антипасха почему так называется

Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое вос­кре­се­нье после Пасхи, слу­жа­щее обнов­ле­нием Празд­ника Пасхи в вось­мой день (в вос­пом­ни­а­ние того, как Гос­подь Иисус Хри­стос, явив­шись один­на­дцати уче­ни­кам в вось­мой день по Вос­кре­се­нии, обно­вил Своё явле­ние, слу­чив­ше­еся в первый день ( Ин.20:26 ); а также в вос­по­ми­на­ние того, что это вос­кре­се­нье стало Новым после пер­вого Вос­крес­ного дня); назы­ва­ется также «Неделя о Фоме», или «Фомино вос­кре­се­нье».

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

Бого­слу­же­ние этого дня посвя­щено вос­по­ми­на­нию явле­ния вос­крес­шего Иисуса Христа уче­ни­кам в «первый день недели вече­ром» и уве­ре­ние апо­стола Фомы на вось­мой день после Пасхи и осно­вано на еван­гель­ском чтении празд­ника ( Ин.20:19-31 ). Число «восемь» имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, вось­мой день обо­зна­чает жизнь мира гря­ду­щего (см. Евр.4 ).

Анти­пасха свя­зана с одной сто­роны, с Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым, т. к. с IV в. она слу­жила завер­ше­нием 8‑дневных пас­халь­ных тор­жеств, с др. сто­роны – с Таин­ством Кре­ще­ния, т. к. в этот день или нака­нуне кре­щен­ные на Пасху или в Вели­кую суб­боту, сни­мали белые кре­щаль­ные ризы. Всё бого­слу­же­ние Анти­пасхи совер­ша­ется по Триоди цвет­ной по чину дву­на­де­ся­тых Гос­под­ских празд­ни­ков, хотя сам день к таким празд­ни­кам фор­мально не отно­сится. На каждой из вос­крес­ных служб, начи­ная с Анти­пасхи, поётся пас­халь­ный канон, повто­ряя празд­но­ва­ние Пасхи.

Этот празд­ник откры­вает собой период после Вели­кого поста, Страст­ной и Свет­лой седмиц, когда вновь начи­нает совер­шаться Таин­ство Брака.

Источник

Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому

Иерей Андрей Чиженко

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Источник

«Поэтому на могилу кладут яйца и водку». Что такое Антипасха и Красная горка, и что у них общего?

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

Эксперты в интервью порталу «История.РФ» – о том, что такое Антипасха и почему Фому прозвали неверующим.

Антипасха, Фомино воскресенье, Красная горка – всё это, по сути, названия одного и того же праздника, который в 2018 году пришелся на 15 апреля. На вопрос, когда отмечается Антипасха, ответ простой: на следующей неделе после собственно Пасхи. Она представляет собой повторное обращение к этому важному для всех христиан празднику. При этом полное официальное название этого дня звучит в русском языке так: «Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы».

Тогда, на восьмой день после Воскресения, Христос явился Фоме и в качестве доказательства показал ему свои раны. Тогда горячая вера и радость вновь охватили апостола, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Важно отметить, что это первое и единственное в Библии упоминание Христа именно как Бога. Таким образом, своими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

В народе первое воскресенье после Пасхи называют Красной горкой. Восточные славяне в этот день праздновали начало весны: водили хороводы, жгли костры, устраивали ярмарки невест. Кстати, именно в этот день на Руси было принято справлять свадьбы и устраивать сватовства.

О том, как в одном празднике переплелись христианская и языческая традиции и заслуженно ли Фому называют неверующим, сайту «История.РФ» рассказал известный богослов, религиовед, преподаватель Московской духовной академии, диакон Юрий (Георгий) Максимов.

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

«В Церкви Фому никто не называет неверующим»

– Отец Георгий, а почему все-таки такое название – «Антипасха»? Звучит как-то недобро…

– «Антипасха» – это греческое слово, и «анти» действительно означает «против». Но это не обязательно значит, что кто-то против кого-то в идейном смысле, что кто-то с кем-то враждует и так далее. «Против» здесь, скорее, в ином смысле – «напротив». Допустим, стоит дом, и напротив него – другой: по-гречески это тоже «анти», то есть употребляется то же самое слово. Так и здесь: Антипасхой этот праздник называется именно потому, что это воскресенье, следующее за Пасхой. Таким образом, оно находится напротив Пасхи.

– А почему этот день связан именно с апостолом Фомой? Значит ли это, что его вера в Воскресение Христа – действительно очень значимое событие для христианских верующих, которое можно приравнять к самой Пасхе?

– В принципе, после Воскресения Господа и до Пятидесятницы произошло много ярких событий. Но это действительно наиболее яркое событие, которое не только показывает явное исповедание того, что Христос есть Господь Бог. Ведь, обращаясь к апостолу Фоме, Господь говорит про всех нас – всех христиан последующих веков. Он говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны же те, кто уверовал, не видевши». В этот момент Господь упоминает всех нас, которые уверовали в него, не видев того, что видел апостол Фома. На мой взгляд, это тоже одна из отличительных особенностей этого фрагмента Писания.

– Но заслуженно ли Фому прозвали неверующим? Я читала, что, хоть он и усомнился в Воскресении Христа, он был одним из самых преданных его учеников. Да и к тому же в момент, когда Иисус явился к апостолам после своего Воскресения, Фомы не было в доме…

– «Неверующий» в данном случае – это не церковное, а просто народное определение. В Церкви его никто не называет неверующим. Но сам Господь в Писании говорит: «Подойди, видь и не будь неверующим, но верующим». Отсюда и взялось это сочетание – «Фома неверующий».

– Один богослов высказал версию о том, что в Евангелии эпизод с Фомой не обошли вниманием в том числе для того, чтобы показать, что даже апостолы, которые были рядом с Христом, видели все Его чудеса, – даже они были простыми людьми, они тоже могли сомневаться. Это как бы напоминание о том, что все мы – люди и подвержены слабостям. Согласны ли вы с таким видением?

– Думаю, что нет никакой нужды в том, чтобы показать человеческую сторону апостолов, потому что они там и так показаны со всех человеческих сторон: и Христа оставили, и убежали, потому что испугались, и так далее. В данном случае то, что конкретно апостол Фома испытывал недоверие, связано с тем, что речь шла о действительно исключительном, выдающемся событии – воскресении из мертвых.

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

«Специальные яйца для усопших»

Фольклорную сторону праздника и традиции, связанные с Красной горкой, для нас открыл преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никита Гайдуков. Как оказалось, Красной горкой некоторые славяне называли не воскресенье после Пасхи, а вторник Радоницкой недели, а порой и всю неделю целиком. Радоница – время так называемых «радостных весенних поминок». Подробнее о том, как встреча весны связана с поминовением усопших и где проходит грань между церковной и народной традициями, Никита Евгеньевич рассказал просто и ясно:

– Я считаю, что оба эти названия – и «Радоница», и «Красная горка» – связаны с поминовением усопших, которое проводится во вторник второй недели (по Пасхе – прим. ред.). Соответственно, по Евангелию эта неделя называется Фоминой, а официально, по церковным календарям, она называется Антипасхой – по крайней мере, так ее называют греки. Самым главным (для восточных славян – прим. ред.) на этой неделе было поминовение во вторник усопших, которое изначально называлось Радоницей и Красной горкой, а потом это уже распространилось на всю Фомину неделю.

– Выходит, что это не языческая традиция?

– Нет, это никак прямо не связано с языческой обрядностью. Красная горка –это не какой-то языческий праздник, который был ассимилирован. Связано это с тем, что ни на последней неделе Великого поста (Страстной неделе), ни на Пасху поминовение усопших в принципе не совершается. И все сороковины, все отпевания проводятся по особым чинам. А во вторник Фоминой недели впервые совершается лития (заупокойная служба, более короткая, чем панихида – прим. ред.), и никакого уставного поминовения, никакой вселенской панихиды там не положено. Поэтому это как бы такая церковная традиция – совершать в этот день большое поминовение усопших. На Руси это поминовение изначально было связано с церковным поминовением, потом люди шли на кладбище, и там уже происходили эти обряды, связанные с трапезой, в которой как бы принимали участие и усопшие. Именно поэтому у нас на могилу принято класть яйца и водку: подразумевается, что мы едим, и умерший тоже ест вместе с нами.

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

– Насколько я понимаю, «красная» здесь означает «красивая» – так же, как славяне называли весну или миловидных девушек. Но почему горка?

– Горка здесь не в том смысле, что это рельеф, это означает «множество»: много красоты. Знаете, ведь горкой до сих пор называют ситуацию, когда много вещей. Вот отсюда и название. Оно упоминается с XIV века, и ясной этимологии у него нет.

– А как с этим связаны свадебные гуляния? Почему на Красную горку было принято жениться?

– Гуляния и свадьбы тоже не совершались во время поста и на Светлой седмице, и вторник второй недели после Пасхи был первым днем, когда можно совершать свадьбы. То есть это связано с древней традицией не совершать свадьбы в праздники и на Светлой седмице. Это остатки самого древнего поста, который когда-то был в Церкви, – праздничного поста, который подразумевал и воздержание в праздники.

– А какие еще обычаи были приняты на Красную горку?

– Различные фольклорные весенние традиции: закликание весны, катание яиц. Причем на Красную горку использовали другие, специальные яйца – для усопших. Это было связано именно с традицией поминовения умерших. А закличка весны – это такой древний обряд, когда призывают прийти весну. Я не думаю, что это остатки каких-то древних славянских литургий; скорее, просто календарные даты. У нас еще есть весенний Юрьев день (Егорий Вешний), который приходится на 23 апреля (6 мая по новому стилю). С ним тоже была связана определенная обрядовость. Общая схема такова: были церковные праздники и традиции, не прописанные в церковном уставе, которые были осмыслены народом в определенных терминах, с определенным пониманием. Возможно, что эти заклички тоже когда-то были какими-то призывами к усопшим или от усопших, но это не какая-то исконная древнеславянская традиция. Понимаете, в чем дело: ведь у нас этот церковный календарь появился довольно давно, и на рубеже XIV–XV веков люди уже по нему жили. Но он никогда не был осмыслен! Все эти даты, названия, празднования дней святых и что они значат – они никогда не были осмыслены. Людям это не растолковали. Причем это до сих пор так. Если вы у любого греческого мальчика спросите, что такое Пасха, он вам объяснит, что это Воскресение Христово. А у нас взрослый человек, который ходит в церковь, скажет, что это кусок творога, который едят после того, как все причастятся. Поэтому, если какие-то вещи не осмыслены, то их место занимают бытовой смысл и народные толкования. Если есть поминовение усопших, то, естественно, появляется и общение с усопшими вместо молитвы, и какие-то обряды, связанные с общением с покойниками. Я думаю, что они имеют вторичное происхождение.

Источник

Неделя вторая после Пасхи: Радостная Антипасха и печальная Радоница

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.

Но все это, конечно же, второстепенно!

Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей.

Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.

В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.

Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.

«Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты.

Поминовение умерших. Радоница

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

Вопреки распространившемуся в советское время обычаю ходить на кладбище на Светлой неделе в эти дни не совершается даже панихид (служб об упокоении умерших). Почему? Потому что это время радости, отчего даже выпавшие на этот период отпевания священники совершают, облаченные в самые праздничные — красного цвета — одежды, с пением радостных песнопений Пасхи. Более того. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — это обычное печальное пение, под которое гроб с телом умершего несут, чтобы предать земле, заменяется ликующим пасхальным тропарем. Все дышит Воскресением Христовым — окончательной победой над смертью.

Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи все-таки есть: это вторник Фоминой (Новой) недели. Радоница — плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Но само название свидетельствует о настроении этого дня: хоть он и связан с печалью об оставивших наш мир, но печаль эта светлая, растворенная возгласом: «Христос воскресе!»

Читайте также другие тексты из серии «7 недель после Пасхи».

О жизни апостола и его характере – Фома: апостол и «авантюрист»

Источник

Православная Жизнь

В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому.

антипасха почему так называется. Смотреть фото антипасха почему так называется. Смотреть картинку антипасха почему так называется. Картинка про антипасха почему так называется. Фото антипасха почему так называется

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *