аллоцировать что это значит простыми словами
Аллокация затрат на ИТ – есть ли справедливость?
Полагаю, что все из нас ходят с друзьями или коллегами в ресторан. И после веселого времяпрепровождения официант приносит чек. Дальше вопрос может решаться несколькими способами:
А теперь давайте представим, что мы веселились в ресторане в Китае, и чек принесли на китайском. Все, что там понятно, это сумма. Хотя у некоторых может возникнуть подозрение, что это вовсе не сумма, а текущая дата. Или, предположим, дело происходит в Израиле. Там читают справа-налево, а как пишут цифры? Кто сможет ответить без Гугла?
Зачем аллокация нужна ИТ и бизнесу
Итак, департамент ИТ предоставляет сервисы всем подразделениям компании, фактически продает свои услуги бизнес-подразделениям. И, хотя формальных финансовых отношений между подразделениями внутри компании может не быть, каждое бизнес-подразделение должно как минимум понимать, сколько оно тратит на ИТ, во сколько обходится запуск новых продуктов, тестирование новых инициатив и т.д. Очевидно, что за модернизацию и расширение инфраструктуры платит не мифический «модернизатор, покровитель системных интеграторов и производителей оборудования», а бизнес, который должен понимать эффективность этих затрат.
Бизнес-подразделения различаются по численности, а также «интенсивности» использования ИТ-ресурсов. Таким образом, делить затраты на модернизацию ИТ-инфраструктуры поровну между подразделениями — это тот самый второй способ со всеми его минусами. «Справедливый» способ в данном случае более предпочтителен, но он слишком трудозатратный. Наиболее оптимальным вариантом выглядит «квазисправедливый» вариант, когда затраты аллоцируются не до копейки, а с какой-то разумной точностью, так же, как и мы в школьной геометрии используем число π как 3,14, а не всю последовательность чисел после запятой.
Для бизнеса аллокация — это возможность заранее понимать стоимость ИТ-сервисов. Любое бизнес-требование оценивается не как увеличение общего бюджета на ИТ на столько-то процентов, а определяется как сумма за конкретное требование или сервис.
Реальный кейс
Ключевая «боль» ИТ-директора крупной компании заключалась в том, что надо было понять, как распределить затраты между бизнес-подразделениями и предложить участие в развитии ИТ пропорционально потреблению.
В качестве решения мы разработали калькулятор ИТ-сервисов, который смог распределять общие ИТ-затраты сначала на ИТ-сервисы, а затем и на бизнес-подразделения.
Задачи на самом деле две: посчитать стоимость ИТ-сервиса и распределить затраты между бизнес-подразделениями, использующими этот сервис, согласно определенным драйверам («квазисправедливый» способ).
На первый взгляд, это может выглядеть просто, если с самого начала ИТ-сервисы были должным образом описаны, информация занесена в базу конфигураций CMDB и систему управления ИТ-активами ITAM, были построены ресурсно-сервисные модели и разработан каталог ИТ-сервисов. Действительно, в таком случае для любого ИТ-сервиса можно определить, какие ресурсы он использует и сколько эти ресурсы стоят с учетом амортизации. Но мы имеем дело с обычным российским бизнесом, и это накладывает некоторые ограничения. Так, CMDB и ITAM отсутствуют, есть только каталог ИТ-сервисов. Каждый ИТ-сервис в общем случае представляет собой информационную систему, доступ к ней, поддержку пользователей и т.д. ИТ-сервис использует инфраструктурные сервисы типа «Сервер БД», «Сервер приложений», «Система хранения данных», «Сеть передачи данных» и др. Соответственно, для решения поставленных задач необходимо:
Рассмотрим для примера проект по модернизации инфраструктуры SAP. В рамках проекта закупается оборудование и лицензии, проводятся работы при помощи системного интегратора. При закрытии проекта менеджер должен оформить бумаги, чтобы оборудование по бухгалтерскому учету попало в основные средства, лицензии — в нематериальные активы, а прочие работы по проектированию, пуско-наладке были списаны как расходы будущих периодов. Проблема номер один: при оформлении в основные средства бухгалтеру заказчика все равно, как это будет называться. Поэтому в основных средствах мы получаем актив «UpgradeSAPandMigration». Если же в рамках проекта проводилась модернизации дискового массива, который к SAP не имеет никакого отношения, это дополнительно усложняет поиск стоимости и дальнейшей аллокации. Фактически, за активом «UpgradeSAPandMigration» может скрываться какое угодно оборудование, и чем больше прошло времени, тем сложнее понять, что же там покупалось на самом деле.
Аналогично и с нематериальными активами, которые имеют значительно более сложную формулу расчета. Дополнительную сложность добавляет то, что момент запуска оборудования и постановки его на баланс могут отличаться примерно на год. Плюс ко всему амортизация – 5 лет, но по факту оборудование может работать больше или меньше, в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, рассчитать стоимость ИТ-сервисов со 100% точностью теоретически возможно, но практически — это занятие долгое и довольно бессмысленное. Поэтому мы выбрали более простой способ: затраты, которые можно легко отнести к какому-либо инфраструктурному или ИТ- сервису, относить сразу к соответствующему сервису. Остальные затраты распределить между ИТ-сервисами согласно определенным правилам. Это позволит получить точность примерно 85%, чего вполне достаточно.
На первом этапе для распределения затрат на инфраструктурные сервисы используются финансовые и бухгалтерские отчеты по ИТ-проектам и «здравый волюнтаризм» в тех случаях, когда отнести затраты к какому-либо инфраструктурному сервису не представляется возможным. Затраты относятся либо сразу к ИТ-сервисам, либо к инфраструктурным сервисам. В результате распределения годовых затрат мы получаем сумму расходов по каждому инфраструктурному сервису.
На втором этапе определяются коэффициенты распределения между ИТ- сервисами для таких инфраструктурных сервисов, как «Сервер приложения», «Сервер базы данных», «СХД» и т.д. Часть инфраструктурных сервисов, например, «Рабочие места», «Wi-Fi доступ», «Видеоконференцсвязь» не распределяются между ИТ-сервисами и аллоцируются на бизнес- подразделения напрямую.
На этом этапе начинается самое интересное. В качестве примера рассмотрим такой инфраструктурный сервис как «Серверы приложений». Он присутствует практически в каждом ИТ-сервисе, при этом в двух архитектурах, с виртуализацией и без, с резервированием и без. Самым простым путем является аллокация затрат пропорционально используемым ядрам. Чтобы считать в «одинаковых попугаях» и не путать физические ядра с виртуальными, с учетом переподписки принимаем, что одно физическое ядро приравнивается к трем виртуальным. Тогда формула распределения затрат инфраструктурного сервиса «Сервер приложений» для каждого ИТ-сервиса будет выглядеть так:
,
где Рсп – общая стоимость инфраструктурного сервиса «Серверы приложений», а Кх86 и Кр – коэффициенты, обозначающие долю серверов х86 и Р-series.
Коэффициенты определяются эмпирическим путем на основании анализа ИТ-инфраструктуры. Стоимость кластерного ПО, ПО виртуализации, операционных систем и прикладного ПО рассчитывается как отдельные инфраструктурные сервисы.
Возьмем пример посложнее. Инфраструктурный сервис «Серверы баз данных». В него зашиты затраты на «железо» и затраты на лицензии БД. Таким образом, стоимость оборудования и лицензий можно выразить в формуле:
где РHW и РLIC – это общая стоимость оборудования и общая стоимость лицензий БД соответственно, а КHW и КLIC – это эмпирические коэффициенты, определяющие долю затрат на «железо» и лицензии.
Далее с «железом» аналогично предыдущему примеру, а с лицензиями дело обстоит немного сложнее. В ландшафте компании может использоваться несколько различных видов баз данных, например, Oracle, MSSQL, Postgres и т.д. Таким образом, формула для расчета аллокации конкретной базы данных, например, MSSQL, к конкретному сервису выглядит так:
где KMSSQL – это коэффициент, определяющий долю этой базы данных в ИТ- ландшафте компании.
Еще сложнее обстоит дело с расчетом и аллокацией системы хранения данных с разными производителями массивов и разными типами дисков. Но описание этой части — тема для отдельного поста.
Что в итоге?
По итогу такого упражнения может получиться Excel-калькулятор либо средство автоматизации. Все зависит от зрелости компании, запущенных процессов, внедренных решений и желания руководства. Такой калькулятор или средство визуального представления данных помогает правильно распределять затраты между бизнес-подразделениями, показывать, как и на что распределяется ИТ-бюджет. Этот же инструмент может легко продемонстрировать, как улучшение надежности сервиса (резервирование) увеличивает его стоимость, причем не на стоимость сервера, а с учетом всех сопутствующих расходов. Это позволяет бизнесу и ИТ-директору «играть на одной доске» по одним и тем же правилам. При планировании новых продуктов можно заранее посчитать стоимость и оценить целесообразность.
Игорь Тюкачев, консультант «Инфосистемы Джет»
Аллокация
Аллокация А. Неординарные методы достижения цели.
Б. Распределение продукции и производственных мощностей в пространстве рынка.
Смотреть что такое «Аллокация» в других словарях:
АЛЛОКАЦИЯ — (ново лат.). Признание правильности добавления к счету, последовавшего уже после подачи его. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛЛОКАЦИЯ новолат. Признание правильности требования, заявленного после… … Словарь иностранных слов русского языка
аллокация — сущ., кол во синонимов: 1 • ассигнование (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
АЛЛОКАЦИЯ — (от лат. ad около, при и locatio размещение) англ. allocation; нем. Allokation. 1. В политической экономии распределение скудных ресурсов в соответствии с заданными целями. см. МОНОПОЛИЯ, ЦЕНА. 2. В социологии а) макросистемный механизм… … Энциклопедия социологии
аллокация — и, ж. allocation f. Так называется прибавка какой либо статьи после подачи счета, которая при заключении его утверждается. Вавилов 1856 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Аллокация — экон. определенное распределение благ между индивидами или факторов производства между отраслями … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
АЛЛОКАЦИЯ — (от лат. ad около, при и locatio размещение) англ. allocation; нем. Allokation. 1. В политической экономии распределение скудных ресурсов в соответствии с заданными целями. См. МОНОПОЛИЯ, ЦЕНА. 2. В социологии а) макросистемный механизм… … Толковый словарь по социологии
Аллокация “безупречная” — экон. эффективная по Парето и признаваемая справедливой всеми членами общества аллокация … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Аллокация Парето-эффективная — экон. см. Парето эффективное состояние экономики … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Экономическая система — (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия
Первичное публичное предложение — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Первичное публичное предложение, первичное публичное ра … Википедия
Что такое аллокация, ее различные виды и что учитывать во время инвестирования на этапе IPO?
Оглавление:
Что такое аллокация и виды
Распределение денег сопровождает как микро, так и глобальную экономику. Рассмотрю вместе с вами такие виды аллокации:
А когда речь заходит о первичном размещении акций, в частности, на иностранных биржах, без брокеров IPO не обойтись. Да и в повседневной жизни мы сталкиваемся с этим понятием, например, аллокация расходов или доходов. В первом случае это «расставление приоритетов» куда потратить средства:
Банковская аллокация
Это распределение активов и трат таким образом, чтобы банковская система или определенная финансовая организация процветала и приносила прибыль. Распределение «по полочкам» позволяет банку выдавать кредиты, оформлять депозиты и даже самому брать или давать займы другим компаниям. Для этого используются современные методики, хотя ранее все расчеты и учет ввелись исключительно в ручном режиме. Сегодня, в частности, применяется корпоративное хранилище данных (Data Warehouse, DWH) и средства бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Распределение также проводится с целью контроля косвенных затратов и создания системы мотивации менеджеров.
Аллокация при инвестировании
Довольно ярким примером грамотной аллокации является распределение активов в несколько инструментов с учетом таких показателей:
Аллокация позволяет формировать максимально защищенный, активный портфель, устойчивый к просадкам или потерям в одном инструменте. Довольно часто распределение используется во время участия в первичном выходе акций на биржевой рынок.
Аллокация при IPO
Довольно часто аллокация в IPO показывается на одном простом примере. Сумма вашей заявки была 5 тысяч долларов, но вы купили акций всего на 1000$. Разница средств будет зачислена на ваш брокерский счет после «разморозки». В этом случае показатель аллокации составил 20% В минувшем году наблюдался настоящий бум по показателям заявок для IPO и фактическим количеством первичных размещений акций. Предлагаю посмотреть и проанализировать ситуацию на рынках.
Ключевые показатели IPO за 2020 год
От чего зависит
Брокеры в личном кабинете предлагают приблизительный расчет аллокации в зависимости от этих двух показателей.
Варианты распределения
Предлагаю обратить внимание на 2 различных варианта аллокации при первичном размещении, поскольку каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Что надо знать при участии в IPO
Некоторые брокеры предлагают рекомендации, как увеличить аллокацию, например, уже известный нам Фридом Финанс. Это правила можно логично объединить в 5 ключевых моментов:
Это логично, поскольку, работает правило, как в поговорке «каждый кулик свое болото хвалит». Помня о важных аспектах во время первичного размещения акций, можно получить весомую прибыль. Среди ключевых и проверенных характеристик процесса, такие:
Иногда аллокация имеет место и во время покупки фьючерсов на товар или акции, которые весьма популярны. А о том, что такое фьючерсы, какие их виды существуют, можно узнать из материала на www.gq-blog.com.
Аллоцировать что это значит простыми словами
В 1950-е годы 25-летний Гарри Марковиц, который на тот момент только закончил вуз, математически доказал, что составление портфеля – это более надежный способ получения доходности. Позже с коллегами, которые продолжили его теорию, Марковиц получил Нобелевскую премию. Во главу портфельного подхода всегда ставится финансовая цель.
Основные моменты онлайн-дискуссии, посвященной аллокации активов в портфеле миллионера.
Тема неравенства волнует многих политиков и экономистов во всем мире. Оно сильно увеличивается. Если мы посмотрим, как растет капитал самых состоятельных людей на земле, то увидим, что их пропорция в общем благосостоянии населения увеличивается. Это объяснимо следующим: чем более высокими становятся технологии, чем более автоматизированным становится производство, тем более ценится талант и навыки. На этом богатые богатеют. Скорость роста капитала самых состоятельных увеличивается с каждым годом.
Если посмотреть на усредненный портфель миллионера, который составили аналитики Knight Frank, то мы заметим, что большая часть активов заинвестирована. Около 40% капитала инвестируется в акции и облигации, 27% – в недвижимость, денежные средства составляют 11% (в развивающихся странах кэша больше, в развитых – меньше), 8% – прямые инвестиции. Совсем маленькую долю в активах занимают драгоценные металлы, предметы коллекционирования и криптовалюты.
Следующая стадия портфельного подхода – это risk parity. Одним из первых основателей этого подхода был фонд BridgeWater. В 1996 году они запустили продукт под названием All weather, в котором сделали простую вещь: они захотели сделать устойчивым результат портфеля на длинном горизонте, чтобы он меньше зависел от рыночных факторов. Суть подхода заключается в том, чтобы достичь пропорции портфеля в зависимости от исторической волатильности, доходности и скореллированности активов. Они разделили рыночные ожидания на четыре категории: когда есть экономический рост, когда его нет, на инфляцию и ее отсутствие. В одном квадрате – те классы активов, которые себя хорошо ведут, когда идет экономический рост; во втором квадрате – те, которые себя хорошо чувствуют, когда экономического роста нет, но есть рецессия, как, например, сейчас; в третьем квадрате – те активы, которым хорошо при инфляции; в четвертом – те классы, которые себя хорошо ведут, когда инфляции нет. Разделив все активы на классы, они поняли, что корреляция между ними всеми разная, и составили портфель. Волатильность и риск стратегии значительно уменьшились, при этом доходность стала почти равна доходности акций.
Если мы говорим про типичный подход, какие активы в нем присутствуют, то здесь все достаточно просто. Этот портфель разбит на несколько классов ликвидных активов: облигации, акции, природные ресурсы. То, что используется в портфеле сейчас, – это в основном акции (в основном американские бумаги, но есть и развивающиеся рынки), облигации (с высокой и меньшей дюрацией). Балансируется портфель так: добавляется доля того актива, который просел.
Более половины фонда Йельского университета сконцентрировано в том классе активов, который недоступен простым людям – это хедж-фонды, прямые и венчурные инвестиции. Это основной вывод, который можно сделать, анализируя портфели миллионеров: помимо диверсификации, им доступны инструменты, которыми не может пользоваться большинство. Доходность эндаумент-фонда Йельского университета стала более устойчивой благодаря такому подходу. У этого фонда фантастическая доходность – примерно 15% годовых. Это означает, что за 10 лет ваши активы вырастают в 4 раза, за 15 лет – в 8 раз, за 20 лет – в 16 раз, за 35 лет, то есть за то время, что Дэвид Свенсон управляет им (если бы из него не не изымали деньги на нужды университета), – в 133 раза.
Мы постепенно идем к тому, что недоступные для большинства инвесторов продукты станут с развитием технологий более доступны широкому кругу лиц. Рынки увеличиваются, увеличиваются их возможности. Инвестируя в закрытые продукты, нужно смотреть не на потенциальную доходность, а на риск.
Чем дальше горизонт инвестирования, тем более рискованный и менее ликвидный продукт вы можете себе позволить. Таким образом, вы увеличиваете свою доходность. Подходя к составлению портфеля, нужно опираться на тот риск, который вами приемлем, и на тот горизонт, который вы для себя выбираете. Чем длиннее горизонт, тем более рискованный класс активов вы должны выбирать и более высокую долю доходности вы получите. Почему? На более длинном горизонте более рисковые активы ведут себя гораздо лучше.
Большинство новичков-инвесторов в момент, когда становится страшно, пытаются уйти в безопасность. В конечном счете, они приходят к одной и той же ошибке. У всех инвесторов – у частных и у институциональных – покупки идут, когда дорого, а продажи, когда дешево. А хочется обратного – купить дешево, продать дорого. Если вы придерживаетесь портфельного подхода, какой-то системы, не вносите в нее больших корректив, то в большинстве случаев она срабатывает так, как нужно: покупает тогда, когда нужно покупать дешевле, и продает тогда, когда нужно продавать дороже. Таким образом, она меняет эту долю, например, увеличивает долю акций во время просадки и снижает долю облигаций в этот момент времени, уменьшает долю акций в момент роста и увеличивает долю облигаций.
Самая большая ошибка инвестирования идет из фразы «не складывайте все яйца в одну корзину». Большинство людей думают, что портфель с 30 видами разных акций или с большим количеством разных облигаций диверсифицирован. Но это не так. Если рынок упал на 30%, то портфель, условно, из 30 разных акций упадет примерно на такую же величину. К нему нужно добавлять другие классы активов. Например, облигации, золото, сырье, или, если есть возможность, хедж-фонды или венчурные инвестиции.
Как поймать дно? Я не видел ни одной истории, когда люди уверенно бы ловили дно. Как правило, его получается поймать чуть-чуть раньше и проехаться вниз или поймать чуть позже, после того, как дно было пройдено, поймать нижнюю точку в большинстве случаев невозможно.
В современном мире самое главное то, что отличает людей, которые увеличивают свое благосостояние от тех, кто его не увеличивает, – это привычка инвестировать. В скором времени не останется другого способа накапливать капитал, кроме как инвестировать. Сейчас, например, храня деньги в долларах, вы теряете 2% в год. Это инфляция. Важно постоянно инвестировать, важно постоянно на что-то смотреть, куда-то вкладывать деньги.
Диверсификация – это залог устойчивого роста. Основная цель диверсификации – это получить устойчивый рост, чтобы он был как можно более устойчивым и как можно менее волатильным, чтобы любая просадка активов не была смертельной.
Основа портфеля – это тот риск инвестора, который он на себя принимает. Люди всегда думают, что они консервативны, при этом всегда выбирают ту инвестицию, у которой большая доходность. Лучше совершать инвестиции, отталкиваясь от своего риска, и постоянно задавать себе вопрос: «Сколько денег я готов потерять?»
Просадок и падений стоимости активов не избежать. Можно что-то прогнозировать и угадывать, но рано или поздно настанет момент, когда просадка рынка случится. Но ее можно существенно уменьшить правильной аллокацией активов.
Финансовая сфера
Аллокация расходов — одна из ключевых задач финансового департамента банка. Ее решение позволяет объективно оценивать эффективность бизнес-подразделений, а также создает основу для детального учета финансовых результатов и оптимизации деятельности компании
Аллокация расходов, то есть их распределение по подразделениям, в том или ином виде присутствует в любом банке. Однако многое зависит от того, насколько детально производится это распределение. Чем точнее аллокация, тем больше у банка возможностей оценить эффективность конкретного подразделения, проекта или продукта.
Особенно актуальна эта задача для крупных, регионально распределенных банков. В таких организациях разнесение затрат по подразделениям и различным видам деятельности без специализированного промышленного решения становится не просто затруднительным, а практически невыполнимым.
Выбираем инструменты
«Энвижн Груп» предлагает решать указанную задачу на базе корпоративного хранилища данных (Data Warehouse, DWH) и средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Ключевым элементом методики является создание так называемых драйверов аллокации — правил, позволяющих распределять расходы более высокого уровня учета на объекты более низкого уровня. Основные достоинства данного подхода — гибкая настройка правил и быстрое распределение расходов по большому числу объектов. Таким образом, вырабатывается целостная картина, которая позволяет не просто относить затраты к?территориальному подразделению, а?доходить до фактического источника, вплоть до определенного менеджера.
Важным качеством решения является также лояльность к изменениям самой структуры внутреннего учета. Целостность учета обеспечивается за счет транзакционного характера оформления изменений: каждый переход на новую структуру оформляется путем внутренних транзакций с полноценным набором реквизитов учета.
Решение по аллокации является логической частью комплексного решения, которое позволяет двигаться по структуре внутреннего учета как вверх — агрегировать финансовые результаты, так и вниз — аллоцировать расходы. Такое комплексное решение можно реализовать на любой из имеющихся технологических платформ — Oracle, SAP, SAS и др.
В модели аллокации было заложено 16 этапов каскадного распределения, на каждом из которых суммы обезличивались
Показательным примером успешной аллокации затрат может служить проект в группе ВТБ и банке ВТБ24.
Предыстория проекта
Решение задачи в банке ВТБ24 началось в?2008 году, когда методологическое подразделение финансового департамента разработало и утвердило первую методику аллокации. Она позволяла распределить косвенные расходы по двум большим объектам — продуктам и бизнес-подразделениям банка. Это же подразделение собственными силами реализовало разработанную методику на базе Microsoft Excel и Access.
В 2010 году задача перешла в ведение отчетного подразделения, и методика изменилась. Перенос расчетной модели в систему Oracle сократил время расчета от двух дней до полутора часов, в т.ч. благодаря оптимизации обмена данными. К сожалению, у нового решения нашлись свои ограничения. В модели аллокации было заложено 16 этапов каскадного распределения, на каждом из которых суммы обезличивались. Для того чтобы понять, за счет чего и по какому алгоритму аллоцировались расходы, необходимо было воссоздать всю сквозную цепочку распределения. Такой подход не оставлял времени на развитие системы и препятствовал прозрачному представлению образования себестоимости рассматриваемых процессов и продуктов.
Новая стратегия — новое решение
В конце 2010 года банк принял решение о переводе аллокации на промышленную платформу. Помимо вышеназванных ограничений, поводом послужил также переход ВТБ24 на клиентоориентированную стратегию. Она подразумевает, с одной стороны, знание клиентов и их потребностей, а с другой — понимание прибыльности каждого клиентского сегмента и каждого клиента в отдельности. Банк находился на стадии развития, когда оптимизация внутренних процессов и увеличение их эффективности стали необходимыми условиями дальнейшего роста прибыльности бизнеса. Аллокация расходов на базе промышленной платформы позволила выделить процессы и их себестоимость и получить показатели, необходимые для анализа и принятия решений.
Благодаря внедрению SAS Activity Based Management (ABM) бизнес-подразделения получили инструмент, с помощью которого они могут самостоятельно, без участия финансового департамента и ИТ-специалистов, видеть, как распределяются затраты, насколько эффективны банковские процессы, есть ли в них потенциал оптимизации. Такой подход породил постоянное активное обсуждение методики отнесения затрат, технического расчета, оптимальности сопровождающих процессов и компонентов. Итогом такой дискуссии является либо перераспределение расходов, либо изменение методики и получение результата, который более объективно отражает картину затрат.
Масштаб имеет значение
Кроме того, ВТБ24 скорректировал методику в рамках проекта, проходившего в масштабе всей группы ВТБ. Обучение в тренинг-центре компании SAS позволило проектной команде банка ускорить передачу решения в промышленную эксплуатацию, а аналитикам финансового департамента — подключиться к работе еще на стадии разработки модели.
К моменту согласования методики необходимые данные уже присутствовали в?корпоративных системах либо существовала возможность сбора несистемной информации, требуемой для аллокации.
Внедрение и отладка системы в ВТБ24 заняли около трех месяцев. Со стороны банка в?рабочей группе проекта участвовали методолог, технический специалист финансового департамента и технический специалист по базе данных о расходах. Кроме того, во время передачи решения в промышленную эксплуатацию подключились сотрудники из ИТ-департамента, которые занялись поддержкой системы. Весь проект длился около 9 месяцев.
Результаты проекта
Проект позволил банку достичь поставленных целей — реализовать усовершенствованную модель аллокации и генерировать требуемую отчетность. Бизнес-подразделения могут изучать информацию как в виде отчетов и схем, так и в разрезе OLAP-кубов, которые формируются по результатам расчета.
Результаты распределения напрямую используются при оценке финансовой эффективности продуктов и инициатив бизнеса: при разработке и согласовании новых продуктов, новых проектов банка, предложений по усовершенствованию тарифов и т.д. Любое предложение, которое касается экономической эффективности, принимается обязательно с учетом аллоцированных расходов.
Качественным результатом проекта стало создание прозрачной среды расчета и анализа расходов, распределенных через процессы на точки продаж и продукты. Это позволяет оптимизировать все аспекты деятельности и?оценивать результат в конкретном денежном выражении.