акведук что это значит
Значение слова «акведук»
[От лат. aquaeductus — водопровод]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
АКВЕДУ’К, а, м. [латин. aquaeductum] (спец.). Водопровод (устар.). || Сооружение в виде моста для прово́да воды.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
акведу́к
1. сооружение в виде моста для прово́да воды (обычно — древнеримские) ◆ Я предвижу большее: если еще древние римляне умели проводить воду за сотни километров, создав свои монументальные акведуки, то почему бы нам не создать «аэродуки»? А. Р. Беляев, «Человек, который не спит», 1926 г. (цитата из Викитеки)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: провериться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Акведук
Акведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами (Водный мост). Акведук по своей структуре аналогичен виадуку, с тем отличием, что его используют для переноса воды вместо организации дороги или железнодорожного пути.
Акведуки сооружаются из камня, кирпича, железобетона или стали. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, чугунные или кирпичные опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.
Содержание
История
Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров. Примерно в то же время, акведуки использовались в городах майя. [1]
Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал акведук на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света. [2]
Акведуки Древнего Рима
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.
При строительстве применялись передовые строительные материалы — такие как водостойкий пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.
Дальнейшее развитие системы акведуков
Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных веков, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.
Одним известным исключением была Новая река, искусственный водный путь в Англии, открытый в 1613 году для снабжения Лондона свежей питьевой водой. Её длина составляла 62 километра. Развитие каналов дало новый толчок в строительстве акведуков. Однако только в XIX столетии их строительство вновь возобновилось в крупных масштабах, чтобы поставлять воду в быстрорастущие города и к промышленным местам, нуждающимся в воде. Разработки новых материалов (таких, как бетон и чугун) и новых технологий (например, паровой двигатель) позволили провести множество существенных усовершенствований. Например, применение чугуна позволяло строить большие дюкеры, нагруженные бо́льшим давлением, а создание насосов на паровой тяге позволило значительно увеличить скорость и объём водяного потока.
В XIX веке Англия стала ведущей державой в строительстве акведуков, обеспечивая водой свои крупнейшие города, такие как Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль. Самые большие акведуки были построены в Соединённых Штатах, чтобы поставлять воду в самые крупные города этой страны. Акведук Catskill доставлял воду в Нью-Йорк на расстояние 190 километров, но это достижение было превзойдено акведуками на крайнем западе страны; наиболее примечательным был акведук Colorado River, который снабжал водой Лос-Анджелес и окрестности с расстояния в 400 километров к востоку. Хотя такие акведуки — несомненно большие технические достижения, огромное количество воды, которое они переносили, привело к серьёзному экологическому ущербу из-за истощения питающих рек.
Акведуки в России
Появление акведуков в России, как и в Древнем Риме, было связано с возведением централизованных систем водоснабжения для крупнейших городов. Первые акведуки были сооружены по трассе самотечного Мытищинского водопровода 1781—1804 годов постройки в Москве. Вопреки распространённому мнению, акведуков на трассе этого водопровода было несколько. Кроме отреставрированного Ростокинского акведука существовало еще два:
Источником водопровода послужили подземные воды в верховьях реки Яузы около села Большие Мытищи. Вода подавалась в Москву самотёком, для чего был сооружён подземный кирпичный водовод длиной около 16 км. Через долину Яузы вода шла уже по Ростокинскому акведуку. Длина его составляла 356 м, при ширине водовода 90 см и высоте 1,2 м. Далее водопровод шёл к Самотёчной и Трубной площадям, где находился бассейн, а затем к Неглинной улице с двумя фонтанами для разбора воды.
Акведуки в Средней Азии
В Ташкенте есть подобное сооружение, построенное над каналом «Байнал минал». Этому акведуку более 50 лет. Вода втекает в него со стороны парка «Миллий бог» (бывш. «Комсомольское озеро»), проходит под автомобильной дорогой, затем над каналом, непосредственно внутри, и вытекает с другой стороны в русло другого канала. В настоящее время этот акведук используется только как пешеходный мост, но изначально по нему двигались и автомобили.
