алди что это такое
Aldi: формат дискаунтера в Китае – есть ли будущее?
Понеся убытки на внутреннем рынке, немецкая Aldi — крупнейшая в мире сеть дискаунтеров — решила компенсировать потери, выйдя на несколько новых рынков. В июне 2019 года она открыла два магазина в Шанхае и намерена довести число точек до 10 к концу года. Однако бурный китайский рынок розничной торговли довольно спорно относится к формату дискаунтеров. Давайте посмотрим, есть ли у Aldi шансы на развитие в Поднебесной, и какие проблемы ритейлеру предстоит там решить.
Aldi — основанная в 1913 г. немецкая сеть дисконтных супермаркетов. В нее входят 4400 магазинов в Германии и более чем 6000 — за рубежом. В 1950— 960-ые годы, когда в ФРГ из-за экономического кризиса зародился быстро распространяющийся формат дискаунтеров, Aldi одним из первых заняла эту нишу и по сей день является крупнейшей в мире сетью дисконтных магазинов. По уровню оборота (€73 млрд) в 2018 г. Aldi заняла второе место среди европейских ритейлеров и восьмое место в мировом рейтинге.
Aldi представлена в 18 странах Европы, Северной Америки и Океании. Наибольшее число зарубежных магазинов сети находится в США — более 2200 супермаркетов, на втором месте Великобритания, где более 700 магазинов. Преимущественно магазины Aldi сосредоточены в Западной Европе.
Кризис 2018 г.
В 2018 г. Aldi впервые за свою более чем 100-летнюю историю претерпела кризис на внутреннем рынке — прибыль ритейлера в Германии сократилась вдвое до €200 млн.
Общие убытки компании составили €10 млн. Они были связаны в том числе с крупными инвестициями — в 2017 г. Aldi сообщила об инвестициях €5 млрд в развитие магазинов на родине и расширение за рубежом до 2020 г.
Несмотря на это, избранный осенью 2018 г. гендиректор компании Торстен Хуфнагель заявил о намерениях продолжать инвестировать в модернизацию и развитие Aldi.
Неблагоприятную картину на немецком рынке скрасили успехи Aldi за рубежом. В частности немецкий ритейлер крайне удачно закончил 2018 г. в Великобритании, где увеличил операционную прибыль на 26% и добился роста продаж на 16%.
В будущем Aldi планирует расширить британскую сеть до 1000 магазинов. Оптимизм относительно развития в Соединенном Королевстве связан с предстоящим Брекситом (выходом Великобритании из Евросоюза): большинство экспертов ожидают начало экономического кризиса, и формат дискаунтера вынужденно станет популярным у англичан. Но целесообразна ли аналогичная стратегия на китайском рынке? Давайте посмотрим.
Дебют в Китае
7 июня 2019 г. Aldi открыла свои первые два супермаркета в Шанхае, тем самым совершив дебют не только в Китае, но и в Азии. На площади 1000 кв. м. китайским покупателям предлагается около 1300 различных продуктов из 15 товарных категорий. Большинство товаров китайских отделений Aldi — импортные (преимущественно немецкие), но также планируется пополнение ассортимента продукцией местного производства.
В магазинах Aldi работает кухня, специализирующаяся на немецкой еде. Например, особой популярностью у шанхайцев пользуется свиная рулька с квашеной капустой и жареным картофелем — традиционное берлинское блюдо. Также повара Aldi экспериментируют с китайской кухней, результатом чего стал новый деликатес — Berlin Bao — немецкие колбаски с квашеной капустой в традиционных китайских паровых булочках «бао» (包).
Хотя жителей Шанхая — крупнейшего китайского мегаполиса – уже сложно удивить импортными продуктами, удачное расположение магазинов, активная рекламная кампания и упор на национальную немецкую кухню обеспечили аншлаг на открытии супермаркетов Aldi.
Популярность Aldi в первые недели работы в Шанхае также объясняются вниманием немецкого ритейлера к новым технологиям, которые уже становятся неотъемлемой составляющей ежедневных покупок китайских потребителей.
Так, в шанхайских Aldi действует система Scan & Go — покупатель может не стоять в очереди к кассам, а отсканировать смартфоном и сразу оплатить понравившийся товар в магазине. В реализации технологии Scan & Go немецкому ритейлеру помогает сотрудничество с китайской платежной системой WeChat Pay (微信支付).
Кроме того, Aldi за полчаса гарантированно доставляет продукты на дом покупателям, живущим в радиусе 3 км от магазинов. А этот сервис пользуется в Шанхае особым спросом.
Стоит также отметить, что китайские покупатели могли познакомиться с товарами немецкого ритейлера еще с 2017 г., когда Aldi начала сотрудничать с онлайн-площадкой TMall.
Несмотря на то, что особой популярностью у китайских потребителей продукты Aldi не пользовались, представители сети после открытия магазинов в Шанхае отметили, что компания будет продолжать продавать немецкие товары на TMall.
Открытие магазина Aldi в Шанхае
На первый взгляд, Aldi обеспечен успех в Китае, ведь ритейлер, судя по пилотным магазинам в Шанхае, хорошо изучил потребности китайских покупателей и обстоятельно подготовился к выходу на новый рынок. Однако, как показывает практика, китайцы всегда радушно и хлебосольно встречают иностранных продуктовых ритейлеров у себя на родине, но сохранять позиции в Поднебесной удается немногим.
Рассмотрим несколько причин, почему Aldi будет непросто развиваться в КНР.
Маститые конкуренты
В первую очередь препятствия Aldi будут создавать другие зарубежные торговые сети, которых в Китае достаточно. Речь идет об американской розничной сети Walmart, управляющей боле чем 400 супермаркетами в Поднебесной, и французской сети Carrefour, у которой 230 точек в КНР.
Оба ритейлера давно вышли на китайский рынок — Walmart в 1996 г., а Carrefour в 1995 г. — и имеют достаточной опыта в привлечении постоянных покупателей.
Как объясняли провал представители компании, ритейлер слишком поздно дебютировал в Китае, из-за чего не выдержал давления со стороны уже имевших опыт американских и европейских ритейлеров. Если в 2004 г. уже было поздно для завоевания китайского продуктового ритейла, что стоит говорить о 2019-ом?
И даже такой опытный игрок, как Carrefour, спустя 24 года после открытия первого супермаркета в Китае, в июне 2019 г. вынужден был продать контрольный пакет акций (80%) китайскому ритейлеру Suning Commerce Group (苏宁易购).
Стоит заметить, что Metro испытывает трудности не только в Китае, но и на российском рынке. В 2018 г. Metro опустилось с седьмого места в рейтинге крупнейших розничных сетей РФ на десятое, показав снижение оборота на 8% до 203,3 млрд руб. Стагнация покупательского трафика вынудила немецкого ритейлера, специализирующегося в основном на мелкооптовой торговле, заняться реструктуризацией своих магазинов: впервые за почти 20 лет работы в России Metro собирается обновить более 70% гипермаркетов.
Четыре проблемы дискаунтеров в Китае
Но главная трудность, которая поджидает Aldi в Поднебесной, это то, что формат дискаунтера совсем не подходит для китайского рынка.
Первая и самая очевидная проблема — это низкий уровень цен в китайский магазинах.
Несмотря на значительный рост масштабов розничной торговли в КНР, цены в большинстве продуктовых магазинов незначительно отличаются от уровня прошлого десятилетия.
Дешевизна китайских продуктов нивелирует одно из основных конкурентных преимуществ дискаунтеров — низкие цены.
Качество и уникальность — вторая проблема Aldi.
В последние годы в Китае наблюдается совсем отличная от Запада тенденция: покупатели ищут качественные и уникальные товары и готовы платить большие деньги за лучший продукт. Для китайских потребителей высокая цена означает высокое качество, что противоречит формату Aldi.
Кроме того, избалованные новыми технологиями китайцы ищут новый, эмоциональный опыт покупок, который не может предоставить обычный дискаунтер, для которого характерны ограниченный комфорт и не самые привлекательные товары по низкой цене.
Учитывая крайне высокие арендные ставки в китайских мегаполисах в совокупности со сложными цепочками поставок, развернуться и удивить китайских покупателей Aldi будет крайне сложно.
Любовь китайцев к брендам — третья проблема дискаунтеров в КНР.
Целевой посетитель дискаунтеров обычно рассуждает так: «Мне не нужен бренд, я ищу хорошую цену и достойное качество». Если такое внимание к расходам и бережливость свойственна европейским покупателям, то для современных китайцев главным остается бренд – и это касается не только одежды и гаджетов, но и продуктов.
Любовь к брендам у китайцев сочетается с недоверием к безымянным брендам. В представлении рядового китайского потребителя, иностранные бренды более надежны и, следовательно, дороже остальных. Помимо прочего, иностранный бренд для китайцев – это статус и престиж. Удастся ли Aldi переубедить китайцев покупать немецкие товары по низким ценам — вопрос сложный и неоднозначный.
Четвертая и последняя проблема, объединяющая три предыдущие, — это негибкость Aldi на иностранных рынках.
Как показывает зарубежный опыт работы магазинов, немецкий ритейлер всегда руководствуется глобальной концепцией и использует моноформат, минимизируя какие-либо модификации супермаркетов под особенности разных стран.
Американские и британские Aldi практически ничем не отличаются от немецких магазинов, за исключением ассортимента.
Так, например, американские потребители не привыкли самостоятельно упаковывать продукты на кассе, в отличие от немцев.
И в этом вопросе Aldi не изменила правила обслуживания клиентов в США. Кроме того, в небольших городах Соединенных Штатов, где широко представлена немецкая розничная сеть, покупатели, по обыкновению, расплачиваются наличными, из-за чего система скидок Aldi за оплату покупок кредитными картами там не работает.
Иными словами, Aldi обычно обучает своих потребителей, а не подстраивается под них.
Несмотря на то, что в Китае так же, как и в Германии, предпочитают расплачиваться картами, попытки ритейлера «воспитывать» покупателей там будут восприниматься в штыки.
Найдет ли Aldi способ переломить видимый негативный расклад в свою пользу – покажет время.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Вас также могут заинтересовать статьи:
Все о легендарной сети Aldi и ее скупых основателях
Экономический кризис заставил жителей Европы потуже затянуть пояса. Все меньше офисных работников ходят обедать в кафе и рестораны. Многие предпочитают носить ланч с собой. Маркетологи отмечают всплеск спроса на термосы и пищевую фольгу, в которую заворачивают сэндвичи.
Теперь представители среднего класса вынуждены экономить буквально на всем. В такой ситуации особенно выигрывают дискаунтеры — магазины, предлагающие минимальный сервис и недорогой товар.
Дискаунтеры, которым совсем недавно предрекали полную потерю популярности, теперь снова в почете. Особенно повезло немецкой сети aldi, обороты которой за три летних месяца выросли на 20%, а в некоторых странах (например, Великобритании) увеличились на 40%, по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Сейчас, когда все стараются экономить, немецкий ритейлер привлекает клиентов. На сайте aldi написано, что, например, среднестатистическая британка, отовариваясь в сети, к концу жизни может сэкономить 50 000 фунтов стерлингов. Не такая уж и маленькая сумма. В британском представительстве aldi хвалятся тем, что за прошлый год без всяких усилий переманили у конкурентов свыше полумиллиона покупателей.
Сегодня в туманном Альбионе открыто 377 магазинов aldi. Оборот британского подразделения сети растет так быстро, что ее руководство в течение пяти следующих лет собирается вложить в развитие 1,5 млрд фунтов стерлингов.
Нехитрое управление. Еще мать основателей aldi заметила: «Чем хуже идут дела у людей, тем они лучше идут у нас». Она же придумала рекламный слоган: «Самый дешевый продуктовый магазин». Секрет успеха aldi прост, как все гениальное.
Немецкая сеть представляет собой классический пример жесткого дискаунтера. Наценка на товары составляет 12%, а прибыль — всего 2%. Неудивительно, что для нормальной работы приходится экономить на всем. Магазины aldi, в отличие от других супермаркетов, относительно небольшие: не более 1000 кв. м. Торговые площади четко разделены на зоны. Во всех магазинах aldi четыре главных прохода, которые больше похожи на склады, чем на магазины — с низкими потолками и тусклым освещением, на котором тоже экономят.
Вместо элегантных стеллажей, которыми так гордятся в супермаркетах, ряды полок. Причем товары не разложены по полкам, а лежат в коробках, в которых и поступили от производителя. Еще в магазинах aldi не принимают чеков и кредитных карточек, потому что сканеры стоят дорого.
Покупатели aldi складывают товары в тележки. Корзинки легко украсть, поэтому их нет. Конечно, можно украсть и тележку. Но чтобы этого не случилось, за нее нужно внести крошечный залог (в США, например, 25 центов). При возврате тележки деньги вернут. Залоговая система позволяет экономить на сотрудниках, которым обычно постоянно приходится собирать корзины, оставленные покупателями на стоянках.
О сотрудниках разговор особый. Штат типичного aldi не превышает 10 — 12 человек, включая менеджера, который наравне с подчиненными часто разгружает машины и ставит ящики на полки. Такой подход позволяет платить работникам на 30% больше, чем в среднем по отрасли, поэтому работа в aldi считается выгодной и престижной.
Любопытно, что номера телефонов aldi найти трудно, так как их нет в телефонных справочниках. С одной стороны, все та же экономия, с другой — звонки не отвлекают сотрудников от напряженной работы. Немалые средства немецкая сеть экономит и на рекламе. Единственной рекламой можно считать еженедельник «Новости aldi», который содержит максимум информации о ценах на товары. Его раздают в магазинах сети, рассылают клиентам по почте и нередко печатают в местных газетах. «Наша реклама — это низкая цена» — вот лозунг aldi.
Узкий круг Характерная черта любого дискаунтера — небольшой ассортимент. В среднем супермаркете можно найти более 30 000 наименований, а в aldi — не более 1000. aldi продает, например, только один вид томатного соуса. Для сравнения: в британских супермаркетах Tesco, J. Sainsbury, asda, Wm Morrison предлагается по 14 соусов. Еще в 1989 году известный экономический обозреватель Сюзанна Бидлак в одной из своих статей наглядно показала выгоды такого ассортимента.
Тогда aldi торговала всего одним видом йогурта с вкусовыми добавками, но продавала такого продукта больше, чем все остальные сети Германии. Основу ассортимента aldi составляют не бренды известных компаний, а товары private label, заказы на производство которых размещаются на разных предприятиях. По качеству продукты aldi не только не уступают тому, что предлагают супермаркеты, но в некоторых случаях даже превосходят их. Достаточно сказать, что в прошлом году 8 продуктов с буквой a получили Quality Food awards, который нередко называют «Оскаром» пищевой промышленности.
Как только покупатели начинают понимать, что дешевые товары в aldi мало чем уступают товарам из крупных супермаркетов, то перестают обращать внимание на узость выбора. Впрочем, aldi подстраховалась.
Чтобы привередливые покупатели не уходили с плохим настроением, магазины часто располагают рядом с большими супермаркетами. Не найдя чего-то в aldi, клиент может купить нужный товар по соседству. Еще год назад над немецкой сетью дискаунтеров посмеивались, говоря, что в ее дешевые магазинчики с некачественными продуктами ходят лишь те, кто не может позволить покупки в «нормальных» супермаркетах.
Также шутили, что официальной валютой aldi являются продуктовые марки, намекая на бедность ее клиентов. Но постепенно люди начали понимать, что пресловутое низкое качество в aldi экономически обосновано. Прозрению способствовало издание кулинарного справочника, содержащего рецепты блюд, для которых ингредиенты можно приобрести в aldi. Тираж его превысил 1 млн экземпляров.
Во многом успех aldi объясняется тем, что эта сеть родилась в Германии. Как утверждает статистика, каждый пятый немец живет небогато. Все жители страны поголовно экономят. Богатые люди покупают дорогие лимузины, но обязательно экономят на питании. Поэтому магазины aldi в Германии, а теперь и в других странах, можно найти не только в рабочих, но и богатых кварталах. Согласно опросам общественного мнения, aldi — третья в Германии по популярности компания, после Siemens и BMW. 90% немецких семей хотя бы раз в год посещают магазины сети. В aldi оставляют каждый пятый евро, который немцы тратят на самые необходимые продукты (масло, молоко, хлеб и кофе).
Компания aldi была основана братьями Карлом и Теодором (Тео) Альбрехтами, которые с детства знали цену деньгам. Наверное, им на роду было написано заниматься торговлей. Карл родился в 1920-м, Тео — двумя годами позже. В 1913 году Анна Альбрехт, мать будущих миллиардеров, открыла бакалейную лавку на окраине Эссена. Их отец много лет был шахтером, но, заработав эмфизему легких, вынужден был сменить профессию и устроился помощником пекаря.
Не желая повторять судьбу родителя, братья не собирались вслед за одноклассниками идти работать на шахту или завод. Карл учился на кулинара, а Тео постигал азы торговли, работая в магазине матери. Накануне войны братьев призвали в армию. Карла отправили на Восточный фронт, где он был ранен. Тео служил в Африканском корпусе Роммеля снабженцем, и в Тунисе попал в плен к американцам. Недолго пробыв в лагерях для военнопленных, в 1946 году братья вернулись домой и начали работать в семейном магазине, а затем расширять сеть. К началу 50-х Альбрехты открыли 13 магазинов. Уже через десять лет они владели целой империей из 300 точек. В 1962 году в Дортмунде открылся первый магазин с фирменным названием, образованным из первых букв двух слов: al — albrecht и di — discount.
Империя Альбрехтов расширялась настолько стремительно, что в начале 60-х на долю aldi приходилось уже 47% оборота розничного рынка ФРГ. Из-за трений с антимонопольным комитетом братьям пришлось искать новые рынки за пределами Германии. Первый заграничный aldi открылся в 1968 году в Австрии. В 1966 году братья крупно поссорились и решили разделить компанию, оборот которой к тому времени достиг 90 млн марок.
Предметом ссоры стали сигареты. Тео хотел выкладывать их в прикассовой зоне, а Карл опасался, что это привлечет в магазины мелких воришек. Впрочем, сигареты были лишь последней каплей, переполнившей чашу разногласий, копившихся долгие годы. Империю братья Альбрехты делили, как Сталин с Черчиллем Европу. Один прочертил на карте с востока на запад (примерно по реке Рур) линию, а второй выбрал приглянувшуюся часть страны. Карл «получил» юг ФРГ, назвав свою компанию aldi Su..d. Тео достались менее прибыльные магазины на севере, а его компания стала называться aldi Nord.
С 1966 года обе компании являются юридически независимыми. Но ценовая политика в магазинах aldi Su..d и aldi Nord одинакова, работают они под одной и той же вывеской.
Главным соперником aldi считается сеть Lidl. Эта компания родилась в 30-е годы, изначально занималась торговлей фруктами. Первый дискаунтер открылся в 1973 году. Сейчас сеть насчитывает более 7000 магазинов в Германии и в 17 странах. Главную философию — товар высшего качества по самой низкой цене — Lidl позаимствовала у aldi. Но главное различие сетей в том, что Lidl предлагает больше «чужих» брендированных продуктов. К тому же ассортимент Lidl больше. Schwarz Group, которой принадлежит сеть Lidl, придерживается мультиформатной стратегии, в то время как aldi занимается только дискаунтерами.
Различаются сети и отношением к сотрудникам. Профсоюзы разных стран не раз критиковали Lidl за плохое обращение с рабочими и нарушения европейского трудового законодательства. Многочисленные обвинения были собраны в книгу Black Book on the Schwarz Retail Company и изданы на немецком и английском языках. Весной этого года в Германии вспыхнул громкий скандал. Lidl обвинили в слежке за своими сотрудниками. В Италии судья городка Савона оштрафовал Lidl за антипрофсоюзную политику. На Апеннинах это считается нарушением закона. Неудивительно, что оклады в Lidl примерно на 20% ниже, чем в aldi.
Делимая империя Головной офис aldi Sud находится в Мюльхайме-на-Руре. Эта группа состоит из 31 компании и 1600 магазинов на западе и юге страны. Штаб-квартира немецкой группы aldi Nord осталась в Эссене. В aldi Nord входит 35 региональных компаний и 2600 магазинов на севере и востоке Германии. Территория бывшей ГДР полностью (за исключением одного магазина в Тюрингии) вошла в состав aldi Nord. Также aldi Nord принадлежат магазины в Дании, Франции (крупнейшая в Европе сеть за пределами Германии, которая насчитывает около 700 магазинов), странах Бенилюкса и Пиренейского полуострова, в Польше.
aldi Su..d развивает сеть в Ирландии, Великобритании, Австрии, Словении, Венгрии, Румынии, США и Австралии. Братья поделили сферы влияния очень четко: если в какую-либо страну идет один, другой туда даже не пытается попасть. В США aldi держит крупнейшую за пределами Германии сеть: 950 магазинов в 25 штатах. Первый магазин за океаном был открыт в 1976 году в Айове. Через год Карл Альбрехт купил местную сеть дискаунтеров Trader Joe’s. Возможно, масштабы расширения aldi в США оказались не такими высокими, на какие рассчитывал Карл Альбрехт три десятилетия назад. Пожалуй, создание 950 точек в течение 32 лет нельзя считать ошеломляющим успехом.
Между тем сейчас темпы роста резко выросли. За последние несколько лет ежегодно в Америке открывалось по 50 новых, а в нынешнем и следующем годах должно появиться по 100 aldi. Во Флориде, к примеру, с конца сентября до начала ноября распахнут двери 13 новых aldi.
Первый aldi в Великобритании появился только в 1990 году, теперь только в Лондоне планируется открыть порядка 200 новых точек. Общее число британских магазинов через 10 лет должно достигнуть 1500. В начале нового века aldi Su..d начала осваивать Зеленый континент. Два первых магазина открылись в 2001 году.
В магазинах, расположенных на Зеленом континенте, предлагается гораздо меньше чужих товаров (только Vegemite и Nescafe). Поэтому цены там на 10 — 40% ниже, чем в супермаркетах главных торговых сетей. Директор австралийского отделения aldi говорит, что работать в Австралии труднее, чем в других странах, потому что здесь много местных жестких дискаунтеров. Единственный способ одолеть конкурентов — превзойти их по качеству, закупать только те товары, которые руководство сети предложило бы собственным гостям.
Руководитель австралийского подразделения проверяет все поступающие продукты лично. Происходит это дважды в день, причем проверка производится не только работниками сети, но и специалистами со стороны. Наступление aldi на восточное направление ограничилось Польшей. В страны бывшего СССР братья Альбрехты вторгаться не торопятся. Тем не менее, свой бренд в России aldi зарегистрировала еще в 1998 году, а весной этого года, когда истек срок действия патента, перерегистрировала бренд. Возможности для роста у aldi колоссальные, потому что, кроме России, эта марка по разным причинам пока не присутствует в других стремительно развивающихся и густонаселенных странах: в Китае, Индии, Бразилии и т.д.
Гольф, орхидеи, пишущие машинки В отличие от основателей adidas, братьев Дасслеров, которые, разделив свою империю, стали заклятыми врагами, Карл и Тео Альбрехты «разошлись» мирно. Они сохранили настолько хорошие отношения, что aldi часто считают объединенной сетью.
С 1971 года братья вообще перестали появляться на людях. Последний снимок Тео был напечатан газетами на следующий день после похищения. Правда, одному папарацци удалось в 1987 году сфотографировать обоих братьев вместе и очень выгодно продать снимок. Неудивительно, что об Альбрехтах известно очень мало. Причем далеко не все, что пишут газеты, является правдой.
Дело доходит до курьезов: даже в немецком Интернете самых богатых немцев нередко называют братьями Альди. Сейчас Карл и Тео находятся на заслуженном отдыхе. Обязанности исполнительных директоров они сложили в 1994 году, а президентов правлений соответственно в 2002-м и 2004-м. Говорят, что большую часть времени они проводят на пустынном островке Фер в Северном море, предаваясь своим увлечениям: гольфом, коллекционированием пишущих машинок (Карл) и выращиванием орхидей (Тео). Миллиардеры в большинстве своем — люди экономные, но Альбрехты выделяются и тут.
Им вполне по силам поспорить за титул самого скупого богача с Ингваром Кампардом, владельцем IKEa. К примеру, Тео экономил на ручках и всегда делал записи на совещаниях огрызком карандаша, длина которого не превышала 5 см. Тео превзошел старшего брата. О нем говорят, что он выключает свет в комнате, когда считает, что на улице еще светло. Естественно, оба брата давно ввели у себя в домах правило — всегда выключать свет, выходя из комнаты.