антиномия что это такое простыми словами
Значение слова «антиномия»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АНТИНО’МИЯ, и, ж. [греч. antinomia] (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антино́мия
1. книжн. противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми; противоречие в законе или противоречие закона самому себе ◆ Известно, что третий том «Капитала» показал нам, каким образом разрешалась у Маркса знаменитая в летописях новейшей экономической науки антиномия между законом стоимости и законом равного уровня прибыли. Георгий Плеханов, «Н. Г. Чернышевский. Книга первая», 2015 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова малороссы (существительное):
Значение слова антиномия
Словарь Ушакова
антин о мия, антиномии, жен. (греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу или противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми (например прерывность и непрерывность материи).
Термины Киносемиотики
(греч. antinomia — противоречие в законе) — появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие «А.» возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреческой философии в смысле А. чаще употреблялся термин «АПОРИЯ» (Философский словарь М., Политиздат, 1986г.).
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Необходимое противоречие между двумя в равной мере правдоподобными или доказуемыми тезисами. Кант называет антиномиями чистого разума конфликтные столкновения разума с самим собой, в которые он неизбежно приходит при малейшей попытке достичь абсолюта. Он перечисляет четыре такие антиномии: можно с равным успехом доказать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве и, наоборот, что мир не имеет начала во времени и безграничен; что все в мире состоит из простых частиц и, наоборот, что в мире нет ничего простого; что существует свободная каузальность и, напротив, что все в мире происходит согласно законам природы; наконец, что существует абсолютно необходимое бытие и, наоборот, что вообще никакого такого бытия не существует («Критика чистого разума», «Трансцендентальная диалектика», глава вторая). Эти четыре антиномии служат одинаково успешным опровержением сциентизма и догматической метафизики и, по Канту, оправданием критицизма.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG antinomy)
сопоставление двух выводов, к-рые противоречат друг другу. Примером могут служить парадокс или пара несовместимых суждений, таких, как философский тезис: «Бог есть причина всех вещей» и антитезис: «Я обладаю свободой».
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
АНТИНОМИЯ, и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. А. между свободой личности и государством.
| прил. антиномический, ая, ое.
Словарь Ефремовой
ж.
Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(греч.) — так называется собственно противоречие двух законов. Слово это как философский термин впервые введено Кантом. Он объясняет А. как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. А. обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне ее необходимая сущность или нет? Так как А. в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение А. необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может. По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, т. е. она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для все более и более прогрессирующего расширения знания.
Большой юридический словарь
действительное или кажущееся противоречие в законе
Большая Советская Энциклопедия
Лит.: Асмус В. Ф., Философия И. Канта, М., 1957.
Антиномия
Антино́мия — 1) противоречие в законе; 2) противоречие, усматриваемое между двумя взаимоисключающими утверждениями, положениями, каждое из которых, рассматриваемое по отдельности, представляется логически обоснованным или истинным; 3) противоречие между двумя действиями или ситуациями, каждое (каждая) из которых соответствует требованиям закона.
Есть ли противоречия в Божьем законе?
В отличие от законов, составленных человеком, закон Божий, как и любое другое Божественное произведение, отличается целостностью, совершенством.
В отношении человека совершенство Божьего закона сказывается в том, что неукоснительное соблюдение его требований гарантирует исполнителю максимальную нравственную пользу.
С формальной стороны совершенство Божьего закона выражается в согласованности всех его положений между собой, в отсутствии внутренних противоречий.
Между тем, по свидетельствам отрицательной критики Божий закон всё же содержит взаимоисключающие требования и, следовательно, несовершенен.
Одним из центральных противоречий Синайского законодательства называют несоответствие между запретом на убийство человека вообще (заповедь: «не убий» ( Исх.20:13 )) и требованием смерти для злостных нарушителей закона.
По мнению ряда критиков, это «противоречие» становится ещё более очевидным, если учитывать, что во времена Ветхого Завета Синайский закон допускал не только отдельные казни, но и массовые уничтожения людей ( Нав.6:16 ).
В действительности же Синайский закон чужд внутренних разногласий.
Так, заповедью «не убий» Бог подчеркнул ценность человеческой жизни, предостерёг человека от самовольного покушения на убийство. Ведь жизнь — Божественный дар. Стало быть, самовольное убийство есть преступление не только против ближнего, но и против Творца и Подателя жизни, Бога.
Вместе с тем в исключительных случаях Бог дозволял убийство как узаконенную казнь, в соответствии с ранее озвученным Им предостережением: «согрешишь — смертью умрешь».
В отличие от беззаконных убийств, узаконенная смертная казнь способствовала ограничению зла, торжеству справедливости и добра.
(В качестве современного примера дозволительных убийств можно вспомнить уничтожение фашистов во время сражений Великой Отечественной войны. Всякому здравомыслящему человеку понятно, что физическое истребление фашиствующих убийц и насильников не только не противоречило заповеди «не убий», но и способствовало её исполнению).
Была ли антиномия в словах и поступках Христа?
По большей части мнение о наличии противоречий между словами и поступками Иисуса Христа основано на Его отношении к требованиям закона Моисея, которые Он, якобы, регулярно нарушал, и это при том, что Сам Он свидетельствовал, что пришёл не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ).
Наиболее часто использовавшимся обвинением (в адрес Мессии) со стороны иудеев было обвинение в нарушении заповеди о субботнем покое. В действительности же Христос никогда не вступал в противоречие ни с Божьим законом, ни со Своими свидетельствами (по человеческому естеству).
Формально претензии иудеев к Искупителю обусловливались требованием справедливости. В действительности же они строились на грубой, своеобразной интерпретации буквы закона.
Заповедью о субботнем покое подразумевалось, чтобы этот день седмицы был посвящён Богу. Отсюда и запрет на работы. Господь же, совершая в субботы добро, исцеляя больных, действовал не в противоречии, а в согласии с заповедью о любви к Богу и ближнему, в соответствии с целями и предназначением субботнего покоя. Следовательно, Он не нарушил закон.
Встречается ли антиномия среди христианских догматов?
До́гматы суть богооткровенные вероучительные истины. Их совокупность образует ядро единого, цельного, истинного вероучения Церкви. Поскольку истина не может вступать в противоречие сама с собой (в противном случае она не была бы истиной), постольку нельзя утверждать, что в содержании того или иного христианского догмата либо между двумя различными догматами возможно хоть какое-то действительное противоречие.
Что же касается догматических «противоречий», на какие нередко указывают представители иных верований (включая атеистическое), это не соответствует правде и часто бывает связано либо с незнанием содержания догматов, либо с их ложной интерпретацией.
Так, казалось бы, единичность и вместе троичность Бога Отца и Сына и Святого Духа с точки зрения арифметики — абсурд. Однако, никакого абсурда здесь нет. Дело в том, что единичность и троичность в Боге рассматривается и исповедуется не в одном и том же отношении: Бог един по естеству, а троичен в Лицах.
Не менее острое «противоречие» хотят видеть в догмате о наличие во Христе двух воль: Божественной и человеческой. При этом упрекают нас: если признать, что воли две, то необходимо принять на веру и то, что Христос был подвержен неизбежным внутренним противоречиям, своего рода раздвоению личности, чего никак нельзя помыслить о Личности Всеосовершенного Бога. На самом же деле вопрос разрешается по-другому: хотя воли во Христе и различны (в соответствии с различием соединенных в Его Ипостаси естеств), тем не менее не противоречивы: человеческая полностью и свободно подчинена Божественной.
Итак, «обнаруживаемые» в догматах «антиномии» носят воображаемый, а не реальный характер.
Антиномия
Добавлено в закладки: 0
Что такое антиномия– это «противоречие в законе». Под этим термином подразумевают противоречие, которое есть меж двумя равными по значимости и доказуемыми логически положениями.
Введение данного термина приписывают немецкому философу Р. Гоклениусу, невзирая на то, что предпосылки к введению данного понятия были еще в античной философии.
Антиномии, по мнению Канта, порождаются неизбежно в попытках разума познать «вещи в себе», то есть выйти за границы эмпирического познания мира.
Рассмотрим, более детально, ч то значит антиномия. Антино́мия — ситуация, в которой высказывания об одном объекте, которые противоречат друг другу, имеют равноправное логически обоснование, и их ложность или истинность нельзя обосновать в границах принятой парадигмы, или противоречие меж двумя положениями, которые признаются одинаково верными, или противоречие двух законов. Термин «антиномия» предложил Гоклениус.
История нахождения антиномий в языке
Схоластические логики анализу и формулированию антиномии уделяли много внимания.
Антиномии в трудах Канта
Кант применял понятие «антиномия» для того, чтобы оправдать основной тезис собственной философии, в согласии с которым разум не может выйти за границы чувственного опыта и познать «в себе вещи». По учению Канта, попытки такого рода приводят разум к противоречиям, так как позволяют обоснование как тезиса (утверждения), так и антитезиса (отрицания) каждой из таких «антиномий чистого разума»:
Кант поясняет «антиномию» как противоречие, в которое впадает теоретический разум сам с собою или непосредственно с рассудком, когда он относит идею абсолютного к миру как совокупности различных явлений. Отсюда являются именно мнимоосновательные теории и противоречивые законы, которые ведут к принятию положений, которые непостижимы для нашего рассудка.
Как мы уже видели, антиномии разреаюшают следующие вопросы: бесконечны ли или конечны — время, вселенная, пространство? Есть ли неделимые атомы, когда материя может до бесконечности делиться? Есть ли только необходимость в природе, или также возможна свободная причинность? Находится ли вне вселенной или в ней необходимая сущность или нет? Так как антиномия в этой ситуации состоит в том, что возможно привести одинаково убедительные доказательства в пользу как отрицательного, так и утвердительного ответа на данные вопросы, то разрешение антиномии приводит к выводу, что человеческое познание встречает в последних преграду, которой ни победить, ни перешагнуть не может.
По Канту, мы знаем о времени, пространстве, причине, материи и так далее, лишь как о феноменах (явлениях), но не знаем ничего: каковы-в-себе вещи (ноумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения данных вопросов; идея бесконечного и абсолютного имеет лишь значение контролирующего принципа, то есть она не служит сама источником увеличения знания, а лишь руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего увеличения знания. Кроме антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий эстетического, морального, религиозного сознания.
Гегель отмечает важность значения кантовских антиномий, так как они отражают диалектический характер взглядов. Противоречия или антиномии, по его утверждению, есть «во всех предметах всякого рода, во всех идеях, представлениях, понятиях».
Антиномии Канта не являются в смысле формальной современной логики «антиномиями», так как обоснование и антитезиса, и тезиса в них нельзя представить в форме правильных логически рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в математике и логике (Теория множеств) были обнаружены несколько подлинных антиномий, что было одной из причин активизации исследований по основаниям математики и логики.
Взгляд онтологических современных наук на антиномии
Антиномии делят на семантические и логические.
Мы надеемся, что да ли наиболее полное определение и понятие термина антиномия, раскры ли его историю
Антиномия
Содержание
История нахождения антиномий
Формулированию и анализу антиномии много внимания уделяли схоластические логики.
Антиномии в трудах Канта
Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе» (Ding an sich, буквально — вещь по себе). По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft ) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand ), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, непостижимых для нашего рассудка.
Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная причинность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаково убедительные доказательства в пользу как утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.
По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы вещи-в-себе (ноумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, то есть она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания. Помимо антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического сознания.
Гегель отметил важность значения кантовских антиномий, поскольку они отражают диалектический характер его взглядов. Антиномии, или противоречия, по его утверждению, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».
Антиномии Канта не являются «антиномиями» в смысле современной формальной логики, поскольку обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в логике и математике (Теория множеств) был обнаружен ряд подлинных антиномий, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики.
Взгляд современных онтологических наук на антиномии
Антиномии подразделяют на логические и семантические (см. Семантическая антиномия, Парадокс).
Антиномии возникают не вследствие субъективной ошибки, но связаны с диалектичностью процесса познания. Традиция антиномического мышления связана также с христианской богословской традицией, в которой непостижимость основных догматических положений часто формулируется в виде антиномий (П. Абеляр, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и др.).