алтайские казахи почему такие большие
Фото «Гигантские алтайцы и низкорослые кыргызы» — кто эти люди
Кырнет в последние дни активно обсуждает фото с батырами-великанами. Редакция Sputnik Кыргызстан выясняла, сделано ли фото на Иссык-Куле и действительно ли высокорослые люди — алтайцы.
БИШКЕК, 22 янв — Sputnik. Последние несколько дней в Кырнете обсуждают фото, на котором с двухметровыми мужчинами в этнокостюмах сфотографировались трое мужчин среднего роста.
В описании указывалось, что мужчины в «штатском» кыргызы, а в воинских одеяниях — алтайцы. Также звучало предположение, что фото сделано в Центре кочевой цивилизации имени Курманджан датки, расположенном на побережье Иссык-Куля, во время Форума алтайской цивилизации в июле 2017 года. Дело в том, что часть здания, попавшая на фото, похожа на внешний угол центра.
Редакция Sputnik Кыргызстан связалась с директором Центра Курманджан датки Аидой Алымовой. Она рассказала, что уже видела этот снимок.
«Фото сделано не в нашем центре, хотя здание похоже. Но у нас другого цвета брусчатка около здания и окна больше. Первое предположение было такое — фото сделано во время визита нашей делегации на Алтай в прошлом году. Позже стало известно, что на нем изображены актеры казахстанского театра «Арлан», — рассказала она.
Корреспондент Sputnik Кыргызстан связался с директором казахстанского театра национальных костюмов «Арлан Жете» Асхатом Халимовым. Он сообщил, что на фото изображены актеры его театра.
«На фотографии наши ребята из театра «Арлан». Если смотреть справа налево, то два актера стоят в костюмах гуннов, далее ребята в одеяниях тюрка, кипчака, гунна и казаха. Могу сказать, что снимок не сделан в Москве. Дело в том, что два актера на этом снимке выступают только на внутренних ивентах. Это не заграница, фото точно сделано в Казахстане. Дело в том, что я был на мероприятии на ВДНХ на месте одного из актеров — того, что в желтой кольчуге», — отметил Халимов.
По его словам, за рубежом не выступают актеры в бордовом плаще и желтой кольчуге.
Пока не удалось выяснить, кем являются те, кто сфотографировался с актерами театра национальных костюмов.
Согласно открытым данным, коллекция театра насчитывает свыше ста исторических костюмов кочевых народов — от воинов до ханов и каганов. В нее входят женские и мужские костюмы андроновского периода, саков, усуней, гуннов, Западного и Восточного тюркского каганата, кипчаков, Золотой Орды, Казахского ханства.
Алтайские казахи о том, чем они отличаются от остальных казахов
Назболат Дюсениров, 20 лет, село Жана-Аул, Кош-Агачский район, Республика Алтай, студент
Я родился на Алтае. Как мне сказали, мои предки, как кочевой народ, дошли до Алтая. Им понравились земли, и они остались. Я родом из села Жана-Аул. Оно находится в Кош-Агачском районе, и его население всего около 900 человек.
Наше село молодое, основано 5 мая 1986 года. В новое село были переселены все жители из села Актал, потому что в старом селе из-за высокого расположения грунтовых вод каждую весну подтапливало дома. В настоящий момент в Актале никто не проживает, можно наблюдать развалины брошенного села.
В селе Жана-Аул есть музей казахов Алтая. Мы стараемся сохранить культуру и соблюдаем традиции: свадьбы, национальные игры.
Я живу в районе, где кругом горы и степь. Но Алтай не зря славится природой. Именно эту местность называют «Жемчужиной Сибири». У нас есть величественные горы с Белухой, леса, реки и самое главное достояние — Телецкое озеро. Многие местные жители занимаются скотоводством, и, само собой, среди их увлечений — охота и рыболовство.
Живя тут, я не слышал о таком понятии, как «алтайские казахи», но слышал о том, что в Казахстане так называют алтайских жителей. В целом у нас нет отличий от казахов, живущих в Казахстане. Наверное, отличие можно найти в языке — у нас свой диалект. Мы не говорим на чистом казахском. Мы его знаем, но под общим влиянием народов у нас получился диалект, в котором смешаны казахский, русский и алтайский языки. Однако, большинство слов казахские.
Галия Имансакипова, 32 года, город Горно-Алтайск, Республика Алтай, экономист в больнице
Я родилась в Кош-Агачском районе, на Алтае, недалеко от границы с Монголией. Мои бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки всю жизнь жили здесь. Сейчас я живу в Горно-Алтайске. Я училась в местном лицее, в Новосибирске получала высшее образование, а потом вышла замуж и осталась в Горно-Алтайске.
Вообще, в Кош-Агачском районе большинство населения — это казахи. 1270 казахов живет в городе, а в целом 12 500 казахов по всей республике.
В Казахстане нас называют «алтайские казахи» из-за того, что язык, на котором мы говорим, смешался с алтайским. Мне кажется, менталитет тоже изменился: стал похож на алтайский или русский.
Однако мы стараемся сохранить обычаи и традиции. Помимо всего, каждый год мы празднуем Наурыз. Представители казахской диаспоры основательно готовятся к этому празднику. Молодежь сплоченная.
Казахи, живущие на Алтае, стараются посещать мероприятия, связанные с нашей культурой, национальностью. Местные свадьбы проходят в смешанном формате: согласно русским и казахским традициям, потому что гости обычно разной национальности. А похороны проходят исключительно по мусульманским обычаям.
Несмотря на суровый климат, многие казахи в Кош-Агачском районе занимаются скотоводством. У нас популярна рыбалка. В наших реках водится много рыбы. И все наши земляки вне зависимости от национальности рыбачат и ловят эту рыбу. Охотников тоже много. Однако на территории республики есть и заповедники с животными, которые занесены в Красную книгу.
Кайрат Атикеев, 57 лет, село Чернокурья, Карасукский район, Новосибирская область, сотрудник частной компании
Со слов предков, те казахи, которые живут близ Новосибирска — выходцы из Павлодарской области. Когда во времена Советского Союза на территории Казахстана было голодно, в поисках пропитания многие семьи переселились в Алтайский край. Целых три поколения нашей семьи лежит в тех землях. Сейчас там живут мои близкие.
Я тоже родился там, но потом переехал в Павлодар.
Природа в том регионе отличная: богатая лесостепь, в которой есть и ягоды, и дичь. Рыбалка и охота там идут активно, потому что там много рыбы и животных. Даже волки есть.
Большинство работает на фермах и занимается животноводством и земледелием. Казахи редко стоят у руководства, большинство занято хозяйством.
Там живет много казахов. Недалеко от Новосибирска есть две деревни, в которых живут казахи. Там когда-то даже школы были, в которых на казахском языке вели занятия.
Появление казахов в Горном Алтае и их взаимоотношения с местными аборигенами
27 марта 2019, 15:11 4676 0 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
природа Горного Алтая (фото: rasulka.ru)
Согласно утверждениям отечественных и зарубежных исследователей, Горный Алтай с давних пор был полиэтничным регионом. Таковым он остается и по сей день.
Коренное население данного края в этническом плане с давних пор не было единым, а делилось на несколько родо-племенных объединений, представители которых носили свое родовое или племенное название.
Эти аборигены Северного Алтая будут названы учеными впоследствии «северными алтайцами». В противовес им появятся, естественно, и «южные алтайцы»: «теленгеты» («теленгиты»), населявшие бассейны рек Чуй и Аргута (притоки Катуни).
Наряду с общим названием, аборигены, проживавшие в долинах Маймы, именовались еще и «майма-кижи» или «мамалары», т.е. жители с р. Маймы»; «телесы», обитавшие преимущественно по рекам Чулышману, Башкаусу и Улагану. Немалая их часть называла себя «улаан-кижи», т.е. люди с р. Улаган; «телеуты», жившие по рекам Черге, Майме и другим рекам [1, с. 21-22].
