апартеид что это такое простыми словами
Апартеид в ЮАР: становление и падение режима
Апартеид: режим дискриминации
26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, то есть принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Апартеид имеет долгую историю.
Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.
С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:
Как нарушались права?
Избирательное право темнокожих, потомков от смешанных браков и переселенцев было нарушено. Голосовать имели право лишь те, кто обладал высоким имущественным цензом. Кроме того, это правило действовало не везде. 93% избирателей составляло светлокожее меньшинство жителей Южной Африки.
Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов. Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Браки между «белыми» и темнокожим населением были запрещены. Запрет касался и подобных браков, заключенных за границей.
Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители). Самой дискриминируемой группой были африканцы. Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).
Протесты
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.
Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.
Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году. В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры. Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.
Падение режима апартеида
Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.
Читайте также:
Апартеид
Апартеид – политико-правовая доктрина государства, введенная по расовому признаку с целью сегрегации населения по нему.
Такое незамысловатое определение можно дать политике, которая проводилась во второй половине XX века (в 1940-90-х гг.) правительством Южно-Африканского Союза и Республики под руководством Национальной партии. Схожим процессом можно считать принудительное выселение индейцев как коренных жителей США в резервации. Также существование гетто в разных стран: в т.ч. во Франции и США.
С правлением Национальной партии связаны ужасные годы апартеида в ЮАР. Все население страны поделили на белых, у которых было больше всего прав, черных, цветных и индийцев. Вскоре после этого все стало раздельным, включая различные общественные места. Прекратился апартеид лишь в 1994 году, когда в стране произошла смена власти.
Политика апартеида формировалась задолго до её проведения на государственном уровне. До 1948 года политика апартеида прошла 5 этапов:
Первый этап XVII-XXвв. в виде отношения Я. Ван Рибека и его последователей к коренному населению;1900-1910 – образование ЮАС и принятие конституции; режим при Л. Боте (1910-1924), режим при Дж. Герцоге и режим при Смэтсе.
Основополагающий фактор проведения такой политики – националистические интересы потомков европейских переселенцев – африканеров, которые в разное время назывались также и бурами. Для проведения таких идей была создана Национальная партия в 1914 году, и одним из её основателей стал бывший активный участник второй англо-бурской войны (1899-1902), заместитель командующего вооруженными силами Оранжевого Свободного Государства Джеймс Барри Герцог (1866-1942). В будущем он станет премьер-министром Южно-Африканского Союза (1924-1939).
Все надписи на английском и африкаанс, 1957 год.
Основными целями партии и самого Дж. Герцога стали проведение политики апартеида с целью урезания прав коренного населения Южной Африки и расширение прав потомков европейских колонистов или африканеров ( владеют языком африкаанс).
В своей внутренней политике он придерживался поставленных в 1914 году целей – даровал избирательное право белым женщинам, для мужчин убрал все возможные цензы для участия в выборах (как при активном, так и пассивном праве).
С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными.
Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков.
В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире.
Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же.
После победы на парламентских выборах в 1948 году Малан стал очередным премьер-министром и в своей политике проводил ультрарадикальные преобразования по отношению к черному населению. Во многом он руководствовался следующим тезисом политической программы Национальной Партии «В ЮАС должна проводиться политика полного апартеида как конечная цель естественного процесса раздельного развития.
Отдавая себе отчет в том, что эта задача может быть лучше всего выполнена путем сохранения в чистоте и неприкосновенности белой расы, Национальная партия провозглашает это в качестве основного руководящего принципа своей политики».
При нем были запрещены межрасовые браки (1949), представители местного населения получали право владения собственностью только в специально выделенных для этого зонах (1951), т.е. бантустанах и т.д. Но всё же самый важный закон, принятый Малане «Акт о групповых областях» (1950). Данный акт стал «основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения».
Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год.
Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.
Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год.
После его ухода с поста премьер-министра ЮАС в 1954 году пост главы правительства занял Йоханесс Стрейд (1954-1958), который вошел в историю как еще больший сторонник национализма в Южной Африке. Являлся представителем «Очищенной Национальной партии», а при Малане стал министром сельского хозяйства и ирригации.
Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».
Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург.
При его руководстве в ЮАС ужесточилось положение цветного населения страны. Коренные жители Южной Африки окончательно перестали в избирательных списках находиться вместе с представителями белого населения страны. Следующая фигура ЮАС-ЮАР пожалуй самая одиозная среди вышеперечисленных. В 1958 году главой южноафриканского кабинета стал «архитектор апартеида» Хенрик Фервурд.
Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год.
Его очень часто называют вышеуказанным эпитетом, но можно с этим не согласиться, поскольку в целом каждый бывший премьер ЮАС и член Национальной партии вносил свою лепту в создание системы, но всё же такое определение применяют, как правило, в Фервурду. При нем апартеид получил наиболее радикальные изменения.
Фервурд принял целый ряд законов, ограничивающих положение и права африканского населения. В частности, с 1959 года представители «черного населения» лишились права получать высшее образование в ВУЗах, а получать образование они могли только в специальных учебных заведениях, где должны были обучаться лишь представители черного населения страны.
Политика апартеида, таким образом, продолжалась вплоть до 1989 года, когда главой Южно-Африканской Республики стал Фредерик Виллем де Клерк (1989-1994), потомок голландских поселенцев.
При нем ясно наметился курс США на построение демократических обществ американского образца, а, следовательно, политика апартеида, имевшая своей целью укрепление власти в руках белого населения не могла продолжаться дальше из-за боязни политических и экономических санкций от европейских стран и США. Стоит сказать, что т.н. «бойкот апартеида» действительно существовал.
Стоянка такси для белых людей. 1967 год.
«Подвергались остракизму коммерческие структуры (например, такие компании, как Shell, Kellogg’s и Coca Cola), которые вели бизнес с ЮАР. Ряд государств ввели экономические санкции против ЮАР. Спортсмены отказывались принимать участие в соревнованиях, где участвовали южноафриканские спортсмены, а музыканты отказывались посещать ЮАР с концертами и т. д.».
Де Клерк ясно понимал опасность такого положения и поэтому он пошел по пути уничтожения апартеида. При нем Нельсон Мандела, его сторонники, партия Африканский национальный конгресс получили не только свободу физическую, но и свободу действий. Правительство во главе с президентом неоднократно проводило встречи с Манделой и АНК и таким образом дискуссии привели к оформлению новой конституции (принята в 1996 году Конституционным судом, вступила в силу в 1997 году), уничтожению политики апартеида и т.д.
В Альберт-парке. Друбан, 1960 год.
После выборов 1994 года и победы на них АНК во главе с Нельсоном Манделой политика апартеида фактически была окончена.
Нельсон Мандела, возглавлявший борьбу африканского большинства против режима апартеида, более четверти века за свою деятельность по защите прав человека провел в тюрьме.
Мандела был приговорен к пожизненному тюремному заключению в 1964 году за участие в заговоре с целью совершения государственного переворота.
Большую часть срока он отбывал в тюрьме на острове Роббен. Впоследствии он содержался в тюрьме особого режима Поллсмур.
17 из 27 лет тюремного заключения Мандела провел в одиночной камере, где имел право на один визит и одно письмо в течение полугода. По воспоминаниям Манделы, приходившие письма часто не проходили тюремную цензуру.
За время заключения Мандела заочно прошел обучение в Лондонском университете и получил степень бакалавра юридических наук.
В 1985 г. президент ЮАР Питер Бота предложил Манделе свободу в обмен на «безоговорочный отказ от насилия в качестве политического оружия». Мандела отклонил предложение, заявив через свою дочь: «Какую ещё свободу мне предлагают, когда народная организация остаётся запрещённой? Только свободные люди могут вступить в переговоры. Узник не может заключать договоры».
В 1990 году правительство ЮАР выпустило Манделу на свободу.
В том же году Нельсон Мандела и де Клерк получили Нобелевскую премию мира. Интересно и то, что фактически политика апартеида была окончена в 1994 году в ЮАР, формально ООН признало апартеид преступлением международной конвенцией «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», принятой Генеральной ассамблеей ООН 30 ноября 1973 года №3068. В ней в частности сказано: «Государства — участники… объявляют преступными организации, учреждения и отдельных лиц, совершающих преступление апартеида».
Т.е. еще почти 20 лет ЮАР нарушало международную конвенцию и политику страны можно считать преступной.
Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год.
Но если это было преступление, то постапартеидная ЮАР должна была быть лишена тех проблем, которые появились после отмены этой политики. Коротко об особенностях, которые появились в ЮАР после 1994 года.
Паспорт чернокожего времён апартеида.
Внезапно, можно сделать вывод, что отмена режима апартеида скорее негативно отразилась на общем фоне южноафриканского общества. Так в современном ЮАР более 30% беременных женщин являются носителями ВИЧ, а число инфицированных более 20%. Возрос уровень преступности (убийств, изнасилований и грабежей).
Так пишут о современной Претории: «сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки.
Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся».
Социальные проблемы в обществе ЮАР возникают и по другим признакам. Напряженная обстановка в соседних странах (Ангола, Намибия и др.) приводит к увеличению миграционных потоков и соответственному увеличению эмигрантов в самом южноафриканском государстве.
Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год
Отмена режима апартеида в ЮАР имела последствия, лежащие в двух плоскостях: положительной и отрицательной. К положительной тенденции можно отнести то, что белое и черное население республики стали получать одинаковые права и возможности в их реализации.
Далее, это формирование того правительства, которое выбирает преимущественное население.
При этих абсолютно немногочисленных «плюсах» количество «минусов» поражает: произошло ухудшение социальной обстановки в рамках обострения африканского национализма, отныне белое население фактически вынуждено эмигрировать из страны. При этом произошла радикализация южноафриканского общества, в количественном отношении увеличилось количество убийств, краж и других уголовных преступлений.
Возможно лишь изменение внешнеполитического курса является наиболее важным из всех изменений в ЮАР с отменой апартеида, потому что в государственных структурах диктатура Национальной партии сменилась диктатурой АНК.
АПАРТЕИД
Смотреть что такое «АПАРТЕИД» в других словарях:
Апартеид — (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь
АПАРТЕИД — [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
АПАРТЕИД — (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия
АПАРТЕИД — [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АПАРТЕИД — одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия
АПАРТЕИД — (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии
апартеид — сущ., кол во синонимов: 1 • раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апартеид — (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история
апартеид — апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Апартеид
Смотреть что такое «Апартеид» в других словарях:
Апартеид — (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь
АПАРТЕИД — [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
АПАРТЕИД — (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь
АПАРТЕИД — (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия
АПАРТЕИД — [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АПАРТЕИД — одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия
АПАРТЕИД — (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии
апартеид — сущ., кол во синонимов: 1 • раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Апартеид — (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история
апартеид — апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Наука
In the coming weeks, this wiki’s URL will be migrated to the primary fandom.com domain. Read more here
Апартеид
О юридическом термине «апартеид» см. апартеид (международное право)
Объявление на одном из пляжей ЮАР, запрещающее проход на пляж жителям страны не белой расы. 1989 год.
Апартеид в ЮАР предписывал чернокожим и смешанного происхождения (т. н. цветным) людям проживать в специальных резервациях ( бантустанах ) на небольшой (около 12 % площади ЮАР) территории (в действительности подавляющее большинство чёрных там и не жили). Проживание белых в бантустанах было практически запрещено. Выезд из резервации преследовался по закону. В ходе апартеида чернокожие были лишены почти всех гражданских прав. В результате люди не белой расы, даже проживающие в «белых» частях ЮАР, не имели ни права голоса, ни возможности повлиять на правительство: всеми правами они обладали лишь в бантустанах, которых могли никогда и не посещать. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно куда ниже.
Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало и внутреннее диссидентское движение. Падение апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира.
Символом апартеида считается тюрьма « Роббен айленд », где во времена апартеида содержались тысячи политических заключённых. Сейчас тюрьма является основной туристической достопримечательностью ЮАР.
Содержание
Создание апартеида
Главными «законы апартеида» были следующие:
Система апартеида
Повседневная жизнь
Система апартеида был установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.
Больницы и служба « скорой помощи » также были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услугам высокого качества, в то время как в «чёрных» больницах хронически не хватало средств и работников. Во многих чёрных районах больниц не было вовсе. [1]
В 1970-е годы государство тратило на образование одного чёрного ребёнка десятую долю той суммы, которая приходилось на одного белого. Закон об образовании банту прямо предусматривал, что чёрным детям нужно преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых. С 1959 года сегрегация была введена и в высшее образование : все существовавшие и авторитетные университеты достались белым, для чёрных не было открыто почти ничего.
Сегрегация проводилась в автобусах и на железной дороге: автобусы останавливались на разных остановках, а в поездах чёрным был отведён только третий класс.
Общественные пляжи также были разделены по расам, причём белым доставались лучшие, в то время как пляжи для чёрных находились в удалённых районах и не имели никаких «удобств». Бассейнов и библиотек для чёрных практически не было.
Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.
С 1948 года были запрещены сексуальные контакты и тем более браки между людьми разных рас. Если белый был за рулём, он не мог усадить на переднее сиденье чёрного пассажира другого пола.
Чёрные не могли нанимать белых на работу. Чёрные полицейские не имели права арестовывать белых людей.
Чёрным не дозволялось присутствовать в «чёрных» церквях в соответствии с поправками 1957 к Закону о туземцах и церквях. Однако этот запрет никогда не проводился достаточно жёстко, и в церквях чёрные с белыми могли встречаться на равных на сравнительно законных основаниях.
Хотя профсоюзы для чёрных и цветных работников существовали с начала XX века, лишь после реформ 1980-х годов членство чёрных в профсоюзах стало законным.
Неравным образом были распределены и налоги: чёрные платили подоходный налог с минимальной суммы 360 рандов в год (R30 в месяц), а белые — с 750 рандов (R62,5 в месяц). С другой стороны, белые платили куда больший процент.
Апартеид проник не только в закон ЮАР, но и в её культуру: эта идеология активно внедрялась многими СМИ. Отсутствие возможности ежедневного общения также отдаляло расы друг от друга
Система бантустанов
Сельская местность в бантустане Цискей
Сторонники апартеида предполагали, что после полного введения этой системы чёрные должны были прекратить быть гражданами Южно-Африканской Республики; вместо этого они должны были стать гражданами независимых псевдогосударств-резерваций (англ. homelands ). Таким образом, чёрные, работающие в ЮАР, становились трудовыми иммигрантами, обладающими временными разрешения на работу.
В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией : они стремились сохранить власть в стране, доля белого населения в которой стремительно сокращалась.
Насильственное выселение
В 1960-е, 1970-е и в начале 1980-х годов правительство проводило политику «переселения», пытаясь заставить людей отправиться в районы, предназначенные как место проживания соответствующих групп. По некоторым данным, число переселённых в это время может достигать трёх с половиной миллионов человек. Выселение могли подвергаться следующие группы:
До 1955 году Софиятаун был одним из немногих городских районов, где чёрным позволялось владеть землёй; постепенно он развивался в по-настоящему многорасовое поселение. По мере роста Йоханнесбурга Софиятаун стал местом жительства для всё большего числа чёрных рабочих, поскольку он был удобно расположен вблизи промышленного центра. Однако несмотря на протесты АНК 9 февраля 1955 началось расселение Софиятауна: ранним утром полиция вошла в район, выгнала жителей на улицу и погрузила их вещи на специально предоставленные грузовики. Жителей отвезли на приобретённый правительство за два года до того участок земли примерно в 20 км к юго-западу от центра Йоханнесбурга, известный как Медоулендс. Софиятаун был снесён, а на его месте был устроен пригород для белых под названием Triomf («Триумф»). В следующие несколько лет похожие события произошли также в Дурбане (Кейто-Манор, или Мкхумбане) и Кейптауне (55 000 цветных и индийцев Шестого округа были переселены в новые пригороды). Кроме чёрного населения, от Закона о групповых областях пострадали 600 000 цветных, индийцев и китайцев, а также 40 000 белых.
«Цветные»
В рамках апартеида цветные также подвергались дискриминации: их переселяли в специальные пригороды, иногда заставляя для этого покинуть дома, принадлежавшие их семьям очень долгое время. Качество образования, предоставлявшегося цветным, было куда хуже, чем качество образования для белых (хотя и лучше, чем для чёрных). Многие цветные сыграли важную роль в борьбе с апартеидом: например, основанная в 1902 году Африканская политическая организация принимала в свои ряды только цветных.
В течение почти всего времени»официального» апартеида — примерно с 1950 по 1983 год — цветные были, как и чёрные, фактические лишены права голоса. В 1983 году в конституцию были внесены поправки, согласно которым цветные и азиаты получили право участвовать в выборах в трёхпалатный парламент. Эти поправки не получили широкой поддержки. Предполагалось, что «цветное» меньшинство получило бы право голоса, а представители чёрного большинства станут гражданами «независимых» бантустанов. Такая ситуация сохранялась до отмены апартеида.
Другие меньшинства
ООН и Международный уголовный суд
Международное сопротивление
АНК и ПАК
См. также
Ссылки
Это заготовка статьи о политике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
af:Apartheid bg:Апартейд bn:আপার্টহাইট bs:Apartheid ca:Apartheid cs:Apartheid da:Apartheid de:Apartheid eml:Apartheid en:History of South Africa in the apartheid era eo:Apartismo es:Sudáfrica en la era del apartheid eu:Apartheid fi:Apartheid fr:Apartheid ga:Apairtéid gl:Apartheid he:אפרטהייד hi:पृथग्वासन hr:Apartheid hu:Apartheid id:Apartheid it:Apartheid ja:アパルトヘイト ka:აპართეიდი lb:Apartheid lt:Apartheidas ms:Aparteid nds:Apartheid nl:Apartheid nn:Apartheid no:Apartheid pl:Apartheid pt:Apartheid scn:Apartheid sh:Apartheid simple:Apartheid sk:Apartheid sl:Apartheid sr:Апартхејд sv:Apartheid sw:Apartheid tr:Aparthayd uk:Апартеїд vi:Apacthai zh:南非种族隔离制度