апейрон является первоначалом всего сущего так считал
Апейрон
Согласно Александру Афродизийскому, апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй. Пифагорейцы называли апейроном беспредельное бесформенное начало, которое вместе с противоположным ему «пределом» является основой сущего.
Некоторые историки философии, возводящие происхождение материализма к древнегреческим мыслителям, указывают, что понятие апейрон стало одним из первых выражений для идеи о неопределённой субстанции, в дальнейшем приведшей к возникновению философского понятия материи. При этом выделяются «две линии материализма»: атомистическая, возводимая к Демокриту, согласно которой материя дискретна, состоит из конечных определённых атомов, являющихся пределом делимости вещества, и возводимая к Аристотелю, согласно которой материя есть сплошная неопределённая протяжённость, потенциально делимая до бесконечности. При учёте такого разделения понятие апейрон оказывается, действительно, в некотором смысле предшественником аристотелевского определения материи.
Содержание
Интересные факты
Есть мнение, что понятие «апейрон» было введено не самим Анаксимандром, а Платоном или Аристотелем, пересказывавшими его учение. (Лебедев, 1978)
См. также
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Апейрон» в других словарях:
АПЕЙРОН — (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» нечто среднее (между огнем и воздухом) … Философская энциклопедия
АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия
апейрон — протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ., кол во синонимов: 2 • материя (50) • … Словарь синонимов
АПЕЙРОН — (греч. apeiron бесконечное беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в Физике … Большой Энциклопедический словарь
АПЕЙРОН — (греч. Α отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) ‘беспредельное’ исполняло роль значимого космогонического… … История Философии: Энциклопедия
АПЕЙРОН — (греч. а отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) «беспредельное» исполняло роль значимого космогонического… … Новейший философский словарь
апейрон — (греч. ápeiron бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике». * * * АПЕЙРОН АПЕЙРОН (греч. apeiron … Энциклопедический словарь
АПЕЙРОН — понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что … Тематический философский словарь
Апейрон — (греч. áреiron бесконечное) в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперёд в выработке понятия материи по сравнению с отождествлением перво вещества с одним каким либо… … Большая советская энциклопедия
Беспредельное, вода и воздух: как первые философы искали начало всего
Началом философии было исследование того, что имеет начало — однако древние греки изучали мир умозрительно, а не экспериментально. Создав первые абстрактные концепции, мыслители милетской философской школы заложили основы всей последующей западной мысли, и именно с них «Нож» начинает разбираться в истории античной философии.
Древнегреческий философ Аристотель, или просто Философ, как его называли в Средневековье, считал, что философия — любовь к мудрости — начинается с удивления. Человек замечает вокруг себя удивительную соразмерность, ритмичность, закономерность и взаимосвязь природных явлений и удивляется этому, его воображения уже не хватает на то, чтобы под регулярным движением Солнца по своду небесному разуметь неспешную езду бога Гелиоса на своей крылатой колеснице или безмятежное плавание Ра на ладье вечности по водам небесного Нила. Его разум «просыпается» и требует ответов доказательных и обоснованных, концептуализируемых и постигаемых исключительно умом, а не только или не столько воображаемым чувством религиозно-мифического нарратива, поскольку философия начинается с вопроса: почему вообще существует нечто, а не наоборот, ничто?
Читайте также
И ответить на этот вопрос можно, только создавая адекватные мысленные концепты, ибо в философии, как скажет уже современный замечательный философ Жиль Делез, нет ничего кроме «создания концептов». Философия — это создание концептов, при помощи которых постигается и созидается узнаваемый (или неузнаваемый) мир, и началась она, по крайней мере применительно к европейской цивилизации, примерно в 6 в. до н. э. в Древней Греции, а если быть более точным, то в Ионии — узкой прибрежной полосе западного побережья нынешней Турции в районе Эгейского моря.
Ионийские «физики», или Милетская школа
Фалес
Почему именно вода? Ну, оглядимся по сторонам. Мы все видим, сколь значима вода в жизни как отдельного живого существа, так и всей Земли в целом, состоящей по большей части из воды. В жидкости рождается человеческий плод, без воды вянут растения, начинается засуха, ведущая к голоду, и т. д. и т. п. И вот тут-то и совершается чудо философской рефлексии — чувственно наблюдаемое явление абстрагируется от своего материального воплощения и возводится до уровня всеобщего мысленного концепта, охватывающего всю совокупность возможных материальных событий. Ибо что же значит фалесова вода, как не тот всеобщий принцип бытия, из которого всё возникает и в который всё обратно возвращается, осуществляя круговорот воды в природе?
Вода, сгущаясь и разрежаясь, порождает из себя остальные элементы — воздух, землю и огонь. Вдобавок к этому Фалес верил, что земля, будучи плоской как доска, плавает по воде — уже реальной, не мысленной, — что, если принять во внимание теорию континентального дрейфа, не кажется столь уж неразумым. Верил он и в то, что всё вокруг одушевлено (и доказывал это на примере действия магнита), а душу полагал бессмертной, приговаривая также: «Всё полно богов». Последний тезис разбивает современный примитивный позитивистский миф о том, что, дескать, философское мышление сменило религиозное.
Философия ничего не сменяла, это было и есть, если угодно, мышление параллельное, мышление по преимуществу «иное».
Был Фалес убежден и в том, что между жизнью и смертью нет никакой разницы, и когда его спросили: «Что же ты, Фалес, не помрешь?», он ответил: «Именно поэтому». Помимо этих достижений, обращал внимание Фалес и на звезды, предсказав солнечное затмение 585 года до н. э. и предположив, что происходит оно от того, что солнечный диск покрывается Луной. Будучи уверенным, что звезды состоят из раскаленной земли, Фалес так любил их и был таким большим любителем созерцания, что Платон в диалоге «Теэтет» (174а) сохранил для нас следующий анекдот из его жизни:
«Наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает».
Но грек не был бы греком, если бы не восстановил недостаток вовлеченности в житейские дрязги другим случаем, сообщенным нам Аристотелем в его «Политике» (1259а):
«Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость».
К этому следует добавить достижения в геометрии: Фалес был первым, кто доказал, что диаметр делит круг пополам и что два треугольника являются равными в случае, если одна сторона и два угла одного треугольника равны одной стороне и двум углам другого.
Диоген Лаэртский сохранил для нас следующие высказывания Фалеса:
Древнее всего сущего — бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего — мир, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно объемлет всё.
Быстрее всего — ум, ибо он обегает всё.
Сильнее всего — неизбежность, ибо она властвует всем.
Мудрее всего — время, ибо оно раскрывает всё.
Вот сколько всего замечательного для философии, которая тогда не отличалась от науки, сделал Фалес Милетский. Когда он умер от теплового удара примерно в возрасте 80 лет, на могиле его была выбита следующая эпитафия:
Эта гробница мала, но слава над ней необъятна:
В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.
Анаксимандр
К следующему поколению знаменитых милетских физиков принадлежал Анаксимандр — ученик Фалеса. Анаксимандр известен нам как автор первого научного прозаического сочинения под названием «О Природе» (Περὶ Φύσεως). В дальнейшем только ленивый греческий философ не напишет сочинения — в прозе или в стихах — с таким же названием, и эта традиция просуществует добрых двести лет, угаснув лишь ко времени Платона, когда ракурс философии вообще изменится кардинальным образом.
Скорее всего, апейрон, помимо того, что это философский концепт, имеет также некоторое материальное соответствие в реальности, будучи всеобъемлющим и всепроникающим и уподобляясь в этом божеству.
При этом Аристотель, говоря об апейроне Анаксимандра в своих физических сочинениях («Физика», «О небе»), видит в нем некое подобие бесконечного тела. Должно быть апейрон был введен Анаксимандром по причине того, что размышления о воде как начале всё же наталкивались на некоторую ограниченность: очевидно ведь, что вода, образуясь через конденсацию, сама имеет начало, равно как при нагревании она испаряется, то есть имеет конец, следовательно, ее сложно назвать подлинным началом, которое в идеале не должно ни возникать, ни гибнуть.
Важно также отметить, что Анаксимандр, в отличие от Фалеса, не просто задается вопросом из чего всё возникает, но также почему это происходит, что является причиной того, что в первоначале — каким бы оно ни было — возникает какое-то брожение и рождается мир или множество миров (верил он и в такое). Это он и попытался объяснить в единственном сохранившемся фрагменте, который наиболее точно передан нам философом Симпликием, жившим уже в 6 в. н. э.:
«А из каких начал вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [=ущерба] в назначенный срок времени».
Из этого фрагмента можно выделить следующие важные положения:
— Возникновение единичного космоса или вещи мыслится как несправедливость или некое нарушение исходной целостности.
— Бытие, которое в результате возникновения приобретает единичная вещь, как бы берется «в долг».
— Высшим судьей в этой тяжбе выступает время.
Таким образом, можно сделать вывод, что Анаксимандр вообще мыслил единичный мир и всё существующее в нем как некую роковую ошибку, как то, чего в идеале быть не должно.
Экзистенциальный пессимизм Анаксимандра подразумевает, что в мире действует некая борьба противоположностей — как на уровне единичных вещей, так и на уровне материальных стихий, которые, выделяясь из исходной целостности апейрона, сталкиваясь и расходясь, приобретают свою качественную — временную — определенность.
Верил Анаксимандр и в то, что Земля, будучи цилиндрической по форме, покоится в центре космоса за счет равновесия сил притяжения и отталкивания. А вот что сообщает Плутарх («Застольные беседы») об антропогенезе согласно Анаксимандру:
«Люди первоначально зародились внутри рыб; были вскормлены подобно акулам и только после того, как оказались в состоянии прийти на помощь самим себе, вышли наружу и достигли земли».
Если учесть, что жизнь на земле вышла из воды, то вариации Анаксимандра не так уж далеки от современной акватической теории. Также Анаксимандр был первым, кто построил гномон, то есть солнечные часы. А как-то раз Анаксимандр решил попеть песни, а дети — такие же сорванцы что в древности, что сейчас — стали над ним смеяться, и тогда он сказал: «Что ж, ради детей придется мне научиться петь получше». Таков был этот своеобразный человек, Анаксимандр из Милета.
Анаксимен
Завершается обзор милетской философской школы традиционно Анаксименом, учеником и другом Анаксимандра, который полагал, что начало хоть и беспредельно, то есть что это апейрон, но качественно определенно, и поэтому является воздухом. Наблюдая за воздухом, Анаксимен заметил, что, помимо того, что он вездесущ и жизненно важен, разрежаясь, он становится огнем, а конденсируясь — сначала ветром, потом тучей и далее — водой. Вода, сгущаясь, превращается в землю, которая, согласно той же логике сгущения, становится камнями и т. д.
Движение, согласно которому и происходят все эти сгущения и разрежения, существует вечно.
Земля как небесное тело, будучи плоским, «плавает» по воздуху (досл. «оседлала воздух») и возникла из него путем «комканья». От Земли родились Луна и Солнце, которое является столь горячим потому, что очень быстро движется. Остальные светила появились из испарины, возносящейся от Земли и, благодаря разряжению, превращающейся в огонь, который в свою очередь скручивается и получает шарообразную форму. Звезды же прибиты к стеклянному небесному своду наподобие гвоздей. Ну и понятное дело, что боги — куда же без них — хоть и нерожденны, но тоже появились из воздуха, и именно поэтому они могут с легкостью преодолевать огромные расстояния, будучи невидимы для людских очей.
Вселенная. Апейрон
И так, имея практически сформировавшуюся концепцию мироздания до «Большого взрыва», я с интересом стал изучать достижения 2500-летней давности, за неимением более современных исследований этого вопроса.
Точкой соприкосновения моих собственных воззрений и воззрений древних на природу первоначал Вселенной стало такое понятие как – «апейрон».
Считается, что впервые идею апейрона высказал Анаксимандр в начале 6 века до н.э. Но его идея апейрона взросла на идее Фалеса об архе.
Очевидно, и до Фалеса древнегреческие философы искали ответ о первоначале все сущего, но только от Фалеса мы узнаем, что он рассуждал на эту тему.
Аристотель, пересказывая основные тезисы учения Фалеса (636 – 546 гг. до н.э.), приводит следующее высказывание: «все произошло из воды».
В формулировке перипатетиков это звучало как «вода – архе, или материальная причина сущего». Иными словами Фалес впервые задумался о том, что всему сущему что-то должно предшествовать и это первоначало он определяет как «вода». В этом термине мы видим скорее мифологическую ассоциацию, нежели выверенный научный термин. Следует учитывать, что сознание мудрецов античности ещё находилось в плену мифов и религиозных традиций. Поэтому не удивительно, что первоначало у Фалеса ассоциировалось с околоплодными водами. Так же как в утробе женщины из её вод рождался ребенок, так же, по мнению, Фалеса был рожден и сущий мир, который доступен человеку через его ощущения.
Диоген Лаэртский (180 – 240 гг.) приводит следующие изречения, которые приписывают Фалесу:
Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден.
Больше всего пространство, ибо оно объемлет все.
В этих двух афоризмах Фалес выразил основную космологическую идею своего учения: бог первичен, пространство – бесконечно.
Итак, Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) размышлял о первопричине сущего не на пустом месте, почва для его размышлений уже была подготовлена Фалесом.
Чтобы понять воззрения Анаксимандра на интересующий нас вопрос обратимся к свидетельствам самих античных философов, более близко знакомых с учением Анаксимандра.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своей «Физике» отмечает ( АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 4. 187 а 20.):
«[Одни физики принимают одно первоначальное тело-субстрат и порождают из него остальные сгущением и разрежением] А другие утверждают, что противоположности наличествуют в Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр, равно как и Эмпедокл и Анаксагор: ведь и по их мнению, так же [как и по мнению Анаксимандра], остальные [тела] выделяются из смеси.»
Комментируя «Физику» Аристотеля Симпликий (490 – 560 гг.) отмечает (СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», 24, 13):
«Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное, первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. «А из каких [начал] вещам рожденье… назначенный срок времени» [12 В I], как он сам говорит об этом довольно поэтическими словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [= качественным превращением] первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения.»
Ириней (130 – 202 гг.) уточняет мировоззрение Анаксимандра (ИРИНЕЙ. Против ересей, II, 14.):
Анаксимандр принял за начало неизмеримое (immensum), семенообразно содержащее в себе самом рождение всех вещей; из него, как он утверждает, состоят неисчислимые миры.
Псевдо-Плутарх расширяет концепцию Анаксимандра:
«После него [Фалеса] Анаксимандр, товарищ Фалеса, сказал, что абсолютная причина возникновения и уничтожения Вселенной – бесконечное, из которого, по его словам, выделились небосводы и вообще все бесконечные космосы. Он утверждал, что совершается гибель [миров-небосводов], а намного раньше – [их] рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу все одно и то же.»
Повторяя Псевдо-Плутарха (II век н.э.), Ипполит (170 – 235 гг.) также подчеркивает мнение Анаксимандра относительно первоначала космоса (ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 6, 1):
«Слушателем [= учеником] Фалеса становится Анаксимандр. Анаксимандр, сын Праксиада, милетец. Сей сказал, что начало сущих [вещей] – некая природа бесконечного, из которой рождаются небосводы и космос в них. Он называет [природу бесконечного] «вечной и нестареющей» и [говорит], что она «объемлет все космосы». Время же, по его словам в том смысле, что рождение, бытие и гибель [миров-небосводов] предопределены. Он утверждал, что начало и элемент сущих – бесконечное, первым введя это имя начала, и что, кроме того, имеется вечное движение, в котором происходит рождение небосводов.»
Более подробно концепцию Анаксимандра раскрывает нам Псевдо-Аристотель (ПСЕВДО-АРИСТОТЕЛЬ Мнения философов, I, 3, 3):
«Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, началом сущих полагает бесконечное: из него все возникает и в него все уничтожается. Поэтому и рождаются бесконечные [по числу] космосы и снова уничтожаются в то, из чего возникли. Он объясняет, почему оно безгранично: чтобы никогда не иссякало наличное возникновение. Но он ошибается, не говоря, что есть бесконечное: воздух ли оно, или вода, или земля, или какие другие тела. Он ошибается в том, что о материи высказывается, а творящую причину упраздняет. Ведь бесконечное есть не что иное, как материя, но материя не может быть действительностью, если не дана творящая причина.»
Ср.: (АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 7, 207 b 35): «Ясно, что бесконечное следует отнести в разряд материальной причины, что оно не субстанция, [а атрибут, причем] негативный атрибут [= лишенность], самосущий же субстрат, [атрибутом которого является бесконечное] – это чувственный континуум. Совершенно очевидно, что и все остальные [философы] рассматривали бесконечное как материю, а потому абсурдно полагать его объемлющим, а не объемлемым.»
Там же, 8, 208 а 8: «Для того чтобы объяснить неиссякаемость возникновения, нет необходимости постулировать актуально существующее бесконечное чувственное тело, так как уничтожение одной вещи может бить возникновением другой, притом что Вселенная конечна.»
В дальнейшем Аристотель развивает концепцию бесконечного Анаксимандра (АРИСТОТЕЛЬ. Физика, 203 b 4):
«Логично и то, что все полагают его началом ибо:
1) оно не может быть всуе;
2) оно не может иметь никакого другого значения, кроме значения начала.
В самом деле, всякая вещь либо начало, либо [происходит] из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец. Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также [указывает на то, что его следует понимать] как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому, как мы говорим, у этого [начала] нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет», и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо бесконечного, иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество, ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр и большинство фисиологов.
[Далее следует перечисление пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее взгляды различных философов.
Третий аргумент (203 b 18) – «возникновение и уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от которого отнимается то, что возникает, бесконечно», – в «Мнениях философов» приписан Анаксимандру, см. А 14.]
Из приведенных выдержек становится понятным концепция Анаксимандра относительно первооснов мироздания. Он полагал, что все, что мы сегодня можем наблюдать, рождено Богом из первоначального беспредельного путем выделения из него структурных первоэлементов (воды, воздуха, земли и огня). При этом само же исходное беспредельное неуничтожимо и сохраняет свое качество в неизменном виде неограниченно долго. Таким образом, Анаксимандр вводит в научный оборот, строго выверенный научный термин, – «апейрон». Именно это понятие я и принял за основу моей концепции первоначала сущего.
И так, исходным постулатом моей концепции стали положения, высказанные Фалесом и Анаксимандром:
1. Пространство бесконечно.
2. Каждая точка пространства обладает, без каких либо изъятий, всей совокупностью реализуемых свойств.
3. Разум предшествует дифференциации сущего.
Состояние объективной реальности до начала дифференциации сущностей я вслед за Анаксимандром называю «Апейрон», так как считаю, что оно наиболее точно отражает характеристику материи в этом состоянии.
Теперь переходим к изложению моего воззрения на природу первонала сущего.
Выше уже говорилось о том, что предлагаемая концепция базируется на таком понятии как «сущее» (сущность).
Сущность может быть ничем неограниченной, и тогда она является Изначальной Сущностью или Апейроном, и ограниченной свойствами своего проявления. Чем меньше свойств проявления у такой сущности, тем более низшую ступень в иерархии сущностей она занимает.
Итак, Изначальная Сущность или Апейрон, есть начало начал всего, что мы ощущаем и видим вокруг, того что знаем и можем узнать. Под этим определением понимается Сущность, которая включает в себя все, что когда-либо было, есть и будет реальностью, без всяких ограничений физических или духовных понятий.
Изначальная Сущность или Апейрон, это понятие над понятиями, это тот предел, который мы можем сформулировать, исходя из своей способности воспринимать проявления окружающего нас мира. За этим определением в своем обобщающем содержании уже ничего нет, и не может быть, так как если кто-нибудь сможет предложить более обобщающее понятие, то оно должно будет использоваться вместо предложенного здесь.
Таким образом, Апейрон (Изначальная Сущность) это безграничное проявление недифференцированной реальности во всех своих формах и явлениях.
Теперь, когда мы определили что такое есть Апейрон, попытаемся понять состояние мира в этой Изначальной Сущности.
Как вытекает из ее определения она включает в себя все, что на сегодня известно человеку об окружающем его мире, в том числе и духовные понятия, но не в том виде в котором мы все это воспринимаем, а в неразделенном, целостном состоянии. В Апейроне нет разделения вещества на фрагменты из которых формируются тела, в ней нет разделения времени, на следующие друг за другом доли, в ней нет разделения между веществом и разумом, в ней вообще нет ни какого разделения. Все что мы сейчас наблюдаем находится в Апейроне в едином неделимом состоянии.
Это состояние я называю Единая Материя Сущности.
Единая Материя Сущности, таким образом, является той первоосновой в которой в последствии появилась наша Вселенная. Неугомонные материалисты пытаются определить ее свойства исходя из анализа свойств нашего Физического мира, но занятие это напоминает кропотливый труд по взвешиванию мысли. Свойство Единой Материи Сущности можно понять, только изучив всю иерархию сущностей нашей Вселенной.
Таким образом, Апейрон (Изначальную Сущность или Единую Материю Сущности) можно представить себе как первородный, неограниченный пространством и временем, «океан» в котором родилась наша Вселенная. Причем состояние этого «океана» беспредельное спокойствие не нарушаемое абсолютно ни чем. Поэтому когда Платон говорит о том, что материя и вещество постоянно сотрясают друг друга, то это относится не к Апейрону (Изначальной Сущности) в целом, а лишь к исчезающе крохотному ее фрагменту в котором находится наша Вселенная.
Чтобы можно было себе представить, как соотносятся между собой Апейрон (Изначальная Сущность) и наша Вселенная, необходимо представить себе весь мировой океан нашей планеты и пузырек воздуха размером в один микрон. И представив их, надо помнить, что это соотношение значительно меньше, чем реальное соотношение Апейрона (Изначальной Сущности) и нашей Вселенной. То есть в объективном смысле пространственных соотношений можно сказать, что по отношению к Апейрону (Изначальной Сущности) нашей Вселенной просто не существует, настолько она уничтожимо мала по сравнению с состоянием Апейрона.