В начале XIX века ученые обозначили весь этот конгломерат родо-племенных названий одним этнографическим термином «алтайцы».
Сегодня этническая картина Горного Алтая (Республики Алтай) включает в себя русских (60%), алтайцев (31%), казахов (5,8%) и представителей других национальностей (3,2%).
природа Горного Алтая (фото: rasulka.ru)
Из перечисленной выше палитры, нас больше всего интересуют казахи, их появление в Горном Алтае, а также их отношения, складывавшиеся со старожилами.
Первые их попытки «осесть» в Горном Алтае относятся, согласно источникам, к 30-м гг. XIX века [2]. Более ощутимым миграционное «давление» казахов на коренное население Горного Алтая становится во второй половине XIX века.
К примеру, в 1866 г. значительная их группа обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Приняв православие, казахи осели, главным образом, в двух населенных пунктах: в Черном Ануе и в Тюдрале.
С первых же дней жизни на новом месте «новоселы» повели себя «неподобающим образом»: она стали самовольно занимать земли алтайцев второй, третьей, четвертой и шестой дючин, угонять их скот, грабить «ясачников» и т.д.
Эти действия «новоселов» вызвали естественную реакцию последних: они начали направлять жалобы уездному и окружному начальству на «незаконные действия соседей» и просили «выселить грабителей с Алтая». Однако всякими «правдами и неправдами», последним удалось отвести от себя «угрозу» и они прочно закрепились на новом месте, значительно стеснив таким образом «хозяйственную нишу коренного населения» [3, с. 274-275].
Новая волна казахского «вторжения» в Горный Алтай последовала через 13 лет. Весной 1879 г. российско-китайскую границу перешла группа казахов (из рода Кирей) численностью до 1000 кибиток.
Пришельцы из Западной Монголии, придя в Чуйскую степь, сразу же повели себя весьма агрессивно по отношению к местному населению: они разоряли и захватывали кочевья алтайцев, угоняли их скот и т.д.
В связи с такого рода «бесчинствами киргизов», русские власти вынуждены были прибечь к военной силе, чтобы защитить «своих ясачных людей». В результате принятых мер, у казахов было отбито свыше 1100 угнанных лошадей, а также удалось вытеснить большую часть «пришельцев в пределы Цинской империи».
И, тем не менее, в Чуйской долине осталась большая группа «киреитов» (рода Кобеш и Джелкаши). Их правители обратились к русскими властям с просьбой разрешить их соплеменникам остаться «для житья в Чуйской долине», заверив первых, что они «впредь будут жить мирно». Однако просьба казахов не была удовлетворена. Но, вместе с тем, власти не приняли и каких-либо действенных мер к выселению (как это просили «чуйцы») «киргизов» из пределов Горного Алтая [4, л. 1-6].
Однако они, к сожалению теленгитов, остались без последствий [5, с. 63]. Да и что мог предпринять один, единственный урядник, олицетворявший собою русскую власть в Чуйской долине и проживавший в Кош-Агаче? Доводы же отдельных чиновников о необходимости «держать на Чуе воинскую команду» не находили, к сожалению, понимания и поддержки у центра [6, с. 28].
Их появление, по свидетельству источников, повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев «в зверопромышленности и в сборе кедрового ореха». На этот раз русские власти проявили себя достаточно жестко. Реагируя на жалобы, они выдворили в 1894 году за пределы Горного Алтая большую часть «переселенцев». Однако часть из них, также, как в свое время киреиты, сумела закрепиться на Чуе и «выжить» [3, с. 275].
природа Горного Алтая (фото: rasulka.ru)
Захват алтайских кочевий, угон скота до предела обострили межэтническую обстановку в регионе, на что неоднократно указывали местные власти. Они же укажут впоследствии, что к 1917 г. на юге Горного Алтая будет проживать 2000 казахов [9, с. 91]. Правда, этот показатель не шел ни в какое сравнение с численностью алтайского этноса, проживавшего в то время в Чуйской долине. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: «Что же позволило казахам составить серьезную конкуренцию значительно большему этносу»?
Ответ на него вырисовывается достаточно сразу. Этому, безусловно, способствовали два главных компонента: а) высокий уровень сплоченности казахов; б) взаимопомощь и сохранение родовых связей с основным этническим массивом в Казахстане. Указанные консолидирующие моменты сохранили они и в последующие десятилетия.
Но, несмотря на полиэтничность южных районов Горного Алтая, проживающие здесь казахи не допускают взаимность инфильтрации традиций, в частности, в социально-нормативной сфере. Так, общественное мнение в казахской среде не поощряет браки с «иноверцами», а погребально-поминальная обрядность казахов Горного Алтая однозначно разделяет людей по этно-конфессиональному признаку. Дают себя знать и отголоски прошлых межэтнических рецидивов.
Особое место в межэтнических отношениях указанных народов занял 1990 год, когда значительная часть казахов приняла решение «вернуться на свою историческую родину».
Определенная и масса объясняла свой отъезд «притеснениями» со стороны алтайцев. Однако заключение правительственной комиссии, работавшей на юге Горного Алтая в 1992 году, было несколько иным.
Главная причина отъезда казахов, по ее мнению, заключалась в стремлении последних к «воссозданию нации», которое возобладало в связи с провозглашением независимости Республики Казахстан.
В частности, жители с. Мухор-Тарахата Кош-Агачского района писали:
Вот такое решение принял сельских сход жителей с. Мухор-Тархата, Кош-Агачского района, состоявшийся 30 апреля 1997 года и который подписало 89 чел. [10].
природа Горного Алтая (фото: rasulka.ru)
Не останавливаясь подробно на доводах того и другого форумов, высказанных в «пользу» предоставления автономии казахам Республики Алтай, поскольку об этом достаточно много говорилось на страницах республиканских газет, мы лишь отметим, что все вышеназванные нами факторы, хотели бы мы того или нет, но направлены в той или иной мере на обострение взаимного неприятия алтайцев и казахов.
Согласно данным этно-социологического мониторинга, проведенного тогда на территории Кош-Агачского и Улаганского районов (как говорят в таких случаях, «по горячим следам»), явствовало, что 33% респондентов открыто отметили факт наличия межэтнической напряженности на юге Горного Алтая, причем 28% русских, 21% алтайцев и 13% казахов утверждали, что их социальные возможности значительно ниже, нежели таковые же у представителей других национальностей.
И, надо сказать, общими усилиями решить эту непростую (во всех отношениях) задачу Республике удалось.
Библиографический список
Алтайские казахи о том, как живут и развивают бизнес в регионе
Глафира Имамадиева, 38 лет, родной город — Горно-Алтайск, учредитель и директор частного детского сада «БэбиЛенд»
О жизни казахов на Алтае
Я родилась и выросла в селе Тобелер Кош-Агачского района. Окончила Тобелерскую среднюю школу и поступила в физико-математический Горно-Алтайский государственный университет. Работала учителем математики и информатики в школе, в отделе кадров компании «Ростелеком».
Я живу в регионе, где кругом горы, леса, реки, степь. Люблю Алтай, природу, свою Родину.
Казахи здесь в основном живут в Кош-Агачском районе — составляют более 50 % от всего населения — примерно 10 200 человек. В столице Республики Горно-Алтайске проживает 1250 казахов. Во всей Республике казахская диаспора — третья по численности после русских и алтайцев. В Кош-Агачском районе казахи живут дружно, практически все друг друга знают.
В столице Республики Горно-Алтайске проживает 1250 казахов
Традиции и культура до сегодняшнего дня полностью сохранены, в семьях общаются на казахском языке.
В Республике Алтай много казахов, у которых есть бизнес, особенно в области дошкольного образования, в сфере торговли. Многие занимаются сельскохозяйственным производством.
О бизнесе
В декретном отпуске я задумалась о будущем детей, об их образовании и развитии. В то время в городе было мало мест, куда можно было отправить детей, детские сады переполнены, везде большие очереди. Так пришла идея самой заняться образованием и открыть прибыльный бизнес.
Сегодня у меня 2 детских сада по 60 мест. Занимаюсь бизнесом с 2012 года. Тесно сотрудничаю с Министерством образования и Управлением образования администрации Горно-Алтайска.
Об особенностях
При становлении бизнеса всегда есть определенные сложности. Нужно получить разрешительные документы, найти средства для развития. Но сейчас все стабильно, мы получаем субсидию от Министерства образования.
Мой бизнес — обычное женское дело, которое я люблю и которое кормит нашу семью.
О планах
В планах развивать инновационные методики дополнительного образования.
Жанна Абраимова, 26 лет, родной город — Барнаул, предприниматель, @________zhanna_________
О жизни казахов на Алтае
Я родилась в России, в небольшом городе Рубцовск, но выросла в селе Угловское, где проживает моя семья.
Жизнь в России складывается непросто, так как вокруг много национальностей, разные взгляды на жизнь, другой менталитет. На Алтае много казахов, в городе Барнаул даже есть казахская диаспора. Мы часто собираемся на праздники, соблюдаем традиции. Но несмотря на это, казахи на Алтае немного обрусели.
На Алтае много казахов, в городе Барнаул даже есть казахская диаспора
О бизнесе
К предпринимательству я пришла благодаря знакомым и друзьям, которым помогала в ведении бизнеса, а затем его выкупила. Я знала о компании все, поэтому взяла кредит и вложила все средства в дело.
Это рекламное агентство «SMG Реклама». Мы работаем во всех торговых центрах Барнаула с сопровождением звука. В ТЦ большая проходимость, поэтому уже через месяц клиенты видят результат работы. Мы предлагаем скидки для постоянных клиентов, работаем на взаимовыгодных условиях.
Этот формат мне по душе, у меня много идей и огромное желание развивать бизнес.
Об особенностях
Сложности есть в любом бизнесе. В начале было сложно найти клиентов, наработать клиентскую базу. Был риск потерять заказы и доход соответственно. Сейчас сложность только в конкуренции, но я этого не боюсь. Это мотивирует работать еще больше, 24/7.
Мы всегда готовы пойти навстречу клиентам. Мы давно на рынке, у нас есть наработанная база, хорошая команда, поэтому мы быстро и качественно выполняем работу.
О планах
Планы грандиозные, хотим расширяться.
Марина Нурслямова, 32 года, село Тобелер, предприниматель
О жизни казахов на Алтае
Я живу в Республике Алтай с рождения. Родилась и выросла в казахском селе Тобелер Кош-Агачского района.
В Республике проживает более 15 000 казахов. Из них 12 000 компактно живет в Кош-Агачском районе. Я живу в Горно-Алтайске и являюсь членом правления «Национально-культурной автономии казахов Республики Алтай».
Знаем казахский язык и общаемся между собой
О бизнесе
Я учредитель частного детского сада «Мэри Поппинс». Решила заняться бизнесом после того, как столкнулась с проблемой устройства ребенка в сад. Придумала идеальный проект детского сада, нашла помещение, потратила год на ремонт. Чтобы найти средства, продала автомобиль, взяла кредиты, получила грант от администрации района. И в августе 2016 года запустила работу детского сада.
В 2017 году выиграла республиканский конкурс «Молодой предприниматель», на всероссийском этапе которого заняла второе место. В 2017 году мой сад признали лучшим социальным проектом в области дошкольного образования. Также я стала лучшим молодым предпринимателем Майминского района, представила Республику на Всероссийском конкурсе «Молодой директор России».
Я позиционирую себя как предприниматель с активной жизненной позицией. Не зациклена только на бизнесе, участвую во всех акциях, проводимых центром культуры.
Об особенностях
Любой бизнес не обходится без проблем, бывают ошибки, промахи. Но я учусь, стремлюсь с каждым днем быть лучше. Набираюсь опыта у лучших заведующих, воспитателей — как государственных, так и частных садов.
Не бегу за количеством, стараюсь качественно развивать то, что имею.
О планах
В перспективе хочу, чтобы у нас появилась маленькая группа для работы с особенными детьми. Изучаю техническую сторону этого вопроса.
На краю России. Казахи Кош-Агача
Между казахским, алтайским и русским населением сложились тесные экономические и культурные связи. Вместе народы прошли исторические этапы развития: строили власть Советов, жили в Советском Союзе, вместе выстояли в годы Великой Отечественной войны. В числе двадцати шести героев Советского Союза из Горного Алтая – двое казахов Жинибек Елеусов, Кыдран Тугамбаев.
Казахи Кош-Агачского района сохранили в быту традиционные элементы культуры. Женщины изготавливают тканые, вышитые и войлочные изделия: тускийз, подзоры, наволочки, полотенца и сырмаки. Сырмаки, также, как и тускийзы – прикроватный вышитый ковер, обрамленный по краю красным бархатом, как знак богатства и благосостояния. Тускийз – это талисман, как оберег молодой семьи, как память о родительском доме, о матери, которая вышивала его, желая дочери благосостояния, здоровья, детей и долгой, красивой супружеской жизни.
Не утратила своего значения и юрта. В настоящее время разборные мобильные юрты, составленные из жердей и обтянутые толстым войлоком, встречаются в основном на летних пастбищах, стоянках и на кумысной ферме. А иногда встречаются и в селах, как летники возле дома.
В результате более вековой исторической общности с русским и алтайским населением казахи Алтая по своему воззрению и менталитету разительно отличаются от казахов, проживающих в Монголии, Китае и Казахстане.
Сегодня у каждого народа Республики Алтай, будь то алтаец, русский или казах, есть одинаковые права, гарантированные федеральным и республиканским законодательством. Согласно Закону Республики Алтай «О языках» сегодня казахский язык изучают в муниципальных общеобразовательных учреждениях районов: Кош-Агачском, Улаганском, Усть-Канском. Работают учителя казахского языка и литературы. Они совместно с учителями алтайского языка и литературы ежегодно повышают свою квалификацию, участвуют в проводимых методических объединениях и семинарах.
Все это несомненно результат многолетних партнерских и добрососедских отношений, которые развиваются во взаимовыгодном ключе несмотря на заявления разного рода провокаторов.
История появления казахов на Алтае связана с огромной чередой событий.
До 1635 года территория современной Республики Алтай входила в состав конфедерации западно-монгольских (ойратских) племен, которые формально являлись частью Монгольского ханства. После его распада в 1635 г. в западной части Монголии, Алтае, территориях современного Синьцзяна и восточной части Казахстана было образовано Джунгарское ханство (1635-1757 годы).
В Горном Алтае основная часть алтайцев кочевала на территории современных Усть-Канского и Онгудайского районов Республики Алтай. На территории современного Кош-Агачского района Республики Алтай кочевали алтайские сойоны (урянхайцы).
Казахи в то время занимали южную и центральную части современного Казахстана. Начиная с середины XVII века и на протяжении практически ста лет правители Джунгарского ханства осуществляли военную экспансию против казахских жузов.
С разгромом Джунгарского ханства Цинской империей алтайцы в 1756 году приняли подданство России, и основная территория Горного Алтая вошла в состав Российского государства. Однако алтайцы-теленгиты, которые занимали юго-восточную часть территории Горного Алтая (современные Улаганский и Кош-Агачский районы), длительное время находились под двойной юрисдикцией правительств Китая и России. Окончательно демаркация алтайского участка государственной границы между царской Россией и цинским Китаем была завершена лишь в июле 1869 года.
После вхождения Горного Алтая в состав Российской империи в 1756 г., казахи стали активно осваивать территорию Обь-Иртышского междуречья, и вышли к границам Алтайского горного округа (в состав входили территории современного Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей, Республики Алтай и Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан).
Указами Российской империи конца XVIII века казахам разрешалось переходить на правую сторону Иртыша и кочевать в российских пределах, в результате чего началась активная миграции казахов на юге Западной Сибири. В последующем усиливалась переселения в пределах Кулундинской степи и долины Бухтармы.
В последней трети XIX века, в результате ограничения территории кочевий в Прииртышье, началась активная миграция казахских родов в пределы цинского Китая (на север Синьцзяна, западную Монголию) и российского Южного Алтая. В 80-х годах XIX века на плато Укок и в долину Юстыта в Чуйской степи (современный Кош-Агачский район Республики Алтай) прикочевала группа вольных казахов из Западной Монголии.
В ходе аграрной и административной реформы конца XIX — начала ХХ веков, в Алтайском горном округе, куда относилась и территория Горного Алтая, были проведены отводы земельных наделов русским крестьянам, алтайцам и казахам, кочевавшим по долине Юстыта в Чуйской степи.
В 1918 г. в пределах большей части современной Республики Алтай, был образован Каракорумский уезд в составе Алтайской губернии. Территория современного Кош-Агачского района, как отдельная волость, вошла в его состав. В июне 1922 г. Кош-Агачская волость вошла в состав образованной Ойротской автономной области. К тому времени казахи составляли значительную долю населения, проживавшего на территории современного Кош-Агачского района. Если в конце XIX века их удельный вес составлял 24,3%, то к 1920 г. — более 45%.
В середине 20-х годов XX века это дало повод властям Казахской АССР, входившей в РСФСР, поставить вопрос о выделении территорий Кош-Агачского аймака с казахским населением из состава Сибирского края, и передаче их Казахстану (от местностей в долинах рек Чаган-Узун, Чуя, Бугузун, середине долины р. Джазатор — до монгольской границы). Указанный вопрос рассматривался в течение трех лет и положительного решения не было принято в силу нарушения естественной замкнутости Кош-Агачского аймака, возможности осложнений в охране госграницы с Китаем и Монголией, отсутствие экономических связей населения аймака с Семипалатинской губернией Казахской АССР, нарушение интересов коренного теленгитского населения, нецелесообразность проекта в первую очередь для самого казахского населения Кош-Агачского аймака с экономической точки зрения.
Следует отметить, что к 1928 г. преобладающее большинство дворов казахского населения заявляли о желании остаться в составе Ойротской автономной области по причине трудности транспортной связи с Казахской АССР, закрытости путей сообщения горными хребтами, налаженными экономическими связями населения аймака с севером Ойротской автономной области, постоянное снабжение населения товарами и продовольствием по Чуйскому тракту.
В сентябре 1928 г. было принято окончательное решение об оставлении границ Ойротской автономной области и Казахской АССР без изменений, что в дальнейшем сильно повлияло на укрепление экономических и культурных связей народов.
Сегодня в сохранении и развитии национальных традиций немаловажное значение продолжает иметь самобытная культура казахов. Действует национальный музей казахов в селе Жана-Аул, фольклорные группы, ансамбли в муниципальных образованиях, в национальном театре можно ставить спектакли из художественных произведений.
Казахи Кош-Агачского района глубоко интегрированы в систему приграничного сотрудничества и развитие туризма, потому что район известен достопримечательностями: имеющее статус Всемирного природного наследия ЮНЕСКО Плоскогорье Укок, Чуйская степь, Курайская степь, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты, Ущелье Актру, Шавлинские озера, Источник Джумалинские ключи (Теплые ключи), Озеро Машей, Красная горка (гора Кызыл-Таш), Природный парк «Зона покоя Укок».
Ежегодно участвуют в фестивале «Земля снежного барса», объединяющий соседние районы Республики Алтай и приграничные районы Монголии.
Тесные исторические и культурные связи между коренными алтайцами, русскими и казахами формировались в этих землях веками и продолжают сохраняться и по сей день.