альткотельная что это такое
Альткотельная. Как это работает
27 января на онлайн-конференции представитель Минэнерго Георгий Попов, заместитель гендиректора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов и директор по тарифообразованию ООО «СГК» Екатерина Косогова ответили на вопросы, которые вызывает у граждан переход их городов из зоны тарифного регулирования в ценовую зону. «Т Плюс» и «СГК» первыми в стране поддержали государственную инициативу и начали работать в новой модели рынка тепла.
Что такое «альткотельная»
Для начала стоит разобраться, откуда взялось это название «альткотельная». Дело в том, что в новой модели рынка вместо тарифа, который ежегодно пересматривается на несколько лет устанавливается только предельная конечная цена для потребителя – сумма, которую он увидит в платежке.
Откуда она берется? Рассчитывается, какова будет цена теплоэнергии, если застройщик из нашего города, возводящий новый квартал, вместо того, чтобы подключиться к существующим сетям, построит свою альтернативную котельную – самую современную, эффективную и экономичную. Вот эта цена и станет «потолком» на срок действия концессионного договора городской администрации с Единой теплоснабжающей организацией (ЕТО).
В новой модели рынка тепла альтернативная котельная – это ориентир справедливой цены при высокой эффективности работы системы теплоснабжения.
Причина перемен
Метод альткотельной позволяет одновременно и заинтересовать бизнес инвестировать в модернизацию, и застраховать потребителей от роста сумм в платежках.
Выгодно всем
Как работает новая модель? Муниципалитет определяет Единую теплоснабжающую организацию и заключает с ней концессионное соглашение на 10-15 лет. Минэнерго по методу альткотельной устанавливает на весь срок действия соглашения предельную конечную цену за единицу тепла. Все расчеты есть на сайте Минэнерго, а перепроверить их может любой гражданин, скачав ценовой калькулятор. Выше этого предела цена на теплоэнергию быть поднята не может! И какие тарифы в этой территории «экономически обоснованные» уже никого кроме ЕТО не волнует. У вас в реальности высокие затраты? Так убирайте потери и снижайте свои расходы!
Вопрос привлечения больших объемов инвестиций тоже упрощается. Заемщику проще обслуживать «длинные» кредиты, ведь он на несколько лет вперед может спрогнозировать, какими средствами будет располагать. А банки, по этой же причине, охотнее одобряют выдачу кредита.
«Своя рубашка»
Но нас, конечно, в первую очередь интересует, что же получим мы – простые потребители коммунальной услуги? Рассмотрим на примере нашего города. При тарифном регулировании стоимость тепла росла каждый год на максимально разрешенную государством величину. Теперь для подавляющего числа владимирский потребителей цены за услуги теплоснабжения замораживаются на 4 года, а на 5-й год вырастут на символическую четверть процента. А далее – повышение на коэффициент инфляции. То есть мы ничего не теряем, а наоборот получаем пять лет без повышения платы за тело!
Там, где в силу разных причин цены на тепло были занижены – особых изменений на состоянии своего кошелька потребитель не ощутит. Выравнивание цен будет плавным, таким, каким бы оно и осталось бы при тарифном регулировании.
Что в итоге? Мы получаем надежную услугу теплоснабжения по справедливой цене, быструю модернизации теплосистемы города, а поставщик услуги – прозрачные правила игры на рынке тепла и гарантию окупаемости инвестиций. Бюджеты – сокращают расходы на субсидирование высоких тарифов
А не обманут?
Переход в новую модель рынка – добровольный и инициатором выступает муниципалитет, которому совершенно не нужен рост социального недовольства. Следующий фильтр – согласие властей региона. После этого все расчеты перепроверяются в Минстрое и ФАС. И только после их одобрения правительство утверждает переход территорий на принцип альткотельной.
За соблюдением соглашения между городом и ЕТО продолжают пристально следить, анализируя жалобы потребителей, и в минэнерго, и в ФАС. Если результаты работы ЕТО не соответствуют взятым им на себя обязательствам, то организацию штрафуют. Основным критерием оценки деятельности ЕТО – становится удовлетворенность потребителя ценой и качеством услуги теплоснабжения.
«Альтернативная котельная»: как это будет работать
Подорожает ли тепло для красноярцев?
Подорожает ли тепло для красноярцев?
Что изменится с принятием «альтернативной котельной»?
Поправки в закон «О теплоснабжении» предполагают новую модель рынка тепловой энергии. А именно — отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения: производителей и продавцов тепла, и сетевых компаний.
Вместо этого цена на тепло будет устанавливаться по соглашению сторон в рамках предельного уровня, контролируемого государством. Этот предельный уровень будет рассчитываться по тому самому методу «альтернативной котельной»: он позволяет определить такую стоимость гигакалории, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла. Собственно, отсюда и термин — «альтернативная котельная».
«Проще говоря, „альтернативная котельная“ — это формула, которая позволяет нам рассчитать стоимость строительства некоего „виртуального“ источника тепла, и таким образом определить, во сколько нам будет обходиться его тепловая энергия. К примеру, мы хотим построить котельную для одного микрорайона: закладываем в формулу стоимость нового оборудования и котлов, рассчитанных на жилой фонд, больницу, школу и детский сад. Также забиваем в нее расходы на строительство, зарплату рабочих, стоимость земельного участка, количество дней отопительного сезона и т. д. Затем, исходя из итоговой суммы, рассчитываем стоимость одной гигакалории и сопоставляем ее с ценой гигакалории центрального источника теплоснабжения», — поясняет директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.
К слову, на сайте Минэнерго РФ уже существует так называемый «калькулятор», где каждый гражданин может посчитать стоимость конечной цены на тепло в случае перехода на «альтернативную котельную» в своем регионе.
Подорожает ли тепло для потребителя?
Расчеты, произведенные СГК совместно с Минэнерго, показали, что стоимость одной гигакалории «альтернативной котельной» в регионах Сибири будет составлять 2,3-2,6 тыс. руб. Это в два раза выше нынешних цен — 1,2-1,3 тыс. руб. Однако в СГК подчеркивают, что причин для паники нет — речь идет о предельной цене, рассчитанной по стоимости «альтернативной котельной», и это не значит, что стоимость тепла в регионах автоматически подскочит до этого уровня.
«Мы исходим из того, что нам нет необходимости продавать тепло по максимуму. Поэтому совместно с Минэнерго подготовили поправку в законодательство о том, что можем продавать тепло намного дешевле цены „альтернативной котельной“, скажем, по текущим ценам. Сейчас в законопроекте есть формулировка, которая гласит, что по соглашению между администрацией региона, города и единой теплоснабжающей организацией может быть установлена сниженная цена по отношению к цене „альтернативной котельной“.
К примеру, тепловая энергия торгуется по цене „альткотельной“ с применением коэффициента 0,7 или 0,5 в зависимости от региона. Мы понимаем, что у нас объекты уже стоят, их не надо строить заново, и с нашей стороны будет неправильно брать с потребителя плату по стоимости „альтернативной котельной“. В принципе, сейчас примерно найдена та цена, которая нас устраивает и при которой мы готовы вкладывать в систему теплоснабжения в наших регионах значительные инвестиции», — заявила Екатерина Косогова.
В Минэнерго также не прогнозируют резкого скачка цен на тепло при вводе «альтернативной котельной». Так, по данным министерства, 20% потребителей не почувствуют никаких ценовых изменений, для 40% цены вырастут на инфляцию плюс 1-2%, для 36-37% — на инфляцию плюс 4-5%, и только для 3-4% потребителей цена вырастет на 10%.
В чем необходимость «альтернативной котельной»?
Возникает естественный вопрос: если текущие тарифы устраивают участников системы теплоснабжения, более того, и в дальнейшем плата за тепло фактически не изменится, в чем необходимость перехода на новую модель ценообразования?
Как поясняют в СГК, текущий механизм формирования тарифа не дает возможности долгосрочных инвестиций. Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает деньги в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа. Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.
«То регулирование, которое на данный момент сложилось, сдерживает наши инвестиционные возможности. Создана абсолютно нерациональная искаженная среда, которая не дает нам реализовывать длинные проекты», — констатирует основной акционер СГК Андрей Мельниченко.
При этом участники системы теплоснабжения подчеркивают, что требуют немного — единожды посчитать тариф и зафиксировать его. Именно такую возможность предоставляет схема «альтернативной котельной». При ней установленный тариф ежегодно будет изменяться только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.
«По регионам нашего присутствия могу с уверенностью сказать — для того чтобы решить наболевшие проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам не нужно как таковое повышение тарифа — тот, что есть, достаточен. Все, что нам нужно — чтобы он рос вместе с инфляцией и не более того. При этом мы принесем миллиарды инвестиций, решим застарелые проблемы, не повышая тарифов, а в некоторых случаях можем снизить действующие тарифы. Это произойдет потому, что у нас будут гарантии возврата вложенных средств. У нас будет уверенность, что тариф будет расти по инфляции, а не так, как захочется руководителю РЭК, или губернатору, или кому-то в ФАС», — заявил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.
В Минэнерго РФ признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объем вложений в модернизацию, однако существующие механизмы управления делают ее непривлекательной для инвесторов. В то же время, как отметил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры.
По предварительным оценкам переход на «альтернативную котельную» позволит привлечь в теплоснабжение 2,5 трлн руб., увеличит ВВП не менее чем на 600 млрд руб., даст более 35 тыс. новых рабочих мест и более 800 млрд руб. налоговых отчислений.
Что думают в регионах?
Как уже было сказано, поправки в закон «О теплоснабжении» относительно «альтернативной котельной» были приняты Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года. Ожидается, что второе чтение пройдет до осени 2017 года. Законопроектом предполагается, что переход на новую модель рынка будет добровольным — решение будут принимать региональные и муниципальные власти — и постепенным — в течение 5-10 лет.
В Минэнерго РФ говорят, что ряд регионов уже вызвались в качестве пилотных для внедрения у себя модели «альтернативной котельной». В их числе Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Алтайский край. В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил о том, что край также готов в числе первых начать отрабатывать у себя новую модель определения стоимости тепла. Он подчеркнул, что изменения должны быть направлены на то, чтобы при тех же тарифах, потребители получали лучшее качество.
«Переход на новую модель не только привлекает инвестиции, но меняет серьезно тарифную политику. Если ориентироваться на тариф преобладающего производителя энергии, не было бы никаких вопросов, тогда как на отдельных котельных тариф в три раза выше», — отметил Толоконский.
В СГК заявляют, что никаких препятствий для внедрения «альтернативной котельной» в регионах своего присутствия не видят.
«Мы прогнозируем, что успешная реализация одного проекта, предположим, в Хакасии, потянет за собой другие регионы. В том числе, Красноярск», — заметила Екатерина Косогова.
В целом, ожидается, что потребители в регионах выиграют от введения новой модели рынка тепла. Расчеты станут понятными и прозрачными, каждый покупатель сможет прогнозировать свои затраты на тепло на долгосрочный период. А в случае реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению объемов потребления у него появится возможность реальной экономии — при новой системе будет регулироваться только предельный уровень цены, при этом платеж за счет снижения объемов потребления может оказаться ниже, чем при нынешней системе тарифного регулирования.
Альткотельная
Что такое «альтернативная котельная». В чём суть?
«Альтернативная котельная» — это неофициальное название новой модели рынка тепла, внедряемой в городах и населённых пунктах Российской Федерации, целью которой является определение единой справедливой цены на тепловую энергию, исходя из подхода более дешевого для потребителей способа получения тепла: Централизованное теплоснабжение? Или строительство собственного источника тепла?
Метод «альтернативной котельной» предусматривает отказ от государственного регулирования тарифов организаций: производителей тепловой энергии, сетевых компаний и теплоснабжающих организаций. Вместо этого конечная цена на тепловую энергию будет устанавливаться по соглашению сторон, но не выше предельного уровня, установленного на несколько лет и контролируемого государством.
Проще говоря, метод «альтернативной котельной» — это формула, определяющая предельную стоимость тепловой энергии:
выше которой ЕТО не может продавать тепло потребителям;
в пределах которой ЕТО будут определять цены с поставщиками по соглашению сторон, без участия государства;
Что такое «ценовые зоны теплоснабжения»?
Понятие ценовой зоны теплоснабжения вводится статьёй 23.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Ценовые зоны теплоснабжения – это населённые пункты, городские округа, в которых цены на тепловую энергию для потребителей, поставляемую единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), ограничены предельным уровнем. Т.е. те населённые пункты, которые по решению местной власти перешли на метод «альтернативной котельной».
Метод «альтернативной котельной» применяется только на территориях ценовых зон теплоснабжения.
Критериями отнесения к ценовым зонам теплоснабжения являются (ч.1 ст. 23.3. 190-ФЗ):
Утвержденная схема теплоснабжения;
Совместное обращение об отнесении к ценовой зоне теплоснабжения от органов местного самоуправления (ОМСУ) и ЕТО в Правительство Российской Федерации;
Согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (губернатора) на отнесение к ценовой зоне.
Что такое «ЕТО»?
Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) – это основной поставщик тепла в определённой системе теплоснабжения, обязанностью которого является обеспечение тепловой энергии всех потребителей в зоне своей деятельности и несение ответственности за надёжность и качество теплоснабжения.
Статус ЕТО присваивается при утверждении схемы теплоснабжения уполномоченным органом.
ЕТО может стать организация, владеющая или управляющая крупнейшими теплоисточниками в зоне теплоснабжения (ТЭЦ, котельными) и/или владеющая тепловыми сетями с наибольшей ёмкостью в данной зоне.
Каковы принципиально новые возможности и функции (обязательства) ЕТО в ценовой зоне?
Функции и обязательства:
Почему возникла необходимость в «альтернативной котельной»?
Текущий механизм формирования тарифа не даёт возможности долгосрочных инвестиций.
В Минэнерго России признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объём вложений в модернизацию (порядка 2,5 трлн. рублей* в течение 10 лет). Однако существующие механизмы управления делают её непривлекательной для инвесторов.
Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает средства в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа. Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.
При этом новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры. При методе «альтернативной котельной» установленный тариф ежегодно будет изменяться в рамках предельного уровня цены на тепло только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.
Что такое предельный уровень цены на тепловую энергию и кем он определяется?
Предельный уровень цены на тепловую энергию — это максимальный уровень цены, по которой теплоснабжающая организация может продавать тепло потребителям в зоне своей ответственности.
Этот предельный уровень рассчитывается по методу «альтернативной котельной» и позволяет определить такую стоимость тепла, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла.
Стоимость тепла вычисляется по математической формуле и уже сейчас на сайте Минэнерго России размещен специальный калькулятор, с помощью которого ее можно посчитать для любого города (http://instrument-ak.minenergo.gov.ru/).
Предельный уровень цены на тепловую энергию рассчитывается и устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для каждой системы теплоснабжения поселения, городского округа, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения, на срок 5 лет (или 10 лет, если топливо – уголь и выработка тепла комбинированная (электричество + тепло)).
Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня в ценовой зоне.
Что будет, если текущий регулируемый тариф выше цены альткотельной и наоборот?
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию ниже тарифа, действующего на момент утверждения предельного уровня цены, то утверждается постепенный равномерный переход уровня цены до предельного на срок 5-10 лет.
В случае, если предельный уровень цены на тепловую энергию выше тарифа, действующего на дату утверждения предельного уровня, то утверждается график поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию до первоначально определенного предельного уровня, но не ниже тарифа на тепловую энергию, действовавшего на дату утверждения предельного уровня цены на тепловую энергию.
В случае, если в системе теплоснабжения предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию с разбивкой по категориям потребителей, то у каждой группы потребителей будет свой график доведения тарифа до цены АК.
Можно ли продавать тепловую энергию дороже предельного уровня?
Из чего складывается цена «альтернативной котельной»?
Составляющие цены АК и основные определения цены АК
В чём разница между существующим способом расчёта тарифов и новым по методу «альткотельной»?
Сейчас тарифы рассчитывают так называемым методом «затраты плюс», когда поставщик тепла направляет в орган регулирования обоснование всех своих затрат. После проверки органом регулирования их обоснованности затраты делятся на планируемое количество продаваемого тепла, и к ним прибавляется несколько процентов прибыли.
Метод «альткотельной» в большей степени будет стимулировать поставщиков к повышению эффективности поставки тепла. При переходе на расчёт тарифов по методу «альткотельной» все теплоснабжающие организации должны продавать тепло по по цене, не превышающей единую цену «альткотельной» для ценовой зоны. Поэтому покрыть свои затраты за счёт тарифа у неэффективных компаний не получится. Им придётся либо повысить свою эффективность, либо уйти с рынка. А конкурентоспособные компании, у которых тариф ниже, чем предельный тариф «альткотельной», смогут направить дополнительную выручку на развитие, инвестиции, повышение энергоэффективности.
Кроме того, в случае перехода на альтернативный метод расчёта тарифов цена будет установлена на годы вперёд и пересматриваться не будет, кроме учёта уровня ежегодной инфляции. При действующем тарифообразовании тариф ежегодно пересматривается и корректируется. Для этого ресурсоснабжающие организации передают в органы регулирования тысячи документов.
Насколько вырастут тарифы в случае перехода на «альткотельную»?
Переход на новый метод расчёта тарифов не имеет прямой связи с ростом тарифов. Они индексируются ежегодно, вне зависимости от «альткотельной».
Насколько изменится тариф зависит от конкретного населённого пункта. Где-то он может вырасти, а там, где уже сейчас тариф выше предельного уровня, он будет заморожен.
Как будет меняться тариф в последующие годы, после перехода на «альтернативную котельную»?
Установленный тариф будет меняться только на уровень инфляции ежегодно.
Формула определения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) указана в п. 10 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 1562.
Зачем потребителям и властям городов переходить на «альтернативную котельную»?
Альткотельная — это механизм привлечения инвестиций в отрасль, которые обеспечат качественное теплоснабжение на десятки лет вперёд. Он позволит модернизировать и улучшить систему теплоснабжения города.
Из ощутимого: станет меньше порывов на сетях, а значит и меньше неожиданных и незапланированных отключений горячей воды и отопления.
Чем раньше начать вкладывать, тем дешевле это обойдётся для энергетиков, а значит и для потребителей.
Новая модель рынка тепловой энергии устанавливает тариф на долгосрочный период (10-15 и более лет) и потребитель будет точно знать, как будет меняться тариф в это время.
Почему энергокомпании так заинтересованы в альткотельной?
Альткотельная — инструмент, стимулирующий теплоснабжающую организацию к повышению эффективности систем теплоснабжения, путём реконструкций и замены оборудования. В нём заинтересованы эффективные компании.
Далеко не все энергокомпании проявляют интерес к «альтернативной котельной». К примеру, старые неэффективные угольные котельные, у которых существующий тариф намного выше тарифа «альткотельной». При переходе на метод «альтернативной котельной» организациям, владеющим такими неэффективными источниками или тепловыми сетями, чтобы не понести убытков, придётся инвестировать в своё оборудование, повышая его эффективность. Например, реконструкция старой угольной котельной с переводом на газоснабжение.
Как переход на новую модель отразится на качестве работы теплоснабжающей организации?
Переход на новую модель тарифообразования подразумевает повышение ответственности теплоснабжающей организации. Вместе со стабильным тарифом ЕТО получает обязательства по модернизации системы теплоснабжения, полную ответственность за всю цепочку производства и передачи тепловой энергии, за качество и надёжность, в том числе финансовую.
В целом, переход на новую модель должен повысить качество работы энергетиков. Они смогут планировать свою работу на десятилетия вперёд, строить работу системно и максимально продуктивно с пользой для потребителя, а не заниматься решением мелких локальных проблем, которые отнимают много времени, но дают мало эффекта.
Как перейти на новую модель тарифообразования?
Какие города и населённые пункты перешли на новую модель расчёта тарифа — метод альткотельной?
Переход на новый метод не будет происходить одновременно по всей стране. Но у населённых пунктов есть возможность перейти на него по своему желанию уже сейчас. В настоящее время на новую модель формирования цены на тепло уже перешли: Рубцовск Алтайского края, посёлок городского типа Линёво Новосибирской области, Ульяновск, Барнаул.
Города, чей переход находится в процессе согласования властей: Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Оренбург, Пермь, Владимир, Бийск Алтайского края, Черногорск Республики Хакасия.
Актуален ли переход на новую модель для Челябинска?
Да, актуален. Износ теплосетевой инфраструктуры по стране достаточно высокий. Система теплоснабжения в Челябинске, по сравнению с другими регионами, является относительно надёжной, но в последние годы ситуация начала меняться в худшую сторону за счет увеличения изношенности муниципальных внутриквартальных тепловых сетей. Это было подтверждено разработчиками схемы теплоснабжения города — муниципальные тепловые сети Челябинска признаны малонадёжными, в связи с чем весь теплосетевой комплекс от источников теплоты, в соответствии с СП 124.13330.2012, признан малонадёжным.
Большая протяжённость и изношенность городских сетей не позволяет провести замену всей системы теплоснабжения единовременно. Для её модернизации нужна планомерная совместная работа как со стороны муниципальных властей, так и со стороны бизнеса. Переход на метод «альткотельной» поможет привлечь крупные инвестиции в тепловые сети города.
Челябинск достоин лучшего теплоснабжения, и поэтому переход на метод расчёта тарифа по методу «альтернативной котельной», по мнению наших специалистов, позволит реализовать ряд системных мероприятий, позволяющих повысить безопасность, надёжность, эффективность и комфорт потребителей. Одно из основных мероприятий, которое можно будет реализовать при переходе на «альткотельную», — установка индивидуальных тепловых пунктов с автоматизированным погодным регулированием — рекомендовано Министерством строительства Российской Федерации.