алиграфенд что это значит
Олигофрен
Олигофрен
Умственная отсталость | |
---|---|
МКБ-10 | F70.-F79. |
МКБ-9 | 317-319 |
DiseasesDB | 4509 |
med/3095 neuro/605 | |
MeSH | D008607 |
«Точная оценка распространенности олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1% населения, однако подавляющая часть (85%) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1%. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях» (2; с. 462).
Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации». [1]
Содержание
Диагностические критерии МКБ-10
Общие диагностические указания F7X.X
Указания на нарушения поведения
Диагноз
Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
Причины умственной отсталости
Профилактика олигофрении должна учитывать эти факторы и пытаться исключить их.
Степени
При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.
На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:
Лечение
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.
Слабоумие
Слабоу́мие — расстройство интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений.
В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).
Умственно отсталые дети
Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
У умственно отсталых детей-дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.
Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.
Социальная адаптация
В нашей стране с советских времён существовала система отделения «особых детей» от «нормального» общества. В итоге даже дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро превращались в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Малыши с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые малыши тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.
Сейчас можно утверждать, что традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что малыша с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в обычный детский сад, школу, хотя право на образование имеет каждый ребёнок, и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.
В последнее время наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. Если раньше (20—30 лет назад) маму еще в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то теперь все больше детей-олигофренов оказывается под опекой любящих родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение (в случае, если это необходимо), общение со сверстниками.
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Малыши, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
Распространенность
Монреаль
Слабоумие в культуре
В перечисленных ниже произведениях главный герой является слабоумным:
Олигофрения — что это, и как с этим жить
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Когда в семье рождается ребёнок с подозрением на умственную отсталость, родители испытывают сильную тревогу по поводу его будущего, и не знают чего ожидать.
Олигофрен – кто это, всегда ли это низкий уровень жизни, как улучшить ситуацию, и можно ли этого избежать?
Олигофрения — это.
Олигофрения – это врождённое или рано приобретённое (до 3 лет) слабоумие, которое характеризуется недоразвитостью всей психики, интеллекта преимущественно.
Возникает из-за несформированных участков головного мозга при рождении, которые потом не прогрессируют либо делают это очень слабо и медленно. Или сильного нарушения взаимодействия нейронов в раннем детстве.
Олигофрения отличается от деменции (это как?), поскольку она возникает в более зрелом и пожилом возрасте.
При этом заболевании страдают такие сферы, как:
При тяжёлой степени олигофрении (1-3% от общего числа) заболевания человеку дают инвалидность.
Более часто встречается лёгкая форма, при которой можно исправить некоторые изъяны в когнитивных функциях. Можно адаптировать человека к внешней среде и бытовым процедурам.
В США и западной части Европы детей-олигофренов водят в обычные школы, а не отдают в специализированные. Такая практика постепенно доходит и до нас.
Система отношения к таким людям долго не менялась у нас. Начиная с детских садиков, и заканчивая отдельными группами в училищах, поскольку раньше их совсем не брали в высшие учебные учреждения.
На комфорт и благополучие ребёнка-олигофрена влияет адекватное отношение родителей, которые заботятся и уделяют ему должное количество внимания.
Также помогает наличие необходимого опыта у педагогов, понимающих как обращаться с особенными учениками, и толерантное общество (это как?) вокруг.
Почему дети становятся олигофренами
Причина около 80% заболевания — в нарушениях на генетическом уровне.
Классификация факторов, которые можно унаследовать от родителей:
Олигофрен – это еще и ребёнок, который развивался в утробе при заболеваниях матери и нарушениях беременности:
После рождения ребёнок может приобрести умственную отсталость до 3 лет, если получит черепно-мозговую травму. Или переболеет энцефалитом, менингитом (это что?).
Симптомы олигофрении у ребенка
Если у ребёнка лёгкая степень олигофрении, то почти невозможно это определить сразу после рождения.
Со временем становится более заметно, что ему сложно придерживаться распорядка дня, повторять и осваивать бытовые навыки.
В садике также плохо получаются несложные задания, ребенок быстро утомляется. Например, в 3 года не может сложить пирамидку, хотя это делают дети в 1-2 года с нормальным развитием. Трудности в контакте и общении со сверстниками.
Речь бедная, развивается с задержкой, потому что дети путают похожие буквы. Как следствие, неправильно пишут и произносят. Связи в области слухового и артикуляционного речевого аппаратов не формируются правильно.
Поскольку концентрация внимания значительно снижена, это затрудняет изучение любой информации и навыков.
Симптом похож на проявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности (что это?), где дети также даже не пытаются услышать взрослых, понять их указания. Потому что преобладают процессы возбуждения, и нет момента, когда останавливаются и погружаются в задание.
Кроме того, что внимание у ребенка-олигофрена и так страдает, ещё и объём его памяти значительно ограничен. Поэтому запомнить и воссоздать информацию очень сложно.
Детям трудно заучить небольшой кусочек текста, даже если несколько раз медленно его повторить. Не всегда могут уместно применить выученный материал в будущем.
Движения у ребенка с олигофренией вялые, неточные, поэтому страдает мелкая моторика, а с ней связано развитие почти всех когнитивных функций.
Поскольку соответствующие области головного мозга расположены рядом, и не стимулируют друг друга, как это происходит у здоровых детей. Это может влиять на невозможность следить за собой, и за гигиеной (это что?) в частности, в том числе и в более старшем возрасте.
Взаимодействие с предметами хаотичное. Малыш не может схватить небольшой объект целой ладонью либо пальцами. Поэтому письмо даётся с трудом даже при лёгком уровне олигофрении.
Ребёнка-олигофрена небезопасно оставлять в окружении незнакомых людей, поскольку они очень доверчивы, им легко внушить любое действие. Поэтому среди жертв насилия часто попадаются дети с умственной отсталостью.
Таких малышей часто называют «солнечными», поскольку они часто улыбаются, жизнерадостные и добрые. Даже если не могут высказать свои чувства словами, то обнимают и целуют.
Классификация умственной отсталости
Классификация, где фигурируют названия «дебильность», «имбецильность», «идиотия» — устарела. Поскольку люди начали использовать эти слова в повседневной жизни в качестве оскорблений.
Сейчас умственную отсталость обозначают с помощью уровня выраженности.
Овладение конкретными знаниями обеспечивает механическая память и склонность к подражанию. Но в учёбе они медлительны, отсутствует самостоятельность и желание что-то освоить. Почти нет абстрактного мышления (это как?), но речь находится на относительно высоком уровне.
Поведение часто импульсивное, сложно противиться своим влечениям. Хотя в детстве заметно отставание в развитии когнитивных и физических (ходьба, рефлексы) функций, к более взрослым годам разница со здоровым человеком становится не настолько заметна.
Некоторые дети могут отдельно назвать несколько букв, владеют простой арифметикой. При этом они трудно переключаются, несамостоятельные. Но способны себя обслужить, помыть посуду, убрать в своей комнате.
Эмоциональная сфера очень плоская, могут выразить только 2-3 вида настроения и чувств. Резко негативно реагируют, если приходится сменить привычную обстановку. Легко теряются в новой локации, поэтому им нужна постоянная опека.
Могут говорить только пару слов, или только звуки без осмысления речи. Иногда не отличают родителей от незнакомых людей. Не могут сами себя обслужить. Нередко им сложно жевать и глотать, поэтому приходится кормить жидкой едой или через капельницы.
Проявляют агрессию относительно себя – царапают, бьются головой об стену. Эмоции выражают с помощью крика разной тональности. Когда остаются наедине, могут просто сидеть и смотреть в одну точку, либо раскачиваться и размахивать руками.
Таким людям требуется постоянное наблюдение взрослых для поддержания жизнедеятельности.
Диагностика и возможные ошибки
При диагностике олигофрении изучают развитие всех сфер у ребёнка, как и когда формировались навыки. Специалист уточняет, есть ли психические заболевания у родственников, страдают ли родители алкоголизмом или наркоманией.
Не менее важна информация о том, как протекала беременность. Имела ли женщина инфекционные заболевания, какие медикаменты при этом употребляла, следила ли за сбалансированным питанием, были ли внешние негативные факторы. А также о том, как прошли роды.
Если возникло подозрение на олигофрению, проводят лабораторно-инструментальные исследования и тестирование. В ситуациях, где возможен наследственный фактор как причина умственной отсталости, проводят генетический анализ.
Олигофрению обязательно дифференцируют (это как?) с детской шизофренией (это что?), которая последнее время встречается намного чаще. Поскольку основной признак здесь — нарушение интеллекта.
Также пытаются разграничить с педагогической запущенностью, когда развитием ребёнка никто не занимался, и он был предоставлен сам себе.
Ухудшение когнитивных способностей детей может быть следствием тяжёлых соматических заболеваний (не психических). Организм ребёнка был слишком ослаблен, чтобы иметь возможность развивать мышление.
К тому же токсины болезни могли влиять на головной мозг. Но после лечения пациент всё наверстает, поэтому исключают олигофрению.
Лечение
Не существует таблеток, которые помогут полностью излечить ребёнка-олигофрена. Но есть средства, которые поспособствуют улучшению ситуации. Основная медикаментозная терапия направлена на причину олигофрении.
Если заболевание возникло из-за инфекции, применяют антибактериальные препараты и детоксикационные методы (например, капельницы). При гидроцефалии проводят хирургическое вмешательство.
Врач выписывает соответствующие лекарства от токсоплазмоза, врождённого сифилиса. При нарушении эндокринной системы – гормональные медикаменты. При энзимопатии – ферменты и диету.
Почти все пациенты дополнительно получают ноотропы – препараты, которые помогают улучшать память (это как?), внимание, активность мышления.
Вторая часть терапии, которая ведётся параллельно медикаментозной – постоянное занятие с ребёнком, вне зависимости от степени развития заболевания и причины.
С детьми могут заниматься как родители и родственники, так и специалисты в специальных учреждениях.
Дополнительные сеансы психотерапевта будут только полезны. Также можно вступить в группы мам и пап, которые делятся своим опытом и поддерживают друг друга.
Мама одного из таких детей вовремя заметила певческий талант дочери и после занятий с преподавателями вокала она теперь дает концерты (редко и с небольшим число слушателей).
Согласитесь, что это прекрасно.
Профилактика олигофрении у ребенка
Зная, кто такой олигофрен, стоит преждевременно заняться своим здоровьем и профилактикой, чтобы избежать последствий. Нужно исключить нахождение в области с радиоактивным излучением и химическими веществами, которые негативно влияют на репродуктивную систему.
Беременность должна быть запланированная. До этого времени женщине стоит проверить своё состояние и вылечить заболевания. Или же нормализовать показатели, если они хронические.
Основной акцент делается на эндокринной системе. Также нужно вовремя лечь в больницу на сохранение.
Чтобы избежать токсоплазмоза, в квартире должны быть только те животные, которые прошли обследование на паразитов, и не гуляют на улице.
Не употреблять вещества, которые негативно влияют не только на женщину, но и на плод. Придерживаться дозировки препаратов, которые можно принимать беременным.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
К сожалению, ничего не сказано о том, что олигофрению можно диагностировать по данным специального ЭЭГ-исследования — дисперсии альфа-ритма.
В отличие от всех этих тестов выполнение этого исследовния очень простое, а результаты не зависят ни от культурных, ни от языковых особенностей.
Кроме того, можно отдифференцировать олигофрению от шизофрении.
«раньше их совсем не брали в высшие учебные учреждения». А сейчас берут? Автор, вы о чем?
«Речь бедная, развивается с задержкой, потому что дети путают похожие буквы» Да ну? т.е. дело не в системных нарушениях развития, а всего лишь достаточно научить не путать буквы? А как буквы влияют на устную речь?
Вам бы получше изучить предмет, о котором решили писать.
Здравствуйте! Статью писал специалист (детский психолог) — это к вопросу о знании предмета. А касательно Вузов. Почем нет? Если ребенок набрал нужное количество баллов на ЕГЭ (хотя бы для поступления на платное). Есть Вузы, где важнее талант, чем острый ум.
О каком ЕГЭ может идти речь, если дети с лёгкой умственной отсталостью осваивают адаптированную программу, которая по уровню примерно равна уровню начальной школы? 44 года работаю с этой категорией детей и абсолютно в курсе их возможностей. Правда, есть категория недообследованных, и за родительские деньги они действительно могут закончить вуз. Вот только и работать за них родители будут?
Мой родственник имеет такой диагноз. Беременность была нормальной, а вот во время родов сестре вкололи препарат, который оставил родовую деятельность, ибо медперсоналу было некогда.
Ребенка выдавливали силой. Выписали, как здорового, а к 2 годам заметили отклонения, по итогу человек инвалид и ничего не докажешь. Вот так легко медики могут сломать жизнь человеку и не понести за это никакой ответственности.
Неприятно, что у нас такой серьёзный медицинский термин по сей день используется, как оскорбление.