ангела тебе за трапезой что значит
Снежинск православный
наш приходской сайт
Ангела за трапезой или приятного аппетита
«Слышала, что православные не садятся за стол, не прочитав молитвы и не перекрестив то, что на столе. Странно, ведь магические ритуалы не в чести у христиан. Почему же здесь исключение из правила?»
Дети любят поболтать во время еды, и обед иногда затягивается на часы, чадо за разговорами успевает незаметно проглотить одну ложечку супа, вторую, зазевается, а вы ему раз в открытый рот… Успели. У таких детей нет навыков правильно обедать. Вы им эти навыки не привили, потому что вполне обходились без них сами. Но вспомним Серафима Вырицкого: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой«. Мы хотим, чтобы дети не болели, но не торопимся научить их христианским правилам за столом: помолиться, прочитать «Отче наш», сидеть за столом благочестиво, не позволять вскакивать, громко разговаривать, капризничать. И если уж читать жития святых для нас подвиг недосягаемый, то просто разговаривать тихо и немного. Главное — трапеза… Господь благословляет. Господь смотрит.
Недалеко от Константинополя в глубоком безмолвии жил святой отшельник. Все почитали его, и многие посещали, дабы иметь от этого душевную пользу. И вот однажды в одежде простого воина пришел к старцу римский император. Старец обрадовался гостю, принес деревянную чашку с водой, положил туда сухой хлеб и, помолившись, пригласил гостя за трапезу. После трапезы гость открыл старцу свое высокое положение. И сказал: «Вот я и родился царем и теперь царствую, но никогда не вкушал хлеба, не пил воды с такою приятностью, с какою ныне ел и пил у тебя. Как сладка мне твоя пища!» И ответил ему старец: «Мы, монахи, принимаем пищу свою с молитвой и благословением, оттого наше брашно, хоть и худое, бывает сладко. А в ваших домах пьют и едят без молитвы, с шумом и празднословием, и оттого богатые и роскошные трапезы бывают у вас безвкусны — им недостает услаждающего благословения Господня«.
Или как часто бывает. В разгар поста — застолье. И с водкой, и с разносолами скоромными. «Что я, виноват, что у меня день рождения в пост?» Наверное, виноват. Раз Господь именно этот день определил тебе как особый. Но это другой вопрос. Люди едят и смеются, выпивают и тешат себя застольными анекдотами, пускаются в пляс и опять едят… уходят с набитыми животами, переев деликатесов и надегустировавшись от души. А радости никакой. Ни у хозяев, оставшихся наедине с пустыми бутылками и грязными тарелками, ни у гостей. Как в той студенческой песенке: «Хоть похоже на веселье, только все же не веселье…» А ведь можно обойти острые углы подоспевшего не вовремя праздника. Самый день встретить тихо и благочестиво, утром сходить в храм, вечером по-домашнему посидеть за столом. А уж «большое народное гулянье» перенести на другой, скоромный день. Тогда уже и пользы будет больше от таких посиделок, и благословится Господом трапеза, по воле Божией, а не вопреки ей окажется веселой и желанной, и пирог удастся, не подгорит, и мясо прожарится. А главное, все пойдет на пользу, это уж непременно, это уж обязательно.
Господь, устанавливая свои законы в нашей жизни, ратует прежде всего, чтобы мы были здоровы, духовно благополучны и — благодарны. От его законов нет никакого вреда, а вот польза — колоссальная. Так почему же даже такая малость, как молитва перед едой, дается нам так тяжело и так неохотно нами принимается. «Враг радости не любит». Враг рода человеческого очень скорбит от нашего благочестия, оно ему все равно, что рвотное. Вот и нашептывает в наши развешанные уши разную дребедень — не верьте, не тратьте время на молитву. Еда она и есть еда, поел и пошел, и анекдотик пошленький за едой подбросит, и ребенка повыкаблучиваться настрополит — не буду, не хочу, не люблю, сами ешьте. Заслон от врага — молитва. Он бежит от нее посрамленный, она — великая сила, но такая нами невостребованная. Почему? Вопрос риторический. Когда люди вкушают пищу, мы говорим им: приятного аппетита. У православных принято другое выражение: Ангела за трапезой. В этом выражении больше красоты и духовного смысла. Мы призываем Ангела-хранителя встать на трапезе защитником нашим от бесовских наскоков и проводником Божиего благословения. Эти слова — Ангела за трапезой — почти что молитва. Ангела за трапезой. А там, где Ангел, — не место бесу. А раз Ангел Господень призван к нашему столу, без сомнения, будет во благо пища. А раз будет во благо пища, укрепятся от нее наши дети и пойдут в рост, и пойдут в благоразумие. А здоровые и благоразумные дети — не счастье ли это для нас? Чего еще и желать от жизни?
— Ангела за трапезой! — говорим мы вкушающим пищу.
— Спаси вас, Господи! — отвечаем с благодарностью.
И это тоже молитва. Потому что не требуем, а просим.
Автор : Наталья Сухинина — журналист, писатель, главный редактор издательства «Святая гора», автор сборников рассказов «Куда пропали снегири?», «Где живут счастливые?», «Какого цвета боль?» и многочисленных очерков
Православная Жизнь
Как только не приветствуют друг друга православные! А есть ли какие-то правильные способы приветствия православных людей? Как здороваться, чтобы не быть смешными, но и традиции не утратить?
Целовать? Можно!
В церковной среде приветствия действительно довольно разнообразные. У людей невоцерковлённых по этому поводу возникает ряд вопросов: почему и зачем они это делают, что происходит между этими людьми и так далее. У меня некоторые виды наших приветствий напоминают детство, когда приезжаешь в гости к каким-то незнакомым родственникам, которые начинают тебя зацеловывать. Ты этих тёть не помнишь и пыла их не разделяешь, и своё настроение можешь выразить тремя предложениями: «Кто вы? Что вам надо? Я вас в первый раз вижу!». Но если говорить серьёзно, то на самом деле ничего удивительного в приветственных поцелуях нет, просто православные люди помнят слова апостола: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2 Кор. 13:12), «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16). Вообще, целование — это жест доверия, такой же, как протягивание руки или объятия.
Я считаю, что вопрос не в том, как нам здороваться в церковной общине — здесь всё зависит от принятой традиции, а как это делать вне её. В церковной ограде можно приветствовать друг друга как хочется, главное — быть вежливыми. Сейчас многие приходы возвращаются к старой практике, когда священник перед Символом веры говорит: «Христос посреди нас!» — и верующие отвечают: «Есть и будет!». При этом рядом стоящие люди обнимаются и целуются. Мне такая традиция очень нравится. У нас это всё происходит в алтаре, и стоящие в храме люди этого возгласа просто не слышат. А ведь такая традиция, как мне кажется, очень хорошо объединяет приход: человек не чувствует себя в храме одиноким.
Как приветствовать окружающих — это выбор самого православного человека. Кто-то и православным, и неправославным жмёт руку, кто-то трижды целует в память о пасхальном христосовании, делая это своей особенной чертой. Знаю, что некоторые священники практикуют такое. В этом нет ничего плохого — разве что есть опасность, что чрез некоторое время за любвеобильным батюшкой начнут бегать толпы прихожанок. Так что священникам надо быть осторожнее с целованиями, не всегда они уместны.
Проявление открытости и добрых намерений
В каждой культуре и субкультуре есть свои формы приветствий. Они могут быть условным кодом для определения своих и чужих. Ничего удивительного, что и у нас, православных, тоже есть свои традиции, понятные своим и непонятные тем, кто случайно зашёл. Мне кажется, в этом есть что-то не только объединяющее нас, но и нас обезоруживающее. Например, есть целование святой Елисаветы и поцелуй Иуды. Думаю, мы не хотим быть теми, кто приветствует людей вторым поцелуем, мы все хотим быть подобными святой Елисавете. Однако я считаю, что не надо сразу бросаться целовать новых людей в общине. Сначала следует разъяснить, что у нас и как. К сожалению, мы очень мало объясняем людям, что у нас происходит.
Помним о личном пространстве
Важно, чтобы ваши приветствия не нарушали личные границы человека. Не все любят поцелуи даже с родственниками — что уж говорить о чужих людях! Надо помнить, что у разных людей разное представление о нормах социальной дистанции. Жители городов живут более тесно, чем жители деревни, поэтому касаться друг друга для первых нормально, а для вторых — нет. Потому, мне кажется, надо по возможности стараться учитывать этот момент во время общения.
За границей во многих странах не принято вторгаться в личное пространство человека, близко подходить к нему, прикасаться. Это считается неприличным. Признаюсь, мне такая традиция нравится, я люблю, когда моё личное пространство не нарушают. Мне это необходимо, чтобы я нормально функционировал. Если же человек пытается общаться «нос к носу», я очень напрягаюсь. Во время приветствий наша задача — показать дружелюбие, доброжелательность, незлобие, открытость, но помимо этого — проявить заботу о том, с кем мы встретились, сделать так, чтобы ему было комфортно с нами, чтобы мы не нарушили его границы, его покой.
«Ангела за трапезой» или «приятного аппетита»?
Если один верующий другому пожелает «Ангела за трапезой», то ничего в этом плохого нет. Понятно, что это давняя традиция, передаваемая от старшего поколения младшему. Хотя в этом случае мне вспоминается святой Серафим Вырицкий, который говорил: если вы желаете ангела за трапезой — то читайте молитву Ангелу-хранителю, а не только «Отче наш». Если человек что-то говорит или желает, он должен понимать, зачем он это делает. Не знаете, что значит то или иное приветствие — не говорите, просто поздоровайтесь, этого будет достаточно. Знаете, с каким праздником православные поздравляют друг друга в обычный будний день — отлично, поздравляйте тоже. Если же вы без понятия, почему у них каждый день какой-то праздник — говорите «Здравствуйте!». Я за осознанность. В свою очередь, верующим тоже не стоит озадачивать невоцерковлённых людей поздравлениями с праздниками из православного календаря.
Искренность и понимание — прежде всего
Православные приветствия могут отталкивать, когда они неискренние и за ними ничего, кроме слов, не стоит. Если человек говорит «со святым днём», «спаси Господи!» потому, что живёт Христом и Церковью, если от избытка сердца глаголят его уста, это всегда слышно и не раздражает. Если же это просто потому, что так принято или чтобы подчеркнуть, что «я верующая, а вы нет» — это очень фальшиво. Люди нецерковные мгновенно считывают фальшь — особенно из наших уст.
Порой обильное употребление православных приветствий — черта новоначального христианина, которому очень хочется стать своим в общине или Церкви в целом. Это горение со временем пройдёт, так что не будем судить неофитов строго.
Здороваться надо. Каждая компания, каждое объединение людей может иметь свои виды приветствий. Важно помнить: то, как вы здороваетесь в узком кругу, может быть неуместным вне его. Если вы не знаете, как приветствовать тех или иных людей — просто скажите «здравствуйте», этого всегда достаточно. Главное — чтобы мы всегда действовали по любви и с заботой о ближнем.
Священник Димитрий Паламарчук
Ангела тебе за трапезой что значит
Пища – огустевшая Любовь Божия
Жизнь современного человека строится по многочисленным нормам и порядкам. Несомненно, большое влияние имеют различные обычаи и традиции. Вкушение пищи является неотъемлемой частью жизни каждого человека. За время развития истории христианской Церкви сложились свои особые правила, определяющие отношение человека к пище. Но вот в чем проблема: сведений настолько много, и порой противоречивых, что в них легко запутаться. Существуют правила, составленные в лоне Церкви, исходящие из накопленного опыта святых ее представителей. И тут же по соседству можно встретить околоцерковные басни и небылицы, настолько богатые и разнообразные фантазией, что по ним можно составить «энциклопедию народной мудрости».
Итак, избранные места в Священном Писании по вопросам пищи
Мы имеем великое богатство мудрости, собранное на протяжении нескольких тысячелетий многими поколениями людей. И прибегаем к этому источнику, когда только пожелаем. Это сокровище именуется Книгой Книг или Библией. Приведу некоторые яркие примеры из Священного Писания, которые могут научить нас правильному отношению к пище.
Примеры из Ветхого Завета
Едва откроем Святую Библию, с начальных страниц увидим, что самая первая заповедь Адаму касается употребления пищи, когда Господь сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16—17). То есть, во-первых, Бог определил для человека ущемление в пище. При этом надо обратить внимание: насколько сурово наказание за нарушение заповеди, а, значит, насколько важно это воздержание!
Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, ибо Сам есть Жизнь. Так и в самой пище начало жизни полагает Бог, а не питательные калории. По этому поводу припоминаю любопытные слова одного православного священника за христианской праздничной трапезой: «Пища – это огустевшая Любовь Божия». А безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его, и для того только, чтобы стать независимым от своего Создателя. И сделал это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он сам может стать, как Бог, т. е. иметь жизнь в самом себе. Проще сказать: он поверил в силу пищи, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, тленная пища сделались богами человека. Он стал их рабом. Адам по-еврейски значит «человек». Это — наше общее имя. И современный человек все еще Адам, все еще раб «пищи». Он может уверять, что верит в Бога, но его знание, его опыт, его самоуверенность построены все на том же принципе: «хлебом единым». Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Из всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.
Исав
Быт. 25, 29-30: И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
Быт. 25, 32: Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Быт. 25, 34: И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Рим. 9, 13: Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
Евр. 12, 16: Чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
Какую роль здесь сыграла чечевичная похлебка! Съел одну порцию, подумаешь, с кем не бывает, когда кушать хочется. Но Господь видит сердца. Здесь не важна пища. Важно отношение к ней! Исав пренебрег возможностью, чтобы именно из его рода произошел Спаситель мира. Причем, он сам сделал такой выбор. Иаков же напротив: дорожил столь великим даром, который и перешел к нему за его усердие, хотя и не принадлежал по праву.
1Цар. 21, 3-6: Итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди [твои] воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то [хлеб] останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы.
3Цар. 17, 4: Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
3Цар. 17, 6: И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.
3Цар. 19, 6: И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
Пророк Илия ходил перед Богом. Всю жизнь помнил о Божественном вездеприсутствии и потому сумел не прогневать Его нарушением святых заповедей. Илия был угоден Богу, за что и взят живым на небо. Он не тратил время на заботы о земном, всю жизнь посвящая служению Богу и людям. И Господь Сам посылал пищу для Своего избранника. Это яркий пример для нас: как мы должны жить и к чему стремиться. Если будем жить с постоянной мыслью о Боге, тогда все у нас будет устраиваться в жизни по великому Божьему милосердию.
Мф. 3, 4: Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Мф. 11, 11: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Мф. 11, 18: Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
Исх. 12, 5: Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз.
Чис. 7, 15: Один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение
Ис. 53, 7: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
Иер. 11, 19: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, [говоря]: «положим [ядовитое] дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось».
Ин. 1, 29: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
Ангела вам за трапезой, что значит это пожелание? Откуда пришла эта фраза?
Ангела вам за трапезой, что значит это пожелание? Что оно несёт?
Что стоит за это фразой, откуда она пришла, какова история?
Это православное пожелание перед принятием пищи.
Ангела вам за трапезой говорят для того чтобы призвать вашего ангела к столу и к вашей трапезе. Тем самым призывая ангела к столу, пища вкушаемая будет всегда во благо. А если пища будет во благо то будет и умиротворение и здоровье.
Ангела вам за трапезой, это как приятного аппетита желается.
Тем самым так же желаем добра и просим у Бога за вас.
Так как внешних доказательств существования Бога не существует (хотя вся вселенная говорит о Нем), то и взять их негде, как только имея свидетельство в себе самом.
Считаю, что уверовать в Бога можно только встретившись с Ним. При этом одни люди делают вид, что не узнали Его и идут дальше, другие же получают внутреннее доказательство, что Он есть и начинают жить в общении с Ним, и получая подтверждения Его реальности всю жизнь.
Ветер никто не видел, но все видели его действие.
Посмотрела, поискала и нигде не нашла такого выражения. Возможно, ваша мама сама придумала данное выражение и часто его употребляет. Мама считает вас ангелом и вам должно быть приятно. А вы у мамы не интересовались, где она слышала такое выражение?
Ещё есть варианты, это рассказ «Ангел в отпуске» Пугачева К.В. и стих с тем же названием Чувилова С. Может это выражение оттуда.
«Спасибо» или «Спаси Бог»?
Поговорить с матушками. Матушки.ру
«Спасибо» или «Спаси Бог»? ⇐ Поговорить с матушками
Модератор: Фотина
Сообщение Ёжик в тумане » 17 апр 2013, 20:21
Сообщение Юлианна » 17 апр 2013, 20:38
Сообщение Кумушка » 17 апр 2013, 21:26
«Спасибо!»- хороший ответ на все случаи жизни.
Честно говоря, не понимаю всех этих сугубо православных «ангелов за трапезой» Есть же вполне понятное всем и каждому «приятного аппетита», «ешьте на здоровье» и т.д.
Какой-то получается язык «для своих», который ставит непосвященного в неудобное положение и лишь подчеркивает, что ты не относишься к кругу избранных.
Сюда же отношу и бесконечные «спаси Господи» к месту и не к месту.
Ясен пень, что ангел-хранитель для православного человека всегда рядом и вряд ли думает удаляться на время трапезы.