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Акведук» в других словарях:
Акведук — Акведук. (Ростокинский в Москве). АКВЕДУК (от латинского aqua вода и duco веду), сооружение в виде моста или эстакады с водоводом (трубой, лотком, каналом), подающим воду к населенным пунктам, оросительным и другим системам от расположенных выше… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АКВЕДУК — (лат., от aquae ductus, aqua вода, и duco веду). 1) водопровод, преимущественно древнеримский. 2) в технике мост, служащий не для проезда, а для пропуска воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Акведук — (с лат. Aquae dactus) в буквальном переводе водопровод ; вболее тесном значении, как принято в русской технике, под словомакведука подразумевается мост, который служит не для проезда, а дляпропуска воды. Такие мосты устраиваются в том случае,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Акведук — (проводящий воду) водопровод (в виде канала, свинцовой или глиняной трубы) для снабжения населённых пунктов водой (включая фонтаны, водоёмы, бани и пр.). Наиболее примечательная часть водовода (собственно акведук), которая прокладывалась над… … Исторический словарь
Акведук — (лат. aquaeductus, от aqua вода и duco веду), водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называется также часть водовода в виде… … Художественная энциклопедия
акведук — а, м. aqueduc m. лат. <, лат. aquaductus. 1518. Лексис.1. устар. Водопровод. Уш. 1934. Aqueduc водовозница, водоводная труба. 1772. Сл. архит. 2. Сооружение в виде моста, служащее для переброски водопроводных труб, оросительных и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
акведук — желоб, подводящий канал, водопровод Словарь русских синонимов. акведук сущ., кол во синонимов: 1 • водопровод (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
акведук — АКВЕДУК, а, м. Мужской половой орган (обычно большого размера). Давай быстрей, акведук что ли засорился! (в туалете) … Словарь русского арго
акведук — Сооружение в виде моста или эстакады с водоводом, лотком, каналом, трубой, для его перевода через препятствие [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] акведук Мост для перехода водовода над понижением… … Справочник технического переводчика
АКВЕДУК — (от латинского aqua вода и duco веду), сооружение в виде моста или эстакады с водоводом (трубой, лотком, каналом), подающим воду к населенным пунктам, оросительным и другим системам от расположенных выше источников. Начали сооружаться со 2 го… … Современная энциклопедия
АКВЕДУК — (от лат. aqua вода и duco веду) сооружение в виде моста (или эстакады) с водоводом (трубой, лотком, каналом); строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой и др … Большой Энциклопедический словарь
Что такое акведук простыми словами, примеры акведуков
Что такое акведук на простом языке?
Название «акведук» происходит от латинского «aqua» — вода и «duco» — вести. Используется для обозначения водовода или жёлоба, применяемого при подводе воды к поселениям или сельхозугодиям из располагавшихся выше истоков.
Обычно данным термином принято называть строение, используемое в качестве водопровода. Внешне схожи с мостом или виадуком. На практике возводились над канавами, долинами, реками или трактами. Довольно широкие сооружения такого плана использовались для судоходства.
Строятся основательно с использованием кирпича, природного камня, стали и железобетона. Изначально сооружается фундамент или основание, на котором впоследствии ставят опоры, выполненные в виде арок, а на опорах в свою очередь прокладывается русло или желоб.
История возникновения
Не смотря на привычную для нас ассоциацию акведуков с древним Римом, их родиной считается древний Восток, где они появились за несколько веков до появления таких сооружений в Риме.
Ещё в VII веке до н. э. ассирийцы возводили сооружения подражая римлянам, длиной до трехсот и высотой 10 метров используя известняк для строительства. Активно использовались эти конструкции в поселениях древней цивилизации племён Майя.
Древняя Греция также славилась акведуками, одним из них был Эвпалинов акведук на Греческом острове Самос. Сегодня он включён в перечень главных чудес света. Предположительно в древности такие водоводы возводились из-за незнания закона о сообщающихся сосудах. А может из-за неумения делать трубы, которые могли бы выдержать высокое давление.
Фотография римских сооружений
Большое количество акведуков для подвода воды к поселениям было построено в древнем Риме. Одиннадцать акведуков, с общей длиной около 350 км. подавали воду в древний Рим. Но лишь 47 км. из них располагались над землёй, большая же часть конструкций располагалась под землёй.
Во II веке н.э. для подвода воды в Карфаген был сооружен один из самых протяженных сооружений такого плана в Римской империи длина которого насчитывает 141 км. Акведуки Римской Империи — это технологически сложные и высокоточные строения, не устаревшие спустя тысячелетия после её краха.
Самые известные, примеры акведуков
Прованский водовод Пон-дю-Гар протяженностью 50 км. по вертикали опускался лишь на 17 м. Зато подача воды с использованием силы тяжести была высокоэффективна. Только за день через сооружение проходило 20 тысяч кубометров воды. При пересечении канала поверхности и перепадом более 50 м., строились напорные водоводы — дюкеры, используемые до сих пор в современных гидротехнических постройках.
Акведук, носивший имя императора Клавдия, был одним из самых больших в Риме, он был возведен в I веке н. э. из массивных валунов и блоков, и был высотой в 27 метров, что придавало ему неповторимую мощь. Располагался он на пересечении дорог ведущих в Рим и создавал огромные ворота, носившие название Порта Маджоре.
Во время Тёмных веков основная часть опыта древнеримских инженеров была утеряна, и в средневековой Европе их не возводили до XIX в., а добыча воды велась лишь при помощи колодцев. Но английский акведук Нью Ривер в 62 км., запущенный в 1613 году для водоснабжения Лондона, стал исключением.
В XIX веке, для подвода воды в быстроразвивающиеся города и селения, было возобновлено возведение акведуков. Развитие новых технических средств и материалов позволило значительно усовершенствовать строительство акведуков. Благодаря изобретению парового двигателя стало возможным создание паровых насосов, что увеличивало объём проходящей воды.
Лидером по строительству таких конструкций в то время стала Англия, рост производства и населения стимулировал возведение новых сооружений, акведуки строились в крупнейших городах: Ливерпуле, Бирмингеме и Манчестере.
Безусловно самыми внушительными сооружениями такого типа в то время славилась Америка. На дистанцию в 190 км. акведуком Катскилл доставлялась вода для Нью-Йорка, но конструкции такого типа строящиеся на западе страны били любые рекорды. Для водоснабжения Лос-Анджелеса и его окрестностей был сооружён акведук Колорадо протяженностью в 389 метров.
В нашей стране
Как и в Древней Греции или Римской империи в России возведение этих строений тесно связано с необходимостью централизованного водоснабжения густонаселенных городов. Одним из первых считается возведение в Москве Мытищинского водовода (1781-1804).
Несмотря на довольно распространенное мнение, ранее на пути этого сооружения было несколько акведуков: Ростокинский, а также через речку Яузу и через Ичку.
На текущий момент на Ичке и Яузе были снесены. Зато Ростокинский, известный также как Миллионный мост (использовался по прямому назначению до 1902 года) был отреставрирован и стоит по сей день.
Источником для водовода служили подземные воды Яузы, вода по каналу подавалась самотёком по подземному выполненному из кирпича водопроводу, длина которого составляла 16 километров. Протяжённость ‹Ростокинского акведука›, проходящего по долине реки Яузы, составляла 356 метров при высоте всего 1,2 метра и ширине около метра.
Акведук. Что это такое, фото, самые длинные, большие
Акведук – это гидротехническое сооружение, известное миру с древних времен. Сегодня строительство новых акведуков почти не производится, но сохранившиеся в некоторых странах такие сооружения эксплуатируются до сих пор по своему прямому назначению или являются историческими памятниками, востребованными туристическими объектами.
Что такое акведук — определение
Акведук – это такое сооружение в архитектуре, название которого дословно переводится с латинского языка как «подающее воду».
Виадуки и акведуки это эстакады. Виадук — мостовое сооружение, соединяющее места с одинаковым уровнем на ландшафте. Акведук используется для подачи воды из источников к населённым пунктам или инженерным системам различных предназначений.
Акведуком с древних времен называли систему водоснабжения, состоящую из наземных и подземных каналов, труб, желобов, по которым вода попадала самотеком из высокорасположенного источника в заданную точку в низине. Это могли быть населенные пункты, сельскохозяйственные поля, какое-либо производство или инженерные объекты оросительного или иного предназначения.
Схема классического акведука: транспортировка воды с высшей точки — горного историка, вниз — к населённому пункту.
Слово viaduc — французское, образовано из латинских via — дорога (путь), и duco — веду. То есть дословное значение — «вести путь». «Aqua» – слово, которое часто применяется в современном языке; оно переводится как «вода».
В латинском языке слова с корнем «дуко» (ducо) имеют значение:
Акведуки с древних времен использовались только в качестве сооружений, транспортирующих воду. Сегодня системы водоснабжения перешли на другие технологии, оставив подлинные акведуки истории. Теперь этот термин можно встретить в описании мостов через реки, овраги, пересеченные рельефы, по которым проложены автомобильные и железнодорожные пути.
Строительство акведуков ввиду их высокой себестоимости оправдано лишь в густонаселенных горных районах, где прокладка подземных коммуникаций еще более дорога и трудоемка. Однако в ряде стран эти конструкции, соединяющие системы каналов, были приспособлены еще XVII веке для судоходства. Малые суда с небольшой осадкой до сих пор успешно используют эти «водяные мосты».
История
Наблюдая течение воды в горных реках, с вершины возвышенности в низину, древние люди научились строить водоводы к своим жилищам. Достоверным фактом является водоснабжение Наневии, столицы древних ассирийцев, живших в XII веке до нашей эры, по акведуку, сооруженному из известняка. Он пересекал широкую долину, отделявшую источник воды от города.
Пример использования одного из древних акведуков в современном мире.
Искусственное русло вызывает изумление до сих пор: его протяженность достигала 80 км, а участок длиной 300 м был поднят над землей на десятиметровую высоту.
Археологи располагают информацией об акведуках, сооруженных на американском континенте племенами майя и в европейской части древними греками. Великий Геродот – путешественник, «отец истории», автор трудов, которые высоко ценятся учеными всего мира, с восторгом описал акведук, расположенный на острове Самос, дав ему определение одного из «семи чудес света».
Известно, что сооружение было построено в VI веке до н.э. греческим инженером Эвпалином. Этим именем до сих пор называют созданный им подземный тоннель. Его предназначение в то время – бесперебойная подача воды в город во время его осады врагом. Акведук служил водоснабжению города более 1 тыс. лет, после чего был заброшен.
Его возрождение состоялось в XIX веке, и Самосский водовод стал пешеходным туристическим объектом острова. Уникальность акведука, по мнению специалистов, состоит в том, что при строительстве тоннеля с двух концов, встреча групп произошла почти в рассчитанном и по длине, и по высоте месте. Загадкой остается то, какие инструменты они использовали для столь точного попадания.
Тем не менее, пальму первенства в строительстве акведуков мировое сообщество отдает древним римлянам, возводившим уникальные сооружения, поражающие современников размерами, применяемыми материалами, красотой наземных частей.
Город Рим – столицу империи обеспечивали водой 11 акведуков, такой роскоши не было ни у одной европейской столицы. Их общая протяженность составляла 350 км, и они почти полностью проходили под землей. На их строительство понадобилось целых 5 веков.
Акведуки на территории древней Италии — в Риме.
Акведук – это такое архитектурное сооружение, в основании которого ставились каменные опоры (из природного камня или кирпича) и береговые устои. Сверху прокладывали трубы или сооружали открытые каналы для транспортировки воды. Если рельеф местности предопределял очень большую высоту сооружения, акведук возводили в несколько ярусов.
При этом для большей устойчивости опор их соединяли каменными или бетонными арками. Пуццолановый, водостойкий бетон, изобретенный в древнем Риме, а также строительные технологии, передовые для того периода, позволяли эксплуатировать сооружения не одну тысячу лет, даже после падения Римской империи. Некоторые из них сохранились до нашего времени.
В Европе их перестали строить в XVIII веке, перейдя на колодезное водоснабжение, что имело свои плюсы и минусы. Подземные акведуки возводились из соображений соблюдения санитарных условий. На открытых участках вода часто загрязнялась и даже заражалась. Схему каменных подземных каналов держали в строгом секрете; ведь попав к врагу, они могли стать дорогой в осажденный город.
Самые большие акведуки в мире
В проектировании и сооружении акведуков участвовали лучшие зодчие того времени. Они производили сложные математические расчеты, контролировали строительство и добивались поразительных результатов. Примером этому служат акведуки, расположенные в разных точках мира, и поражающие туристов красотой и мастерством древних строителей.
Акведук Пон-дю-Гар (Франция)
Акведук, самый высокий из сохранившихся в мире, находится неподалеку от современного города Нима, который римляне в древности называли Немаусом. Он является одним из наиболее впечатляющих свидетельств периода владычества римлян на этой территории, которому минуло уже 2 тыс. лет.
Акведук Пон-дю-Гар является самым высоким в мире
Акведук Пон-дю-Гар («мост через Гар») перекинут через реку Гардон, которую римляне звали Гаром. Его протяженность 275 м, а высота составляет 47 м. Он был построен в I веке н.э. для подачи воды в Немаус с горы. Этот источник действует и сегодня, обеспечивая такой же минеральной, но бутилированной водой потребности Франции и других европейских стран.
Римляне построили 50-километровую сеть, в которой водяной мост являлся лишь составной частью. При подаче воды в город не было применено ни одного насоса, использовалась исключительно природная сила тяжести потока.
Трехъярусное сооружение состоит из обтесанных 6-титонных блоков розового известняка, уложенных друг на друга без строительного раствора. Расстояние между опорными столбами уменьшается от центра к концам конструкции для уменьшения несущей нагрузки на каждую арку.
Всего акведук имеет 52 арки:
Ярусы | Количество арок | Длина, м | Ширина, м | Высота, м |
Нижний | 6 | 142 | 6 | 22 |
Средний | 11 | 242 | 4 | 20 |
Верхний | 35 | 275 | 3 | 7 |
Канал, проложенный в камне верхнего яруса, имеет ширину 1,2 м и глубину – 1,8 м. Он был способен поставлять в город воды около 20 тыс. м 3 / сутки.
Сооружение после падения Римской империи (IV век) стало приходить в негодность, его перестали чистить и, заиленное соляными отложениями и мусором, оно перестало со временем служить водоводом. Но его прочность и устойчивость делали его отличным пешеходным мостом через ущелье.
После строительства нового моста в середине XVIII века, акведук был заброшен. Восстановили объект в XIX веке по приказу Наполеона Бонапарта, и сегодня он является популярным туристическим объектом.
Сеговийский акведук (Испания)
Акведук в испанском городе Сеговии считается самым длинным из сохранившихся в Западной Европе. Построенный в период древнеримского владычества, он долгое время не поддавался более точному определению времени создания.
Ученые относили его к этапу правления императора Траяна (I столетие н.э.), но лишь в XX веке удалось установить, что приказ о сооружении акведука был отдан лично императором Домицианом, то есть значительно раньше. Сегодня его аркада является памятником архитектуры ЮНЕСКО.
Подземная часть акведука и аркада при входе водопровода в город работала еще до недавнего времени, снабжая водой Сеговию. Сейчас он закрыт из-за загрязнений. Источник, из которого подавалась вода, находится в 17 км. Вода от него самотеком направлялась по подземному каналу с уклоном 1%.
Но самой заметной и впечатляющей частью водопровода является арочный мост, пересекающий одну из центральных площадей города.
Аркада сложена из бетонных блоков, которые не скреплены раствором, а держат устойчивость за счет своей тяжести. Самая большая высота подъема двухъярусной конструкции над поверхностью земли – 28 м. Всего сооружение состоит из 167 арок. Канал, проложенный наверху, имеет размеры 1,8*1,5 м с полукруглым сечением дна.
Акведук – это такое сооружение Сеговии, которое известно далеко за пределами Испании. Еще 20 лет назад он выполнял свою прямую функцию, обеспечивая питьевой водой Алькасар – дворец и крепость испанских королей в исторической части города. Сегодня это одна из важнейших достопримечательностей.
О Сеговийском акведуке сложена красивая легенда, по которой такое великолепное сооружение создал не человек, а демон в обмен на бессмертную душу красавицы, уставшей ходить в горы за водой. Но девушка опомнилась и стала молить Бога о пощаде, и тогда петух запел чуть раньше, пока демон не уложил в аркаду последний камень.
Действительно, глядя на мощное и при этом ажурное сооружение, трудно поверить, что оно создано руками людей в древние времена.
Акведук Валента (Турция)
Двухъярусный акведук Валента – узнаваемый символ современного Стамбула, который пересекает проспект Ататюрка. Со смотровой площадки, расположенной наверху, открывается красивый вид на город. Но еще интересней увидеть остатки древних свинцовых труб, по которым вода поступала в город.
Древний Константинополь, остро нуждавшийся в питьевой воде, начал получать ее по водопроводной системе из материковой части территории еще во II веке н.э. при императоре Адриане. Объявленный столицей и быстро разросшийся город быстро увеличил водопотребление. Необходимостью стали ремонтные работы на старых акведуках и строительство новых.
На месте уже негодного акведука Адриана император Валент в 369 году возвел новое сооружение, которое сохранилось до наших дней, и было наречено его именем. Связь сооружения и императора не только в имени. Разбирая старое сооружение, рабочие нашли старинную плиту, на которой было высечено предсказание: правящий император умрет, как только закончится реконструкция акведука.
Так и случилось. Лишь только завершились пуско-наладочные работы, Валент погиб в сражении с готами.
Источник водоснабжения города находился в 20 км от Константинополя. Акведук был водяным мостом между двумя холмами в городской черте. Его первоначальная длина равнялась 1 км. Сегодня сохранившаяся часть равна 970 м и поднимается над землей в самой высокой точке на 20 м.
Сооружение много раз ремонтировалось и восстанавливалось, оно эксплуатировалось до середины XIX века. Сегодня это памятник архитектуры и туристический объект.
Акведук в Керетаро (Мексика)
Акведук был возведен в вице-королевстве Новой Испании в 1738 году. Строился он 12 лет по приказу и на деньги дона Хуана Антонио де Уррутия-и-Арана, богатого дворянина и покровителя искусств, который жил в это время в Керетаро.
Вода питьевого качества доставлялась в город из источников ущелья «Ла Каньяда» по системе сооружений, в число которых входил и 74-хъярусный акведук. Его длина – 1280 м, а самая высокая точка находится в 23-х метрах от земли.
По легенде дон Хуан был влюблен в монахиню из монастыря Святого Креста, и, желая сделать ей подарок, приказал закончить сеть великолепным фонтаном, расположенным в тени фруктового монастырского сада.
Историческая часть современного Кетераро с расположенным в ней акведуком является объектом наследия ЮНЕСКО. Его видно из любой точки города, он является украшением городского пейзажа и популярным туристическим объектом.
Акведук Лес-Ферререс или Мост Дьявола (Испания)
Предположительно акведук был построен римским императором Августом, то есть, в I веке н.э. Это была небольшая, видимая часть масштабной сети, подающей воду из реки Франколи в древний город Таррако, ныне Таррагона. Исходная точка сети была на высоте 92 м над уровнем моря в районе Рурелла, далее вода протекала самотеком по сети больших и малых, подземных и наземных сооружений 10 км.
Лес-Ферререс – один из самых больших сохранившихся акведуков этой системы: его длина – 217 м, ширина – 2м, максимальная высота – 27 м. Двухъярусное, 25-арочное сооружение сегодня является украшением парка, находящегося в 4 км от центра города. Самая большая и древняя конструкция Каталонии является частью Архитектурного ансамбля Таррако и входит в список охраны ЮНЕСКО.
Замечателен тот факт, что акведук сегодня предстает перед туристами не только историческим памятником, но и действующим мостом между двумя холмами парка, пройти по которому может каждый желающий. Сооружение знакомо большинству туристов под названием «Мост Дьявола». Этому поспособствовала красивая легенда, которую охотно рассказывают гостям местные жители.
«Акведук – это такое сооружение, которое в указанном чертовом месте может поставить только сам дьявол!» – воскликнул древний зодчий, которому было приказано проложить между двумя холмами канал для воды. Он старательно производил расчеты, контролировал работы, делал замеры, но мост над ущельем обрушивался сразу после его завершения.
Дьявол не заставил себя ждать и потребовал за работу душу первого напившегося воды из акведука. За одну ночь всесильный злодей возвел удивительно красивую и прочную конструкцию, и вода побежала в город. Но хитрый зодчий был наготове: первым, кого подпустили к воде, был осел.
Акведук Тамбомачай (Перу)
Специалисты спорят о том, можно ли называть сеть древних акведуков и водопадов, которые находятся неподалеку от Куско, крупным сооружением. Однако перуанские «бани инков», устроенные в термальных источниках, хорошо известны миру. В Священной долине расположены многочисленные искусственно созданные углубления и водопады, которые можно сравнивать с современными СПА-центрами.
Самые масштабные и сложные по техническому уровню находятся в Тамбомачае, древней купальне инков, ныне археологическом памятнике. Территория занимает площадь, равную 1 га, и расположена на высоте 3765 м над уровнем моря.
Система работает до сих пор. Вода, стекающая со скалы по параллельным акведукам, имеет одинаковую скорость и одновременно заполняет одинаковые по объему емкости. Это говорит о большой точности, которую удалось соблюсти древним строителям. По преданию священную долину регулярно посещал Великий Инка.
Акведук Понткисиллте (Великобритания)
Одной из интереснейших достопримечательностей Уэльса является акведук, проложенный 200 лет назад над долиной реки Ди. Соединяет он два канала и является судоходным мостом. Его пропускная способность – 15 тыс. лодок в год, которые пересекают долину на высоте 38 метров.
Такая необычная конструкция для развития сети каналов была избрана в целях экономии: строительство шлюзов и предполагаемый расход воды для их функционирования стоил по расчетам гораздо дороже.
Созданный Т. Телфордом акведук имеет 19 пролетов, его длина – 313 м. Канал, по которому проходят малые суда, имеет ширину 3,5 м и глубину 1,6 м. Основным отличием от римских виадуков является использование в строительстве современных тому времени материалов – опоры, арки и желоб выполнены не из камней, а из чугуна.
Детали по специальному заказу отливались на металлургическом заводе «Плас Кайнастон Айронвокс». Строительство акведука обошлось в 45 тыс. фунтов. За прошедшее время сооружение неоднократно подвергалось ремонту, самый значительный из которых состоялся в 1998 году. При большом скоплении зрителей из канала в реку Ди было сброшено 1,5 млн. литров воды.
Ростокинский акведук в Москве
Ростокинский акведук в Москве, хоть и не является каким-нибудь рекордсменом в мировом понимании, но имеет свои уникальные особенности и исторические факты для москвичей.
Ростокинский акведук во времена СССР.
Ростокинский акведук, изначально называвшийся в народе «Екатерининским», расположен в районе Москвы Ростокино. Построенный ещё во времена Екатерины II — в 1780 году, он не перестраивался с 1804 года, и вплоть до начала XIX века снабжал население города водой из рек, протекающих тогда по территории Москвы. Это единственный сохранившийся акведук Мытищинского водопровода из 5 построенных. В 2006-08 гг. акведук был отреставрирован и превращен в мост для пешеходов.
Ростокинский акведук сейчас является частью парка.
Многие отмечают, что это прекрасное место для фотосессий.
Акведуки, по мнению многих архитекторов и историков, это настоящие «шедевры архитектуры».
Акведуки, сохранившиеся до сегодняшнего дня в разных странах мира. Фото
«Водяные мосты» до сих пор впечатляющие архитекторов, строителей и историков — уникальные сооружения, сумевшие противостоять разрушительным силам времени и стихий. Сегодня эти каменные и бетонные надземные пути — эстакады, являются уникальными памятниками архитектуры, привлекательными для туристов и специалистов многих отраслей деятельности человека.
Видео об акведуках
Конструкция и принцип работы акведуков: