антисоциальный образ жизни что это такое
Антисоциальное поведение
Антисоциальное поведение – это набор поведенческих реакций, основой которого является противодействие общепринятым стандартам поведения и социальным нормам. Оно может относиться как к конкретной группе с её законами и формированиями (национальными, религиозными, институциональными и пр.) так и к социальной системе вообще. Антисоциальность подразумевает не только не выполнение социально обусловленных моментов, но также активное противодействие им, проявляющееся в грубых нарушениях норм закона, вандализме и попирании норм общения.
Антисоциальное поведение часто является признаком наличия какой-либо психопатологии, особенно психопатического спектра, когда у личности нарушено восприятие себя, как частицы общества, снижены способности к эмпатии и диалогу, но при этом преобладает импульсивность. Несмотря на то, что своё развитие такая черта может получить вследствие неправильного воспитания, в своём крайнем патологическом варианте она требует госпитализации и медикаментозной коррекции с сопровождающейся психотерапией.
Виды антисоциального поведения бывают различны, при этом самым деструктивным не только на индивидуальном уровне является совершение преступных и противоправных действий. Когда внутренняя регуляция личности даёт сбой, меняются ценностные ориентации, такой субъект становится опасен для окружающих и функционирования всей социальной системы, поэтому вводятся специальные законодательные акты, регулирующие активность преступников, как наиболее ярких представителей игнорирования норм.
Что это такое
Антисоциальное поведение это в психологии вид человеческой активности, рассматривающийся сразу несколькими направлениями. Тут задействована детская психология (для раннего выявления и профилактики), патопсихология (коррекция психотических состояний), судебная и юридическая психология (определяющие формы возможного наказания для совершивших преступления), психология личности (помогает нормализовать деструктивные проявления у здоровых людей) и пр.
Чтобы определить именно антисоциальное поведение и не спутать его с плохим характером и излишней вспыльчивостью, выделены некоторые признаки такого поведения человека. Как в подростковом, так и взрослом возрасте будут характерны частые уходы из дома, без объяснения причин и особого повода с точки зрения остальных участников общения, при этом вариант не вернуться на ночь практически всегда сопутствует.
Антисоциальное поведение подростков является моментом переломным, где ещё работает профилактика и можно остановить негативные разрушительные тенденции. Признаками является низкая успеваемость по учёбе, потом это перерастает в частую смену рабочих мест. Увольнения без видимых причин. Действия, носящие уголовный характер ради забавы – таким людям характерны лозунги о свободе и возможности собственного проявления каким угодно способом, только в этом перечне нет достижений, творческой реализации и попыток изобрести что-то свое, а есть нарушения закона и причинение вреда другим.
Это инфантильная структура личности, не принимающая ответственность за собственные поступки, пытающаяся всё свалить на других. Своё поведение они могут оправдывать тем, что их кто-то довёл, при этом сами могут специально оставить оголённые провода, острые предметы в комнате с детьми, никак не заботясь и в случае несчастья опять же взывать к тому, что они сами виноваты. Из-за недоразвитой личностной структуры таким людям тяжело удержать стабильность (смены места жительства и работы, разводы). Характерным является то, что после прекращения отношений они не заботятся о детях, а переживать (точнее демонстрируют переживания) только в ситуации личной выгоды.
Отличие асоциального от антисоциального поведения
Похожие по звучанию термины отражают совершенно различные по своему проявлению системы построения активности и взаимодействия с обществом. Асоциальность является вариантом нормы, показывая только личностные предпочтения и стиль жизни, такой человек ничего не нарушает и не меняет систему. Это можно говорить про интровертов, выбирающих побыть в одиночестве, людей, заказывающих все покупки в интернете, чтобы меньше взаимодействовать с обществом. Они как бы немного отгораживаются, но при этом понимают все правила и законы, выходя в свет, соблюдают их, только участвуют в активной общей тусовке значительно меньше или не участвуют вообще. Человек, остающийся вне общества и спокойно проживающий так, показывает своё безразличие относительно любых движений, часто вся его деятельность построена таким образом, что даже глобальные изменения в стране никак его не затронут, что ещё больше добавляет ему изолированности и равнодушия. В этом нет болезненной патологии, а только сознательный выбор, где человеку комфортнее и так он себя чувствует наиболее продуктивным.
Антисоциальное поведение активно, таким личностям вообще не всё равно, что происходит вокруг них, и они часто максимально включены в события. Единственное, весь спектр их поступков направлен на противодействие и разрушение, они не чувствуют границы, их внутренние ценности противоречат сохранению общего блага, но отгородиться от общения они не могут. Это патологические формы характеров с негативным отношением ко всему происходящему, низким уровнем привязанностей и основной идеей противодействия. Т.е. там, где асоциальному человеку всё равно, что происходит, антисоциального будет сильно задевать, при этом асоциальный не будет нарушать нормы, в то время как психопатия антисоциального будет толкать его на постоянную борьбу (и не в сторону сплочения и улучшения, а только к фрустрации близких и деградации своей личности, нанесении непоправимого ущерба).
Асоциальное поведение может проявляться несколькими формами, отличающимися комфортностью. В первом варианте человек всё больше отдаляется от социума, выстраивает внутри себя особый мир, не сильно контактируя с реальностью – туда попадают избранные книги и такие же люди, соответствующие самостоятельно написанной картине. Будущее зависит от экономической ситуации самого человека – если есть достаточное обеспечение, то это может быть художник или писатель, научный деятель (те, кто привносит в мир что-то новое, слывёт чудаком, но при этом все признают его гениальность).
Востребованность и признание вполне характерно и тут окружающий мир таким людям не подыгрывает, ведь живя немного в другом измерении, они действительно способны взглянуть на всё со стороны или предложить свежее, неожиданное решение. Хуже тем, кто живёт где-то в селе с сильными традициями и необходимостью соответствовать шаблонам, не имея базы обеспечения существования своего внутреннего мира и отгородиться от нападок. Такие люди либо быстро выгорают, потому что все ресурсы тратятся на соответствие ожиданиям других, либо уходят бродяжничать, ища своего приюта.
Антисоциальные личности живут в реальности, но при этом лишены чувствительности социальных. Это преступник, уголовник, садисты, психопаты, подвергающие окружающее пространство постоянному насилию. И если асоциального можно поддержать и найти конструктивные пути его реализации и существования, то антисоциальный в принципе хочет уничтожить этот мир, поэтому в зависимости от тяжести развития черт необходима госпитализация в психоневрологический стационар (если это на фоне шизофренических отклонений), исправительную колонию (без психопатологий) проводить только профилактику возникновения. Профилактика является основным методом борьбы, так как не генетические факторы, а именно социальные играют решающую роль в формировании данной черты.
Примеры антисоциального поведения
Случаи антисоциального поведения часто демонстрируются в новостях, как примеры неправильной общественной позиции. Формулировка о том, что такое поведение нарушает права другого человека недостаточно полная и не даёт реального представления о термине, поэтому уместно разобраться на примерах реальных случаев.
Мелкие нарушения законодательства относятся к антисоциальному поведению. Это условно допустимые нарушения, закрывают глаза, на которые как окружающие, так и правоохранительные органы.Например, распитие в неположенных местах, продажа лёгких наркотиков, травля детей в школах, выбрасывание мусора в неположенных местах и некорректная парковка. Подобные нарушения кажутся мелочью и могут происходить по невнимательности, но своим происшествием они мешают другим, нарушают предсказуемость и порядок всей системы – так одна неверно припаркованная машина рушит комбинацию всей парковки и в итоге нескольким людям может не хватить места.
Проституция, как пример антисоциального поведения напрямую не разрушает общество – они не убивают, не крадут, но это постепенное разложение. За таким выбором женщины всегда стоит или крайняя нужда в деньгах и критическая ситуация или нежелание прикладывать долгосрочные усилия и временно довольствоваться малым. Это опять же про инфантильную позицию, низкий уровень образования, но завышенные амбиции. В руководстве установления отношений нет чувств и морального подтекста, что возможно только при соответствующей доле психопатизации личности, чтобы можно было открыться первому встречному. Сам путь является деструктивным для личности и всех вовлечённых, от распространения болезни, наркотиков, до личностной деградации.
Бродяжничество является уделом слабых личностей, когда они не могут приложить достаточно стабильных усилий для достижения чего-то законными средствами, и слишком слабы или трусливы для преступления черты закона. Бродяжничество также попадает под статью уголовного кодекса и под симптоматику нарушений психики психопатического спектра. Вред обществу от таких действий приходит в распространении алкоголизма, инфекций, мелких правонарушений, отсутствия спокойной обстановки, а также ухода больших сумм из бюджета на содержание различных приютов и оказание минимальной поддержки (еда, кров зимой, гуманитарная одежда). Это помимо того, что данная категория населения не вносит вклад в развитие экономики, общества и благоустройства, т.е. тянет всех на дно.
Вандализм и разрушение любых материальных предметов, как личного пользования, так особенно культурного значения. Часто такое антисоциальное поведение связано с отсутствием толерантности или протестными позициями в негативистском ключе.
Профилактика антисоциального поведения
Общество всё больше упирается в кризис устройства, для того, чтобы избежать краха системы и воцарения анархии необходимо быстро пересматривать требования и догмы, больше ориентироваться на личностные потребности и не действовать путём запретов, а наоборот исключением причин приводящих к недовольству.
Антисоциальное поведение, как один из ярких и ужасающих моментов разрушения можно обойти изменением законодательства и профилактикой. Профилактика антисоциального поведения относится к задачам системы образования, семьи, социальных служб, а также к проблематике личностного развития.
Сотрудничество школы и семьи на первый план должно ставить заботу о психологическом состоянии и общем развитии личности, а не об успеваемости – это вторичный момент, самостоятельно улучшающийся, если личность гармонична и зреет в комфортных условиях. Для улучшения необходимо пересмотреть окружающую среду, насколько много негативных примеров перед глазами человека – если на улице постоянно пьющие компании, сосед наркоман, девочки в восьмом классе подрабатывают проституцией, а в семье постоянные крики и побои, то, как бы ни старалась социальная служба и учителя, результата не будет.
Антисоциальное поведение формируется окружением, поэтому если вы замечаете негативное влияние района, общества, то имеет смысл даже сменить место проживания, пока вы и ваши близкие не приняли отсутствие всяких норм как норму.
Школа может не только заняться ликвидированием прогулов и углублением знаний (чем выше уровень развития человека, тем меньше у него тенденций к антисоциальному поведению), но также организовывать досуг. Хоть какое-то спланированное свободное время даёт толчок к развитию, а не поиску приключений и лёгких удовольствий. Пробуждающие уроки, заставляющие задуматься, могут включать встречи с известными людьми, рассказывающими о здоровом образе жизни, юристами, знакомящими с уголовным кодексом, возможны экскурсии в колонии и центры лечения ВИЧ для наглядной демонстрации и общения с теми, кто уже переступил черту и перестал ценить свою жизнь и общество.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Кто такой асоциальный человек и что такое асоциальный образ жизни
Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали.
Асоциальные элементы это:
Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным.
Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу.
Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.
Что означает асоциальный образ жизни?
Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:
Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.
Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:
Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.
Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:
В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.
Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.
Что такое асоциальное поведение человека?
Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:
Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:
Эти три пункта становятся причиной:
Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.
Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.
Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?
В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.
Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.
Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.
Кто такой асоциальный человек?
Подытоживая то, что было сказано выше о таком образе жизни и поведении, можно прийти к единственному правильному заключению:
Асоциальной называют личность, которая в силу некоторых причин живет жизнью, не соответствующей общепринятым нормам поведения и морали. |
Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя.
Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой.
Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем. Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими. А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали.
Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.
Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.
Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:
Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.
Асоциальное и антисоциальное поведение: что это такое, причины и профилактика
Асоциальное (антисоциальное) поведение – психическое отклонение, встречающееся в различном возрасте. Для него характерна явная или скрытая враждебность, агрессия, которые проявляются по отношению к другим членам социума, пренебрежение моральными нормами. Иногда асоциальность принимает форму незначительного нарушения правил, установленных в обществе, в других случаях способна серьезно вредить окружающим. Личности, склонные к антисоциальному поведению, могут вести обособленный образ жизни или объединяться с другими индивидуумами, имеющими схожее мировоззрение.
Почему люди ведут себя асоциально: основные причины
В психологии выделяют несколько факторов, выступающих источниками асоциального поведения. Основными среди них являются:
Под педагогическими факторами в первую очередь подразумевают неправильное воспитание, в результате которого вероятность развития девиаций существенно возрастает. Тенденцию к асоциальности проявляют личности, выросшие в благополучных, но авторитарных семьях, где практиковались суровые наказания и подавление детской индивидуальности. Существует и другая крайность, способная вызвать проблему, – чрезмерное потакание капризам ребенка, избалованность, приводящие к развитию эгоистичности, стремлению получить желаемое любой ценой. В зоне риска находятся дети, лишенные родительской заботы или страдающие от чрезмерной опеки. Первая категория стремится обратить на себя внимание, нарушая установленные обществом запреты. Вторая ощущает свою неполноценность, неспособность к самостоятельности и пытается самоутвердиться посредством противоправных поступков.
К медицинским причинам асоциального поведения относят поражения головного мозга, тяжелые заболевания, затрагивающие психическую сферу (шизофрения, паранойя, расстройства личности). Люди, имеющие подобные диагнозы, не отдают отчета в своих поступках и не способны осознавать, что их поведение противоречит общепринятым нормам. Фактором, провоцирующим асоциальность, бывают физические недостатки. Это значит, что, имея определенные телесные дефекты, человек остается в нормальном психическом состоянии, но опасается быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам. В результате он ведет себя агрессивно по отношению к другим членам общества и избегает любых контактов с ними.
Виды асоциального поведения
Поведенческие девиации обладают широкой вариативностью. Современные психологи различают 4 вида асоциального поведения.
Проявления в разном возрасте
Асоциальное поведение может проявляться в разный жизненный период. Согласно статистике, наиболее ему подвержены подростки и молодежь. Также к числу асоциалов принадлежат некоторые взрослые лица, отказывающиеся вести привычный для большинства образ жизни.
У детей
В раннем возрасте антисоциальное поведение принимает форму:
Дети с асоциальными наклонностями чаще всего не интересуются обучающими занятиями, воспитательными мероприятиями. Нередко они имеют наклонность к воровству, садизму. Младшие школьники с отклоняющимся поведением часто состоят на учете как трудновоспитуемые.
Подростки
Синдром асоциального поведения у подростков проявляется в тех случаях, когда в дошкольном возрасте ребенок не подвергался соответствующей коррекции. К этому периоду формируются особенности поведения, которые могут остаться с человеком на протяжении всей жизни.
Помимо подростков, которые проявляли асоциальные тенденции уже в детстве, нарушать установленные в обществе нормы могут и несозревшие личности из благополучных семей. Чаще всего они попадают под постороннее влияние или тяготятся чрезмерной строгостью своих родителей и ошибочно воспринимают плохой образ как романтический. Мотивацией асоциального поведения в подростковом возрасте может быть принадлежность к некоторым субкультурам (хиппи, панкам, готам), подверженность музыкальному фанатизму.
Для подростков характерно бравировать вызывающими поступками, грубить окружающим, гордиться отсутствием наказания. Некоторые пытаются объединять вокруг себя других бунтарей и утверждать подобным образом свою исключительность.
Процесс приобщения к антисоциальному образу жизни протекает поэтапно. Поначалу подростки отказываются выполнять какие-либо школьные или домашние поручения, не признают авторитета взрослых, ввязываются в конфликтные ситуации. На следующем этапе несовершеннолетние могут уходить из дома, заниматься бродяжничеством, мелкими кражами, вступать в беспорядочные половые связи. Иногда в период кризиса асоциальные личности направляют агрессию на собственное тело, наносят себе различные повреждения.
Взрослые
В старшем возрасте асоциальное поведение чаще всего является продолжением негативных привычек, сложившихся в детском периоде. Иногда оно может быть обусловлено психическими патологиями, мозговыми нарушениями, возникающими на фоне употребления алкогольных напитков, наркотиков.
Взрослые асоциальные личности не желают иметь постоянную работу и нормальную семью, быть полноценными родителями, подчиняться действующим законам, уважать окружающих людей. Достаточно часто они становятся бродягами, ведут жизнь, наполненную мелкими преступлениями и другими аморальными поступками.
Кроме обозначенных категорий, также выделяют отдельную группу людей, чья деятельность не имеет негативного характера и в то же время вызывает недоумение. К ним принадлежат так называемые гении, выделяющиеся из общей массы своим поведением, высказываниями, творениями. Чаще всего это представители науки или творческих профессий – художники, актеры, писатели и т. д.
Профилактика асоциального поведения
К лечению поведенческих отклонений прибегают только тогда, когда их провоцируют физические или психические заболевания. В других случаях ведущим способом коррекции антисоциального поведения становится профилактика, которая должна осуществляться с ранних лет. В основе профилактических мероприятий лежат правильное воспитание, достойный пример со стороны взрослых, полноценная забота о ребенке, не лишающая его возможности проявлять свою индивидуальность.
Психологи разработали рекомендации, направленные на предупреждение девиантного поведения у детей, способствующие формированию адекватного отношения к себе и окружающим. Наиболее эффективными в этом отношении считаются:
Уместная похвала | Применять поощрения следует только тогда, когда для этого есть основания. Беспричинные похвалы способствуют развитию эгоизма и самовлюбленности. В будущем это влечет за собой адаптационные сложности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях. |
Доверительное общение | У младшего члена семьи должна быть полная уверенность в том, что родители не осудят его, всегда окажут помощь. Боязнь наказания провоцирует замкнутость, лживость, изворотливость. Чтобы сохранять детское доверие, нужно решать возникшие проблемы в спокойной обстановке, без какого-либо давления. |
Исправление | Выявив у ребенка нежелательные черты характера, заметив негативные поступки, взрослым не нужно бездействовать. Важно проанализировать произошедшее, избегая повышения голоса, объяснить, почему такое поведение является неприемлемым, к чему способно привести. |
Личный пример | Желая вырастить достойного гражданина общества, родители должны поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, проявлять взаимное уважение и заботу. Это формирует у ребенка нормальную самооценку, обеспечивает в будущем правильную модель поведения, восприятия окружающих людей, построение гармоничных семейных отношений. |
Совместное времяпрепровождение | Дети особо дорожат временем, проведенным со своими родными. Такие запоминающиеся события, как семейные праздники, совместный отдых на природе, занятия спортом с мамой или отцом помогают ребенку расти уравновешенным, доброжелательным, общительным. |
Самые стабильные результаты обеспечиваются профилактикой, которая состоит из совместных усилий семьи и детских образовательных учреждений. Чтобы предупредить поведенческие нарушения или исправить уже имеющиеся девиации, педагогические работники реализуют программы, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные на воспитание духовных ценностей, правильный выбор будущей профессии. Такая работа часто приносит положительные плоды: помогает многим детям достойно реализовать себя в будущем и встать на путь преодоления имеющихся отклонений.