амнистия по уголовным делам что это такое
Новости
Добавить ГАРАНТ.РУ в ваши источники
В частности, в нем расширен перечень лиц, к которым может применяться помилование.
Опубликован доклад СПЧ о вопросах соблюдения прав и свобод человека и гражданина в период пандемии COVID-19.
Соответствующее обращение в адрес Президента РФ направили представители российских деловых кругов.
Об этом напомнила ФНС России на своем официальном сайте.
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий использование таких сведений против интересов декларантов, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.
Срок его проведения закончится 29 февраля 2020 года.
Речь идет о большинстве составов преступлений в сфере экономической и предпринимательской деятельности, включая некоторые налоговые нарушения.
Поправки к КоАП РФ вступили в силу 18 июля.
Срок амнистии продлен до 1 марта 2020 года.
В их числе: возможное продление дачной амнистии, разъяснения Роструда о необходимости предоставления справки о диспансеризации, а также интересная судебная практика в сфере труда и имущественных отношений.
Она продлится до 1 марта 2020 года.
Хотя она завершилась 1 марта текущего года.
Напомним, что в рамках второго этапа амнистии капиталов специальную декларацию можно подать до 28 февраля 2019 года включительно.
Также разъяснены нормы закона, предоставляющие такую возможность.
Поправки также затронули постановления о подготовке уголовного дела к судебному разбирательству и процессуальных издержках по уголовным делам.
До этой даты применяется правило, предусматривающее, что для регистрации права собственности на такие дома не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.
В частности, предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимок по ряду фиксированных взносов.
В основном это коснется лиц, совершивших особо тяжкие преступления, преступления в особо крупном размере и уголовно-наказуемые деяния с использованием служебного положения.
Декларацию нужно представить до 30 июня включительно.
Об этом заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Проект документа был разработан Президентом РФ Владимиром Путиным.
Амнистию планируется провести в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Предполагается, что амнистия может затронуть до 60 тыс. осужденных к лишению свободы и до 200 тыс. иных категорий осужденных.
Исключение предусмотрено для лиц, совершивших насильственные преступления, а также преступления, связанные с наркотиками и коррупционные деяния с тяжелыми последствиями.
В частности, под амнистию могут попасть несовершеннолетние, женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет, беременные женщины, инвалиды.
Граждане и организации в течение года смогут легализовать свои офшорные средства без привлечения к ответственности за ранее неуплаченные налоги.
Генпрокуратура РФ обобщила информацию о надзоре за реализацией постановления Госдумы об объявлении амнистии.
ФСИН России обнародованы результаты реализации постановления Госдумы об объявлении амнистии от 2 июля 2013 г.
Вчера оно было принято в третьем чтении и официально опубликовано.
Госдума рассматривала ряд альтернативных вариантов ее проведения, большинство голосов набрал проект, внесенный Президентом РФ.
Президент РФ внес на рассмотрение Госдумы проекты постановлений об объявлении амнистии и о порядке ее применения.
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направил их Владимиру Путину.
Президент РФ подписал перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека.
Такие данные сообщила Генпрокуратура РФ.
Об этом сообщает пресс-служба Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Проект соответствующего постановления подготовлен депутатами.
Оно вступит в силу со дня официального опубликования и должно быть исполнено в течение шести месяцев.
Документом предусмотрено 27 статей УК РФ, на которые предлагается распространить амнистию.
Речь идет о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Амнистии не будет
О грядущей амнистии говорили ещё в прошлом году, связывая её с юбилеем Победы, но с тех пор так ничего и не изменилось. По словам Павла Крашенинникова — председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, каждый раз, когда поступают проекты амнистии, в них перечисляются одни и те же статьи УК, потому с точки зрения государства и вообще справедливости их можно декриминализировать. Но и тут всё непросто.
«Амнистии периодически проводятся. Но объявляют их только тогда, когда законодатели приходят к пониманию, какие статьи, какой круг осуждённых под них подпадает и есть ли необходимость в проведении данной амнистии. При гармоничном законодательстве и справедливой практике нет необходимости их регулярного проведения», — считает адвокат по уголовным делам Сергей Коломиец.
Слухи о том, что амнистия-2020 не состоится, появились в разгар пандемии. По словам депутата Госдумы Александра Якубовского, к которому наш правовой центр обратился за комментарием, в приоритете парламента рассмотрение мер социальной поддержки населения в связи с коронавирусом. К проекту амнистии вернутся, как только будут рассмотрены вопросы, требующие немедленного реагирования.
«По приблизительной оценке, освободить от уголовной ответственности по амнистии могут 10–15 тысяч человек. Речь идёт о людях, которые впервые оказались за решёткой, совершили преступление небольшой тяжести, у которых есть малолетние дети (женщины, мужчины, если они в одиночку воспитывают детей). Амнистия будет распространяться на граждан, которые совершили преступление впервые, можно сказать, по ошибке. Предполагается применить её к лицам, принимавшим участие в боевых действиях, выполнявшим воинский или служебный долг в Афганистане или других государствах, награждённым государственными наградами СССР и Российской Федерации, а также к ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», — поясняет адвокат по уголовным делам Сергей Коломиец.
Возможные послабления могли коснуться только тех граждан, которые совершили преступления небольшой тяжести и их освобождение не несёт опасности для окружающих. Не попадут под амнистию осуждённые за убийство, преступления в отношении малолетних и другие тяжкие и особо тяжкие составы, а также рецидивисты и нарушители режима в местах лишения свободы. Это не амнистия 1953 года, когда в связи со смертью Сталина выходило на свободу огромное количество профессиональных уголовников.
«На рассмотрение парламентариев поступило два проекта. Один — об объявлении амнистии. Второй — о порядке применения. Сначала идут критерии по возрасту; семейному положению; преступлениям, которые человек совершил; по наличию детей, которых он воспитывает в одиночку. Второй момент — на кого не будет распространяться амнистия. Там большой перечень статей, люди, осуждённые по ним, не подпадают под действие этой амнистии. Любой гражданин, который подпадает под критерий, записанный в первом проекте постановления об объявлении амнистии, уже может рассчитывать на освобождение (конечно, если проект постановления примут). Порядок же расписан во втором проекте постановления», — говорит адвокат по уголовным делам Сергей Коломиец.
В России вступила в силу «гаражная амнистия». Что важно знать
Рассказываем, в чем суть «гаражной амнистии», как она поможет собственникам незарегистрированных гаражей, какие объекты можно будет зарегистрировать в упрощенном порядке.
Оглавление:
Что такое «гаражная амнистия»
Сейчас в России нет отдельного нормативного правового акта, который регламентировал бы деятельность гаражно-строительных кооперативов. Также не существует и юридического понятия «гараж», «гаражный кооператив» и т. д. В России числится порядка 3,5–4,5 млн незарегистрированных объектов недвижимости, которые можно отнести к гаражам. В Росреестре не могут назвать четкое их число, так как в российском законодательстве до сих пор пока нет определения гаража. Поэтому оценка о числе таких предварительно выявленных объектов делается по косвенным показаниям, которые позволяют назначение данных объектов отнести к таковым. Количество существующих, но неоформленных объектов гаражного назначения может быть гораздо больше.
Сегодня большое количество гаражей не оформлено в собственность, и люди пользуются ими «на птичьих правах», что не позволяет им распорядиться имуществом — продать или передать по наследству, отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, новый закон позволит гражданам в упрощенном порядке стать полноценными собственниками таких объектов.
Цели амнистии
Большое число гаражно-строительных кооперативов было возведено еще в советское время или до введения современного градостроительного регулирования (до 2005 года). Поэтому их правовой статус в действующем законодательстве отсутствует. Такие объекты нельзя назвать самовольными постройками, часто на них утеряны правоустанавливающие документы, поэтому оформлению (в том числе земельных участков) мешает правовая неопределенность, а граждане не могут противостоять их сносу, оформить в собственность, продать или передать по наследству.
Закон направлен на регулирование правового статуса таких машино-мест и деятельности гаражных или гаражно-строительных кооперативов, в том числе в целях безопасности обслуживания. Также необходимо приведение к современным нормам права на объекты гаражного назначения и земельные участки под ними, считают авторы документа.
Какие гаражи подпадают под амнистию
Воспользоваться «гаражной амнистией» смогут и наследники, и те, кто купил гараж у первоначального владельца. Амнистия распространяется на объекты, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса (31.12.2004). В законе указывается, что сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства или муниципалитета.
Речь идет только о капитальных сооружениях, у которых есть фундамент и стены. Но основная часть гаражей в гаражных кооперативах не являются капитальными объектами. В связи с этим планируется распространить амнистию на все гаражные сооружения, которые входят в гаражные кооперативы. К некапитальным гаражам могут отнести сваренные металлические конструкции. О так называемых «ракушках» вне гаражных кооперативов речи не идет, такие объекты признают самостроем.
Не подпадают под «гаражную амнистию» самострои и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах.
Льготы для инвалидов
Для инвалидов предусмотрено исключение — им позволят размещать некапитальные сооружения, для них такая услуга будет бесплатна. Для этого органы местного самоуправления должны утвердить схему размещения таких гаражных объектов.
Сроки «гаражной амнистии»
Закон о «гаражной амнистии» вступил в силу с 1 сентября 2021 года и будет действовать до 2026 года. «Гаражная амнистия» и «дачная» имеют ограниченный срок, но последняя постоянно продляется, так что, возможно, и амнистия по гаражам не станет исключением.
Риски владельцев гаражей
Илья Бахилин, юрист КА «Юков и партнеры»:
— На практике существуют сложности при госрегистрации прав на гаражи и на стоящие отдельно от иной недвижимости земельные участки под ними или необходимые исключительно для их строительства.
В случае если такие права не зарегистрировать, имеется риск того, что эти строения станут рассматриваться как самовольные и будут снесены органами местной власти, а земельный участок изъят либо государством, либо внезапно возникшими прежними собственниками.
Обычно регистрация прав на землю, предназначенную для гаражного строительства, не предполагает сложности, если такая земля изначально приобретается в собственность. В таком случае оформление земли производится в общем порядке через обращение действующего и будущего собственников в Росреестр напрямую или через МФЦ.
Если прежний собственник участка неизвестен, оформить право на землю под постройку гаража можно путем приобретательной давности, что хотя и проблематично, но реально. В этом случае необходимо в течение 15 лет непрерывно, открыто и добросовестно владеть участком как своим собственным.
В подобных ситуациях после приобретения участка построить и оформить права на гараж достаточно легко, поскольку Градостроительный кодекс не требует для этого получения разрешения на строительство, если гараж не планируется использовать для занятия бизнесом.
Намного сложнее обратная ситуация, при которой собственность на землю изначально принадлежит государству при наличии у потенциального покупателя права на владение уже построенным гаражом как строением. В нынешней ситуации получить в этом случае собственность на землю практически нереально, поскольку у владельцев, как правило, нет никаких документов, подтверждающих его права. Сложность связана с тем, что сам статус гаражей в законодательстве является достаточно неопределенным.
С 1 сентября 2021 года граждане смогут бесплатно приобрести гараж и участок под ним в собственность при предоставлении любых доказательств владения гаражом (например, документов о членстве в гаражном кооперативе). Однако закон не затронет гаражи, которые невозможно признать капитальным строением, в связи с чем перед оформлением прав необходимо будет проводить соответствующую проверку.
Как оформить гараж в собственность
Чтобы оформить гараж в собственность, граждане должны будут обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка под существующим гаражом. Такая возможность в будущем станет доступна и через МФЦ «Мои документы».
Амнистия подразумевает упрощенный порядок оформления собственности на гаражи и землю под ними. Заявление на регистрацию и участка, и гаража должен будет подать орган местного самоуправления, при этом госпошлину платить не нужно.
Для оформления прав собственности достаточно предоставить документ о предоставлении или выделении гражданину земельного участка. В случае отсутствия у гражданина этого документа к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
Также в подтверждение собственности можно будет предоставить следующие документы:
Кадастровая оценка
Закон наделяет региональные власти и муниципалитеты полномочиями по обеспечению выполнения кадастровых работ в отношении объектов, подпадающих под гаражную амнистию. Это позволит снизить финансовую нагрузку на население, пояснили в Росреестре.
Статья 84. Амнистия
1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Комментарий к ст. 84 УК РФ
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.
Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6.
Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении об объявлении амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.
Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.
Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. N 3.
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3018.
Институт амнистии включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Этот институт является комплексным, он применяется на разных стадиях уголовной ответственности и предусматривает разные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности (подозреваемые и обвиняемые), освобождение от наказания (осужденные), снятие судимости (отбывшие наказание).
Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.
Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.
Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Во многих (но не во всех) актах об амнистии это положение устанавливается особо. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N 7-П подчеркивается, что реализация права государства на отказ от уголовного преследования отдельных категорий лиц вследствие амнистии не должна ограничивать незыблемые конституционные права человека и гражданина, включая закрепленное ст. 52 Конституции РФ право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Потерпевший может реализовать свое право как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.
Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.
Амнистия предусматривает несколько видов смягчения положения осужденных: освобождение от основного наказания; сокращение срока (размера) назначенного наказания, включая сокращение неотбытой части наказания; замена назначенного наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания.
Акт об амнистии распространяется только на те наказания, которые не отбыты или не исполнены на момент его вступления в силу.
Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. В СССР подобная возможность предусматривалась. Например, в ч. 1 ст. 65 ИТК РСФСР указывалась такая категория осужденных, как «мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии». Замена смертной казни более мягким видом наказания по российскому законодательству возможна только в порядке помилования (ч. 3 ст. 59 УК РФ).
Не применяется амнистия и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Конечно, чисто теоретически это не исключается, поскольку в УК РФ не установлены основания и условия применения (неприменения) амнистии, в каждом акте об амнистии они формулируются по-своему. Но на практике таких случаев не было. Во-первых, во всех актах об амнистии постатейные ограничения включают преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Во-вторых, во многих актах об амнистии установлено положение о неприменении амнистии к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами амнистии.
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. В последних постановлениях об объявлении амнистии данная мера не предусматривалась. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27 марта 1953 г. судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных.
Ведомости ВС СССР. 1953. N 4.
Амнистия является безусловным видом освобождения от уголовной ответственности и от наказания: решение о применении амнистии не может быть отменено независимо от дальнейшего поведения амнистированного лица. Некоторые специалисты выступают за придание амнистии условного характера. По их мнению, неотбытый на момент применения амнистии срок наказания следует считать испытательным сроком со всеми вытекающими правовыми последствиями.
Следует отметить, что в некоторых актах об амнистии предусматривались определенные требования, невыполнение которых исключало применение амнистии. Так, в п. 1 Постановления от 9 февраля 1996 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года» условием амнистирования являлось освобождение всех лиц, захваченных и насильственно удерживаемых незаконными вооруженными формированиями.
СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 722.
Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, т.е. не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица. Единственным исключением является несогласие подозреваемого или обвиняемого лица на прекращение уголовного преследования. В специальной литературе высказывалось мнение, что и в отношении осужденных амнистия должна применяться только с их согласия, поскольку амнистия относится к нереабилитирующим основаниям освобождения от наказания.
Судебная практика по статье 84 УК РФ
И СТАТЬЕЙ 84 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
Установленный ст. 84 УК Республики Беларусь и ст. 83 УК РФ срок давности исполнения постановленного в отношении Сташука С.В. обвинительного приговора к моменту принятия решения о его выдаче Республике Беларусь не истек.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности в силу международных договоров и внутреннего законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществления в отношении Сташука С.В. уголовного преследования, включая исполнение назначенного ему наказания, за совершение преступлений, в совершении которых он признан виновным, не имеется.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принимаемое Государственной Думой решение об объявлении амнистии (которая исходя из статьи 84 УК Российской Федерации применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и реализации уголовной ответственности) во всяком случае должно основываться на принципах правового государства и верховенства Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства в области уголовно-правовой защиты провозглашенных конституционных ценностей, включая права граждан, как при применении уголовной ответственности и наказания, так и при освобождении от них. Установление в рамках этих принципов конкретных оснований и пределов амнистирования лиц, совершивших преступления, относится к числу дискреционных полномочий самой Государственной Думы, которая вправе объявлять амнистию в отношении определенных категорий лиц и видов преступлений и предусматривать те правовые последствия амнистии, которые она сочтет целесообразными (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 года N 875-О, от 19 ноября 2015 года N 2659-О, от 26 апреля 2016 года N 764-О, от 28 марта 2017 года N 602-О, от 27 сентября 2018 года N 2213-О и др.).
Согласно ст. 84 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, актом об амнистии может быть освобождено от отбывания назначенного наказания.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, но в строго определенных пределах. Условия применения амнистии, а также круг лиц, на которых она распространяется (не распространяется), устанавливаются соответствующим актом.
В кассационной жалобе осужденный Шакура указывает, что приговор является незаконным и необоснованным; умысла на убийство потерпевших у него не было, он защищался от их нападения и эти доводы не опровергнуты; нарушен принцип презумпции невиновности; его показания от 19 апреля 2019 года являются недопустимыми доказательствами, поскольку он в это время проходил курс лечения у психиатра; суд необоснованно отклонил ходатайство о допросе экспертов-психиатров; свидетели Г. и Б. заинтересованы в исходе дела; его судимость по предыдущему приговору должна быть снята в 2015 году на основании ст. 84 УК РФ, т.к. он болен туберкулезом; суд не учел смягчающие его наказания обстоятельства: тяжелая болезнь, явка с повинной, наблюдение у врача-психиатра, раскаяние в содеянном; на его иждивении находится отец-инвалид. Просит переквалифицировать его действия со ст. 105 ч. 2 п. п. «а, ж» на ст. 108 ч. 1 УК РФ, иск потерпевших оставить без удовлетворения.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что принимаемое Государственной Думой решение об объявлении амнистии (которая исходя из статьи 84 УК Российской Федерации применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и реализации уголовной ответственности) во всяком случае должно основываться на принципах правового государства и верховенства Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства в области уголовно-правовой защиты провозглашенных конституционных ценностей, включая права граждан, как при применении уголовной ответственности и наказания, так и при освобождении от них. Установление в рамках этих принципов конкретных оснований и пределов амнистирования лиц, совершивших преступления, виды смягчения их положения и порядок применения акта об амнистии в каждом конкретном случае регламентируются Государственной Думой в соответствующих постановлениях и относятся к числу дискреционных полномочий самой Государственной Думы, которая вправе объявлять амнистию в отношении определенных категорий лиц и видов преступлений и предусматривать те правовые последствия амнистии, которые она сочтет целесообразными (Постановление от 19 марта 2003 года N 3-П; определения от 22 апреля 2014 года N 831-О, от 18 сентября 2014 года N 1828-О, от 23 апреля 2015 года N 875-О, от 19 ноября 2015 года N 2659-О, от 26 апреля 2016 года N 764-О, от 28 марта 2017 года N 602-О, от 27 сентября 2018 года N 2213-О и др.).