аллитерация что это такое в литературе примеры

Аллитерация

Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.

На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»). [1]

Содержание

Примеры аллитераций в русской поэзии

Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.

И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то.

И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.

На диване
Надю Ваня

Папины дочки
Щёткины почки

Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала

Необычным примером аллитерации служит палиндром Айдына Ханмагомедова, где всего 5 согласных букв и одна из них повторяется 14 раз:

Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в око,
в око колоколов.

В зарубежной литературе

В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова, что является частным случаем литературного консонанса, где таковые согласные имеют повторение в любой части слова.

Пример аллитерации в зарубежной литературе: few flocked to the fight.

Пример литературного консонанса в зарубежной литературе: mammals named Sam.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть фото аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть картинку аллитерация что это такое в литературе примеры. Картинка про аллитерация что это такое в литературе примеры. Фото аллитерация что это такое в литературе примеры
аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть фото аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть картинку аллитерация что это такое в литературе примеры. Картинка про аллитерация что это такое в литературе примеры. Фото аллитерация что это такое в литературе примеры

Полезное

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

Аллитерация — в узком (лингвистическом) смысле особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или фонетической организации стиха); иначе говоря один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в … Литературная энциклопедия

АЛЛИТЕРАЦИЯ — (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Аллитерация — АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

Аллитерация — происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

аллитерация — и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

АЛЛИТЕРАЦИЯ — (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

АЛЛИТЕРАЦИЯ — АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

аллитерация — сущ., кол во синонимов: 1 • парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Аллитерация — (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Аллитерация и не только

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора оказываются согласные звуки»

В русской поэзии прием аллитерации использовали лишь некоторые поэты: Бальмонт («чуждый чарам черный челн»), Маяковский («Где роща ржуща ружей ржет»), Пушкин («НеВа вздуВалась и реВела, КотЛом КЛокоча и КЛубясь…»)

Итак, аллитерАция (лат. alliteratio – созвучие) есть повторение одинаковых согласных. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка.

Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» — буквально передают шорох.

А теперь от примеров из творчества великих перейдем к стихам авторов СТИХИ.РУ, участников конкурса «Мастер класс».

Мы, чтоб не было страшно, шутили все.
Шесть шакалов за нами шагали.
Шерсть щенков за ушами щетинилась.
Шустро шастали шайки шакальи.

Пик вершины шипом завершается.
А ущелья, как швы горных шапок.
Вниз, к подножьям, те швы расшиваются,
словно в шалостях вспороты шашкой.

Мы, шурша в окружающих шорохах,
шли и шли. Выше все и все дальше,
чтоб шумнуть на всю Горную Шорию
сверху шепотом, самым тишайшим.
(Павел Владыкин «В путешествие с шерпами …»)

Все стихотворение построено на повторе согласного звука Ш и хорошо тем, что здесь не просто игра словами (каламбур), а есть связный сюжет, поэтическое описание путешествия в горы, которое не только зримо, но и слышимо читателю.

До росных звезд звенели косы на заливных лугах покоса,
Качались в такт работе бусы, под тонкой блузкой – абрикосы.

А ночью отдых тих и краток, и как молочнейший початок,
Улыбки жемчуг мил и кроток, и поцелуй несмелый сладок.

Автор очень интересно обыграл аллитерирующее звучание внутренних рифм каждой строфы и, кроме того, использовал диссонансные рифмы, подробнее о которых вы можете прочитать в сборнике Ликбеза «Все о рифмах».

Дайте глоточек воздуха свежего,
таянья снежного
дайте глоточек!
Много не надо, отмерьте кусочек
отрезвляющей хладности.

Ти-и-шше, ти-и-шше – скучища ше-е-пчет,
Липкими лапами лакомство зата-а-лкивает
Ти-и-шше, сейчас будет ле-е-гче,
Ешь не спеша, да пома-а-лкивай…

Застит глаза мутной пеленой,
Угасает уголёчек тлеющий…
Кто это, кто стоит надо мной.
Дыханием теплым согрело лицо,
Скука, шипя, разжимает кольцо…
Ладонь жаркая на лоб леденеющий!

Пью жадно голосок звучный,
Трепетную радость бережно вбираю!
Мне уже лучше.
Пробило полночь.
Куда ты? А-а, понимаю –
Тебе со мной скучно…
Ах, скука! Сволочь.
(Владимир Ваш. «Скука или бал глазами принца. »)

Здесь с помощью аллитерации автор по всему стихотворению делает акцент на согласные звуки С и Ш, передавая этим самым особую значимость словам «Скука» и «Шепот», которые поработили лирического героя. Подбором слов, построением фраз он удивительно точно создает ощущение липкой и шепчущей в полной тишине паутины скуки. Удивительные стихи.

№4
в тёплом баре гитара так безбожно фонила.
льнуло облако к шее, наливаясь текилой.
плыло, липло, шептало, это было занятно.
я звонила … два раза …зАнято.

ты ведь сможешь простить. он совсем не мужчина
или может не он, чё-ёрт, на всё есть причина.
он/оно было нежно, прядь убрал возле глаза.
зАнято… я звонила… два раза.

пропади оно пропадом, мы поднялись на крышу.
связь исчезла с землёй, не кричи, не услышу.
он /оно поманили, я взошла и поплыла…
зАнято…я два раза… звонила.
(Елена Элентух «Облачный блюз»)

Здесь пример уже не аллитерации согласных звуков, а скорее намеренного подбора слов (звонила, текила, поплыла), а главное – использования тягучих женских рифм из глаголов, которые сами по себе создают ощущение ожидания, напряженной тоски, отчаяния лирической героини. Явно слышится «блюзовый» мотив всего стихотворения. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

И, наконец, последний пример, выполненный без явного использования приема аллитерации:

№5
ЖАР…
Что это мелькает? Птицы?
Зачем потолок кружится?
ЖАР…
Да прогоните же кошку!
Мне душно!
Откройте окошко!
ЖАР…

Как странно!
Летаю? Летаю….
Я умираю?
ЖАР…

Больно!
Горло! Кусает!
Что это?
Кто знает? Кто знает?
Пустите!
Я встану! Мне надо!
Воды!
Я горю, словно вата!
ЖАР…
Что это? Звон?
Звон! Звон.
Телефон?
Кто там? Кто пришёл?
Мама? Сын?
СОН… СОН… СОН… СОН…
(Евгения Ткалич. «Жар»)

Здесь нет акцента на повтор согласных звуков, вместо него сама форма написания передает то, что автор описывает – бредовое состояние больного: уходит его ясное сознание, а вместе с ним – разрушается строфа, пропадают четкие рифмы, стихотворение как будто бы само готово перейти в нерифмованный верлибр – в сон. И все это выполнено не по незнанию техники (автор – заслуженный мастер), а вполне целенаправленно.

По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Источник

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ский при­ём повто­ра соглас­ных зву­ков в худо­же­ствен­ной речи, уси­ли­ва­ю­щий её образ­ность и выра­зи­тель­ность.

Узнаем, что такое алли­те­ра­ция в поэ­ти­че­ской речи, каки­ми сред­ства­ми созда­ет­ся и для чего при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре.

Что такое аллитерация?

Художник сло­ва, созда­вая свое про­из­ве­де­ние, стре­мит­ся все­ми воз­мож­ны­ми лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми и сти­ле­вы­ми сред­ства­ми создать яркую образ­ную кар­ти­ну, воз­дей­ство­вать на ауди­то­рию чита­те­лей и вызвать опре­де­лен­ный отклик. Для это­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фигу­ры худо­же­ствен­ной речи.

Дополнительный мате­ри­алО смыс­ле лите­ра­ту­ро­вед­че­ско­го тер­ми­на «фигу­ра» узна­ем в ста­тье «Что такое эпи­фо­ра?».

Понятие фигу­ры вклю­ча­ет в себя син­так­си­че­ские и сти­ли­сти­че­ские кон­струк­ции, осно­ван­ные на повто­ре­нии отдель­ных зву­ков, слов, сою­зов, несу­щих основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в худо­же­ствен­ном тек­сте. Такой спо­соб выде­ле­ния слов назы­ва­ет­ся повто­ром.

Повторы могут быть обра­зо­ва­ны повто­ре­ни­ем зву­ков раз­лич­ных кате­го­рий — соглас­ных и глас­ных или их соче­та­ни­ем. Если худож­ни­ком сло­ва в тек­сте поэ­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния наме­рен­но исполь­зу­ет­ся повтор отдель­ных соглас­ных зву­ков или их соче­та­ний, тогда речь идет об алли­те­ра­ции. Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра поэ­ти­че­ской речи.

ОпределениеАллитерация — повтор соглас­но­го или груп­пы соглас­ных с целью уси­ле­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Аллитерация рож­да­ет осо­бые фоне­ти­че­ские эффек­ты в худо­же­ствен­ном тек­сте, что уси­ли­ва­ет его образ­ность и созда­ёт яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля от нари­со­ван­ной поэ­ти­че­ской кар­ти­ны.

Например, чита­ем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снеж­но­го шума.

Повтор сви­стя­ще­го соглас­но­го зву­ка [с] в пер­вой стро­ке рож­да­ет ими­та­цию сви­ста зим­не­го холод­но­го вет­ра. Во вто­рой стро­ке сти­ха повто­ря­ет­ся шипя­щий соглас­ный [ш], кото­рый при­зван создать у чита­те­ля яркое впе­чат­ле­ние шеле­ста быст­ро пада­ю­ще­го сне­га или сте­лю­щей­ся позем­ки, густой мете­ли.

аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть фото аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть картинку аллитерация что это такое в литературе примеры. Картинка про аллитерация что это такое в литературе примеры. Фото аллитерация что это такое в литературе примеры

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их и созда­вая осо­бый эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клоко­ча и клубясь…

Подобна лилии кры­ла­той,
Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное зна­че­ние.

Бей, бара­бан!
Барабан, бара­бань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Читая эти стро­ки, мы как буд­то в самом деле слы­шим бара­бан­ную дробь. Этого эффек­та поэт дости­га­ет повто­ре­ни­ем зву­ков «б» и «р», с помо­щью кото­рых он дости­га­ет ими­та­ции бара­бан­но­го боя.

Били копы­та,
Пели буд­то:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.

В сто сорок солнц закат пылал…

Я сра­зу сма­зал кар­ту буд­ня,
плес­нув­ши крас­ку из ста­ка­на,
я пока­зал на блю­де студ­ня
косые ску­лы оке­а­на.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и про­чтем:

Город во мгле засы­па­ет,
Серп сереб­ри­стый воз­ник,
Звездами снег осы­па­ет
Твой ворот­ник.

Здесь у каж­до­го мысль дво­я­кая,
Здесь, ездок, торо­пи коня.
Мы прой­дем, кошель­ком не звя­кая
И брас­ле­та­ми не зве­ня.

Ресницы, рес­ни­цы,
скло­нен­ные ниц.
Стыдливостью рес­ниц
Затменные — солн­це в вен­це стрел!

А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болот­ной глу­ши
Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камы­ши.

Ветер, Взморье. Вздохи вет­ра.
Величавый воз­глас волн.
Буря близ­ко. В берег бьёт­ся
Чуждый чарам чер­ный челн.

Источник

«Аллитерация» – любимый поэтический приём

Поэты используют приём аллитерации, чтобы придать своему произведению яркость и образность наряду с другими приёмами и средствами выразительности. С этой целью используются не только лексические средства, к ним подключаются синтаксис и стилистика.

Аллитерация сразу обращает на себя внимание, так как говорит о звуковом составе стихотворения. Создать произведение, соблюдая правила данной фигуры речи, требует навыков и умений. Существует риск не вписаться в законы аллитерации, о которых поговорим дальше.

Выразительности речи поможет аллитерация

«Каким образом?» — спросите вы. Действительно, мы говорим о согласных звуках, так при чём здесь предложения и тексты? Не следует забывать, что именно звуки являются мельчайшими единицами, из которых складываются слова, а в конечном счёте — текст.

На помощь должна приходить аллитерация – повтор согласных звуков для усиления выразительности речи произведения. Конкретные примеры будут содействовать доказательству этого высказывания.

Образность приёма

Иногда звукоподражание, использующееся в аллитерации, создают яркую картину явления или события. В качестве яркого примера хочется привести отрывок, автором которого является Ф. И. Тютчев:

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Звуки (р и г) помогут читателю ощутить, как где-то вдали уже надвигается что-то ужасное, и уже совсем рядом раздаётся грохот грома. Эти орфоэпические тонкости помогают поэту создать яркую картину весны и частого природного явления в это время года. Невозможно не заметить повторов указанных выше согласных звуков.

Эти звуки любят многие авторы. Можно вспомнить стихотворение Г. Р. Державина «Водопад»:

Как гром, гремящий по громам».

Примеры аллитерации

Таким образом, данный приём создаёт фонетический эффект шумов, свиста, крика. Это помогает читателю точнее представить ситуацию, описанную автором в произведении. Воссоздать ту обстановку, в которой живёт и действует литературный герой.

Сергей Есенин мастерски использовал этот фонетический приём. Чтобы не быть голословными, можем подтвердить своё утверждение такими строками:

В шёлковом шелесте снежного шума».

В этом примере чётко слышен свист ветра зимой с шелестом снега, падающего на землю.

Владимир Маяковский в своём стихотворении столько раз употребил звук (б), чтобы читатель явственно услышал барабанную дробь:

Ещё интересное про аллитерацию

Где используется данный приём, кроме поэзии? Мы знаем, что проза не изобилует этой фигурой речи, а вот скороговорки, пословицы и поговорки очень часто пользуются аллитерацией, потому что она позволяет их лёгкому запоминанию. Для рекламодателя самое главное – отложить в памяти потенциального покупателя название своего продукта: «Ваша киска купила бы “Вискас”» и другое.

Скороговорки используют аллитерацию для того, чтобы обратить внимание на тот звук, который плохо выговаривает человек: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».

Аллитерация в переводе с латинского означает «буква». Эти буквы часто повторяются в поговорках: «Тише едешь – дальше будешь». В этом случае рекомендация ехать с меньшей скоростью выражается в звуке (ш). Из-за использованного приёма поговорки становятся выразительными.

аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть фото аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть картинку аллитерация что это такое в литературе примеры. Картинка про аллитерация что это такое в литературе примеры. Фото аллитерация что это такое в литературе примерыПортрет русского поэта Маяковского Владимира Владимировича

Размещение аллитерации по тексту

Аллитерация иногда разбрасывается автором по всему тексту произведения. Её можно найти и в словах, которые идут следом друг за другом. Для примера снова стоит внимательно изучить одно из поэтических произведений А. А. Фета:

Жизнью свежей дышит степь,

И курганов зеленеет

Аллитерация – это самый древний приём выразительности речи. Об этом можно судить, если внимательно изучить «Слово о полку Игореве». Оно пришло к нам с Древней Руси, даже неизвестен его автор. Одной фразы будет достаточно, чтобы понять, как часто повторяющиеся звуки (в тексте они выделены) передают тревогу от приближающейся войны: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле».

Значит, исходя из всего вышесказанного об аллитерации, можно заявить, что эта фигура речи достойна изучения и употребления в своей речи.

Источник

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ский при­ём повто­ра соглас­ных зву­ков в худо­же­ствен­ной речи, уси­ли­ва­ю­щий её образ­ность и выразительность.

Узнаем, что такое алли­те­ра­ция в поэ­ти­че­ской речи, каки­ми сред­ства­ми созда­ет­ся и для чего при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной литературе.

Что такое аллитерация?

Художник сло­ва, созда­вая свое про­из­ве­де­ние, стре­мит­ся все­ми воз­мож­ны­ми лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми и сти­ле­вы­ми сред­ства­ми создать яркую образ­ную кар­ти­ну, воз­дей­ство­вать на ауди­то­рию чита­те­лей и вызвать опре­де­лен­ный отклик. Для это­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фигу­ры худо­же­ствен­ной речи.

Понятие фигу­ры вклю­ча­ет в себя син­так­си­че­ские и сти­ли­сти­че­ские кон­струк­ции, осно­ван­ные на повто­ре­нии отдель­ных зву­ков, слов, сою­зов, несу­щих основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в худо­же­ствен­ном тек­сте. Такой спо­соб выде­ле­ния слов назы­ва­ет­ся повто­ром.

Повторы могут быть обра­зо­ва­ны повто­ре­ни­ем зву­ков раз­лич­ных кате­го­рий — соглас­ных и глас­ных или их соче­та­ни­ем. Если худож­ни­ком сло­ва в тек­сте поэ­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния наме­рен­но исполь­зу­ет­ся повтор отдель­ных соглас­ных зву­ков или их соче­та­ний, тогда речь идет об алли­те­ра­ции. Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра поэ­ти­че­ской речи.

Аллитерация, как один из спо­со­бов зву­ко­вой орга­ни­за­ции речи, рож­да­ет осо­бые фоне­ти­че­ские эффек­ты в худо­же­ствен­ном тек­сте, что уси­ли­ва­ет его образ­ность и созда­ёт яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля от нари­со­ван­ной поэ­ти­че­ской кар­ти­ны. Слова, свя­зан­ные алли­те­ра­ци­ей, при про­из­но­ше­нии выде­ля­ют­ся а рече­вом пото­ке и при­об­ре­та­ют осо­бую зву­ко­вую и инто­на­ци­он­ную значимость.

Например, чита­ем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снеж­но­го шума.

Повтор сви­стя­ще­го соглас­но­го зву­ка [с] в пер­вой стро­ке рож­да­ет ими­та­цию сви­ста зим­не­го холод­но­го вет­ра. Во вто­рой стро­ке сти­ха повто­ря­ет­ся шипя­щий соглас­ный [ш], кото­рый при­зван создать у чита­те­ля яркое впе­чат­ле­ние шеле­ста быст­ро пада­ю­ще­го сне­га или сте­лю­щей­ся позем­ки, густой метели.

аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть фото аллитерация что это такое в литературе примеры. Смотреть картинку аллитерация что это такое в литературе примеры. Картинка про аллитерация что это такое в литературе примеры. Фото аллитерация что это такое в литературе примеры

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их в пото­ке речи и созда­вая осо­бый зву­ко­вой эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клоко­ча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное значение.

Читая эти стро­ки, мы как буд­то в самом деле слы­шим чёт­кую бара­бан­ную дробь. Этого эффек­та поэт доби­ва­ет­ся повто­ре­ни­ем звон­ких соглас­ных зву­ков «б» и «р», с помо­щью кото­рых он дости­га­ет ими­та­ции бара­бан­но­го боя.

В сто сорок солнц закат пылал…

Я сра­зу сма­зал кар­ту будня,
плес­нув­ши крас­ку из стакана;
я пока­зал на блю­де студня
косые ску­лы океана.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и прочтем:

Город во мгле засыпает,
Серп сереб­ри­стый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.

Здесь у каж­до­го мысль двоякая,
Здесь, ездок, торо­пи коня.
Мы прой­дем, кошель­ком не звякая
И брас­ле­та­ми не звеня.

Ресницы, рес­ни­цы,
скло­нен­ные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солн­це в вен­це стрел!

А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болот­ной глуши
Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камыши.

Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый воз­глас волн.
Буря близ­ко. В берег бьётся
Чуждый чарам чер­ный челн.

Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *