первым на телевидении, в котором можно спросить все звезды и обо всем.
Жалко, что телевизионный канал ТВ-6 прекратил свое вещание по решению Арбитражного суда Москвы, а многочисленные судебные разбирательства и иски лишили миллионы российских зрителей «своего» канала, на котором передачи были реальной жизнью, глотком свежего воздуха, отражением в зеркале (даже если оно и бывало неприятным!), возможностью высказать и свое мнение.
Большинство журналистов, редакторов и «телевизионщиков» ТВ-6 ушли на ТВС, который, увы, просуществовал чуть больше года. Однако, передачи и программы легендарного канала и проекта «Акулы пера» с большим удовольствием вспоминают и вновь смотрят современные зрители и поклонники.
Маша Распутина на ТВ-6:
Акулы политпера (ТВ-6, 1997) Владимир Жириновский :
Несколько позднее, уже в 1988 году группа обрела название «Агата Кристи», а 20 февраля с тех пор считается официальным Днем Рождения рок-группы.
Музыканты «Агаты Кристи» на протяжении всего периода своего творчества работали в жанре пост-панк рока, арт-рока, харт-рок и исполняли психоделическую музыку, состав изредка менялся, но основной состав и творческая основа оставались всегда – братья Самойловы – Вадим и Глеб.
В разные годы в группе работали: Александр Козлов, Андрей Котов, Петр Май, Альберт Потапкин, Лев Шутылев, Дмитрий «Снэйк» Хакимов, Константин Бекрев, Роман Баранюк.
Среди хитов и культовых композиций поклонники и критики выделяют «Как на войне», «Сказочная тайга», «Опиум для никого» и «Ковер-вертолет».
За период более чем 20-летний период творчества участники группы «Агата Кристи» выпустили несколько студийных альбомов, десяток сборников и 18 видео клипов.
Группа с первых минут запоминалась настроением и музыкальной атмосферой обреченности и депрессивности, от композиций веяло мистикой и экспрессией.
Не удивительно, что ведущие популярного телевизионного проекта «Акулы пера» не могли «проплыть» мимо такой «добычи». По традиции, «Акулы пера» предназначали свои острые и коварные вопросы наиболее ярким и популярным музыкантам, публичным людям и персонам шоу-бизнеса.
Агата Кристи в гостях программы Акулы Пера – 1996 год
Встреча и запись передачи «Агата Кристи» в гостях у программы «Акулы пера» состоялась в 1996 году и была подготовлена режиссерами канала ТВ-6.
Начало разговора получилось слегка скучным и большая часть из 45 минут эфирного времени ушла на выяснение факта, сколько детей оставили после себя братья Самойловы для своих преданных поклонниц.
Впрочем, необходимо понимать комизм этой ситуации, когда вполне взрослые девочки пишут музыкантам группы, что являются их взрослыми дочерьми. Уточним, что участники группы «Агата Кристи» в 1996 году были едва старше 25-30 лет.
Журналист Отар Кушанашвили перевел разговор в область музыкальных премий и затронул несправедливость, по его мнению, вручения престижных музыкальных наград и не тем группам, которые предпочитают рядовые слушатели и поклонники рок-музыки.
На неделикатное сравнение с группой «Моральный кодекс», Александр Козлов ответил достойно и похвалил творчество коллег по музыкальному цеху.
На колкий вопрос Елены Серовой о последнем альбоме «Опиум» и его сравнением со скляночкой одноименных духов, Вадим Самойлов пояснил, что если есть баночка с духами, то и нечего к этому добавить(!) и указал на тот факт, что ребята играют только музыку, а не занимаются коммерческими проектами.
В конце программы участники рассуждали о том, что значит «питерский или свердловский музыкальный дух».
. Вот если раскладывать музыку на какие-то слагаемые, то в отдельности каждое невозможно объяснить. Но все вместе свердловские группы звучат, как свердловские и это многие отмечают. Что-то есть в них общее. Может общая тусовка, общий рок клуб, в котором происходил постоянный обмен идеями.
Группа, исполняющая музыку в стиле британского хэви-метала на тексты Маргариты Пушкиной и Александра Елина, успешно работает на российской сцене и в настоящее время.
Состав группы «Ария» переживал взлеты и падения, расколы и «смутные времена», но основной состав участников верен любимому коллективу:
Десять студийных альбомов, десятки концертных записей, сборники и несколько сольных альбомов, видеоклипы и концертные DVD свидетельствуют о том, что рок-группа «Ария» прошла испытание российской сценой, временем и славой.
Участники группы постоянно гастролируют, а поклонники, благодарные зрители и самые верные почитатели тяжелого рока «путешествуют» по гастрольным маршрутам вместе с музыкантами.
Ария в гостях у Акул пера
И, наконец, в передаче Акулы пера Ария появляется в студии.
Телевизионная передача «Акулы пера» с участием музыкантов рок-группы «Ария» состоялась в 1996 году. Среди журналистов и музыкальных критиков были замечены Илья Легостаев, Отар Кушанашвили, Сергей Соседов, Светлана Михайлова и другие.
Музыканты вели себя достойно и отвечали на провокационные вопросы предельно откровенно, честно.
Некоторые журналисты в студии пытались указать на тот факт, что так называемый «тяжелый рок» предпочитают слушатели и зрители с большими комплексами или психическими отклонениями, но музыканты в мягкой манере и с полным спокойствием рассказывали лишь о своих подростковых комплексах, подчеркивая строгий вкус и обширные познания в музыке своих поклонников.
Напомним, что все тексты, которые исполняют участники группы, звучат на русском языке, имеют смысл и лежат в плоскости философских рассуждений о добре и зле, благодаря поэтам Маргарите Пушкиной и Александру Елину.
Еще раз, показав и доказав, что «тяжелый рок» не «выжигает мозги» и не делает слушателей неуправляемой толпой, интеллигентные музыканты российской рок-группы «Ария» ставили в тупик самих авторов вопросов и вызывали неподдельные улыбки зрителей в студии во время записи передачи «Группа Ария в гостях у программы Акулы пера».
Коротко о скандальной программе Акулы пера
Напомним, что программа «Акулы пера» выходила в телевизионный эфир в течение пяти лет на канале ТВ-6, который вплоть до 2001 года был ориентирован на так называемую «молодежную» аудиторию. Руководителем проекта был успешный телеведущий и продюсер Иван Демидов.
В студии среди журналистов можно было услышать и увидеть скандального журналиста Отара Кушанашвили, тонкого и деликатного музыкального критика Сергея Соседова, обозревателя «МК» Михаила Маргулиса и других желающих напасть на известных и популярных музыкантов.
Часто диалоги в студии прерывались фрагментами концертных выступлений и видеозаписями. Как сегодня справедливо утверждают многие зрители и участники, журналисты программы «Акулы пера» «поднялись» и стали известны благодаря своим нападкам и «акульим аппетитам» во время записей передач.
Группа «Иванушки International» была основана в 1995 году композитором и продюсером Игорем Матвиенко, который и добавил к первоначальному названию, предложенному поэтом Герман Витке, «Иванушки» слово «International».
В названии поп-группы основатели хотели заявить о своем современном взгляде на народную музыку, дополнить национальные традиции новыми аранжировками, современным уникальным звучанием.
Первый и неизменный участник группы Андрей Григорьев-Аполлонов (26 июля 1971 года рождения) был замечен Игорем Матвиенко на съемках клипа группы «Любэ», где артист и музыкант выступал в роли танцора.
Однако в эти годы идея организовать российскую поп-группу не реализовалась, потому что оба участника (Андрей Григорьев-Аполлонов и Игорь Сорин) предполагаемого музыкального коллектива уехали в Польшу, затем в Америку для участия в проекте «Метро».
В 1995 году они вернулись в Москву и встретились с И.Матвиенко во время жесткого пятитысячного отбора в вокально-танцевальную группу.
Продюсер остановил свой выбор на мужском трио: Андрей Григорьев-Аполлонов, Игорь Сорин и Кирилл Андреев, которые и стали участниками группы «Иванушки International».
Надо подчеркнуть, что Кирилл Андреев, в отличие от двух других участников группы, не имел музыкального образования, он работал моделью в Доме Мод Вячеслава Зайцева, снимался в рекламных и музыкальных роликах Л.Вайкуле и С.Владимирской.
Первые выступления в столичных клубах и первый альбом «Конечно, он» с использованием компьютерной графики и музыкальных спецэффектов, неординарное исполнение музыкальных произведений привлекло внимание капризной московской тусовки к поп-группе «Иванушки International».
Начиналась история одного коллектива и невероятного головокружительного успеха на российской эстраде.
Песни и музыкальные композиции на протяжении всего периода существования группы находили отклик и нравились и подросткам и взрослой аудитории слушателей и зрителей, а трагическая история Игоря Сорина потрясла и огорчила сотни тысяч поклонников.
Иванушки в гостях у Акул пера
Не удивительно, что редакторы и ведущие журналисты программы «Акулы пера» желали получить участников молодой поп-группы «Иванушки International» в гости для откровенного разговора и поднятия острых вопросов.
Такая встреча состоялась в 1996 году и явилась последним выступлением в прямом эфире ушедшего музыканта Игоря Сорина.
И, наконец, в передаче Акулы пера Иванушки появляются в студии.
Режиссером программы «Иванушки «international» в программе Акулы пера» стал известный телеведущий Илья Легостаев, в программе принимали участие журналисты и музыкальные критики: Андрей Клюкин, Сергей Соседов, Отар Кушанашвили, Илья Легостаев и другие.
Эта первая передача в рамках телевизионного проекта «Акулы пера» получилась живой, ироничной и можно сказать «красивой», потому что музыканты были молоды, талантливы, полны планов на счастливое будущее.
А колкие вопросы и провокационные замечания не достигали цели и тонули в атмосфере доброжелательно настроенной публики в студии во время 45-минутной записи программы.
На все вопросы участники поп-группы отвечали и реагировали быстро, с юмором и самоиронией, а амбиции и стремление стать лучшим музыкальным коллективом на российской эстраде всячески поддерживались многомиллионной армией поклонников.
Скандальное ток-шоу «Акулы пера», вернее, его режиссеры, редакторы и журналисты, еще не однажды обращали внимание на участников группы «Иванушки International», но острого и откровенного разговора после трагического ухода из жизни Игоря Сорина больше не получилось.
Суперпопулярный и скандальный телевизионный проект 90-х годов прошлого века «Акулы пера» был успешно возрожден на российском телеэкране и во всемирной сети в 2009 году.
Журналисты Акулы пера, музыкальные критики, создатели, продюсеры и участники проекта полностью опровергли теорию о том, что акулы – молчаливые создания.
Напротив, «акулы пера» красноречивы, агрессивны, умеют бить словом, завлекать свои жертвы – известных музыкантов, певцов и композиторов, в сети каверзных вопросов и строить лабиринты из провокационных тем.
Акулы пера и Евгений Белоусов на ТВ:
Борис Гребенщиков на известном музыкальном ток-шоу:
Самые известные акулы пера
Кто же они – представители племени «Акулы пера» двух поколений телевизионных и сетевых проектов и почему однажды они решили взять в руки микрофоны и атаковать представителей лагеря шоу-бизнеса российской сцены?
Илья Легостаев
Бессменный ведущий программы «Акулы пера», журналист, музыкальный критик, ведущий многих популярных церемоний и шоу.
Являясь активным участником музыкальных проектов «МузОбоз», «ПОСТмузыкальные новости», «Диск канал» и «Акулы пера», получил престижную премию «Овация» в номинации «Журналист года».
В старой и новой версии телевизионного проекта «Акулы пера» и «Акулы пера: черный квадрат» Илья Легостаев продолжает выступать в роли ведущего и арбитра между журналистами-акулами пера и звездами российского шоу-бизнеса.
Михаил Марголис
Журналист, писатель, музыкальный обозреватель, редактор отдела Культура издания «Известия», автор множества статей о рок- и поп- культуре, ведущий и автор программ на популярной радиостанции «Маяк».
Его книга об истории группы «Машина времени» получилась правдивой, яркой, ироничной и заслужила лестные отзывы самих участников легендарной группы.
Игорь Лисник
Журналист, музыкальный обозреватель начал свою карьеру в 1996 году в газете «Окно», затем работал в изданиях «Yes!-Звезды» и «BRAVO», является музыкальным обозревателем портала «Звуки.ru».
В проекте «Акулы пера» выступает активно и не стесняется задавать острые вопросы, провоцируя звезд на откровенные разговоры.
Сергей Соседов
Музыкальный критик и обозреватель, журналист, за плечами которого работа в изданиях «Гудок», «Российские вести», «Среда». Считает, что свою популярность заслужил именно участием в телевизионном проекте «Акулы пера» в 90-ые годы на ТВ-6.
Дальнейшая работа складывалась весьма успешно: Сергей Соседов является постоянным членом жюри проектов «Суперстар» и украинской версии британского шоу «The X Factor».
На первый взгляд тонкий и деликатный ценитель прекрасного в музыке, искусстве, музыкальный критик Сергей Соседов всегда имеет собственную неординарную точку зрения и весьма изысканно владеет словом для того, чтобы «разговорить» звезду.
Владимир Полупанов
Журналист, радио- и теле- ведущий, музыкальный обозреватель издания «Аргументы и факты» знает о представителях российского шоу-бизнеса почти все.
За долгие годы работы на радио и телевидении, в популярных бумажных изданиях приобрел опыт и знания, умеет отличить живой звук от «фанеры», а стиль любого поэта-песенника угадывает с первых слов.
Участие в передачах «Акулы пера» считает своим любимым хобби и любит всех звезд, которых «атаковал» на записях популярных передач.
Александр Горбачев
Журналист, заместитель главного редактора журнала «Афиша», работал во многих изданиях и принимал участие в популярных и малоизвестных проектах о музыке.
После стажировки в Италии в этом году, пишет и редактирует статьи для издания «Play», «Time Out» и «Эксперт».
Свои музыкальные предпочтения не скрывает, указывая на тот факт, что его интересует любая русская и советская музыка, новые российские группы и исполнители. Логично, что участие в передачах «Акулы пера» для Александра представляло большой интерес.
Мечтает о собственном музыкальном проекте, который можно посвятить нетривиальной и независимой музыке.
Отар Кушанашвили
Журналист, музыкальный критик и обозреватель, писатель и ведущий музыкальных программ, всегда отличался эмоциональностью, горячностью и искренностью. На телевидении был замечен в ряде популярных шоу: «Обоз-шоу», «Большой куш», «На бульваре», вел радиопрограммы «Европа плюс».
Печатался в разных изданиях и вел авторские колонки: «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва» и на страницах многих других газет и журналов.
Активный участник первого телевизионного проекта «Акулы пера» остался в стороне от возрожденного в 2009 году «Акулы пера: черный квадрат».
Следует подчеркнуть, что в старом и новом проектах «Акулы пера» принимали участие другие талантливые и известные журналисты, музыкальные критики, такие как: Алексей Остудин, Алла Жидкова, Борис Барабанов, Степан Казарьян и другие.
Проект, созданный для того, чтобы позволить рассмотреть (в прямом и переносном смыслах) звезд шоу-бизнеса для рядового российского зрителя со всех сторон, оказался полезен и суперпопулярен благодаря участию именно вышеперечисленных журналистов и всей команды проекта «Акулы пера».
Культовый телевизионный проект 90-х годов прошлого века «Акулы пера» вернулся на экраны и носит несколько измененное название «Акулы пера: черный квадрат».
Наличие в название черного квадрата имеет несколько значений, одно из которых напрямую указывает на тот факт, что телевизионная передача проходит в студии, а участники программы сидят за квадратным столом черного цвета, который является чем-то похожим на ринг.
Как и в прежние времена, Илья Легостаев приглашает гостей в телевизионную студию, а журналисты, музыкальные критики и вышеперечисленные эксперты помогают задавать острые и провокационные вопросы приглашенным гостям.
Эксперты, как правило, занимают довольно жесткую и бескомпромиссную позицию, что и заставляет участников программы «Акулы пера: черный квадрат» высказываться прямо, откровенно и без купюр.
Смотреть видео по теме «Акулы пера: черный квадрат»:
Надо отметить, что не каждому популярному исполнителю и музыкальному деятелю «по зубам» вопросы и высказывания участников и музыкальных критиков, которые действительно чувствуют и ведут себя как акулы в море-океане шоу-бизнеса, популярной музыки.
О чём передача «Акулы пера: черный квадрат»?
На самом деле, в передачах идет речь не только о музыке, направлениях, исполнителях и творческих процессах, большинство разговоров плавно переходят в русло бесед о жизни, гражданских позициях, заблуждениях и возможных путях развития творческой личности в современных условиях.
Заметно, что в студию на «разбор полетов» и откровенные разговоры приглашаются яркие, неординарные личности, о которых хотят знать зрители и поклонники как можно больше – чем «дышат», что волнует и над чем работают в настоящее время, интересует отношение к женщинам, к мировым музыкальным тенденциям и политическим событиям, и к жизни вообще.
Рома Зверь в программе «Акулы пера: черный квадрат»: