антиномия что это такое простыми словами

Значение слова «антиномия»

антиномия что это такое простыми словами. Смотреть фото антиномия что это такое простыми словами. Смотреть картинку антиномия что это такое простыми словами. Картинка про антиномия что это такое простыми словами. Фото антиномия что это такое простыми словами

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

АНТИНО’МИЯ, и, ж. [греч. antinomia] (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

антино́мия

1. книжн. противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми; противоречие в законе или противоречие закона самому себе ◆ Известно, что третий том «Капитала» показал нам, каким образом разрешалась у Маркса знаменитая в летописях новейшей экономической науки антиномия между законом стоимости и законом равного уровня прибыли. Георгий Плеханов, «Н. Г. Чернышевский. Книга первая», 2015 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

антиномия что это такое простыми словами. Смотреть фото антиномия что это такое простыми словами. Смотреть картинку антиномия что это такое простыми словами. Картинка про антиномия что это такое простыми словами. Фото антиномия что это такое простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова малороссы (существительное):

Источник

Значение слова антиномия

Словарь Ушакова

антин о мия, антиномии, жен. (греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу или противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми (например прерывность и непрерывность материи).

Термины Киносемиотики

(греч. antinomia — противоречие в законе) — появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие «А.» возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреческой философии в смысле А. чаще употреблялся термин «АПОРИЯ» (Философский словарь М., Политиздат, 1986г.).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Необходимое противоречие между двумя в равной мере правдоподобными или доказуемыми тезисами. Кант называет антиномиями чистого разума конфликтные столкновения разума с самим собой, в которые он неизбежно приходит при малейшей попытке достичь абсолюта. Он перечисляет четыре такие антиномии: можно с равным успехом доказать, что мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве и, наоборот, что мир не имеет начала во времени и безграничен; что все в мире состоит из простых частиц и, наоборот, что в мире нет ничего простого; что существует свободная каузальность и, напротив, что все в мире происходит согласно законам природы; наконец, что существует абсолютно необходимое бытие и, наоборот, что вообще никакого такого бытия не существует («Критика чистого разума», «Трансцендентальная диалектика», глава вторая). Эти четыре антиномии служат одинаково успешным опровержением сциентизма и догматической метафизики и, по Канту, оправданием критицизма.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG antinomy)

сопоставление двух выводов, к-рые противоречат друг другу. Примером могут служить парадокс или пара несовместимых суждений, таких, как философский тезис: «Бог есть причина всех вещей» и антитезис: «Я обладаю свободой».

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

АНТИНОМИЯ, и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. А. между свободой личности и государством.

| прил. антиномический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(греч.) — так называется собственно противоречие двух законов. Слово это как философский термин впервые введено Кантом. Он объясняет А. как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. А. обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне ее необходимая сущность или нет? Так как А. в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение А. необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может. По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, т. е. она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для все более и более прогрессирующего расширения знания.

Большой юридический словарь

действительное или кажущееся противоречие в законе

Большая Советская Энциклопедия

Лит.: Асмус В. Ф., Философия И. Канта, М., 1957.

Источник

Антиномия

Антино́мия — 1) про­ти­во­ре­чие в законе; 2) про­ти­во­ре­чие, усмат­ри­ва­е­мое между двумя вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щими утвер­жде­ни­ями, поло­же­ни­ями, каждое из кото­рых, рас­смат­ри­ва­е­мое по отдель­но­сти, пред­став­ля­ется логи­че­ски обос­но­ван­ным или истин­ным; 3) про­ти­во­ре­чие между двумя дей­стви­ями или ситу­а­ци­ями, каждое (каждая) из кото­рых соот­вет­ствует тре­бо­ва­ниям закона.

Есть ли про­ти­во­ре­чия в Божьем законе?

В отли­чие от зако­нов, состав­лен­ных чело­ве­ком, закон Божий, как и любое другое Боже­ствен­ное про­из­ве­де­ние, отли­ча­ется целост­но­стью, совер­шен­ством.

В отно­ше­нии чело­века совер­шен­ство Божьего закона ска­зы­ва­ется в том, что неукос­ни­тель­ное соблю­де­ние его тре­бо­ва­ний гаран­ти­рует испол­ни­телю мак­си­маль­ную нрав­ствен­ную пользу.

С фор­маль­ной сто­роны совер­шен­ство Божьего закона выра­жа­ется в согла­со­ван­но­сти всех его поло­же­ний между собой, в отсут­ствии внут­рен­них про­ти­во­ре­чий.

Между тем, по сви­де­тель­ствам отри­ца­тель­ной кри­тики Божий закон всё же содер­жит вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие тре­бо­ва­ния и, сле­до­ва­тельно, несо­вер­ше­нен.

Одним из цен­траль­ных про­ти­во­ре­чий Синай­ского зако­но­да­тель­ства назы­вают несо­от­вет­ствие между запре­том на убий­ство чело­века вообще (запо­ведь: «не убий» ( Исх.20:13 )) и тре­бо­ва­нием смерти для злост­ных нару­ши­те­лей закона.

По мнению ряда кри­ти­ков, это «про­ти­во­ре­чие» ста­но­вится ещё более оче­вид­ным, если учи­ты­вать, что во вре­мена Вет­хого Завета Синай­ский закон допус­кал не только отдель­ные казни, но и мас­со­вые уни­что­же­ния людей ( Нав.6:16 ).

В дей­стви­тель­но­сти же Синай­ский закон чужд внут­рен­них раз­но­гла­сий.

Так, запо­ве­дью «не убий» Бог под­черк­нул цен­ность чело­ве­че­ской жизни, предо­сте­рёг чело­века от само­воль­ного поку­ше­ния на убий­ство. Ведь жизнь — Боже­ствен­ный дар. Стало быть, само­воль­ное убий­ство есть пре­ступ­ле­ние не только против ближ­него, но и против Творца и Пода­теля жизни, Бога.

Вместе с тем в исклю­чи­тель­ных слу­чаях Бог доз­во­лял убий­ство как уза­ко­нен­ную казнь, в соот­вет­ствии с ранее озву­чен­ным Им предо­сте­ре­же­нием: «согре­шишь — смер­тью умрешь».

В отли­чие от без­за­кон­ных убийств, уза­ко­нен­ная смерт­ная казнь спо­соб­ство­вала огра­ни­че­нию зла, тор­же­ству спра­вед­ли­во­сти и добра.

(В каче­стве совре­мен­ного при­мера доз­во­ли­тель­ных убийств можно вспом­нить уни­что­же­ние фаши­стов во время сра­же­ний Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Вся­кому здра­во­мыс­ля­щему чело­веку понятно, что физи­че­ское истреб­ле­ние фашист­ву­ю­щих убийц и насиль­ни­ков не только не про­ти­во­ре­чило запо­веди «не убий», но и спо­соб­ство­вало её испол­не­нию).

Была ли анти­но­мия в словах и поступ­ках Христа?

По боль­шей части мнение о нали­чии про­ти­во­ре­чий между сло­вами и поступ­ками Иисуса Христа осно­вано на Его отно­ше­нии к тре­бо­ва­ниям закона Моисея, кото­рые Он, якобы, регу­лярно нару­шал, и это при том, что Сам Он сви­де­тель­ство­вал, что пришёл не нару­шить закон, но испол­нить ( Мф.5:17 ).

Наи­бо­лее часто исполь­зо­вав­шимся обви­не­нием (в адрес Мессии) со сто­роны иудеев было обви­не­ние в нару­ше­нии запо­веди о суб­бот­нем покое. В дей­стви­тель­но­сти же Хри­стос нико­гда не всту­пал в про­ти­во­ре­чие ни с Божьим зако­ном, ни со Своими сви­де­тель­ствами (по чело­ве­че­скому есте­ству).

Фор­мально пре­тен­зии иудеев к Иску­пи­телю обу­слов­ли­ва­лись тре­бо­ва­нием спра­вед­ли­во­сти. В дей­стви­тель­но­сти же они стро­и­лись на грубой, свое­об­раз­ной интер­пре­та­ции буквы закона.

Запо­ве­дью о суб­бот­нем покое под­ра­зу­ме­ва­лось, чтобы этот день сед­мицы был посвя­щён Богу. Отсюда и запрет на работы. Гос­подь же, совер­шая в суб­боты добро, исце­ляя боль­ных, дей­ство­вал не в про­ти­во­ре­чии, а в согла­сии с запо­ве­дью о любви к Богу и ближ­нему, в соот­вет­ствии с целями и пред­на­зна­че­нием суб­бот­него покоя. Сле­до­ва­тельно, Он не нару­шил закон.

Встре­ча­ется ли анти­но­мия среди хри­сти­ан­ских дог­ма­тов?

До́гматы суть бого­от­кро­вен­ные веро­учи­тель­ные истины. Их сово­куп­ность обра­зует ядро еди­ного, цель­ного, истин­ного веро­уче­ния Церкви. Поскольку истина не может всту­пать в про­ти­во­ре­чие сама с собой (в про­тив­ном случае она не была бы исти­ной), постольку нельзя утвер­ждать, что в содер­жа­нии того или иного хри­сти­ан­ского дог­мата либо между двумя раз­лич­ными дог­ма­тами воз­можно хоть какое-то дей­стви­тель­ное про­ти­во­ре­чие.

Что же каса­ется дог­ма­ти­че­ских «про­ти­во­ре­чий», на какие нередко ука­зы­вают пред­ста­ви­тели иных веро­ва­ний (вклю­чая ате­и­сти­че­ское), это не соот­вет­ствует правде и часто бывает свя­зано либо с незна­нием содер­жа­ния дог­ма­тов, либо с их ложной интер­пре­та­цией.

Так, каза­лось бы, еди­нич­ность и вместе тро­ич­ность Бога Отца и Сына и Свя­того Духа с точки зрения ариф­ме­тики — абсурд. Однако, ника­кого абсурда здесь нет. Дело в том, что еди­нич­ность и тро­ич­ность в Боге рас­смат­ри­ва­ется и испо­ве­ду­ется не в одном и том же отно­ше­нии: Бог един по есте­ству, а тро­и­чен в Лицах.

Не менее острое «про­ти­во­ре­чие» хотят видеть в дог­мате о нали­чие во Христе двух воль: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. При этом упре­кают нас: если при­знать, что воли две, то необ­хо­димо при­нять на веру и то, что Хри­стос был под­вер­жен неиз­беж­ным внут­рен­ним про­ти­во­ре­чиям, своего рода раз­дво­е­нию лич­но­сти, чего никак нельзя помыс­лить о Лич­но­сти Все­о­со­вер­шен­ного Бога. На самом же деле вопрос раз­ре­ша­ется по-дру­гому: хотя воли во Христе и раз­личны (в соот­вет­ствии с раз­ли­чием соеди­нен­ных в Его Ипо­стаси естеств), тем не менее не про­ти­во­ре­чивы: чело­ве­че­ская пол­но­стью и сво­бодно под­чи­нена Боже­ствен­ной.

Итак, «обна­ру­жи­ва­е­мые» в дог­ма­тах «анти­но­мии» носят вооб­ра­жа­е­мый, а не реаль­ный харак­тер.

Источник

Антиномия

Добавлено в закладки: 0

антиномия что это такое простыми словами. Смотреть фото антиномия что это такое простыми словами. Смотреть картинку антиномия что это такое простыми словами. Картинка про антиномия что это такое простыми словами. Фото антиномия что это такое простыми словамиЧто такое антиномия– это «противоречие в законе». Под этим термином подразумевают противоречие, которое есть меж двумя равными по значимости и доказуемыми логически положениями.

Введение данного термина приписывают немецкому философу Р. Гоклениусу, невзирая на то, что предпосылки к введению данного понятия были еще в античной философии.

Антиномии, по мнению Канта, порождаются неизбежно в попытках разума познать «вещи в себе», то есть выйти за границы эмпирического познания мира.

Рассмотрим, более детально, ч то значит антиномия. Антино́мия — ситуация, в которой высказывания об одном объекте, которые противоречат друг другу, имеют равноправное логически обоснование, и их ложность или истинность нельзя обосновать в границах принятой парадигмы, или противоречие меж двумя положениями, которые признаются одинаково верными, или противоречие двух законов. Термин «антиномия» предложил Гоклениус.

История нахождения антиномий в языке

Схоластические логики анализу и формулированию антиномии уделяли много внимания.

Антиномии в трудах Канта

Кант применял понятие «антиномия» для того, чтобы оправдать основной тезис собственной философии, в согласии с которым разум не может выйти за границы чувственного опыта и познать «в себе вещи». По учению Канта, попытки такого рода приводят разум к противоречиям, так как позволяют обоснование как тезиса (утверждения), так и антитезиса (отрицания) каждой из таких «антиномий чистого разума»:

антиномия что это такое простыми словами. Смотреть фото антиномия что это такое простыми словами. Смотреть картинку антиномия что это такое простыми словами. Картинка про антиномия что это такое простыми словами. Фото антиномия что это такое простыми словамиКант поясняет «антиномию» как противоречие, в которое впадает теоретический разум сам с собою или непосредственно с рассудком, когда он относит идею абсолютного к миру как совокупности различных явлений. Отсюда являются именно мнимоосновательные теории и противоречивые законы, которые ведут к принятию положений, которые непостижимы для нашего рассудка.

Как мы уже видели, антиномии разреаюшают следующие вопросы: бесконечны ли или конечны — время, вселенная, пространство? Есть ли неделимые атомы, когда материя может до бесконечности делиться? Есть ли только необходимость в природе, или также возможна свободная причинность? Находится ли вне вселенной или в ней необходимая сущность или нет? Так как антиномия в этой ситуации состоит в том, что возможно привести одинаково убедительные доказательства в пользу как отрицательного, так и утвердительного ответа на данные вопросы, то разрешение антиномии приводит к выводу, что человеческое познание встречает в последних преграду, которой ни победить, ни перешагнуть не может.

По Канту, мы знаем о времени, пространстве, причине, материи и так далее, лишь как о феноменах (явлениях), но не знаем ничего: каковы-в-себе вещи (ноумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения данных вопросов; идея бесконечного и абсолютного имеет лишь значение контролирующего принципа, то есть она не служит сама источником увеличения знания, а лишь руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего увеличения знания. Кроме антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий эстетического, морального, религиозного сознания.

Гегель отмечает важность значения кантовских антиномий, так как они отражают диалектический характер взглядов. Противоречия или антиномии, по его утверждению, есть «во всех предметах всякого рода, во всех идеях, представлениях, понятиях».

Антиномии Канта не являются в смысле формальной современной логики «антиномиями», так как обоснование и антитезиса, и тезиса в них нельзя представить в форме правильных логически рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в математике и логике (Теория множеств) были обнаружены несколько подлинных антиномий, что было одной из причин активизации исследований по основаниям математики и логики.

Взгляд онтологических современных наук на антиномии

Антиномии делят на семантические и логические.

Мы надеемся, что да ли наиболее полное определение и понятие термина антиномия, раскры ли его историю

Источник

Антиномия

антиномия что это такое простыми словами. Смотреть фото антиномия что это такое простыми словами. Смотреть картинку антиномия что это такое простыми словами. Картинка про антиномия что это такое простыми словами. Фото антиномия что это такое простыми словами

Содержание

История нахождения антиномий

Формулированию и анализу антиномии много внимания уделяли схоластические логики.

Антиномии в трудах Канта

Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе» (Ding an sich, буквально — вещь по себе). По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:

Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft ) впадает сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand ), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, непостижимых для нашего рассудка.

Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная причинность? Находится ли во вселенной или вне её необходимая сущность или нет? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаково убедительные доказательства в пользу как утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.

По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы вещи-в-себе (ноумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, то есть она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания. Помимо антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического сознания.

Гегель отметил важность значения кантовских антиномий, поскольку они отражают диалектический характер его взглядов. Антиномии, или противоречия, по его утверждению, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».

Антиномии Канта не являются «антиномиями» в смысле современной формальной логики, поскольку обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в логике и математике (Теория множеств) был обнаружен ряд подлинных антиномий, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики.

Взгляд современных онтологических наук на антиномии

Антиномии подразделяют на логические и семантические (см. Семантическая антиномия, Парадокс).

Антиномии возникают не вследствие субъективной ошибки, но связаны с диалектичностью процесса познания. Традиция антиномического мышления связана также с христианской богословской традицией, в которой непостижимость основных догматических положений часто формулируется в виде антиномий (П. Абеляр, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *