антонио кто это такой
Марк Антоний
Биография
Защитник народных прав, консул, член триумвирата, друг великого Цезаря, талантливый военачальник, завоевавший сердце самой царицы Клеопатры. Все это – о Марке Антонии, политическом деятеле Древнего Рима. Масштаб личности этого человека сделал его героем старинных легенд и современных сериалов, ключевым объектом живописных полотен и литературных произведений, знаковой фигурой времен заката Populi Romani.
Детство и юность
Если судить по родословной, биография Марка Антония не могла сложиться иначе, как в области политики или на полях сражений. Будущий полководец, по одним сведениям, родился в 83 году до н.э. В записях, оставленных Плутархом, указывается на существование неких документов, согласно которым военачальник умер в возрасте 56 лет, то есть рождение известного римлянина, вероятно, приходится на 86 год до н. э.
Марк Антоний
Отец Марк Антоний Критский – военачальник, однако прозвище получил не в честь подвигов, а в насмешку за «деяния» на посту наместника на острове Крит: память о себе он оставил нехорошую. Мать Юлия приходилась родственницей Юлию Цезарю, что не могло не сказаться на его карьерном продвижении. В семье росли еще два младших сына – Гай и Луций. Отец скончался в 71 г. до н.э., оставив семью с огромными долгами.
Марк Антоний в колеснице, запряженной львами
Мать вышла замуж за претора Публия Корнелия Лентула Суру. Но женой представителя власти Юлия пробыла недолго: в 63 г. до н.э. Лентула казнили за участие в заговоре под предводительством Луция Сергия Катилины. К слову, в раскрытии заговора активную роль сыграл философ Цицерон, чья казнь приписывается как раз Марку Антонию.
Начальное образование маленький Антоний получил в домашних условиях, как это было принято в знатных семействах. В цицероновских трудах отмечено, что юноша успевал в науках, хотя жил согласно распространенному афоризму «Каждому возрасту присущи свои особенности». Юные годы Марк провел в праздности и развлечениях, усугубил финансовое положение семьи и вскоре был изгнан из дома. Римлянин отправился в Грецию, чтобы изучать философию и риторику, но вскоре это занятие Марку наскучило, и он примкнул к легионерам Авла Габиния, проконсула Сирии.
Карьера
Вскоре Авл предложил Антонию возглавить кавалерию, молодой командир проявил недюжинные способности, смелость и отвагу, отличился в подавлении бунта царя Аристобула Второго в Иудее, а позже помог Птолемею XII Авлету вернуться на египетский трон.
Прибытие Марка Антония в Эфес
Вернувшись в Рим, Антоний близко сошелся с Юлием Цезарем и стал его незаменимым помощником. Много раз в битвах Антоний выходил из тяжелых ситуаций, воодушевляя войска собственным примером. Цезарь не просто симпатизировал потомку патрициев, он высоко ценил личное мужество и смелость Марка, на время своего отсутствия доверял полновластно управлять подчиненными территориями. А после завоевания Галлии Марк наконец-то разбогател.
По инициативе своего покровителя Марк Антоний получил также место квестора – распорядителя по финансовыми хозяйственным вопросам, а затем посты авгура и народного трибуна. Перед ним стояла задача не позволить Сенату принимать решения, ущемляющие права Юлия.
Марк Антоний и Юлий Цезарь
В 50 г. до н.э., по окончании срока пребывания Цезаря на посту проконсула Галлии, тот захотел вернуться в Рим для того, чтобы попробовать получить должность консула Вечного города. Однако собрание «лучших людей» во главе с Гнеем Помпеем воспротивилось и потребовало от Цезаря сложить полномочия.
Осуждению подверглись и действия Антония в защиту Цезаря – его выгнали и из Сената, и из города. Возмущенный подобными деяниями, Юлий объявил Сенат вне закона. В дальнейшем столкновение переросло в последнюю гражданскую войну Римской республики. Тогда же произошло событие, известное в истории как переход Рубикона. В 44 году Марк Антоний был избран консулом, его брат Гай – претором, а Луций – народным трибуном.
Марк Антоний над телом Цезаря
После убийства Цезаря Антоний поспешил перехватить инициативу, на некоторое время занял в Риме главенствующее положение. Умение красиво излагать мысли пригодилось консулу в борьбе с претендентами на власть. Его пламенная речь с окровавленной одеждой Юлия в руках практически сподвигла народ на войну со сторонниками убийц Цезаря.
Во избежание конфликта с соперниками Антоний образовал политический союз «Второй триумвират» с внучатым племянником Цезаря Октавианом, ставшим позже императором, Марком Эмилием Липидом, магистром конницы. Союз просуществовал 10 лет. Непреодолимые разногласия между Октавианом и Антонием вылились в очередное военное столкновение, где в итоге последний потерпел поражение.
Личная жизнь
Первой женой полководца была Фадия, дочь отпущенного на свободу раба. Мезальянс объяснялся разнузданным поведением молодого Антония, из-за чего ему не получалось найти знатную невесту.
Вторая супруга триумвира – Фульвия, вдова сицилийского пропретора, развязавшая Перузийскую войну, чтобы отобрать мужа у соперницы. В семье родились сыновья Юл Антоний и Марк Антоний Антилл.
Встреча Марка Антония и Клеопатры
После смерти женщины в 40 г. до н.э. Марк женился на Октавии, сестре все того же Октавиана Августа. В браке родились две дочери – Антония Младшая, будущая мать правителя Клавдия, бабушка понтифика Калигулы, и Антония Старшая, будущая бабушка императора Нерона. Ну, а о любви их отца и обольстительной Клеопатры известно каждому, кто хоть что-то знает о древнеримской истории.
Полководец поселился в городе Александрии, позднее объявил царицу Нила женой, не разводясь с Октавией. Египтянка родила римскому полководцу детей – близнецов Клеопатру Селену, Александра Гелиоса и сына Птолемея Филадельфиуса.
Смерть
Управляя восточной частью империи, триумвир превратился в самодержца, раздаривал владения египетской царице и детям. Теперь даже благодушно настроенные соотечественники верили, что коварная женщина околдовала полководца и он потерял рассудок. Более того, Марк потребовал, чтобы законная супруга покинула его дом в Риме. Подлило масла в огонь завещание римского консула, в котором он просил похоронить себя в Александрии.
Подобная политика вызвала возмущение римской общественности, а Октавиан умело распорядился ситуацией. Сенат отстранил Марка от власти и объявил войну Египту. По словам современников:
«Антоний и Октавиан ввергли сограждан в бедствия междоусобной войны, один — из любви к женщине, другой — из-за оскорбленного самолюбия».
Имя Антон
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины».
Значение имени Антон:
По одной из версий имя Антон — латинского происхождения (Antonius) и восходит к древнеримскому родовому имени. По другой — имеет древнегреческие корни и переводится как «состязаться», «вступать в бой». Церковная форма имени — Антоний.
Именины у Антона:
23 июля — день памяти преподобного Антония Киево-Печерского
15 сентября — день памяти преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских
11 октября — Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих
Святые с именем Антон
Преподобный Антоний Киево-Печерский (983–1073)
Основатель знаменитого Киево-Печерского монастыря и русской монашеской традиции родился неподалёку от Чернигова в городе Любеч. Из жития преподобного Антония известно, что уже в детстве он выделялся среди своих сверстников: ребенок мечтал стать монахом. И когда будущий святой достиг совершеннолетия, то отправился в путешествие и так попал на Святую Гору Афон. Здесь, приняв постриг, молодой инок несколько лет провел в одной обители, проникаясь укладом монашеской жизни. Видя с каким усердием и послушанием подвизается святой, игумен монастыря однажды сказал ему: «Антоний! Иди обратно в русскую землю, — пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой Горы!» Благословение игумена оказалось судьбоносным: благодаря возвращению преподобного Антония на Руси зародилась монашеская традиция, которая дала миру множество святых.
Согласно житию, Антоний, оказавшись на родине, поселился в пещере неподалеку от Киева. Только лишь примером своей глубокой молитвенной жизни святой постепенно начал привлекать к себе людей. Восхищаясь его подвигом, желая подражать ему, они начали селиться вокруг пещеры преподобного. Постепенно стала складываться первая иноческая община. Среди них были христиане из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича (1024–1078) Варлаам и Ефрем. Позднее это спровоцировало конфликт между князем и Антонием: Изяслав возмущался, что его лучшие люди уходят от него к преподобному.
Между тем желающих монашеской жизни становилось все больше, и тогда Антоний, дабы не нарушать молитвенного уединения, удалился в пещеру по соседству. Перед этим святой поставил первого игумена образовавшегося монастыря. До самой своей кончины он оставался непререкаемым авторитетом для всей братии.
Именно по его благословению была воздвигнута деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также устроены кельи для монахов. Среди братии Киев-Печерского монастыря оказался и будущий легендарный автор первой редакции «Повести временных лет» преподобный Никон Печерский. Так монастырь преподобного Антония стал не только местом особой духовной жизни, но и главным культурным центром Киевской Руси на несколько столетий. Здесь зародилась не только летописная и литературная традиции, но и своя иконописная школа (основанная преподобным Алипием Печерским).
Около 1062 года новым игуменом Киево-Печерского монастыря был избран преподобный Феодосий — один из ближайших учеников Антония, который ввел монастырский устав и основал на территории обители одну из первых библиотек на Руси.
Окончил свой подвиг преподобный Антоний в 1073 году. Он был погребен в своей пещере. Святой поминается в Русской Православной Церкви как «начальник всех русских монахов», а главное дело его жизни — Киево-Печерская лавра — до сих привлекает огромное количество паломников и гостей со всего мира.
Другие известные святые с именем Антоний:
Преподобный Антоний Великий (около 251–356) — основатель христианской монашеской традиции. По преданию однажды он вошел в храм и услышал евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21). Антоний воспринял услышанное как личный призыв от Бога, отказался от родительского наследства и удалился в Фиваидскую пустыню (Верхний Египет). Здесь он прожил 20 лет в полном одиночестве, ведя строжайшую аскетическую жизнь. Позднее он прервал свое уединение, чтобы устроить жизнь подражателей, которые начали селиться в округе. Так сложилась традиция монашеского отшельничества. В глубокой старости преподобный Антоний скончался в окружении ближайших учеников.
Святитель Антоний, митрополит Тобольский (1671–1740) — один из самых известных миссионеров и просветителей Сибири. Получив образование в престижном на тот момент учебном заведении — Киевской духовной академии, святитель принял монашеский постриг. По личному указу императора Петра I Антоний, будучи уже архиепископом, был возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Здесь святитель много потрудился на миссионерском поприще, направляя проповедников на Камчатку и в Китай. Также святой поднял общий образовательный уровень своей митрополии. В частности он реформировал Славяно-русскую школу в Тобольске, введя в число преподаваемых предметов латинский язык, на котором тогда писалось большинство научных трудов. Святитель Антоний был причислен к лику святых в 1984 году.
Великие и известные люди с именем Антон:
Антонио Вивальди (1678–1741) — знаменитый итальянский композитор, родился в Венеции в семье скрипача. Первые уроки музыки он получил от отца, а позднее вместо него возглавил капеллу в соборе святого Марка. В 1703 году Антонио отказался от церковной карьеры и стал Maestro di Violino (мастером скрипки) в детском доме и музыкальной школе в Венеции — «Оспедале делла Пьета». Позднее композитор был назначен управляющим консерватории «Пьета» («Pietà») и приглашен в Мантую, где писал музыку для герцогского двора. В общей сложности Антонию Вивальди сочинил 90 опер, а также 517 концертов, один из которых — знаменитый цикл «Времена года». Всеми забытый и больной великий композитор скончался в Вене в возрасте 63 лет.
Антон Антонович Дельвиг (1798–1831) — русский поэт, родился в Москве, в семье генерал-майора. В 1811 году он поступил в Царскосельский лицей, где начал писать первые стихи и познакомился с Александром Пушкиным. Позднее их общение переросло в близкую дружбу. Антон Дельвиг с 1824 года издавал альманах «Северные цветы», а позднее редактировал «Литературную газету». Наибольшую поэтическую известность он получил своими элегиями, а также романсами и песнями («Соловей мой соловей», «Не осенний мелкий дождичек…»). Скончался Антон Антонович в возрасте 32 лет от тифа.
Антон Павлович Чехов (1860–1904) — один из самых известных русских писателей, родился в Таганроге в семье купца. После школы он поступил на медицинский факультет Московского университета. С 1880 года начал писать первые короткие юмористические рассказы. В 1887 году была поставлена первая пьеса Чехова — «Иванов». В этот же период писатель принял участие во всеобщей переписи населения, а также работал участковым врачом во время эпидемии холеры. Позднее Чехов отправляется в Сибирь, чтобы посетить остров Сахалин — место ссылки каторжан. О своей поездке Антон Павлович оставил путевые заметки «Остров Сахалин». В общей сложности русский писатель написал 19 повестей, 574 рассказа и 17 пьес. 15 июля 1904 года Антон Чехов скончался от туберкулеза.
Женский варианат имени Антон
Антония, Антонина, или западно-европейское имя Антуанетта — женские формы мужского имени Антоний.
Имя Антон на других языках
Имя Антон — одно из самых распространенных в мире. Английский эквивалент этого имени — Энтони, французский — Антуан, испанский и итальянский — Антонио.
Интересные факты, связанные с именем Антон
— «Искушение святого Антония» — знаменитый триптих Иеронима Босха, сюжет которого — искушения преподобного Антония Великого во время его подвига в египетской пустыне.
— Антоновщина — массовое крестьянское восстание в Тамбовской губернии (1920–1921), получившее название по фамилии своего руководителя — Александра Степановича Антонова.
— Антоновка — старинный русский зимний сорт яблони, который был выведен путем народной селекции. Известный тульский садовод С. В. Батов связывал такое название яблони с именем некоего садовника Антона, который давным-давно самостоятельно вывел этот сорт.
— «Антониев огонь» — болезнь, которая сопровождается нарушением клеточного питания тканей из-за сужения капилляров в конечностях, что вызывает, в частности, появление гангрены на коже. Такое название недуг получил в виду того, что его лечением в Средние века занимался Орден антонитов – католический орден во Франции, покровителем которого считался преподобный Антоний Великий.
Архитектор Антонио Гауди: 7 лучших проектов
Отсутствие прямых линий, красочные мозаики, игра света и цвета, исключительное внимание к деталям, и в результате — архитектурные объекты, которые появились в обычном городе как будто из другого мира. Гауди называют «гением места», большинство его творений находятся в Барселоне, и именно они стали лицом столицы Каталонии. Своим главным вдохновением Гауди считал природу и старался максимально передать красоту окружающего мира в цветовых решениях, архитектурных изгибах и формах.
Краткая биография Антонио Гауди
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. В 1873 году он поступил в Провинциальную архитектурную школу в Барселоне. Его первыми проектами стали газовые фонари на Королевской и Дворцовой площадях и Национальном бульваре Барселоны. Поворотным моментом в биографии молодого мастера оказался заказ от хозяина перчаточного магазина: Гауди спроектировал ему стенд для Всемирной парижской выставки 1878 года. Богатый промышленник Эусеби Гуэль был настолько впечатлен витриной, что захотел познакомиться с автором. Так начался крепкий союз большого творца и щедрого мецената, который привел к созданию проектов, определивших облик Барселоны.
Благодаря коллаборации Гуэля и Гауди появились такие архитектурные объекты, как дворец Гуэль, парк Гуэль, винные погреба Гуэль, павильоны усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, часовни и крипты Колонии Гуэль. После того как строительство дворца завершилось, Антонио стал одним из самых модных архитекторов Барселоны. В период с 1898 по 1912 год он построил три жилых дома — Кальвет, Мила и Бальо, которые вскоре стали значимыми достопримечательностями города.
Параллельно в 1880 годах Гауди реализует не менее знаковые проекты — дом Висенс, виллу Эль Каприччо — одна из немногих его работ, которые находятся за пределами Барселоны.
В 1884 году Гауди возглавил строительство храма Святого Семейства. Он пришел на смену архитектору Франсиско де Паула дель Вильяра, который из-за разногласий с заказчиком отказался от работы. Антонио полностью посвятил себя возведению храма.
В 73 года, так и не успев завершить свой главный проект, Гауди, который всегда предпочитал ходить пешком, попал под трамвай. Из-за того что последние годы жизни архитектор не особенно следил за внешним видом, местные таксисты приняли его за нищего и долго отказывались везти в больницу. Так некогда самый преуспевающий мастер, у которого была очередь из богатых заказчиков, оказался в лечебнице для малоимущих. Когда же Гауди наконец узнали, было слишком поздно — спасти его не удалось.
Дом Висенс
Первой значительной работой Гауди считается именно это здание. Мануэль Висенс, владелец фабрики по производству плитки и кирпича, заказал архитектору построить летнюю семейную резиденцию в 1878 году. Фасад здания выполнен из кирпича и цветных керамических плиток с растительными орнаментами, расположенных в шахматном порядке. Выбор этих материалов послужил фактически нативной рекламой деятельности главы дома. По всему периметру расположены многочисленные декоративные элементы — эркеры, балконы, башенки, выступы фасадов. Каждую деталь архитектор спроектировал лично, поэтому ни один элемент не выбивается из общей картины.
Дизайн дома выполнен в стиле нео-мудехар, отсылающем к испанской архитектуре времен средневековья. Но уже тогда был заметен узнаваемый почерк Гауди, и одна из первых его работ сразу же обращала на себя внимание своей оригинальностью по сравнению с общим видом Барселоны того времени.
Вокруг дома был разбит сад, в котором Гауди спроектировал фонтан, часть ограды и ротонду в форме листьев пальмы. Дом в середине ХХ века несколько раз менял владельцев, и до наших дней эти детали не сохранились. В 2005 году Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2017-м в нем открыли музей.
Башня Бельесгуард
В 1900 году к Антонио Гауди обратилась жена промышленника Жауме Фигераса с просьбой построить дом на месте бывшей резиденции короля Мартина Арагонского, с которым связывают расцвет Каталонии. Когда архитектор взялся за дело, от резиденции оставались лишь несколько стен и внутренний двор. Гауди был патриотом и бережно относился к истории, поэтому старался максимально передать дух средневековья в своем проекте. Внешне дом похож на замок того времени, дополненный яркими деталями в стиле архитектора. Проект был сдан в 1909 году.
Torre Bellesguard увенчана характерным для архитектуры Гауди крестом, украшенным красной и желтой мозаикой — цвета каталонского флага. Благодаря этому шпилю компактное квадратное здание кажется больше, чем на самом деле, высота в два раза превышает его длину. В этой работе Антонио оставил прямые линии, которых тщательно избегал в других проектах. Над входной дверью — яркий витраж в виде восьмилучевой звезды Венеры.
Дом Фигераса состоит из первого этажа, главного этажа, подвала и мансарды. Оригинальным решением в интерьере стала необычная система переходов: спиральная лестница завершается на террасе, окруженной зубцами, с которой открывается живописный вид на город. В этом проекте стиль Гауди все еще был в процессе формирования: в нем нет броских мавританских акцентов и ярких цветов, которые впоследствии стали отличительными чертами многих его поздних работ.
Дворец Гуэль
Дворец был построен в качестве главной резиденции Эусеби Гуэля в районе Эль-Раваль в центре Барселоны в 1885–1890 годах. Он стал первым крупным проектом Гауди, выполненным по заказу Гуэля.
На фасаде здания две пары больших ворот, которые были сделаны специально для конных экипажей: гости могли выйти и сразу подняться по лестницам на нужный этаж, а повозки отправлялись в нижние конюшни и погреба. Входную арку украшает железная решетка, имитирующая виноградную лозу. В этом проекте впервые реализовалась идея Гауди декорировать не только фасад, но превращать в произведение искусства еще и крышу. На ней расположены 20 дымоходов, украшенных в технике тренкадис. Само здание облицовано серым гаррафским мрамором.
Центральным помещением в интерьерах стал зал для приема гостей, который венчает параболический купол, проходящий через несколько этажей. Он окрашен в глубокий темно-синий цвет ночного неба, чтобы у всех приходящих во дворец создавалось ощущение единства с природой. В куполе Гауди проделал небольшие отверстия, а внутри шпиля подвесил фонари — таким образом, свет, который просачивается через них, похож на мерцающие в небе звезды. В 1984 году дворец Гуэль был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Парк Гуэль
Парк Гуэль стал последним проектом, который Эусеби Гуэль заказал у Антонио Гауди. Он был создан в 1900–1914 годах и расположен в верхней части Барселоны. На территории более чем в 17 га есть и жилая часть, и зеленые зоны садов. При входе в парк первое, на что падает взгляд, — два здания, похожие на пряничные домики из сказок. Правый павильон с декоративной башней (пинакл) и пятилучевым крестом был создан для администрации парка, левый — для привратника.
Центральное место в парке занимает большая верхняя терраса, с которой открывается обзорный вид на Барселону. Чтобы наслаждаться им в комфортных условиях, Гауди поставил на террасе длинную, изогнутую в форме змеи скамью. Она украшена в традиционной для Гауди технике тренкадис. Мозаику из частиц мрамора, стекла и битой плитки также можно увидеть и оценить на входных павильонах, на перилах парадной лестницы и в зале Ста колонн.
Гауди очень бережно относился к природному ландшафту, поэтому старался максимально сохранить деревья на территории строительства. В парке есть специальная система полива растений с помощью виадуков, а их колонны стилизованы под стволы деревьев. За свой необычный вид они получили название «Птичьи гнезда». От главной площади разбегаются пешеходные дорожки, тропинки и прогулочные аллеи, построенные из местного камня.
В 1963 году в коттедже на территории парка, где жил Гауди, был открыт дом-музей его имени, в котором есть мебель из построенных архитектором Домов Бальо и Мила. А в 1984 году парк Гуэль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дом Бальо
Дом Бальо представляет собой реконструкцию первоначального здания, построенного в 1877 году, которым с 1900 года владел текстильный магнат Хосе Бальо. Он расположен на Пасео-де-Грасиа, одном из самых главных бульваров в центре Барселоны. Площадь восьмиэтажного дома 4,3 тыс. кв. м, а высота — 32 м. Из-за каркаса, похожего на клетку, и вертикальных элементов, напоминающих своими изгибами формы человеческого скелета, здание прозвали «Дом костей». В дизайне проявилась характерная для последующих проектов черта Гауди — отсутствие прямых линий как во внешнем облике, так и во внутренних интерьерах. Архитектор также старался по-максимуму использовать природные материалы местного происхождения — так, первые три этажа дома украшены камнем горы Монжуик.
Во внутреннем дворе, чтобы освещение было равномерным, Гауди положил градиентную плитку, которая меняет цвет по мере продвижения вверх от белого до лазури. Для той же цели окна, выходящие в патио, отличаются по размеру: к верху они становятся все меньше.
Таким образом создается удивительная игра светотени. Мебель, которая делалась по проекту архитектора, упоминают в контексте его творчества не так часто. Но отдельные работы Гауди в этой области заслуживают внимания. Например, двухместный диван в доме Бальо — образец эргономики, которую взяли на вооружение многие мастера: два сиденья с общим подлокотником и уже традиционной для Гауди идеальной формой для человеческого тела подчеркивает еще и связь с природой — спинки сидений напоминают яблоко. Дом Бальо был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году.
Дом Мила
Жилой дом, построенный Гауди в 1906–1910 годах по заказу семьи Мила, стал его последней светской работой перед тем, как он полностью посвятил себя строительству храма Святого Семейства.
Из-за массивного фасада он получил прозвище La Pedrera (Каменоломня). Каса Мила стал новаторским как в архитектурном плане, так и с точки зрения коммуникаций. В нем создана уникальная система естественной вентиляции, позволяющая отказаться от кондиционеров.
А межкомнатные перегородки в каждой из квартир можно перемещать по своему усмотрению. В здании также нет несущих и опорных стен, только несущие колонны. В доме есть подземный гараж, что для начала ХХ века стало очень необычным решением.
Три внутренних двора архитектор объединил в один, чтобы в здании было как можно больше естественного света и свежего воздуха. Рельеф крыши повторяет волнистые очертания фасада, и на ней разместились выходы лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб, преображенные в необычные скульптуры. Они украшены мозаикой тренкадис. Каса Мила стал первым из сооружений XX века, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Саграда Фамилия
Храм Святого Семейства остается самым знаменитым и противоречивым творением Гауди. Первый проект здания был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр в 1882 году — он планировал построить его в готическом стиле. Вильяр ушел в отставку спустя год после начала работ, строительство возглавил Гауди и внес в проект кардинальные изменения. Храм также приобрел звание самого известного долгостроя в мире: работы ведутся уже почти 140 лет, их планируют закончить только к 2030 году.
По замыслу инициаторов, финансирование происходит только за счет пожертвований прихожан, которые поступают «неравномерно», и это сильно тормозит строительство. Также завершение проекта задерживает сложность изготовления каменных блоков. Кроме того, во время Гражданской войны в Испании в июле 1936 года вся мастерская Гауди сгорела вместе с его макетами и эскизами церкви. Они были частично восстановлены в 1939–1949 годах, и по этим моделям, в которых сохранился изначальный замысел архитектора, продолжилось дальнейшее строительство. В 2010 году храм был освящен папой Бенедиктом XVI, в нем проходят ежедневные богослужения.
Восточный фасад храма посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, которые олицетворяют Веру, Надежду и Милосердие. Фасад Рождества — главный вход в церковь, он украшен барельефами и скульптурными композициями, посвященными сценам из Библии. В центральной части — рождественское дерево, под которым из камня вырезана сцена прославления Богоматери. А в боковых порталах — сцены рождения Иисуса и символические фигуры апостолов. Для того чтобы фигуры были максимально правдоподобны, он снимал гипсовые слепки с птиц, животных и даже с мертворожденных младенцев. Моделями для скульптурных групп могли выступить и церковный сторож, и местный козопас.
Внутри храма также прослеживается подражание природе: своды, которые достигают 60 м в высоту, разветвляются к потолку и создают конструкцию, повторяющую лесные пейзажи. В этом решении есть и функциональный смысл: благодаря ветвящимся структурам, Гауди избежал строительства традиционных для готической архитектуры контрфорсов — вертикальных прямых опор для усиления несущих стен.
С противоположной стороны храма находится фасад Страстей. На контрасте с фасадом Рождества он смотрится более мрачным и лаконичным. Идея Гауди была в том, чтобы скульптуры и образы в порталах фасада Страстей символизировали грехи и вызывали трепет. В центре архитектурного сюжета — распятие Христа, которое окружают гротескные фигуры и мрачные сцены.
Гауди посвятил храму Святого Семейства 12 лет, и на момент смерти архитектора базилика была завершена всего на 20%. Антонио успел построить только часть апсиды, восточный фасад и крипту, в которой его похоронили. Гауди был ярым католиком, он догадывался, что не доживет до окончания проекта, но это его не останавливало. На вопрос о сроках он отвечал «Мой клиент никуда не торопится».
На данный момент ведется строительство третьего фасада (Славы), оформление интерьеров храма. На территории также есть дом-музей архитектора и школа. Гауди открыл ее в 1909 году для детей рабочих, которые строили церковь. Раньше она была расположена на месте главного фасада храма, но затем ее демонтировали и перенесли.
Все это время строительство Sagrada Famíliа было незаконным, поскольку на него не было официальной лицензии. Но в 2019 году ее наконец получили, и столетний конфликт разрешился. Руководство храма согласилось выплатить мэрии города £36 млн с рассрочкой на десять лет на развитие квартала Эшампле, транспортной сети города, организации прямого доступа из станций метро. В 2005 году Саграда Фамилия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Стиль Гауди: комментарии архитекторов
Николай Фанеев, ведущий архитектор IND architects:
— Антонио Гауди работал в стиле модерн. Каждое направление в искусстве, литературе, архитектуре имеет яркого представителя, с которым начинают ассоциировать направление, и Гауди стал таким для модерна. Когда он «творил», происходили сильные переломы в общественной жизни Европы, появлялись новые идеи и идеологии, и архитектор не совсем отвечал духу времени со своими религиозными взглядами. Именно это одна из причин, почему его критиковали современники.
Архитектуру Гауди нельзя рассматривать только как зрительный образ — так ее невозможно понять. Отличительная черта всего модерна заключалась в том, что архитекторы активно работали с интерьерами. Интерьеры Гауди — важная часть его проектов и его творчества. Еще одна грань — конструкции зданий, именно в них проявился гений Гауди. Приемы, используемые им, как правило, придумали уже до него. Но он отличался принципами и подходами в работе. Гауди, как и другие представители модерна, мастерски использовал железобетон, много работал с конструкциями, превращая их в художественные элементы, яркий пример — параболические арки. В архитектуре Гауди преобладают естественные и природные формы. Сегодня мы воспринимаем железобетон как урбанистическую составляющую, но в руках Гауди он превращался в растительные образы.
Гауди, в первую очередь, архитектор, работающий с конструкциями и естественными формами, профессионал, который уделял внимание деталям.
Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:
— Несмотря на частые заказы и работу над крупными объектами в его родном городе — Барселоне, истинная популярность и признание Гауди пришли после смерти.
Среди работ Гауди прежде всего выделяют его жилые дома в Барселоне — они очень характерные, художественные и ремесленные. По ним видно, что архитектурный язык автора яркий, самобытный и вневременной. Самый известный проект архитектора — храм Святого Семейства (Sagrada Família). Это уникальный для мировой архитектуры прецедент, когда проект строят так долго — храм заложили в 1882 году по проекту Антонио Гауди и продолжают строить после его смерти, используя чертежи и наработки.
Идеи Гауди, его архитектура и решения не стали массовыми. Это связано с его стилем, который, из-за уникальности, нельзя скопировать и даже подражать ему. Архитектура Гауди — его личное высказывание, очень персонифицированное. Именно поэтому он не создал нового направления в архитектуре и архитектурной школы, не приобрел последователей, а остался феноменом. Иногда последователем Гауди называют австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, но его сложно считать таковым. Хундертвассер прежде всего создавал декоративную и эпатажную архитектуру, своего рода кич, а для Гауди свойственна художественная архитектура с использованием качественных и натуральных материалов.